Ирландия Короли и верховные правители. Питер Невилл Ирландия

Из книги Открытия, которых никогда не было автора Рамсей Раймонд Х

автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

3. Англия. Неудача переговоров с Германией об ограничении морских вооружений. Внутреннее положение в Англии. Рабочее движение в 1910–1913 гг. Ирландские дела В разгаре агадирского инцидента, но когда уже самый острый момент прошел и Германия уступила, английский кабинет

автора Невилл Питер

Ирландские колонии Уход римлян оставил западную Британию беззащитной перед ирландским вторжением. Тому есть множество доказательств - ирландские поселения IV и V века. Особенно большое поселение было на юго-западе Уэльса, в районе, ныне ограниченном Пембрукширом,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Англо-ирландские отношения Взаимоотношения между английскими баронами и коренными ирландцами к XIV веку носили двойственный и неустойчивый характер. Отчасти это было обусловлено тем, что англичане сделались такими гэлинизированными, что их можно смело было назвать

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Англо-ирландские районы У англо-ирландцев сельскохозяйственная практика была совершенно другой, здесь систематическая обработка земли являлась нормой. Возможно, это объяснялось тем, что англо-ирландцы хорошо освоили этот навык в южной Англии, а также и тем, что они

Из книги Казаки-арии: Из Руси в Индию [Куликовская битва в Махабхарате. «Корабль Дураков» и мятеж Реформации. Велесова книга. Новые датировки зодиаков. Ирландс автора Носовский Глеб Владимирович

5. Ирландские морские повести - «Плавание святого Брендана», «Житие святого Колумбана» и другие, относимые историками к VI или X веку н. э., рассказывают на самом деле о плавании Колумба в 1492 году Речь пойдет в первую очередь об известном средневековом тексте под названием

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Короли из Гудме и короли германцев Ничего не зная о конституционном устройстве известных нам по археологическим находкам обществ, часть которых с определенной долей вероятности относилась к данам, мы решили применить к этим обществам понятие «королевство», тоже не

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

автора

1.7. Знаменитые женщины 1.7.1. А вы, друзья, как ни крутите, вы не годитесь в Нефертити! В глухую эпоху застоя не существовало конкурсов красоты для выявления какой-нибудь очередной «Мисс нашего самого лучшего в мире городка». На партийных конференциях номенклатурной и

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.7. Знаменитые женщины 2.7.1. Почему Аспазия стала женой Перикла? Российское политическое общество является сугубо мужским. Процент женщинполитиков в нашей стране меньше, чем в самых отсталых странах, имеющих парламент в качестве одного из органов государственной власти.

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.7. Знаменитые женщины 3.7.1. Личные рекорды Валерии Мессалины Кто не знает имени жены римского императора Клавдия? Эту женщину считают самой развратной за всю историю человечества. По мнению античных авторов, Мессалина за свою жизнь имела 15 тысяч любовников, благодаря

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.7. Знаменитые женщины 4.7.1. Феодора из борделя - византийская императрица Феодора была женой Юстиниана, одного из самых известных византийских правителей. Феодора в переводе с греческого означает «божий дар». Родилась будущая императрица около 500 г. Отцом ее был

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

5.7. Знаменитые женщины 5.7.1. Чем Роксолана прельстила Сулеймана? Женщины в Средние века продолжали быть женами, матерями, наложницами, рабынями и т. д. Пол женщины действительно был ее потолком. Тем больший интерес представляют исключения из правил.В Турции до сих пор

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Знаменитые пиратки

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Бриан Уа Нейлл (ирл. - Brian Ua Neill) (? - 14 мая 1260) - король Тир Эогайн (Тирона; 1238-1260), верховный король Ирландии (1258-1260). Борец за свободу Ирландии, предводитель восстания за свободу Ирландии против англо-нормандских завоевателей. Последний верховный король Ирландии из рода ирландских королевских династий. Сын Ниала Руада (ирл. - Niall Ruadh), внук Муйрхеартаха Муига (ирл. - Muircheartach Muigh), скончавшегося в 1160 году. Потомок Ниалла Калле и его сына Аэда Финдлиата, который был женат на Маэл Муйр (ирл. - Mel Muire) - дочери короля Шотландии Кеннета мак Альпина. Погиб в битве Друим Деарг (ирл. - Druim Dearg) в 1260 году.

Биография

Восстание в Ирландии

В середине XIII века королевство Англия, где в то время правили нормандские феодалы, попыталось расширить свои владения в Ирландии - колонию Пейл и осуществило попытку захватить всю территорию Ирландии. К тому времени земли Ирландии, не принадлежавшие английской короне, состояли из многочисленных мелких королевств, которые делились на земли кланов. Ирландские королевства и кланы постоянно враждовали между собой и одновременно вели войну против англо-нормандских захватчиков. В 1257 году восстание охватило всю Ирландию. Тадг О’Бриен (ирл. - Tadhg O’Brien) - сын короля Томонда (ирл. - Thomond) собрал армию повстанцев и начал против англичан войну. В 1242 году умер Хью де Лейси (ирл. - Hugh de Lacy) и власть графов Ольстера ослабла. В 1255 году Бриан Уа Нейлл (который до того был королём маленького королевства Тир Эогайн) воспользовался ситуацией и выступил в поход на английские владения перейдя реку Банн (ирл. - Bann) в Ольстере. В это же время король Коннахта Аэд О’Коннор (ирл. - Aodh O’Connor) (1256-1274) расширил свою территорию, завоевав королевство Брейфне (ирл. - Breifne), которым должен обладать Бриан Уа Нейлл.

Верховный король Ирландии

Ирландские предводители Бриан, Тадг и Аэд заключили союз. В 1258 году они встретились на руинах замка Беллек (ирл. - Belleek) в Эрне (ирл. - Erne). Здесь состоялось провозглашение Бриана Уа Нейлла верховным королём Ирландии, он признал Брейфне владением короля Коннахта Аэда. Но этот союз был непродолжительным - Тадг умер в следующем году, а Бриан Уа Нейлл потерял ценного союзника.

Битва при Друим Дерг

В 1260 году Бриан и Аэд собрали армию и напали на англичан и норманнов близ города Даунпатрик. Англичане и норманны ожидали это и заранее собрали армию. Армия англичан состояла преимущественно из подвластных им ирландцев (жителей Лейнстера, Мунстера, а также Коннахта и Миде). Ирландский армия Бриана и Аэда была разбита, Бриан и Аэд погибли во время битвы вместе с другими предводителями восстания. Голову Бриана англичане отправили в Лондон королю Генриху III.

Потомство

Его сын Домналл (Дональд) мак Брайн О’Нейл, король Тирона (1283-1286, 1290-1291, 1295-1325), передал свои права на королевский престол Ирландии графу Каррика Эдуарду Брюсу.

Литература

  • Foster Fitzroy R. The Oxford illustrated history of Ireland. - Oxford: Oxford University Press, 2001.

У гэлов, по Божьей воле,

Ирландских все невпопад:

Идя на войну, смеются,

А в песнях своих грустят.

Это, конечно же, преувеличение, но ирландцы всегда выказывали большие способности к сочинению рассказов и к пению. Так что, хотя письменный ирландский, или гэльский, язык, появился не ранее V столетия, на острове существовала богатая устная традиция. Одна из самых ранних саг - «Похищение быка из Куальнге», в которой рассказывается о ссоре между Кухулином, напоминающим кельтского Робин Гуда, и королевой Медб из-за кражи гигантского быка. Даже после прихода христианства ирландцы помнили старинные легенды и верили в лепреконов и баньши. Эти персонажи часто появляются в фильмах с ирландским «колоритом», например в голливудском фильме «Дарби О"Джилл и маленький народец». К VIII веку Кухулина сменил другой фольклорный герой, Финн Мак Кумал (Маккул) и его фианна (дружина).

Традиция ирландской музыки и песни столь же древняя. В бронзовом веке докельтское население пользовалось самым старым ирландским музыкальным инструментом - бодраном (bodhhran). Он был обтянут овечьей кожей, и по нему стучали рукой или маленькой палочкой. В традиционной музыке использовались также ребра овцы, козы или коровы. Арфы, часто называемые в качестве национального ирландского инструмента, появились лишь в XII веке.

Короли и конфликты

Древняя Ирландия прежде всего была страной королей. Сколько их точно, никто не знает, но в VII веке правителей, должно быть, насчитывалось не менее сотни. Для сравнения, в англосаксонской Англии к VIII веку было шесть королевств, хотя Корнуолл находился вне юрисдикции англосаксов.

У этого королевского множества имелась особая иерархия. На вершине пирамиды, разумеется номинально, стоял верховный король Тары, однако этот титул был чисто символическим. В реальности не доминировал ни один король, хотя некоторые из них по сравнению с другими обладали большей властью. Старый ирландский закон выделял три «степени»: на низшем уровне располагались правители малых королевств; затем шли их сюзерены - рури, или «верховные короли», властвовавшие над несколькими мелкими королями. Над верховными королями стоял ri ruirech, «король верховных королей», который, вероятно, к этому времени был правителем одной из ирландских провинций. В древней Ирландии короли наделялись мистическими свойствами. Древние рукописи переполнены рассказами об их подвигах, а когда такого человека короновали, церемонию сравнивали с бракосочетанием, в этом случае король сочетался с землей, а не с народом.

В христианские времена прослеживается тесный альянс провинциальных королей и церкви. Короли получали благословение, а церкви разрешалось взимать налоги с провинции для содержания священников. Библейские тексты использовались в качестве оправдания королевской власти, например, предупреждение Христа в Новом Завете «Отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу» (Мк 12:17).

Иногда создается впечатление, что ирландские короли хотели получить от всемогущего Бога двойную порцию одобрения. Короли Коннахта, к примеру, желали благословения церкви Армы, а получив его, позволяли церкви собирать налоги с Коннахта по «закону Патрика». Но в то же время хотели одобрения церкви Клонмакнойса и позволяли ей собирать налоги в Коннахте по закону местного святого Киарана.

МИФ О ВЕРХОВНЫХ КОРОЛЯХ

Типичной для ирландских верховных королей или королей верховных королей была мечта о титуле верховного короля Тары. Иногда сочиняли для подкрепления притязаний красивую родословную, которая не выдерживала пристального изучения, но к VII веку появилась теория об исключительности ирландцев и сложилась «An labor gabala» («Книга захватов Ирландии»), доказывавшая, что у всех ирландцев общие предки. В этом произведении ирландский язык относили ко времени разрушения Вавилонской башни. Тогда Бог наказал человечество за желание построить башню, доходящую до небес, и заставил говорить на разных языках. Авторы книги заявляли, что ирландский гэльский язык «мелодичен и сладок». Ирландский закон говорил об «острове Ирландия», несмотря на то что остров этот был расколот на десятки маленьких королевств.

Место инаугурации Уи Нейлов: форт Туллаходж в графстве Тирон

В ранних ирландских источниках, посвященных статусу верховного короля, ощущается сильный мифический элемент. Старый ирландский закон говорил о верховном короле: «он, как Конхобар, идет по королевствам от моря и до моря... по пяти провинциям Ирландии». Многие претендовали на титул верховного короля, но ни одному королевскому двору не удалось объединить весь остров - ближе всех к этому подошли Уи Нейлы в IX веке. Реальность не помешала многим королям заявлять о своих правах на этот титул и окружать себя фиктивной аурой власти. На самом деле верховный король Тары оставался тем, кем и был всегда, - символической фигурой вроде императора Священной Римской империи и короля Германии. Этот титул потерял реальное значение задолго до того, как Наполеон отменил его в 1805 году. Тем не менее к VIII веку эндемический разлад стал исчезать - потому, что возникло подобие провинциальной структуры.

Ольстер

В северной ирландской провинции Ольстер возвысилась династия Уи Нейлов, или О"Нейлов. Восхождение их к власти было медленным, потому что в Ольстере существовали и другие могучие семьи; к тому же сам клан Уи Нейлов раздирали противоборства.

КОНГАЛ КРИВОЙ

Трудности, стоявшие перед Уи Нейлами, можно персонифицировать в жизнеописании Конгала Каэха (слепого на один глаз). Он был королем Далриады, население которой происходило от пиктов. Королевство располагалось в центральной части графства Антрим. Конгал управлял им в начале VII века. Похоже, Конгал Кривой был амбициозным правителем, так как в 627 году он сделался королем верховных королей в клане уладов. Затем он принял участие в сражении (в это время Уи Нейлы контролировали восточное побережье провинции), убил короля Уи Нейлов и нескольких правителей Берниции, принявших протекторат Уи Нейлов, после того как их выдворил из Нортумбрии король Эдвин (связи между Ирландией и северной Англией после миссионерской деятельности святого Колумбы были по-прежнему крепки).

Победа Конгала в 628 году оказалась краткосрочной. В 629 году над ним, в свою очередь, одержал победу новый Уи Нейл, король Доммалл Мак Аэдо, в сражении при Мойре, графство Даун. Конгал был убит. Похоже, та битва явилась поворотным пунктом: никогда больше Уи Нейлам серьезно не угрожали. Они распространили свою власть на весь Ольстер. Интересно, что «Анналы Ольстера» в 642 году называли Доммала «королем Ирландии». Это абсолютно не соответствовало действительности: желаемое выдавалось за правду.

Рассматривая короткий путь Конгала Кривого к власти, интересно отметить еще один факт, касающийся святости статуса короля. Согласно Ольстерскому своду законов («Bechbretha»), Конгал был наполовину ослеплен пчелами, и владельцев пчел обвинили в нанесении ему увечья. Но «Bechbretha» пошла дальше: в ней говорится, что изменение закона последовало за «преступлением пчел против Конгала Каэха: ведь тот был королем Тары до тех пор, пока ослепление не лишило его трона». Современному читателю может показаться странным осуждение пчел за преступление, однако не мешает припомнить, что вплоть до XVIII века в Англии казнили через повешение «преступных» животных. Тем не менее этот закон свидетельствует о мистическом представлении монаршей власти. При этом власть могла быть утеряна, если король в какой-то степени изувечен.

Кельты в Ирландии не заботились о сохранении в целости бренных останков своих правителей. У них существовали другие обычаи. Череп усопшего они откладывали отдельно, брюшную полость вскрывали и вынимали внутренности. Таким варварским способом древние кельты приносили в жертву своих королей.

Кельтский вождь, правивший соплеменниками в железном веке, жил в роскоши и наслаждался изобилием. Он, очевидно, ел много мясной пищи и не утруждал себя работой. У знатного кельта оставалось достаточно свободного времени, чтобы ухаживать за ногтями. Возможно, ему делала маникюр специально обученная прислуга. Для укладки волос и сохранения сложной причёски он использовал привезённую с юга Европы помаду для волос. Правление короля было, можно сказать, пожизненным, но недолгим. Король не дожил до наступления естественной кончины. Как только закончился срок его пребывания на почётной должности, короля умертвили. Кровавая и мучительная церемония закончилась тем, что труп бывшего правителя согласно обычаю утопили в болоте.

Мумифицированные останки ирландского короля случайно нашли рабочие на торфоразработках между городами Аббилиш и Портлиш. Это произошло примерно через две с половиной тысячи лет после смерти знатного кельта.

10 августа рабочий Джейсон П. находился на своём рабочем месте – в кабине огромного торфодобывающего комбайна. Он внимательно наблюдал за работой машины и вдруг заметил впереди под режущим механизмом необычный предмет. Рабочий немедленно остановил работу комбайна и вышел, чтобы рассмотреть находку. Из торфа торчали две ноги и смятый кожаный мешок. Оператор торфодобывающей машины сообщил о происшествии своему начальнику, а тот сразу набрал номер телефона куратора Ирландского национального музея – известного специалиста по болотным мумиям Эймона Келли.

За пять веков до Рождества Христова кельты пришли в Ирландию и разделили зелёный остров на сто пятьдесят государств. Границы королевств отмечали на местности камнями или деревянными кольями. Келли полагает, что останки королей тоже служили ирландским кельтам своеобразными «пограничными столбами». В кельтских верованиях богиня, олицетворявшая Землю, противопоставлялась Солнцу, которое являло собой мужское начало. Король среди людей считался представителем Солнца, его временным земным воплощением. «Суть в том, что король был якобы супругом своей страны. Зимой, когда вся зелень увядала, богиня-Земля становилась старой и дряхлой, ей требовался новый супруг, чтобы он дал ей снова молодость, силу и красоту. Поэтому кельты убивали короля и ставили на его место нового».

Ритуальное убийство короля, вероятно, происходило не каждый год. Возможно, «омоложение» богини-Земли совершалось с определённой периодичностью. То, что оставалось от прежнего короля после окончания кровавого ритуала, кельты топили в болотах вблизи границ своего государства. «Болотные мумии лежат вдоль границ государств, потому что останки королей предавали земле только в особо важных местах – кельты таким способом обозначали край своей земли», – поясняет археолог Келли. – Останки королей и погребальные дары придавали богине её конкретную земную форму».

Куратор Национального музея исследовал не только недавно найденную болотную мумию, но и те, которые уже давно хранятся в фондах. Это так называемые Человек из Клоникавана и Человек из Олд Крогана. Мумифицированные останки двух мужчин тоже принадлежали бывшим правителям кельтских государств. Один из них, которого исследователи фамильярно называют просто Олд Кроган, жил между 362 и 175 годом до нашей эры. Это был настоящий богатырь почти двухметрового роста.

Олд Крогана закололи кинжалом, обезглавили и разрубили туловище на две части. На мумифицированном теле отставного правителя остались следы пыток. Предплечья просверлены острым орудием в нескольких местах, и в сквозные раны просунуты гибкие побеги орешника, которыми руки покойника стянуты вместе. На груди мумии зияют две глубокие резаные раны. Непосредственно после извлечения из торфа мумию исследовали эксперты судебной медицины из государственной службы. Первоначально возникли подозрения, что в болоте спрятан труп жертвы террористов из так называемой Ирландской республиканской армии (IRA).

Смерть Олд Крогана, предполагаемого кельтского вождя, была мучительной и неотвратимой – король, видимо, знал свою судьбу заранее. Тем более приятной и беззаботной была его жизнь. С тщательно обработанными длинными ногтями он не мог бы охотиться, значит, мясо для него добывали подданные. В желудке болотной мумии нашли даже остатки пищи, но последняя трапеза оказалась относительно скромной – каша с маслом. Специалист по болотным мумиям полагает, что последняя трапеза Олд Крогана носила ритуальный характер. По словам ирландского археолога, кельтский король-Солнце вкусил перед закатом плоды Земли.

Состояние мумии Человека из Клоникавана тоже позволяет делать выводы о его безвременной кончине. Когда богине-Земле потребовался новый супруг, прежнему пришлось несладко. Ног мумия лишилась, вероятно, совсем недавно – попала под режущий механизм тяжёлой торфодобывающей машины. А остальные части тела показывают, какой ужасной смертью умер древний кельт, живший в промежутке между 392 и 201 годом до нашей эры.

Череп Клоникаванского человека расколот с помощью острого орудия, возможно, боевого топора. Чем-то подобным ему раскроили и нос. Живот вспороли острым ножом, из зияющей раны вынули кишки и другие внутренние органы, находящиеся в брюшной полости.

Человеку из Клоникавана в момент смерти исполнилось всего двадцать лет. В отличие от Олд Крогана молодой король не обладал высоким ростом и могучим телосложением. Человек из Клоникавана имел рост не более метра шестидесяти сантиметров. У него были нос картошкой, кривые зубы, реденькая бородка, а кожа такая пористая и угреватая, что даже на мумии это заметно.

Самое удивительное во внешности неказистого «клоникаванца» – это его причёска. Волосы подстрижены не очень коротко, взбиты на макушке, напомажены и стоят на голове, словно своеобразный «ирокез». Причёска столь необычной формы держится на голове мумии до сих пор благодаря помаде для волос, состоящей из растительного масла и сосновой смолы.

Анализ состава для волос позволил определить, что компоненты привезены из юго-западной Франции или из Испании. Кстати, Олд Кроган пользовался такой же помадой для волос. Эта деталь дополняет представление о древних кельтских владыках. Кельтские монархи правили в отдалённых карликовых государствах, но они не были оторваны от остального мира. Они поддерживали торговые связи с другими народами, даже жившими на другом конце Европы.

У Олд Крогана и Клоникаванского человека на груди были одинаковые раны – отрезаны соски. Эти повреждения, как подчёркивает археолог Келли, дают безошибочную уверенность в том, что обе мумии принадлежат бывшим правителям. «В кельтском обществе существовал обычай целовать или сосать соски правителя. Этот жест выражал покорность и подчинение, – объясняет Келли. – Когда короля свергали с престола, ему вырезали соски».

Новая» болотная мумия помещена туда же, где лежат другие мумии, – в холодильник Ирландского национального музея. Мумию подвергнут многосторонним тщательным исследованиям. Патологи должны точно выяснить, какое повреждение послужило непосредственной причиной смерти кельта, какие увечья нанесены телу уже после смерти. Рентгеновские снимки, сканирование с помощью компьютерного томографа и магнитно-резонансный метод помогут исследовать сохранившиеся внутренние органы и ткани тела.

У знатного кельта оставалось достаточно свободного времени, чтобы ухаживать за ногтями

Не последнее место в работе учёных занимает также анализ осадочных отложений вокруг мумии. Этот анализ позволит реконструировать вид местности в момент смерти кельта. Археологи постараются уточнить дату смерти кельтского правителя с помощью радиоуглеродного метода. А последним пунктом в плане исследований стоит изучение продуктов питания и кулинарных привычек кельтов на основании остатков пищи в желудке мумии. Эймон Келли совершенно уверен, что «болотный человек» не случайно забрёл в трясину, что его убили и потом утопили в болоте. «Повреждения, обнаруженные на теле мумии, указывают на то, что мы здесь имеем дело с человеческим жертвоприношением», – утверждает Келли в первом сообщении об интересной находке на торфоразработках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!