Индейцы - аборигены северной америки.

ВЕНДИГО из племени КРИ

Все началось весной 1879 года, я хорошо помню эти события. К инспектору полиции В.Д. Джарвису, который входил в команду Северо-Западной Конной Полиции укреплённого поста Форт-Саскачеван, пришло сообщение, что нужно проверить индейца кри, известного как Быстрый Бегун (Kah-Kee-See-Koo-Chin). В прошлом году он отбыл от Атабаски с женой, пятью детьми, своим шурином и свекровью, якобы направляясь на обычную осенне-зимнюю охоту и отлов. Весной он появился в небольшом поселке метисов с католической миссией, на Большом озере (ныне Санкт-Альберт, провинция Альберта) без своих родственников. Он пришел один, и как тогда казалось, более важным, пытался завлечь некоторых школьников миссии, которые стали сиротами в результате разрушительной эпидемии оспы прежних лет, чтобы посетить его «прекрасный» лагерь.

Отвечая на вопрос священников миссии, индеец заявил, что его жена, дети, шурин и свекровь все умерли в лесу от голода. Внешний вид индейца, заставил священников задуматься. Он выглядел гладким и хорошо откормленным. Никоим образом не напоминая того, кто страдал и видел, как его близкие мучительно умерли. Муки голода, по-видимому, его не коснулись. Отцы миссии поведали о своих подозрениях суперинтенданту Джарвису. Сержант «Дик» Стил был немедленно отправлен из Форт-Саскачеван, чтобы допросить индейца. Сержант также засомневался в «голодной» истории, заковал подозреваемого и доставил его обратно в форт. Он был братом покойного генерал-майора сэра Сэмюэля B.Стила, который в то время, был младшим инспектором вооружённых сил.

Прибыв на место, индеец сказал суперинтенданту Джарвису, что во время охотничьего сезона он почти не встречал дичи, а смерть одного из его сыновей доставила такие страдания матери мальчика, что она застрелилась. Позже, голод убил всех остальных. Он сам сумел выжить только потому, что варил и ел свой вигвам, от которого получил достаточное количество сил, чтобы добраться до Большого озера.
Два дня спустя, группа состоявшая из младшего инспектора К.Ганьона, сержанта (Доктор) Хирчера, нескольких констеблей, метиса разведчика и переводчика Бразсо, с «повозкой ред-ривер» в которой находился заключенный, покинули форт в поисках «голодного» лагеря.

В начале путешествия полицейские были разочарованы ложной информацией, поступавшей от арестованного. Он направлял их через многие мили кустов и болот, к счастью, еще частично замёрзших. Наконец, младший инспектор Ганьон, понимая, что необходимы радикальные меры, решил проконсультироваться с Бразсо. Переводчик прекрасно понимал, что имел ввиду отец Пьер-де-Смет, известный католический миссионер, когда говорил о «загадке индейского желудка».
«Ну, мой капитан» - порекомендовал Бразсо. «Говорю вам. Дайте ему сильный muss-kee-kee-wash-bwee, и он прекрасно вам всё расскажет». Метис видел действие этого «сильного лекарства», на многих индейских храбрецах, это сильнейший эликсир жизни, состоящий из сильно заваренного чая, к которому добавляют щедрое количество табака и дают пропитаться. В случае с Быстрым Бегуном токсичная стряпня подействовала даже сильнее, чем современная сыворотка правды - скополамин. Под его влиянием индеец стал очень разговорчивым, и младший инспектор Ганьон начал психологическую игру.

Когда заключенный достаточно «оживился», младший инспектор спросил: «Что ты сделал с телами, после того как твоя семья погибла от голода? Земля была замерзшей, чтобы рыть могилы».
«Я свалили их в кучу, накрыл ветвями и листьями деревьев».
«Но», сказал офицер, «это же не даёт никакой защиты от медведей и волков».
Одурманенный индеец проглотил наживку и радостно крикнул «Tapway!, Tapway! Ekoosee Mahgah! (Правда! Правда! Вот так оно и есть, но) Wahhankee Keezikow (Завтра я покажу вам)!»
На следующее утро под «влиянием», верности своему обещанию, заключенный с полицейским отрядом, направился к самой густой части кустарника. Приблизившись к нему, он остановился, откинул голову назад и издал продолжительный волчий вой.
Младший инспектор Ганьон пристально посмотрел на него и пробормотал: «Ха, становится теплее». Он приказал искать поблизости, и вскоре обнаружился заброшенный лагерь, расположенный на небольшой поляне на острове в середине большого болота, куда можно было легко попасть, так как лёд до сих пор ещё растаял не везде.

Искатели нашли индейские ловушки, висевшие на деревьях и его вигвам из лосиных шкур, не сваренный и не съеденный, как он утверждал, но очень много доказательств, аккуратно сложенных и спрятанных в ветвях дерева, которые попались в капканы.
Группа полицейских в ужасе оглядывалась, и постепенно к ним пришло осознание истины. Человеческие черепа и кости, разбросанные вокруг погасшего костра и треноги, отпечатки жирных пальцев на стволах окружающих деревьев, все отвратительные доказательства каннибальской оргии заключенного.
«Там» - закричал он. «Я сказал вам, их съели медведи!». Но не было никаких признаков когтей, и зубов, которые кусали плоть, на разбросанных костях виднелись следы человеческих зубов. Чтобы расчленить трупы, использовался нож и топор.

«О, боги!» воскликнул один из солдат, испытывающий приступ тошноты: «просто попробуйте представить себе этот лагерь во время долгих холодных ночей прошлой зимы. Представьте себе, что это чудовище сидит здесь с трупами, помешивая только что брошенные в огонь дрова, влезает в свой вигвам, чтобы поспать, или использует топор с ножом, когда проголодался. Тьфу!».
«Да!» - сказал другой с задумчивым содроганием. «Эта сцена для кисти Густава Доре, и может соперничать с его жуткими изображениями в аду Данте!»
С мрачными лицами, сохраняя молчание, полицейские продолжали искать. Один из мужчин почувствовал спазм в животе, когда наткнулся на череп младенца, в котором находилась самодельная кукла. Очевидно, мать делала небольшой фрагмент одежды для ребенка, когда её жизнь неожиданно погасла. Они нашли другие вещи - такие ужасные и тошнотворные, что это непригодно для описания. Младший инспектор Ганьон и его люди взяли с собой черепа и некоторые из костей; другие останки были похоронены.

В форте провели предварительную экспертизу. Заключенный определил череп своей жены, грубо ткнув пальцем в глазницу одного из восьми лежащих на столе старшего офицера Джарвиса.
«Это» - отметил он, с веселым смехом – «это моя жена». В конце концов, индеец признался, что ни один из его семьи не умер от голода. Он убил и съел их, или, как выразился индеец, «сделал из них говядину». Он также заявил, что один из его сыновей был жив и помогал ему несколько дней, прежде чем он (заключенный) оставил свой лагерь, чтобы перейти к Большому озеру, тогда мальчика постигла та же участь, что и других.

В качестве оправдания для своего преступления Быстрый Бегун рассказал, что несколько лет назад, когда он и подросток были на охоте в районах крайнего севера, его спутник умер от голода. Тогда он, Kah-Kee-See-Koo-Chin, для того, чтобы спасти свою собственную жизнь, съел мальчика, и таким образом, приобрел незабываемое пристрастие к вкусу человеческой плоти.
Позже заключенный был доставлен на суд к получавшему жалованье мировому судье Хью Ричардсону, и приговорен к смерти.
Это переиздание «Последнего из каннибалов Канады», написанного в то время экс-сержант-майором Ф. А. Бэгли.
:(Editorial note: This is a reprint of "The Last of Canada"s Cannibals", written by the then ex-Sgt. Major F.A. Bagley. The story appeared originally in the July, 1942 issue of the Quarterly.)
http://www.thesfc.mezoka.com/archive/vol_14_4.htm
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте" 7 декабря 2015

По прогнозам метеорологов, это лето снова обещает быть жарким. Специально для завершения приятных летних вечеров дома FURFUR попросил создателя блога коротких рассказов Smart Fiction и члена команды сервиса электронных книг Bookmate выбрать пять произведений на лето. В свою очередь редакция выбрала пятнадцать рассказов, которые были ранее опубликованы на сайте - перейти к историям можно, нажав кнопку «Смотреть слайдшоу» в начале и конце материала.

Лев Толстой
«Разрушение ада и восстановление его»

Этот рассказ перевернул мое мнение о Толстом. Я знал, что у него были проблемы с церковью, но после прочтения стало понятно почему. В комментариях к этому рассказу на Smartfiction друг обвиняет меня в фарисействе и советует почитать Айн Рэнд.
Цитата: «Одни говорили про других: ваши чудеса не настоящие - наши настоящие, а те говорили про этих: нет, ваши не настоящие, наши настоящие».

Артур Конан Дойль
«Любящее сердце»

Однажды я летел в самолете и читал журнал, в котором мне попался этот рассказ. Я был тогда не в настроении, но он перевернул в моей голове все с ног на голову. После этого мы с другом сделали Smartfiction. Более весело эту историю я описал в своей колонке на Look At Me - пусть она станет бонусным, шестым рассказом, который вам стоит почитать.
Цитата: «- Боюсь, что наш воздух не очень вам полезен, сэр, - осмелился я заметить».


15 рассказов в журнале FURFUR

О ПРОФЕССИОНАЛАХ

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

«По‑видимому, в этом году следует ожидать позднего урожая зерновых. Поэтому фермерам лучше приступить к высаживанию кукурузных початков и посеву гречневых блинов в июле, а не в августе»

Известный американский писатель родился в 30 ноября 1835 года во Флориде, умер 21 апреля 1910 года в возрасте 74 лет. Известен прежде всего как автор произведений о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, занимался также журналистикой и издал массу публицистических работ.

О МУЖСКИХ ПРИЧЕСКАХ

Вуди Аллен. «Мемуары Шмида»


«Гитлер пришел в ярость. Собирается ли Черчилль отрастить бакенбарды, пожелал узнать он, и если собирается, то сколько и когда? Немедленно вызвали Гиммлера, который, как все считали, отвечает за разведку. Геринг, раздраженный позицией Шпеера, прошептал ему на ухо: "Чего ты волну-то гонишь, а? Хочет бакенбарды, ну и пусть их получит"».

Американский кинорежиссер, актер-комик, продюсер, трехкратный обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель и автор многочисленных рассказов и пьес.

О ВОСПРИЯТИИ

О. Генри. «Квадратура круга»


«Когда мы начинаем двигаться по прямой линии и огибать острые углы, наша натура терпит изменения. Таким образом, Природа, более гибкая, чем Искусство, приспособляется к его более жестким канонам. В результате нередко получается весьма курьезное явление, например: голубая роза, древесный спирт, штат Миссури, голосующий за республиканцев, цветная капуста в сухарях и житель Нью-Йорка».

Американский писатель, родившийся в 1862-м и умерший в 1910 году. Известен он в первую очередь как автор массы сатирических рассказов с необычными развязками. Большинство его произведений считается классикой американского короткого рассказа. Также существует литературная премия, названная его именем.

О ТЯЖЕЛОЙ МУЖСКОЙ РАБОТЕ

Чарльз Буковски. «Бифштекс из звездной пыли»


«Я еле-еле видел, едва мог собраться и поймать хотя бы еще один окорок, а потом кинуть его дальше, хоть еще один и кинуть. Кровь забрызгала меня с головы до пят, в руки беспрерывно прилетал мягкий, мертвый, тяжелый ПЛЮХ, окорок слегка подавался, как женская задница, а я слишком ослаб, не могу даже сказать, эй, да что это с вами, К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ, такое, парни? Окорока летят, а я верчусь, пригвожденный, как тот чувак на кресте, под этой жестяной каской, а те знай бегают себе с тачками окороков окороков окороков, и, наконец, все они опустошаются, а я стою, покачиваясь и втягивая в себя желтый электрический свет».

Американский писатель и поэт (1920–1994). Обязательные атрибуты практически всех его произведений: д ешевые мотели, бары, пьянство, драки и грязь. Он пишет о людях, которые живут именно этим, да и сам постоянно проводит время похожим образом.

О ДОБЛЕСТИ

Курт Воннегут. «Der Arme дольметчер»


«"Мы отдубасим их так, как сделали это в Северной Каролине и Теннеси", - сказал полковник, который всегда побеждал на учениях дома. "Ты останешься здесь, сынок. Будешь мне личным переводчиком".

Двадцать минут спустя я опять стал толмачом в самой гуще событий. К дверям штаба подъехали четыре немецких Тигра, и два десятка немецких пехотинцев, спешившись, окружили нас автоматами».

Известный американский прозаик и художник (1922–2007). Родился он в Индианаполисе, которому позже были посвящены многие его романы и рассказы. После бомбардировок военной базы в Перл-Харбор японскими войсками он пошел добровольцем в армию США и участвовал во Второй мировой войне, которой тоже посвятил немало произведений, самое известное из них - «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

ОБ УДАЧНЫХ СВИДАНИЯХ

Сомерсет Моэм. «Завтрак»

«Мы ждали, пока приготовят спаржу. Мною овладел страх. Я уже не спрашивал себя, хватит ли денег до конца месяца, - я думал только о том, как бы уплатить по счету. Какой позор, если не хватит каких-нибудь десяти франков и придется занять их у моей гостьи. Нет, об этом не могло быть и речи. Я знал точно, сколько у меня есть, и решил что, если счет превысит эту сумму, я опущу руку в карман и, с возгласом ужаса вскочив на ноги, скажу, что у меня украли кошелек. Будет, конечно, очень неловко, если у нее тоже не окажется денег. Тогда останется одно - предложить в залог свои часы, а потом вернуться и уплатить по счету».

Английский писатель начала и середины XX века. Родился во Франции в 1874 году в семье одного из работников английского посольства в Париже. В Англию он перебрался в 1884 году после того, как умерли его родители - там он и выучил английский, а до этого говорил исключительно по-французски.

О КОСМОСЕ

Рэй Брэдбери. «Калейдоскоп»


«- Что?
- То, что слышал. Плевал я на твой чин, до тебя сейчас шестнадцать тысяч километров, и давай не будем делать из себя посмешище. Как это Стимсон сказал: нам еще долго лететь вниз.
- Эплгейт!
- А, заткнись. Объявляю единоличный бунт. Мне нечего терять, ни черта. Корабль ваш был дрянненький, и вы были никудышным капитаном, и я надеюсь, что вы сломаете себе шею, когда шмякнетесь о Луну».

Американский прозаик и фантаст. Родился он 22 августа 1920 года в небольшом городе Уокиган, штат Иллинойс. Девяностолетний писатель проживает в Лос-Анджелесе и до сих пор продолжает заниматься литературой.

О ДЕНЬГАХ

Пэлем Грэнвил Вудхауз. «Без пяти минут миллионер»


«Целый день Флоуер, как тень, ходил за Джорджем, потом, отведя его в сторонку, похлопал по животу и потребовал ссуды в размере одного соверена. Он объяснил Джорджу, что он тоже джентльмен, что работа страхового агента для него хуже рабства, что человек, который поддержит его в грандиозном начинании, станет скоро владельцем пригородных плантаций крыжовника».

Автор романов, пьес и рассказов, наиболее известен своим циклом романов о молодом аристократе Берте Вустере и его талантливом слуге Дживсе, по которому впоследствии сняли сериал «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори в главных ролях.

О ПРОШЛОМ

Ярослав Гашек. «Биография американца»


«Я поджег ферму, и мы получили свыше шестидесяти тысяч долларов страховки. В награду мамаша купила мне Библию в великолепном кожаном переплете. Каждый квадратный сантиметр кожи стоил доллар с четвертью, ибо это была кожа вождя индейского племени сиу. Впоследствии оказалось, что вождь живехонек и книготорговец попросту надул нас».

Чешский писатель, автор юмористических рассказов, наиболее известен своим сатирическим романом «Похождения бравого солдата Швейка», впоследствии ставшим самым популярным чешским романом в мире. В 1903 году Гашек оставил работу банковского служащего, чтобы посвятить себя литературному ремеслу; в этом же году вышел его первый сборник стихов.

О ГОНКАХ

Джеймс Джойс. «После гонок»


«Карты! Карты! Стол очистили. Виллона тихонько вернулся к пианино и стал импровизировать. Остальные играли кон за коном, отважно пускаясь на риск. Они пили за здоровье дамы бубен и за здоровье дамы треф. Джимми даже пожалел, что никто их не слышит: остроты так и сыпались. Азарт все разгорался, и в ход пошли банкноты. Джимми точно не знал, кто выигрывает, но он знал, что он в проигрыше. Впрочем, он сам был виноват, часто путался в картах, и его партнерам приходилось подсчитывать за него, сколько он должен. Компания была хоть куда, но скорей бы они кончали: становилось поздно. Кто-то провозгласил тост за яхту "Краса Ньюпорта", а потом еще кто-то предложил сыграть последний, разгонный».

Ирландский писатель (1882–1941), автор многочисленных рассказов и романов, из которых наибольшую известность получил «Улисс», опубликованный в 1922 году. Хотя еще в молодости Джойс навсегда покинул Ирландию, действие всех его произведений происходит в Дублине и его предместиях.

О ДЕВУШКАХ

Ирвин Шоу. «Девушки в летних платьях»

«- Конечно, - ответил он, отводя взгляд от девушки без шляпы, с коротко стриженными волосами, которая прошла мимо с грациозностью танцовщицы. Пальто она также не надела, так что Майкл отметил ее плоский, как у юноши, живот и бедра, которые так и ходили из стороны в сторону. Во-первых, потому, что она была танцовщицей, а во-вторых - потому что перехватила не отрывающийся от нее взгляд Майкла. Девушка улыбалась чему-то своему. Майкл заметил все это до того, как повернулся к жене».

Американский писатель и киносценарист. Известность ему принес первый его роман «Молодые львы», основанный на военном опыте автора. Шоу начал писательскую деятельность со сценариев радиоспектаклей. В 1936 году впервые был поставлен спектакль Шоу «Предайте мертвых земле». Ирвин Шоу является обладателем ряда престижных премий и наград, включая две премии О. Генри, награду Американской академии искусств и литературы и три премии «Плейбой».

ОБ АЗАРТЕ

Роальд Даль. «Человек с юга»

«- Ага! - произнес он и поставил на стол бутылку джина. Потом извлек из кармана бумажник и достал из него фунт стерлингов. - Пажалста, сделайте для меня кое-что. Он протянул горничной банкноту. - Возьмите это, - сказал он. - Мы тут собираемся поиграть в одну игру, и я хочу, чтобы вы принесли мне две, нет, три вещи. Мне нужны гвозди, молоток и нож мясника, который вы можете одолжить на кухне. Вы можете все это принести, да?»

Британский писатель, сценарист, известен во всем мире своими детскими книгами, к примеру, «Чарли и шоколадная фабрика» и «Фантастический мистер Фокс». Его многочисленные рассказы для взрослых и детей чаще всего наполнены черным юмором. Роальд Даль был не только писателем - с 1933 по 1939 годы он работал в компании Shell Oil, после этого вступил в королевские военно-воздушные силы и стал боевым пилотом.

О ПУТАНИЦАХ

Эдгар Аллан По. «Три воскресенья на одной неделе»


«Пратт: Прошу у вас обоих прощения, по невозможно, чтобы я так ошибался.
Я точно знаю, что завтра воскресенье, так как я...
Смизертон (с изумлением): Позвольте, что вы такое говорите? Разве не вчера было воскресенье?
Все: Вчера? Да вы в своем ли уме!
Дядя: Говорю вам, воскресенье сегодня! Мне ли не знать?»

Американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Один из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в жанре коротких рассказов.

О РАССЛЕДОВАНИЯХ

Лоуренс Блок. «Мужское дело»

«Первичный осмотр места преступления провели Финни и Маттера. Вокруг уже толпились зеваки, но ни Финни, ни Маттера не разделяли их интереса к происходящему. Они приехали, посмотрели, убедились, что свидетелей нет, то есть допрашивать некого, и отправились в «Белый замок» выпить по чашке кофе. Пусть эксперты попотеют в поисках черной кошки в темной комнате. Отпечатки пальцев? Улики? Мотивы? Потеря времени».

Американский детективный писатель. Впервые начал публиковаться в возрасте двадцати одного года - первый рассказ вышел в нью-йоркском журнале Manhunt. C тех пор Блок стал автором более пятидесяти романов, а также был трижды награжден почетной премией имени Эдгара По.

О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

Джером Сэлинджер. «Мягкосердечный сержант»

«В армии я встретил гораздо больше хороших парней, чем за всю гражданку. И много чего повидал. Уже двенадцать лет, как я женат, и ничего не имел бы против получать по доллару каждый раз, когда что-нибудь рассказываю Хуаните, моей жене, а она говорит: "У меня аж мурашки по спине, Филли". У Хуаниты всегда мурашки, когда ей рассказываешь что-нибудь такое. Нет, не стоит жениться на девчонках, у которых мурашки не бегают, когда вы им рассказываете о чем-то таком, чего нигде нет, а есть только в армии».

Американский писатель-прозаик (1919–2010), ставший известным благодаря своему роману «Над пропастью во ржи». В юности Сэлинджер поступал и учился в нескольких учебных заведениях: изучал колбасное производство в Австрии, слушал курс короткого рассказа в Колумбийском университете и так далее, но ни один вуз так и не окончил, чем сильно разочаровал своего отца, который старался обеспечить сына хорошим образованием.

В нашу эпоху активной урбанизации не угасает интерес к культурам, не тронутым цивилизацией, что отнюдь не лишает их сложности и многогранности. Возможно, таким способом, пусть и несколько упрощённым, загнанный в силки городского стресса обыватель пытается вырваться в состояние некоей первобытной свободы. В этой связи вспоминаются слова К. Юнга, с которыми хочется согласиться: "<...> наша жизнь, основанная лишь на рационализме и доводах здравого смысла, является на самом деле бедной и пустой. Мы с усмешкой относимся к "наивности" индейцев из чувства зависти; нам нужно выставить их в подобном свете, чтобы ещё раз похвастаться перед собой тем, какие мы умные, иначе мы бы обнаружили, какой обеднённой и приземлённой является наша жизнь".

Хайке Овузу в своей книге "Символы индейцев Северной Америки" (Спб.: Издательство "ДИЛЯ", 2006 г./ "Symbole der Indianer Nordamerikas", Heike Owusu, пер. с немецкого) рассказывает о значении нескольких сотен символов более 30 североамериканских племён.

Книга структурирована и художественно оформлена таким образом, чтобы читатель мог без труда найти символику, используемую теми или иными племенами. Она начинается кратким обзором простых символов. Здесь можно узнать о том, какую семиотическую нагрузку несут прямые и кривые линии, что олицетворяют знаки в форме креста и острые углы, на что указывают различные геометрические фигуры - треугольники, четырёхугольники, круги, а также выяснить значение некоторых других графических знаков.

Анимистические представления индейцев о "живом" мире проявлялись как вера в воплощение высшей силы в предметах окружающего мира. Североамериканские индейцы именовали это по-разному. Например, сиу называли её ваконда, оджибвеи - манидо, ирокезы - оренда. Читатель имеет возможность ознакомиться с символами мироустройства, наиболее распространенными среди индейских племён. Так, можно узнать про Маху ("горбатого флейтиста"), многообразие символов Земли, изображения мира, Дерево Жизни.

Помимо общего экскурса в символику североамериканских индейцев, автор детально анализирует рисунки племён, населявших разные регионы Северной Америки: юго-запад (апачи, хопи, навахо, пуэбло, яки, зуни), равнины (арапахо, чейенны, команчи, кайова, омаха, оседжи, пауни, сиу), северо-западное побережье (гайда, квакиутли, сэлиш, тлинкиты), субарктический регион (биверы, чипиайены, кри, наскапи, оджибвеи), северо-восток (алгонкины, делавары, гуроны, ирокезы и т.д.).

Следует отдельно заметить, что традиционное декоративное искусство индейцев, выраженное в наскальных и настенных рисунках, песочных картинах навахо, оформлении посохов, трубок мира, предметов быта и одежды, изображениях на камнях и телах, остаётся не до конца постижимым и оценённым по достоинству обывателями из-за своего стиля, необычного для традиционной западной культуры. Возможно, ему уделялось бы больше внимания в современной западной цивилизации, если бы оно относилось к хорошо изученным на Западе направлениям, а именно реализму или абстракционизму. Однако индейская визуальная культура выглядит слишком наивной по сравнению с ними, она условна и схематична, и это заставляет воспринимать её в несколько упрощённом ракурсе.

Для более глубокого осмысления индейского искусства мне представляется важным понимание того, что оно никогда не стремилось к безусловному отражению внешнего мира и традиционно было обращено вовнутрь, к проявлениям психического пространства личности в его интеграции с сущностью окружающих реалий. Несмотря на интуитивно развитое у индейцев эстетическое начало (а иначе, на мой взгляд, и не могло быть при их абсолютном единении с природой), его сложно считать определяющим в индейском искусстве, так как основной целью всё же являлась трансляция неявных, смутно осознаваемых смыслов и сакральных знаний.

И в то время, как европеец, глядя на рисунки представителей индейских племён, способен увидеть всего лишь элементы орнамента, украшение или примитивное изображение, индеец в состоянии воспринять истинное послание за счёт гораздо более глубокого проникновения в замысел художника. Кстати, индейское изобразительное искусство является актуальным в американской живописи и по сей день.

Книга мне показалась интересна ещё и тем, что, помимо содержания графических символов, Хайке Овузу раскрывает значения 44 (!) тотемных животных, которые, согласно представлениям индейцев, были родоначальниками кланов, сопровождали людей всю жизнь своим духом и силой, оказывали помощь и поддержку в делах.

Мне думается, что эта книга может оказаться полезной всем, кто интересуется проторелигиями, символикой в различных сферах, изобразительным искусством, а также тем, кто пытается понять образ мышления людей, живущих в мире, находящемся за гранью современной цивилизации. По воспоминаниям К.Юнга, один из индейских вождей сказал ему: "Посмотри, какими ожесточёнными и озабоченными выглядят белые люди. Их губы сжаты, нос заострён, всё лицо покрыто складками и морщинами. В их взгляде всегда озабоченность; они всё время что-то ищут. А что они ищут? Им всегда что-то надо, всегда чего-то не хватает; они всегда беспокойны и напряжены. Нам непонятно, чего они хотят. Мы их не понимаем. Нам кажется, что они просто сумасшедшие".

А мы, современные урбанофилы и порождения культуры материального потребления, можем ли понять их, с невозмутимым достоинством взирающих сквозь дымовые клубы веков на мир, растерявший свою гармонию? Очень надеюсь, что книга Хайке Овузу "Символы индейцев Северной Америки" поможет в этом.

Всего самого доброго, Ваша Альбина Бенгальская.

P.S. Если Вы захотите узнать больше о мире индейцев, то рекомендую обратить внимание на замечательную книгу "Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура", автором которой является Джон Мэнчип Уайт.

ЖИЗНЬ МЕЖДУ ИНДІЙЦАМИ.
(переводъ съ англійскаго).

Тотъ, кто читалъ романы Купера изъ индѣйскаго быта -- а какой сколько-нибудь образованный человѣкъ не читалъ ихъ?-- и только изъ нихъ почерпнулъ свои понятія о характерѣ американскихъ дикарей, питаетъ о нихъ представленіе, исполненное, поэтической и романической прелести, но увы, лишенное всякаго дѣйствительнаго основанія. Вотъ почему я позволяю себѣ предать гласности слѣдующій эпизодъ изъ моей жизни. Въ 1862 году я былъ учителемъ въ Нью-Ульмѣ, въ штатѣ Миннесота,-- городкѣ, трагическая участь котораго слишкомъ извѣстна, чтобы я сталъ о ней распространяться. Вслѣдствіе близости стоянки Сіу, я естественно имѣлъ случай основательно изучить характеръ и особенности этого индѣйскаго племени, и воспользовался этимъ случаемъ, хотя черезъ то лишился многихъ красивыхъ иллюзій. Почти каждый день индѣйцы проходили мимо моей двери -- и не разъ доводила меня до ужаснѣйшаго гнѣва равнодушная грубость въ обращеніи гордыхъ воиновъ съ ихъ несчастными женами -- squaw (скуо). То онѣ тащили на спинѣ сто фунтовъ муки съ нѣсколькими папузами (младенцами), то жена съ такимъ же грузомъ шла рядомъ съ лошадью, на которой ѣхалъ благородной супругъ ея, горделиво пріосанясь съ однимъ ружьемъ на плечѣ. Сегодня я удивлялся страшной грязи, въ которой эти люди утопали, завтра изумлялся ихъ неразборчивости на пищу. Старую корову, которая околѣла у моего сосѣда, утащили на лошади -- и пожрали вмѣстѣ съ неочищенными внутренностями (прибавляю, что я формально ничего не преувеличиваю). На охотѣ я однажды напалъ на компанію Сіу: они варили въ желѣзномъ котлѣ множество утокъ, гусей и степныхъ куръ, на половину ощипанныхъ, со всѣми внутренностями, и послѣ съ завиднымъ аппетитомъ поглотили этотъ ужинъ; въ видѣ десссерта они прибавили къ нему нѣсколько дюжинъ яицъ, которыя они набрали изъ гнѣздъ водяныхъ птицъ, и въ которыхъ находилися птенцы въ разныхъ степеняхъ развитія. Весело было бы глядѣть, съ какимъ наслажденіемъ уписывались это кушанье, если бы мысль о составѣ его не возбуждала невольно тошноту. Впрочемъ, я вовсе не намѣренъ ограничиться одними общими замѣчаніями. Я напротивъ имѣю въ виду одну весьма типичную личность, обрисованіемъ которой надѣюсь достигнуть моей цѣли -- разоблаченія истины. За симъ ввожу ее безъ дальнѣйшихъ предисловій дѣйствующимъ лицомъ. Однажды, во время классовъ, въ дверяхъ школы, къ великому увеселенію дѣтей, явился индѣецъ исполинскаго роста. На немъ была пестрая шерстяная рубаха, кожаные штаны и индѣйская обувь -- мокассины. За плечами у него висѣло, въ видѣ плаща, грязное шерстяное одѣяло, а на правой рукѣ покоилось неизбѣжное двуствольное ружье. Онъ привѣтствовалъ меня граціознымъ движеніемъ руки и какими-то гортанными звуками, которыхъ я къ сожалѣнію не понялъ, такъ какъ, съ одной стороны, я недавно еще только пріѣхалъ, а съ другой -- не имѣлъ ни малѣйшаго желанія изучать этотъ варварскій жаргонъ. Чтобы избавить дѣтей отъ лишняго соблазна, а увелъ моего дикаго гостя на дворъ и по англійски спросилъ, чего онъ желаетъ. Но если я пренебрегъ его языкомъ, то и онъ съ своей стороны оказалъ англійскому языку не менѣе радикальное презрѣніе. Онъ съ достоинствомъ покачалъ головою и опять заладилъ свои гортанные звуки, а а вторично попыталъ дѣйствіе англійскаго языка. Мы могли бы не трудиться: спустя четверть часа мы ни мало еще не просвѣтили другъ друга. Наконецъ индѣйцу пришла счастливая мысль: онъ началъ объясняться знаками -- а я тотчасъ же сталъ понимать его. Сначала онъ досталъ изъ-за пазухи засаленную, измятую и по складкамъ сильно-поврежденную бумагу, и подалъ мнѣ ее съ предосторожностями и гримасами, безъ сомнѣнія долженствовавшими свидѣтельствовать о важности документа. Я развернулъ бумагу и прочелъ слѣдующія строки на англійскомъ языкѣ. "Симъ каждому дается знать, что податель сего, Томаго , есть великій и знаменитый вождь. Онъ былъ нѣкогда храбръ на военномъ пути и мудръ въ совѣтѣ, но теперь старъ и дряхлъ. Сто весенъ уже надъ нимъ пронеслось и снѣгъ столькихъ же зимъ убѣлилъ его голову. Томаго всегда былъ другомъ бѣлыхъ. Никогда бѣлый человѣкъ не уходилъ отъ его двери голоднымъ, и не покидалъ его ложа усталый. Бѣлый! нынѣ Томаго старъ -- отплати же ему и не потерпи, чтобы онъ алкалъ или жаждалъ, или чтобы холодный зимній вѣтръ обдувалъ его непокрытое тѣло. Бѣлый! да не будетъ великій вождь Томаго оставленъ твоей благотворительностью!" Слѣдовала подпись какого-то правительственнаго агента, имени котораго не припомню. Прочитавъ бумагу, я еще разъ пообстоятелыіѣе оглядѣлъ моего гостя. Это былъ человѣкъ въ самомъ цвѣтѣ лѣтъ -- никакъ не болѣе сорока -- а законному владѣльцу документа слѣдовало быть столѣтнимъ старпомъ. Не умеръ-ли онъ? Не унаслѣдовалъ-ли отъ него этотъ индѣецъ просительное письмо, какъ въ Европѣ наслѣдуются дворянскія грамоты и другія лестныя и полезныя вещи? До этого не трудно было добраться. Я указалъ на письмо и произнесъ, вопросительно глядя на индѣйца, слово: "Томаго"? Едва я это сдѣлалъ, глаза дикаря засвѣтились; онъ словно выросъ, возвысился -- и гордо ткнувъ себя въ грудь пальцемъ, напыщенно повторялъ "Томаго"! -- Э! да ты, я вижу, плутъ изрядный!.. подумалъ я про себя:-- прехладнокровно присвоиваешь себѣ чужія заслуги. Только что же тутъ собственно значитъ этотъ документъ? Что ты просишь милостыни, основываясь на добродѣтеляхъ своего предка? Я досталъ изъ кармана четверть доллара и подалъ его самозванцу. Жадность, съ которою онъ схватилъ монету, сначала заставила меня подумать, что я не ошибся въ моей догадкѣ; но такъ какъ онъ не уходилъ и продолжалъ жестикулировать, я скоро понялъ, что онъ вѣроятно для того только принялъ это пожертвованіе, чтобы меня не оскорбить отказомъ, но что главная просьба его все еще не понята мною. Онъ не переставалъ показывать на бумагу, и отъ усердія дополнялъ свои гримасы тѣми же гортанными звуками. Я думалъ-думалъ, наконецъ ветхое состояніе письма навело меня на мысль, что можетъ-быть онъ желаетъ получить копію съ него. Я поэтому досталъ изъ кармана бумагу и карандашъ, и пантомимой показалъ будто пишу. Но лицу его мгновенно мелькнулъ лучъ пониманія, и онъ началъ кивать головой съ такимъ усердіемъ, которое, по настоящему, не приличествовало достоинству вождя. -- Болванъ! пробормоталъ я сквозь зубы:-- если въ этомъ дѣло, чего же ты пантомимой не показалъ, что надо писать? Впрочемъ, тотчасъ затѣмъ я внутренно извинился передъ нимъ, такъ какъ легко было сообразить, что достопочтенный г. Томаго могъ имѣть лишь самое неясное понятіе объ этомъ искусствѣ. Теперь, когда я узналъ наконецъ, чего нужно было моему пріятелю, остальное не представляло затрудненія. Такъ какъ мнѣ въ эту минуту было некогда, притомъ мнѣ хотѣлось оставить индѣйца въ нѣкоторой неизвѣстности насчетъ важности и трудности требуемой услуги, то я далъ ему понять, чтобы онъ вечеромъ зашелъ еще разъ. Я это легко объяснилъ ему, указывая на солнце и потомъ описывая пальцемъ кругъ по направленію къ западному горизонту. Онъ понятливо закивалъ и удалился, повторивъ изящный жестъ, которымъ привѣтствовалъ меня входя. По окончаніи классовъ, я не откладывая принялся за работу,-- а когда дикій воинъ вернулся вечеромъ, я вручилъ ему мое произведеніе. Онъ въ третій разъ сдѣлалъ тотъ же жестъ, на этотъ разъ вѣроятно желая выразить мнѣ свою благодарность,-- и уже собирался уходить, какъ вдругъ я вспомнилъ, что подлинникъ письма все еще у меня въ карманѣ. Я вынулъ его и подалъ ему. Почтенный Томаго принялъ его, кивая, и съ довольнымъ видомъ разорвалъ на мелкіе кусочки. Это меня сначала удивило, но подумавъ, я сообразилъ, что въ сущности расчетъ его вѣренъ. Есть товары, цѣнность которыхъ соразмѣрна ихъ рѣдкости: если бы золото валялось на дорогѣ, оно перестало бы быть предметомъ общихъ желаніи,-- и если бы англійскихъ лордовъ было больше чѣмъ крестьянъ, крестьяне уже не хотѣли бы съ ними мѣняться званіемъ. Нѣтъ! Томаго ІІ-му не приходилось допускать существованія своего драгоцѣннаго письма въ двухъ экземплярахъ. Лѣто прошло, и наступила осень. Въ октябрѣ почтенный Томаго вторично посѣтилъ меня;безъ всякихъ вступленій, онъ опять подалъ мнѣ просительное письмо, печальное состояніе котораго дѣйствительно указывало на неоходимость новой реставраціи. Я немедля согласился на его просьбу -- и вечеромъ онъ удалился съ новой копіей, написанной на этотъ разъ на самой крѣпкой бумагѣ, какую я только могъ достать. Эту мѣру предосторожности я принялъ отчасти въ интересахъ моего довѣрителя, отчасти въ моихъ собственныхъ, такъ какъ я не могу сказать, чтобы перспектива сдѣлаться безсмѣннымъ секретаремъ его свѣтлости -- внушала мнѣ особенное удовольствіе. Я не ошибся въ расчетѣ. Томаго цѣлыхъ четыре мѣсяца ко мнѣ не показывался. Когда же онъ явился, то уже не одинъ, а въ сопровожденіи парня лѣтъ двадцати, отличавшагося непомѣрнымъ безобразіемъ и красными воспаленными глазами. Холодъ стоялъ жестокій, и потому я пригласилъ ихъ войдти къ намъ погрѣться. Жена моя, сильно боявшаяся индѣйцевъ, смотрѣла на эту парочку съ нескрываемымъ испугомъ, между тѣмъ какъ во взглядахъ дѣтей моихъ преобладало любопытство. Индѣйцы дрожали отъ холода и прижимались къ печкѣ, чтобы благотворнымъ тепломъ ея оживить свои окостенѣлые члены. -- Much cold (много холодно), сказалъ Томаго женѣ моей съ гримасой; жена ограничилась тѣмъ, что признала эта неопровержимую истину кивкомъ головы. -- Папузъ! продолжалъ индѣецъ, указывая на двадцатилѣтняго "младенца". Я засмѣялся, но жена моя опять только кивнула головой. -- Папузъ much hungry (много голоденъ)! увѣрялъ Томаго жену. Тутъ я счелъ за лучшее вмѣшаться и сказалъ ей: -- Ты бы лучше что-нибудь говорила, чѣмъ головой кивать, душа моя. Разговора они не понимаютъ, а киванье понимаютъ и, что еще хуже, принимаютъ непремѣнно за знакъ согласія. -- Папузъ much hungry! повторилъ Томаго, но не получилъ отвѣта. Я засмѣялся -- и, не смотря на страхъ, жена моя тоже засмѣялась. Въ этомъ не было ничего опаснаго, но она опять кивнула, а это напротивъ было весьма опасно. Она бѣдная еще не имѣла понятія о прожорливости этихъ краснокожихъ. Ободренный Томаго продолжалъ: -- Томаго much hungry, о-o-oh!.. При этомъ онъ пальцемъ показывалъ сперва на собственный ротъ, потомъ на кухонный столъ, на которомъ еще видны были слѣды обѣда. -- Ну вотъ, добилась! сказалъ я.-- Если эти милые гости съѣдятъ у насъ все до чиста, можешь сама себя поблагодарить -- я умываю руки. Жена моя, разумѣется, поняла шутку; но изъ послѣдующихъ затѣмъ приготовленій ея къ угощенію нашихъ гостей, я замѣтилъ, что успѣлъ внушить ей высокое мнѣніе о ихъ пищеварительныхъ способностяхъ. Котелъ, въ которомъ мы кипятили воду для кофе, она налила до самого края, и мельница работала два раза для доставленія достаточной порціи горячаго напитка. Впрочемъ, такъ какъ жена вмѣсто настоящаго кофе взяла жареный ячмень, то эта расточительность еще не грозила раззореніемъ нашимъ запасамъ. Когда кофе былъ готовъ, жена положила на столъ шестифунтовой хлѣбъ и огромный кусокъ вареной говядины; затѣмъ послѣдовало приглашеніе гостямъ сѣсть къ столу. Они не заставили себя просить, и заняли мѣста; мы же приняли наблюдательную позицію -- и являлись дѣйствующими лицами только тогда, когда надо было наполнять опорожненныя чашки или возобновлять запасы хлѣба, масла и мяса. За исчезновеніемъ перваго груза -- жена моя слѣдила сравнительно хладнокровно; но когда огромный кофейникъ опустѣлъ, а шестифунтовый хлѣбъ съ мясомъ и разными мелочами исчезли, и Томаго повторилъ свое стереотипное "Папузъ much hungry"! съ такимъ невиннымъ видомъ, какъ будто они съ недѣлю въ глаза не видали ничего съѣстнаго,-- ее, не смотря на холодъ, бросило въ легкую испарину. Да не подумаютъ, что этотъ феноменъ былъ вызванъ сожалѣніемъ о погибающей провизіи -- нѣтъ! жена моя далека отъ столь эгоистическихъ мыслей,-- это было больше отъ удивленія такимъ невѣроятнымъ подвигамъ, и удивленіе это постепенно переходило въ нѣкоторый ужасъ. Въ теченіе одного часа, столъ и кофейникъ три раза пустѣли и опять наполнялись -- и все еще раздавался боевой кличъ Томаго: "Папузъ much hungry"! Кончилось тѣмъ, что я обоихъ столкнулъ съ лѣстницы, не безъ энергіи, невольно восклицая: "вы безстыдники, обжоры"! Старый оскалился и безъ сопротивленія ушелъ съ "младенцемъ". Послѣдній визитъ Томаго, въ видахъ возобновленія письма, я получилъ въ маѣ или іюнѣ; но за нимъ вѣрно послѣдовало бы еще много другихъ, если бы вспыхнувшее тогда ужасное возстаніе индѣйцевъ не прервало всѣ мирныя сношенія между бѣлыми и краснокожими. Да не боятся читатели, что я стану надоѣдать имъ исчисленіемъ уже извѣстныхъ событій. Возстаніе Сіу 13 августа 1862 года -- перешло въ область современной исторіи, и восьмидневная осада Нью-Ульма составляетъ слишкомъ выдающійся эпизодъ этой ужаснѣйшей изъ всѣхъ индѣйскихъ войнъ, чтобы читатель могъ быть съ нею незнакомъ. Я упомяну лишь о томъ, что непосредственно относится къ моему разсказу. Утро 19 августа останется навѣки для меня незабвенно. Я опять сидѣлъ въ классной и занимался съ дѣтьми, какъ вдругъ шерифъ городка вошелъ и знакомъ отозвалъ меня. Къ ужасу моему я узналъ отъ него, что Сіу поднялись и совершили безчеловѣчнѣйшія здодѣнія въ фортѣ, помѣщающемся къ западу отъ насъ. Шерифъ въ тоже время выразилъ опасеніе, что компанія горожанъ, отправившаяся въ это же утро по окрестностямъ съ музыкой и флагами (съ цѣлью набрать волонтеровъ и этимъ избавить край отъ рекрутскаго набора), попала въ руки дикарямъ. Впослѣдствіи оказалось, что его опасеніе было основательно. Первая изъ двухъ повозокъ попала въ засаду, и изъ шести сѣдоковъ только одинъ спасся отъ пуль краснокожихъ. Вторая повозка, предостереженная этой катастрофой, разумѣется повернула оглобли -- и со всевозможной поспѣшностью воротилась въ городъ съ ужасной вѣстью. По дорогѣ конечно предваряли попадавшихся фермеровъ, и страшная новость мигомъ полетѣла во всѣ стороны. Слѣдствіемъ того было, что началось въ полномъ смыслѣ переселеніе въ городъ и что въ центрѣ его собралась огромная масса народу. Я самъ, съ плачущими женой и дѣтьми, покинулъ школьный домъ, расположенный у самаго края города, и потому слишкомъ небезопасный,-- и отвелъ свое семейство въ кирпичный домъ, въ которомъ помѣщалось окружное присутственное мѣсто. Самъ же я взялъ свое двуствольное ружье и примкнулъ къ военному отряду, который начиналъ формироваться на улицахъ. Всѣ годные къ оружію жители проворно собрались -- и такъ какъ постоянно отовсюду прибывали подкрѣпленія, то мы въ скоромъ времени составили весьма приличную боевую силу. Въ такихъ случаяхъ, но американскому закону, шерифъ дѣлается главнокомандующимъ города,-- и послѣ краткаго совѣщанія мы двинулись подъ его начальствомъ къ мѣсту нападенія, чтобы тамъ собрать достовѣрныя свѣденія объ участи погибшихъ. Мѣсто это отстояло отъ города на восемь англійскихъ миль, и такъ какъ мы двигались со всѣми необходимыми предосторожностями, то мы пришли туда не ранѣе 4 часовъ но полудни. Всѣ наши опасенія подтвердились самымъ ужаснымъ образомъ. На травѣ лежало три трупа, съ которыхъ дикарями была совлечена почти вся одежда, впрочемъ -- противъ нашихъ ожиданій и обыкновенія дикарей -- не изувѣченные. Четвертую жертву мы нашли еще живою, но съ раздробленной выстрѣломъ челюстью. Несчастный въ этомъ видѣ проползъ цѣлую англійскую милю и встрѣтилъ насъ съ радостью, близкой къ безумію. Его положили на повозку и отвезли въ городъ, гдѣ, несмотря на самый тщательный уходъ, онъ умеръ послѣ долгихъ страданій отъ антонова огня. Пятый, мальчикъ, впослѣдствіи самъ въ цѣлости явился въ Нью-Ульмъ: во время стрѣльбы онъ соскочилъ въ высокую траву -- и такимъ образомъ ему удалось ускользнуть незамѣченнымъ. Но возвратимся къ нашей экспедиціи. Мы забрали лошадей и повозку сосѣдняго фермера, который бѣжалъ бросивъ имущество, и привезли мертвыхъ въ городъ. Раздирательный плачъ вдовъ и сиротъ надрывалъ намъ душу. На обратномъ пути мы нѣсколько разъ сворачивали въ сторону, въ недалекія фермы, и во многихъ находили жертвы сатанинской ярости дикарей. Одинъ домъ въ особенности представлялъ ужасное зрѣлище. Вся семья лежала на полу, перебитая, въ тѣхъ самыхъ позахъ, въ какихъ застигъ ихъ топоръ. Мать лежала среди дѣтей; ручонки ихъ все еще судорожно сжимали ея платье. Отецъ лежалъ близь двери, а подлѣ него -- топоръ, которымъ онъ, увы! напрасно, пытался оборониться. На дворѣ мы увидѣли трупъ взрослой дѣвушки, безстыдно обнаженной, со всѣми признаками гнуснѣйшаго насилія. Сначала негодованіе придавало мнѣ силу смотрѣть на эти ужасы; но спустя нѣсколько секундъ меня до того всего перевернуло, что у меня голова закружилась -- и я долженъ былъ держаться, чтобъ не упасть. Я охотно бы бѣжалъ, но я точно окаменѣлъ -- и противъ воли все глядѣлъ на эти плавающія въ крови тѣла. Вдругъ я у ногъ своихъ замѣтилъ бумагу, которая показалась мнѣ знакомою, потому что была сложена совершенно такъ, какъ я обыкновенно складывалъ письма. Полумашинально я ее поднялъ и вышелъ, чтобъ на дворѣ вздохнуть свободнѣе и воротить себѣ полную власть надъ душой и тѣломъ. Когда мы вышли на большую дорогу и медленно шли за печальной колесницей, я развернулъ бумагу; предчувствіе не обмануло меня -- это было просительное письмо Томаго! письмо, которое я столько разъ переписывалъ, которое по всей вѣроятности отворило краснокожему негодяю не одну дверь! И вотъ благодарность за мои труды, за гостепріимство оказываемое этимъ дикарямъ всѣмъ городкомъ! Сколько разъ они садились къ нашему столу, прикрывали свою наготу одеждой отъ насъ полученной! А теперь -- пришли рѣзать нашихъ мужчинъ, ругаться надъ нашими женщинами, сажать дѣтей нашихъ на острые колья! Жгучее бѣшенство сжимало мнѣ сердце -- и я въ умѣ далъ клятву, что отнынѣ не пощажу ни одного краснокожаго, а буду стрѣлять ихъ какъ собакъ -- гдѣ, когда и какъ бы они мнѣ ни попадались. Восемь дней длилась кровавая борьба съ дикими, борьба изъ за нашего существованія и -- что несравненно драгоцѣннѣе -- изъ за чести нашихъ женщинъ. Послѣ краткаго сраженія, бывшаго 20 августа, въ которомъ индѣйцы были отбиты, 24-го они воротились, въ числѣ 1,500 противъ 500, для рѣшительной битвы. Съ 7 ч. у. до 6 ч. в. продолжалось сраженіе, восемдесятъ изъ нашихъ лучшихъ людей были убиты или ранены. Усилія наши увѣнчались успѣхомъ. Со всѣхъ сторонъ отраженные, кровожадные враги вечеромъ отступили -- и на слѣдующее утро совсѣмъ удалились. Въ то же время мы получили подкрѣпленія изъ Сентъ-Поля, и за днями смертельной тоски послѣдовали радостные часы... но только часы! Не надолго могли мы прогнать мысль о невѣрномъ будущемъ. Дома наши были сожжены, жатвы погибли; что оставалось намъ, какъ не покинуть возлюбленныя мѣста, и потянуться вдаль -- гдѣ люди хотя и знали о нашихъ бѣдствіяхъ, но едва-ли могли оцѣнить ихъ вполнѣ. А оставаться -- нельзя было и помыслить. Въ понедѣльникъ, 26 августа, рано утромъ составился длинный поѣздъ изъ ста пятидесяти повозокъ, на которомъ переѣзжало населеніе цѣлаго графства. Много слезъ по лилось на прощаніи съ милымъ городкомъ, но презрѣніе земныхъ благъ овладѣло всѣми. На улицахъ, передъ домами, грудами лежало имущество, которымъ вообще человѣкъ такъ дорожитъ. Это былъ исходъ изъ Египта, въ маломъ размѣрѣ; какъ Моисею съ тыла угрожалъ Фараонъ, такъ намъ угрожали тысячи кровожадныхъ дикарей, которые каждую минуту могли напасть и уготовить нашимъ милымъ участь хуже смерти. Въ несчастіи познаются люди. Вездѣ гостепріимно растворялись передъ нами двери, и въ Сентъ-Полѣ намъ дали пріютъ, гдѣ мы могли собраться силами послѣ всего пережитаго. Между тѣмъ злодѣямъ ихъ неистовства не прошли даромъ. Правительствомъ въ Вашингтонѣ были приняты всѣ мѣры къ подавленію мятежа, на сколько оно могло это сдѣлать при собственномъ бѣдственномъ положеніи. Генералъ Сибли немедленно выступилъ съ волонтерами противъ дикарей; ему и пріемнику его, генералу Попу, посчастливилось взять въ плѣнъ шайку, совершившую столько безчеловѣчій. Тотчасъ же былъ наряженъ военный судъ, и начато слѣдствіе. Четыреста индѣйцевъ найдены виновными и приговорены къ смерти; Попъ ждалъ только утвержденія приговора президентомъ, чтобы исполнить его. Но Линкольнъ -- кому неизвѣстенъ милосердый, кроткій правъ благороднаго мученика свободы!-- никакъ не могъ примириться съ мыслью о такой гуртовой казни и подписалъ приговоръ лишь 39 человѣкъ, уличенныхъ очевидцами. Наказаніе остальныхъ онъ замѣнилъ пожизненнымъ заключеніемъ въ смирительномъ домѣ. Для осужденныхъ была поставлена огромная висѣлица, въ формѣ треугольника, такъ чтобы съ каждой стороны помѣстилось по тринадцати преступниковъ -- и слѣдовательно были казнены за разъ всѣ тридцать девять. По обнародованіи дня и часа казни, тысячи людей повалили къ форту, передъ которымъ она должна была совершиться,-- и я также сѣлъ на пароходъ, чтобы быть свидѣтелемъ послѣдняго дѣйствія трагедіи. Но не печаль наполняла мое сердце,-- нѣтъ, месть, жгучая месть, которую мнѣ хотѣлось утолить предсмертными судорогами этихъ чертей въ человѣческомъ образѣ. Пускай филантропы винятъ меня за такое чувство, но я описываю не то, что мнѣ слѣдовало бы чувствовать, а то, что я чувствовалъ на самомъ дѣлѣ. Вдобавокъ, можетъ -быть и филантропы нашли бы мои чувства естественными, если бы, подобно мнѣ, видѣли грудныхъ младенцевъ, насаженныхъ на колья, и женщинъ, обезчещенныхъ и до смерти замученныхъ. Какъ бы то ни было, я поѣхалъ и осмотрѣлъ роковую платформу, на которой -- черезъ нѣсколько минутъ -- 39 человѣкъ (или вѣрнѣе, изверговъ) должны были поплатиться за свои злодѣянія. Кдва кончилъ я свой осмотръ, какъ ропотъ въ толпѣ повѣдалъ мнѣ о приближеніи несчастныхъ. Они шли попарно, со связанными руками, но со всѣми украшеніями и признаками индѣйской знатности, подъ сильнымъ военнымъ конвоемъ. Спокойно взошли они на платформу, съ безстрастнымъ стоицизмомъ дали себя поставить подъ бревнами, съ которыхъ висѣли рядомъ роковыя петли,-- и пять минутъ спустя все уже было готово къ нажатію страшной пружины. Взоръ мой пытливо прошелся по всѣмъ этимъ бронзовымъ лицамъ -- и остановился на одномъ. Я сталъ вглядываться -- не ошибся: передо мною, среднимъ изъ тринадцати, стоялъ мой старый знакомый, Томаго ! Съ этой минуты на немъ сосредоточилось все мое вниманіе; я видѣлъ одного его, и когда наконецъ былъ данъ сигналъ и полъ опустился, когда 39 человѣкъ задрыгали въ предсмертной судорогѣ,-- не думаете ли вы, что я спеціально услаждался корчами Томаго ? Нѣтъ! если вы это думаете, вы ко мнѣ несправедливы. А съ содроганіемъ отвернулся отъ ужаснаго зрѣлища; я въ душѣ возблагодарилъ Линкольна за его милосердіе; я въ первый разъ вполнѣ созналъ истину поговорки, что мщеніе есть обоюдоострый мечъ, который поражаетъ мстителя не менѣе чѣмъ жертву...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!