Исцеление горловым пением. Горловое пение — музыка вибраций души

Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек. Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов. Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей". Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, "здоровой" частоте больного органа. Таким образом происходил процесс излечения человека. Трансовое состояние помогает шаману понять, какой звук необходим пациенту. Обертоны в голосе усиливают эффект, а также способствуют изменению состояния сознания человека.

Некоторые слушатели после концерта начинают ощущать внутри себя поток энергии, переживают необычные состояния сознания, вплоть до выхода из тела. Обертонное пение вызывает множество положительных эмоций, рождает в человеке желание развиваться духовно.

Горловое пение делает горло более расслабленным. В результате голос становится более глубоким и мощным в повседненвной жизни. Также, благодаря горловому пению, можно избавляться от различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле. Оно помогает снять усталость, избавиться от депрессий.

Занятие горловым пением, равно как и просто его слушание, благоприятно влияет на душевное состояние и здоровье человека.

Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.

От Сардинии до Японии

Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).


О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.

Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.

Не женское дело

Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.


Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.

Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.

В поисках гармонии

В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.


Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение - это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

Тувинское горловое пение

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Легенды и сказания, связанные с горловым пением

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение — хрипеть, издавать хриплые звуки; бурлить (при кипении, например, каши).

Также существует тувинское предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей, и они назвали это пение «хоомей».

В сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Монгольское горловое пение

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!