Источники богатства и выразительности русского языка
Образность художественной речи достигается и специальными изобразительными (литературно-стилистическими) средствами: тропами и стилистическими фигурами.
Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.
Эпитеты
Эпитеты - образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои признаки.
В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начала (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
Сравнения
Сравнения - это тоже образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).
Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной.
А. С. Пушкин
Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...).
Нередки случаи, когда писатели создают развернутые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой, группы явлений:
Н. В. Гоголь
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие».
Но, как правило, принимаются универсальные значения цветов. Следующие примеры предназначены для зарегистрированных товарных знаков Сообщества, которые преобладают следующие цвета. Красная жара, агрессия, страсть, окрыляет и внимание. Голубой холод, мороз, чистота, транспортирует и стабильность.
Зеленый здоровье, свежесть, природа. Знание этого типа смыслов, скрытых в подсознании каждого из нас, поэтому считается, что цвета у нас есть психологическое воздействие. Визуальная коммуникация является передача идей и информации с помощью форм и образов, которые могут «читать». Следующие примеры предназначены для изображений, которые несут различные сообщения и зарегистрированы как фигуративные сообщества торговых марок.
Метафора
Метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства.
Метафора - это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
(Месяц)
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.
А. Фет
Такие выражения, как метафорическими эпитетами.
Такие выражения, как « железный стих», « шелковые ресницы », « утро седое», одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами.
В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл!!!
Олицетворение
Олицетворение - прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Это один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.
Олицетворение как художественный троп представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
С. А. Есенин
Аллегория
Аллегория - одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображенными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.
Аллегория распространена в изобразительном искусстве (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руках - правосудие).
В литературе аллегория широко использует образы фольклора, античной мифологии, Библии. С ее помощью иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.
Аллегория часто пронизывает все произведение. Она применяется в баснях, народных и литературных сказках, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность и злость - в обличии волка, трусость - в образе зайца и т. п.
Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:
Сито свито, Золотом покрыто, Кто взглянет, Всяк заплачет.
(Солнце)
«8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9. потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».
Книга притчей Соломоновых
Метонимия
Риторический вопрос - оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме
Изображения короны, на престол власти, господства. Изображение льва, орла, медведя, силы дракона, силы, власти. Не удивительно, что эти изображения наиболее часто встречаются в гербах, флаги, печать и т.д. Большая доля потребительского спектра энергетических напитков относится к людям, занимающимся спортом, и поэтому не случайно выбрала именно такое сообщение.
Вы чувствовали себя в безопасности в вышеприведенном хаос - хаос исходит от обширности дела комментировал. По крайней мере, мы попытались сориентировать вас. Он приходит к домашней работе: Какой «тип» характер этого? В конце сентября в Тайбэе, Тайвань, в течение трех дней подряд проводилась Международная выставка изобретений и инноваций в Азии Тайбэйская международная выставка изобретений.
Зато читал Адама Смита...
А. С. Пушкин
Не то на серебре, на золоте едал...
А. С. Грибоедов
Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой...
А. С. Пушкин
Метонимия - замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой ее подают, характерная одежда человека и человек, в нее одетый, действие и орудие этого действия.
С Пловдивом художником Атанасом Згалевским у меня была редкая дружба. Мы воспринимались как поклонники, или, как мы говорили, у нас была сказка. Даже с моим подходом к Пловдиву моя единственная задача - найти его. В защищенном баре, особенно если это небетепе, и если вы с Атанасом, утечка часов не имеет значения.
Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил
С ним и целый год мы не видели друг друга, мы видим, наши разговоры внезапно переключились, как будто их никогда не прерывали. В пустынном и жарком ресторане. Зонтик с теневой тенью. От огненного солнца спасает нас. Город мерцает, широко освежает. Вспыхивает быстрыми солнечными искрами.
Синекдоха
Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она, как уже говорилось, основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное - единственным:
Отсель грозить мы будем шведу...
А. С. Пушкин
Мы все глядим в Наполеоны...
А. С. Пушкин
Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!
М. Ю. Лермонтов
Гипербола
Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления
(«В сто сорок солнц закат пылал!»).
Литота
Литота - художественное преуменьшение.
Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут.
Литотой называется также стилистический прием как бы двойного отрицания:
« небезуспешный», « небесспорный».
Выводы:
Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) - тропами.
Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении, оно понятно только в данном тексте.
Тропы позволяют писателю в образной форме донести до читателя идейно-художественное содержание произведения
1) Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил.
Спутник песенкою странной сердце бередил
(А. Ахматова).
2) О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень. (А. Ахматова).
3) Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит (А. Ахматова)
4
4) Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину; (Н. В. Гоголь).
5) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов).
6) Прощай, свободная стихия!
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой! (А. С. Пушкин).
7) Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин).
8) Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период - ну и люби во все лопатки (А. П. Чехов).
9) Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (А.П.Чехов).
10) Пуще всего береги копейку. (Н. В. Гоголь).
11) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов).
12) Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (В. Луговской).
13) Прикручен шар земной ко мне.
Я, как усталая японка,
Весь мир таскаю, как ребенка,
Рыдающего на спине
(Е. Евтушенко).
14) И руки обессиленно повисли.
Сломала зубы молодость,
И вот рассудочность сомнительные мысли
Пластмассовою челюстью жует.
(Е. Евтушенко).
15) Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (В. Маяковский).
стилистические фигуры
В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.
Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова.
Антитеза
Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А. С. Пушкин
Оксюморон
Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.
Ветер веселый
Эх ты, горе горькое,
И зол и рад.
Сладкое житье.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид...
А. С. Пушкин
Градация -
Градация - такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.
Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
М. Ю. Лермонтов
Параллелизм
Параллелизм - сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.
Параллелизм характерен для устного народного творчества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопоставляются образ природы и образ человека.
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ох, как бы на меня не кручина,
Ни о чём-то бы я не тужила.
В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
А. С. Пушкин
Анафора
Анафора - повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н. А. Некрасов
Эпифора
Эпифора - выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.
Н. В. Гоголь
Инверсия
Инверсия - своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.
И день за днем ужасно злить меня вот это стало.
В. В. Маяковский
Прямой порядок: И вот это стало меня день за днём злить ужасно.
Умолчание
Умолчание - оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя...
Но смерть... но власть... но бедствия народны...
А. С. Пушкин
Риторический вопрос
Риторический вопрос - оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов
И какой русский не любит быстрой езды?
Н. В. Гоголь
Именительный представления
Именительный представления - изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания.
11 сентября 2001 года. Этот день стал черным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис
Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
В ваших письмах - правда жизни!
Найдите стилистические фигуры речи
1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей
(А. Ахматова).
2) Где стол был яств, там гроб стоит
(Г. Р. Державин).
3) Швед, русский колет, рубит, режет
(А. С. Пушкин).
4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (А. Ахматова).
5) Тебе - белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (А.Ахматова).
6)Так любовь уходит прочь… Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (И. Бродский).
7)Жить - так на воле, умирать - так дома
(А. Ахматова).
8) Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер - на всем божьем свете! (А. Блок).
9) Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).
10) И какие-то печали издали, И туманные скрижали от земли.
И покинутые в дали корабли.
И какие-то за мысом паруса.
И какие-то над морем голоса
(А. Блок).
11)
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем, -
И за тебя я пью, -
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас
(А. Ахматова).
12) Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (А. Блок).
В статье подробно рассмотрим, что такое образное выражение. Какое имеют значение, как употребляются, разберем примеры с подробным толкованием таких высказываний.
От длинного взгляда приближается. С кучей веселых деталей - бесчисленные игрушки. Конец нам. На укрепленной стене с мертвыми отверстиями. Дорогостоящего разрушения и творчества! Цветущий, потрясающий синергетический эффект. Добро и зло - и всегда богаты во времени!
Что кинул он в краю родном?
Мы говорим в богатстве времени! Крепостная стена, теперь декор. Ресторан, город с прекрасным временем. Мы говорим о красочных надеждах. Он пожалел эту вечную память. Особенно к летописи Пловдива. Он был поражен невероятными мыслями об анонимных мастерах.
Толкование и определение
Итак, образное выражение - это единицы речи, которые прежде всего употребляются в переносном смысле. При переводе на другой язык, как правило, требуют дополнительного разъяснения. С другой стороны, также можно дать следующее толкование: образное выражение - это широко употребляемые меткие слова, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые со временем стали нарицательными.
Атанас Згалевский появился в конце 1960-х годов. Он от второй волны Пловдивских экспериментальных художников в те непрозрачные тоталитарные годы. Это был настоящий шок для политических кругов в городе. Он позволил себе сделать выставку абстрактных картин в своем доме, с потоком посетителей и бурных витрин в кафе. И, конечно, с неприятными последствиями. Это была серьезная проблема. Более болезненными были его первые шаги в фигуративной живописи. Иногда он несколько месяцев работал на картинке. Кто-то воспринял это его рвение к лени.
Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут
Однажды Энчо Пиронков сказал мне: «Ну, этот хрен ленив, или мы все положили его в карман». Его редкое участие в общих выставках ярко выделялось среди толпы картинок. Он обладал всесторонним талантом. Но самым значительным из его многочисленных талантов была резьба по дереву. Мы обязаны ему великолепным рельефом «Солнце» в Большом салоне Дома Балабанова, а также потолки двух южных комнат на втором этаже. Мы обменялись длинными паузами на другое слово. Атанас был непревзойденным защитником архитектурных памятников города.
Такого рода изречения так давно и так сильно вошли в повседневную нашу с вами жизнь, и кажется, что они были придуманы народом. Но этот факт не всегда правдоподобен. Образное выражение является мощнейшим орудием не только в повседневной жизни, но и в литературных произведениях, использование их вносит непревзойдённый колорит.
Метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства
Он снял фильм режиссера Здравко Драгнева и Христо Илиева-Чарли, чтобы снять фильм о его спасении. В фильме также было мое стихотворение «Ловушка», в котором повторялись разные детали из этой оригинальной части города. Некоторые цеплялись за митинги, другие бросались на гурбет во всех возможных направлениях мира. Некоторые интеллектуалы также искали свою удачу. И Атанас, с его беспокойным духом, заманил его подругу, Соус, армянин Пловдива, который поселился в Нью-Йорке, провел его через океан.
Благодаря замечательным библиографам и литературоведам были собраны и опубликованы книги, рассказывающие читателю о первоисточниках возникновения и употребления изречений подобного рода. Благодаря уникальности таких книг каждый человек сможет обогатить и приумножить выразительность своей речи, освоить и дать новое дыхание богатейшему наследию прошлого.
Сначала он почувствовал, что упал с неба в город мира. Он также принимал участие в картине на ежегодной общей выставке «Искусство Северо-Востока». В «Нью-Йорк Таймс» отмечается: «Второй взгляд заслуживает того, чтобы бросить на холст Атанаса Згалевского в зале абстрактной живописи, в котором сочетается коричневый, тканеподобный коллаж из черного и зеленого». Две его картины включают Лулу и великого американского писателя и режиссера Пола Аустера. В этом приключении Атанас приходил около месяца. Он привез некоторые из своих американских картин.
Выражения народные
Образное выражение следует научиться понимать. Для лучшего и глубокого понимания следует разобрать некоторые из них.
- Например, вешать нос. Другими словами можно сказать "унывать, грустить".
- Или вот вбивать клин. Это выражение можно трактовать как "преднамеренно ссорить, создавать ссору между кем-то".
- Говорить под руку. То есть мешать что-либо делать или не давать возможности сосредоточиться.
- Или вот - давать волю языку. Другими словами, много говорить, высказываться, рассказывать что-то наболевшее или, наоборот, выдавать тайны и секреты.
- Дать прикурить. Можно сказать: накричать, наказать, указать на недостатки.
- Ищи ветра в поле. Это значит следующее: безвозвратная потеря чего-то или кого-то с безнадёжным результатом.
- Разберём такое выражение, как "разбиваться в лепёшку". Можно понять такое высказывание следующим образом: очень сильно стараться что-то сделать.
- Например, такое выражение: рука об руку. Обычно это выражение используют, когда описывают счастливую семейную пару. Они идут рука об руку по жизни.
Образные выражения в литературе
Образное выражение обобщает различные явления в жизни людей. Такие краткие изречения передаются из поколения в поколение. Способ передачи - это не только повседневная форма общения, но и литературные произведения. Различные особенности в окружении, в проявлении каких-либо действий. Например, поспешишь - людей рассмешишь. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Милые бранятся - только тешатся.
Они сразу же организовали выставку в Художественной галерее Пловдива. Узкие комнаты галереи не могли уместиться с интеллектуальной интеллигенцией, погрузившись в нищету и тяжелое положение духовных событий - многие главы стояли у входной двери. На следующий день мы сидели в тихой ловушке на крутом переулке под домом Балабанова - я, с моим весом здесь, и он, с его зарубежными полномочиями. Но когда он вернулся в Нью-Йорк, его жизнь радикально изменилась. Он перебрался в переполненное иммигрантское общежитие в Манхэттене.
Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой
Она работает в кожаном магазине. Его возвращение в Болгарию становится фиксированной идеей. Он не выживает и не умирает на хирургическом столе в клинике в Нью-Йорке. И в ответ на тщеславную идею, урна с его пылью прибыла в Болгарию. Собирая вещи в манхэттенском общежитии, они нашли скрепки с записками. В одном из них он попытался обобщить суть своей работы.
Александр Сергеевич Пушкин восторгался народными высказываниями, поговорками, пословицами, которые тоже можно отнести к образным выражениям. «Ах, что за смысл! Что за золото!» Такими были высказывания русского поэта. Шолохов по этому поводу писал: «Величайшее богатство народа - это язык!» Тысячелетиями накапливаются народные выражения, и живут они в словах.
И мне было интересно, будут ли тени двух божеств прошлого моего города по-прежнему сражаться за власть в душе каждого из нас. Одно божество представляет собой жизнь - радость, плодородие, земля, то есть фаллический дикий страх, в существовании которого все исчезает и умирает, все лично исчезает в вечности природы, сохраняя только страдание и боль его исчезновения. И другое божество, диаметрально, спокойно, ярко ярко, но сдержанно, тает в осязаемости сна и не только символизирует гармонию, но и гармонию.
Белл. заказ. Атанас Згалевский - резчик по дереву, художник и ученик из группы Пловдив. Долгое время художник-исполнитель в Пловдивском театре кукол. Автор резных фигур в доме Балабанова в родном городе. Заглевский имеет выдающийся вклад в культурное и историческое наследие Пловдива и его сохранение в его аутентичной форме.
В действительности такие высказывания - это кладезь мудрости самого народа. Они очень часто выражают истину, которая проверена временем. Образные слова и выражениячасто используют в публичной речи, использование их во введении или в заключении может стать одним из способов аргументации, однако следует не забывать, что употребление высказываний подобного рода зависит от уместности ситуации. Для того, чтобы слова были выразительны, а образы эмоционально окрашены, часто используют образные выражения.
Как искусство говорить о свободе сегодня? В нем представлены результаты критического исследования искусств, чтобы говорить о свободе. Поскольку существует множество таких искусств, в исследовании описываются способы, которыми Свобода упоминается как суверенитет в апрельском восстании, а также в более поздних исторических, литературных, мемориальных, популярных, даже правовых, историях об этом. Автор останавливается на этом событии в нашей истории, потому что он находится на границе двух способов суверенитета, и в результате он позволяет нам показать, как свобода может быть сформулирована по-другому, чем те, которые мы воспринимаем как естественные.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить значение образных высказываний. Они употребляются постоянно в неизменном виде, другими словами, их можно отнести к устойчивым формам. Если изменить постановку слов, то это высказывание может потерять свой глубокий смысл. Лотман в своей книге «Лекции по структуральной поэтике» писал: «Статуя Аполлона в музее не выглядит голой, но попробуйте завязать ей галстук на шею, и она поразит вас своим неприличием». Образные высказывания не создаются в процессе разговора, а используются как готовые и неизменные, так происходит из поколения в поколение. Они богаты по своему составу, происхождению и стилистическим возможностям, что позволяет минимальными средствами передать большой смысловой объём и сделать это настолько эмоционально и выразительно. Пешковский писал: «Это живые слова! Оживляющие всё то, к чему они приложены!» Их использование позволит каждому сделать свою речь неповторимой и индивидуальной.
Тодор Христос является преподавателем в Софийском университете Св. Климент Охридский - кандидат философских наук, профессор. Его научные интересы находятся в области критической теории, изучения культуры, изучения власти и современных форм протеста. Восстание должно было принести свободу.
Сегодня предполагается, что для повстанцев свобода означает национальное государство. Но мы живем в национальном государстве. Можем ли мы сказать, что мы свободны? Достаточно ли жить в национальном государстве, чтобы быть свободным? Действительно, наш народ не подчинен другому, но были ли мы подвергнуты соотечественникам, положили конец нелиберам? Если мы не свободны, разве нет опасности восстания и последующего кровопролития, вызванного обманным обещанием?