ВЕНДИГО из племени КРИ
Все началось весной 1879 года, я хорошо помню эти события. К инспектору полиции В.Д. Джарвису, который входил в команду Северо-Западной Конной Полиции укреплённого поста Форт-Саскачеван, пришло сообщение, что нужно проверить индейца кри, известного как Быстрый Бегун (Kah-Kee-See-Koo-Chin). В прошлом году он отбыл от Атабаски с женой, пятью детьми, своим шурином и свекровью, якобы направляясь на обычную осенне-зимнюю охоту и отлов. Весной он появился в небольшом поселке метисов с католической миссией, на Большом озере (ныне Санкт-Альберт, провинция Альберта) без своих родственников. Он пришел один, и как тогда казалось, более важным, пытался завлечь некоторых школьников миссии, которые стали сиротами в результате разрушительной эпидемии оспы прежних лет, чтобы посетить его «прекрасный» лагерь.
Отвечая на вопрос священников миссии, индеец заявил, что его жена, дети, шурин и свекровь все умерли в лесу от голода. Внешний вид индейца, заставил священников задуматься. Он выглядел гладким и хорошо откормленным. Никоим образом не напоминая того, кто страдал и видел, как его близкие мучительно умерли. Муки голода, по-видимому, его не коснулись. Отцы миссии поведали о своих подозрениях суперинтенданту Джарвису. Сержант «Дик» Стил был немедленно отправлен из Форт-Саскачеван, чтобы допросить индейца. Сержант также засомневался в «голодной» истории, заковал подозреваемого и доставил его обратно в форт. Он был братом покойного генерал-майора сэра Сэмюэля B.Стила, который в то время, был младшим инспектором вооружённых сил.
Прибыв на место, индеец сказал суперинтенданту Джарвису, что во время охотничьего сезона он почти не встречал дичи, а смерть одного из его сыновей доставила такие страдания матери мальчика, что она застрелилась. Позже, голод убил всех остальных. Он сам сумел выжить только потому, что варил и ел свой вигвам, от которого получил достаточное количество сил, чтобы добраться до Большого озера.
Два дня спустя, группа состоявшая из младшего инспектора К.Ганьона, сержанта (Доктор) Хирчера, нескольких констеблей, метиса разведчика и переводчика Бразсо, с «повозкой ред-ривер» в которой находился заключенный, покинули форт в поисках «голодного» лагеря.
В начале путешествия полицейские были разочарованы ложной информацией, поступавшей от арестованного. Он направлял их через многие мили кустов и болот, к счастью, еще частично замёрзших. Наконец, младший инспектор Ганьон, понимая, что необходимы радикальные меры, решил проконсультироваться с Бразсо. Переводчик прекрасно понимал, что имел ввиду отец Пьер-де-Смет, известный католический миссионер, когда говорил о «загадке индейского желудка».
«Ну, мой капитан» - порекомендовал Бразсо. «Говорю вам. Дайте ему сильный muss-kee-kee-wash-bwee, и он прекрасно вам всё расскажет». Метис видел действие этого «сильного лекарства», на многих индейских храбрецах, это сильнейший эликсир жизни, состоящий из сильно заваренного чая, к которому добавляют щедрое количество табака и дают пропитаться. В случае с Быстрым Бегуном токсичная стряпня подействовала даже сильнее, чем современная сыворотка правды - скополамин. Под его влиянием индеец стал очень разговорчивым, и младший инспектор Ганьон начал психологическую игру.
Когда заключенный достаточно «оживился», младший инспектор спросил: «Что ты сделал с телами, после того как твоя семья погибла от голода? Земля была замерзшей, чтобы рыть могилы».
«Я свалили их в кучу, накрыл ветвями и листьями деревьев».
«Но», сказал офицер, «это же не даёт никакой защиты от медведей и волков».
Одурманенный индеец проглотил наживку и радостно крикнул «Tapway!, Tapway! Ekoosee Mahgah! (Правда! Правда! Вот так оно и есть, но) Wahhankee Keezikow (Завтра я покажу вам)!»
На следующее утро под «влиянием», верности своему обещанию, заключенный с полицейским отрядом, направился к самой густой части кустарника. Приблизившись к нему, он остановился, откинул голову назад и издал продолжительный волчий вой.
Младший инспектор Ганьон пристально посмотрел на него и пробормотал: «Ха, становится теплее». Он приказал искать поблизости, и вскоре обнаружился заброшенный лагерь, расположенный на небольшой поляне на острове в середине большого болота, куда можно было легко попасть, так как лёд до сих пор ещё растаял не везде.
Искатели нашли индейские ловушки, висевшие на деревьях и его вигвам из лосиных шкур, не сваренный и не съеденный, как он утверждал, но очень много доказательств, аккуратно сложенных и спрятанных в ветвях дерева, которые попались в капканы.
Группа полицейских в ужасе оглядывалась, и постепенно к ним пришло осознание истины. Человеческие черепа и кости, разбросанные вокруг погасшего костра и треноги, отпечатки жирных пальцев на стволах окружающих деревьев, все отвратительные доказательства каннибальской оргии заключенного.
«Там» - закричал он. «Я сказал вам, их съели медведи!». Но не было никаких признаков когтей, и зубов, которые кусали плоть, на разбросанных костях виднелись следы человеческих зубов. Чтобы расчленить трупы, использовался нож и топор.
«О, боги!» воскликнул один из солдат, испытывающий приступ тошноты: «просто попробуйте представить себе этот лагерь во время долгих холодных ночей прошлой зимы. Представьте себе, что это чудовище сидит здесь с трупами, помешивая только что брошенные в огонь дрова, влезает в свой вигвам, чтобы поспать, или использует топор с ножом, когда проголодался. Тьфу!».
«Да!» - сказал другой с задумчивым содроганием. «Эта сцена для кисти Густава Доре, и может соперничать с его жуткими изображениями в аду Данте!»
С мрачными лицами, сохраняя молчание, полицейские продолжали искать. Один из мужчин почувствовал спазм в животе, когда наткнулся на череп младенца, в котором находилась самодельная кукла. Очевидно, мать делала небольшой фрагмент одежды для ребенка, когда её жизнь неожиданно погасла. Они нашли другие вещи - такие ужасные и тошнотворные, что это непригодно для описания. Младший инспектор Ганьон и его люди взяли с собой черепа и некоторые из костей; другие останки были похоронены.
В форте провели предварительную экспертизу. Заключенный определил череп своей жены, грубо ткнув пальцем в глазницу одного из восьми лежащих на столе старшего офицера Джарвиса.
«Это» - отметил он, с веселым смехом – «это моя жена». В конце концов, индеец признался, что ни один из его семьи не умер от голода. Он убил и съел их, или, как выразился индеец, «сделал из них говядину». Он также заявил, что один из его сыновей был жив и помогал ему несколько дней, прежде чем он (заключенный) оставил свой лагерь, чтобы перейти к Большому озеру, тогда мальчика постигла та же участь, что и других.
В качестве оправдания для своего преступления Быстрый Бегун рассказал, что несколько лет назад, когда он и подросток были на охоте в районах крайнего севера, его спутник умер от голода. Тогда он, Kah-Kee-See-Koo-Chin, для того, чтобы спасти свою собственную жизнь, съел мальчика, и таким образом, приобрел незабываемое пристрастие к вкусу человеческой плоти.
Позже заключенный был доставлен на суд к получавшему жалованье мировому судье Хью Ричардсону, и приговорен к смерти.
Это переиздание «Последнего из каннибалов Канады», написанного в то время экс-сержант-майором Ф. А. Бэгли.
:(Editorial note: This is a reprint of "The Last of Canada"s Cannibals", written by the then ex-Sgt. Major F.A. Bagley. The story appeared originally in the July, 1942 issue of the Quarterly.)
http://www.thesfc.mezoka.com/archive/vol_14_4.htm
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте" 7 декабря 2015
По прогнозам метеорологов, это лето снова обещает быть жарким. Специально для завершения приятных летних вечеров дома FURFUR попросил создателя блога коротких рассказов Smart Fiction и члена команды сервиса электронных книг Bookmate выбрать пять произведений на лето. В свою очередь редакция выбрала пятнадцать рассказов, которые были ранее опубликованы на сайте - перейти к историям можно, нажав кнопку «Смотреть слайдшоу» в начале и конце материала.
Лев Толстой
«Разрушение ада и восстановление его»
Этот рассказ перевернул мое мнение о Толстом. Я знал, что у него были проблемы с церковью, но после прочтения стало понятно почему. В комментариях к этому рассказу на Smartfiction друг обвиняет меня в фарисействе и советует почитать Айн Рэнд.
Цитата: «Одни говорили про других: ваши чудеса не настоящие - наши настоящие, а те говорили про этих: нет, ваши не настоящие, наши настоящие».
Артур Конан Дойль
«Любящее сердце»
Однажды я летел в самолете и читал журнал, в котором мне попался этот рассказ. Я был тогда не в настроении, но он перевернул в моей голове все с ног на голову. После этого мы с другом сделали Smartfiction. Более весело эту историю я описал в своей колонке на Look At Me - пусть она станет бонусным, шестым рассказом, который вам стоит почитать.
Цитата: «- Боюсь, что наш воздух не очень вам полезен, сэр, - осмелился я заметить».
15 рассказов в журнале FURFUR
О ПРОФЕССИОНАЛАХ
Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»
«По‑видимому, в этом году следует ожидать позднего урожая зерновых. Поэтому фермерам лучше приступить к высаживанию кукурузных початков и посеву гречневых блинов в июле, а не в августе»
Известный американский писатель родился в 30 ноября 1835 года во Флориде, умер 21 апреля 1910 года в возрасте 74 лет. Известен прежде всего как автор произведений о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, занимался также журналистикой и издал массу публицистических работ.
О МУЖСКИХ ПРИЧЕСКАХ
Вуди Аллен. «Мемуары Шмида»
«Гитлер пришел в ярость. Собирается ли Черчилль отрастить бакенбарды, пожелал узнать он, и если собирается, то сколько и когда? Немедленно вызвали Гиммлера, который, как все считали, отвечает за разведку. Геринг, раздраженный позицией Шпеера, прошептал ему на ухо: "Чего ты волну-то гонишь, а? Хочет бакенбарды, ну и пусть их получит"».
Американский кинорежиссер, актер-комик, продюсер, трехкратный обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель и автор многочисленных рассказов и пьес.
О ВОСПРИЯТИИ
О. Генри. «Квадратура круга»
«Когда мы начинаем двигаться по прямой линии и огибать острые углы, наша натура терпит изменения. Таким образом, Природа, более гибкая, чем Искусство, приспособляется к его более жестким канонам. В результате нередко получается весьма курьезное явление, например: голубая роза, древесный спирт, штат Миссури, голосующий за республиканцев, цветная капуста в сухарях и житель Нью-Йорка».
Американский писатель, родившийся в 1862-м и умерший в 1910 году. Известен он в первую очередь как автор массы сатирических рассказов с необычными развязками. Большинство его произведений считается классикой американского короткого рассказа. Также существует литературная премия, названная его именем.
О ТЯЖЕЛОЙ МУЖСКОЙ РАБОТЕ
Чарльз Буковски. «Бифштекс из звездной пыли»
«Я еле-еле видел, едва мог собраться и поймать хотя бы еще один окорок, а потом кинуть его дальше, хоть еще один и кинуть. Кровь забрызгала меня с головы до пят, в руки беспрерывно прилетал мягкий, мертвый, тяжелый ПЛЮХ, окорок слегка подавался, как женская задница, а я слишком ослаб, не могу даже сказать, эй, да что это с вами, К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ, такое, парни? Окорока летят, а я верчусь, пригвожденный, как тот чувак на кресте, под этой жестяной каской, а те знай бегают себе с тачками окороков окороков окороков, и, наконец, все они опустошаются, а я стою, покачиваясь и втягивая в себя желтый электрический свет».
Американский писатель и поэт (1920–1994). Обязательные атрибуты практически всех его произведений: д ешевые мотели, бары, пьянство, драки и грязь. Он пишет о людях, которые живут именно этим, да и сам постоянно проводит время похожим образом.
О ДОБЛЕСТИ
Курт Воннегут. «Der Arme дольметчер»
«"Мы отдубасим их так, как сделали это в Северной Каролине и Теннеси", - сказал полковник, который всегда побеждал на учениях дома. "Ты останешься здесь, сынок. Будешь мне личным переводчиком".
Двадцать минут спустя я опять стал толмачом в самой гуще событий. К дверям штаба подъехали четыре немецких Тигра, и два десятка немецких пехотинцев, спешившись, окружили нас автоматами».
Известный американский прозаик и художник (1922–2007). Родился он в Индианаполисе, которому позже были посвящены многие его романы и рассказы. После бомбардировок военной базы в Перл-Харбор японскими войсками он пошел добровольцем в армию США и участвовал во Второй мировой войне, которой тоже посвятил немало произведений, самое известное из них - «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».
ОБ УДАЧНЫХ СВИДАНИЯХ
Сомерсет Моэм. «Завтрак»
«Мы ждали, пока приготовят спаржу. Мною овладел страх. Я уже не спрашивал себя, хватит ли денег до конца месяца, - я думал только о том, как бы уплатить по счету. Какой позор, если не хватит каких-нибудь десяти франков и придется занять их у моей гостьи. Нет, об этом не могло быть и речи. Я знал точно, сколько у меня есть, и решил что, если счет превысит эту сумму, я опущу руку в карман и, с возгласом ужаса вскочив на ноги, скажу, что у меня украли кошелек. Будет, конечно, очень неловко, если у нее тоже не окажется денег. Тогда останется одно - предложить в залог свои часы, а потом вернуться и уплатить по счету».
Английский писатель начала и середины XX века. Родился во Франции в 1874 году в семье одного из работников английского посольства в Париже. В Англию он перебрался в 1884 году после того, как умерли его родители - там он и выучил английский, а до этого говорил исключительно по-французски.
О КОСМОСЕ
Рэй Брэдбери. «Калейдоскоп»
«- Что?
- То, что слышал. Плевал я на твой чин, до тебя сейчас шестнадцать тысяч километров, и давай не будем делать из себя посмешище. Как это Стимсон сказал: нам еще долго лететь вниз.
- Эплгейт!
- А, заткнись. Объявляю единоличный бунт. Мне нечего терять, ни черта. Корабль ваш был дрянненький, и вы были никудышным капитаном, и я надеюсь, что вы сломаете себе шею, когда шмякнетесь о Луну».
Американский прозаик и фантаст. Родился он 22 августа 1920 года в небольшом городе Уокиган, штат Иллинойс. Девяностолетний писатель проживает в Лос-Анджелесе и до сих пор продолжает заниматься литературой.
О ДЕНЬГАХ
Пэлем Грэнвил Вудхауз. «Без пяти минут миллионер»
«Целый день Флоуер, как тень, ходил за Джорджем, потом, отведя его в сторонку, похлопал по животу и потребовал ссуды в размере одного соверена. Он объяснил Джорджу, что он тоже джентльмен, что работа страхового агента для него хуже рабства, что человек, который поддержит его в грандиозном начинании, станет скоро владельцем пригородных плантаций крыжовника».
Автор романов, пьес и рассказов, наиболее известен своим циклом романов о молодом аристократе Берте Вустере и его талантливом слуге Дживсе, по которому впоследствии сняли сериал «Дживс и Вустер» со Стивеном Фраем и Хью Лори в главных ролях.
О ПРОШЛОМ
Ярослав Гашек. «Биография американца»
«Я поджег ферму, и мы получили свыше шестидесяти тысяч долларов страховки. В награду мамаша купила мне Библию в великолепном кожаном переплете. Каждый квадратный сантиметр кожи стоил доллар с четвертью, ибо это была кожа вождя индейского племени сиу. Впоследствии оказалось, что вождь живехонек и книготорговец попросту надул нас».
Чешский писатель, автор юмористических рассказов, наиболее известен своим сатирическим романом «Похождения бравого солдата Швейка», впоследствии ставшим самым популярным чешским романом в мире. В 1903 году Гашек оставил работу банковского служащего, чтобы посвятить себя литературному ремеслу; в этом же году вышел его первый сборник стихов.
О ГОНКАХ
Джеймс Джойс. «После гонок»
«Карты! Карты! Стол очистили. Виллона тихонько вернулся к пианино и стал импровизировать. Остальные играли кон за коном, отважно пускаясь на риск. Они пили за здоровье дамы бубен и за здоровье дамы треф. Джимми даже пожалел, что никто их не слышит: остроты так и сыпались. Азарт все разгорался, и в ход пошли банкноты. Джимми точно не знал, кто выигрывает, но он знал, что он в проигрыше. Впрочем, он сам был виноват, часто путался в картах, и его партнерам приходилось подсчитывать за него, сколько он должен. Компания была хоть куда, но скорей бы они кончали: становилось поздно. Кто-то провозгласил тост за яхту "Краса Ньюпорта", а потом еще кто-то предложил сыграть последний, разгонный».
Ирландский писатель (1882–1941), автор многочисленных рассказов и романов, из которых наибольшую известность получил «Улисс», опубликованный в 1922 году. Хотя еще в молодости Джойс навсегда покинул Ирландию, действие всех его произведений происходит в Дублине и его предместиях.
О ДЕВУШКАХ
Ирвин Шоу. «Девушки в летних платьях»
«- Конечно, - ответил он, отводя взгляд от девушки без шляпы, с коротко стриженными волосами, которая прошла мимо с грациозностью танцовщицы. Пальто она также не надела, так что Майкл отметил ее плоский, как у юноши, живот и бедра, которые так и ходили из стороны в сторону. Во-первых, потому, что она была танцовщицей, а во-вторых - потому что перехватила не отрывающийся от нее взгляд Майкла. Девушка улыбалась чему-то своему. Майкл заметил все это до того, как повернулся к жене».
Американский писатель и киносценарист. Известность ему принес первый его роман «Молодые львы», основанный на военном опыте автора. Шоу начал писательскую деятельность со сценариев радиоспектаклей. В 1936 году впервые был поставлен спектакль Шоу «Предайте мертвых земле». Ирвин Шоу является обладателем ряда престижных премий и наград, включая две премии О. Генри, награду Американской академии искусств и литературы и три премии «Плейбой».
ОБ АЗАРТЕ
Роальд Даль. «Человек с юга»
«- Ага! - произнес он и поставил на стол бутылку джина. Потом извлек из кармана бумажник и достал из него фунт стерлингов. - Пажалста, сделайте для меня кое-что. Он протянул горничной банкноту. - Возьмите это, - сказал он. - Мы тут собираемся поиграть в одну игру, и я хочу, чтобы вы принесли мне две, нет, три вещи. Мне нужны гвозди, молоток и нож мясника, который вы можете одолжить на кухне. Вы можете все это принести, да?»
Британский писатель, сценарист, известен во всем мире своими детскими книгами, к примеру, «Чарли и шоколадная фабрика» и «Фантастический мистер Фокс». Его многочисленные рассказы для взрослых и детей чаще всего наполнены черным юмором. Роальд Даль был не только писателем - с 1933 по 1939 годы он работал в компании Shell Oil, после этого вступил в королевские военно-воздушные силы и стал боевым пилотом.
О ПУТАНИЦАХ
Эдгар Аллан По. «Три воскресенья на одной неделе»
«Пратт: Прошу у вас обоих прощения, по невозможно, чтобы я так ошибался.
Я точно знаю, что завтра воскресенье, так как я...
Смизертон (с изумлением): Позвольте, что вы такое говорите? Разве не вчера было воскресенье?
Все: Вчера? Да вы в своем ли уме!
Дядя: Говорю вам, воскресенье сегодня! Мне ли не знать?»
Американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Один из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в жанре коротких рассказов.
О РАССЛЕДОВАНИЯХ
Лоуренс Блок. «Мужское дело»
«Первичный осмотр места преступления провели Финни и Маттера. Вокруг уже толпились зеваки, но ни Финни, ни Маттера не разделяли их интереса к происходящему. Они приехали, посмотрели, убедились, что свидетелей нет, то есть допрашивать некого, и отправились в «Белый замок» выпить по чашке кофе. Пусть эксперты попотеют в поисках черной кошки в темной комнате. Отпечатки пальцев? Улики? Мотивы? Потеря времени».
Американский детективный писатель. Впервые начал публиковаться в возрасте двадцати одного года - первый рассказ вышел в нью-йоркском журнале Manhunt. C тех пор Блок стал автором более пятидесяти романов, а также был трижды награжден почетной премией имени Эдгара По.
О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Джером Сэлинджер. «Мягкосердечный сержант»
«В армии я встретил гораздо больше хороших парней, чем за всю гражданку. И много чего повидал. Уже двенадцать лет, как я женат, и ничего не имел бы против получать по доллару каждый раз, когда что-нибудь рассказываю Хуаните, моей жене, а она говорит: "У меня аж мурашки по спине, Филли". У Хуаниты всегда мурашки, когда ей рассказываешь что-нибудь такое. Нет, не стоит жениться на девчонках, у которых мурашки не бегают, когда вы им рассказываете о чем-то таком, чего нигде нет, а есть только в армии».
Американский писатель-прозаик (1919–2010), ставший известным благодаря своему роману «Над пропастью во ржи». В юности Сэлинджер поступал и учился в нескольких учебных заведениях: изучал колбасное производство в Австрии, слушал курс короткого рассказа в Колумбийском университете и так далее, но ни один вуз так и не окончил, чем сильно разочаровал своего отца, который старался обеспечить сына хорошим образованием.
В нашу эпоху активной урбанизации не угасает интерес к культурам, не тронутым цивилизацией, что отнюдь не лишает их сложности и многогранности. Возможно, таким способом, пусть и несколько упрощённым, загнанный в силки городского стресса обыватель пытается вырваться в состояние некоей первобытной свободы. В этой связи вспоминаются слова К. Юнга, с которыми хочется согласиться: "<...> наша жизнь, основанная лишь на рационализме и доводах здравого смысла, является на самом деле бедной и пустой. Мы с усмешкой относимся к "наивности" индейцев из чувства зависти; нам нужно выставить их в подобном свете, чтобы ещё раз похвастаться перед собой тем, какие мы умные, иначе мы бы обнаружили, какой обеднённой и приземлённой является наша жизнь".
Хайке Овузу в своей книге "Символы индейцев Северной Америки" (Спб.: Издательство "ДИЛЯ", 2006 г./ "Symbole der Indianer Nordamerikas", Heike Owusu, пер. с немецкого) рассказывает о значении нескольких сотен символов более 30 североамериканских племён.
Книга структурирована и художественно оформлена таким образом, чтобы читатель мог без труда найти символику, используемую теми или иными племенами. Она начинается кратким обзором простых символов. Здесь можно узнать о том, какую семиотическую нагрузку несут прямые и кривые линии, что олицетворяют знаки в форме креста и острые углы, на что указывают различные геометрические фигуры - треугольники, четырёхугольники, круги, а также выяснить значение некоторых других графических знаков.
Анимистические представления индейцев о "живом" мире проявлялись как вера в воплощение высшей силы в предметах окружающего мира. Североамериканские индейцы именовали это по-разному. Например, сиу называли её ваконда, оджибвеи - манидо, ирокезы - оренда. Читатель имеет возможность ознакомиться с символами мироустройства, наиболее распространенными среди индейских племён. Так, можно узнать про Маху ("горбатого флейтиста"), многообразие символов Земли, изображения мира, Дерево Жизни.
Помимо общего экскурса в символику североамериканских индейцев, автор детально анализирует рисунки племён, населявших разные регионы Северной Америки: юго-запад (апачи, хопи, навахо, пуэбло, яки, зуни), равнины (арапахо, чейенны, команчи, кайова, омаха, оседжи, пауни, сиу), северо-западное побережье (гайда, квакиутли, сэлиш, тлинкиты), субарктический регион (биверы, чипиайены, кри, наскапи, оджибвеи), северо-восток (алгонкины, делавары, гуроны, ирокезы и т.д.).
Следует отдельно заметить, что традиционное декоративное искусство индейцев, выраженное в наскальных и настенных рисунках, песочных картинах навахо, оформлении посохов, трубок мира, предметов быта и одежды, изображениях на камнях и телах, остаётся не до конца постижимым и оценённым по достоинству обывателями из-за своего стиля, необычного для традиционной западной культуры. Возможно, ему уделялось бы больше внимания в современной западной цивилизации, если бы оно относилось к хорошо изученным на Западе направлениям, а именно реализму или абстракционизму. Однако индейская визуальная культура выглядит слишком наивной по сравнению с ними, она условна и схематична, и это заставляет воспринимать её в несколько упрощённом ракурсе.
Для более глубокого осмысления индейского искусства мне представляется важным понимание того, что оно никогда не стремилось к безусловному отражению внешнего мира и традиционно было обращено вовнутрь, к проявлениям психического пространства личности в его интеграции с сущностью окружающих реалий. Несмотря на интуитивно развитое у индейцев эстетическое начало (а иначе, на мой взгляд, и не могло быть при их абсолютном единении с природой), его сложно считать определяющим в индейском искусстве, так как основной целью всё же являлась трансляция неявных, смутно осознаваемых смыслов и сакральных знаний.
И в то время, как европеец, глядя на рисунки представителей индейских племён, способен увидеть всего лишь элементы орнамента, украшение или примитивное изображение, индеец в состоянии воспринять истинное послание за счёт гораздо более глубокого проникновения в замысел художника. Кстати, индейское изобразительное искусство является актуальным в американской живописи и по сей день.
Книга мне показалась интересна ещё и тем, что, помимо содержания графических символов, Хайке Овузу раскрывает значения 44 (!) тотемных животных, которые, согласно представлениям индейцев, были родоначальниками кланов, сопровождали людей всю жизнь своим духом и силой, оказывали помощь и поддержку в делах.
Мне думается, что эта книга может оказаться полезной всем, кто интересуется проторелигиями, символикой в различных сферах, изобразительным искусством, а также тем, кто пытается понять образ мышления людей, живущих в мире, находящемся за гранью современной цивилизации. По воспоминаниям К.Юнга, один из индейских вождей сказал ему: "Посмотри, какими ожесточёнными и озабоченными выглядят белые люди. Их губы сжаты, нос заострён, всё лицо покрыто складками и морщинами. В их взгляде всегда озабоченность; они всё время что-то ищут. А что они ищут? Им всегда что-то надо, всегда чего-то не хватает; они всегда беспокойны и напряжены. Нам непонятно, чего они хотят. Мы их не понимаем. Нам кажется, что они просто сумасшедшие".
А мы, современные урбанофилы и порождения культуры материального потребления, можем ли понять их, с невозмутимым достоинством взирающих сквозь дымовые клубы веков на мир, растерявший свою гармонию? Очень надеюсь, что книга Хайке Овузу "Символы индейцев Северной Америки" поможет в этом.
Всего самого доброго, Ваша Альбина Бенгальская.
P.S. Если Вы захотите узнать больше о мире индейцев, то рекомендую обратить внимание на замечательную книгу "Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура", автором которой является Джон Мэнчип Уайт.
ЖИЗНЬ МЕЖДУ ИНДІЙЦАМИ.
(переводъ съ англійскаго).