Образные слова. Эх ты, горе горькое. Когда волнуется желтеющая нива




Источники богатства и выразительности русского языка

  • Образность художественной речи достигается и специальными изобразительными (литературно-стилистическими) средствами: тропами и стилистическими фигурами.

  • Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

  • Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.



Эпитеты

  • Эпитеты - образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои признаки.

  • В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начала (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.



Сравнения

  • Сравнения - это тоже образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

  • Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной.

  • А. С. Пушкин

  • Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...).



  • Нередки случаи, когда писатели создают развернутые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой, группы явлений:

  • «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие».

    Но, как правило, принимаются универсальные значения цветов. Следующие примеры предназначены для зарегистрированных товарных знаков Сообщества, которые преобладают следующие цвета. Красная жара, агрессия, страсть, окрыляет и внимание. Голубой холод, мороз, чистота, транспортирует и стабильность.

    Зеленый здоровье, свежесть, природа. Знание этого типа смыслов, скрытых в подсознании каждого из нас, поэтому считается, что цвета у нас есть психологическое воздействие. Визуальная коммуникация является передача идей и информации с помощью форм и образов, которые могут «читать». Следующие примеры предназначены для изображений, которые несут различные сообщения и зарегистрированы как фигуративные сообщества торговых марок.

  • Н. В. Гоголь



Метафора

  • Метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства.

  • Метафора - это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:

  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

  • (Месяц)

  • Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

  • А. Фет



Такие выражения, как метафорическими эпитетами.

  • Такие выражения, как « железный стих», « шелковые ресницы », « утро седое», одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами.

  • В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл!!!



Олицетворение

  • Олицетворение - прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

  • Это один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

  • Олицетворение как художественный троп представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

  • Улыбнулись сонные березки,

  • Растрепали шелковые косы.

  • С. А. Есенин



Аллегория

  • Аллегория - одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображенными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

  • Аллегория распространена в изобразительном искусстве (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руках - правосудие).

  • В литературе аллегория широко использует образы фольклора, античной мифологии, Библии. С ее помощью иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

  • Аллегория часто пронизывает все произведение. Она применяется в баснях, народных и литературных сказках, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность и злость - в обличии волка, трусость - в образе зайца и т. п.



  • Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

  • Сито свито, Золотом покрыто, Кто взглянет, Всяк заплачет.

  • (Солнце)

  • «8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

  • 9. потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

  • Книга притчей Соломоновых




Метонимия

Риторический вопрос - оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме

Изображения короны, на престол власти, господства. Изображение льва, орла, медведя, силы дракона, силы, власти. Не удивительно, что эти изображения наиболее часто встречаются в гербах, флаги, печать и т.д. Большая доля потребительского спектра энергетических напитков относится к людям, занимающимся спортом, и поэтому не случайно выбрала именно такое сообщение.

Вы чувствовали себя в безопасности в вышеприведенном хаос - хаос исходит от обширности дела комментировал. По крайней мере, мы попытались сориентировать вас. Он приходит к домашней работе: Какой «тип» характер этого? В конце сентября в Тайбэе, Тайвань, в течение трех дней подряд проводилась Международная выставка изобретений и инноваций в Азии Тайбэйская международная выставка изобретений.

    Метонимия - замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой ее подают, характерная одежда человека и человек, в нее одетый, действие и орудие этого действия.

    С Пловдивом художником Атанасом Згалевским у меня была редкая дружба. Мы воспринимались как поклонники, или, как мы говорили, у нас была сказка. Даже с моим подходом к Пловдиву моя единственная задача - найти его. В защищенном баре, особенно если это небетепе, и если вы с Атанасом, утечка часов не имеет значения.

    Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил

    С ним и целый год мы не видели друг друга, мы видим, наши разговоры внезапно переключились, как будто их никогда не прерывали. В пустынном и жарком ресторане. Зонтик с теневой тенью. От огненного солнца спасает нас. Город мерцает, широко освежает. Вспыхивает быстрыми солнечными искрами.

  • Зато читал Адама Смита...

  • А. С. Пушкин

  • Не то на серебре, на золоте едал...

  • А. С. Грибоедов

  • Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой...

  • А. С. Пушкин



Синекдоха

  • Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она, как уже говорилось, основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное - единственным:

  • Отсель грозить мы будем шведу...

  • А. С. Пушкин

  • Мы все глядим в Наполеоны...

  • А. С. Пушкин

  • Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!

  • М. Ю. Лермонтов



Гипербола

  • Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

  • («В сто сорок солнц закат пылал!»).



Литота

  • Литота - художественное преуменьшение.

  • Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут.

  • Литотой называется также стилистический прием как бы двойного отрицания:

  • « небезуспешный», « небесспорный».



  • Выводы:

  • Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) - тропами.

  • Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении, оно понятно только в данном тексте.

  • Тропы позволяют писателю в образной форме донести до читателя идейно-художественное содержание произведения



  • 1) Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил.

  • Спутник песенкою странной сердце бередил

  • (А. Ахматова).

  • 2) О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень. (А. Ахматова).

  • 3) Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит (А. Ахматова)



4

  • 4) Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину; (Н. В. Гоголь).

  • 5) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов).

  • 6) Прощай, свободная стихия!

  • Последний раз передо мной

  • Ты катишь волны голубые

  • И блещешь гордою красой! (А. С. Пушкин).

  • 7) Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин).



  • 8) Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период - ну и люби во все лопатки (А. П. Чехов).

  • 9) Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (А.П.Чехов).

  • 10) Пуще всего береги копейку. (Н. В. Гоголь).

  • 11) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов).

  • 12) Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (В. Луговской).



  • 13) Прикручен шар земной ко мне.

  • Я, как усталая японка,

  • Весь мир таскаю, как ребенка,

  • Рыдающего на спине

  • (Е. Евтушенко).

  • 14) И руки обессиленно повисли.

  • Сломала зубы молодость,

  • И вот рассудочность сомнительные мысли

  • Пластмассовою челюстью жует.

  • (Е. Евтушенко).

  • 15) Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (В. Маяковский).



стилистические фигуры

  • В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.

  • Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова.



Антитеза

  • Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

  • Ты богат, я очень беден;

  • Ты прозаик, я поэт.

  • А. С. Пушкин



Оксюморон

  • Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

  • Ветер веселый

  • Эх ты, горе горькое,

  • И зол и рад.

  • Сладкое житье.

  • Город пышный, город бедный,

  • Дух неволи, стройный вид...

  • А. С. Пушкин



Градация -

  • Градация - такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

  • Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!

  • Когда волнуется желтеющая нива,

  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,

  • И прячется в саду малиновая слива

  • Под тенью сладостной зеленого листка.

  • М. Ю. Лермонтов



Параллелизм

  • Параллелизм - сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.

  • Параллелизм характерен для устного народного творчества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопоставляются образ природы и образ человека.

  • Ах, кабы на цветы не морозы,

  • И зимой бы цветы расцветали;

  • Ох, как бы на меня не кручина,

  • Ни о чём-то бы я не тужила.



  • В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.

  • В синем небе звезды блещут,

  • В синем море волны хлещут.

  • Брожу ли я вдоль улиц шумных,

  • Вхожу ль во многолюдный храм,

  • Сижу ль меж юношей безумных,

  • Я предаюсь своим мечтам.

  • У ночи много звезд прелестных,

  • Красавиц много на Москве.

  • А. С. Пушкин



Анафора

  • Анафора - повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.

  • Стонет он по полям, по дорогам,

  • Стонет он по тюрьмам, по острогам.

  • Н. А. Некрасов



Эпифора

  • Эпифора - выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.

  • Н. В. Гоголь



Инверсия

  • Инверсия - своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.

  • И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

  • В. В. Маяковский

  • Прямой порядок: И вот это стало меня день за днём злить ужасно.



Умолчание

  • Умолчание - оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

  • Но мне ли, мне ль, любимцу государя...

  • Но смерть... но власть... но бедствия народны...

  • А. С. Пушкин



Риторический вопрос

  • Риторический вопрос - оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.

  • Что ищет он в стране далекой?

  • Что кинул он в краю родном?

  • М. Ю. Лермонтов

  • И какой русский не любит быстрой езды?

  • Н. В. Гоголь



Именительный представления

  • Именительный представления - изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания.

  • 11 сентября 2001 года. Этот день стал черным днем в жизни всей планеты.



Эллипсис

  • Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.

  • В ваших письмах - правда жизни!



Найдите стилистические фигуры речи

  • 1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей

  • (А. Ахматова).

  • 2) Где стол был яств, там гроб стоит

  • (Г. Р. Державин).

  • 3) Швед, русский колет, рубит, режет

  • (А. С. Пушкин).



  • 4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (А. Ахматова).

  • 5) Тебе - белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (А.Ахматова).

  • 6)Так любовь уходит прочь… Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (И. Бродский).



  • 7)Жить - так на воле, умирать - так дома

  • (А. Ахматова).

  • 8) Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

  • На ногах не стоит человек.

  • Ветер, ветер - на всем божьем свете! (А. Блок).

  • 9) Не жалею, не зову, не плачу.

  • Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).



  • 10) И какие-то печали издали, И туманные скрижали от земли.

  • И покинутые в дали корабли.

  • И какие-то за мысом паруса.

  • И какие-то над морем голоса

  • (А. Блок).

  • 11)

  • Я пью за разоренный дом,

  • За злую жизнь мою,

  • За одиночество вдвоем, -

  • И за тебя я пью, -

  • За ложь меня предавших губ,

  • За мертвый холод глаз,

  • За то, что мир жесток и груб,

  • За то, что Бог не спас

  • (А. Ахматова).



  • 12) Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (А. Блок).

В статье подробно рассмотрим, что такое образное выражение. Какое имеют значение, как употребляются, разберем примеры с подробным толкованием таких высказываний.

От длинного взгляда приближается. С кучей веселых деталей - бесчисленные игрушки. Конец нам. На укрепленной стене с мертвыми отверстиями. Дорогостоящего разрушения и творчества! Цветущий, потрясающий синергетический эффект. Добро и зло - и всегда богаты во времени!

Что кинул он в краю родном?

Мы говорим в богатстве времени! Крепостная стена, теперь декор. Ресторан, город с прекрасным временем. Мы говорим о красочных надеждах. Он пожалел эту вечную память. Особенно к летописи Пловдива. Он был поражен невероятными мыслями об анонимных мастерах.

Толкование и определение

Итак, образное выражение - это единицы речи, которые прежде всего употребляются в переносном смысле. При переводе на другой язык, как правило, требуют дополнительного разъяснения. С другой стороны, также можно дать следующее толкование: образное выражение - это широко употребляемые меткие слова, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые со временем стали нарицательными.

Атанас Згалевский появился в конце 1960-х годов. Он от второй волны Пловдивских экспериментальных художников в те непрозрачные тоталитарные годы. Это был настоящий шок для политических кругов в городе. Он позволил себе сделать выставку абстрактных картин в своем доме, с потоком посетителей и бурных витрин в кафе. И, конечно, с неприятными последствиями. Это была серьезная проблема. Более болезненными были его первые шаги в фигуративной живописи. Иногда он несколько месяцев работал на картинке. Кто-то воспринял это его рвение к лени.

Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут

Однажды Энчо Пиронков сказал мне: «Ну, этот хрен ленив, или мы все положили его в карман». Его редкое участие в общих выставках ярко выделялось среди толпы картинок. Он обладал всесторонним талантом. Но самым значительным из его многочисленных талантов была резьба по дереву. Мы обязаны ему великолепным рельефом «Солнце» в Большом салоне Дома Балабанова, а также потолки двух южных комнат на втором этаже. Мы обменялись длинными паузами на другое слово. Атанас был непревзойденным защитником архитектурных памятников города.

Такого рода изречения так давно и так сильно вошли в повседневную нашу с вами жизнь, и кажется, что они были придуманы народом. Но этот факт не всегда правдоподобен. Образное выражение является мощнейшим орудием не только в повседневной жизни, но и в литературных произведениях, использование их вносит непревзойдённый колорит.

Метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства

Он снял фильм режиссера Здравко Драгнева и Христо Илиева-Чарли, чтобы снять фильм о его спасении. В фильме также было мое стихотворение «Ловушка», в котором повторялись разные детали из этой оригинальной части города. Некоторые цеплялись за митинги, другие бросались на гурбет во всех возможных направлениях мира. Некоторые интеллектуалы также искали свою удачу. И Атанас, с его беспокойным духом, заманил его подругу, Соус, армянин Пловдива, который поселился в Нью-Йорке, провел его через океан.

Благодаря замечательным библиографам и литературоведам были собраны и опубликованы книги, рассказывающие читателю о первоисточниках возникновения и употребления изречений подобного рода. Благодаря уникальности таких книг каждый человек сможет обогатить и приумножить выразительность своей речи, освоить и дать новое дыхание богатейшему наследию прошлого.

Сначала он почувствовал, что упал с неба в город мира. Он также принимал участие в картине на ежегодной общей выставке «Искусство Северо-Востока». В «Нью-Йорк Таймс» отмечается: «Второй взгляд заслуживает того, чтобы бросить на холст Атанаса Згалевского в зале абстрактной живописи, в котором сочетается коричневый, тканеподобный коллаж из черного и зеленого». Две его картины включают Лулу и великого американского писателя и режиссера Пола Аустера. В этом приключении Атанас приходил около месяца. Он привез некоторые из своих американских картин.


Выражения народные

Образное выражение следует научиться понимать. Для лучшего и глубокого понимания следует разобрать некоторые из них.

  • Например, вешать нос. Другими словами можно сказать "унывать, грустить".
  • Или вот вбивать клин. Это выражение можно трактовать как "преднамеренно ссорить, создавать ссору между кем-то".
  • Говорить под руку. То есть мешать что-либо делать или не давать возможности сосредоточиться.
  • Или вот - давать волю языку. Другими словами, много говорить, высказываться, рассказывать что-то наболевшее или, наоборот, выдавать тайны и секреты.
  • Дать прикурить. Можно сказать: накричать, наказать, указать на недостатки.
  • Ищи ветра в поле. Это значит следующее: безвозвратная потеря чего-то или кого-то с безнадёжным результатом.
  • Разберём такое выражение, как "разбиваться в лепёшку". Можно понять такое высказывание следующим образом: очень сильно стараться что-то сделать.
  • Например, такое выражение: рука об руку. Обычно это выражение используют, когда описывают счастливую семейную пару. Они идут рука об руку по жизни.

Образные выражения в литературе

Образное выражение обобщает различные явления в жизни людей. Такие краткие изречения передаются из поколения в поколение. Способ передачи - это не только повседневная форма общения, но и литературные произведения. Различные особенности в окружении, в проявлении каких-либо действий. Например, поспешишь - людей рассмешишь. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Милые бранятся - только тешатся.

Они сразу же организовали выставку в Художественной галерее Пловдива. Узкие комнаты галереи не могли уместиться с интеллектуальной интеллигенцией, погрузившись в нищету и тяжелое положение духовных событий - многие главы стояли у входной двери. На следующий день мы сидели в тихой ловушке на крутом переулке под домом Балабанова - я, с моим весом здесь, и он, с его зарубежными полномочиями. Но когда он вернулся в Нью-Йорк, его жизнь радикально изменилась. Он перебрался в переполненное иммигрантское общежитие в Манхэттене.

Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой

Она работает в кожаном магазине. Его возвращение в Болгарию становится фиксированной идеей. Он не выживает и не умирает на хирургическом столе в клинике в Нью-Йорке. И в ответ на тщеславную идею, урна с его пылью прибыла в Болгарию. Собирая вещи в манхэттенском общежитии, они нашли скрепки с записками. В одном из них он попытался обобщить суть своей работы.

Александр Сергеевич Пушкин восторгался народными высказываниями, поговорками, пословицами, которые тоже можно отнести к образным выражениям. «Ах, что за смысл! Что за золото!» Такими были высказывания русского поэта. Шолохов по этому поводу писал: «Величайшее богатство народа - это язык!» Тысячелетиями накапливаются народные выражения, и живут они в словах.

И мне было интересно, будут ли тени двух божеств прошлого моего города по-прежнему сражаться за власть в душе каждого из нас. Одно божество представляет собой жизнь - радость, плодородие, земля, то есть фаллический дикий страх, в существовании которого все исчезает и умирает, все лично исчезает в вечности природы, сохраняя только страдание и боль его исчезновения. И другое божество, диаметрально, спокойно, ярко ярко, но сдержанно, тает в осязаемости сна и не только символизирует гармонию, но и гармонию.

Белл. заказ. Атанас Згалевский - резчик по дереву, художник и ученик из группы Пловдив. Долгое время художник-исполнитель в Пловдивском театре кукол. Автор резных фигур в доме Балабанова в родном городе. Заглевский имеет выдающийся вклад в культурное и историческое наследие Пловдива и его сохранение в его аутентичной форме.

В действительности такие высказывания - это кладезь мудрости самого народа. Они очень часто выражают истину, которая проверена временем. Образные слова и выражениячасто используют в публичной речи, использование их во введении или в заключении может стать одним из способов аргументации, однако следует не забывать, что употребление высказываний подобного рода зависит от уместности ситуации. Для того, чтобы слова были выразительны, а образы эмоционально окрашены, часто используют образные выражения.

Как искусство говорить о свободе сегодня? В нем представлены результаты критического исследования искусств, чтобы говорить о свободе. Поскольку существует множество таких искусств, в исследовании описываются способы, которыми Свобода упоминается как суверенитет в апрельском восстании, а также в более поздних исторических, литературных, мемориальных, популярных, даже правовых, историях об этом. Автор останавливается на этом событии в нашей истории, потому что он находится на границе двух способов суверенитета, и в результате он позволяет нам показать, как свобода может быть сформулирована по-другому, чем те, которые мы воспринимаем как естественные.


Заключение

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить значение образных высказываний. Они употребляются постоянно в неизменном виде, другими словами, их можно отнести к устойчивым формам. Если изменить постановку слов, то это высказывание может потерять свой глубокий смысл. Лотман в своей книге «Лекции по структуральной поэтике» писал: «Статуя Аполлона в музее не выглядит голой, но попробуйте завязать ей галстук на шею, и она поразит вас своим неприличием». Образные высказывания не создаются в процессе разговора, а используются как готовые и неизменные, так происходит из поколения в поколение. Они богаты по своему составу, происхождению и стилистическим возможностям, что позволяет минимальными средствами передать большой смысловой объём и сделать это настолько эмоционально и выразительно. Пешковский писал: «Это живые слова! Оживляющие всё то, к чему они приложены!» Их использование позволит каждому сделать свою речь неповторимой и индивидуальной.

Тодор Христос является преподавателем в Софийском университете Св. Климент Охридский - кандидат философских наук, профессор. Его научные интересы находятся в области критической теории, изучения культуры, изучения власти и современных форм протеста. Восстание должно было принести свободу.

Сегодня предполагается, что для повстанцев свобода означает национальное государство. Но мы живем в национальном государстве. Можем ли мы сказать, что мы свободны? Достаточно ли жить в национальном государстве, чтобы быть свободным? Действительно, наш народ не подчинен другому, но были ли мы подвергнуты соотечественникам, положили конец нелиберам? Если мы не свободны, разве нет опасности восстания и последующего кровопролития, вызванного обманным обещанием?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!