Интересный диалог ученика с учителем. Учебный диалог на уроке

Инструкция

Можно использовать вполне простой и традиционный способ: представьтесь ученикам, обязательно напишите на доске свои имя, фамилию и отчество. Затем дружелюбно расскажите о своем предмете, о том, что вы будете проходить с ними в этом году и какие материалы помимо учебников и тетрадей понадобятся ученикам. На первом уроке ни в коем случае нельзя запугивать учеников слишком строгими правилами или выставлять свой предмет в лучшем свете, чем предметы коллег. Если ребят в классе много и запомнить имена пока не получится, в начале урока выдайте каждому по карточке, попросите крупно и разборчиво написать свое имя на ней и поставить перед собой на парту.

Используйте анкету для знакомства. После основного представления можно раздать распечатанные анкеты, чтобы ученики вписали туда свои имя и фамилию, данные о родителях, увлечениях, домашнем адресе. Этот способ особенно подходит для нового классного руководителя и для учеников средней школы. Способ знакомства довольно формальный, но зато у вас на руках сразу же окажется вся информация о подопечных.

Рассказ о себе. Учитель сам может начать рассказывать о себе классу, о , хобби, семье. Затем очередь переходит к ученикам. Ваша откровенность вызовет и их искренность. Для того чтобы ученики не терялись, на доску выписываются основные вопросы: «Как тебя зовут», «Какие предметы нравятся в школе и почему», «Кроме учебы я занимаюсь…» Можно провести подготовленный классный час о себе или своих хобби, на который ученики и учитель приносят интересные фотографии из своей жизни и делятся своими увлечениями.

Вы можете предложить своим ученикам самостоятельно рассказать историю об учителе, даже если дети впервые видят вас перед собой. Для этого выпишите на доску слова, которые связаны с вами, например: «Дети», «Русский язык», «Самара», «Собака», «Книги». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что ваш предмет – русский язык, вы любите детей, родом вы из Самары, у вас есть собака, а вечерами вы читаете книги. Необычная форма представления сделает урок интереснее, теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.

Номинации. Для учеников 1-7 классов можно устроить небольшую игру, в которой они сами расскажут о себе, да еще и повеселятся. На доске выписывается несколько номинаций: «Самый умный», «Самый воспитанный», «Самый заботливый», «Самый большой непоседа», «Самый красивый» и т.д. Вариантов номинаций масса, чем более забавными они будут, тем веселее пройдет игра. Затем каждому ученику ребята присваивают свою номинацию. Нужно избегать обидных для детей номинаций, чтобы ваш первый урок в классе не воспринимался никем как нечто неприятное.

Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Особенно она подходит для 1-5 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «У кого есть ?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.

Еще одна игра для быстрого знакомства с классом называется «Снежный ком», она хорошо подходит для классов, где ребята еще пока незнакомы друг с другом. Ее отлично проводят в том числе и на языке, в различных кружках и студиях. Первый ученик должен назвать свое имя и сказать еще какое-то свое качество или увлечение, например, «Петя, играть в футбол». Второй ученик повторяет, указывая на первого: «Петя, любит играть в футбол», а затем называет свое имя и увлечение. Третий повторяет имена и хобби двоих учеников и называет свои. Игра проходит весело, к последнему ученику знакомится уже весь и выучивает имена друг друга.

Классный час – это в своем роде дополнительный урок, свободный для посещения и предполагающий получение дополнительных знаний. Чтобы классный час прошел результативно, следует его правильно организовать. Для этого не лишним будет ознакомиться с рядом рекомендаций.

Инструкция

Обычно классный час проходит раз в неделю. В течение недели необходимо накопить вопросы к ученикам, которые следует решить в спокойной обстановке. Эти вопросы можно записать в отдельной тетрадке и проранжировать их по степени важности.

За неделю следует пообщаться со всеми учителями, которые ведут уроки у вашего . Обсудить с ними: какие трудности возникают у ребят, какое в целом поведение класса и можно ли дружным назвать их . По итогам разговора также стоит записать ответы в тетрадь для классного час а.

Как только начался классный час , необходимо вслух обозначить все вопросы, которые следует решить за отведенное время. Вопросы должны касаться не только организационной час ти и успеваемости по предметам. Стоит уделить должное внимание и неформальным в коллективе ребят. Ведь – это маленькая семья, с которой видишься большую час ть времени. Поэтому в коллективе должна царить доброжелательная атмосфера. Если ее нет, то необходимо выявить и разобраться. Для этого помогут специальные тесты, которые можно позаимствовать у школьного психолога. Результаты теста помогут выявить причину разрозненности в и эффективно поработать над устранением этой проблемы.

Классный час лучше проводить в форме дружелюбной беседы, в рамках которой каждый ученик сможет высказать свое мнение, не опасаясь оценки и своих товарищей. Целью классного час а является сплочение во имя добросовестного исполнения школьных дел и воцарения в классе атмосферы доброжелательности и сплоченности.

Когда девочка хочет познакомиться с понравившимся мальчиком в школе, она нередко усложняет задачу, изобретая какие-то изощренные методы. При этом она не берет в расчет то, что она периодически с ним сталкивается, у них есть общие друзья и преподаватели. А ведь это означает, что ничего особенного придумывать и не нужно. Требуется только выбрать подходящий момент для знакомства, чтобы сразу произвести на мальчика приятное впечатление.

Инструкция

Прежде всего следует получить больше информации о , который вам нравится. Знаете кого-то из его класса? Прекрасно! Незаметно разузнайте у его знакомых сведения о его хобби, увлечениях, любимых местах отдыха, что ему нравится, а что нет. Возможно, у вас обнаружится одинаковый музыкальный вкус или его хобби совпадает с вашим. На выручку могут прийти и популярные социальные сети, где можно найти много информации о вкусах и увлечениях объекта обожания. Теперь, когда у вас есть подробное досье, начинайте действовать.

Например, из разговоров с вашими одноклассниками вы узнали, что понравившийся вам мальчик легко решает задачки по или физике. Тогда подойдите к нему на перемене, улыбнитесь и скажите что-то вроде: «Никак не могу справится с домашкой, а Маша Кудрявцева мне сказала, что ты в математике настоящий спец. Поможешь решить?»

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: познакомитесь и сделаете ему скрытый комплимент. Скорее всего, он воспользуется возможностью укрепить свою школьную репутацию умного . Однако постарайтесь выбрать не слишком сложную задачку, чтобы мальчик с ней наверняка справился.

Или же вы узнали, что он не пропускает почти ни одной киноновинки. Тогда вы можете со спокойной душой пригласить его в кино, застенчиво сославшись на то, что ваша подружка заболела и у вас остался лишний билет. Конечно, вам понадобится набраться смелости, чтобы так лихо познакомиться с в , но такой способ очень эффективен.

Если вы стесняетесь так явно проявить свою симпатию к , попробуйте устроить в выходные у себя дома вечеринку. Разумеется, для этого нужно заранее обсудить эту возможность с родителями и тщательно подготовиться. Пригласите как можно больше своих знакомых, скажите друзьям мальчика, чтобы они и его взяли с собой, всем будет весело! Это приглашение не бросится в глаза, так как гостей будет много, и вы не попадете в неловкое положение.

Начало знакомства с учениками: поведение учителя

Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.

Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.

Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.

Общение с учениками на первом уроке

Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.

Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.

Способ 1. Анкета.

На первом уроке или классном часе раздайте ребятам анкету. Пусть они напишут вам о том, что считают нужным, а также укажут те данные, которые вы должны будете занести в журнал. Я распечатываю анкеты, а после заполнения складываю их в портфолио класса.

Примерные вопросы анкеты:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения, количество полных лет на 1 сентября.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. ФИО матери, количество лет, мобильный телефон.
  5. Место работы матери, рабочий телефон.
  6. ФИО отца, количество лет, мобильный телефон.
  7. Место работы отца, рабочий телефон.
  8. Сколько детей в семье и какого возраста?
  9. Есть ли у тебя хронические заболевания? Если есть, какие?
  10. Твои увлечения.
  11. Что тебя волнует?
  12. Что получается у тебя лучше всего?
  13. Какие поручения в классе ты хотел бы выполнять?

Способ 2. Самый-самый нашего класса

Это - тоже своеобразный вариант анкеты, однако тут ребята уже сами решают, кто и в каких сферах в их классе является уникальным и непревзойденным. На доске - перечень качеств:

  1. Самый умный;
  2. Самый эрудированный;
  3. Самый воспитанный;
  4. Самый грамотный;
  5. Самый начитанный;
  6. Самый музыкальный;
  7. Самый красивый;
  8. Самый исполнительный.

Номинаций, в которых ребята могут оказаться «самыми» - множество, их можно дополнять на свое усмотрение.

Способ 3. Классный час «Мои увлечения»

Проводим путешествие в мир увлечений. Начните с себя. Постарайтесь честно рассказать ребятам о том, как вы себя видите в мире и чем живете. И тогда они тоже честно расскажут о своем внутреннем мире. Возможно, одного урока не хватит, чтобы всем высказаться, тогда займите два. Пусть ребята принесут свои поделки, фотографии… Вы сами удивитесь, насколько порой талантливы те, из кого на уроке клещами не вытянуть и пары слов!

Учителя они в вас увидят обязательно - придется! Главное, чтобы они видели в вас человека… и тогда многие проблемы станут незаметнее.

Я, например, всегда рассказываю ребятам о своем увлечении волонтерской деятельностью и помощи бездомным животным, заканчивая произведением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

Способ 4. Игровая форма

Знакомство в 1 — 5 классах можно начать с шуточной игры. Учитель здоровается с группой учеников, объединяя их по какому-то признаку, либо задавая вопросы, а они ему машут руками, если согласны:

  1. Здравствуйте, мальчики!
  2. Здравствуйте, девочки!
  3. Кто из вас умный?
  4. Кто из вас красивый?
  5. Кто любит сладкое?
  6. У кого есть братик?
  7. У кого есть сестричка?
  8. Кто любит ходить в школу?

Вопросов может быть множество - в зависимости от вашей фантазии. Главное здесь - вовремя перейти на другой вид деятельности, если видите, что занятие грозит утомить ребят.

Способ 5. По секрету всему свету…

Учитель предлагает ученикам рассказать о себе по следующему плану

  1. Возраст.
  2. Где живешь.
  3. Любишь ли учиться.
  4. Что тебе нравится больше всего.
  5. Что ты не любишь и почему.
  6. Какие поручения в классе ты хотел(а) бы выполнять.
  7. Чего бы хотел(а) достичь в этом учебном году.

И последнее. , особенно сначала, бывает сложно. Поэтому предложите родителям купить бейджики, на которых будут записаны их имена. Это значительно облегчит работу в вашем классе и вам, и другим учителям-предметникам! А бейджики потом пригодятся. Например, при дежурстве по школе в дальнейшем.

Удачного учебного года, коллеги!

Помогите пожалуйста ответить на вопросы 1. Какова численность людей говорящих на русском языке 2. В каких формах существует современный национальный

русский язык? 3. Назовите периоды в истории русского языка 4. Назовите источники формирования и пополнения литературного языка и его нормы? 5. Назовите пути пополнения русской лексики?

Расставить знаки препинания и начертить схему предложения Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богаты

м великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.

написать сочинение по тексту НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона,

искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если это - великий, могучий русский язык, о нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? («Аргументы и факты», 25 июня 2003 г.)

Определить главную мысль каждого абзаца и коротко записать. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует

свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

нужно будет два тезиса: " русский язык очень богат глаголами " и " Глаголы придают речи выразительность". Подумай и запиши аргументы к каждому из тезису.

Педагогический совет "Учитель и ученик в творческом диалоге"

Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности .

Задачи:

Оформление:

Презентация (приложение 7);

Высказывания (приложение 1);

Карточки для игры «Life comics» (приложение 2);

Проектор, экран, монитор;

Видеоматериалы фрагментов уроков: урок обществознания в 6 классе , урок математики в 8 классе , урок химии в 11 классе , урок литературы в 4 классе

Вопросы для обсуждения (работы в микрогруппах) (приложение 6);

Проект «Профессионального Кодекса Учителя школы» (приложение 3);

Тест «Диалогичная ли Вы личность?» (приложение 4).

Эпиграф

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков

Ход заседания

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков (слайд).

1. Психологический настрой: игра «Life Comics» (создаем комиксы)

Люди часто испытывают трудности в общении. Я предлагаю провести игру, она как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Анализируют представленную на картинке ситуацию. Сначала каждая пара репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом, каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться (слайд ).

1. Анализ ситуации

Между кем идёт разговор?

О чём они разговаривают?

2. Работа над диалогом

Составьте диалог.

Прочитайте и разыграйте диалог

Мы все убедились в том, что вы прекрасно умеете общаться, т. е. слушать друг друга и отвечать терпеливо друг другу.

2. Вступительное слово заместителя директора по УВР

Тема нашего педсовета "Учитель и ученик в творческом диалоге". Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.

Задачи:

1. Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;

2. Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося, о диалоге как основе обновляемого образования;

3. Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в культурно-образовательном пространстве школы;

4. Разработать «Профессиональный Кодекс Учителя нашей школы».

Знакомство участников с результатами тестирования среди учащихся (слайд) .

Чтобы узнать, как же наши старшеклассники умеют общаться, слушать и слышать, как они относятся к себе, было проведено анкетирование «Умеете ли вы слушать?» и «Любите ли вы себя?» Опрошено 13 человек. Результаты 1 анкеты: 40,5% школьников не идеальные слушатели, но все же с ними приятно общаться. В большинстве случаев это - внимательные, тактичные собеседники; 59,5% - отличные слушатели и интересные собеседники. Результаты 2 анкеты: 40% школьников любят себя, значит, любят и других, что в большой степени предопределяет их успехи и жизнерадостность. Благодаря этому, получают от окружающих положительные стимулы, и корабль их жизни плывет под парусами. Чувствуют свою необходимость и считают, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеют оценивать достоинства других. Помогает им и то, что они считают себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями; 60% - трудно сказать про них, любят ли они себя. Наверняка просто редко думают об этом. Они не всегда используют все свои способности, обращая чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у них минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

3. 1. Теоретический ввод

Немного о понятии творческого диалога, о характерных признаках диалоговых отношений расскажет учитель начальных классов

Актуальной проблемой современности является восстановление целостности единства обучения и воспитания. Первый существенный шаг по приближению обучения в школе к особенностям современного диалогичного мышления в науке и культуре был сделан проблемным обучением. Центральным звеном усвоения знаний стала постановка перед учащимися проблемы, организации особых проблемных ситуаций, для решения которых у учащихся не было готовых средств. Это потребовало от учащихся не просто воспроизведения эталонных способов мышления, а поисковых действий по решению проблем.

Предзаданность ответа ограничивает сознание рамками готовых образцов, предаваемых учителем. Противостоять такой ситуации может идея множественности (множественность вариантов, путей исследования, ответов и др.), открывается для ученика тогда, когда он, например, будет опровергать или доказывать точку зрения другого ученика, или учителя, или свою. Задача учителя - создать ситуацию удивления: почему так, а не иначе? А потом дать возможность ученику «открыть» возможность существования множества если не решений, то подходов к ним, точек зрения.

подчеркивал, что учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный мир, выражает сам себя. Подчеркнуто обезличенная манера (стиль) изложения может быть уместна как дидактический прием, но она заведомо ущербна как стиль, принцип взаимодействия и общения учителя с учащимся. Гораздо плодотворнее открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у школьников ответное желание раскрыться.

Когда учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся (2 слайда). Есть пять условий значимого учения по К. Роджерсу):

1) Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

2) Второе условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть конгруентным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.

3) Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.

4) Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.

5) Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. "Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций"

Содержание образования развертывается в контексте культуры учителя и ученика. При этом реализуются специфические отношения между их сознаниями, а само понимание становится результатом сотворчества. Чтобы обеспечить понимание, учителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте и в связи с другими элементами «чужого» и личного опыта: знаний, умений и навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъектно-субъектных отношений, т. е. в диалоге. Давайте посмотрим и сравним традиционную и личностно-ориентированную системы образования (слайд).

Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие своей универсальности диалог - не фрагмент учебного занятия, он не заканчивается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, независим от нее, хотя ее подготовлен. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учебник», «ученик-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего и обучающегося. В диалоге исчезает жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика». «Движущими силами общения должны быть обе стороны - и взрослые, и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые».

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке является центральным звеном в педагогике сотрудничества. Педагогическая идея творческого сотрудничества определяет новые методы обучения, способы воспитательных коллективов , отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция.

Диалог в обучении между учителем и учеником - это не только спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, по, «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого». Перед вами структура урока-диалога (2 слайда).

Во власти учителя создать гармонию или диссонанс опыта учащихся со своим собственным и с опытом науки.

Говоря словами Януша Корчака, пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчество учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя.

Познакомит вас с системой воспитания и обучения педагога-новатора (слайд). Он большое внимание уделил теме «Ребенок и взрослый в творческом диалоге», раскрыл главные личностные качества учителя.

3.2. Система воспитания и обучения Шалва Александровича Амонашвили.

Известный педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Разработанная им система воспитания и обучения - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчества и сотрудничества педагогов с детьми.

Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.

Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т. п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными (слайд ).

* Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого (слайд ).

* Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании (слайд ).

* В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития (слайд ).

* В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни (слайд ).

4. Просмотр видеоматериала фрагментов уроков (слайд ).

Учить и воспитыватьэто как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Какой должна быть эта соединяющая мысль? Вашему вниманию предлагается просмотр видеоматериалов фрагментов уроков (видеофайлы).

Урок химии в 11 классе (учитель) – это урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.

Урок обществознания в 6 классе (учитель) – здесь каждый урок – открытие. Оно-то и ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества, заинтересованное отношение к необычному.

Урок математики в 8 классе (учитель) – пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научиться трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится педагог, организуя свои уроки.

Урок литературы в 4 классе (учитель) – доброта и любовь к детям не позволяют грубо обращаться с ними, ущемляя их самолюбие и достоинство, кричать на них и пугать, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления.

5. Работа в микрогруппах (5 микрогрупп) - слайд.

Итак, вы посмотрели умение учителя и учеников общаться в творческом диалоге в нашей школе, на наших уроках, давайте обсудим, так нужен ли все-таки диалог?

Вопросы для обсуждения :

Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?

Какова функция учебника в диалоге на уроке? Современный учебник - ретранслятор (активный) научных знаний. Как сделать его «собеседником»?

Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т. п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела?

Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума?

Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?

Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.

6. Работа в группах:

Вашему вниманию предлагается «Профессиональный Кодекс Учителя школы», послушаем Проект «Профессионального Кодекса Учителя»

Преамбула.

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения.
Раздел 1.

1.1.Источники этики учителя.
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права , а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2.Принципы этики учителя.
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.

1.Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников
2.Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
3.Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
4.Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
5.Учитель соблюдает правила русского языка , культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
6.Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки , ни ее дача.
7.Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а так же свое рабочее время для личных нужд.

Взаимоотношения учителя с учениками .
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь , уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений целей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством.

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Принимаем мы его или нет? Дополнения, исправления.

Разработка «Профессионального Кодекса Учителя школы»

Обобщение предложений о создании Профессионального Кодекса Учителя школы (6 слайдов ).

7. «Диалогичная ли Вы личность?» (слайд).

Тест для учителей

Ключ к тесту:

а) – 1 балл; б) – 2 балла.

Монологичная личность (слайд ).

Если вы набрали от 17 до 21 балла, то, скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседниках и интересных, самобытных личностях, у которых можно чему-то поучиться. Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы могли бы получить от конкретного человека или от деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то или вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадаете с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная “встреча” с самим собой, со своим “Я” у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто, как нам кажется, вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.

Мотивационно-диалогичная личность (слайд ).

Если вы набрали 22–29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в команде, наступив “на горло собственной песне”, вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать диалогичной личностью, но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это следует сделать, боитесь ущемить свою независимость. Может быть, вам надо научиться слушать “чужой” голос (дело не в том, чтобы уметь молчать, а именно – слушать и слышать).

Диалогичная личность (слайд ).

Если при подсчете у вас оказалось 30–34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тоже очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Без лишней суеты вы пытаетесь решать проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить также, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.

8. Итог.

Педагогика как наука необычайно сложна. И сложность её, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч её компонентов. Мера же ответственности её – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.

9. Решение: Педагогам школы

Принять «Профессиональный Кодекс Учителя школы» и руководствоваться им. опираясь на полученные в ходе педсовета знания, умения, навыки, стремиться овладеть ими. в учебном процессе взять за основу сотворчество педагога и учащегося.

10. Рефлексия "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу.
Например:

«Я пришел сюда...»;
«А знаете ли вы, что...»;
«А еще хочу сказать, что...»;

«Если бы я был учителем, то я...» , «Я хочу пожелать…», «Я хочу предложить…», «Сегодня мне понравилось…», «По моему мнению, не получилось…», «В своей работе буду использовать…».

Ответ взят из стенограммы решения педагогической ситуации, которое приводит академик РАО Ш.А.Амонашвили участикам Международных чтений по гуманной педагогике в Московском государственном педагогическом университете.

Я не люблю ябед, если среди вас сидит учитель, который любит ябед, это не учитель, скажем так, нашего склада, склада нашей школы-семинара. Нет, я люблю детей, которые не справились с случившимся, и чтобы не усугублялось это обстоятельство, призывают умного взрослого. Вот они идут ко мне: "Помогите". Они дерутся, девочки-то дерутся. Вот сейчас, повторяю, я хочу чтобы вы посмотрели насколько я правильно вел творческий диалог с детьми. Я зову этих девочек: "Подойдите ко мне". Они идут, обе надутые друг на друга.

Но я говорю детям: "Знаете, ребята, я сейчас закрою глаза и буду для себя размышлять. А вы слушайте". И вокруг меня образовался круг детей. Они стоят: что сейчас произойдет? Я опускаю голову закрываю глаза, и говорю: "Я сейчас Элочка, я Элочка", - и размышляю, - "Ну почему я так сделала? Русико хотела яблоко, а я взамен взяла брошь, золотую брошь. А сейчас мама Русико наверное ищет в доме эту брошь и не найдет. Неужели я эту брошь возьму? А кому я еще буду показывать? А что моя мама скажет мне? Ой как стыдно, ой как стыдно. Русико бери обратно свою брошь - бери-бери. И прости, что я не поделилась с тобой яблоком" - я для себя так шепчу.

А потом - пауза. Милые мои, творческий диалог и пауза - это великое таинство педагогики. Это есть то таинство, которое на ухо передавали мастера-учителя. Это есть истинная наука устраивать паузы именно тогда, когда мысль ученика работает, мысль становится созвучной с вашими мыслями. Вот и возникает творческий диалог. Даже молчание есть великий диалог.

А потом, спустя несколько секунд, начинаю размышлять как Русико: "Ой, мамина брошь. Неужели я не могла воздержаться? Подумаешь, яблоко. А брошь? Мама же не знает, что я взяла её брошь. Ищет. Вернусь домой, что будет? Вернёт мне Элочка или не вернёт? Вернёт или не вернёт? Ой как стыдно, ой как стыдно." Опять пауза. А потом говорю: "Ну-ка, ребята, я сейчас открою глаза и должен увидеть как Русико и Элочка помирились, пожали друг другу руки, обнялись и брошка возвращается снова своему владельцу. Ну как, открыть мне глаза или нет?" И тут все дети своими руками нажимают мне на голову. "Нет-нет-нет, еще нет. А вы помиритесь, быстро-быстро, обнимитесь". И давят меня, не отпускают. А в конце концов: "Да, можно-можно, открывайте". Открываю глаза: "Ну давайте сейчас начнём урок математики".

Вот это вариант творческого диалога с детьми. Зачем нам нужны вообще творческие диалоги? Что они делают в нашей жизни? Этот диалог должен породить в ребенке великолепные образы общения, образы красоты, образы доброты, образы сочувствия, образы науки. Если в диалоге не зарождаются великолепные, подчеркиваю, великолепные образы, которые должны заполнять духовный мир ребенка, то этот диалог не состоятельный.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!