И смысловое значение что и. Смысл

Ванга родилась 31 января 1911 года в г. Струмица, в Югославии, в семье мелкого землевладельца. Родилась за два месяца до срока, с неразделёнными пальцами на руках и ногах. Никто не знал, выживет ли девочка, но она выжила, и нарекли её Вангелией - "носительницей благой вести".

Ванге было всего три года, когда во время вторых родов умерла её мать. Отец Ванги, Панде Суочев, очень волновался за будущее дочери. А она росла живой, общительной девочкой. Любимым её занятием была игра в больницу, в которой она неизменно представляла себя доктором. Вскоре после окончания первой мировой войны отец вновь женился, некоторое время семья жила вполне благополучно. Но это благополучие оказалось кратковременным: участок земли, которым владел Панде, новые власти отобрали, и он стал пастухом. Семья впала в нищету, в которой пришлось жить долгие годы.

Однажды, когда Ванге было 12 лет, она, вместе с другими детьми, гуляла недалеко от села. День был непогожий, и дети заметили в небе странное облако. "Гроза", - подумали ребята. Но грозы не было. Зловещий холодный ветер ожесточённо рвал с деревьев молодую листву, гнал по дороге клубы пыли, завивался воронками смерча, подступал всё ближе - и вдруг подхватил Вангу. Там, в ревущей пасти смерча, она ощутила словно-бы прикосновение чьей-то ладони к голове и... потеряла сознание. Очнулась уже на земле. Болела голова и засыпанные пылью глаза.

Заваленную камнями и ветками, Вангу нашли в поле. Когда её привели домой, все старались облегчить страдания девочки, но ничто не помогало. К вечеру её глаза налились кровью, а потом радужная оболочка побелела.

Вангу отвели к врачу, который сказал, что необходима срочная операция. Девочке сделали две операции, но они не помогли - Ванга ослепла. Она впала в отчаяние, молилась о чуде, но чуда не произошло.

В 1925 году Вангу отправили в дом слепых, который располагался в городе Земун. Здесь она многому научилась: азбуке Брайля, игре на пианино, а так-же вязать, готовить, убирать дом. Всё это в дальнейшем очень пригодилось ей в жизни.

Биография Ванги - великой и всемирно известной целительницы и предсказательницы - началась совершенно не так, как это происходит у всех остальных. Девочка появилась на свет 31 января 1911 года в небольшом городке под названием Струмица. Ей даже не давали сразу имя, поскольку никто не верил в то, что она выживет. Малышку попросту завернули в шубу и положили около теплой печки. И лишь через полтора-два месяца девочка заплакала, как и положено младенцу. Ее окрестили и дали имя Вангелия. На греческом языке это обозначает «приносящая благую весть».

Биография Ванги: детство

Этот период жизни был очень трудным для девочки. Матери не стало, когда Ванге было 3 года, а спустя еще год отца забрали в армию и отправили на фронт. Девочку приютила соседка. Ванге нравилось играть с другими детишками. Уже тогда она изображала из себя доктора, собирая травы и «излечивая» друзей. Через три года вернулся отец, начал обрабатывать земли, увеличивая постепенно свой надел. Семья стала хорошо жить, всего было в достатке. Однако так продолжалось недолго. Местные власти вскоре забрали все богатство и земли из-за того, что отец Ванги в молодости был партизаном. Папа девочки был вынужден батрачить, а сама она трудилась со своей мачехой по хозяйству. Так бы все и продолжалось, если бы не ураган… Когда Ванге было 12 лет, она возвращалась домой с поля, где пасла осла, как вдруг налетел страшный смерч. Девочку подхватил этот ужасный ветер и отбросил на несколько сотен метров. Ее долго искали, а когда нашли, оказалось, что она не может открыть глаза, они как будто засыпаны песком. Как родные ни старались, ничего не помогало восстановить зрение. Единственным возможным выходом была операция, однако где нищая семья могла взять столько денег? Вот таким нелегким было детство девочки, как, впрочем, и вся жизнь Ванги.

Биография Вангелии: Дом для слепых

В 1925 году отец привез девочку в Земун, где находился Дом для слепых детей. Там ее привели в порядок, подстригли, чисто одели, накормили. Воспитанники интерната изучали музыку, азбуку, многие другие предметы. Ванге там было очень интересно, она научилась прекрасно играть на фортепиано, готовить, вязать, делать уборку. Здесь же она встретила и человека, которого искренне полюбила. Парень предложил ей замужество, девушка согласилась, но и здесь мечтам Ванги не суждено было сбыться. Когда она попросила благословения на брак у отца, тот прислал письмо с требованием немедленно возвращаться домой и заниматься хозяйством, так как мачеха умерла во время очередных родов, и теперь в доме нет женщины.

Биография Ванги: великие способности

Ванга вернулась домой и стала настоящей хозяйкой. Она не только успевала все по дому, но еще вязала и шила для других людей, которые знали о бедности семьи и благодарили девочку одеждой, продуктами. В 1940 году Ванга в первый раз впала в транс, а в 1941 заговорила чужим мужским голосом. С того момента она поняла, что обладает какими-то странными, но очень сильными способностями. Девушка боялась кому-то в этом признаться, ведь могли ее назвать сумасшедшей. Однако однажды не сдержалась и поведала подругам, что скоро начнется война. Естественно, ей не поверили. А когда начались предсказываемые события, слухи о способностях Ванги распространились достаточно далеко. Люди шли к ней за помощью, за советом. Она предсказала не только весь ход Второй мировой войны, но и значимые события в Никарагуа, Праге, Сирии.

Биография Ванги: предсказания

В это трудно поверить, но Ванга действительно заранее говорила о многих событиях. Например, в 1963 году она сказала, что будет покушение на 35 президента Соединенных Штатов. В 1969 Ванга предсказала три значимых политических события в Чехословакии, в 1969 поведала о скорой смерти Индиры Ганди. Всего перечислить просто невозможно. Она ежедневно принимала сотни людей, среди которых были и высокопоставленные особы. Вот такой многогранной и насыщенной была биография Ванги, фото которой вы можете видеть здесь же. Умерла великая предсказательница 10 августа 1996 года, предсказав даже это событие.

Ванга (Вангелия Пандева Гуштерова) (31 января 1911 - 11 августа 1996) - болгарская «ясновидящая». Родилась в Македонии в семье бедного крестьянина. Согласно отзывам некоторых видных учёных первой половины xx века обладала даром телепатии и предвидения.

Почти во всех источниках в интернете указана неправильная дата рождения. Ванга родилась 3 октября 1911, а не 31 января как заявляют многие источники

Ванга родилась 3 октября 1911 года в г. Струмица, в Югославии, в семье мелкого землевладельца. Родилась за два месяца до срока, с неразделёнными пальцами на руках и ногах. Она родилась настолько слабенькой, что родители два месяца не давали ей имя и думали: девочка - не жилец. Однако девочка не только выжила, прошла через множество испытаний, но и стала одной из самых известных личностей ХХ века.

Ванге было всего три года, когда во время вторых родов умерла её мать. Отец Ванги, Панде Суочев, очень волновался за будущее дочери. А она росла живой, общительной девочкой. Любимым её занятием была игра в больницу, в которой она неизменно представляла себя доктором. Вскоре после окончания первой мировой войны отец вновь женился, некоторое время семья жила вполне благополучно. Но это благополучие оказалось кратковременным: участок земли, которым владел Панде, новые власти отобрали, и он стал пастухом. Семья впала в нищету, в которой пришлось жить долгие годы.

Однажды, когда Ванге было 12 лет, она, вместе с другими детьми, гуляла недалеко от села. День был непогожий, и дети заметили в небе странное облако. «Гроза», - подумали ребята. Но грозы не было. Зловещий холодный ветер ожесточённо рвал с деревьев молодую листву, гнал по дороге клубы пыли, завивался воронками смерча, подступал всё ближе - и вдруг подхватил Вангу. Там, в ревущей пасти смерча, она ощутила словно бы прикосновение чьей-то ладони к голове и… потеряла сознание. Очнулась уже на земле. Болела голова и засыпанные пылью глаза.

Заваленную камнями и ветками, Вангу нашли в поле. Когда её привели домой, все старались облегчить страдания девочки, но ничто не помогало. К вечеру её глаза налились кровью, а потом радужная оболочка побелела.

Вангу отвели к врачу, который сказал, что необходима срочная операция. Девочке сделали две операции, но они не помогли - Ванга ослепла. Она впала в отчаяние, молилась о чуде, но чуда не произошло.

В 1925 году Вангу отправили в дом слепых, который располагался в городе Земун. Здесь она многому научилась: азбуке Брайля, игре на пианино, а так же вязать, готовить, убирать дом. Всё это в дальнейшем очень пригодилось ей в жизни.

В доме слепых Ванга провела три года. Здесь же она познала первую любовь. Её возлюбленный, также слепой воспитанник дома - Димитр, предложил ей выйти за него замуж. Ванга была счастлива. Но жизнь распорядилась по-своему.

Мачеха Ванги умерла во время родов четвёртого ребёнка. Ванга была вынуждена вернуться домой, чтобы помогать отцу по хозяйству и в воспитании детей. Так она простилась со своей первой любовью.

Дома Вангу встретила страшная нищета. Её брату Василу было в то время 6 лет, Тому - 4 года, а самой маленькой, Любке - 2. Слепая Ванга стала для них матерью, защитницей, хозяйкой дома.

Девушка быстро и красиво вязала. В окрестных сёлах скоро об этом узнали и начали приносить ей мотки пряжи. За работу давали мелкие вещи или старую одежду, которую она перевязывала детям.

Ванга начала и ткать. Она не любила сидеть без работы и не позволяла никому бездельничать. В их доме, несмотря на большую бедность, всегда было чисто и опрятно.

В тех краях существует интересный обычай. Вечером накануне Юрьева дня девчата бросают в кувшин разные предметы, чтобы на следующий день узнать по ним свою судьбу. Кувшин обычно ставили в Вангином дворе, и девушки часто, может быть из жалости, назначали Вангу «оракулом».

Ванга, достав наутро предметы из кувшина, предсказывала судьбу своим подругам. Все её предсказания обычно сбывались. Это было удивительно - ведь тогда ещё никто не подозревал, что Ванга обладает даром прорицательницы.

Однажды в стаде, которое пас отец Ванги, пропала овца. Он очень сокрушался об этом, так как боялся, что его прогонят, а Ванга ему сказала: - «Не злись, овца твоя у Атанаса из села Моноспитово». Отец изумился, потому, что не знал такого человека, а Ванга тем более не могла его знать. Он спросил у дочери, откуда она могла знать, где овца, на что та ответила, что видела её во сне. Она всегда говорила, что видела что-то во сне, и все сны сбывались. Отец пошёл в указанное Вангой село и действительно нашёл там овцу у человека, о котором она говорила.

Однажды зимней ночью прискакал в деревню всадник на белом коне. Он вошел в дом, осветив его божественным сиянием, и сказал: "Мир скоро перевернется, много народа погибнет, потеряется. Ты будешь стоять на этом месте и вещать о мертвых и живых. Не бойся! Я буду говорить тебе, что вещать". Такое видение посетило 30-летнюю Вангу в январе 1941 года.
Так Ванга стала прорицательницей. Способности к ясновидению у нее были и раньше. Может, даже она сама их в себе и развивала. Еще до того, как ослепла, девочка очень раздражала отца своими странными играми - прятала разные вещи в саду или в доме. А потом, плотно закрыв глаза, разыскивала их.

Когда весть об уникальных способностях бабы Ванги преодолела границы Болгарии, к ней поехали люди из разных стран - за помощью и советом. Одним она назначала лечение и объясняла причину недуга, других предостерегала от неверных шагов, третьим помогала найти пропавших людей.
Слепая, она видела многое - и в прошлом, и в будущем. Дом пророчицы в Рупите - местечке на стыке болгарской, македонской и греческой границ - ныне многие считают источником невероятной "космической" энергии. Именно он подпитывал феномен, который при жизни звался Вангелией Пандевой Гуштеровой.

Но во всю мощь талант ее развернулся в годы войны. Отчаявшимся, обезумевшим от горя людям не к кому было обращаться. Вот и шли они к женщине, которая могла успокоить, ободрить, помочь советом. Или хотя бы сказать, где сложил голову близкий человек. Она советовала людям, как уберечься на полях сражений, как с помощью трав, глины, пчелиного воска избавиться от недугов, где отыскать пропавшее добро.
Еще задолго до всемирной славы в ее жизни была... тюрьма. Провидицу посадили в камеру за то, что предсказала смерть Сталина. Через полгода ее выпустили - предсказание сбылось. А ведь могли впаять "десять лет без права переписки"... Правда, даты смерти вождей и глобальных катастроф она поверяла очень ограниченному кругу людей. Не хотела пугать.
Когда уходил в партизанский отряд ее брат Васил, Ванга плакала, умоляла остеречься, пророчила его тяжкую смерть в 23 года. Но Васил не поверил предсказанию. В том же году, в октябре, попал в плен. Его зверски мучили, потом застрелили. Как все же трагично предвидеть смерть близкого и понимать ее неизбежность!
Не смогла Ванга спасти и собственного мужа. Двадцать лет они прожили крепкой семьей, но в последние годы Митко запил, стал алкоголиком. Когда он умирал, Ванга стояла на коленях у кровати, не вытирая слез, текших из слепых глаз. И, приняв последнее дыхание Митко, уснула. А проснувшись, сказала: "Я сопроводила его до того места, которое ему уготовано".
Смерти Ванга не страшилась. У нее было свое представление о ней: "...После смерти тело разлагается, как все живое, но часть души, даже не знаю, как это назвать, не разлагается. И продолжает развиваться, чтобы достигнуть более высокой ступени. Это и есть бессмертие души".
Когда умирающую Вангу привезли в реанимационное отделение правительственной больницы, она отказалась от медицинской помощи и оставила "все на волю Божью". Последние дни провела в коме. В никчемной роскоши отдельной палаты для особо важных страждущих. С бусинками слез, выкатившихся из давно невидящих глаз. Близкие говорят, что смерть была для нее избавлением от бремени лет и мук изболевшейся плоти. А еще она очень устала от людей. От их настоящих бед и надуманных трагедий, от безверия, амбиций, бесконечных вопросов и непонимания очевидных для нее истин.
Она верила, что человек рожден, чтобы вершить добрые дела. Каждое плохое дело не остается безнаказанным. А если наказание не настигнет того, кто совершит зло, оно перейдет на потомков. Сама Ванга старалась нести только добро.

Определение знака, данное в предыдущем параграфе, сразу же позволяет выявить одну из наиболее характерных особенностей знака. Знак, как уже было сказано, отсылает организм или кибернетическую машину к какому нибудь предмету. Учитывая этот факт, будем говорить, что любой знак обладает предметным значением для определенного организма или определенной машины. Так, звонок имеет предметное значение для собаки, у которой выработался на него соответствующий рефлекс. Тот же звонок может и не обладать предметным значением, если у собаки еще не сложился условный рефлекс или она его утратила в результате неподкрепления. Это не значит, что такая собака совсем не замечает звонка. При некоторых условиях (например, громкий звук) звонок может привлечь ее внимание. Однако, даже замеченный собакой, выделенный из комплекса других раздражителей, он ни к чему ее не отсылает, ни на что не указывает; в этом смысле он лишен для собаки предметного значения, т. е. не функционирует в качестве знака чего-то.

Когда человек слышит обращенные к нему слова, которые отсылают его к какому нибудь предмету, они обладают для него предметным значением. Если же слова произносятся на незнакомом языке, они не имеют для слушателя предметного значения и воспринимаются им исключительно со стороны своего звучания. Слушатель может лишь предполагать, что говорящий не просто произносит ряд бессмысленных звуковых сочетаний, а хочет к чему-то отослать собеседника.

Между знаком и предметным значением существует двусторонняя связь. С одной стороны, нет знака без предметного значения. С другой стороны, нет предметного значения без знака – носителя предметного значения. Следовательно, предметное значение является необходимым и достаточным признаком знака.

Предметное значение не исчерпывает той стороны знака, которая называется его значением. Как показал в 1892 г. известный немецкий логик Г. Фреге (1848–1925), кроме предметного значения существует еще смысловое значение. Открытие двух видов значения было одним из больших достижений Г. Фреге. Можно соглашаться или не соглашаться с его истолкованием предметного и смыслового значения, однако без этих понятий семиотика как наука немыслима.

Чтобы разъяснить необходимость понятия смыслового значения, вернемся вновь к знаковым ситуациям, описанным в § 1 настоящей главы.

Собаку с выработанным условным рефлексом звонок не просто отсылает к некоему предмету, т. е. обладает для нее предметным значением. Он сигнализирует ей о наличии пищи в строго определенном месте. Благодаря чему становится возможной такая конкретная сигнализация? Почему звонок указывает данной собаке, что пища находится в данном ящике? Почему другую собаку он может отсылать в другое место или даже вообще не иметь для нее сигнального значения?

Очевидно, все дело в прошлом опыте собаки. Если после звонка собака всякий раз находила пищу в определенном месте, то последнее обстоятельство фиксируется ее памятью. Факт нахождения пищи в определенном месте оставляет определенный след в памяти собаки, причем след, связавшийся со звонком. Если бы та же Собака или какая нибудь другая обнаруживала пищу в другом ящике, след был бы иным и она совершала бы иные действия.

Когда собака слышит звонок после его неоднократного подкрепления пищей, след, оставшийся в ее памяти, пробуждается, приходит в активное состояние и собака идет к определенному ящику за пищей. Абсолютно ясно, что характер ее действия (направление, по которому она пойдет, расстояние, на которое она удалится, и т. д.) определяется характером следа. Если следа вообще нет, отсутствует и отсылка, звонок не имеет для собаки предметного, знакового значения. Именно этот след и воплощает смысловое значение звонка. Звонок потому отсылает собаку к предмету, т. е. обладает для нее предметным значением, что он имеет для нее определенное смысловое значение.

Если ограничиться общим описанием картины, то в принципе таково же положение дел и во второй знаковой ситуации. Слова “Принеси стакан воды!” отсылают слушателя к определенному предмету. Почему они обладают такой способностью? Почему последняя не свойственна словам, произносимым на незнакомом языке? Да все по той же причине. Знакомые слова пробуждают образы предметов, связавшиеся с этими словами в процессе их усвоения. Незнакомые же слова не находят отклика в сознании человека. Слова отсылают слушателя к определенному предмету благодаря тому, что слушатель понимает их смысловое значение. Без смыслового значения не могла бы осуществиться знаковая функция и слова не имели бы для человека предметного значения.

Рассмотрим третью ситуацию. Если столкновение черепашки с препятствием несколько раз сопровождается свистком, то достаточно одного свистка, чтобы она повернула обратно. Очевидно, под влиянием одновременного действия препятствия и звонка в ней происходят определенные изменения, физические процессы (зарядка конденсатора, замыкание контакта и т. п.). Разумеется, физические процессы, происходящие в черепашке, не тождественны физиологическим и психологическим процессам в животном и человеке, но с семиотической точки зрения, т. е. с точки зрения структуры и развертывания знакового процесса, представляют интерес не эти различия, а то общее, что есть во всех трех ситуациях. Свисток отсылает черепашку к препятствию, вызывает у нее действие, направленное на то, чтобы избежать столкновения с препятствием. Отсылка же эта невозможна без посредства тех изменений, какие остались в ней от прошлого опыта. Эти изменения выполняют ту же функцию, что и следы в памяти животного или человека в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, свисток обладает для черепашки определенным “смысловым значением”. Если бы он был лишен смыслового значения, она не реагировала бы на него, как не реагирует на массу окружающих ее предметов, не оставивших в ней никакого следа.

Приняв во внимание существование трех основных типов знаковых ситуаций, можно определить смысловое значение как след предмета, к которому отсылает знак, след, оставляемый в памяти животного или человека или в кибернетическом, устройстве прошлым опытом.

Когда мы приступили к выяснению природы знака, то вначале говорили только, о предметном значении, не упоминая ни словом о смысловом значении. Такое разделение двух видов значения знака возможно лишь в теоретическом анализе: описывая сложное явление, всегда начинают с какой то одной особенности, а от других временно отвлекаются.

В самой действительности дело обстоит иначе. Нет двух явлений, существующих независимо друг от друга: предметного значения и смыслового значения. Не бывает так, чтобы знак отсылал к предмету сам по себе, вне смыслового значения. Знак отсылает к предмету, т. е. обладает предметным значением, лишь через посредство смыслового значения. Характеристика некоторого предмета как отсылающего к другому предмету, которая избегает какого бы то ни было упоминания о смысловом значении, является продуктом абстрагирующего анализа. Выделения именно этой стороны знакового процесса вполне достаточно, чтобы дать определение знака. Однако этим не исчерпываются все особенности знака. Если бы мы пожелали выйти за рамки определения, в котором, как известно, указываются только признаки, позволяющие отличить одно явление от другого, и дать более полную характеристику знаку, мы могли бы сказать так: знак есть предмет, отсылающий организованную систему (организм или кибернетическое устройство) к другому предмету при помощи следа этого другого предмета, следа, оставленного прошлым опытом. Или короче: знак есть предмет, обладающий предметным и смысловым значением для некоторой организованной системы.

Нет знака без значения как предметного, так и смыслового. А отсюда следует важный вывод: постановка проблемы знака есть вместе с тем постановка проблемы значения знака, по существу, это две стороны одной и той же проблемы. Не может существовать такая наука о знаках, которая не была бы одновременно и наукой о значениях знаков. С этой точки зрения ошибочны попытки определять семиотику как науку о знаках и противопоставлять ей семантику как науку о значении, как это делает, например, Мередит в работе “Семантика в ее отношении к психологии”. Именно потому, что семиотика представляет собою науку о знаках, она является вместе с тем и наукой о значениях знаков.

Как показало предшествующее изложение, нет предметного значения без смыслового значения. Но можно ли сказать, что и, наоборот, нет смыслового значения без предметного значения? Оказывается, что этого сказать нельзя.

Допустим, что школьник заучивает 11 глаголов, относящихся ко второму спряжению, и повторяет про себя: “Гнать, держать, дышать, слышать...” и т. д. Смысл произносимых слов ему известен. Но желает ли он посредством их нечто сообщить кому то, отослать кого то к определенному предмету? Разумеется, нет. У него и в мысли нет ничего подобного. Значит, перечисляемые учеником слова не функционируют в качестве знаков, лишены предметного значения, смысловым же значением они обладают.

Следовательно, не всякое слово, имеющее смысловое значение, является знаком. Смысловое значение представляет собою необходимое условие знаковой ситуации: если, скажем, некоторая совокупность звуков бессмысленна (например, аветъ, дир), она не может выполнять функцию знака, отсылать к какому нибудь предмету. Однако одного смыслового значения еще недостаточно для того, чтобы возникла знаковая ситуация. Последняя появляется лишь тогда, когда некоторая совокупность звуков, обладающая смысловым значением, начинает отсылать слушателя к определенному предмету.

Дальнейшее сопоставление смыслового и предметного значений позволяет выявить еще одну важную их особенность.

Какой может быть со стороны смыслового значения, скажем, некоторая совокупность звуков? Ясно прежде всего, что эта совокупность или имеет смысловое значение, или не имеет его. Если разные совокупности звуков не обладают смысловым значением, то в этом отношении между ними нет никакого различия. Например, пох, вут, оль одинаково лишены смыслового значения в системе русского языка, одинаково являются бессмысленными звуковыми сочетаниями. Если же совокупность звуков обладает смысловым значением (например, стол, улица, цифра, план, русалка и т. п.), то последнее может носить, как это очевидно уже из простого перечисления примеров, самый разнообразный характер. И это понятно: чтобы смысловое значение могло отсылать к любому предмету, оно должно иметь неограниченный диапазон значимостей.

Природа предметного значения иная. Как и в случае со смысловым значением, некоторая совокупность звуков или обладает предметным значением, или не обладает им. Если разные совокупности звуков не имеют предметного значения, то в этом отношении они совершенно одинаковы. Здесь повторяется покамест та же картина, какая знакома нам в связи с анализом смыслового значения. Но дальше начинается существенное различие: совокупности звуков, обладающие предметным значением, тоже не отличаются ничем друг от друга в отношении предметного значения.

Чтобы наша мысль была ясной, возьмем конкретные примеры. Слова “Принеси стакан воды!”, обращенные к какому нибудь лицу, отсылают его к определенному предмету, указывая на необходимость совершить определенное действие, т. е. имеют для него предметное значение. Слова “Убери книгу со стола!” или даже “Сегодня на улице очень холодно”, произнесенные в аналогичных обстоятельствах, также обладают предметным значением: они отсылают кого-то к чему-то. Отличается ли предметное значение одних слов от предметного значения других? Если бы вопрос был поставлен таким образом относительно смыслового значения, то ответом было бы безусловное “да”, ибо смысловое значение слов “Принеси стакан воды!” не то же самое, что смысловое значение слов “Убери книгу со стола!” или “Сегодня на улице очень холодно”. Но что касается предметного значения этих предложений, то ответ будет иным, а именно: предметное значение всех их одинаково. Оно равно единице (если наличие предметного значения обозначать условно единицей, а его отсутствие – цифрой нуль).

Это обусловлено характером предметного значения. Предметное значение есть не обозначаемый знаком предмет, а особенность самого знака. Знак, поскольку он является знаком, отсылает к предмету. И с этой стороны все знаки именно как знаки абсолютно одинаковы. В ответ на это могут сказать, что между знаками есть все же различие: один знак отсылает к одному предмету, другой – к другому предмету и т. д. Да, это так! Но то, к какому конкретному предмету отсылает знак, определяется не предметным, а смысловым значением. Обладать предметным значением есть не что иное, как отсылать к предмету. Характеризуя предметное значение, мы отвлекаемся от того, к какому именно предмету отсылает знак. Нас интересует лишь его способность указывать на предмет. Такая абстракция весьма полезна, как мы уже говорили, при определении понятия знака. Нужно только не забывать, что область предметного значения ограничивается простой отсылкой к предмету. К какому предмету отсылает знак, это зависит уже от смыслового значения. С этой точки зрения не только предложения “Принеси стакан воды!”, “Сегодня на улице холодно” и т. д. имеют одинаковое предметное значение,– предметное значение звонка является для собаки тем же самым, что и предметное значение слов “Принеси стакан воды!” для человека, а также предметное значение свистка для черепашки. Во всех случаях оно равно единице.

Таким образом, на вопрос о том, каково предметное значение, например, какой нибудь совокупности звуков, можно дать лишь два ответа:

положительный: оно равно единице (это значит, данная совокупность звуков обладает предметным значением, отсылает к предмету, т. е. является знаком)

2) отрицательный: оно равно нулю (это значит, данная совокупность звуков не имеет предметного значения, т. е. не функционирует в качестве знака). На вопрос же о том, каково смысловое значение некоторой совокупности знаков, возможен не только положительный и отрицательный ответ; если ответ положителен, иными словами, если некоторой совокупности звуков присуще смысловое значение, то опять законен вопрос: “А каково оно?” И ответов на него будет столько, сколько существует звучаний, наделенных различным смыслом. Обозначим условно эти ответы цифрами 1, 2, 3, 4.., n , а отрицательный ответ – нулем. Тогда на вопрос о смысловом значении любого выражения мы обязаны ответить так: или 0, или 1, или 2, или З... или n , в то время как предметное значение может быть или 0, или 1.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!