Игра мир информатики 3 4 год обучения.

16
ноя
2009

Мир информатики. 3-4 год обучения (2003)


Год выпуска: 2003
Жанр: Детские обучающие игры
Разработчик: New Media Generation
Издательство: © КиМ
Сайт разработчика: www.nmg.ru
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC

Системные требования:
P-II,
633МГц,
64МБ ОЗУ,
32МБ видео,
250 МБ на жёстком диске,
устройство вывода звука.
Macromedia flashPlayer 6 (имеется в комплекте).

Описание:
Компания New Media Generation сообщает о скором выходе продолжения современного интерактивного курса с использованием мультимедиа-средств обучения для школьников «Мир Информатики» - «Мир информатики. 3-4 год обучения» (разработчик «Кирилл и Мефодий», Россия).

«Мир информатики 3-4 год обучения» поможет школьникам изучить современную науку ИНФОРМАТИКУ и понять устройство и принципы работы компьютеров.

В наглядной и доступной форме школьники получат знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами. Курс введет их в мир логики, научит информационному моделированию и составлению алгоритмов, обучит основам работы с файлами и папками, различными компьютерными программами и приложениями, электронной почтой и всемирной сетью Интернет.

Дружелюбный, интуитивно-понятный интерфейс, интерактивные анимации, разнообразные тестовые задания, выполненные в игровой понятной детям форме, позволят школьникам эффективно усвоить начала одной из сложнейших наук.

Курс содержит:

      · 35 разнообразных тем;
      · 22 медиалекции, озвученные профессиональными актерами;
      · 10 различных типов развивающих игр;
      · 90 интерактивных заданий;
      · 220 иллюстраций;
      · обучение печати «слепым» методом

30
дек
2018

Гаврилов сергей , г. Хабаровск


|

30-12-2018 05:32:51


16
ноя
2009

Мир информатики. 6-9 лет (2003)

Мир Информатики. 1-2 год обучения - первый современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обучения, предназначенный для знакомства с основами работы ПК самых младших школьников. «Мир Информатики» разработан на технологии флэш-анимации и отличается красочностью и наглядностью представления информации. Курс полностью со...

Год выпуска: 2003
Жанр: Детские обучающие игры

Издательство: © КиМ
Сайт разработчика: www.nmg.ru
Язык интерфейса: Русский


29
мар
2010

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс (2009)

Новый мультимедийный учебник от компании «Кирилл и Мефодий» - «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» из серии «Начальная школа» Мультимедийный учебник поможет ребенку: - узнать много нового и интересного из истории России; - познакомиться со строением человеческого организма; - провести познавательные опыты в интерактивной лаб...

Год выпуска: 2009
Жанр: Обучающая программа
Разработчик: ООО Кирилл и Мефодий
Издательство: NMG
Сайт разработчика: www.nachalka.info
Язык интерфейса: Русский


16
окт
2009

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. Начальная школа (2009)

Мультимедийный учебник поможет Вашему ребенку: узнать много нового и интересного из истории России; познакомиться со строением человеческого организма; провести познавательные опыты в интерактивной лаборатории; научиться логике, внимательности и самостоятельности. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» раскрывает целостную картину мира, способ...

Год выпуска: 2009
Жанр: обучающая программа
Разработчик: New Media Generation
Издательство: Кирилл и Мефодий
Сайт разработчика: www.nmg.ru
Язык интерфейса: Русский


14
окт
2009

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. Начальная школа (2009)

Учебник включает 140 анимированных интерактивных тренажёров, которые помогут ребенку узнать, что представляют собой тела, вещества и энергия; также - что такое биосфера, из каких компонентов она состоит. Станет понятным, как происходит круговорот веществ в различных экосистемах на Земле, в том числе, искусственных; как развивались живые с...

Год выпуска: 2009
Жанр: обучающая программа
Разработчик: NMG
Издательство: NMG
Язык интерфейса: русский


14
апр
2014

Раннее развитие детей по системе Монтессори: Мир вокруг нас, Формы и цвета, Занимательная логика (2009)

Год выпуска: 2009
Жанр: Детская обучающая программа с элементами игры
Разработчик: Студия «Баюн»
Издательство: Бука
Сайт разработчика: bayun-school.com
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Система: Microsoft® Windows®XP/Vista
Процессор: Pentium® III 1000 МГц
Память: 256 MБ Видео-карта: поддерживающая разрешение 1024*728 Аудио-карта: Любая
Жесткий диск: 450 МБ
Дополнительно: принтер для распечатывания доп. заданий (по желанию)


23
окт
2008

Disney"s Atlantis: The Lost Empire The Lost Games Атлантида. Затерянный мир (2001)

Атлантида... Многие смельчаки пытались отыскать этот затонувший в океане остров. Но только юному картографу Майло Тэтчу повезло - в его руки попал таинственный дневник, указывающий путь к Затерянной империи. В этой игре ваши дети попадут в загадочную Атлантиду. Но приём не будет тёплым - вам предстоит вести воздушные бои в жерле подводног...

Год выпуска: 2001 г
Жанр: мини-игры
Разработчик: Новый Диск
Издательство: Новый Диск
Язык интерфейса: русский


04
авг
2008

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 и 2 класс (2008)

Компания New Media Generation представляет мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 и 2 класс» из серии «Начальная школа Кирилла и Мефодия». Учебник поможет детям дошкольного и младшего школьного возраста познакомиться со знаниями об окружающем мире и правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебник может быть...

Год выпуска: 2008
Жанр: обучающая программа
Разработчик: K&M
Издательство: NMG
Язык интерфейса: русский


27
апр
2008

Creative Painter 3.3 (2006)

Замечательная программа рисовалка для детей! Обновленная версия 3.3. В программе можно вставлять множество персонажей на множество красивых фонов,есть анимированные персонажи.Можно просто рисовать карандашом,мелками,аэрозольным баллончиком,фломастерами и многое многое другое. Очень проста в освоении.

Год выпуска: 2006
Жанр: рисовалка
Разработчик: Moko Interactive
Издательство: Moko Interactive
Тип издания: видимо пиратский
Язык интерфейса: без надписей и звука
Таблетка: не требуется


02
ноя
2011

Я знаю математику! 1-4 классы. (2010)

Интерактивный тренажер по математике обеспечивает возможность тренировки ученика в решении всех типов задач и примеров в объеме начальной школы (1-4 классы) с предложением в каждом типе задач 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченного количества изменений численных значений величин, фигурирующих в условиях.

Год выпуска: 2010
Жанр: Детские обучающие игры
Разработчик: Группа "Марко Поло"
Издательство: Группа "Марко Поло"
Сайт разработчика: http://www.marcopologroup.ru/
Язык интерфейса: Русский
Платформа: PC
Операционная система: Windows 98/XP/Vista
Процессор: Pentium IV, 1 ГГц
Память: 64 МБ
Видеокарта: монитор SVGA, 800х600, true color


03
мар
2010

Страна знаний - Пойдём за покупками (Выпуск 4) (2010)

"Страна знаний" - прогрессивный курс обучения для детей дошкольного возраста с компакт-дисками и журналами. Диски и журналы тщательно продуманы для совместной работы, чтобы предоставить детям наиболее разнообразные учебные упражнения. Дети могут изучать компакт-диски самостоятельно, а журнал превосходно подходит для их занятий вместе со в...

Год выпуска: 2010
Жанр: Обучающие игры
Разработчик: deagostini
Издательство: deagostini
Сайт разработчика: www.deagostini.ru
Язык интерфейса: Русский


22
апр
2008

Уроки Кирилла и Мефодия. МАТЕМАТИКА 1 класс. Часть 4 (2006)

Компания «Кирилл и Мефодий» представляет продолжение серии «Начальная школа» «Математика 1 класс». Мультимедийный учебник предназначен для обучения математике детей младшего школьного возраста. Четвертая часть по объему учебного материала сопоставима с программой четвертой четверти первого класса средней школы. «Уроки Кирилла и Мефодия. М...

Год выпуска: 2006
Жанр: Обучаящая программа
Разработчик: K&M
Издательство: NMG
Тип издания: лицензия
Язык интерфейса: только русский
Лекарство: Не требуется

Мир информатики 1-2,3-4 годы обучения.

Год выпуска: 2003
Версия: все
Разработчик: Кирилл и Мефодий
Платформа: 2k-XP
Совместимость с Vista: полная
Язык интерфейса: только русский
Таблэтка: Не требуется

«Мир Информатики. 1-2 год обучения» - первый современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обучения, предназначенный для знакомства с основами работы ПК самых младших школьников.
«Мир Информатики» разработан на технологии флэш-анимации и отличается красочностью и наглядностью представления информации.
Курс полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по информатике в общеобразовательной школе и содержит методические рекомендации для учителей по организации и проведению учебного процесса.

«Мир Информатики» в доступной для детей форме рассказывает о компьютере и его составляющих, знакомит с правилами безопасного поведения в компьютерных классах, дает советы по работе с клавиатурой и мышью.
С помощью «Мира Информатики» малыши могут познакомиться с основами информационных технологий (графикой и конструированием), получить первичное представление об информации, ее видах, способах получения, передачи и представления, а также потренироваться, решая свои первые логические задачи. Они узнают, что такое множества, обобщение, модели, алгоритмы и каковы способы их представления.

И все это в увлекательной красочной форме, доступной для восприятия самых маленьких детей.

· 1-2 год обучения;
· 16 уроков;
· 16 медиа-лекций, озвученных профессиональными актерами;
· 120 тренажеров;
· 10 различных типов развивающих игр;
· 150 иллюстраций;
· основы обучения слепому методу печати.

«Мир информатики. 3-4 год обучения» – продолжение нового мультимедийного курса для школьников «Мир Информатики»

«Мир информатики. 3-4 год обучения» поможет школьникам изучить современную науку ИНФОРМАТИКА, понять устройство и принципы работы компьютеров. В наглядной и доступной форме школьники получат знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами.Курс введет их в мир логики, научит информационному моделированию и составлению алгоритмов, обучит основам работы с файлами и папками, различными компьютерными программами и приложениями, электронной почтой и всемирной сетью интернет.

Подробнеее о диске:
Дружелюбный, интуитивно-понятный интерфейс.
Интерактивные анимации.
Разнообразные текстовые задания, выполненные в игровой понятной детям форме, позволяет школьникам эффективно усвоить начала одной из сложнейших наук.

Курс содержит:
35 уроков.
22 медиалекции, озвученные профессиональными актерами.
10 различных развивающих игр.
90 интерактивных заданий.
220 иллюстраций.
Обучение печати «слепым» методом.

Системные требования: минимальные: P-II, 633МГц, 64МБ ОЗУ, 32МБ видео, 250 МБ на жёстком диске, устройство вывода звука. Macromedia flashPlayer 6 (имеется в комплекте).

1. Пояснительная записка.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 144 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы, в-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 10–11-и лет. Количество обучающихся 15–18 человек (две подгруппы). Сроки реализации программы: 2 года.

Основная цель курса: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности . Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, “набивая руку” при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.
  2. Индивидуальное обучение . Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип природосообразности . Основной вид деятельности младших школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность . Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

Первый год обучения. (3-й класс)

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
  2. Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.
  3. Формировать умения управлять компьютерными играми.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес младших школьников.
  2. Развивать мышление учащихся

Воспитывающие:

  1. Воспитывать культуру общения между учащимися.
  2. Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании 1-го года обучения дети

знают: понятие информация и информационные процессы; основные компоненты устройства компьютера; правила безопасной работы за компьютером; основные понятии и термины разделов текстовый и графический редакторы; виды компьютерных игр, правила и приемы управления компьютерными играми.

Умеют: включать и выключать компьютер; работать в текстовом и графическом редакторах; использовать возможности текстового и графического редакторов для создания творческих работ (открытки, визитки, рисунки)

Кроме того у учащихся создан познавательный интерес к предмету и сформированы представления о информатике. Полученные знания и умения учащимися способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам; творческие задания; участие в конкурсах; тестирование

2. Учебно-тематический план (1год обучения)

Темы

Количество часов
Всего часов Теория Практика
Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов)
Понятие информации. Источник информации 2 1 1
Виды информации 2 1 1
Информационные процессы 2 1 1
Тема 2. Компьютер (12 часов)
Техника безопасности в компьютерном классе 2 1 1
Основные компоненты компьютера 2 1 1
Устройства ввода, вывода 2 1 1
Клавиатура. Процессор. Память 2 1 1
Практическая работа “Клавиатура” 2 2
Клавиатурный тренажер 2 2
Тема 5. Обработка текстовой и графической информации на компьютере (31 час)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word 2 2
Назначение и основные возможности. 2 2
Практическая работа “Набор текста и форматирование 4 4
Оформление открыток, поздравлений 3 3
Оформление визиток 3 3
Конкурс сочинений 2 2
Технология обработки графической информации 2 2
Графический редактор Раint 3 1 2
Создание и хранение изображений. 3 3
Практическая работа “Создание рисунков”. 5 5
Конкурс рисунков 2 2
Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы (23 часа)
Знакомство с понятиям: компьютерная игра. Виды игр. 1 1
Правила и приемы компьютерной игры. 1 1
Практическая работа: компьютерные игры (логические, развивающие, на сообразительность) 18 18
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. Итоговое тестирование 3 3
Итого 72 15 57

Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов).

Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы.

  • понятие информации, источники информации;
  • определять виды информации;
  • приводить примеры информационных процессов.

Тема 2 . Компьютер (12 часов).

Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие компьютера как информационной машины;
  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  • приводить области применения компьютера;
  • выбирать и загружать нужную программу.

Практическая работа. Клавиатурный тренажер.

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (31 час).

Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.

Требования к знаниям и умениям:

  • работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование);
  • работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);

Практические работы: 1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и редактирование рисунков.

Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы. (23 часа) Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление, множество. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.

Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная игра.

Практическая работа: Компьютерные игры.

Методическое обеспечение программы.

Тема Формы занятий Дидактические материалы Формы контроля
1 . Компьютер Беседа, игра, практическая работа. Программа “клавиатурный тренажер”, Презентации по технике безопасности и устройству компьютера Кроссворд Перфокарты Тест
3. Информационные и коммуникационные технологии Беседа, игра, практическая работа, конкурсы СD: “ Уроки графики в стране вообразилии”

Обучающий тест

Программы текстового и графического редакторов, перфокарты

Конкурсы сочинений и рисунков, выставка работ

Защита проекта

4. Игровые (обучающие и развивающие) программы Компьютерные игры СD: “Развивающие игры для малышей”, “Логические игры и головоломки” Индивидуальные задания
5. Алгоритмы. Беседа

Практическая работа

Презентации

Программа “Кенгуренок”

Карточки с заданиями

Условия реализации программы:

– Наличие компьютерного класса на 10-12 мест

– Наличие мультимедиааппаратуры для демонстрации презентаций и обучения отдельным действиям.

– лицензионное программное обеспечение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!