И. С

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Исследовательская работа

Литературоведческий анализ стихотворений

И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»,

И.П.Мятлева «Розы»: сходство и различие

Мамедова Лейла Эльсеваровна,

студентка 113 БД группы

Руководитель:

Борисенко Лидия Васильевна,

Нижневартовск 2014

Введение ..…………………………………………………..……. стр.3

1. Исследовательская часть . Литературоведческий анализ стихотворений И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», И.П.Мятлева «Розы»: сходство и различие

1.1 .Анализ стихотворения И.П. Мятлева «Розы»……..……… стр. 5-7

1.2.Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы..» …………………………….…. стр.8-11

1.3.Сопоставительный анализ стихотворений И.П. Мятлева «Розы» и И.С.Тургенева Как хороши, как свежи были розы…» стр.12-15
Заключение ………………………………………………………. стр. 16

Используемая литература ………………………………………… стр.17

Приложение.………………………………………………………. стр.18-19

Введение

Нужна ли поэзия современному обществу? С точки зрения современного потребительского общества, поэзия бесполезна. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия обращается к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении. Общество манит нас развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением.

"На бегу" невозможно читать стихи - это слишком серьёзное занятие. Современная молодежь предпочитает «легкое» чтение. Поэзия призывает каждого из нас остановить "стремительный бег по жизненной дороге "и подумать о главном - для чего мы живем.

Стихи обладают удивительной способностью - ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Сила воздействия поэзии на человека несомненна.

Отличный от обыденного язык, особая организация речи - рифмы, образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений - всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Литературоведческий анализ стихотворения – это для меня интересная исследовательская работа, которая позволяет выявить особенности поэтического стиля автора,определить тему, идею текста, объяснить выбор художественных средств. Сопоставительный анализ стихотворений И.С.Тургенева и И.П.Мятлева поможет глубже погрузиться в текст произведения, рассмотреть отношение разных авторов к философским и нравственным категориям: жизнь - смерть, молодость – старость, счастье-любовь.
Наблюдение над строфикой стихотворений будет способствовать лучшему пониманию авторского замысла, позволит увидеть созвучие или разность мнений.
Тема: Литературоведческий анализ стихотворений И.С.Тургенева и И.П.Мятлева: сходство и различие

Объект исследования: поэзия XIX века.

Предмет исследования: лирические произведения И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», И.П.Мятлева «Розы».

Цель: провести литературоведческий анализ стихотворений И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», И.П.Мятлева «Розы» и выявить сходство и различие в содержании и языковой форме

Задачи: 1) проанализировать процесс формирования мировоззрения поэтов XIX века И.С.Тургенева и И.П.Мятлева на основе биографического материала

2) изучить тексты произведений, определить их жанровую специфику, композицию, языковые особенности, тематику и проблематику

3) сопоставить эти лирические произведения, определить их сходство и различие

Гипотеза: исследование литературного текста лирического произведения будет наиболее эффективным, если сопоставить произведения разных авторов и использовать все структурные компоненты литературоведческого анализа

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала, наблюдение, работа с текстом произведения, с таблицами, сравнение.

В подготовке к работе использовались тексты произведений И.С.Тургенева И.П.Мятлева, работы по изучению лирики: Н.В.Беляевой «Уроки изучения лирики в школе». Г.А. Гуковского «Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др.

1.Исследовательская часть

1.1. Анализ стихотворения И.П. Мятлева «Розы»

История создания: Иван Петрович Мятлев - поэт XIX века, друг Жуковского, Вяземского, Пушкина, аристократ, человек светский, любимец литературных салонов. В 1834 году написал свое знаменитое стихотворение «Розы», прочел на литературном вечере, получив одобрение и похвалу. По мнению критиков, если бы Мятлев написал только стихотворение "Розы", его все равно следовало бы поставить в один ряд с великими поэтами России.

Стихотворение занимает главное место в творчестве писателя, несмотря на известность Мятлева при жизни в литературных кругах, именно стихотворение «Розы» имеет успешность и известность в наши дни. Это расцвет творчества поэта. (30-40 годы XIX столетия)

Литературное направление: Романтизм. Для романтизма характерен мотив скоротечности земного бытия, сопоставленного с быстротой увядания розы. К этому мотиву обратился поэт И.П. Мятлев

Жанр: Элегия (философские раздумья о жизни, смерти, любви)

Основная проблематика: Прекрасна жизнь и молодость, когда в душе живет любовь, но почему жизнь так быстротечна и человек должен страдать?

Тема: Рассуждения автора о жизни, любви, молодости, смерти

Идея: Необходимость примирения с жизнью: с утраченной любовью, с самим собой

Композиция: В основу композиционной структуры стихотворения положен приём антитезы , противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти . Первая часть стихотворения – изображение Жизни во всех её проявлениях: свежие, благоухающие розы в саду, красота молодой женщины, любовь и преклонение перед Прекрасным. Вторая часть (последняя строфа) – неожиданный трагический финал : «…В погосте белый камень, / На камне – роз моих завянувший венок». Тем самым автор как бы говорит нам: «Жизнь так быстротечна, она может оборваться внезапно, нелепо, ощущение счастья кратковременно, подобно поре цветения

В стихотворении есть восклицательные предложения : «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор прельщали мой!»; поэтическая лексика : высокая, торжественная, приподнятая.

Образ лирического героя: Он любит жизнь во всех проявлениях. Ему доставляет огромное наслаждение вид цветущих роз в своём саду: «Казалось мне, любовь дышала в них…» Но встреча с «девой рая» изменила нашего героя. Он понял, что настоящая радость в том, чтобы отдавать всё самое дорогое и делать счастливым любимого человека. К сожалению, смерть разлучила героев. Остались лишь воспоминания…

Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы):

Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, раскрыть авторский замысел. В стихотворении автор использует повторы (анафоры «Как я молил…Как я берёг…»); эпитеты («цветов заветных, дорогих»); сравнения («прелестная, как ангел красоты»,«в венке из роз она была царицей»); метафоры («жизни пламень», «Ей счастье долгое сулил, казалось, рок»). Они позволяют ярче представить переживания лирического героя, всю глубину его чувств. Поэт использует также приём антитезы, противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти, архаизмы «взор», «прельщали», «лелеял младость», «на радостном челе», «соплетались». Сказать о самом главном, размышляя о смысле человеческой жизни, бренности всего земного, можно только так: торжественно и возвышенно.

Рифма: АВАВ - перекрестная.

1 строфа

Как хороши, как свежи были розы -А

В моем саду! Как взор прельщали мой! -В

Как я молил весенние морозы - А

Не трогать их холодною рукой! - Б

2 строфа

Как я берег, как я лелеял младость - А

Моих цветов заветных, дорогих; - Б

Казалось мне, в них расцветала радость, -А

Казалось мне, любовь дышала в них. -Б т.д.

Состоит из 6 строф. (24 строки).

Стихотворный размер, ритм:

Ритм служит основой стиха. Ритмическое течение стихотворного произведения существует не изолированно, а в живом единстве с содержанием и другими компонентами, образующими его. Ритм в данном случае построен на счете слогов в стихе по ударности и безударности (силлабо-тоническое стихосложение)
Размер: пятистопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на 2 слоге:

Как / хо //ро /ши ,// как / све //жи / бы //ли / ро //зы (_ _/)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

В мо/ ем/ са/ду!/ Как/ взор/ прель/ща/ли/ мой! 1 2 / 3 4 / 5 6 / 7 8 / 9 10 / 11

Как/ я /мо/лил/ ве/сен/ни/е/ мо/ро/зы
Не/ тро/гать/ их/ хо/лод/но/ю /ру/кой!

И.С.Тургенева «». Радужные краски, грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование роднит стихотворение в прозе И.С.Тургенева с элегией И.П.Мятлева.

1.2. Анализ стихотворения И.С.Тургенева

История создания: На протяжении всего творческого пути И.С. Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. В последние годы своей жизни И. С. Тургенев создал серию художественных миниатюр, которые были напечатаны в «Вестнике Европы» в 1882 году под общим названием «Стихотворения в прозе».

Тургенев назвал этот цикл «Старческое». В своих поэтических миниатюрах он сумел сказать многое. Не зря они называются стихотворениями, хотя и написаны прозой, так как они лиричны, язык их музыкален.

«Как хороши, как свежи были розы…» - одно из самых знаменитых тургеневских стихотворений в прозе. Написано в сентябре 1879 года, незадолго до смерти. Оно проникнуто горечью воспоминаний о невозвратном прошлом: одинокий старик вспоминает свою молодость, а настоящее его печально.

Место произведения в творчестве писателя: занимает основную позицию в сборнике «Стихотворения в прозе» (1877-1882), автор обессмертил стихотворение И.П.Мятлева «Розы»,написанное в 1834году, позаимствовав первую строку стихотворения.

Литературное направление: Реализм. Во второй половине XIX столетия это ведущее литературное направление. В литературе главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики.

Жанр: Стихотворение в прозе. На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. И.С. Тургенева можно назвать новатором в литературе: стихотворение в прозе – впервые в этом жанре начал писать именно Тургенев.

Основная проблематика: Какие чувства может испытывать человек в одиночестве и старости?

Идея:

Композиция : В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И.Мятлева. В дальнейшем абзацы строго чередуются: в нечётных (1,3,5) - представлено прошлое, в чётных (2,4,6) –настоящее. Хотя это произведение и не содержит в привычной форме выраженных строф, рифмы, но оно настолько лирично и напевно, что можно даже определить размер - ямб, лёгкий, ясный, чистый.

Стихотворение разбито на мелкие части, подобные строфам, каждая из них заканчивается строчкой: «Как хороши, как свежи были розы». Примечательно то, что абзацы с описанием комнаты чередуются с абзацами о прошлых событиях. Это показывает тесную связь, близость, переплетение времён, что воспоминания всё ещё свежи в памяти, хотя обстановка совсем другая «теперь зима», а на ум герою приходит «летний вечер». При ностальгических воспоминаниях нередко сравниваются прошлое и настоящее : как хорошо было раньше, и как грустно сейчас. Об обстановке теперешней герой говорит нехотя, немногословно, а о прошлом - много, радуясь, образно и с чувством гордости (именно здесь единственный восклицательный знак произведения). Предложения чаще соединяются цепной связью при помощи местоимений и частиц: «с нею», «как она...», подхватывают и разворачивают друг друга. Стихотворение построено на антитезе: основные его мотивы противоположны мотив молодости и старости, жизни и смерти. Противопоставлены времена года : в прошлом - тёплый летний вечер; в настоящем - мороз и зима.

Основной пафос произведения и эмоциональная тональность:

Пафоса в стихотворении Тургенева заметить нельзя. Единственный восклицательный знак встречается, когда автор говорит о прошлом - много, радуясь, образно и с чувством гордости. Мечтательная тональность сменяется торжественной . Последние два предложения, заканчивающиеся многоточием говорят о недоговоренности, подчеркивают монотонность мысли .

Образ лирического героя : в стихотворениях в прозе: общая установка на выражение субъективного впечатления и переживания одного героя. В центре - один лирический герой, все произведение посвящено ему. Символично то, что Тургенев написал это стихотворение в сентябре 1879 за 4 года до смерти, можно предположить, что это ещё и некое предчувствие автором своей смерти, написанное в годы болезни: «Свеча меркнет и гаснет… Мне холодно… Я зябну,… и все они умерли…»

Художественные средства, с помощью которых созданы образы :

В тексте используются художественные средства: «Летний вечер (эпитет) тихо тает и переходит в ночь (поэтичная метафора), в тёплом воздухе (эпитет) пахнет резедой и липой... (метафора), «теперь зима; мороз запушил стёкла окон (метафора); в тёмной комнате горит одна свеча».

В описании представляемой картины автор использует легчайшие, нежные выразительно- изобразительные средства языка: «вечер тихо тает и переходит в ночь» (а не становится «темней и темней», как в следующем абзаце); тёплый воздух весь пропитан запахом резеды и липы - нежнейшими женскими запахами, запахами молодости. В этой картине гармонично, как часть природы, рисуется образ прекрасной девушки. Описание её проникновенно: «Как просто душно вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы; как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё никем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица!» Как живописно и рельефно при помощи романтичных эпитетов и метафор написан её портрет! И отчётливо слышится ритм, заданный ещё в начале произведения, как будто подхватывается: «как хо-ро-ши, как све-жи бы-ли ро-зы!»

Рифма: Рифма отсутствует

Соотнесенность с другими произведениями: Стихотворение И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» соотносится со стихотворениями И.П.Мятлева «Розы», И.Северянина «Классические розы», рассказом И.А.Бунина «Легкое дыхание»
1.3.Сопоставительный анализ стихотворений И.П. Мятлева «Розы» и И.С.Тургенева Как хороши, как свежи были розы…»


Вопросы для сравнения

И. П. Мятлев «Розы» (1)

(1796-1844г)


И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…» (2)

(1818-1883г)


Черты сходства

Тема

Рассуждения автора о любви, молодости, смерти

Размышления автора о старости, о смерти, воспоминания о прожитой жизни

Идея

Необходимость примирения с жизнью: с утраченной любовью и с самим собою.

Необходимость примирения с жизнью: со старостью и одиночеством

Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы)

- Метафоры «жизни пламень», «Ей счастье долгое сулил, казалось, рок»;

-Эпитеты «цветов заветных, дорогих»;

-Приём антитезы , противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти;

-Сравнения «прелестная, как ангел красоты»,«в венке из роз она была царицей»;

-Повторы (анафоры) «Как я молил… Как я берёг…»;

-Архаизмы «взор», «прельщали», «лелеял младость», «на радостном челе», «соплетались».


-Метафоры «Теперь зима; мороз запушил стёкла окон,«звучат молодые, добрые голоса», «трепещут смехом»;

-Эпитеты «Летний вечер», «в теплом воздухе»;

- Прием антитезы : основные мотивы противоположны: молодости -старости, жизни –смерти;

-Инверсия «В тёмной комнате горит одна свеча»;

-Синекдоха «алые щёки трепещут сдержанным смехом»;

-Метонимия «руки ласково сплелись».


Место произведения в творчестве писателя

Стихотворение занимает главное место в творчестве писателя, несмотря на известность Мятлева при жизни в литературных кругах, именно стихотворение «Розы» имеет успешность и известность в наши дни.

Занимает основную позицию в сборнике «Стихотворения в прозе», наиболее известное «стихотворение в прозе» Тургенева.

Черты отличия

История создания

Об истории создания стихотворения не известно ничего, кроме того, что Мятлев в 1834 году впервые на литературном вечере в Санкт-Петербурге прочел свое стихотворение «Розы», получив одобрение и похвалу.

Напечатано было в «Собрании стихотворений» в 1835 г. без указания имени автора.


Написано в сентябре 1879 года, вошло в сборник И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе». Сборник был создан в конце жизни писателя.(1878-1882гг.) Ведущие темы: одиночество, смерть, старость, скоротечность жизни. «Как хороши, как свежи были розы…» - итог жизни писателя, предчувствие смерти Опубликовано в журнале «Вестник Европы» в 1882г.

Литературное направление

Романтизм. Создано в 1 половине 19 столетия

Реализм. Создано во 2 половине 19 столетия

Жанр

Элегия

Стихотворение в прозе

Основная проблематика

Почему человек должен страдать, если жизнь прекрасна и быстротечна?

Какие чувства может испытывать человек в одиночестве и старости

Композиция

Условно стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть стихотворения – изображение Жизни во всех её проявлениях: свежие, благоухающие розы в саду, красота молодой женщины, любовь и преклонение перед Прекрасным. Вторая часть (последняя строфа) – неожиданный трагический финал: «…В погосте белый камень, / На камне – роз моих завянувший венок». Тем самым автор как бы говорит нам: «Жизнь так быстротечна, она может оборваться внезапно, нелепо, ощущение счастья кратковременно, подобно поре цветения розы.


В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И.Мятлева. В дальнейшем абзацы строго чередуются: в нечётных (1,3,5) - представлено прошлое, в чётных (2,4,6) –настоящее.. Стихотворение разбито на мелкие части, подобные строфам, каждая из них заканчивается строчкой: «Как хороши, как свежи были розы». Абзацы с описанием комнаты чередуются с абзацами о прошлых событиях. Это показывает тесную связь, близость, переплетение времён, что воспоминания всё ещё свежи в памяти, хотя обстановка совсем другая «теперь зима», а на ум герою приходит «летний вечер». При ностальгических воспоминаниях нередко сравниваются прошлое и настоящее: как хорошо было раньше, и как грустно сейчас. Об обстановке теперешней герой говорит нехотя, немногословно, а о прошлом - много, радуясь, образно и с чувством гордости. Предложения чаще соединяются цепной связью при помощи местоимений и частиц: «с нею», «как она...», подхватывают и разворачивают друг друга.

Основной пафос произведения и эмоциональная тональность

Восклицательные предложения: «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор прельщали мой!»; поэтическая фонетика: высокая, торжественная, приподнятая лексика. Сказать о самом главном, размышляя о смысле человеческой жизни, бренности всего земного, можно только так: торжественно и возвышенно.

Пафоса в стихотворении Тургенева заметить нельзя. Единственный восклицательный знак встречается, когда автор говорит о прошлом - много, радуясь, образно и с чувством гордости. Мечтательная тональность сменяется торжественной. Последние два предложения, заканчивающиеся многоточием говорят о недоговоренности, подчеркивают монотонность мысли.

Образ лирического героя

Лирический герой любит жизнь во всех проявлениях. Ему доставляет огромное наслаждение вид цветущих роз в своём саду: «Казалось мне, любовь дышала в них…» Но встреча с «девой рая» изменила героя. Он понял, что настоящая радость в том, чтобы отдавать всё самое дорогое и делать счастливым любимого человека. К сожалению, смерть разлучила героев. Остались лишь воспоминания…

Лирический герой чувствует отчуждённость от мира, в котором он живёт, он его не устраивает, ему в нём холодно и одиноко, и только воспоминания согревают его. Всё, что окружает его, находится в дисгармонии, разрознено.

Рифма

Рифма перекрестная (АВАВ)

Тургенев говорил: «Это стихотворение- стихотворение без рифмы и размера». Но, несмотря на отсутствие рифмы, стихотворение достаточно мелодично, ритмично.

Размер

Размер: пятистопный ямб. Состоит из 6 строф. (24 строки). Стопа двухсложная с ударением на 2 слоге.

Произведение не содержит выраженных строф, рифмы, но оно настолько лирично и напевно, что можно даже определить размер - ямб, лёгкий, ясный, чистый

Заключение:

1.В ходе исследования был собран и систематизирован материал о творчестве И.С.Тургенева и И.П.Мятлева; рассмотрены их литературные предпочтения, влияние романтизма и реализма на творчество поэтов

2.Изучены тексты произведений, проведен их литературоведческий анализ

3. При сопоставительном анализе произведений определено их сходство и различие: в стихотворениях И.П. Мятлева «Розы» и И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» сходство наблюдается в определении темы, идеи, места произведения в творчестве писателя, выборе и использовании художественных средств. Отличие выявляется на уровне основной проблематики; в литературном направлении, соответствующем эпохе, жанровых особенностям, образе лирического героя.

Используемая литература

6. Белокурова С.П.Словарь литературоведческих терминов. М. «Паритет»,2005.

7. Беляева Н.В. «Уроки изучения лирики в школе». М. «Просвещение», 2012.

8.Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л., «Просвещение», 1987.

9. Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе». Издательство «Детская литература», 1992.

Приложения

Иван Мятлев

РОЗЫ

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты,

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались

На радостном челе красивее, свежей,

Как хорошо, как мило соплетались

С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!

Среди подруг, средь плясок и пиров,

В венке из роз она была царицей,

Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах - веселье, жизни пламень;

Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.

И где ж она?.. В погосте белый камень,

На камне - роз моих завянувший венок.

И.С.Тургенев

«Как хороши, как свежи были розы...»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...

План литературоведческого анализа лирических произведений:


  1. История создания произведения;

  2. Место произведения в творчестве автора;

  3. Литературное направление;

  4. Жанровая форма

  5. Основная проблематика;

  6. Тема произведения;

  7. Идея произведения;

  8. Композиция произведения;

  9. Основной пафос произведения, эмоциональная тональность;

  10. Образ лирического героя;

  11. Художественные средства, используемые автором в произведении.

  12. Ритмика. Рифма. Размер.

  13. Соотнесенность с другими произведениями

Встречаются в отечественной словесности лица оригинальные, от которых, однако, остается вроде бы совсем немного - домашнее имя, две-три строки. В лучшем случае - какой-нибудь куплет без привязки к автору. Такова судьба Ивана Мятлева. Или Ишки Мятлева, как звали его современники.

        Не ву пле па -
        Не лизе па.

        Из стихов Ивана Мятлева

Самые знаменитые его строки звучат у Тургенева, в стихотворении в прозе из цикла «Senilia»: «Как хороши, как свежи были розы…» .

Тургенев то ли действительно забыл (по сенильности), то ли сделал вид, что забыл (для настроения), что так начинается элегия Мятлева «Розы» (1834). Промчав сквозь годы, эти свежие розы появились у Игоря Северянина, уже в горько-трагическом контексте:

…Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

(«Классические розы», 1925).

Они же выбиты эпитафией на могиле Северянина в Таллинне.

В наше время неблагодарные потомки, в пику школьному Тургеневу, ёрничали: «Как хороши, как свежи были рожи!» Что, впрочем, потешило бы душу ёрника Мятлева.

Смеяться над всем

Друг Сверчка, Асмодея и Светланы, богатый барин и веселый версификатор, человек светский, аристократ, любимец литературных салонов и лиц, облеченных властью, он прожил жизнь не слишком долгую (1796-1844), но насыщенную событиями, в том числе и историческими. И - вполне благополучную жизнь. Корнет Белорусского гусарского полка, он участвовал в войне с Наполеоном. Демобилизовался по болезни. На гражданской службе дослужился до действительного статского советника и камергера и вышел в 1836 году в отставку. Располагая средствами, отправился путешествовать по Европе. Вернулся в Петербург, написал по следам своих путешествий про госпожу Курдюкову, издал последний том поэмы - и умер.

Как говорилось в одном некрологе, «он ставил честолюбие гораздо ниже каламбура, почитав первую потехою - жить честно, благородно и первым делом смеяться безвредно над всем, начиная с самого себя, - кончил веселую книгу и с последнею шуткой бросил перо и жизнь вместе, как вещи отныне впредь ненужные…»

Бесконечное, возбужденно-нервное его остроумие - есть такой тип всегда острящих, каламбурящих и рифмующих людей! - выглядело бы болезненным, не будь он столь добродушен и (внешне, по крайней мере) простодушен. Хотя порой мятлевские штучки могли показаться чрезмерно экстравагантными. Так, на балу, где присутствовал сам Николай Первый, веселый поэт порезал меленько-меленько букет своей соседки, маркизы де Траверсе, заправил цветами салат и отправил блюдо адъютанту наследника, в которого маркиза была влюблена. Или еще: в одном доме сын хозяина полюбил играть с щегольской шляпой Мятлева. Это поэту надоело, и, не желая, чтобы его замечательную шляпу спутали с чьей-нибудь другой, он написал внутри нее стишок: «Я Мятлева Ивана, а не твоя, болвана. Свою ты прежде поищи! Твои, я чай, пожиже щи» . Грубовато, надо сказать…

Душа литературных салонов, великолепный чтец и импровизатор, Мятлев, особенно после бокала – другого, нанизывал рифмы виртуозно. «…он просто говорил стихи, и всегда говорил наизусть, беззаботно рассказывал в стихах, беседовал стихами; … Он говорил этими стихами по целым часам», — свидетельствует современник.

Провинциалы, прибывшие в Петер¬бург, непременно хотели попасть «на Мятлева». Особенно он часто выступал там, где все друг друга знают и друг над другом мило так подшучивают - оттого почти все его стихи домашние . Однако социальный статус участников этих собраний весьма высок - это был междусобойчик людей знатных. Что придавало - в исторической перспективе - альбомным, домашним сочинениям особый шарм и размах.

Русская критика, в отличие от посетителей салонов, Мятлева не особенно жаловала. Белинского, только начавшего входить в силу, этот штукарь просто-напросто раздражал: строгий критик чуял в стихах Мятлева безответственное веселье аристократа. Снисходительной похвалы Белинского удостоился лишь «Разговор барина с Афонькой», тоже, стоит отметить, довольно легкомысленный.

Какое- то время (незадолго до смерти) Мятлев издавал «Листок для светских людей». Там была, например, такая картинка. Молодой офицер спрашивает у дамы: «В каком ухе звенит?» - «В левом» , -отвечает дама. «Откуда вы знаете?» - изумляется офицер… Люди серьезные возмущались подобной пошлостью. (А мне, в силу простых вкусов, нравится.)

Типы эпохи

Дам, вдохновляющих его на стихи, Мятлев ласково называл своей «парнасской конюшней» . Среди «лошадок» были Софья Карамзина, Наталья Пушкина и роковая женщина российского Парнаса - Александра Смирнова-Россет. С последней Мятлева связывали особо теплые, но исключительно дружеские отношения.

Женщина она была своеобразная. Князь Вяземский, большой похабник и цинический острослов с язвительно-едким умом, восхищался: «Обыкновенно женщины худо понимают плоскости и пошлости; она понимала их и радовалась им, разумеется, когда они были не плоско-плоски и не пошло-пошлы». Моралист Иван Аксаков, напротив, сетовал: «…я до сих пор не видел в ней теплоты эстетического ощущения, никакого сердечного движения… Среди «Шинели», в самых чудесных местах она вдруг по поводу какого-нибудь квартального вспомнит какие-нибудь глупые стихи Мятлева и скажет или пропоет: «Напился, как каналья, пьян» … - и т.п., всегда с особенным удовольствием». (Кстати, из этих двух характеристик одной и той же особы можно вывести два основных русла, по которым шло наше эстетическое и идеологическое развитие.)

Смирнова-Россет представляла собой женский вариант того характернейшего типа эпохи, который в чистом виде воплощал сам Мятлев, как, впрочем, и его знаменитые сверстники - князь Вяземский, Пушкин, Грибоедов и т.д. Тип этот вскоре исчезнет, и уже младший Вяземский напишет, не без дидактизма и морализма: «Для нашего поколения, воспитывавшегося в царствование Николая Павловича, выходки Пушкина уже казались дикими. Пушкин и его друзья, воспитанные во время наполеоновских войн, под влиянием героического разгула» видели во всей этой эстетической и поведенческой лихости «последние проявления заживо схороняемой самобытной жизни».

Пушкин посвятил Мятлеву известное стихотворение: «Сват Иван, как пить мы станем…» (1833). Но особенно был близок с Мятлевым, возился с ним и с его стихами князь Вяземский, удовлетворяя таким образом свою страсть (усиленную ирландской кровью) к дурацким шуткам. Троице этой – Пушкину, Вяземскому и Мятлеву – принадлежит знаменитое коллективное «Надо помянуть, непременно надо» (1833) - сочиненье насколько абсурдно-безумное в своей дурной бесконечности, настолько и смешное. Со слегка меняющимся рефреном: «Надо помянуть, помянуть непременно надо…»

Вяземский, посылая этот дикий стишок Жуковскому, писал, что Мятлев «в этом случае был notre chef d’ecole» (переводим: «нашим наставником»).

Александра Смирнова-Россет, в свою очередь, вспоминает, как Гоголь «научил Пушкина и Мятлева вычитывать в «Инвалиде», когда они писали памятки. У них уже была довольно длинная рацея:

Михаил Михайловича Сперанского
И почт-директора Еромоланского,
Апраксина Степана,
Большого болвана,
и князя Вяземского Петра,
Почти пьяного с утра.

Они давно искали рифм для Юсупова. Мятлев вбежал рано утром с восторгом: «Нашел, нашел: Князя Бориса Юсупова / И полковника Арапупова » (потом на рифмовке имен собственных поедет крыша у Дмитрия Минаева).

Стихи на случай

Любимый жанр Мятлева - стихи на случай. Он мог запросто посвятить генералу Ермолову абсолютно пустую фантазию «на день наступающего тысяча восьмисот четвертого года» , выдержанную в игривом и бессмысленном духе:

Коль пройдет мадам Эстер
Ле канкан де ля Шольер -
Весь театр набит народом…
Поздравляю с Новым годом!

(«Новый 1944. Фантазия»)

Несоответствие поэтического пустяка статусу адресата - его высокопревосходительству - Мятлева ничуть не смущало. Впрочем, все это вполне соответствовало нормам и духу времени.

Поэт пользовался благосклонностью царей. Однажды, прочитав стихи Якова Грота «Берегитесь; край болотный, град отравой переполнен…» , наследник, будущий царь Александр Второй, попросил Мятлева защитить Петербург. В результате на свет явилось стихотворение: «Ужель ты веришь наговорам, сплетенным финнами на нас?» (1841). Как и стихотворение Грота, мятлевский ответ был посвящен той самой маркизе де Траверсе, с чьим букетом поэт так жестоко обошелся…

Так же сильно, как дамы, цари и князь Вяземский, полюбил Мятлева Лермонтов: «Вот дама Курдюкова, / Ее рассказ так мил, / Я от слова до слов / Его бы затвердил…» На что Мятлев отвечал, может быть, не слишком изящным, но, несомненно, искренним стихом «Мадам Курдюкова Лермонтову»: «Мосье Лермонтов, вы пеночка, / Птичка певчая, времан! Ту во вер сон си шарман…» (перевод: «Поистине! Все ваши стихи так прекрасны…»)

Лермонтов фамильярничал: «Люблю я парадоксы ваши / И ха-ха-ха, и хи-хи-хи, / С[мирновой] штучку, фарсу С[аши] / И Ишки М[ятлева] стихи…» Так ведь подумать: ну какой Мятлев для него «Ишка» при разнице в возрасте чуть ли не в 20 лет - Иван Петрович!.. Но, видимо, было в Мятлеве что-то вечно-подростковое.

Travel blog госпожи Курдюковой

Кажется, поэтическое честолюбие Мятлева (если оно вообще у него было) вполне удовлетворялось вот такими милыми пустяками и любовью окружающих. Первые два сборника его стихов вышли без имени автора, сопровождаемые симпатично-простодушным уведомлением: «Уговорили выпустить» (1834 и 1835), что соответствовало действительности.

Однако его ждало и чуть ли не всенародное ха-ха-ха и хи-хи-хи после выхода в свет «Сенсаций и замечаний госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже» с карикатурами Василия Тимма (1840-1844). Местом издания в шутку значился Тамбов, где жила госпожа Курдюкова.

Здесь Мятлев дал полную волю своей страсти к макароническому стиху, приводившему в бешенство пуристов от языка. «Сенсациям и замечаниям…» предшествовал ёрнический эпиграф: «Де бон тамбур де баск / Дерьер ле монтанье» с пояснением: «Русская народная пословица» (перевод: «Славны бубны за горами»). Но ведь и жил поэт в эпоху лингвистической диффузии, во времена «двуязычья культуры» (Юрий Лотман).

Беско¬нечно долго сопрягая русские слова с иноязычными, он создал презабавную, хотя и несколько, быть может, затянутую (страниц эдак на 400) шутку. В разудалом плясовом ритме:

Но по мне, весьма недурно
Этот бронзовый Сатурно
Тут представлен; он, злодей,
Собственных своих детей
Ест, как будто бы жаркое,
А Сатурно что такое -
Время просто, се ле тан,
Ки деворе сез анфан…

(перевод: «Это время, которое пожи¬рает своих детей»)

Иногда вдруг поэт меняет тон и серьезно и строго говорит о торжестве «русской веры православной», об увиденной в Ватикане картине, изображающей Спасителя на Фаворе. При всем своем легкомыслии Мятлев был глубоко верующим человеком.

«Сенсации и замечания госпожи Курдюковой…» критика восприняла без юмора. Как эмблему русской провинции, над которой смеются столицы. Но решили, что «лицо Курдюковой - лицо замечательное: оно принадлежит к клоунам или шутам Шекспира, к Иванушкам, Емелюшкам-дурачкам наших народных сказок». Удивились склонности к неприли¬чиям, которая «доходит в госпоже Курдюковой до какой-то непобе¬димой страсти». Но ничего удивительного в этом не было: ведь госпожу Курдюкову Мятлев списывал преимущест¬венно с себя и отчасти - со своей подруги Смирновой-Россет. А еще критики отмечали, что Курдюкова «излишне умна» и образована – и, стало быть, это не тамбовская помещика, а сам Мятлев. Но сдается, что сочинителя уличали не столько ум и образованность Курдюковой, сколько ее постоянное и заинтересованное внимание к женским прелестям. (Если она не лесбиянка, конечно.)

Иллюстрируя поэму, Василий Тимм изображал эту туристку похожей на Мятлева. Или так: перед зеркалом Мятлев, а в зеркале госпожа Курдюкова.

Меж тем

Да, конечно, шутки, пустяки, причуды барина, искусство для искусства… Меж тем бывал он истинно поэтичен в обычной речи: «Завернулась в кусочек неба, да и смотрит, как ангел…» - в стихах это вышло несколько хуже (см.: «Что я видел вчера», 1840).

Фонарики-сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине…
Фонарики-сударики
Горят себе, горят,
А видели ль, не видели ль -
Того не говорят…

«Под именем фонариков сочинитель разумел чиновников, состоящих в государственной службе», - значилось на одной из копий стихотворения. Ну да, чиновники да сановники, которым дела нет до «горестей людских» . Как пишет советский исследователь, «Фонарики» - «глубоко сатирическое, хотя художественно завуалированное изображение … бюрократической системы николаевской эпохи». Так или иначе, но «Фонарики» попадали в сборники подпольной поэзии. И даже, кажется, понравились Герцену.

А еще Мятлев - автор лапидарно-разговорного «Нового года» (1844), который держится преимущественно на ритме: «Весь народ / Говорит, Новый год, / Говорит, / Что принес, / Говорит, / Ничего-с, / Говорит, / Кому крест, / Говорит, / Кому пест, / Говорит, / Кому чин, / Говорит, / Кому блин, / Говорит…»

Интригующий литературный сюжет связан с мятлевской «Фантастической высказкой» (1833), она же - «Таракан»:

Таракан
Как в стакан
Попадет -
Пропадет,
На стекло
Тяжело
Не всползет.
Так и я:
Жизнь моя
Отцвела,
Отбыла…

С одной стороны, «Таракан» пародирует «Вечернюю зарю» Полежаева. А с другой, - становится кастальским ключом для несравненного капитана Лебядкина: «Жил на свете таракан, / Таракан от детства, / И потом попал в стакан, / Полный мухоедства…» Потом таракан естественным образом переползет к Николаю Олейникову, потом объявится где-то в окрестностях «Жизни насекомых» Виктора Пелевина.

И Козьма Прутков, и Дмитрий Александрович Пригов, и Тимур Кибиров, и другие сочинители ловили (и поймали) лучи, летящие от стихов этого беспечного шута русской литературы. И его немыслимые ха-ха-ха и хи-хи-хи

«Не нравится - не читайте» , - так переводится эпиграф.

Многим люд ям знакомы эти строфы. Одни приписывают их И. Тургеневу (у него, как из­вестно, есть стихотворение в прозе с таким названием), другие указыва ют на Игоря Северянина. А о настоящем авторе Иване Мятлеве практически никто не знает. Приводим статью Дмитрия Шеварова «Сорванные цветы» в Российской газете №4 за 2 февраля 2012г .

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты,

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались

На радостном челе красивее, свежей,

Как хорошо, как мило соплетались

С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!

Среди подруг, средь плясок и пиров,

В венке из роз она была царицей,

Вокруг ее вились и радость и любовь.

В ее очах - веселье, жизни пламень;

Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.

И где ж она?.. В погосте белый камень,

На камне - роз моих завянувший венок.

Иван Мятлев, 1834 г.

Иван Петрович Мятлев родился в Петербурге 8 февраля 1796 года в богатой и влиятельно й семье. Его крестной была сама Екатерина II. В 1813 году семнадцатилетним кор­нетом Мятлев принял участие в за­граничном походе русской армии. Очевидно, что его любили в полку за веселый нрав и способность за­рифмовать все: от приказа коман­дира до меню.

Вернувшись с войны, Иван Пет­рович успешно служит по разным департаментам, счастливо женится, становится действительным статс­ким советником и камергером. Со­чинительство тоже дается ему лег­ко. Мятлев не корпит над рукопися­ми, а импровизирует. Особенно ему удается словесный коктейль из рус­ских и французских слов. По Петер­бургу разлетаются его блестящие экспромты, каламбуры, эпиграммы, шутейные басни, комические диа­логи, послания, куплеты... Не чело­век, а фейерверк!

Для людей, разбиравшихся в ли­тературе, было очевидно, что у шут­ника Мятлева нешуточный литера­турный дар. Жуковский пытался внушить Ивану Петровичу сколько-нибудь серьезное отношение к своему призванию. Но он будто не слышал. Или просто уже не мог выйти из роли.

А.С. Пушкин (из дневника): «Обедал у гр. А. Бобринского... Мят­лев читал уморительные стихи...»

Е.А. Баратынский (из письма жене): «...Также познакомился с Мятлевым, которого ты знаешь не­сколько шутовских стихов... Я ду­мал найти молодого повесу. Что ж? Это человек важный, придворный забавник, лет 45...»

М.Ю. Лермонтов: «Люблю я па­радоксы ваши, // И ха-ха-ха, и хи-хи-хи... // И вушки М ятлева сти­хи...»

В.А. Жуковский (из дневника, 18 апреля 1841 г.): «Мятлев — полный шут...»

В памяти современников Мятлев остался чудаковатым барином и ве­селым жизнелюбом. Но, думая о его судьбе, почему-то возникает горь­кое чувство. Кажется, что свой дар от Бога он если не промотал, как иные проматывали богатое на­следство, то распорядился им как-то нелепо. Да, кто-то должен отвле­кать людей от тягот жизни, и без Мятлева петербургские салоны многое потеряли бы, но как коро­ток век шуточной поэзии! Как быс­тро она вянет...

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.

В ее очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев, 1843 г. В те времена, когда...
  2. Во дни надежды молодой, Во дни безоблачной лазури Нам незнакомы были бури,- Беспечны были мы с тобой. Для нас цветы благоухали, Луна сияла только нам, Лишь мне с тобою по...
  3. На сумрачных стенах обителей святых, Бывало, Истина в картинах представала Очам отшельников, и лед сердец людских, Убитых подвигом, искусство умеряло. Цвели тогда, цвели Христовы семена! Немало иноков, прославленных молвою, Смиренно...
  4. Перед воротами Эдема Две розы пышно расцвели, Но роза — страстности эмблема, А страстность — детище земли. Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена, Другая, пурпурная, рдеет, Огнем любви...
  5. О, берегитесь, убегайте От жизни легкой пустоты. И прах земной не принимайте За апельсинные цветы. Под серым небом Таормины Среди глубин некрасоты На миг припомнились единый Мне апельсинные цветы. Поверьте,...
  6. Иначе писать не могу и не стану я. Но только скажу, что несчастная мать. А может, пойти и поднять восстание? Но против кого его поднимать? Мне нечего будет сказать на...
  7. Люблю пиров веселый шум; Люблю в кругу красот забавы; Люблю таланты, знанья, ум, Достоинства и прелесть славы; Люблю друзей моих, как самого себя; Подругу больше всех, умру, ее любя; Любить...
  8. На утре дней моих о подвигах мечтая, Я долго звонких слов от дел не отличал, И, как пророк добра, гремя и обличая, Меня пустой крикун нередко увлекал; Я наряжал его...
  9. Посвящается П. Н. Островскому Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял тихий ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой...
  10. В голоде, В холоде, В городе Вологде Жили мы весело — Были мы молоды. Я со своей богоданной Ровесницей Под деревянной Под жактовской лестницей. В крошке Сторожке, В сарае ли...

На надгробии И. Северянина выбиты эти строки

но не все знают, что данная фраза была написана поэтом Иваном Петровичем Мятлевым (1796-1844), современником А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, довольно известным в своё время многими лирическими и шутливыми сочинениями

В стихотворении «Розы» , впервые напечатаном в «Собрании стихотворений» в 1835 года без указания имени автора.

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.

В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.
<1834>


Эти строки, вернее первая строка, стали более известны благодаря И. С. Тургеневу, который использовал её в одном из своих «стихотворений в прозе» (1882). Поэтому иногда ошибочно автором этих поэтических строк считают именно его, хотя он тогда заметил:
«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы …»

И.С. Тургенев:

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь 1879

Запись стихотворения в прозе И. Тургенева, https://www.youtube.com/watch?v=Q6FoYWYFk0I
* * * * *
И ещё немного о поэте - "Он был лирическим поэтом, автором элегий, на его стихи создавались романсы, несмотря на то, что имя Ивана Петровича Мятлева сегодня почти забыто, его поэзия, его строки в произведениях других поэтов, вдохновлённых им, звучат в романсах, которые и сегодня исполняются и, более того, создаются и сегодня, подобно огню зажжённого когда-то им костра.
Иван Петрович Мятлев родился 28 января 1796 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, получил домашнее образование. В 1813 и 1814 годах воевал против Наполеона в звании корнета Белорусского гусарского полка, участвовал в заграничных походах, выйдя в отставку, жил в Петербурге. В 1821 году поступил на службу в канцелярию министра финансов по департаменту мануфактур и внутренней торговли, спустя несколько лет стал действительным статским советником и камергером*. В 1836 году он оставил службу, отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Швейцарию, Италию, Францию. Вернувшись в Петербург, регулярно устраивал в своем доме музыкальные вечера.
Иван Петрович, быв завсегдатаем аристократических литературных салонов, остроумный, склонный к эксцентрическим шуткам и розыгрышам, был встречаем в обществе как весельчак, всегда смешивший присутствующих.
Свои серьёзные стихи он долгое время не печатал, вероятно, многие поэтому судили о нём поверхностно. Но Мятлев общался и с Карамзиным, и с Жуковским, и с Вяземским, и с Пушкиным, который посвятил ему своё стихотворение: «Сват Иван, как пить мы станем…»

***
Сват Иван, как пить мы станем,
Непременно уж помянем
Трёх Матрён, Луку с Петром
Да Пахомовну потом.
Мы живали с ними дружно,
Уж как хочешь - будь что будь -
Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно.
Поминать так поминать,
Начинать так начинать,
Лить так лить, разлив разливом.
Начинай-ка, сват, пора.
Трёх Матрён, Луку, Петра
В первый раз помянем пивом,
А Пахомовну потом
Пирогами да вином...

Это стихотворение, сочинённое вместе с Вяземским, было отправлено Жуковскому со словами: «Не поговорим ли о словесности, то есть о поэзии, например о нашей с Мятлевым, который в этом случае был notre chef d’ecole»
Мятлев считал себя любителем и поэтому долго не хотел издавать своих стихотворений. Первый сборник он издал в 1834г. без имени автора с простодушным уведомлением: «Уговорили выпустить». Известность ему принёс юмористический роман в стихах «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л’Этранже», где он изложил свои впечатления от заграничного путешествия. Он часто с успехом читал отрывки его в санкт-Петербургских гостиных. «Сенсации г-жи Курдюковой» были переделаны для сцены и поставлены в Александринском театре. В романе и постановке героиней была провинциальная барыня, которая на французско-нижегородском языке то восторгалась Европой, то критиковала всё непонятное ей.
Стихи так лились из поэта, как из рога изобилия, часто в беседах он просто говорил стихами.

СОН

Зачем так скоро прекратился
Мой лучший сон?
Зачем душе моей явился
Так внятно он?

Зачем блаженство неземное
Мне посулил,
И всё заветное, родное
Расшевелил?

Как дым, его исчезла младость
С сияньем дня.
И без него я знал, что радость
Не для меня!

Соловей

Сладкозвучный соловей!
Говори душе моей;
Пой мне песнь бывалых дней,
Сладкозвучный соловей.

Как я любовался ей,
Без заботы, без затей,
В светлой юности моей,
Сладкозвучный соловей.

Верил я словам друзей,
Верил доброте людей,
Песне радуясь твоей,
Сладкозвучный соловей.

Песнь твоя в тиши ночей
Нынче стала мне грустней;
Спой мне песнь бывалых дней,
Сладкозвучный соловей.
4 марта 1842

Что я видел вчера

П. А. Плетневу

России ангел облачился
В кусочек неба и слетел
В концерт, где русских рой толпился
И где Итальи гений пел.
И я смотрел на то виденье,
На тот небесный, дивный лик,
И чудное гремело пенье,
И взором в небо я проник.
Осуществилась мысль поэта,
Душа святыней обдалась...
Но песнь чудесная допета,
И ангел вдруг исчез из глаз.
Так недосказанной умчалась
Святая тайна в небеса!
Но ангела в душе осталась
Залогом дивная краса.
В ней вижу рая обещанье,
Награду жизни скорбных дней,
И благодать, и упованье
Теперь живут в душе моей.
27 ноября 1840, С.-Петербург

***
Вот луна глядится в море,
В небе вещая горит,
Видит радость, видит горе
И с душою говорит...

Говорит душе беспечной:
«Пой, любуйся, веселись!
Дивен мир, но мир не вечный!
Выше, выше понесись,
Жизни слишком скоротечной
Не вдавайся, не держись.
Думам здесь не развернуться,
Не успеешь оглянуться —
Всё прекрасное пройдет!
А на небе безопасно,—
Небо чисто, небо ясно,
В нем обширнее полет».

* - Использованы материалы с (1) -



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!