Исто рия понтийских греков их местонахождение. Понтийские греки: от мифологии до современности

…Когда исчезает чувство истории, исчезает чувство страны (Е. Евтушенко)

Многое говорится и пишется о проблемах понтийских греков, переехавших на постоянное место жительства в Грецию из бывшего СССР. В русскоязычной прессе время от времени появляются статьи на соответствующую тему. Авторы статей, пытаясь осветить, а в некоторых случаях разобрать данную тему, заходят в тупик, так и не достигнув какого-либо результата. Некоторые публикации вносят путаницу в сознание и мысли измученных постоянными переселениями понтийцев. Часть авторов, преувеличивая возможности переселенцев, винит во всём Грецию и самих греков, другая часть, недооценивая их возможности, винит самих переселенцев и их трагическую судьбу. Причём, зачастую появляются призывы, несоответствующие ни историческому моменту, ни положению, создавшемуся в мире за последние десятилетия и даже столетия. Человеку, берущемуся за освещение «понтийской темы», необходимо, прежде всего, выяснить для себя наиболее важные вопросы, отодвигаемые, как правило, на второй план.

«Грек», «понтиец», «Греция», «Понт»

Во-первых, необходимо выяснить значение определений «грек» и «понтиец», «Греция» и «Понт», а также связь между ними.

Греция – это государство, территория, которого сформировалась в результате освобождения от турецкого ига части греческих земель в период с 1821 по 1948 года. В 1948 году к Греции были присоединены острова Додеканес с центром на острове Родос.

Понт – это одна из греческих областей, которая так и не была освобождена, и греческое население которой вынуждено было покинуть свою Родину.

Понтиец – это потомок выходцев из области Понт (сегодня территория государства Турция).

Понтийцы – это такие же греки, как и критяне, пелоппонесцы, эпироты, македонцы, фракийцы и другие, ничем ни меньше, но и не больше. Греки должны быть единым и неделимым народом с едиными национальными целями и задачами. Разделение понтийцев на трапезундских, самсунских, карских, пафринских…, а позже на казахстанских, сухумских, кубанских, украинских… ни к чему прогрессивному не привели. Результат раздробленности виден сегодня наиболее наглядно.

Потеряна Родина – Понт, забыт и с трудом востанавливается греческий язык, в упадке греческая понтийская культура. Самое главное, ослабло чувство собственной истории, а как следствие и чувство собственной страны. Из основных признаков, отличающих один народ от другого, остались только два – этническое происхождение и этническое самосознание.

Понтийцы из СССР практически не говорили в последний период на греческом языке. Часть греков перестала говорить по-гречески ещё во времена турецкого владычества в XVI – XIX веках, другая часть утратила свой язык, уже находясь за пределами Понта. В 1923 году, после подписания Лозаннского договора, понтийские греки лишились ещё одного важного признака – основной части единой этнической территории – Понта. Сохранить язык без единой территории проживания практически невозможно. С его потерей начинает приходить в упадок и духовная культура народа.

Постепенно становятся непонятными народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Теряет своё значение древний элемент греческой культуры – «лирарис» («кеменжечис»), играющий на лире и рассказывающий в своих песнях о былом и о настоящем. Ярким примером этой древней традиции является Гомер – «аэд», который, играя на лире, воспевал подвиги древних ахейцев и троянцев под стенами Трои и странствия легендарного Одиссея, возвращавшегося домой на Итаку. Благодаря Гомеру, мы сегодня знаем многое о Древней Греции. Благодаря современным аэдам мы узнаём о событиях недавнего времени, о борьбе за освобождение от иноземного ига, о переселении из Понта в другие страны и о современной жизни понтийцев.

Основная проблема понтийцев

Таким образом, можно выяснить, какова основная проблема понтийского народа. Утрачиваются или утрачены основные признаки, не столько отличающие понтийцев от других этнических групп и народов, сколько объединяющие их самих в одно целое. Если восстановятся названные признаки или, по крайней мере, их основная часть, восстановится и единство. После этого появится возможность решения многих общих для понтийцев проблем. Необходимо знать свою историю и жить своей культурой. Существуют две греческие страны – Грецию и Кипр. Эти страны являются родными и для понтийцев потому, что здесь возможно сохранение греческих этнических признаков. Здесь сохраняется греческая этническая среда, и греческий язык является государственным.

Новогреческий язык в наше время является основным языком каждого понтийца. Это путь к успеху и национальному самоутверждению. Понтийский диалект помогает поддерживать связь с многовековой историей Понта. Это два в самоутверждении понтийских греков в новых исторических условиях.

Кроме всего сказанного…

Понтийцы достигли высокого уровня жизни и, находясь под игом турок и, живя на чужбине, и, даже, находясь в ссылке в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Было бы целесообразно решительно войти в жизнь Греции и решать свои проблемы самим, не умоляя чиновников, которым непонятны трудности прошедших тяжёлый исторический путь понтийских греков.

«Турция для турков»

После падения Константинополя от рук османов в начале XIII века количество греков на территории Понта сильно сократилось. К концу XIX века их условия проживания в окружении турецкого населения были вполне терпимыми, в руках греков была сосредоточена значительная часть богатства, они активно занимались торговлей. Большинству из них удалось сохранить свою культуру и религию, лишь некоторые перешли в ислам.

Рабочие батальоны греков историки считают прототипом концлагерей

С приходом к власти младотурков все изменилось. Первые разговоры о свободах и правах человека сменились жесткими высказывания в адрес национальных меньшинств. Именно тогда появился лозунг: «Турция для турков». По задумке османов местное население должно было окончательно ассимилироваться с мусульманским. Воспользовавшись борьбой греков за присоединение Крита, турки перешли к решительным действиям. В 1909 немецкие послы докладывали, что турки ведут войну против христиан в империи. В июле того же года на встрече в Константинополе турецкий премьер-министр Шефкет-паша заявил патриарху Иоакиму III: «Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы».

Начало геноцида

Поначалу истребление греков не было повсеместным. Однако вскоре турки совсем перестали контролировать ситуацию, и со всех сторон доносились жалобы. Людей выселяли из домов, насиловали женщин, отбирали скот. По всей Турции негласно запретили покупать греческие товары, греческим кораблям запретили причаливать в турецких портах. Греков заставляли вступать в члены младотурецкого комитета и высказываться друг против друга.

Греческий священник смотрит на свою истребленную паству wikipedia.org

Среди турецкого народа специальные агенты распространяли слухи о надвигающейся войне против христиан. В газетах начали появляться откровенно провокационные статьи, настраивавшие население против меньшинств. Когда в 1913 Крит официально присоединили к Греции, это стало поводом для начала настоящей войны. По ночам организованные банды грабили села и города, нередко по утрам греков находили мертвыми. Когда в 1914 в Османской империи была объявлена всеобщая мобилизация, по всем городам расклеили объявления о том, что не явившиеся мужчины будут считаться дезертирами. Под этим предлогом всех неугодных обвиняли в дезертирстве и приговаривали к смертной казни. Англичане, французы и русские были по другую сторону баррикад и не могли повлиять на турок. Первая мировая развязала османам руки.

Рабочие батальоны

Греков начали собирать в рабочие батальоны. Нередко их сравнивают с концентрационными лагерями времен Второй мировой. В донесениях, отправленных в министерство иностранных дел Греции, значилось: «Христиане в турецкой армии подвергаются таким лишениям и злодеяниям, и их положение настолько плачевно, что ничем не отличается от положения злодеев, приговоренных к принудительным работам» и «…Ужасно положение солдат-христиан. Они рискуют умереть от голода. Якобы в связи с тем, что к ним нет никакого доверия, христианам приказано сформировать рабочие батальоны для строительства дорог… Они умирают тысячами, заражаясь болезнями, лихорадками, сыпным тифом, холерой».

В маршах смерти люди погибали в пути от холода, голода и болезней


Несмотря на то, что правительство Германии официально не высказывалось против действий турков, многие жители страны были возмущены их поведением. Немецкий священник Лепсиус писал: «Гонения на греков и армян представляют собой два этапа одной и той же программы уничтожения христианского элемента в Турции». Послы сообщали в Берлин: «Из достоверных источников мне стало известно, что все греки высланы оттуда. Высылка и уничтожение по-турецки одно и то же понятие, так как те, кто не был убит, в большинстве своем умирают от болезней и голода».

Погромы и насилие

В 1916 посольство Греции в Петербурге сообщало о положении дел на Понте. Жителей 16 деревень Трапезундского округа заставили покинуть свои дома, и они, испугавшись, что их убьют по дороге, решили спрятаться в монастырях, пещерах и лесах. 26 женщин и девушек в страхе перед изнасилованиями бросились в реку и утонули. «Признаюсь, что я не в силах описать то, что мы там увидели. Все было разрушено как в деревнях, так и в монастыре… Во дворе монастыря лежали незахороненными пять разлагавшихся трупов греков, а в самом монастыре в том же положении еще пять. В одной из комнат монастыря лежало навзничь голое, с отрубленной головой и сквозной штыковой раной в груди, тело двадцатилетней девушки из деревни Терса по имени Кирьяки, в позе, которая свидетельствовала о том, что она подверглась надругательству».


Понтийский партизанский командир Вангелис Иоаннидис wikipedia.org

Греки не были готовы сдаться без боя. Местное население собиралось в партизанские отряды, которые оказывали сопротивление туркам. Но сделать это было, конечно, непросто. Вооруженные копьями греки вряд ли могли тягаться с организованной армией османов. К тому же, партизанам часто приходилось бороться с ужасным голодом и болезнями.

Марши смерти

Выселяя греков из их домов, их нередко депортировали в другие места так называемыми «маршами смерти». Например, жителей города Триполи отправили в «место назначения» Пирк. По свидетельствам выживших, из 13 тыс. понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек. Люди в пути умирали от голода, холода и болезней. О другой ситуации писали: «Женщины и дети пешими, под снегом и дождем, были отправлены в Сивасский и Анкарский вилайеты. Младенцы, юные девушки, роженицы, беременные, больные и старики, гонимые с места на место, тысячами ночуют на постоялых дворах, где они остаются ба хлеба или какой-либо иной пищи… Многие дети, потеряв родителей, рассеиваются по горам или по турецким деревням. Гонимые умирают в дороге от голода, холода, страданий, их хоронят прямо в горах или оставляют на растерзание диким животным…»

Резня в Смирне

От рук турецких солдат погиб митрополит Хризостом Смирнский

Одним из самых кровавых моментов геноцида понтийских греков стала резня в Смирне. В сентябре 1922 турецкие войска вошли в город и устроили погромы. Сначала турки облили бензином и подожгли дома в армянских кварталах, затем перешли к христианской части города. Греки бежали к морю, пытаясь спасти от пожара, но турецкие солдаты оцепили набережную, оставив людей без пищи и воды. Людей зверски истязали, девушек насиловали и отрезали им груди. От рук турков погиб митрополит Хризостом Смирнский. Его избивали, кололи ножами, отрезали бороду, выкололи глаза, отрезали даже уши и нос, пока он не умер в мучениях. В конце XX века он был канонизирован. В ходе резни и из-за ее последствий погибли около 200 тысяч человек.


Жертвы геноцида, Гиресун, 1921 wikipedia.org

Юридические результаты геноцида понтийских греков закрепило соглашение об обмене населением 1923 года. Многие православные к тому времени и так уже сбежали из Турции, и страна отказывалась принимать их назад. В результате насильственного обмена, по разным оценкам, с территории Понта были высланы около 1,5 миллионов православных, в Турцию же отправились около полумиллиона мусульман.

Память о геноциде

19 мая считается в Греции днем памяти жертв понтийского геноцида. В этот день в 1919 Мустафа Кемаль, известный под именем Ататюрка, прибыл в Самсун для переговоров с митрополитом Германом. В Турции 19 мая рассматривают как начало войны за независимость Турции. Страна до сегодняшнего дня не признает событиях тех лет геноцидом и 19 мая празднует День памяти Ататюрка и День молодежи и спорта.

Источники:
Костас Фотиадис «Понт. Право на память"
Антон Попов «Понтийские греки"
Михалис Харалампидис, Костас Фотиадис «Понтийцы, право на память»

Фото главная: iefimerida. grФото лид: alfavita. gr

Греки жили в Малой Азии с незапамятных времен. До завоевания полуострова османами, были здесь одним из нескольких коренных народов. Греки создали здесь города Смирна, Синоп, Самсун, Трапезунд. Последний в средние века стал важным торговым городом и столицей Трапезундской империи.

После завоевания Трапезундского государства турками, его территория вошла в состав Блистательной Порты. Греки в Османской империи составляли национальное и религиозное меньшинство. Часть понтийцев перешла и восприняла турецкий язык.

В 1878 году греков уравняли в правах с мусульманами. В начале 20 века в среде понтийских греков начали зреть сепаратистские настроения. У населения была популярна идея создания на территории Понта своего греческого государства.

С началом Первой мировой войны турецкое правительство начало рассматривать понтийских греков в качестве неблагонадежного . В 1916 году их, вместе с армянами и ассирийцами, стали выселять во внутренние регионы Османской империи. Переселение сопровождалось массовыми убийствами и грабежами. Этот процесс часто называют греческим геноцидом. Греческие повстанцы начали вооруженную борьбу за создание независимого государства.

После ухода из Понта турецких войск, власть в регионе перешла к грекам. Было сформировано правительство во главе с митрополитом Хрисанфом. После захвата области турецкими в 1918 году, начался массовый исход греков. Беженцы направлялись в Закавказье (Армению и Грузию), Грецию и Россию.

Оставшихся переселили в Грецию в 1923 году в рамках Лозаннского мирного договора, содержащего статью о греко-турецком обмене населением. Свой вынужденный отъезд понтийские греки рассматривали как национальную катастрофу. На их место заселили мусульман из балканских стран.

Язык понтийских греков

В период проживания в Османской империи понтийские греки были двуязычны. Кроме греческого они использовали и турецкий язык. Отдельные группы греческого населения перешли на турецкий еще в 15-17 веках.

Понтийский греческий значительно отличается от языка материковой Греции. Жители Афин и других городов его не понимают. Многие лингвисты считают понтийский отдельным языком. Среди понтийцев широко распространено убеждение о большой древности их языка.

Историческое название понтийского языка - ромейка. После переселения в Грецию в 1923 году, понтийцам предложили забыть свой язык и отказаться от своей идентичности. Сейчас родной язык помнят лишь представители старшего поколения, кому за 80.
Чистая ромейка частично сохраняется лишь в виллаета Оф в Турции. Это потомки греков принявших еще в 17 веке. На этом языке здесь говорят несколько тысяч человек. Понтийский диалект очень похож на язык «мариупольских греков», проживающих на Украине.

ПОНТИЙСКИЕ ГРЕКИ - понтийцы, причерноморские греки, этническая группа греков исторической области Понт.

В ши-ро-ком смыс-ле - так-же гре-ки Кап-па-до-кии и Восточной Ана-то-лии, За-кав-ка-зья и Кав-ка-за (восточные понтийские греки), Северного При-чер-но-мо-рья и При-азо-вья (северные Понтийские греки) и их по-том-ки. Жи-вут на се-ве-ре Гре-ции (свыше 400 тысяч человек), се-ве-ро-вос-то-ке Тур-ции (до 10 тысяч человек, го-во-ря-щих на пон-тий-ском ди-а-лек-те, в основном в ок-рест-но-стях Траб-зо-на; ча-сто на-зы-ва-ют се-бя ла-за-ми, а так-же, вме-сте с пон-тий-ски-ми тур-ка-ми, хе-мши-ла-ми и ла-за-ми, - ка-ра-де-низ-ли, то есть при-чер-но-мор-ца-ми), на юге Ук-раи-ны (91,5 тысяча человек; из них ука-за-ли греческий язык как род-ной 5,8 тысяч человек - 2001 год, пе-ре-пись) и Рос-сии (85,6 тысяч человек, в том числе в Став-ро-поль-ском крае 33,6 тысячи человек, Крас-но-дар-ском крае 22,6 тысячи человек - 2010 год, пе-ре-пись; в Кры-му 2 тысячи человек - 2001 год), на юге Гру-зии (Цалк-ский, Дма-нис-ский, Тет-риц-ка-рой-ский, Мар-неуль-ский рай-оны края Кве-мо-Карт-ли; Ахал-цих-ский и Бор-жом-ский рай-оны края Самц-хе-Джа-ва-хе-ти; Ад-жа-рия; 15,2 тысяч человек - 2002 год, пе-ре-пись), в Аб-ха-зии (в основном в Су-хум-ском районе; 1,4 тысяча человек - 2011 год, пе-ре-пись), Ар-ме-нии (0,9 тысячи человек - 2011 год, пе-ре-пись) и На-гор-ном Ка-ра-ба-хе, а так-же в Ка-зах-ста-не, США, Гер-ма-нии и других. Го-во-рят на пон-тий-ском и на близ-ком к не-му при-азов-ском (тав-ро-ру-мей-ском) диа-лек-тах гре-че-ско-го язы-ка (ро-меи, ру-меи) и диа-лек-те турецкого языка (уру-мы), так-же на но-во-гре-чес-ком (ди-мо-ти-ка), русском, грузинском, армянском и других язы-ках. Пра-во-слав-ные, в Тур-ции в основном му-суль-ма-не-сун-ни-ты.

Греческое на-се-ле-ние При-чер-но-мо-рья и Ма-лой Азии фор-ми-ро-ва-лось с VIII века до нашей эры. Понт вхо-дил в Пон-тий-ское цар-ст-во , Рим-скую и Ви-зан-тий-скую им-пе-рии; в 1204- 1461 годы центр Тра-пе-зунд-ской им-пе-рии, со-здан-ной при под-держ-ке грузинской ца-ри-цы Та-ма-ры. Пра-вив-шие в ней Ком-ни-ны Ве-ли-кие име-ли мно-го-численные ди-на-стические свя-зи с грузинской ари-сто-кра-ти-ей. Понтийские греки спе-циа-ли-зи-ро-ва-лись на вы-ра-щи-ва-нии та-ба-ка, лес-но-го оре-ха. В Ос-ман-ской им-пе-рии они от-ли-ча-лись вы-со-ким уров-нем об-ра-зо-ва-ния (важ-ней-ший центр об-ра-зо-ва-ния - институт «Фрон-ти-сте-рий» в Траб-зо-не, дей-ст-во-вав-ший в 1682-1921 годы), сре-ди них бы-ло мно-го пред-при-ни-ма-те-лей; мно-гие понтийские греки на-ни-ма-лись строи-те-ля-ми и ка-ме-но-тё-са-ми, в райо-не города Гю-мюш-ха-не (греческая Хал-дия) за-ни-ма-лись до-бы-чей се-реб-ра. Хри-стиа-не под-вер-га-лись дис-кри-ми-на-ции и пе-рио-дическим го-не-ни-ям. Свя-ты-ней понтийских греков и сим-во-лом их куль-тур-но-го воз-рож-де-ния ста-ла ико-на Бо-го-ро-ди-цы Па-на-гия Су-ме-ла, по пре-да-нию хра-нив-шая-ся с IV века в монастыре. Су-ме-ла близ Тра-пе-зун-да, в 1923 году вы-ве-зен-ная в Гре-цию и с 1930 года на-хо-дя-щая-ся в Ве-рий-ском монастыре. Часть понтийских греков при-ня-ла ис-лам, при-чём не-ко-то-рые из них час-тич-но со-хра-ня-ли хри-сти-ан-ские об-ря-ды (так называемые крип-тох-ри-стиа-не, кри-фи, кром-ли, став-рио-ты; в начале XX века боль-шин-ст-во их офи-ци-аль-но пе-ре-шло в пра-во-сла-вие).

С конца XVIII века, осо-бен-но по-сле рус-ско-ту-рец-ких войн 1768-1774 и 1828-1829 годов, Гре-че-ской на-цио-наль-но-ос-во-бо-ди-тель-ной ре-во-лю-ции 1821-1829 годов, Кав-каз-ской вой-ны 1817-1864 годов, понтийские греки пе-ре-се-ля-лись на Кав-каз и юг Российской им-пе-рии, по-сле 1877 года - в Карс-скую об-ласть. Понтийские греки пе-ре-не-сли на Кав-каз та-ба-ко-вод-ст-во; со-хра-ня-ли тра-ди-ции руд-но-го и строи-тель-но-го де-ла, про-мыс-ла дель-фи-нов, эле-мен-ты тра-диционной куль-ту-ры (об-щин-ные празд-ни-ки па-на-ир, кру-го-вые тан-цы хо-рон и другие). По пе-ре-пи-си 1897 года, в Российской им-пе-рии гре-коя-зыч-ных на-счи-ты-ва-лось 186,9 тысяч человек, в том числе 48,7 тысяч человек в Ека-те-ри-но-слав-ской губернии, 32,6 тысячи человек в Карс-ской области, 27,1 тысяч человек в Тиф-лис-ской, 18 тысяч человек в Тав-ри-че-ской, 14,5 тысяч человек в Ку-та-ис-ской губернии. В пе-ри-од 1-й ми-ро-вой вой-ны , ко-гда боль-шин-ст-во понтийских греков от-кры-то под-дер-жи-ва-ли Рос-сию, в 1916-1918 годы за-ни-мав-шую Тра-пе-зунд, и гре-ко-ту-рец-кой вой-ны 1919-1922 годы сот-ни ты-сяч понтийских греков под-вер-га-лись де-пор-та-ци-ям и ис-треб-ле-нию (так называемая ма-ло-азий-ская ка-та-ст-ро-фа ря-дом стран при-зна-на ге-но-ци-дом; день па-мя-ти - 19 мая). Воз-ник-ли по-ли-тические ор-га-ни-за-ции понтийских греков, пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки со-зда-ния Пон-тий-ской рес-пуб-ли-ки или Пон-тий-ско-Ар-мян-ской кон-фе-де-ра-ции; в Пон-те су-ще-ст-во-ва-ло пар-ти-зан-ское дви-же-ние. По гре-ко-ту-рец-кой кон-вен-ции 1923 года, около 400 тысяч понтийских греков бы-ло пе-ре-се-ле-но в Северную Гре-цию, 135 тысяч человек тог-да же вы-еха-ли на Кав-каз; об-щи-ны понтийских греков об-ра-зо-ва-лись в стра-нах Аме-ри-ки и Ев-ро-пы. В СССР бы-ла пред-при-ня-та по-пыт-ка соз-да-ния литературного язы-ка на ос-но-ве тра-пе-зунд-ско-го го-во-ра пон-тий-ско-го диа-лек-та; в 1930-1938 годы на тер-ри-то-рии современного Крас-но-дар-ско-го края су-ще-ст-во-вал Греческий национальный район. В 1937-1938 годы в хо-де так называемой греческой опе-ра-ции НКВД мно-гие понтийские греки бы-ли рас-стре-ля-ны (смотреть так-же в статье Ма-риу-поль-ские гре-ки); в 1930-1940-е годы свыше 60 тысяч понтийских греков (часть их име-ла греческое, турецкое и иранское гра-ж-дан-ст-во) бы-ло де-пор-ти-ро-ва-но на Урал, в Си-бирь, Северный Ка-зах-стан и на Даль-ний Вос-ток (в част-но-сти, в 1944 году бы-ло вы-се-ле-но всё греческое на-се-ле-ние Кры-ма - свыше 15 тысяч человек). По-сле 1956 года часть их вер-ну-лась на преж-ние мес-та, в Гру-зии во-зоб-но-ви-лось пре-по-да-ва-ние на греческом языке. По пе-репи-си 1989 года, понтийские греки со-став-ля-ли в Гру-зии 100,3 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 46,7 тысяч человек, Ар-ме-нии 4,7 тысячи человек. С 1920-х годов по конец XX века мно-гие понтийские греки СССР и пост-совет-ских го-су-дарств эмиг-ри-ро-ва-ли в Гре-цию.

Гришко Светлана Алексеевна – научный сотрудник музея 1970-90 годы.
Ведущая тема: «История заселения Геленджика. Понтийские греки».
Участник конференции «Понтийские греки» г.Пятигорск.
Автор публикаций о понтийских греках в сборнике «Вопросы истории понтийских греков в России»
в журнале «Краевед Черноморья» № 2, 2000 год, в местных СМИ.

Понтийские греки. Кто они?

История греческой диаспоры в России насчитывает тысячелетия, со времён греческой колонизации Северного Черноморья. Связь двух народов уходит глубокими корнями в историю. Русь, в большей мере, чем другие державы Европы, использовала в своих политических интересах традиции и моральный престиж Византийской империи. Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог имел целью подкрепить притязании Руси на роль преемницы. В последствии, русские государи объявили себя прямыми наследниками Византии, а Москву провозгласили «Третьим Римом».

В истории различных государственных образований на территории России, Кавказа и Причерноморья греки сыграли выдающуюся культурно-творческую роль. Местами компактного проживания греков было Закавказье и Черноморское побережье Крыма, Кавказа.

Поселения греков на Черноморском побережье существовали ещё с античных времён, а вот «корни» греков (понтийцев), проживающих в настоящее время в Северной Греции, на Кубани и курорте Геленджик надо искать на Анатолийском побережье Турции. Там, в Малой Азии, на землях бывшей Трапезундской империи. В начале 20 годов XX века предпринимались попытки возродить греческое Понтийское государство, возникшее в 1 тысячелетии до нашей эры, после массовой миграции греков из перенаселённых городов – государств античной Греции на благодатные малоосвоенные земли за морем.

Первыми переселенцами были купцы и мореплаватели, которые не только наладили торговые связи, с местными племенами, но и основали небольшие поселения – колонии, со временем превратившиеся в процветающие города: Пантикопей (Керчь), Баты (Новороссийск), Горгиппия с Синдской Гаванью (Анапа). «…За Синской Гаванью (г. Анапа) народ керкеты. За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью». Так писал о нашей местности древнегреческий географ Псевдо-Скилак а 4 веке до нашей эры.

Это одно из первых упоминаний о греческой колонии на берегу нашей бухты, хотя учёные предполагают, что эти сведения о Торике заимствованы Псевдо-Скилаком из труда Скилака Кариандского. Есть также предположения, что и до начала периода активной колонизации, греки использовали удобную бухту в качестве гавани для стоянки судов, проникая сюда, скорее всего не западным, а южным путём, чему способствовало морское течение. Да и возникновение города было не случайно; бухта соответствовала всем необходимым требованиям при определении места для нового поселения. Это условия безопасности, пригодные для земледелия почвы и наличие гавани для развития морских коммуникаций.

К моменту основания торговой колонии Торик (Торикос) на берегах Средиземного и Чёрного морей существовало большое количество городов-полисов (или колоний), которые в последствии объединились в царства. Вначале на берегах Малой Азии возникло Понтийское, а затем в Северном Причерноморье – Боспорское царство.

Понтийское государство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, в результате ряда захватнических войн покорило почти всю территорию Малой Азии, включая земли Колхиды. Большую роль в будущем развитии Понтийского царства играл г. Милеет – крупный ремесленный и торговый центр… От его причалов в VI веке до нашей эры уходили корабли с купцами и мореплавателями для освоения земель Северного Причерноморья, где в последствии, и было основано Боспорское Царство. На юго-восточной окраине царства располагался г. Торикос. Найденные в окрестностях Геленджика понтийские, боспорские монеты, большое количество фрагментов разнообразной греческой посуды, свидетельствуют о том, что город находился на оживлённом морском торговом пути и играл не последнюю роль. Население города занималось посреднической торговлей, рубкой и продажей леса, земледелием, рыболовством, охотой, и, по-видимому, ремесленным производством.

Здесь бы хотелось привести один факт: в античной Греции, на побережье Аттики существовал город с одноимённым названием – Торикос. Развалины этого античного города в Греции существуют и поныне, неподалёку находится современный город Торик, а рядом порт Лаврио. Такое совпадение даёт возможность предположить что своё название город получил не от местного племени «тореты», а скорее, наоборот. К тому же греческий Торикос был основан на один век раньше, в VII веке до нашей эры.

К большому сожалению, никаких других фактов, подтверждающих эту гипотезу нет и причин тому много. Но главная та, что наш античный Торикос практически полностью разрушен. Одна часть была затоплена морем, а другая уничтожена «благодаря» нерадивости и некомпетентности хозяйственников. И всё-таки, как свидетельствовал римский император Цицерон, все греческие колонии, возникшие на побережье Чёрного моря (а значит, и Торикос), представляли собой как бы кайму, подшитую к бескрайним просторам варварских полей.

В I веке до н.э. греческие колонии, Боспорское и Понтийское царство попадают под власть Римской империи. А через несколько веков (в IV веке до н.э.) империя распадается на 2 части: Западную (Римскую) и Восточную (Византию).

На протяжении столетий менялись названия государств, имена правителей, но связь (вначале только торговая, а в последствии, и динамическая) между северным и южным Причерноморьем сохранялась. Существует она и сейчас, правда только, в основном торговая.

В 1204 году под ударом крестоносцев Византийская империя пала. Но, по истечении времени, она стала вновь возрождаться. Теперь уже отдельными империями и среди них – Трапезундская.

Трапезундская империя занимала важное место в системе экономических и политических связей стран Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. С момента своего образования она была несколько обособлена по отношению к другим греческим государствам Малой Азии. В её власти находились крупнее порты, плодородные земли и богатые различными ископаемыми области на побережье Чёрного моря от Самсуна до Фасиа (река Риони).

Ядро Трапезундской империи составлял Трапезунд – крупный торговый и ремесленный центр. Источником богатств Трапезунда была торговля с Причерноморьем, Кавказом и Месопотамией.

В 1461 году в результате нашествия турецкой армии Трапезундская империя пала. Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам, христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождались резнёй. Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в горы и на северное побережье Анатолии, т.е. в область древнего Понта Палемонийского.

Турецкое нашествие принесло беды не только народам южного Причерноморья, но и Северного. К этому времени из племён, населявших Черноморское побережье Кавказа, образовалась адыгейская народность. Но «лакомый кусочек» побережья Кавказа, притягивал к себе английских и турецких эмиссаров, да и Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1829 году победой России и подписанием Адрианопольского договора. Для утверждения своей власти Россия строит на побережье укрепления (форпосты). Самое первое было построено в 1831 году на берегу нашей бухты и, хотя турецкие эмиссары подстрекали адыгов (черкесов) на военные действия, снабжая их английским оружием, взаимоотношения русских солдат и местного населения в большинстве своём, были доброжелательными. Адрианопольский мирный договор определил границы Греции.

Реакционная политика мусульманского духовенства Турции в отношении покорённых народов, боязнь полного физического уничтожения, заставила греков из Турции вновь обратиться за помощью к единоверной России. К этому времени (60-70 года XIX века) в России заканчиваются военные действии на Кавказе. Большая часть адыгов, поддавшись уговорам, уезжает в Турцию, оставшихся – насильно переселяют на Кубань. Но ещё долго в отдельных селениях жили адыгейские семьи. Поэтому названия некоторых населённых пунктов в окрестностях Геленджика, да и само название «Геленджик», сохранили адыгейские корни.

Итак, русский царизм, проводивший колониальную политику на Кавказе, решил проявить «гуманизм». Под предлогом защиты христианского населения Турции и боясь окончательной дискриминации в глазах еврейского общественного мнения, царское правительство даёт согласие на переселение греков в пределы Российской империи.

Такое согласие поднимало престиж России в христианском мире и давало возможность прослыть, с одной стороны, добрым защитником христиан, а с другой стороны – получить дешёвые рабочие руки. В результате правительственных мероприятий, на Кубань направляется официально организованный поток греков из Турции.

Указ царского правительства от 10 марта 1866 года дал возможность не только селиться в России турецкоподданным армянам и грекам, но и защищал их. Известно, что с целью переселения, управление наместника на Кавказе командировало в Турцию агронома Харистова для приглашения армян и греков.

На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие.

Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» – их поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась на своеобразном языке, диалекте турецкого, но с большим количеством греческих слов.

В результате неудавшейся попытки образования греческой республики Понт на Анатолическом побережье Турции, новый поток переселенцев из Турции относится к 20-м годам прошлого столетия.

В 1921 году был подписан договор Советской России с Турцией. Зафиксирована новая граница, по которой Карская область и другие районы отошли к Турции. В этом же году подписывается договор между Грецией и Турцией. Оба договора предусматривали право на обмен мирного населения. Но это было только на бумаге, ибо началось очередное жестокое истребление христиан и ещё один этап трагической истории греков-понтийцев.

Многие греки уезжали в Россию, с тем, чтобы затем перебраться в Грецию, но многие оседали на местах, ранее обжитых предшественниками.

До сих пор нет возможности установить, какое количество понтийцев переселилось в Россию и на Черноморское побережье Кавказа. Можно только отметить, что основных потоков переселенцев было два: после 1866 года и в 1920-21 годах. Однако, каждая война, будь то русско-турецкая или греко-турецкая, заставляла людей покидать родные места и искать другие, чтобы выжить и растить детей.

На Черноморском побережье и Кубани греки селились компактными группами, которые обосновывались в трёх наиболее заселённых регионах: Анапа, Геленджи, в нескольких селах Крымского района, Туапсе, Сочи, а также в районах Адлера, Краснодара, Горячего Ключа, Нефтегорска.

Начиная с 1864-1866 стали появляться греческие поселение в Геленджике и сёлах близ него: Прасковеевке, Пшаде, Кабардинке, Адербиевке. Писатель беллетрист Семён Васюков в книге «Край гордой красоты» писал: «…община смешанная и состоит из русских и греков с преобладанием первых, русских 776 душ и греков 92..» в Прасковеевке же, как упоминает С.Васюков, «проживало греков 300 душ, русских 100».

Спустя несколько десятилетий, в Геленджике и окрестных селениях были построены церкви: в Кабардинке – в 1892 году, в Прасковеевке – 1896 году, в Адербиевке приход был открыт в 1892 году, а в 1906 году построена каменная церковь. Обычно при церквях открывались школы. Вначале служба в церкви и преподавание в школах велись только на одном языке – русском, позже на обоих: русском и греческом.

До настоящего времени здания церквей сохранилисьтолько в Прасковееке и Адербиевке. К сожалению, не удалось пока установить место, где находилась церковь в Кабардинке. В годы войны она была разрушена. Известно, что в 1892 году временно обязанности священника исполнял Авраам Трандофилов.

Не сохранилось здание греческой церкви и в Геленджике. По воспоминаниям геленджичанок К.И.Игнатиади, К.В.Сыровой, она располагалась на пересечении современных улиц Садовой и Красных Партизан. Не сохранилось здание Народного дома, располагавшегося на углу улиц Ленин и Серафимовича. В Народном доме проводились вечера танцев для молодёжи, работали кружки. А.И.Папа-Лазариди рассказывала, что в 1924 году была создана труппа народного театра, руководил которой Карамшиди. Труппа ставила спектакли на русском и греческом языках.

До 1937 года в Геленджике существовали греческий клуб, несколько кофеен, греческая школа.

Очень часто жители города – и русские, и греки – собирались на поляне (территории школы №1), где проводились народные гуляния. Греки играли на народных инструментах: лире, зурне, пели народные песни, исполняли мужской танец «Лазико» а потом – все вместе «Тригону».

С 1937 года греки, как и многие другие народы СССР, подверглись жестоким гонениям. Закрылись греческие церкви, все учебные заведения, начались массовые выселения в Сибирь и Среднюю Азию. Лишённый всех гражданских и национальных прав, Греко-понтийский советский народ стал безвинной жертвой.

Но, несмотря на невзгоды, благодаря своему жизнелюбию, трудолюбию, способности стойко бороться с притеснениями, народ выжил и сумел сохранить свои обычаи и обряды.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!