I. Организационный момент

Здравствуйте, знакомьтесь, это буква – З . З – не просто завитушка, это серьёзная, важная буква. Кто-то скажет, что она похожа на змейку, пружинку, стружку, и даже на бараньи рога, но любой, хорошо знакомый с цифрами уверен, что буква З – копия цифры три.

Любимые животные буквы З — зайцы, землеройки, зебры, зимородки, змеи, зяблики, зубры, и даже комарики. А почему же комарики, спросите вы? Ведь слово «комарики» не начинается на букву З. Всё очень просто. Вы слышали, как пищат эти насекомые? З-з-з.. Комары много раз «припевают» заветную букву.

Одно из самых любимых слов буквы З — «зоопарк». Почему? Потому что именно там живут её любимые, замечательные звери.

Буква З – девятая буква русского алфавита. Какая она, эта буква? Звонкая, заманчивая, загадочная, задумчивая, застенчивая, знаменитая, знатная. Она – буква-запевала. А ещё буква З – знающая. Она хорошо знает, что такое математические знаки.

Математические знаки – это «плюс +», «минус -», «равно =», «больше >», «меньше <» и другие. Как нам по секрету сказала буква З, математические знаки появились за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Правда, тогда они выглядели по-другому. Та математическая символика, которая используется сейчас, появилась в XIV – XVIII веках.

Буква З – богатая. Именно на эту букву начинается слово «золото». Детям хорошо знакома сказка «Золушка». Она — о бедной, доброй девушке с «золотыми», умелыми руками.

Загадка на букву З

Показался зверь лесной,
Вон, за той большой сосной,
Говорят, что он косой,
Вечно бегает босой.
Разглядишь среди травы?
(Уши выше головы).
Ответ: заяц

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Цель: Развитие у учащихся слуховой дифференцировки [з]-[с], [з’]-[с’].

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков [з], [з’], [с], [с’] и их акустических особенностях;
  • активизация словаря на тему «Животные».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [с], [с’], [з], [з’];
  • закрепление связи звуковых образов букв с их графическим изображением;
  • закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, предложениях;
  • развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля, аккуратности при выполнении письменных работ;
  • воспитание бережного отношения к животному миру.

Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, схема анализа артикуляции звуков, артикуляционные профили звуков, текст, таблицы слогов, слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Логопед:

Каждый день – всегда, везде –
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Аутотренинг.

Я пришёл на логопедическое занятие.

– Я внимательно слушаю логопеда.

– Я чётко и правильно произношу все звуки.

– Я пишу красиво и аккуратно.

– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.

III. Артикуляционная гимнастика:

«улыбка», «чистим нижние зубки», «горочка», «кошечка сердится», «перешагнуть через нижние зубки», «желобок».

IV. Определение темы занятия детьми.

Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили артикуляционный аппарат к работе. Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если послушаете стихотворение и ответите на вопросы.

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд –
Лису, зебру, рысь, зайчат.

– Ребята, о ком это стихотворение?

– Какой в слове «лису» третий звук?

– А в слове «зайчат» первый звук?

– В слове «рысь» последний звук?

– В слове «зебру» первый звук?

– Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия?

Дети формулируют тему логопедического занятия.

V. Целеполагание.

Логопед: Ребята, а теперь, пожалуйста, определите цели нашего занятия.

Чему мы должны научиться? (Приложение 1 , алгоритм целеполагания)

Дети:

– Мы должны научиться чётко и правильно произносить звуки [з] – [с], [з’] – [с’].

– Мы должны научиться слышать и различать звуки [з] – [с], [з’] – [с’] среди других звуков.

Мы должны научиться составлять предложения с этими словами.

Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня нам будет помогать обезьянка Дези. Она подготовила для вас очень интересные задания. Но чтобы вы с Дези правильно произносили звуки [с], [с’], [з], [з’], надо хорошо знать их артикуляцию.

VI. Анализ артикуляции звуков.

(Приложение 2 ). Учащиеся отвечают с опорой на алгоритм анализа артикуляции звуков и артикуляционные профили.

Логопед: Ребята, возьмите зеркала, поставьте их в рабочее положение и произнесите звук [с]?

– В каком положении находятся губы?

– Произнесите звук [з]. Что можно сказать о губах?

– При произнесении звука [с] в каком положении зубы?

– А теперь наблюдаем за языком. Произносим звук [с]. Где находится язык?

– А при произнесении звука [з]?

(Аналогичная работа проводится с мягкими согласными, логопед обращает внимание детей на артикуляторные и акустические отличия звуков).

VII. Характеристика звуков.

Логопед: Молодцы! А теперь переходим к характеристике звуков.

После подробного анализа артикуляции звуков, вам легко будет дать характеристику звукам.

(Приложение 3 , дети с опорой на алгоритм характеризуют звуки).

[с] – согл.; глух.; тв.
[з] - согл.; звон.; тв.
[с’] - согл,;глух.;мягк.
[з ‘] –согл.; звон.;мягк.

Логопед: Ребята, чем похожи и чем различаются эти звуки?

(Используя вибрационный контроль звуков, еще раз уточняем различия в произнесении этих звуков).

VIII. Связь звука с буквой.

Логопед: Кто мне скажет, какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’]?

– А какой буквой звуки [с], [с’]?

– Ребята, посмотрите, на что похожи буквы С и З ? (Вывешиваются печатные и рукописные буквы).

С ?

– Из каких элементов состоит рукописная буква З ?

– Ребята, посмотрите, какой чудо-цветок нарисовала нам Дези.

–В чем его необычность?

(Чудо-цветок состоит из букв З, С . Учащиеся показывают и называют все буквы).

– Выложите из веревочек буквы, мальчики – букву С , а девочки – З .

IX. Развитие графомоторных навыков.

Логопед: Дези приготовила для вас карточки с зашифрованными буквами. Вам будет необходимо эти буквы расшифровать и записать в тетрадях. (Раздаются карточки с деформированными буквами З и С).

X. Развитие функций фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы будем различать звуки в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях. Я буду произносить звуки, слоги, слова, предложения, а вы, как только услышите звуки [з], [з’] или [с], [с’], поднимите карточку с соответствующей буквой.

Звуки: [п’], [р], [з’], [т], [с], [г], [с’], [т’], [п], [с’], [з], [м’], [с], [к], [з], [в], [с’], [м], [р’], [с], [л’], [з].

Слоги: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клир, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю.

Слова: волк, бизон, норка, горностай, слон, лиса, носорог, обезьяна, зубр, лось, зебра, рысь, коза.

Предложение: Дези – талантливая обезьянка. Она любит рисовать красками. (Вывешивается картинка).

XI. Физминутка.

Логопед: Ребята, вы немного устали. Выполняйте упражнения вместе со мной.

Под пальмой на полянке
Отдыхали обезьянки.
Левой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп.
Правой ножкой топ, топ.
Правой ручкой хлоп, хлоп.

XII. Закрепление и дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях. Формирование навыков письма и чтения.

Чтение слогов : СА – ЗЯ, СО – ЗЁ, СУ –ЗЮ, СЫ – ЗИ, СЭ – ЗЕ, ЗА – СЯ, ЗО – СЁ, ЗЫ – СИ, ЗЭ – СЕ. (Читают тихо, громко, с интонацией восхищения, удивления – развитие просодической стороны речи).

Логопед: А сейчас будьте внимательны, читаем слоги только с буквами С или З .

Читаем слоги с элементами скорочтения: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клив, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю. (Слоги предъявляются на карточках в течении секунды).

– Молодцы, прочитали вы слоги хорошо, а сейчас запишем те слоги с буквами З и С , которые вы запомнили. Пишите красиво и аккуратно.

– А сейчас мы вместе с Дези отправимся в зоопарк. (Вывешивается большой плакат с изображением зоопарка). Когда-то в этом зоопарке жила и Дези.

– Ребята, назовите животных, которые обитают в зоопарке.

– Назовите тех животных, в названиях которых есть звуки [с], [с’].

– А теперь назовите животных, в названиях которых есть звуки [з], [з‘].

– Ребята, ветер и дождь испортил таблички с названиями животных. (Вывешивается таблица с деформированными словами, дети прочитывают их.)

Звуковой и слоговой синтез слов.

Ребята, угадайте название животного и запишите его: второй слог – РА, первый – ЗЕБ; первый звук [л], второй [о], а последний – [с’].

– Ребята, из слов сбежали буквы С и З . Вставьте буквы, прочитайте и запишите слова в тетради. Вывешивается таблица слов:

ли…а
…аяц
ры…ь
обе…ьяна
…обака
ко…а

– Ребята, а какое из этих слов лишнее? Почему?

– Ребята, в лесу после животных остались следы. Назовите, чьи это следы?

(Дети образуют притяжательные прилагательные: лисьи, заячьи, рысьи, и т.д.)

Логопед: Ребята, закончите предложение подходящим по смыслу словом:

Лиса хитрая, а заяц…
Слон большой, а суслик …
Медведь неуклюжий, а обезьяна…
Леопард пятнистый, а зебра…

(Одно из предложений записывают в тетрадь). Перед записью дети хором называют 5 законов предложения:

– Чтобы грамотно писать, очень важно твердо знать пять законов предложения:

  • первое слово в предложении пишется с большой буквы;
  • каждое слово пишется отдельно;
  • имена людей, клички животных пишутся с большой буквы;
  • предлоги и союзы пишутся отдельно;
  • в конце предложения ставится точка.

(После записи предложения, учащиеся обязательно сверяют его с образцом на доске, подчеркивая гласные буквы).

Логопед: Ребята, из нашего зоопарка сбежала обезьяна. Давайте об этом прочитаем текст.

(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).

Притворщица.
В зоопарке жила обезьяна по кличке Дези. Однажды утром Дези неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Обезьяне дали лекарство и ушли. Дези мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку. Дези за её ум взяли работать в цирк.

После прочтения оставляются опорные (выделенные) слова, по которым дети пересказывают текст.

XIII. Подведение итога.

Логопед: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Какие были трудности? Как вы их преодолевали? Какие чувства вы испытываете сейчас?

Молодцы! Вы хорошо работали. Я горжусь вами!

З, з (называется: зэ) — буква всех кириллических славянских алфавитов (9-я в русском, белорусском, македонском и сербском, 8-я в болгарском и в украинском — 10-я); также применяется в письменностях ряда не славянских народов. На её основе в них даже образованы новые буквы, такие как Ҙ. В церковно- и старославянских азбуках является 8-й по счёту, и именуется «земля́».

В кириллице обозначается как (более древняя — Z-образная форма) и эквивалентна числу 7. В глаголице пишется как и означает число 9. Кириллическая форма произошла от греческой буквы Ζ, ζ (дзета); глаголическая, возможно, тоже (но имеются и другие гипотезы).

Буква З в произношении очень давно совпала с буквой Ѕ - «зело», употреблявшейся намного реже. С введением гражданского шрифта сначала (1708) букву З (в пользу буквы Ѕ) исключили из русского алфавита, но во 2-й модификации шрифта (1710) её восстановили, а Ѕ — исключили. Правда, обе азбуки употреблялись параллельно до 1735 г., когда окончательно убрали Ѕ.

Произношение

Буквой «З» в русском языке обозначают (перед рядом мягких согласных и ё, е, и, ь, ю, я) такие звуки, как свистящие [з]/[з`]; оглушается перед глухой согласной и в конце слова, соответственно, в [с`] / [с] (кузька [кус’ка], мазь [мас`], сказка [скаска], туз [тус]).Перед шипящими подобна им: напр., низший (чит. — ни[шш]ий), без жены (чит. — бе[ж-ж]ены) и т. п. В сочетаниях здч, зч читается как щ, т.е., как мягкое долгое [шш`]: звёздчатый (чит. —звё[шш`]атый), извозчик (чит. — изво[шш`]ик).

В целом аналогично читается буква З и в иных славянских языках; отличия, в основном, могут быть в меньшем распространении оглушения [з] в [с] и в произношении сочетания дз не в 2 звука, а как единого целого — звонкой аффрикаты, которая па́рна к глухой ц.

Приставки на з/с и их правописание

В целом этимологическая, русская орфография делает одну из малочисленных уступок произношению при написании приставок, с окончанием на з/с. Их правописание восходит к старославянским правилам, и несколько раз менялось. В частности, были следующие виды систем.

Русская современная орфография

Приставка с- неизменна; иные приставки (раз- и низ-, из- и чрез- (через), без- и вз- (воз-)) имеют з перед звонкой согласной и гласной, перед глухой согласной — с. (Считают, что слово «близстоящий» имеет не приставку, а 2 корня, и поэтому не противоречит данному правилу.)

Русская дореволюционная орфография

Не изменяются приставки чрез- (через-), без- и с-; приставки другие (из-, раз-, низ- и вз- (воз-)) имеют перед звонкой согласной, гласной, а также перед с — з, но перед иными глухими согласными — с.

Орфография церковнославянская (с середины XVII в.)

Никогда не изменяются приставки без-, с-, низ- и чрез- (через-) (лишь глагол згарати исключение, хотя сгорѣти); у приставок раз-, вз- (воз-) и из- имеется з перед звонкой согласной и гласной, и перед с и ш, но перед другими глухими согласными — с. В ряде изданий з на с не меняется также перед ч и ц, но это формально считают ошибкой.

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

Познакомить детей с буквой «З» ;

Анализ, синтез и чтение обратных и прямых

Преобразование прямых слогов;

Учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

Учить детей показывать мимикой различные

эмоциональные состояния.

Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»

Давайте вспомним какой это звук .

Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

А теперь я произнесу слог - ЗУ.

Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .

звук ?

Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .

Какой гласный? Какой согласный звук ?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .

4. Дидактическая игра «Телефон» .

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

6. Физминутка.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З» .

Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .

Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З» .

Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.

Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Обводим по контуру букву «З» в кассе.

А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ

А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.

ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .

Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.

10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.

Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

Чем будем обозначать? – Красными полосками.

Какой первый слог? (дети называют)

Какой второй? (дети называют)

Повторите первый слог. (дети повторяют)

Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Повторите второй слог. (дети повторяют)

Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия .

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Сколько элементов у этой буквы ?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!