История Львова. Львов: история создания и названия города

Одним из самых красивых и богатых на архитектурные памятники местом Украины является Львов. История города от самого его возникновения до нынешних дней пестрит множеством интересных фактов. Мы постараемся остановиться на самых примечательных из них. История Львова во всем своем величии раскроется перед нами.

Предыстория

Древние славянские поселения на территории современного города берут свое начало ещё с V века нашей эры. Некоторые историки считают, что именно с данного момента начинается история Львова. Уже с VII века в поселении активно функционировал район ремесленников, что давало ему право называться городом. Но как назывался тогда этот населенный пункт, остается загадкой для историков. Населяли поселение в те времена племена белых хорватов.

В 981 году местность вокруг будущего Львова, в ходе борьбы с молодым польским королевством, была присоединена князем Владимиром к Киевской Руси. С этого момента данная территория была включена в экономическую и политическую жизнедеятельность древнерусского государства.

После начала феодального дробления единой древнерусской державы земли, на которых сейчас стоит Львов, вначале были включены в состав Галицкого княжества, а с 1199 года - в состав Галицко-Волынского княжества Мономаховичей. Создателем этого государства считается Роман Мстиславович, отец будущего основателя Львова, Даниила Романовича Галицкого.

Расцвет Галицкого княжества

Именно к периоду княжения Даниила относится политический и экономический расцвет Галицкого государства. И это несмотря на то что всю жизнь он должен был проводить в борьбе с местным боярством и внешними агрессорами - Польшей и Венгрией.

Но наиболее тяжелый удар западнорусскому государству нанесло монголо-татарское нашествие. В ходе этой навалы многие города Галичины были разрушены. В отличие от других князей Даниил до последних дней своей жизни полностью не смирился с иноземным игом. Он постоянно искал способы оказать сопротивление захватчикам, пытался создать союз против монголов, состоявший из правителей западных стран. Ради этого он даже готов был пойти на союз с католической церковью, хотя на практике никогда не изменял православию. В знак признания его заслуг перед верой в борьбе с монголами Даниилу Галицкому папой Римским был дарован титул короля Руси.

Подобная деятельность князя, конечно, очень не нравилась ордынским ханам, которые посылали один карательный отряд за другим, чтобы принудить его к лояльности. Вследствие этих набегов на Галичине было разрушено много городов и поселений.

Основание Львова

Татарские набеги послужили одной из причин основания города с красивым История создания его начинает свой отсчет с 1256 года. Именно тогда от пожара сильно пострадала столица Галицко-Волынского княжества - Холм. В связи с этим князем Даниилом было принято решение построить новый крупный город в местности, труднодоступной для татарских набегов.

В то же время некоторые историки относят дату основания Львова к более раннему времени - 1247 или 1240 году. Соответственно, в данных гипотезах это событие приурочено к женитьбе сына Даниила Льва и к взятию Киева монголами.

Название города

Практически все историки имеют одинаковое мнение, почему городу дали наименование Львов. История названия возводится к сыну и наследнику Даниила Галицкого - Льву Даниловичу. Именно в его честь великий отец назвал город, которому было суждено стать столицей княжества. По одной из версий, наименование было дано в день бракосочетания Льва с дочерью короля Венгрии.

Столица королевства Русского

История Львова приняла новый оборот с 1269 года, когда Лев стал князем Галицко-Волынским и королем Русским. Именно он перенес столицу в этот город из поддававшегося многократным разрушениям Галича и сгоревшего Холма. С этого момента Львов стал не просто главным городом Галицко-Волынского княжества, но и фактически центром королевства Русского.

В соответствии с его новым статусом, в городе началось массовое строительство. В 1270 году был построен так называемый Высокий замок - цитадель Львова. Хотя сам князь жил в Нижнем замке. Вся общественная жизнь города протекала на рынке, именно он был его сердцем. В столицу стекалось все больше жителей с окрестных и дальних поселений. Так рос Львов. История города стала неразрывной частью всемирной хронологии.

После смерти Льва I населенный пункт не потерял своего столичного статуса. Он оставался главным городом государства и при следующих князьях, которые одновременно носили титул королей Руси. Так продолжалось до тех пор, пока в 1340 году со смертью Юрия II Болеслава правящий род не пресекся.

Львов в составе Речи Посполитой

После того как на Галичине оборвалась правящая династия, свои права на княжество, и в частности на Львов, заявил Казимир III. В 1340 году его войска захватили город и установили там королевскую власть. Правда, король даровал городу самоуправление и но в то же время Львов начал стремительно полонизироваться. Вскоре большинство горожан составляли поляки. Значительной частью населения были также евреи. История Львова с этих пор и до 1939 года неразрывно связана с Польшей.

В 1412 году во Львов из Галича была перенесена архиепископская кафедра.

В 1569 году Польша и Литва образовали союзное государство - Речь Посполитую. В составе его Львов находился до 1772 году, когда вследствие первого раздела польско-литовского государства он, как и остальная Галиция, был включен в состав Габсбургов.

Королевство Галиции и Лодомерии

В составе габсбургской монархии Львов стал столицей провинции, которую принято называть Королевством Галиции и Лодомерии. Несмотря на то что город вошел в состав другого государства и губернатор назначался из Вены, в регионе по-прежнему ведущую роль продолжала играть польская знать.

Вместе с тем этот период можно назвать культурным возрождением Львова. Был восстановлен университет, открыт театр, императорская власть поддерживала борьбу с церковным мракобесием. В это же время начали возрождаться культурные сообщества русинов, так как Габсбурги пытались найти в них опору в противостоянии с польским дворянством.

Попытка восстановления украинской государственности

После того как вследствие поражения в Первой мировой войне в 1918 году произошел распад Австро-Венгерской империи, украинской интеллигенцией Львова была предпринята попытка восстановления собственной государственности. Выразилась она в провозглашении Декларации государственной независимости Западноукраинской народной республики (ЗУНР) 19 октября 1918 года.

Но проблема состояла в том, что большинство населения Львова на тот момент составляли поляки, которые видели себя только в составе нового польского государства. Поэтому участь ЗУНР была предрешена. В ноябре войска главы Польши Пилсудского уже полностью контролировали Львов, а вскоре армия ЗУНР была окончательно разбита.

Под властью Польши

Таким образом, история Львова до 1939 года оказалась связана с польским государством. Права украинцев в данный период были полностью ущемлены. Так началась одна из самых трагических страниц в истории региона. Именно в этот период развернулась кровавая борьба между украинскими националистами и польскими властями, главной жертвой которой было мирное население среди представителей как одной, так и другой национальности.

В 1939 году Польша фактически была разделена между Германией и Советским Союзом. Львов и практически вся Галичина были присоединены к СССР.

Львов в составе СССР

Недолго тешился миром г. Львов. История преподнесла ему череду трагических событий. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистские войска оккупировали город 29 июня 1941 года. Время фашисткой оккупации ознаменовалось одним из крупнейших истреблений евреев. Освободить город советским войскам удалось только в 1944 году.

После этого началось стремительное восстановление населенного пункта. В составе УССР Львов стал крупнейшим промышленным и культурным центром региона. В это время, в отличие от предыдущих периодов, подавляющее большинство горожан стали составлять этнические украинцы.

Львов после провозглашения независимости Украины

Не потерял свою значимость Львов и после провозглашения 24 августа 1991 года независимости Украины. Правда, с тех пор промышленный потенциал города значительно сократился, но, тем не менее, он остался экономическим центром региона. Культурную значимость современного Львова для страны трудно переоценить. Многие считают его сердцем Украины.

Вывод

Как видим, много трагических и, наоборот, счастливых страниц имела история Львова. Кратко передать все её перипетии не получится. Для изучения вопроса экономического и политического развития города нужно потратить месяцы, а то и годы. Ну а чтобы понять духовную суть Львова, его нужно обязательно посетить лично.

Являвшемся административным центром генерал-губернаторства. Близ города Жолква в воздушном бою погиб известный русский лётчик Пётр Нестеров , имя которого этот город носил в 1951-1990 годах. В начале 1915 года для поддержания морального духа войск, которые вели тяжёлые бои с австро-германскими армиями, во Львов приезжал император Николай II . Во время Первой мировой войны достаточно распространены были случаи поселения русских солдат в сёлах Галиции.

Перезахоронение павших в 1914-1915 годах российских и австро-венгерских воинов в Карпатах

Могила Николая Кузнецова во Львове

1917-1944 годы

Вхождение Восточной Галиции и Западной Волыни в состав УССР в 1939 году привело к притоку русских - работников административных учреждений и силовых структур. В начале 1940 года в Восточной Галиции было около 20 тысяч русских в составе только городского населения . С началом Великой Отечественной войны большинство русских эвакуировалось перед отступлением частей Красной Армии .

Во время немецкой оккупации во Львовской области действовали группа разведчика Николая Кузнецова , партизанские отряды Дмитрия Медведева , М. И. Наумова , М. И. Шукаева .

Участие в военных действиях в 1944-м

Русские составляли значительную часть военнослужащих 1-го Украинского фронта (находившегося под командованием Ивана Конева), которые освободили в июле-сентябре 1944 года территорию Львовской области. Первыми во Львов вступили танки 63-ей Челябинской гвардейской танковой бригады под командованием полковника М. Г. Фомичёва и автоматчики 29-й гвардейской мотострелковой бригады полковника А. И. Фомичёва . 24 июля 1944 года первым прорвался в центр города и достиг магистрата танк «Гвардия». В боях на подступах к Высокому Замку погиб командир танка «Гвардия» лейтенант Александр Додонов, а механик-водитель танка Фёдор Сурков за эти бои получил звание Героя Советского Союза .

Командование фронта приняло меры, чтобы помешать отступающим немецким частям разрушить исторические и архитектурные памятники Львова. В практическом осуществлении этой задачи важную роль сыграл полковник Семён Алаев, заместитель командира 63-ей Челябинской бригады .

Послевоенная миграция и формирование русской этнической среды

Русское население Львовской области в основном сформировалось в течение 1944-1959 годов . При этом в области (в её нынешних административных границах, установившихся после присоединения Дрогобычской области 21 мая 1959) сосредоточилось более половины русского населения западноукраинских земель, а доля русских в населении стала большей, чем даже в соседних с РСФСР Сумской и Черниговской областях . Около половины русских прибывало из России , остальные - в основном из восточных областей Украины, а также из других союзных республик. Значительной была также миграция во Львов и область русскоязычного населения других национальностей, прежде всего украинцев из восточных областей Украины, евреев и белорусов. По официальным данным, в конце 1944 года во Львовской области находилось более 20 тысяч русских. Наиболее значительной была миграция в 1945-1950 годах. Она направлялась главным образом во Львов, в меньшей мере в Дрогобыч , а также в райцентры, где была наибольшей потребность в формировании органов власти, промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений; приграничное положение обуславливало размещение многих военных частей. Привлекательность Львовской и Дрогобычской областей (и в первую очередь Львова) для переселения из восточных районов Украины и других республик СССР объяснялась существованием в 1944-1949 годах значительного свободного жилищного фонда, который образовался в результате репатриации поляков и уничтожения нацистами еврейского населения .

В январе 1951 года русские составляли 30,8 % населения Львова, по переписи 1959 года - 27,1 % (111 тысяч) . Доля русских среди населения Львова в 1959 году была наибольшей среди всех городов Галиции и больше, чем в Киеве , Виннице , Кировограде , Чернигове , Сумах , Полтаве . Поскольку значительную часть населения Львова представляли русскоязычные украинцы и евреи, в начале 1950-х годов русскоязычные граждане составляло в областном центре большинство . Как отмечает современный исследователь Роман Лозинский, «социальное поведение русскоязычных украинцев Львова имело (и сохраняет до сих пор) более существенные отличия от поведения основной части украинского населения города, чем поведение поляков, которые являются уже другой этнической группой. Почти все они - выходцы из не-галицийских областей и поэтому имеют другое вероисповедание, менталитет, культурные ориентации, семейные традиции и так далее» . Происходила языковая и частично этническая ассимиляция русскими меньших этнических групп.

Следующий всплеск миграции произошёл во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов и был связан с освоением природных богатств края. В последующие десятилетия механический прирост практически остановился, при этом уже с начала 1970-х наметился отток русского и русскоязычного населения из области. Между 1959 и 1989 годами прирост русских во Львовской области происходил за счёт естественного движения .

Роль в модернизации области

Западные области Украины по состоянию на 1944 год оказались наименее развитым в промышленном отношении регионом Украины, но в них находились значительные запасы полезных ископаемых и избыток аграрного населения , что создавало достаточные предпосылки для развития промышленности . В то же время уничтожение евреев и отток поляков создали дефицит подготовленных кадров.

Из РСФСР в 1940-е - 1950-е годы были переведены почти все большие заводы Львова: например, из Ижевска - завод имени Ленина (ныне - ЛОРТА), из Саратова - завод телеграфной аппаратуры (ныне - ФТА), из Саранска - «Искра», из Горького - «Львовприбор» и «ЛАЗ» («Львовский автобусный завод»), из Москвы , Ленинграда и Александрова (Владимирская область) - рабочие и оборудование завода «Электрон». Русские специалисты участвовали в запуске новых предприятий. В 1945: паровозовагонный, электроламповый, кожевенный заводы, швейная и обувная фабрики. 1946 год : «Львовсельмаш», измерительных приборов, инструментальный, моторемонтный заводы, трикотажная, стеклозеркальная и макаронная фабрики. : механический завод оконного стекла, электроарматурный, завод газовой аппаратуры и водомеров. : завод автопогрузчиков, жиркомбинат, картонная фабрика . Всего к концу 1955 года во Львове было построено 25 новых заводов и фабрик, более 100 предприятий было реконструировано .

Русские занимали заметное место в научно-технической, образовательной, промышленно-производственной, военной, управленческой сферах общества. Особенно значительную долю в первые послевоенные десятилетия составляли русские среди специалистов образования и науки. Во Львов были переведены (из Харькова), военно-политическое училище (из Харькова), позднее ставшее Львовским высшим военно-политическим училищем) . В первые послевоенные годы преподавательский состав Львовской политехники почти полностью состоял из направленных во Львов учёных и преподавателей. В 1944 году и последующие годы в политехнику были направлены академики Г.Савин, В.Сельский (геология), В. Порфирьев (геология), А. Харкевич (связь), К. Карандеев , профессора Комаров, Андреевский и другие. В 1949-1950 учебном году во Львовском университете из 297 преподавателей 88 были русскими . В 1951 году во Львове был организован филиал Академии наук Украины, в котором работали также академики В. Соболев, С. Субботин (под руководством которых сформировалась львовская школа геологии и геофизики), Я. Вялов, учёные Я. Фаворов и Г. Зверева. Кроме того, недавние переселенцы из восточных частей страны составляли 85 % учителей Львова .

Квалифицированные русские рабочие и специалисты принимали участие в освоении природных ископаемых и промышленном строительстве во второй половине 1950-х и начале 1960-х годов: угольных месторождений Львовско-Волынского бассейна (только на шахты Червонограда было направлено более девяти тысяч рабочих и специалистов из Кузбасса , Караганды , Донбасса и Подмосковного угольного бассейна), залежей серы в Новом Раздоле , строительстве тепловой электростанции в Добротворе .

Социальные и демографические особенности

В экономике Львовской области русские работали в основном в промышленности , транспорте , культуре , торговле и управлении . Русские также составляли большинство военных кадров; так, по данным 1989 года русскими были 59 % офицеров и 72 % генералов Прикарпатского военного округа.

В миграции 1940-х-1950-х годов преобладали мужчины, в основном среднего возраста, количество людей пожилого возраста и детей было незначительным. Преобладание мужчин приводило к значительному количеству смешанных браков, эта тенденция закрепилась: даже в 1970 году во Львове 56 % русских, вступивших в брак, заключили его с представительницами других национальностей. Доля смешанных браков в сельской местности была ещё выше.

Как указывает исследователь Роман Лозинский,

…в конце 1980-х русская община Львова существенно отличалась от украинского или польского населения города. Среднестатистический русский во Львове был более образован… более прагматичен, более адаптирован к изменениям общественной ситуации, менее закомплексован. У него было лучше жильё (причём он жил в центральной части города) и более высокий уровень доходов. Даже стиль жизни они вели несколько отличный - русские больше занимались спортом, больше заботились о своём здоровье… Русская община во Львове была в несколько раз меньше украинской, но необычайно крепкой. Русское этнокультурное ядро, под которым понимаются коренные жители города в течение нескольких поколений, хотя и начало формироваться одновременно с новым послевоенным украинским… было более развито и структурировано .

Функционирование русского языка

Для периода 1944-1990 годов были в основном характерны благоприятные условия для культурной жизни русских во Львовской области. Выпускалось много книг (особенно научно-технического содержания) на русском языке, библиотеки пополнялись книгами на русском языке . Во Львове с марта 1946 года издавалась «Львовская правда » - крупнейшая русскоязычная газета Западной Украины, орган Львовского обкома КПУ.

С осени 1946 года в городе работал русский Театр музыкальной комедии (оперетта). В 1953 году оперетта была переведена в Одессу , а её место занял Русский драматический театр Прикарпатского военного округа .

Уделялось внимание организации русской школы во Львове, райцентрах и городах областного подчинения. В конце советского периода, в 1988/1989 учебном году во Львове было 24 русских школы (из примерно ста средних школ города) и ещё 12 русских школ работало в населённых пунктах области.

Русский язык активно использовался в общении и в делопроизводстве партийных, государственных, силовых организациях, в сфере здравоохранения, высшего образования, некоторых видах услуг . Львовская научная элита 1950-х годов была в основном также русскоязычной .

Ментальность

Западноукраинский регион в целом отличается высоким уровнем украинского национального самосознания, безусловным преобладанием украинского языка и сравнительно мононациональным населением. По этим показателям Львов, в котором русское и русскоязычное население составляло в послевоенное время значительную долю, заметно выделялся. В то же время условия нахождения в иноэтничном окружении и социальные особенности русских способствовали формированию особого этнотипа русских в западных областях Украины, который отличался от этнотипа русских в восточных областях Украины и собственно России.

Во-первых, происходило сглаживание различий между представителями разных этнонациональных групп русского народа, укрепление общенационального самосознания и чувства принадлежности к одному народу. Во-вторых, происходило сближение между русскоязычными представителями различных национальностей. На эти процессы накладывалось распространение чувства принадлежности к единому советскому народу .

В советское время русское население Львова и городов Львовской области в значительно большей мере придерживалось «советских общественно-политических традиций», которые рассматривались как некая форма защиты своей собственной, отличной от окружающего населения, этнокультурной сущности. При этом происходил отход от собственно русских традиций. С конца 1980-х годов этот процесс начал осознаваться западноукраинской русской интеллигенцией, которая стала выступать за создание новых организационных, общественных и культурных форм, которые бы обеспечивали преемственность национальной культурной традиции и сосуществование с украинским населением на принципах взаимного уважения, полного признания гражданского равенства и взаимного обмена культурными завоеваниями обоих народов.

События 1990-1991 годов

В 1990 на выборах в местные органы власти побеждают «Рух» и другие политические силы национал-демократического направления. Начинается вытеснение неукраинцев, в первую очередь - русских из аппарата управления, правоохранительных органов, учреждений образования и культуры, хозяйственного руководства .

Начиная с 1990 года сокращается русский репертуар во львовских театрах, подвергается сокращению образование на русском языке, украинизируются дошкольные учреждения и школа для детей-инвалидов с преподаванием на русском языке.

В марте 1990 было создано Общество друзей украинской и русской культуры имени А.Пушкина (с октября 1990 года - , руководитель - Сергей Сокуров , писатель и геолог). С июля 1990 года Русское общество начинает выпускать газету «Совесть », причём первый номер выходит с напутственным словом новоизбранного львовского мэра Василия Шпицера. 21 августа 1990 исполком Львовского облсовета принимает решение передать на баланс Общества здание кинотеатра имени Короленко - будущий Русский культурный центр .

22 сентября 1990 создаётся Ассоциация «Русская школа» (председатель - Владимир Кравченко, директор СШ № 45, заместитель председателя - Алла Позднякова, директор СШ № 17), которая объединяет преподавателей школ с русским языком обучения. Главной своей целью Ассоциация объявляет «наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей русского населения» Львова и области.

В апреле 1991 года в Русском культурном центре открылся правозащитный общественно-консультационный пункт, работу которого возглавил преподаватель юриспруденции Львовского университета, профессор Пётр Рабинович .

Уже в конце августа 1991 года, сразу после провозглашения независимости Украины, была переведена в разряд смешанных первая русская школа (львовская СШ № 9, под предлогом временного перевода в неё классов из украинской школы № 13) . Тогда же, в конце августа 1991 года, Львовский областной совет закрыл русскоязычную газету «Львовская правда », а на её основе было создано новое издание «Высокий замок », которое стало выходить в двух вариантах - на украинском и русском языках .

Период после 1991 года

Русское население Львовской области ()
Административная
единица
Численность
русских
(тыс.)
Доля в
населении
г. Львов 64,6 8,9
г. Борислав 1,0 2,6
г. Дрогобыч 3,4 4,4
г. Самбор 1,2 3,3
г. Стрый 3,2 5,2
г. Трускавец 1,1 4,9
г. Червоноград 4,5 6,4
Бродовский район 1,0 1,6
Бусский район 0,3 0,6
Городокский район 0,7 0,9
Дрогобычский район 0,2 0,3
Жидачовский район 0,5 0,6
Жолковский район 0,8 0,7
Золочевский район 0,5 0,7
Каменка-Бугский район 0,6 1,0
Николаевский район 1,4 1,5
Мостисский район 0,3 0,5
Перемышлянский район 0,1 0,2
Пустомытовский район 0,9 0,8
Радеховский район 0,2 0,4
Самборский район 0,4 0,5
Сколевский район 0,2 0,4
Сокальский район 1,0 1,0
Старосамборский район 0,4 0,5
Стрыйский район 0,5 0,7
Турковский район 0,1 0,2
Яворовский район 1,3 1,1
Львовская область в целом 92,6 3,6

Изменения в численности и расселении

Согласно данным всеукраинской переписи населения 2001 года по сравнению с 1989 годом количество русских во Львове сократилось в 2 раза, в Стрыю - в 2,9 раз, в Самборе - в 3,1 раза, в Трускавце в 3,4 раза .

Сокращение численности русских происходило за счёт миграции за пределы области и превышения численности родившихся над количеством умерших. Так, в 1996 году из городов Львовской области выехало 4 896 русских: 2 048 в Российскую Федерацию, 157 в Израиль , 89 в США, 85 в Белоруссию , 2 524 в другие регионы Украины. В том же году во Львовскую область прибыло 2 002 русских . В целом ускорилось естественное сокращение численности русских за счёт низкой рождаемости и высокой смертности; в 1989 году число смертей над рождениями среди русских в области было выше на 321 человек, в 1994 - на 1 499 человек .

Кроме того, продолжалась миграция русских во Львов из других населённых пунктов области и галицких областей в целом .

По данным переписи 2001 года, наибольшие русские общины были на территориях следующих городских советов:

По данным переписи 2001 года русские были расселены по Львову неравномерно:

В целом доля русских была заметно выше в таких районах:

В то же время доля русских среди всего населения была ниже в спальных массивах советского периода и, особенно, в районах частной застройки (бывших сёлах) и входящих в состав Львовского горсовета городе Винники , посёлках городского типа Рудно и Брюховичи .

По состоянию на март 2015 года, в Львовской области зарегистрировано 8100 беженцев и перемещённых лиц из Крыма и Донбасса , среди которых велика доля русских и русскоязычных [ ] .

Использование русского языка в Львовской области

Проповеди на русском языке произносятся в православной Свято-Георгиевской церкви (УПЦ Московского патриархата) и католическом костёле святого Антония . В течение всего периода независимости Украины во Львове несколькими издательствами (в частности «Ахилл», издательский дом «Цивилизация») публиковались книги на русском языке. На 2016 год на территории Украины запрещено транслировать подавляющее количество российских телеканалов . Также доступен приём всеукраинских телеканалов и радиосетей, которые часть своих программ транслируют на русском языке.

В сельской местности русское население было подвержено языковой и, отчасти, этнической ассимиляции из-за небольшой численности и дисперсности в расселении. Во Львовской области было и остаётся довольно значительным число представителей других национальностей, считающих русский язык родным; переписью 2001 года таковых было зафиксировано около 18,5 тысяч человек .

Всего по области, по данным переписи 2001 года, русский язык родным назвали 3,8 % населения .

Родной язык в городах и районах области, по данным переписи 2001 года

украинский русский польский
Вся область 95,3 3,8 0,4
г. Львов 88,8 9,7 0,4
г. Борислав 97,6 1,9 0,3
г. Дрогобыч 94,9 3,8 0,2
г. Самбор 95,2 2,3 2,3
г. Стрый 93,0 5,1 0,1
г. Трускавец 94,2 5,0 0,2
г. Червоноград 93,3 6,2
Бродовский район 98,3 1,6
Бусский район 99,4 0,5
Городокский район 99,1 0,8 0,1
Дрогобычский район 99,6 0,3
Жидачовский район 99,3 0,6 0,1
Золочевский район 99,0 0,9 0,1
Каменка-Бугский район 98,8 1,0 0,1
Мостисский район 93,2 0,4 6,3
Жолковский район 99,1 0,7 0,1
Николаевский район 98,5 1,4
Перемышлянский район 99,7 0,3
Пустомытовский район 98,9 0,7 0,3
Радеховский район 99,6 0,3
Самборский район 98,0 0,6 1,3
Сколевский район 99,4 0,5
Сокальский район 99,0 0,8
Старосамборский район 98,8 0,4 0,8
Стрыйский район 99,3 0,6
Турковский район 99,8 0,1
Яворовский район 98,9 1,0

По данным переписи, 21,06 % населения области указали свободное владение русским языком. Им свободно владеют: 18,09 % украинцев, 95,67 % русских, 22,13 % поляков, 68,36 % белорусов, 83,23 % евреев.

По состоянию на 2001 год, на территории РФ /РСФСР родились 2,8 % или 72 241 жителей области . Ещё 2320 жителей области родились в Крыму и 183 в Севастополе .

Школы с русским языком преподавания

Школа № 6, ул. Зелёная , 22 Школа № 17, ул. Мельника (бывшая Черняховского), 3 Школа № 45 , ул. Научная, 25

Социальное поведение

После 1991 года несколько изменилась структура профессиональной занятости русских. так как к власти пришли силы национал-демократической и националистической ориентации, русские были вынуждены отойти от работы в органах государственной и муниципальной власти . В частном предпринимательстве русские чаще всего заняты в торговле, предоставляют услуги в посредничестве, информационных технологиях, а также юридические, медицинские, туристические и страховые услуги . В то же время традиционно много русских осталось работать в силовых структурах, науке и образовании, государственной медицине, спорте, железнодорожном и авиационном транспорте .

В 1990-х среди русских Львовской области выросла доля мононациональных браков (что происходит, когда этническая группа чувствует угрозу потери собственной идентичности) .

Электоральное поведение

Согласно данным социологических и политологических исследований русская община Львовской области в первое десятилетие независимости Украины являлась опорой партий левой ориентации, хотя сторонников коммунистической идеологии и политики среди русских было немного. Поддержка левых партий русскими объяснялась памятью прошлого противостояния, отличиями возрастной и социальной структур, разъединённостью национальных общин и определённой отчуждённостью русских от общественной и политической жизни .

Русские организации

Основной русской организацией Львовской области оставалось Русское общество имени Пушкина , чьи отделения действовали в районах Львова, а также Стрые и Червонограде . В - его возглавлял Сергей Сокуров, в - - Валерий Провозин , в - - Владимир Кравченко, с 2002-го и по сегодняшний день - Олег Лютиков . С октября 1998 года ежемесячно издаётся газета «Русский вестник » тиражом в 1000 экземпляров . После смены власти и начала вооружённого противостояния в Донбассе, которое официальные украинские власти объявили агрессией Российской Федерации, в обществе стали нарастать антироссийские настроения. Русский культурный центр подвергался неоднократному вандализму, попыткам поджога и в конечном итоге был выселен из занимаемого здания. Против газеты «Русский вестник» открыто уголовное производство .

Во Львове и области на 2016 год действовали такие молодёжные организации: федерация скаутов «Галицкая Русь» , Русское молодёжное братство Львовской области , Русский молодёжный центр .

Во Львове, по адресу улица К. Левицкого, дом 95, располагается Генеральное консульство Российской Федерации . Генеральным консулом России во Львове на 2017 год является Олег Юрьевич Астахов .

Литература

  • Друзья мои, прекрасен наш союз! Русскому обществу им. А.Пушкина 15 лет. Редакционный совет: О. Ю. Лютиков (председатель), В. В. Кравченко, В. В. Провозин, Т. Я. Швецова, о. Николай Баранов, Д. В. Половникова. - Львов: Издательский дом «Цивилизация», 2003. - 10 с ISBN 966-7719-10-3
  • Кабанчик И. Б. Евреи в Украине. - 5-ое изд., доп. и испр.. - Днепропетровск: Всеукраинский научно-просветительский центр "Ткума", 2004. - 232 с. - (Украинская библиотека Холокоста).
  • Лозинський Р. М. Етнічний склад населення Львова (у контексті суспільного розвитку Галичини). - Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2005. - С. 172. - 358 с. - ISBN 966-613-378-4 .
  • Провозин В. В. Наш Русский Дом, очерки. - Львов, Ахилл, 2003. - 308 с ISBN 966-7617-65-3
  • Провозин В. В. Путь к Русскому Дому. Очерки истории Русского общества им. А. Пушкина (1994-1999 гг.) Львов: Издательский дом «Цивилизация», 2000. - 140 с.
  • Провозин В. В. Русский Дом, очерки. - Львов: Ахилл, 2002. - 136 с.
  • Провозин В. В. Русские во Львове: от конфронтации к диалогу // Русские Украины: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции (27 - 28 февраля 1998). Часть 1. - Киев, 1998. С. 188-191.
  • Свистунов А. Г. Во весь рост. - Львов, Издательский дом «Цивилизация», 1999. - 104 с ISBN 966-95560-5-8
  • Сокуров С. А. Очерки истории русского национально-культурного движения в Галиции (1988-1993 годы). - М. : Клуб «Реалисты», 1999. - 68 с.
  • Терлюк И. Я. Росіяни західних областей України (1944-1966 рр.): етносоціальне дослідження. - Львів: Центр Європи, 1997. - 175 с. - ISBN 966-7022-25-0 .

Примечания

  1. Численность и состав населения Львовской области по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года (неопр.) . Государственный комитет статистики Украины. Проверено 14 января 2017.
  2. , с. 22.
  3. Е. Л. Немировский. Фёдоров Иван (основатель книгопечатания) (неопр.) . Большая советская энциклопедия. Проверено 14 января 2017.
  4. Каргалов В. В. Русские воеводы XVI-XVII веков. - М. : Вече, 2005. - С. 55. - (Военные тайны России). - ISBN 5-9533-0813-2 .
  5. Верещагинъ В. А. Старый Львовъ. - Петроград: Типографiя Сирiусъ, 1915. - С. 52.
  6. , с. 172.
  7. Андрей Р. Мохоля, Павел M. Лавринец. Русская пресса в Польше (1918-1939) (неопр.) . сайт русских эмигрантов. Проверено 14 января 2017.
  8. Храм великомученика Георгія Победоносця (укр.) . Українська православна церква. Львівська єпархія. Проверено 14 января 2017.

Национальный состав Львова по состоянию на 2001 год

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % - в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % - на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян - 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции - ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей - 3 %, выходцы из незападных регионов Украины - 11 %, выходцы из России - 4 %, других республик СССР - 3 %, Польши - 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) - 31 %, УАПЦ - 5 %, УПЦ (МП) - 3 %, других христианских религий - ещё 3 %.

По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, средняя заработная плата во Львове - 236 долларов США.

Русские Львова

Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян - 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык - 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу - «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке. Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.

Поляки Львова

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе ХV и ХVІ столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918-1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой и мифом о «львовских орлятах».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная полово-возрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % - русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы - восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков - в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.

Евреи Львова

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в тоже время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользовались привилегиями на равне с другими польскими еврейскими общинами. Переселение во Львов евреев ашкенази в частности из Германии, опредилило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII в. во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городскую (в еврейском квартале Львова) и предместную. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживающих отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство из которых не дожили до освобождения города Советской армией. До семидесятых годов ХХ в. в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины иудаистов.

Идентичность львовян

Львовская идентичность - общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин». Согласно данным социолога В.Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи). Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности.

Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова (принадлежность города к Европе как архитектурно, так и культурно) и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города). Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией «золотого века», а не отражением новых европейских ценностей. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они со Львова, даже, если они самые принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города.

Известные львовяне

В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.

поэты Иван Франко и Богдан-Игорь Антоныч; историки Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер; актриса Соломия Крушельницкая; режиссёры Лесь Курбас и Анджей Жулавски; шахматисты Олег Романишин и Александр Белявский; писатели Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; кардиналы Любомир Гузар и Марьян Яворский; математики Стефан Банах и Рихард Эдлер фон Мизес; биолог Рудольф Вейгль, экономист Людвиг фон Мизес, музыканты Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Стефан Ашкенази, Моррис Розенталь, Эмануэль Акс,Юрий Башмет, лингвист Ежи Курилович, философ Мартин Бубер, певица Анжелика Варум, Якоб Розенфельд (военный советник Мао Цзэдуна), Симон Визенталь, политик Григорий Явлинский, банкир Михаил Фридман, историки Меир Балабан и Шимон Ашкенази, журналист Матвей Ганапольский.

Во Львове в XVI веке работал и похоронен - первопечатник России и Украины Иван Фёдоров. Во Львове жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам. [Использованные материалы]

За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского из украинских городов". Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не "Малороссией". Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает русификация - пришли, мол, "москалi-окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв".

Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек; до 1939 г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24. Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется, что "москали" заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда... украинцев. И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, всT это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине советской власти?

27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии "Наукового Товариства iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему "Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г." Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под названием "Львiв у цифрах". На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим образом:

греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%

Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному языку. Состав населения Львова "щодо мови найближчої" выглядел так:

украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%

Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов, и что это означает

В прошлом термин "русские" являлся обобщающим названием для великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили название "русские" только за одной из ветвей русского народа - за великороссами, а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали неоценимую услугу местным националистам.)

Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения "москвофилами") и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия "русины", вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.

Во времена Австрии термин "украинцы" не признавался официально как обозначение национальности и служил названием определенного политического движения в среде галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ("москвофильское") движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин "украинцы" как обозначение национальности.

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами.

В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.

Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин "украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев - 4%. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%, из работающих полек - 25%, евреек - 5%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.

Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение украинцев во Львове (перевод с украинского языка):
"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (т.е. не состоящий в браке, - Л.С.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то там на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интеллигентных профессиях и говорить нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую роль, но как наемная сила".

Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные цифры, легко поймет, какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX века. По национальному составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни в коей мере не украинским. Украинцы уступали полякам и евреям не только в численности, но и значительно отставали от них по своему социальному и профессиональному уровню.

Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах, откуда якобы выселили украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что в качестве прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые занимали тогда эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации истребили гитлеровцы. После войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу.
Так город утратил свой польско-еврейский характер...

Сейчас галицкие националисты называют советскую власть "москальской", русской властью, стараясь свалить на русских всю ответственность за репрессии сталинских времен. Однако, как бы кто ни пытался это представить, советская власть не была по своей сути русской властью. Об этом свидетельствует и участь галицких русинов.

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами, русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия. И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине. Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов принудительно, против их воли, записали украинцами.

Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где и продолжили свою деятельность. На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного единства Руси.

Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя "москвофильство" в XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила в сознании галичан идею русского единства...
По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции.

Так именно при советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.

Оценка действий советской власти в Галичине не может быть однозначной. Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты были не в состоянии.
Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв".

На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый флаг, памятники советской эпохи в основном снесены и улицы переименованы, "москалей" из руководства вычистили, добивают русские школы - успехи налицо! Вот только промышленность Львова неуклонно скатывается к тому уровню, на котором она находилась во времена Польши, и тысячи галичан, покидая "українське мiсто Львiв" с его сине-желтыми флагами и переименованными улицами, вновь осваивают профессию домашней прислуги в странах Запада.

Все-таки в 30-х годах львовскому украинцу для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой к поляку, не надо было, по крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас приходится. И вот из-за этих "клятых москалей" - оторвали Галичину от Польши, вот теперь украинцы и маются...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!