И всем казалось что радость будет. Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…" А

"Девушка пела в церковном хоре" - одно из самых печальных стихотворений Александра Блока. В своем творчестве поэт опирался на принципы символизма. Но его самые первые стихотворения имели революционный оттенок. Поэт вырос в интеллигентной среде, и его заветной мечтой было равенство людей. Но когда начались первые отголоски революции, Блок задался вопросом: а нужны ли такие жертвы ради нее? Подробнее об этом можно прочитать в анализе "Девушка пела в церковном хоре".

История написания

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" следует обратить внимание на то, что стихотворение связано с тем, что в 1905 г. по стране прокатилась волна митингов и восстаний рабочих. Россия находилась на грани гражданской войны, люди пребывали в страхе за своих родных и близких. В храмах проводили службы во имя спасения Отечества. Скорее всего, на одной из таких и был поэт.

Больше всего на Блока произвело впечатление поющей девушки о том, что наступит светлое будущее. Но поэт уже на тот момент осознал, что для смены власти нужно пожертвовать множеством жизней. Поэтому он перестал быть уверенным в идеалах революции. В анализе "Девушка пела в церковном хоре" стоит также отметить: несмотря на то, что присутствующим пение принесло успокоение, Блок осознавал, что революция не принесет того перемирия, на которое надеялись люди.

Композиция стихотворения

Немаловажным пунктом в анализе "Девушка пела в церковном хоре" является построение в произведении. Оно построено на антитезе двух частей, как в композиционном, так и смысловом плане. В первой части Блок описывает девушку и ее пение о всех жертвах революции, о всех простых людях, которым пришлось защищать свои интересы и права при помощи революции.

Но в то же время, ее пение дает людям надежду на лучшую жизнь, приносит умиротворение. А чистота храма создает иллюзию защищенности. Красота песни завораживает прихожан, им кажется, что скоро между властями и народом будет перемирие.

Но уже во второй части описывается плач ребенка, в котором поэт слышит совсем противоположное пению девушки. Младенец чувствует то, что не дано другим. Он предчувствует, что не дано сбыться надеждам людей. Революция невозможна без жертв, и, предчувствуя эту правду, он плачет, потому что по-другому не может сказать людям об этом знании.

Размер и рифмовка стихотворения

При анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" важное значение имеет его оформление. У него нет какого-либо определенного размера, т.е. оно написано в свободной форме. Двухсложные части нужно читать слегка нараспев, чтобы не нарушать ритм. А слияние сонорных и шипящих звуков передает атмосферу храма, написание стиха в свободной форме создает ощущение чистоты, вечности, а чтение нараспев придает ему мелодичность.

Средства выразительности

В анализе стиха "Девушка пела в церковном хоре" следует отметить, что резкий переход от надежды до крушения всех иллюзий достигается благодаря антитезе. В каждой строфе используется анафора и ассонансы, что придает стихотворению напевность. Эпитеты и метафоры придают ему еще больше выразительности.

Поэтические образы

Все те, о ком пела девушка - простого народа, жертвы борьбы за равенство. Поэт, который наблюдает за этой службой, от умиротворения переходит в состояние тревоги, предчувствуя грядущие перемены в стране. И он понимает, что именно эта тайна открылась ребенку.

Александр Блок написал это стихотворение как память о всех тех, кто пожертвовал своею жизнью ради революционных идей. Каждое свое выступление на публике он заканчивал его прочтением. В тот период поэт переосмыслил свое отношение к революции и перестал считать ее идеальной возможностью для общественных изменений. Осознав все последствия революции, и что она не стоит таких жертв, Блок отказался от пропаганды этих идей и посвятил свое творчество символисткому направлению.

В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.

Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).

В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

«Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905-1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».

Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма — все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Композиция стихотворения

Но пение преображает все вокруг, девушка освещает темный мир:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Можно было закончить стихотворение на этом, но слово «казалось» сеет сомнение, что конец будет счастливым. И действительно, концовка оставляет читателя в замешательстве: появляется плачущий ребенок, который, на мой взгляд, является ангелом.

И этот ангел проливает слезы о том, что души становится все меньше, она не спит, а просто испаряется, не находя себе применения; а человек без души никогда не обретет вечную жизнь, никогда не вернется туда, откуда пришел:

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

И мне кажется, этим Блок хотел сказать, что ничто не может вернуть эти души: ни молитва девушки, ни свет, который она несет.

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон. Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

Основные образы

Девушка – символ душевной чистоты, света, и находится она в необычном месте – в церкви. И ее пение – это не развлечение, а молитва за всех несчастных:

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Поэтический синтаксис

Неслучайно используется анафора: она показывает значительность пения, его важность, ведь девушка поет «о всех».

Во втором четверостишии ярко проявляется прием антитезы. Свет противопоставляется тьме: девушка и все жизнелюбивые, счастливые люди – все, кто потерял смысл, кто существует, а не живет. Эпитет «белым» обозначает цвет жизни; а во «мраке» находятся те, кто не хочет жить, радоваться жизни.

Эмоции вызванные при прочтении

Я думаю, это очень необычное стихотворение; оно вызывает такое неуловимое ощущение, как легкий ветерок.

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении "Девушка пела в церковном хоре", анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ "Девушка пела в церковном хоре" следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Особенности композиции

При проведении анализа "Девушка пела в церковном хоре" следует описать композицию стихотворения. В его основе - антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа "Девушка пела в церковном хоре" - это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре". Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва - это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня - это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года - это только начало страшных событий революции.

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха "Девушка пела в церковном хоре" - это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста "Девушка пела в церковном хоре" позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!