История и свойства льна - творческая мастерская сольгерд. Лён — Ганс Христиан Андерсен

Леночка - рассказ Михаила Зощенко для детей

Я шел по деревенской улице.

Часть деревни была сожжена. Торчали трубы. Валялись разбитые телеги. Лежала обгоревшая утварь.

Другая часть деревни была цела. Кое-где остались немецкие надписи. Эти надписи были на столбах, на заборах, на каком-то сарае.

Я шел вдоль тенистых садов, поглядывая на эти следы, оставшиеся от непрошеных хозяев. Мне захотелось с кем-нибудь поговорить. С каким-нибудь человеком, который был здесь при немцах и был свидетелем их жизни, их адского порядка, их бегства.

У плетня на скамейке сидел немолодой крестьянин. Седой. В розовой рубашке. В меховой шапке.

Я дал ему закурить. И мы разговорились. Но он неохотно и односложно отвечал на все мои вопросы. Он так отвечал:

Сами знаете. Что об этом толковать. Все было. Расстреливали. Пороли розгами. Выказывали зверство на каждом шагу. Неохота об этом вспоминать.

Из ворот вдруг вышла маленькая девчурка. Белокурая. Миленькая. Курносая.

Увидев ее, старик просиял. Он сказал:

Честь имею представить мою внучку Леночку. Ей десять лет.

Девчурка строго посмотрела на меня. Кивнула головой. Но руки не подала. И не подошла. Старик сказал:

Нет, она не смущается. Но она занята. Торопится по своим делам.

Девчурка улыбнулась своему дедушке и солидно пошла по улице, заложив свои ручонки за спину.

Неожиданно засмеявшись, старик сказал мне:

Между прочим, дети еще интереснее взрослых. Они показывают будущую страну. Взгляните, как идет моя внучка. Она выступает как взрослая.

А как при немцах она держалась? - спросил я.

Нет, сначала я им не хотел перекладывать. Боролся с самим собой. После думаю: «Своим отказом положения не улучшу. Ничего героического этим не совершу. И только они меня за это повесят. И тогда в дальнейшем я уже не смогу сослужить службу своей стране». И значит, приступил к осмотру печей.

А немцы помещались в детской школе. Там был их штаб. Дом большой - бывшая помещичья постройка. В штабе у них был генерал. Три полковника. И разная другая мелкая немецкая шушера. Все были исключительно нахальные. Любители выпить, закусить, повеселиться. И только генерал не принимал участия в их веселье. И был этот генерал мне особенно противен. Он был очень такой гордый, надменный. Держался особняком. И кроме как со своей собачкой, он почти ни с кем не разговаривал. Он любил и уважал эту свою немецкую собачку, с которой не расставался. Кушал с ней одновременно. Гулял с ней по саду. И во время работы держал ее в своем кабинете, где, может быть, советовался с ней по разным вопросам.

И вот я работаю в его кабинете. Перекладываю печку. И вдруг слышу собачий лай. Крики. И так далее. Гляжу в окно. Вижу - генерал барахтается в яме. Вижу - кто-то вырыл яму на садовой дорожке, прикрыл ее веточками и песком. И вот генерал, гуляя, провалился в эту волчью яму. А его собачка не провалилась. Она скачет вокруг ямы. Лает. Беснуется. Визжит. Но помочь генералу не в силах.

Бегут солдаты. Господа офицеры. Вынимают генерала из ямы. А он бледный, дрожит. Восклицает: «Партизаны, партизаны!..»

Я тоже сначала подумал, что это партизаны провалили генерала. Тем более что три дня назад кто-то стекло выбил в генеральском кабинете. И кто-то гвозди набил в садовую скамейку. Так что генерал напоролся на них.

После думаю: «А какой интерес партизанам такую неглубокую яму копать. Ведь генерал даже не разбился. Только испугался».

Вдруг в кабинет прибегает один их солдат. Говорит мне по-русски: «Прекрати работу. Уходи. Завтра вызовем. Нынче генерал не в силах видеть русские лица».

Вышел я из сада. За садом рощица. Иду этой рощицей и вдруг замечаю, что ребятишки в кустах лежат. Школьники. И среди них моя внучка Леночка. Ученица третьего класса.

Поглядел я на ребятишек и сразу понял, кто вырыл волчью яму, кто стекло разбил и кто гвозди в скамейку натыкал.

Ребята говорят:

Да, это мы произвели, но это еще мало. Мы третий день против генерала совещаемся. И пришли к новому решению - убрать с его пути собачку.

Леночка говорит:

И тогда он расстроится и будет еще хуже воевать.

Всплеснул я руками. Говорю:

Ребятки, ничего этим не добьетесь. Только озлобите генерала. И начнет он вас хватать, поскольку поймет, чье это поведение.

Говорю им, а сам прямо плачу, страшусь за их судьбу. А Леночка мне говорит:

Не мешай нам, дедушка, своими причитаниями. Мы сами знаем, как нам поступать против тех, кто занял нашу школу.

Думаю: «Боже мой, я, старый хрен, печку генералу перекладываю, а тут ребята преподают мне гражданский урок». Говорю ребятам:

Дети, может быть, и мне печку как-нибудь так переложить, чтоб генерал задохся и угорел.

Дети говорят:

Нет, дедушка, из этого ничего не получится. Немцы проверят печку и тебя посадят в тюрьму. Лучше придумай что-нибудь другое и потом нам скажи.

И вот стал я думать, что бы мне такое произвести, чтоб от ребят не отстать. Но тут вскоре узнается, что Красная Армия произвела на немцев натиск и теперь приближается к нашим местам. И тогда немцы поспешно снялись и ушли из нашей деревни.

А за два дня до этого генеральский песик все же исчез. Ребята выпустили в сад какую-то свою собаку. Немецкий пес побежал за ней и уж обратно не вернулся - ребята его задержали.

При всей своей горячей любви к собаке генерал не стал ее разыскивать. Орудия грохотали слишком близко. И тут генералу было уже не до собачки.

И с тех пор мое уважение к Леночке еще того более увеличилось. Вот почему я весь сияю, когда вижу эту мою внучку.

Вы читали рассказ Зощенко для детей - Леночка. Коллекция текстов рассказов для детей и школы Михаила М Зощенко, тексты полностью.

Маргарита Савельева

Цель : Познакомить детей с традиционной сельскохозяйственной культурой Смоленщины – льном.

Задачи :

Формировать у детей представление о выращивании и обработке льна на Смоленщине; об изготовлении льняной ткани в прошлом и в настоящее время;

Обогащать и активизировать словарь детей : «народный костюм» и «лен» , «домотканая ткань» , «холст» , «рушник» ; развивать любознательность и воображение, мелкую моторику рук, творческие способности

Воспитывать интерес к народному быту Смоленской области.

Доброе утро, ребята. Какие вы нарядные, а вам нравится ваша одежда? Чем она вам нравится? Как и из чего сделана ваша одежда?

Ответы детей.

А сейчас я вас приглашаю совершить небольшое путешествие в прошлое и рассмотреть вот эту одежду. Может, кто то из вас расскажет, что это за одежда?

Ответы детей.

Это сарафанный костюм нашей Смоленской области, который состоит из рубахи и сарафана. Весь костюм сшит вручную, рукава рубахи всегда украшались вышивкой. Я принесла вам сразу два сарафана. Давайте рассмотрим и сравним их. Чем они похожи и в чем их отличие?

Ответы детей.

Вы верно заметили, что форма и цвет у этих сарафанов похожи, а вот качество ткани разное. Одна ткань тоньше, мягче, легче – это фабричная хлопчатобумажная ткань, так называемая «китайка» , она более современная. А вот вторая ткань плотная, жесткая, тяжелая – это домотканый, льняной холст. Домотканым называют потому, что его ткали прямо дома на специальном станке. Этот сарафан называли – холщевый или льняной. Наша Смоленщина издавна славилась льном.

Из льняной ткани шили одежду как для мужчин (рубахи и штаны, так и для женщин (рубахи, юбки и сарафаны)

В народе говорили : «Лен – золото : с ним и старые дышат молодо. Лен летом охлаждает, а зимой согревает». Поэтому одежда изо льна раньше очень ценилась и сейчас она снова стала популярной.

Ребята, а вы видели, как растет лен?

Сейчас мы с вами продолжим наше путешествие и узнаем, как выращивали и обрабатывали лен в старину и как это делают сейчас.

Просмотр презентации про лен.

Уродился лен высокий ,

Шелковистый, синеокий.

Одевает всех всегда,

И в жару, и в холода.

Слайд №1. «Свет – цветочек в сыру землю зашел, синю шапочку нашел» - это про лен. Когда он цветет, то поле покрыто голубыми цветами и похоже на голубое море.

Слайд №2. Затем лен поспевает и его начинают убирать. В старину это делали руками. «Лен не косят, не жнут, а рвут» - так гласит пословица. Лен рвали руками и связывали в снопы. Сейчас при уборке льна, человеку помогают машины.

Слайд №3. Переработка льна в старину была очень трудоемкой. Лен необходимо было хорошенько размять, чтобы получить волокно.

Слайд №4. В старину для обработки льна придумывали различные приспособления : это и ребристый вал, закрепленный на столе, и огромный гребень, прикрепленный к полу. В современном производстве все эти приспособления заменили специальные станки. У нас в поселке Андрейково построен новый льноперерабатывающий завод. В этом году он начнет совю работу по переработке льна.

Слайд №5. В результате обработки льна получается волокно, из которого делают нити. В старину хозяйки отпрядали волокно в ручную на самопрялках или при помощи веретена. Сейчас все это тоже делают специальные машины.

Слайд №6. После того как нить готова, брались за дело ткачихи. Для этого в старину в домах находился ткацкий станок. Такой станок находится в нашем краеведческом музее, сделан он весь из дерева. Работать на таком станке было сложно, чтобы соткать небольшое количество ткани, требовалось много времени. Сейчас станки сделаны из металла и работают от электричества. Современной ткачихе нужно только следить за работой станка, но и это сложная работа, так как ткачиха следит сразу за несколькими станками. В нашем городе есть льнокомбинат, на котором делают изделия изо льна.

Слайд №7. Изо льна делают не только различные ткани, но и веревку, утеплитель. Семена льна богаты витаминами и являются лекарственным средством, которое можно встретить в аптеке, так же из них делают льняное масло. Изо льна делают и различные сувениры – обереги.

А теперь я вас приглашаю в мини музей льна .


Дети подходят и рассматривают экспонаты мини музея (Лен, семена, масло, шпагаты, льноволокно, льноватин, рушники изо льна, обереги изо льна).


А сейчас давайте поиграем, повторяйте вместе со мной :

Рвали лен, рвали,

Били лен, били,

Колотили лен, колотили,

Мяли лен, мяли,

Трепали лен, трепали,

Белы скатерти ткали

На столы накрывали.

Мы с вами рассмотрели изделия изо льна, изо льна делают так же сувениры и обереги. Сегодня я вам предлагаю сделать из льняных ниток птицу счастья.

Предлагаю занять свои рабочие места и приступить к работе.


Дети делают птицу и заранее заготовленных частей.

Молодцы, у вас получились замечательные птицы. Давайте разместим их на дереве и посмотрим на них. Вам нравятся ваши птицы? Вы правильно соединили части птицы и верно завязали нити.

Скоро закончится март, а в апреле 7 числа, будет праздник – Благовещенье. Символ этого праздника птица, так как в этот день принято было выпускать на волю птиц. И ваши птицы пригодятся для оформления группы.


Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? Что нового вы узнали? Если вы захотите больше узнать об особенностях нашего родного края, то я вам советую посетить наш краеведческий музей. Всего вам доброго.

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Сценарий внеклассного мероприятия «Уникальные растения. Лён»

Краткое описание : данное мероприятие рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям начальных классов, классным руководителям среднего звена. Оно значительно расширит кругозор учащихся 8-14 лет о таком полезном растении как лён, заставит по новому посмотреть на льняные изделия и продукты из льна.
Цель: Расширение кругозора учащихся об отличительных особенностях родного края, о растении «лён» и изделиях из него.
Задачи:
- определить место и значение данной темы в жизни человека;
- познакомить с историей окультуривания льна;
- развивать умение работать в коллективе;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Оборудование: выставка «Изделия из льна», икона Параскевы Пятницы, обручи для игры, памятки.
Актуальность: Не многие растения заслужили такой почёт – украшать официальную эмблему государства. А вот в венок государственного герба Беларуси цветки льна вплетены. За что ж ему такая честь? Что мы знаем о льне? Об этом и будет наше внеклассное мероприятие.
Ход мероприятия.
Учитель. Наше мероприятие начнём песней. Прослушайте, ребята, белорусскую народную песню «Ох, и сеяла Ульяница лянок».
Догадались, о чём пойдёт речь сегодня? О льне.
А почему именно льну посвящаем целое мероприятие? (ответы детей).

Не многие растения заслужили такой почёт – украшать официальную эмблему государства. Цветки льна неспроста вплетены в венок государственного герба Беларуси. Лён – символ благосостояния и мирного труда, воплощение духовной и материальной культуры белорусского народа.


Немного истории.
Ученик. Лен имеет более чем 9 000-летнюю историю. Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю. Историки пишут, что «лен», одомашненный еще в Шумере, Персии и Древнем Египте, был одним из древнейших культурных растений Азии и Европы.


Согласно древнеримским свидетельствам, в 1 веке нашей эры лен разводили галлы (кельтское население современной Франции) и германцы: у этих племен льняная одежда считалась привилегией знати, скандинавские мифы называют лен «драгоценным». Лен был любим и народами Руси, славянскими и неславянскими, и притом, с незапамятных времен (семена культурного льна и части деревянной прялки были обнаружены археологами возле реки Воже (Вологодская обл.) при раскопках поселения, относящегося ко 2 тысячелетию до н.э.). Льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались египетские жрецы, римские патриции. В 7 веке до нашей эры на этой ткани была написана «Льняная книга» древних этрусков.


Ткачество воспевал Гомер, одевший именно в льняные наряды юношей и дев «Илиады».


Существует версия, что сам поход аргонавтов за «золотым руном» был походом за секретом создания тончайшей пряжи из льна, ценившейся на вес золота.


Ученик. На Руси лён широко известен с IX века. Летописи говорят нам об изготовлении славянами льняных тканей, а восточные авторы той эпохи описывают славян одетыми в льняные одежды. В это время льняные ткани настолько широко распространились по Руси, что великий князь Ярослав в свой церковный устав (1050-51 гг.) внес особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. В XVIII в. развитию льноводства Руси способствовал Указ императора Петра I " О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла". В это время появились крупные полотняные мануфактуры. К концу XVIII века они уже считались на Руси лучшими из всех промышленных заведений.
Ученик. Но не только как полотно славится лён. Известный индийский деятель Махатма Ганди сказал: "Когда льняное семя станет обычным компонентом питания людей, здоровье их улучшится".


Человек использует льняные семена более девяти тысячелетий. Археологи неоднократно обнаруживали семена льна лежащими рядом с древней глиняной посудой. Упоминания о льне можно найти в Китайских и Индийских рукописях. Даже Гиппократ рекомендовал льняное семя для лечения многочисленных болезней. Испокон веков, еще в Киевской Руси, наши предки готовили на льняном масле особые праздничные блюда,


добавляли семя льна в виде льняной муки для аромата в сдобную выпечку.
Льняная мука - это продукт, изготовленный в производственных условиях по специальной технологии.


Отходы из льняного производства тоже используются – они применяются как топливо, и не только как топливо, но ещё из них изготавливают плиты для стенных перегородок,


а также используют в производстве настила под паркет и мебели. Служат наполнителем кошачьих туалетов.


Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает.
Учитель. Перед вами – икона Святой Парасковии.


Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Параскева, нареченная Пятницей, считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь пряжи, представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами, символизирующими лен. Высоких и худощавых женщин иногда называют «долговязая пятница». Святая Великомученица Параскева - это заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел.

А сейчас давайте поиграем в игру «Ленок».
На полу нарисовать мелом небольшие кружки (можно положить обручи) – «гнёзда». Их должно быть на 1-2 меньше, чем участников игры. Дети становятся в хоровод, берутся за руки и, двигаясь по кругу, поют: «Мы зёрнышки веяли, веяли. Мы зёрнышки сеяли, сеяли. Сади ленок!» На последнем слове хоровод рассыпается и дети становятся по одному в «гнёзда». Кому «гнезда» не хватило – выбывают. Убирается по 1-2 «гнезда». Игра идёт до тех пор, пока в хороводе не останется 3-4 человека.

Пришло время послушать сказку К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
«Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?


-А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.


Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».


Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!


Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».


Когда цветочки опали, то на место их
зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.


Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят.
А сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.


Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне.


Потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.


Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры.


Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»


Прошли зима, весна и лето - настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.


Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.


Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек.
Принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.


Учитель. Видите, сколько трудов и времени надо было затратить человеку, чтобы надеть льняные одежды. А сейчас посевом и уборкой льна занимаются сельхозмашины.


Для переработки льна построены целые комбинаты и цеха.


Ученик. Послушайте стихотворение Л.Кузьмина «Лён».
«Был малышок
Меньше чем с вершок.
Да в полях чуть свет
Поднял синий берет.
И давай цвести,
Подниматься, расти…

А как взрослым стал,
В переделку попал!
Колотили его,
Мяли, мыли его
И расчесывали в пух гребёнкою,
Всё вытягивали нитку тонкую…

Вот его уж нет,
А весь мир одет
В сарафанчики мягко-нежные,
В рубашоночки белоснежные!»

Учитель. Одежда из льняных тканей просто незаменима в летние жаркие дни, так как в одежде изо льна прохладнее. И не беда, что в процессе носки чистольняная ткань мнется, это отнюдь не недостаток, а достоинство, потому что это признак природного происхождения материала. За рубежом слегка помятый пиджак характеризует его владельца как стильного, респектабельного человека, имеющего солидный статус в обществе.


Льняное белье, пеленки, простыни, летняя одежда очень полезны детям. В процессе носки оно не желтеет и не стареет, а только становится белее и приятнее. Льняные ткани можно кипятить и гладить горячим утюгом, что обеспечивает высокую степень стерилизации.


Льняные полотенца, салфетки охотнее применяются в хозяйстве. Льняная тряпочка никогда не оставит на стекле ни одной ворсинки.


Широко применяются льняные ткани для декорирования интерьера: изготовления штор, обоев, покрытий для стен, мебели. Специфические свойства льна создают в помещениях микроклимат повышенной комфортности.


Предлагаю поиграть в игру «ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА»
По считалке выбирают два «челнока», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Взявшись под руки, стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами:
«Я веселая ткачиха,
Хорошо умею ткать.
Пинч-понч, клепу-клепу,
Хорошо умею ткать.»
Челноки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т.е. когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются «затканными» в станке, т.е. зажатыми между стенками.

Потребительские свойства льна настолько высоки, что сравнение с другими натуральными волокнами всегда бывает в его пользу. Научно доказано, что для людей, страдающими кожными заболеваниями, ничто не может быть сравнимо со льном. Использование льняной одежды предупреждает ряд заболеваний, так как лён обладает редкостными бактерицидными свойствами - ни бактерии, ни грибок на нем не уживаются, и еще, льняная ткань ослабляет гамма-излучение почти в два раза.


Учеными доказано, что каждая вещь, каждый материал имеет свою энергетику. Психотерапевты убеждены, что льняные волокна предохраняют человека от депрессий, неврозов, психических расстройств. Поэтому лен актуален именно сейчас, во времена постоянных стрессов.
Кстати, льняная пряжа - прекрасный фильтрующий материал, который спасает не только от химически агрессивной среды, шумов, пыли, радиации, но и от душевных раздражителей. Покупая вещь из этого материала, человек приобретает не только качественную одежду, но и своеобразный щит от внешних раздражителей. Людям вредных профессий врачи всего мира настоятельно рекомендуют носить именно льняную одежду, украшать свой дом льняными простынями, скатертями, занавесками.


Ученик. В фольклоре лён тоже занимает особое место. О нём можно узнать из пословиц:
Лён – доходная культура, это деньги и натура.
Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится.
У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
Мни лён доле, волокна буде боле.
Если лён хорош, хвалить надо руки.
Будет лён, так будешь и силен.
Лён вымотает – лён и озолотит.
Лён не родится - и мочало пригодится.

Про лён говорили, что его "на престол с царем садили", а крестьяне молвили – "Кто посеет лён – пожнет золото".
«Лен любит поклон» - пословица о трудностях выращивания льна.

Ученик. Есть и приметы:
Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.
Длинные капельники - долгий лен.
Земля при запашке коренится - лен будет волокнистым.
Белье (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут.

Кроме того, до нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

Про него сочиняют загадки:
Свет-светочек в сыру землю зашёл,
Синю шапку нашёл.
Из земли вырастал -
Весь мир одевал.

Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали.

Синий цветочек, мал малышочек,
Мясо бросят, а шкурку износят.
В землю малый ушёл,
В синей шапке пришёл.

А теперь отгадайте следующие загадки.
С локоть мохнато,
С локоть голо,
С локоть под себя ушло. (Прялка)


Чем больше я верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)


Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять. (Клубок)


Свинка – золотая щетинка,
Льняной хвост,
По белу свету скачет,
Весь свет красит. (Иголка с ниткой)


У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана. (Наперсток)


Золотист он и усит,
В ста – сто ребят. (Сноп)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!