«Илюха», Михаил Шолохов. Илюха

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Анализ рассказа илюха Шолохова Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Анализ рассказа илюха Шолохова А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Анализ рассказа илюха Шолохова

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренны и беспристрастны.

Касаясь вопросов художественного мастерства, Шолохов заявлял, что «лозунг реализма избавил писателей от горячих и порой ненужных дискуссий о творческом методе. Теперь от писателя требуется одно - работать». Неоднократно указывал Шолохов и на необходимость «исключительно вдумчивого, глубокого изучения материала». Он считает, что писатель должен быть органически связан с социалистической действительностью. Только тогда он сможет правдиво отразить ее в художественном произведении. Особое внимание Шолохов обращал на необходимость четкого выражения в литературе патриотических идей. «Чувство родины, - говорил он, - великая штука, товарищи! Этим чувством должно быть пронизано каждое произведение писателя».

В конце 1934 года Шолохов снова выехал за границу. Будучи в Швеции, Дании, Англии, Франции, писатель рассказывал об успехах советского искусства, разоблачал клевету буржуазной печати о Советском Союзе. Остановившись в Стокгольме всего на несколько дней, Шолохов выехал в Данию. 3 января 1935 года он сделал в Копенгагене доклад о современной советской литературе. Присутствовавший на этой встрече Мартин Андерсен Нексе тепло приветствовал Шолохова, как «представителя литературы великой Советской страны». Шолохова приветствовали известные профессора литературы Лондонского университета и Британской академии художеств, дружеский носила его встреча с французскими литераторами. Особенно дороги были для Шолохова часы бесед с писателем-коммунистом Жан Ришар Блоком.

Вера Кетлинская, побывав у Шолохова в 1934 году, сообщала: «Ближайший год писателя будет напряженным: Михаил Шолохов в данное время кончает последний том «Тихого Дона» и рассчитывает до конца года написать окончание «Поднятой целины».

Письма Шолохова также свидетельствуют о той напряженной работе, которая велась в это время над последней частью «Тихого Дона». «Последнее время, - рассказывал писатель в июне 1934 года, - я почти одновременно работал над четвертой книгой «Тихого Дона» и второй книгой «Поднятой целины». Работа над ними уже почти закончена. Это, естественно, не означает, что я могу сейчас же сдать оба романа в печать. Отнюдь нет. Отложив на время «Поднятую целину», в настоящее время я засел за окончательную отшлифовку «Тихого Дона».

К осени 1935 года четвертая книга, как сообщал писатель, была уже написана и неоднократно перерабатывалась по отдельным главам. «План всей вещи, рассказывал Шолохов, - был задуман мной еще до написания первой книги «Тихого Дона». С этого времени он не подвергался существенным изменениям. В процессе работы варьировались лишь некоторые детали плана и композиции отдельных сцен». Правда, намечались различные варианты завершения судеб героев, но Шолохов отказался от них и уже в 1935 году твердо определил пути главных героев и их судьбы, которые остались неизменными до полного опубликования романа. Уже тогда Шолохов сообщал, что «Пантелей Прокофьевич в четвертой части романа умирает» «своей нестрашной смертью», а Аксинья «останется живой до последней главы». Григорий Мелехов, который в конце третьей книги командовал повстанческой дивизией под станицей" Вешенской, будет оттуда «наступать на север, примерно на Балашов, а потом ему суждено вместе с белыми а)рмиями откатиться до Новороссийска». Ясен был путь Григория и в восьмой части: «после разгрома белого движения на юге и конца вооруженной борьбы на Дону казак Мелехов попадает в Красную Армию и в отрядах Первой Конной совершает поход на польский фронт».

Судя по этим сведениям,; Шолохов предполагал рассказать в специальных главах об этом периоде в Григория Мелехова, но в процессе работы он отказался от излишних подробностей и ограничился кратким сообщением Прохора Зыкова о службе Григория в Первой Конной и об участии его в боях с белополяками. Возможно, что главы, связанные с этим периодом жизни Григория, оказались среди страниц, не опубликованных писателем. Заявляя, что Григорий Мелехов «еще побывает в банде», Шолохов подчеркивал: «у Мелехова очень индивидуальная , и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество. От белых я его, конечно, оторву, но в большевики превращать не буду. Не большевик он».

Это свидетельство писателя чрезвычайно интересно. Оно позволяет правильно понять ненависть Григория Мелехова к белому офицерству и стремление писателя заострить эту черту. Григорий все больше уходит от белых, сознавая неизбежность их гибели, но не может понять правду, за которую борются большевики.

В связи с этим Шолохов решил четко противопоставить Григорию Мелехову фигуру последовательного борца за социализм из среды казаков. «Из большевиков в четвертой книге выделится Михаил Кошевой, - рассказывал Шолохов, - я выдвину его с заднего плана и сосредоточу на нем больше внимания...» .

В лице Кошевого писатель создал типический образ представителя трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Политически выросший в борьбе, Кошевой, сталкиваясь с Григорием, проявляет вполне понятную настороженность и принципиальность.

Шолохов противопоставляет Мелехову не только фигуру отдельного представителя народа. Писатель рисует казачьи массы, постепенно преодолевающие сложные Противоречия. возвращаются в родные места, начинают полевые работы, выбирают ревкомы. Прослеживая закономерный переход казачества, желающего мира и труда, в лагерь революции, широкий размах народной борьбы за Советскую власть, Шолохов стремился показать одновременно «окончательный разгром белого движения на Дону».

Работа над романом не прекращалась даже в летние месяцы 1936 года. «Сейчас, не глядя на жару, - писал Шолохов И. Островскому, - начал работать. Сижу, обливаюсь горьким потом и с вожделением поглядываю на Дон. По совести говоря, работать в такую дикую погоду нет ни малейшего желания». Напряженно работает Шолохов и в сентябре, а в октябре сообщает Н. Островскому, что он «снова за столом», трижды «перекрывает нормы». Лишь на некоторое время в конце года писатель выезжает в Москву для встречи с прикованным к постели Николаем Островским.

Четвертая книга оказалась для писателя самой трудной, она подводила итог его многолетней работы. Особенно беспокоили писателя финальные сцены. Стремясь проверить себя, Шолохов решил в это время собрать новый дополнительный материал, относящийся к концу романа. «Много езжу по станицам, - рассказывал он, - и все исключительно с одной целью - перепроверяю уже написанное».

В 1937 году Шолохов сдал в «Новый мир» лишь седьмую часть «Тихого Дона», задержав публикацию последних завершающих страниц еще на два года. Это решение можно объяснить повышенной взыскательностью писателя к своему творчеству. С годами расширившийся идейный кругозор художника, углубленное и более зрелое, чем в годы работы над первыми книгами, понимание истории - все это требовало особенно тщательной работы над той частью романа, которая сводила воедино написанные ранее книги.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Анализ рассказа Шолохова один язык Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Анализ рассказа Шолохова один язык А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Анализ рассказа Шолохова один язык

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!