Иногда замкнутый круг – это треугольник.

Можете ли вы ответить на вопрос: как я живу? Что, казалось бы, проще! Я вроде бы знаю себя с самого начала и до сегодняшнего момента, но как? Можно, конечно, отмахнуться первым, что приходит в голову, – хорошо или плохо, но говорит ли это что-то конкретное о вас? Можете ли вы составить свой портрет по таким, по сути, ничего не значащим фразам? Ответите ли вы на вопросы: какие особенности характеризуют именно вас? какой вы, когда один? а какой вы в отношениях? не замечали ли вы, что вам порою проще рассказать про соседа, чем про самого себя, что вам легче увидеть жизнь в других, чем заметить ее в себе? Можно, конечно, спросить: зачем? И действительно, зачем? Приведу такой пример. Мы поступаем на новое место работы. Чтобы действительно хорошо ее выполнять нам понадобятся знания о составляющих нашего рабочего процесса. Когда мы еще не знаем нюансов, у нас мало что получается. Мы наталкиваемся на недовольство коллег, да и сами не очень-то счастливы. Но как только мы поймем, что откуда берется и на что влияет, работа становится менее стрессовой и начинает приносить удовольствие, а новые вызовы лишь подхлестывают азарт. Так и с нами самими: мы можем обрести уверенность в себе и окрасить свою жизнь лучами счастья, лишь познакомившись с собой, отвечая на вопрос «как я живу?».

Узнавать себя можно каждый миг и в любых обстоятельствах. В данной статье я предлагаю узнать себя в отношениях в процессе игр, разыгрываемых в треугольнике через роли Преследователя , Спасателя и Жертвы , ответив на вопрос, каков ваш способ быть в отношениях.

Личность проявляется, вступая в отношение с другими личностями.

Бубер М .

Итак, как я веду себя в отношениях?

Мы все вовлечены в отношения, и если приглядеться, мы зачастую используем одну и ту же схему поведения с другими людьми, особенно когда отношения часто натыкаются на преграды в виде недовольства и обоюдных упреков. Что же происходит и как выйти из болезненного взаимодействия?

Треугольник Карпмана . Известный психотерапевт Стивен Карпман, наблюдая за взаимодействием людей, свел отношения в простую для понимания схему в виде треугольника, на вершинах которого расположено по роли – Преследователь , Спасатель и Жертва . Каждая из ролей находится в самообмане. Все три роли считают, что они правы. Спасатель прав, потому что помогает. Преследователь уверен , что мир жесток и с ним надо обходиться взаимно агрессивно и подавляюще. Жертва думает, что сама она ни на что не способна и ничто уже ей не поможет.

В одиночку наши актеры существовать не могут, им всегда нужен кто-то, чтоб отыгрывать свой театр убеждений. Спасателю нужна Жертва, чтоб спасать и принимать за нее решения. Преследователю нужна Жертва , чтоб убеждать ее, какая она никчемная. А Жертве нужны Преследователь и Спасатель, чтоб подтвердить свой статус бессилия: первый напомнит грубым словом, где ее место, а второй помощью подчеркнет бессилие.

Одна из ролей более присуща человеку, чем другие, но в треугольнике роли перетекают одна в другую и избежать игры во всех ролях «узникам» не удается.

Преследователь . Самообман роли: мир жесток, и, чтобы выжить, нужно сражаться. Ставя других на место, Преследователь старается приобрести контроль, но, пользуясь такими методами, мир отвечает ему тем же, и Преследователь попадает в ловушку, тем самым подтверждая свою гипотезу о жестокости мира.

Но не стоит ставить клеймо плохого человека на таких людях. Такие люди перенесли много травм в начале своей жизни, они соприкоснулись с жестокостью и насилием. Такие люди ревниво охраняют свое пространство и находятся в постоянной готовности нанести удар. И если внешне это выглядит как нападение, то внутренне они чувствуют себя в позиции Спасателя и Жертвы . Вначале из роли Спасателя они деспотично заявляют, что нужно делать, затем, сталкиваясь с неприятием, чувствуют себя в роли Жертвы и отражают это нападением из роли Преследователя .

Спасатель . Самообман этой роли заключается в том, что человек думает, что его потребности не имеют никакого значения; что он может найти себя только через помощь другим; что без него другие не смогут справиться; что именно на нем лежит ответственность за других. Такой способ поведения можно легко проследить: обычно в детстве таким людям приходилось брать на себя совсем не детские обязанности. Например, уход за младшими детьми либо за не способными о себе позаботиться взрослыми, особенно когда присутствует алкогольная (либо другая) зависимость. В такой ситуации у ребенка не остается другого выхода, как только заботиться о близких, т.к. эту роль кто-то все же должен выполнять.

Ловушка этой роли в том, что человек, не имея стабильного опыта, начинает помогать всем по инерции и без разбора, а это уже вряд ли похоже на настоящую помощь.

Спасатель порой просто не понимает, что подлинная помощь не заключается в делании чего-либо за другого. Человек, действительно помогающий, не ставит другого в позицию беспомощного и не знает, что для другого будет лучше. Действительно помогающий человек знает, что у каждого есть право пробовать, совершать ошибки и снова пробовать, ведь только так можно по-настоящему научиться жить. Помогающий верит в силу и мудрость другого и за свою помощь не требует ничего взамен.

Спасатель же часто «причиняет добро» не разобравшись, а иногда и не услышав явный призыв о помощи. Как говорится в одной дзенской пословице, не корми человека, который не открыл рот.

Роль Жертвы – это наш раненый внутренний ребенок. Он беспомощен, уязвим и нуждается в помощи и защите. Самообман роли: человек думает, что не может сам позаботиться о себе, что у него ничего в жизни не получится и нужен кто-то другой, кто о нем позаботится и спасет. Часто мучащее чувство такого человека — это тяжелое чувство вины. Он чувствует вину и за то, что сделал, и за то, чего не сделал, за то, кем стал, и за то, кем не смог стать..

Но долго зависеть от другого человека и чувствовать свою никчемность неприятно, и Жертва старается выйти из своей подчиненной роли, что для Спасателя выглядит как преследование. И чтобы восстановить баланс, Спасатель кнутом и пряником, т.е. то Преследователем , то Жертвой восстанавливает исходное положение дел.

К своей слабой позиции Жертва привыкает с детства. Обычно есть либо нетерпеливые взрослые (Преследователи ), которым было удобнее все сделать быстро самим; либо гиперопекающие (Спасатели ), которые все делали за ребенка из хороших побуждений, тем самым лишая ребенка опыта научиться самому делать выбор и брать ответственность на себя.

Чтобы выйти из роли Жертвы, человек должен набраться смелости и бросить вызов своим убеждениям. Он должен ощутить свою силу и выйти в открытую жизнь. Начать делать выбор и признать, что все делают ошибки и в этом нет ничего страшного. Что только он сам может знать, как поступать со своей жизнью, что только он ответствен за свои мысли, чувства и реакции.

Наши актеры не могут существовать в одиночестве и им всегда нужен партнер для удовлетворения привычного сценария - такие отношения называются созависимыми. Созависимые отношения встречаются среди друзей, на работе, но чаще всего драмы разыгрываются дома с близкими.

Одиночество переносится ими не как свобода, а как звенящая, гнетущая пустота. Хотя и в отношениях они не находят долгожданного спокойствия. В силу своего опыта они вынуждены искать и одновременно бояться оценки других. В таком состоянии очень трудно найти удовлетворяющие и доверительные отношения.

В созависимых отношениях вы не найдете открытого общения участников. Из-за всевозможных страхов и просто по неимению опыта созависимые люди обычно не спрашивают мнение партнера. Так автоматически возникают домысливаения, т.е. фантазии на тему «а что он думает», «что он имел в виду, когда сказал…», «что хочет\не хочет», «что ему надо от меня». Из-за скудности информации и не имея четкого послания от другого человек с каждой секундой все дальше и дальше отходит от реального мира в мир собственных фантазий. Фантазии начинают владеть человеком, и, конечно, он в них начинает слепо верить и строить свое поведение исходя из придуманного мира. Так можно то оправдывать своего партнера, при этом делая его слабее, чем он есть на самом деле, и начинать спасать, то наделять агрессивными качествами и начинать защищаться. То же происходит и в обратном порядке. Не умея сказать прямо о своих потребностях, созависимый партнер начинает намекать о своих нуждах, но, как вы понимаете, трудно точно расшифровать, например, многозначительный пристальный взгляд, и тогда мастер намеков начинает обижаться на то, что его не понимают и не дают того, чего он желает.

Неумение сказать о том что же ему надо, накапливается с детства, когда на потребности ребенка окружающие отвечали агрессией либо выстраивали правила так, что несчастное дитя находило только один способ – молча подстроиться. Взрослые могли постоянно указывать и высмеивать неудобные для них качества, чем загоняли настоящее я ребенка глубоко и далеко. Именно поэтому и развивается стратегия скрывания своих чувств, мыслей, своего внутреннего мира.

Так как же разорвать этот порочный круг, а вернее, треугольник?

Конечно, все мы в какой-то мере являемся созависимыми. Человеческая данность — жить между полной зависимостью (например, от еды и от воздуха, как и в отношениях, например, в детстве) и относительной зависимостью, последнюю еще часто называют свободой. Шаг к свободе мы можем сделать только через ответственный и осознанный выбор. Под осознанностью я понимаю: человек отдает себе отчет что и в какой момент он делает, а не делает это по инерции. Лишь честно рассмотрев все варианты выбора, мы можем присвоить авторство этого выбора и выйти из замкнутого круга созависимости.

Выйти из такого театра ролей трудно, особенно если роли стали второй кожей и мы в них играем с незапамятных времен. В первую очередь нужно увидеть, понять и признать, что мы вертимся в замкнутом треугольнике, что в нашем театре жизни мы застряли в старой, уже избитой и надоевшей нам пьесе. Что, несмотря на прибавляющиеся года, а вместе с ними опыт, мы играем одну и ту же роль с двумя вариациями. И самое неприятное заключается в том, что счастья эта пьеса не приносит, а скорее, наоборот, с каждым днем все дальше и дальше уводит нас от спокойствия и наполненности жизни.

Увидев свою роль, вы так же можете понаблюдать, с кем чаще всего вы разыгрываете свои игры и как это происходит и по какому сценарию. И опять - не ищите виноватого. Нужно усвоить, что в созависимости нет четкого виновного лица. В таких отношениях участвуют как минимум двое, соответственно ни обвинять другого, ни брать всю вину на себя не имеет смысла. У каждого участника есть свой вклад в происходящее. Важно увидеть этот вклад и адекватно (не преувеличивая и не преуменьшая) взять на себя свою часть ответственности.

Также человеку могут помочь самообразование, поддержка близких, анализ актуальных ситуаций и осознанное отношение к обстоятельствам. Как говориться в знакомой всем поговорке, семь раз отмерь и один раз отрежь. Пока в вас работает автоматическое восприятие происходящего и такое же автоматическое последующее поведение, действительно лучше семь раз подумать, а что я в данный момент делаю:

  • Не спасаю ли я, когда меня не просят? А если просят, не из роли ли Жертвы с вами говорит ваш знакомый – не может ли человек сам справиться со своими проблемами?
  • Когда я сам прошу помощи – действительно ли я не могу сделать это сам? Не моя ли обычная беспомощность говорит во мне? Точно ли мне нужен сейчас другой? А если нужен – какого спасения себя самого я ищу в нем?
  • Действительно ли человек, на которого я злюсь, ответствен за мои неудачи? Действительно ли он должен делать все, как мне хочется? Знаю ли я, чего хочет другой? Знаю ли я, чего хочу сам?

Что дает работа с психотерапевтом ? Созависимость – это вопрос отношений, и в одиночку справиться с такой трудностью — часто задача трудная. В терапии участвуют два человека – клиент и терапевт. Доверительные и открытые отношения в терапии зачастую и есть основа выхода из созависимости.

Между клиентом и терапевтом проигрывается тот же сценарий, тот же излюбленный треугольник, который клиент разыгрывает в жизни, с разницей в том, что терапевт отвечает совсем другими реакциями на привычный способ клиента строить отношения. Терапия дает безопасное пространство для проработки накопленного за период детства, взросления и текущей жизни эмоционального и поведенческого опыта. Путешествие к травматическому опыту бывает очень болезненным, и присутствие другого человека, который поддержит и поможет прожить еще раз тревожащие события, часто бывает просто необходимым.

Конечно, терапия не нужна всем, кто находит у себя признаки созависимости. В какой-то мере все люди являются созависимыми, и в этом нет ничего ужасного. Нам всем нравится получать тепло и заботу близких. Мы нуждаемся в человеческом общении, когда нам грустно и хочется просто побыть рядом. Да и когда радостно, ведь тоже приятно разделить что-то хорошее с другими. Терапия может прийти на помощь, когда другой становится центром нашей жизни и за чужими потребностями мы уже не видим ни своих нужд, ни своих желаний. В такой ситуации мы теряем ощущение собственной жизни. А что может быть лучше, чем уверенность в себе и ощущение собственной опоры!

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С. Снежкина по мотивам одноименной автобиографической повести Павла Санаева.

Преследователя , Спасателя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно, как она, «спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем , то превращаясь в настоящую Жертву .

Преследователя ); что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно также подумать над тем, эффективны ли роли в треугольнике, будет ли внук любить учиться…

Итак,
Как Вы живете? Какие Вы в отношениях?

Рената Матвеенко
Психотерапевт, Психолог

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С.Снежкина, по мотивам автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

На примере героев фильма можно ярко увидеть разыгрывание ролей Преследователя , Спасителя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно как она, «Спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем, то превращаясь в настоящую Жертву .

Можно видеть, что между героями нет открытых и доверительных отношений, так, например, внук, изначально зная, что дед более мягок (а на фоне бабушки он действительно выглядит мягче), идет с вопросом о своем дне рождения именно к нему (роль Преследователя ). Что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно так же подумать над тем, эффективны ли роли в Треугольнике? Будет ли внук любить учиться?…

Отрезок – ломаная – замкнутая ломаная – треугольник – неравенство треугольника – периметр – равносторонний треугольник – снежинка Кох – параллелограмм как фигура из двух треугольников – определение и свойства параллелограмма – построение параллелограмма.

Задание 1

Дан отрезок, отметьте на нем 4 точки и «перегните» его по этим точкам. Получилась пятизвенная ломаная. Соедините крайние точки: ломаная замкнулась .

Если звенья ломаной не пересекают друг друга, то получается многоугольник .

Задание 2

Начертите замкнутую ломаную так, чтобы a) получился многоугольник, б) многоугольник не получился.

Постройте выпуклый и невыпуклый многоугольники, закрасьте их внутреннюю и внешнюю области. Переместите вершину невыпуклого многоугольника так, чтобы получился выпуклый.

Задание 3

Представьте, что в планшет вбиты 9 гвоздиков и у вас есть резиновый шнур, который можно растягивать на планшете, закрепляя за гвоздики.

  1. Соедините два гвоздика шнуром. Сколько разных решений может получиться («разные решения» - отрезки разной длины)?
  2. Протяните шнур так, чтобы он проходил через три гвоздика, образуя незамкнутую линию. Сколько разных линий можно получить?
  3. Пусть резиновый шнур замкнут (связан в кольцо). Растяните это кольцо на планшете так, чтобы шнур проходил ровно через 4 гвоздика. Найдите 10 разных решений.
    Подсказка: гвоздики могут лежать не только в вершинах, но и на сторонах многоугольников. При этом могут получиться и треугольники, и четырехугольники.
  4. Выполните предыдущее задание для пяти гвоздиков. Сколько разных многоугольников получилось?

Задание 4

Разделите отрезок AB точками C и D на 3 части. Составьте разные ломаные из этих частей. Удалось ли получить замкнутую трехзвеннную ломаную? Проведите эксперимент, меняя положение точек C и D на отрезке AB .

Задание 5

Сумма длин всех сторон многоугольника называется его периметром .

Изобразите несколько многоугольников, у которых периметр одинаковый, а форма различна.
Подсказка: можно сначала выбрать отрезок, а затем, расставляя на нем различным образом точки, строить замкнутые ломаные: длина отрезка при этом и будет периметром.

Задание 6

Нарисуйте следующие многоугольники и найдите их периметры.

Задание 7

Через каждую вершину треугольника проведите прямую, которая делит его периметр пополам.
Подсказка: вспомните, как из отрезка получали треугольник.

Задание 8

Если все стороны треугольника равны, то треугольник называется равносторонним .

Задание 9

Задание 10

Задание 11. Снежинка Коха

Дан равносторонний треугольник. Поделите каждую его сторону на три равные части и постройте на средних третях сторон как на сторонах меньшие правильные треугольники. Образуется замкнутая ломаная из 12 отрезков – шестиугольная звезда. Повторите построение на каждом из отрезков и продолжите его столько раз, сколько сможете. Вы получите снежинку Коха , которая впервые была описана шведским математиком Хельге фон Кохом еще в 1905 году.

Клиентка обратилась с проблемой отсутствия личной жизни. Некоторое время назад она разошлась со своим мужчиной, с которым до этого состояла в отношениях несколько лет. Однажды он ушел к другой женщине и вскоре женился на ней. В ходе беседы клиентка рассказала, что находится в отличных дружеских отношениях со своим бывшим и с его новой женой. Она является частым гостем в их доме, иногда они даже вместе путешествуют. Ее бывший мужчина часто звонит ей или приходит для того чтобы обсудить свои проблемы и текущие дела.

Я видела, что клиентка даже гордится таким положением вещей. Ведь не выгонит же она страждущего помощи и поддержки человека из своего дома и из своей души? И когда он болеет, она приносит ему лекарства и отпаивает его горячим чаем с малиной. А как иначе?

Я предложила посмотреть на эту ситуацию со стороны, используя Метафорические ассоциативные карты.

Описание техники: Клиент выбирает из любой портретной колоды (в данном случае мы использовали "Портреты") взакрытую карты, символизирующие участников ситуации. Терапевт смотрит карты, запоминает, где кто, и отдает их клиенту, чтобы тот разложил карты на столе рубашками вверх. Важно прислушиваться к своим ощущениям: где какая карта "хочет" быть.

У нас получилась вот такая картина. Мальчик - это мужчина, ниже - его жена, а в самом низу - карта клиентки.

К: Вот этот мальчик видно, что избалованный, требует к себе внимания. Эгоистичный. Вечно всем недовольный. Ему важно, чтобы его потребности удовлетворялись, и таким способом, каким он считает нужным. Он здесь находится на самом верху. Мне кажется, он свои интересы ставит на первое место, независимо от мнения других, считает, что только он знает, как правильно и верно. Хм, похоже на правду. Только этот мужчина давно уже не мальчик, но ведет себя порой именно так.

Т: А вот эта девушка (его жена) как себя чувствует?

К: Эта девушка очень уверенная в себе, красивая, ухоженная. Но она тоже эгоистична. В центре ее мира - она сама. Все должно крутиться вокруг нее. Комфортно ли ей? Вполне. Ее все устраивает.

Т: Расскажите об этой женщине, чья карта лежит в самом низу.

К: А эта женщина не уверена в себе. Ей очень важно быть нужной, тем самым поднять свою значимость в их глазах. Она боится, что о ней подумают плохо. И она очень старается быть хорошей, нужной, важной.

Т: У нее это получается?

К: Кажется, нет. Не получается. На нее как на человека как будто никто не обращает внимания. Каждый занят собой. Но зато, когда нужна ее помощь, ее на время замечают. Но важна не она сама, а то, что она делает, функционал. Похоже на домашний обслуживающий персонал. Никто не обращает внимания на горничную, важно, чтобы она выполняла свою работу. Вот если она перестанет быть полезной, тогда ее присутствие или отсутствие будет заметно. А так - она как тень, ни на что не влияет. И этой женщине здесь неуютно, одиноко. Она старается, но все равно не чувствует себя равной им.

Т: Как это вам?

К: Мне очень обидно. Я даже и подумать не могла, что все выглядит именно так. Мне очень больно и обидно...

Т: Давайте рассмотрим, как эти персонажи относятся друг к другу.

К: Мальчик, который символизирует моего бывшего мужчину, относится к своей жене как к дорогой части своего имиджа. Он гордится тем, что рядом с ним такая красивая жена. Она придает ему уверенности что ли. К этой женщине, которая внизу, он относится скорее потребительски. По большому счету он ее не замечает, либо замечает в случае, когда ему что-то требуется. Жена пока всем довольна, она при муже. Ее все устраивает. К этой женщине она не испытывает никаких чувств. Нет ревности или страха, что ее муж может вернуться к ней. Она вообще не рассматривает ее как соперницу. Как будто пустое место...

Т: А давайте проведем небольшой эксперимент: уберем из расклада карту, символизирующую вас. Остались две карты на столе - муж и жена. Посмотрите внимательно, что изменилось?

К: Им стало как-то некомфортно. Теперь карты хочется положить подальше друг от друга.

Т: Хорошо, вернем вашу карту на место. Вы говорили о том, что хотите обрести свою семью. Можем ли мы положить в этот расклад еще одну карту, которая могла бы символизировать вашего будущего мужа?

К: Нет. Она сюда никак не лепится... Еще одной карте нет здесь места...

Т: Вы понимаете, что вы по сути являетесь звеном, связующим отношения вашего бывшего мужчины и его жены? Вы своим присутствием в их жизни, своей помощью закрываете определенные потребности мужчины, которые не может закрыть его жена. Вы исполняете ее обязанности, как помощница по дому, выполняющая черную работу. Например, выслушиваете и жалеете ее мужа. Но что вы получаете взамен?

К: Ничего... Хотя нет, взамен я получаю свое одиночество и кучу психологических проблем, депрессии и панические атаки.

Т: Давайте проведем еще один эксперимент. Уберем со стола эти две карты мужа и жены. Пусть живут где-то там своей жизнью. Оставляем только вашу карту. Что теперь чувствует эта карта?

К: Свободу! Стало даже легче дышать. Она теперь может делать то, что ей хочется. Она может идти туда, куда хочет идти. Она вольна делать все, что ей вздумается, ведь перед ней теперь открыты все двери. Вот только лицо у нее по-прежнему какое-то заискивающее. Мне не нравится эта карта.

Т: Давайте заменим эту карту на другую, которая вам понравится! Выберите в открытую из колоды карту, которая отзовется у вас.

Клиентка заменила свою карту на ту, где была изображена жизнерадостная красивая девушка.

К: Эта девушка довольна собой, она довольна своей жизнью. Она не хочет кому-то что-то доказывать, быть для всех "хорошей" и удобной. Она просто живет в свое удовольствие. При этом она добрая и светлая. Рядом с ней тепло и уютно.

Т: Посмотрите внимательно на стол. Вам хочется сейчас что-то сделать с этим раскладом еще?

К: Да. Сюда просится еще одна карта. Карта мужчины.

Т: Так давайте подберем этой девушке мужчину!

В итоге у нас получился вот такой расклад - подходящие друг другу по ощущениям клиентки мужчина и женщина. Мы обсудили полученный результат и закрепили его.

Надо сказать, что клиентка была ошеломлена результатами расклада. Она своими глазами увидела то, чего долгое время никак не хотела видеть и замечать. И теперь у нее в голове наступила ясность, и уже было понятно, в какую сторону ей двигаться дальше для обретения собственного счастья и семьи.

Используемая колода МАК:

Рубрика "Случаи из практики" создана для иллюстрации работы с метафорическими ассоциативными картами, содержит как реальные случаи, так и смоделированные. В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

Следует отличать соединение в разомкнутый треугольник (рисунок 1, а ) от соединения в открытый треугольник (рисунок 1, б ), называемого иногда V-образным. Рассмотрим на нескольких типичных примерах области их применения.

Рисунок 1. Различие между соединениями в разомкнутый (а ) и открытый (б ) треугольники. Примеры применения соединений в разомкнутый треугольник: утроитель частоты (в ) и фильтр напряжения нулевой последовательности (г ).

Следующий пример дан из другой области. На рисунке 1, г показан фильтр напряжения нулевой , который служит для обнаружения замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью. Первичные обмотки соединены в звезду, ее нейтраль обязательно заземлена, благодаря чему первичная обмотка каждой фазы включена на ее напряжение относительно земли. Вторичные обмотки, соединенные в разомкнутый треугольник, питают реле Р .

В нормальных условиях, а также при коротких замыканиях, но без заземления геометрическая сумма фазных напряжений равна нулю. Следовательно, напряжение на обмотке реле равно нулю и оно не срабатывает. Однако при замыкании на землю в напряжениях появляется составляющая нулевой последовательности U 0 . Реле срабатывает и производит заданные действия (включает сигнал, отключает заземленный участок, включает резерв и тому подобное).

Обращается внимание на следующее. Заземление нейтрали первичной обмотки (рисунок 1, г ) – необходимое условие для действия схемы. Заземление вторичной обмотки – средство обеспечения безопасности (смотрите статью "Схема соединения "Звезда "). Токи третьих гармоник в контуре вторичных обмоток не возникают, так как трансформаторы напряжения работают при малых индукциях, благодаря чему их магнитопроводы далеки от насыщения.

Открытый треугольник в силовых электроустановках редко используется, но в цепях измерения, учета и сложных релейных защит находит самое широкое применение.

На рисунке 2, а в открытый треугольник соединены два однофазных силовых трансформатора. Это равносильно тому, что из трехфазной группы один трансформатор попросту отсоединен, но все внешние выводы как с первичной, так и со вторичной стороны оставлены. Особенности такого соединения состоят в следующем:
1. В фазах ab и ac проходят линейные токи, сдвинутые по фазе при активной нагрузке относительно соответствующих фазных напряжений на 30°. Значит, каждый трансформатор при активной нагрузке работает с cos φ = 0,866 (а не cos φ = 1). Поэтому отдаваемая мощность двух трансформаторов, соединенных в открытый треугольник, составляет не 2/3, а только 58% (2/3 от 86,6%) мощности, которая была бы при закрытом треугольнике.

Рисунок 2. Примеры соединений в открытый треугольник.

2. Различные сопротивления для линейных токов нарушают симметрию под нагрузкой.

Третий пример (рисунок 2, в ) показывает соединение в открытый треугольник двух однофазных трансформаторов напряжения. Такое включение применяется в электроустановках высокого напряжения, если достаточно контролировать линейные напряжения U AB , U BC , . Вторичные обмотки трансформаторов напряжения заземлены для обеспечения безопасности.

1 Прямая, обратная и нулевая последовательности – термины метода симметричных составляющих, с помощью которого рассчитываются схемы с несимметричной нагрузкой.
2 U AB = k × U ab , U BC = k × U bc , U CA = k × U ca , где k – коэффициент трансформации трансформатора напряжения, в нашем примере 10000: 100 = 100. Вольтметры градуируют в киловольтах.

Устало потирая виски и откидываясь на спинку дивана девушка вновь задала вопрос:
- Лиза, если ты любишь Витю, то какого чёрта встречаешься с Антоном?
Тушка, что до сего момента сидела на коленях девушки и мирно посапывала, вдруг раскрыла глаза и уставилась на вышеназванную Лизу, но потом закрыла глаза и поудобнее обняв свою "подушку" и прошептав "Женя, ты тёплая" опять засопела. Девушка сидела на стуле смущённо краснея и накручивая локон каштановых волос на палец. Рядом с ней стоял диван, а на нём расположились ещё две умирающие особы. Причём лежали они свесив головы и приглушённо постанывая, как бы выражая как их задолбал тупизм одной из присутствующих.
- Как какого чёрта?! - удивилась Лиза отпуская волосы и вставая со стула. - Конечно, что бы быть ближе с Витенькой! Ты что совсем не понимаешь?!
Девушка, что была оскорблена вопросом уже протянула руки для того, что бы подёргать её за волосы, или что-то в этом роде. Как вдруг, сидевшая на Жене, а именно так звали задавшую вопрос распахнула глаза и лениво, но с явной угрозой сказала.
- Только тронь её, и ты будешь собирать свои кости следующие сто лет.
Лиза вздрогнула убрала руки и села на место. А Женя погладила угрожавшую по голове.
- Спасибо, Лера, - улыбнувшись прошептала она на ушко чёрноволосой особе, что опять погрузилась в сон. - Хорошо, а от нас-то ты что хочешь?
Лиза вздохнула и выдала всё на одном дыхании:
- Я хочу, что бы вы влюбили Витеньку в меня и стёрли Антона с лица земли!
На диване, что-то закопошилось, а после раздался звук шлепка. Русоволосую девушку, которую собственно шлёпнули, увидели лежащей на полу.
- С фигали мы должны это делать? - натянуто и выговаривая каждую букву, словно издеваясь произнесла шатенка, сев на диван нормально. На неё обиженно посмотрела русоволосая, но всё-таки села рядом.
- Ну, Сонь, пойми так вы совершите доброе дело, а я ведь ваша подруга! - проныла Лиза вновь теребя прядку волос, но уже заметно подрагивая и с нетерпением ждя ответа на свою просьбу.
- Бесплатным презерватив бывает лишь использованным, - закрыв глаза заговорила русоволосая особа. Лиза покраснела, а Соня сдержанно хихикнула.
- Света, блин! Извращенка!!! - взвизгнула Лиза. - Да блин, вам что, сложно?!
- Нет, не сложно конечно, но формально лень, - сказала Женя и закрыв глаза откинула голову назад. Лиза заинтересованно посмотрела на Женю и затихла словно чего-то ждала. А ждать было чего, от этой четвёрки тем более.
- Он моется. - два слова, а в квартире стоит такой визг, что мама не горюй! Лере пришлось даже уши Жене закрыть, что бы подруга прекратила дёргаться и не оглохла. Когда "вопль умирающего тюленя" закончился, Лера заговорила:
- А теперь, за то, что Женя использовала свой дар не по назначению, ты должна продать мне душу, - коварно улыбнулась Лера и сев рядом с Женей как-то по-кошачьи потянулась.
- А может вы всё-таки мне поможете? - глаза Лизы подозрительно заблестели, что намекало на то. что девушка вот-вот расплачется. Света задумалась, Соня зевнула, Лера устроила голову на Жениных коленках, а сама Женя закрыла глаза. Лиза была напряжена, а девушкам было глубоко плевать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!