История мгту им н.э.баумана. Борис стечкин Стечкин борис сергеевич

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930-1933 и 1937-1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына - С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Лучшие дня

Сын Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Сергей Борисович, математик, профессор МГУ.

Внук Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Борис Сергеевич, математик, сотрудник МИАН, академик Академии космонавтики.

Племянник Бориса Сергеевича Стечкина (старшего) - Стечкин, Игорь Яковлевич, изобретатель, оружейник, создатель автоматического пистолета Стечкина.

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

Выдающийся русский, советский ученый в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953г., член-корреспондент с 1946 г.


Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Ж

уковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию п

оршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практи

ческих методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвы

м, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-и

сследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1

921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930-1933 и 1937-1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына -

С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.

За свою научную и инж

енерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Сын Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Сергей Борисович, математик, профессор МГУ.

Внук Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Борис Сергеевич, математик, сотрудник МИАН, академик Академии космонавтики.

Племянник Бориса Сергеевича Стечкина (старшего) - Стечкин, Игорь Яковлевич, изобре

Место рождения: с. Труфаново Тульской губ.

Направления деятельности: техника

Стечкин Борис Сергеевич (1891, с. Труфаново Тульской губ. – 1969, Москва) – специалист в области теплотехники и авиационных двигателей,

Академик (1953)

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа (20 июля) 1891 г. в селе Труфаново Тульской губернии. Отец, Сергей Яковлевич Стечкин – критик, писатель, репортер газет, ушел из семьи, когда Б.С. Стечкину было около трех лет. Воспитанием троих детей занималась мать, Мария Егоровна Стечкина – медсестра.

В 1901 г. Б.С. Стечкин был принят в Орловский кадетский корпус с содержанием на дворянский счет. Закончив кадетский корпус в 1908 г., он приехал в Москву, где по совету двоюродного брата отца, известного русского механика Николая Егоровича Жуковского, поступил на механический факультет Высшего технического училища (ВТУ).

К тому времени Н.Е. Жуковский, являясь профессором ВТУ, создал при училище кружок авиации, в котором Б.С. Стечкин и начал заниматься. Кроме него в кружке состояли А.Н. Туполев, А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин и др. Силами членов кружка осуществлялись работы в аэродинамической лаборатории, в которой каждый имел свое направление. Б.С. Стечкин занимался специальными вопросами моторостроения.

С начала Первой мировой войны в аэродинамической лаборатории для испытаний военных самолетов было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в которое вошел Б.С. Стечкин. Бюро проделало большую работу по накоплению экспериментального и расчетного материала, что позволило начать обоснованное проектирование летальных аппаратов.

В годы Первой мировой войны Б.С. Стечкиным был создан прибор для прицельного бомбометания с самолетов и двигатель АМБЕС-1 мощностью 380 лошадиных сил для танков. Этот двигатель был представлен им в качестве дипломного проекта.

В 1918 г. Б.С. Стечкин окончил МВТУ и был оставлен при училище для занятий авиационными моторами. В том же году был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), одним из организаторов которого являлся Б.С. Стечкин, в котором он с 1919 г. по 1930 г. возглавлял винтомоторный отдел.

В 1920-е гг. Б.С. Стечкин принял участие в создании аэросаней, которые явились единственным машинным транспортным средством при освоении Севера. В те же годы он посетил Францию, Германию, Англию, США, где знакомился с новинками теоретической и прикладной гидродинамики, авиационного моторостроения.

В 1930 г. Б.С. Стечкин перешел на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1931-1933 гг. им, совместно с Н.Р. Брилингом и Г.В. Тринклером, были разработаны и испытаны быстроходные авиационные дизели ЯГТ, ПГЕ, КОДЖУ и 1000-сильный ФЭД-8.

В 1933-1937 гг. Б.С. Стечкин, продолжая заниматься вопросами моторостроения, разработал и построил вместе с Л.В. Курчевским авиационный дизель МСК. Одновременно он конструировал лопаточные машины, в частности центробежные компрессоры, необходимые в то время поршневым двигателям для увеличения высоты полета.

В 1930-е гг., работая на авиационном заводе Наркомата авиационной промышленности, он разработал целую серию систем для вооружения сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских сил. На их основе в Советской Армии были созданы реактивно-динамические безоткатные пушки АПК для авиации, БПК – для пехоты и противотанковое оружие.

В 1938-1943 гг. Б.С. Стечкин работал в конструкторском бюро, где создал бесклапанный пульсирующий реактивный двигатель УС (ускоритель Стечкина), предназначенный для ускорения самолетов.

В 1943-1955 гг. он занимал должность заместителя главного конструктора по научно-технической части на заводе. Ученый работал над созданием моторов с непосредственным впрыском топлива, над системами турбонаддува и природных компрессоров наддува для высотных авиадвигателей; решал задачи по прочности и динамике машин и механизмов.

После 1943 г. инженерная и научно-техническая работа стали основой его деятельности. С 1945 г. началось широкое распространение и быстрое совершенствование воздушно-реактивных двигателей, турбореактивных двигателей и лопаточных машин. В окончательном виде работы ученого по воздушно-реактивным двигателям были опубликованы в 1953-1954 гг. в коллективном труде «Теория реактивных двигателей». На первом в мире пассажирском реактивном лайнере ТУ-104 был установлен двигатель РД-3М, непосредственным участником создания которого был Б.С. Стечкин.

В 1946 г. Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом, в 1953 г. – действительным членом АН СССР.

В 1952 г. Б.С. Стечкин организовал лаборатории лопаточных машин в Институте машиноведения АН СССР и был назначен ее руководителем.

С 1954 по 1962 гг. Б.С. Стечкин возглавлял Институт двигателей АН СССР, созданный на базе двух лабораторий Института машиноведения АН СССР. Институт разрабатывал основы создания принципиально новых двигателей с непосредственным преобразованием тепловой энергии в электрическую, продолжал совершенствовать лопаточные машины, газотурбинные установки и поршневые двигатели.

Начиная с 1962 г. и до последних дней своей жизни Б.С. Стечкин сотрудничал с С.П. Королевым, работая у него в конструкторском бюро. В этот период он занимался новыми разработками в области жидкостных магнитогидродинамических двигателей.

Другим направлением его деятельности в те годы была защита воздушного бассейна, охрана природы. Б.С. Стечкин принимал участие в симпозиумах, научных конференциях, являлся членом научного совета по этому вопросу.

Долгие годы Б.С. Стечкин вел педагогическую деятельность. Он преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Институте инженеров Красного Воздушного Флота, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе (МАИ) и др.

Б.С. Стечкин состоял членом комиссии ЦАГИ по постройке аэросаней (1919), редактором-консультантом журнала «Вестник воздушного флота» (1921), членом редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1927-1930, 1933-1937), членом Редакционного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1948-1949), заместителем председателя (1949-1951), председателем (1951-1966) Комиссии по газовым турбинам АН СССР, членом секции машиностроения Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1964), членом Бюро Отделения технических наук АН СССР (1957-1959), главным редактором журнала «Известия АН СССР» (1959-1961), членом Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1967).

Заслуги Б.С. Стечкина были высоко оценены правительством. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда (1961), он был награжден двумя орденами Ленина (1947, 1961), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом Красной Звезды (1945) и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948).

Б.С. Стечкин – лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1957) премий.

Б.С. Стечкин дважды подвергался репрессиям: в 1930 г. он был арестован, осужден на три года по делу «Промпартии» и досрочно освобожден в конце 1931 г. В 1937 г. ученый был вновь арестован, находился в заключении до 1943 г., работал в специальном ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Борис Сергеевич Стечкин умер 2 апреля 1969 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Борис Сергеевич Стечкин (1891-1969) - советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1946) премий.

Биография

Родился 24 июля (5 августа) 1891 года в деревне Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Тула) в дворянской семье Стечкиных.

Среднее образование получил в Орловском кадетском корпусе, которое окончил в 1908 году. По окончании корпуса поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. В это время там преподавал профессор Н. Е. Жуковский, и Стечкин стал членом его авиационного кружка. Во время обучения Стечкин также работал в качестве инженера и конструктора; совместно с В. П. Ветчинкиным он рассчитывал для П. Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Жуковским, подал прошение о продлении обучения в училище и учился там до 1918 года.

С 1915 по 1917 год Стечкин совместно с А. А. Микулиным работал в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко. Там они создали прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создали свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего его шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину, и Микулину, который стал впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Окончил училище в 1918 году. По представлению Жуковского остался работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Б. С. Стечкин избран профессором.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносившим заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Б. С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под его руководством были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели и не пошли в серийное производство, заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б. С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н. Е. Жуковским, Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым, А. Н. Туполевым, А. А. Микулиным и другими.

Принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА имени Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).

Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-1927), МАИ (1933-1937), ВВИА имени Н. Е. Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!