История создания цикла на поле куликовом блок. Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее - о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»). Ho содержание его неизмеримо богаче. Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького). Досадное недоразумение! Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого Блока, о соловьевской «вечной женственности».

Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...»

Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется здесь с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ - «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), Ho вот «Ты» здесь:

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

Ho кто же эта загадочная «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Ho бесспорно одно - это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»). В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. «Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:

Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!


He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Особое место в патриотической лирике Блока занимает цикл из пяти небольших стихотворений «На поле Куликовом» (1908). Здесь образ России дается в широкой пространственной и временной перспективе, создаваемой особым, реалистическим и в то же время философски обобщенным, символическим пейзажем, а также подчеркиванием неоднократности, как бы извечности происходящего: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла», «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли», «За Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат». Этот же прием использован в стихотворениях «Россия» («Опять, как в годы золотые три стертых треплются шлеи») и «Коршун» («Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни...»). В стихах о Куликовской битве конкретные образы сопрягаются с вечностью: вечен ратный подвиг народа, вечен воин («Я не первый воин, не последний»), продолжается вечный бой («И вечный бой! Покой нам только снится!»).

Возникает ощущение непрерывности хода истории и личного участия поэта в событиях. Он словно перевоплощается в древнерусского воина, пропускает исторические события «сквозь сердце»: «Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь...» Так можно писать только о личном, о своем. Четыре стихотворения из пяти написаны в форме монолога лирического героя.

В исторических аналогиях Блок искал ответы на злободневные вопросы своего времени. Ночному мраку столыпинской реакции он противопоставлял образы огня, света, степных костров («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль»), предчувствуя «начало высоких и мятежных дней».

В то же время его тревожило неизбежное столкновение буржуазно-дворянской интеллигенции с народом. Поэтому вместо победного исхода Куликовской битвы он показал состояние напряженного и тревожного ожидания боя.

Тревожен и символичен пейзаж: кричат лебеди, клекочут орлы, стелется туман над Непрядвой, бежит степная кобылица. Тревожны предчувствия поэта: «Идут, идут испуганные тучи. Закат в крови!», «Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар».

В цикле «На поле Куликовом» Блок задумывался не только о долге интеллигенции перед народом, но и отстаивал активную позицию поэта-гражданина, который не может «жить покоем» и быть равнодушным к народной судьбе. Эти мысли он выразил несколько позднее в прологе к поэме «Возмездие», озаглавленном в отдельной публикации «Народ и поэт», в стихотворении «Земное сердце стынет вновь» из цикла «Ямбы» (1907-1914):

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет.

В цикле «Ямбы» особенно ярко проявилось гражданское возмужание поэта, появились волевые интонации, призывные публицистические строки. В стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» Блок провозгласил принцип демократизации искусства:

Да. Так диктует вдохновенье:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Туда, туда, смиренней, ниже, -

Оттуда зримей мир иной...

Он слышит «подземный гул» приближающейся новой "революции, призывает к мести палачам народа, восторженно пишет о нем: «Народ - венец земного цвета, краса и радость всем цветам». Ощущение связи с народом, выраженное формулой «и все уж не мое, а наше, и с миром утвердилась связь», помогает Блоку окончательно освободиться от индивидуализма и субъективизма.

Поэт осмысливает общественное значение труда, видя в нем высокий долг человека. Теме ухода от «чистого искусства» к труду, к жизни он посвящает лирическую поэму «Соловьиный сад» (1915). Рабочий дробит киркой скалы на берегу моря, но однажды, завороженный пением, оставляет свою тяжелую работу, входит в соловьиный сад и наслаждается отдыхом и покоем. Но это наслаждение не может долго длиться: рабочего зовет труд - внутренняя потребность человека. Соловьиное пение не способно ‘заглушить шум морского прибоя, привычные звуки труда. Очарование соловьиного сада выражено необыкновенно музыкальными, «сладкозвучными» стихами. Манящая музыка сильнее подчеркивает опасность для труженика соблазниться «красивым уютом». Его пребывание в саду за розовой оградой похоже на сон и показано смутными, зыбкими образами, говоря-щими о призрачности нетрудового счастья, тогда как будничный труд его изображен конкретно и зримо. Пусть этот труд тяжел и изнурителен, но в нем истинное счастье человека.

Источники:

  • Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
  • Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

    Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»).

Обновлено: 2012-02-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лингвокультурологический анализ

цикла стихотворений А. А. Блока «На поле Куликовом»

Цикл А. Блока «На поле Куликовом» посвящен «символическому событию русской истории, которому суждено возвращение» и разгадка которого впереди. (8, 216) События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. Изучение лингвокультурологического пространства произведения позволяет проникнуть в замысел поэта. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России, а потому время в произведении циклично. Решению данной задачи способствует определенный подбор лексики.

Лингвокультурологическое пространство цикла «На поле Куликовом» многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Первый пласт – древняя история, рассказ о конкретном историческом моменте – битве на Куликовом поле, второй – размышление о настоящем через призму истории, третий – думы о будущем в свете рассуждений о прошлом и настоящем. В центре лингвокультурологического пространства такие лексемы: «степь» и «река», «пожар», «костер», «зарница», «огонь», «молния» и «мгла», «туман», «облако», «туча». В формировании пространства участвуют образы воинов, образов животных : цветовая и звуковая лексика. Все перечисленные образы помогают создать главный образ произведения – образ России.

Через все произведение проходит образ реки. Вначале перед нами неперсонифицированный, обобщенный образ реки, создающий картину степи. Слову «река» подчинена вся лексика первой строфы, эту функцию выполняет глагол «грустят»: «река…грустит», «грустят стога». Но в первом стихотворении четыре раза используется слово «путь», а в символике многих народов река ассоциируется с образом пути, дороги, то становится ясно, что река - это символ дороги, выбора, который будет неотвратимым, так как во втором стихотворении появляется образ «горючего белого камня», символ выбора. Слово река соединяет в себе фольклорное начало со значением конкретного географического объекта Куликовской битвы. Во втором и третьем стихотворениях образ реки приобретает конкретное, материальное наполнение, а в семантическое поле слова «река» попадают имена собственные Непрядва и Дон. Непрядва - символ разделения добра и зла, родины и врагов. Дон, «темный и зловещий», ассоциируется с мраком, игом, вражескими силами, смертью. Неслучаен параллелизм: «перед Доном» - «перед боем». В четвертой части река становится вновь образом обобщенным, так как названия не упоминаются, а в пятой о реке напоминает только слово «плеск», ассоциативно настраивающим читателя на размышления о роли реки. В целом слово «река» получает метафорическое значение, поскольку указывает на границу между «своими» и «чужими», обыденными сверхъестественным. Образ реки вызывает различные культуроведческие ассоциации: это и Рубикон (для героя стихотворения выбор очевиден – решение принято: победить или погибнуть), и Стикс (в греческой мифологии Стикс - река в царстве мертвых, но и в стихотворении Дон, мрачный, страшный, тоже символ смерти). Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни. Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)» (11, 153), в этом смысле туман – символ божественного начала, так как значение слова трактуется как «скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях воздуха» (9, 813).

Очень значимо в лингвокультурологическом пространстве слово «даль», поскольку соотносится то с татарским, то с русским станами. Даль - это и чужое пространство: «Домчимся. Озарим кострами Степную даль», и русская сторона: «И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать». Противопоставлены и такие образы: «И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали…»и «Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали». Как завершение этой темы в: «Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар».

Символ степи очень значителен, повторяется несколько раз, когда непосредственно используется слово «степь» и употребляются производные от этого слова имена прилагательные: «степной путь», «степная даль», «степная кобылица». В этом контексте А. Блок изображает степь традиционно. Наше внимание привлекает толкование степи как пустоши у В. И. Даля и как пустыни у С. И. Ожегова (9, 764). В этом контексте степь становится символом смерти, враждебного начала. Степь, где «грустят стога», совсем не та степь, где растёт ковыль. В первом случае степь взята вместо лугов, предваряя основную тему: тоска-печаль северного поля вливается в тоску-страсть южных степей. Эта безбрежная тоска – «твоя, о Русь!», и вместе с тем она «пронзает грудь стрелой татарской воли». Тоска Руси - татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди тоску по древней, степной воле. Степная воля лирически звучит по-разному. Сначала это радостное упоение: «Я не боюсь… Домчимся. Озарим». И вдруг ужас: «Останови!.. Испуганные тучи… плачь, сердце, плачь!…»

Знаменательна лексема «воля», по-новому раскрывающая ключевую фразу стихотворения: «Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь». Какое из значений слова «воля» имеет в виду Блок? «Воля» - это «свобода, свободное состояние» и «данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках». В 1380 году Русь вышла на бой с Мамаем, но в русском войске было очень много крещёных татар, осевших за годы ига в русских землях и перешедших на службу к русским князьям. За полтора столетия владычества Орды «стрела татарской древней воли повлияла на формирование русского национального характера. Глубокое противоречие между свободой степей и жёстким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека. В результате - «И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль». И в этом ключе более точным вариантом толкования слова воля станет «данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках», то есть стремление к битве за свободу. Любая битва – это огонь войны, а потому одними из самых значимых являются образы заката, крови, пожара, зарниц, молнии, символов огненного начала. В смятении боя, в ощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»), в предчувствии великого пожара-зарева («…Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар»), в прозрении грядущих потрясений поэт создает образ огня, сопутствующего России на протяжении всего исторического развития. Обращают внимание эпитеты: «широкий» (никому не спастись от него) и «тихий» (надолго). Пожар в произведении – это огонь войны, костры, столкновение с ордой, предчувствие будущего «мирового пожара», причем неконтролируемого. С помощью образа зарниц усиливается образ грядущего пожара и грядущих потрясений, ведь зарница - «отблеск дальней грозы» (9, 220), а гроза есть природное явление и «разрушительная сила чего-нибудь» (9, 149). Сочетание «Закат в крови» несет двойной символ: сам по себе закат символизирует смерть (11,46), а образ крови усиливает эти впечатления.

Особого внимания требует образ мглы – «ночной и зарубежной», «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И словно облаком суровым, Грядущий день заволокла», «за разливающейся мглой». В первом стихотворении полярные свет и мгла предстают нерасчлененными, в соответствии с таким же смешением русского и татарского начал: «В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь». Образ мглы появляется и в эпиграфе к 5 части. Но если в эпиграфе мгла заволакивает грядущий день, то в самом стихотворении о мгле говорится еще и как о солнце: «Взошла и расточилась мгла». В одной семантической группе со словом «мгла» находятся слова «облако», «туча», «туман». Об этом свидетельствуют синонимические связи: «туман, дымка, темнота, туча», имеющие общее семантическое ядро – «пелена тумана, пыли, дыма». Согласно трактовке В. И. Даля, «пелена» – это «покрывало» (4, 189), а слово «покрывало» этимологически связано со словом «покров», то есть некая защита; другое значение – «что-нибудь плотно заволакивающее, закрывающее со всех сторон». На базе данного значения возникают ассоциации с чем-то таинственным, может быть, враждебным. Оба ряда ассоциаций в полной мере реализуются в произведении. В первом стихотворении мгла «ночная и зарубежная», но она не страшит героя, в 5 части мгла вновь «взошла и расточилась». Но надрыва и тревоги в душе уже нет. Есть сосредоточенная готовность быть «светлым навсегда», биться до конца. Между этими частями образы переходные: тумана, полночи. Оно из значений слова «туман» переносное: «символ неясного, запутанного, непонятного». Именно в тумане происходит явление Богоматери. Непрядва «убралась туманом, что княжна фатой», а потому туман можно считать и символом божественного начала. В этом отрывке противопоставлены Дон, «темный и зловещий» и Непрядва с «серебром волны». Происходит столкновение нескольких цветов: черного («темный» Дон, «ночные поля», «туча черная орды») и белого, а точнее светлого, («фата», «туман», «серебро волны», «на стальном мече», «лик нерукотворный светел»). Именно серебристые, стальные оттенки становятся символом покровительства Богородицы. Возникают ассоциации с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, на который земля «одевалась» снегом, то есть приобретала белый наряд. Важен и тот факт, что битва состоялась восьмого сентября - в день Рождества Богородицы. Мы знаем, что Куликовская битва имела большое историческое значение она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив процесс ее распада. Важным следствием битвы стало усиление авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства.

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, зорях и тумане, образах создающих ощущение достоверности. В поэзии Блока в образе лебедя - значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в цикле « На поле Куликовом». Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. «В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы. В финале цикла в «плеске и трубах лебедей» угадывается потенциальное столкновение двух конкретно не определенных сил». Значимым является и образ «степной кобылицы» , символизирующей степь, родину, будущее. Образ будущего складывается через трактовку лексического значения: кобылица - это «молодая кобыла, кобыла с жеребёнком» (9, 281). Автор неслучайно использует именно форму «кобылица», слово книжное, в словаре В. И. Даля не зафиксированное. А значит образ ассоциируется с современностью. Исторический путь страны, в представлении поэта, протянулся от поля Куликова сквозь настоящее в будущее, связался с образом «степной кобылицы», которая «несется вскачь». Связан с этим образом и образ белого коня («Я рыщу на белом коне»), символизирующий победителя практически во всех культурах. «Объезженная лошадь - важный символ власти» (11, 158), а значит, герой способен победить. А вот «степная кобылица» - это свободное животное, следовательно, герою еще предстоит борьба за свободу, за свою страну.

Интересно проследить, как автор использует лексику военной тематики. В 1части «бой», во 2 части - «биться», «полки», в 3 части – «рать», в 4 – «сеча», в 5 – «бой», «битва». К этой группе примыкают слова «знамя» и «стяг», а также названия вооружения: «меч», «стрела» (о татарах), «ханская сабля», «кольчуга». «Сеча» в словаре С. И. Ожегова дано с пометами «книжное, устаревшее, поэтическое» и трактуется как «бой, битва, сражение» (9, 713), в словаре В. И. Даля не зафиксировано. Но отмечается слово «бой» в значении «битва, сражение, брань, побоище». Слово «сеча» используется один раз в 4 части: «Я слушаю рокоты сечи», слово «бой» фиксируется дважды: «И вечный бой!», «…как перед боем». Один раз используется слово «битва» с определением «чудная». Определяющим является слово «бой», использующееся в начале и в конце произведения. Значимы для любого сражения образы знамен. Поэт использует слова «знамя» и «стяг». Стяг – «древнерусское название воинского знамени» (4, 260). Слово «стяг» является символом победы, далекой, желанной, невозможной: «Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда», что говорит о предчувствии будущих несчастий. А вот знамя с точки зрения символичности – нечто большее, так как говорит еще и о государственности: происходит противостояние полков, религий, культур, государств.

На основе лингвокультурологического словаря к данному тексту интересно проследить этимологические особенности ключевых лексем. 72% слов общеславянские, 11% общеславянские индоевропейского происхождения, 7% заимствования, причем заимствованные слова «туман», «облако», в некоторых строках это символы враждебного начала, и «сабля», вражеское оружие.

Лингвокультурологическое пространство вбирает в себя цветовую лексику. Преобладающие цвета – это красный, белый и черный. Они появляются непосредственно или опосредованно. Красный цвет: «закат в крови», «кровь», «пожар», «зарницы», в последних присутствует еще и огненно-золотой цвет, как и в образе «молньи боевой». Все озаряется отблесками: костра, пожара, молний, зарниц, «темного огня», «ущербной луны», «одежды, свет струящей», блеска «святого знамени», стали «ханской сабли», «серебро волны», «стальной меч». Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Символические значения красного очень многообразны и порой противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь, но и войну. Красный цвет, разбавленный всполохами, вносит чувство тревоги.

Тяжеловесны образы, созданные с помощью лексики, обозначающей черный цвет и его вариации: «испуганные тучи» (грязно-серый цвет), «в полночь» (черный), «в темном поле», Дон «темный и зловещий», «с полуночи тучей», «средь ночных полей», «ночные птицы», «тучей черной», «во мглистой ночной вышине», даже огонь – «темный». Наиболее важные значения черного - «небытие, смерть, хаос, разрушение (9, 4), что мы видим в культурологическом пространстве произведения. Но эти образы не создают ощущения безысходности, так как используется лексика, обозначающая оттенки белого, серебристого. С серебром у православного человека связаны следующие ассоциации: серебро – это символ божественного начала, так как серебряные вещи широко используются в богослужении,а значит серебристые тона создают дополнительный эффект присутствия божественного начала в пространстве произведения. Главное и исходное значение белого - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это Бог, жизнь. В цикле «На поле Куликовом» мы видим, что белый цвет – это цвет Богородицы, божественного начала, но в то же время цвет враждебного начала, ведь мгла – это субстанция белесого цвета. Так с помощью цветовой лексики создается еще один пласт лингвокультурологического пространства.

Звуковой пласт создается с помощью следующих сочетаний: «лебеди кричали», «крики лебедей», «орлий клекот», «голосила мать», «рокоты сечи», «трубные крики», «трубы лебедей», «ты кличешь», «взывают мечи». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Среди лексики, создающей звуковые образы, слова «кличешь» и «голосила» являются просторечными, что вызывает ассоциации с народной культурой, с фольклором, а слово «взывают» является высоким, употребляется оно со словом «мечи». Меч – символ защитника, а защита Родины – священный долг, что подчеркивается использованием соответствующей лексики.

Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России, соединенный с образом Богородицы. В первом стихотворении «Русь моя», «жена моя», «Русь», во втором – «родина», в третьем появляется Она: «мы с Тобою», «Твой голос», «Ты сошла», «Твой лик нерукотворный», в четвертой части – «над Русью». Примечательно, что в пятой части нет никаких наименований родины. Наше внимание привлекает фраза «Твой лик нерукотворный». Известно, что в иконографии есть только образ Спаса нерукотворного. Данная стихотворная строка вызывает ассоциации с изображением Христа на иконах, а мы помним, что именно образ Спаса Нерукотворного помещался на хоругвях. Такая ассоциация дает нам право говорить, что Блок уверен в покровительстве высших божественных сил, в покровительстве Христа и Богородицы. В ночь, когда «Мамай залег с ордою», когда «голосила мать», чувствуя беду, а «орлий клекот» «угрожал бедой», свершилось чудо. Сквозь ужас и мрак «сошла, в одежде свет струящей» Та, чей «лик нерукотворный Светел навсегда» был на щите. Покровительство Богородицы, а через ассоциации и покровительство Спасителя, создает образ Святой Руси. Наиболее важен образ в третьей части, где тревожные звуки будущей битвы становятся предвестниками таинственной встречи: «В тёмном поле были мы с Тобою». И в то же время Русь - не только высокая покровительница, но и жена: «О, Русь моя! Жена моя!». Образ России-жены стал творческим открытием Блока, который не отделяет свою судьбу от судьбы России. «Блоковская тема Руси-жены восходит к традиции представления государства в облике женщины» (8, 79).

Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. По мнению Г. П. Федотова, «обращение Блока… к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию» (13, 231). «Блоковский цикл не только впитал в себя литургические цитаты, но и непосредственно воспроизводит ситуацию молитвы, обрываясь побудительным «Молись!»» (8,91) Пространство упорядочивается таким способом, что каждое стихотворение повторяет движение от тьмы и ночи к свету и дню. В первой части от ночи к образу костра, являющегося символом света. Во второй части полночь противостоит ранней обедне и светлой жене. Третье стихотворение начинается словами «В ночь», далее появляются «ночное поле», с которым связывается «черная туча орды». Последняя фраза этого стихотворения: «Светел навсегда». Именно в третьем стихотворении и начинают накапливаться образы, означающие «светлое», «дневное»: одежда, струящая свет, «серебро волны», «лик…светел». В финальном стихотворении все образы (звуковые, цветовые) отступают на второй план, так как закрыты мглой, а ведущим становится образ будущих сражений.

6.Литература.

1.Александрова З. Е. «Словарь синонимов русского языка». – М., Просвещение, 1998.

2.Блок А. А. «На поле Куликовом». А. А. Блок «Лирика». – М., «Просвещение», 1986 г.

3. Гречаник И.В. «Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX – XX столетий: Монография» // «Особенности лирики А. Блока: философские основы, стиль». - М., 2003.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., Эксмо, 2007.

5. Жуков В. П., Жуков А. В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»

6.«Искусство», энциклопедия, т.1. – М., «Аванта», 2007.

7.«Искусство», энциклопедия, т.2. – М., «Аванта», 2007.

8. Левинтон Г. А., Смирнов И. П. ««На поле Куликовом» А. Блока и памятники Куликовского цикла». – М, 1976.

9. Ожегов С. И. «Словарь русского языка». – М., «Русский язык», 1990г.

10. Селиванова Т. «Цвет времени»// «Искусство», приложение к газете «Первое сентября». №4, 2007

12. Ушаков Д. Н. «Толковый словарь русского языка». – М.

13. Федотов Г.П. « На поле Куликовом. Опыт комментария к лирическому циклу Блока»// Федотов Г.П. «Святые Древней Руси» - М.: АСТ, 2003

14. Шанский Н. М., Боброва Т. А. «Этимологический словарь русского языка». Александрова З. Е. «Словарь синонимов русского языка»


Александр Блок – очень талантливый человек, который прекрасно писал стихи, и кроме того, он была сам по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил.

Александр Блок написал произведение в жанре стихотворение «На поле Куликовом…» в 1908 году. Блок сам по себе являлся человеком очень любящим свою страну, в которой он жил, а потому для него являлось делом чести показать все, как он любит и ценит свою родину, место где родился и вырос. Кому-то больше нравиться писать о любви, теме всегда популярной и признанной, но Блок был настроен больше патриотично, нежели многие другие поэты его времени. И его, как и многих, тем не менее, творческих и просто людей, беспокоило будущее России.

Александр Блок, в этом произведении показал себя, как самый настоящий предсказатель судьбы. Ведь именно в этом произведении он написал то, что ему казалось более приемлемым, то есть свои предположения что до будущего России, этой великой для него страны. И, как ни странно, он почти точно смог предугадать все, что случиться в скором или не скором будущем этой страны. Недаром, тут есть скрытый смысл. Ведь в этом произведении Куликовская битва как бы схожа с настоящей Русью, то есть того времени. Блок как бы провел параллель между той битвой и тем временем, и тонко намека, что России придется обороняться от возможных врагов. Так как их всегда много, несмотря ни на что.

Недаром Блок так предсказал судьбу во многом России. Ведь и у него для этого были свои причины. Когда-то, при революции и перед ней, Блок очень активно поддерживал само противостояние царю, этой его власти, которая казалась такой деспотической. Но после революции, ему как-то открылись по-новому глаза. Он понял, что революция – это не только свержение той власти, которая ни для кого не приемлема, но понял, что это – еще и то, что погибнут десятки тысяч невинных людей. А это, как он считал, слишком дорогая цена, даже за свободу и равенство.

Этот великий поэт подразумевал то, что Россия как бы кобылица, которая несется сама не зная куда, и эта кобылица е понимает, что делает, но, тем не менее, уже ничего нельзя будет изменить. А потому, явно видно, как Блоку жаль, что такие грядущие перемены не сделают эту возможно лучше. Но он тоже не сможет никак помочь, даже если предскажет будущее слишком явно. А потому он просит в этом стихотворении помянуть тех, кто еще должен будет погибнуть в этой кровавой бойне, которая увы не принесет свободы и чего-то лучшего, чем все ожидали.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Александр Блок – человек, который покоряет своих читателей, и просто людей –самых обычных или нет, не имеет значения, но все-таки покоряет. Потому что все его произведения – полны какой-то невыразимой печали, или же наоборот – невыразимого одиночества. Но он таков есть – и изменяться не надо ему.

Его стихотворение, которое появилось на свет в 1908 году своей жизни. Это произведение он назвал «На поле Куликовом». Оно очень красиво, но все же весьма необычно. Потому что не только написано в необычном стиле формы, но к тому же затрагивает все очень важные аспекты в жизни людей. Россия – страна родная для Блока, а потому неудивительно, что он всегда был патриотом, и просто всегда любил своей родной край, красивый и любимый.

И именно Александр Блок как будто бы предсказал будущее своей России. В то время назревало серьезное происшествие – революция. И это время он предпочел перенести в своем крае, и не покинул его, как бы ему не говорили, что это может быть очень опасно. Его можно отнести к группе тех людей, которые состояли из поэтов и писателей, которые были патриотами своей страны всегда и такими и остались. Именно потому вскоре свет увидел произведение, которое недвусмысленно называлось «На поле Куликовом». Ведь автор как бы пытается провести параллель с битвой, которая когда-то была названа «Куликовская». Потому что обстоятельства как бы очень схожи с той битвой, и с теми происшествиями, которые уже произошли тогда в краю Блока.

Александр Блок даже в своем произведении отстаивает позицию – быть всегда рядом со своим народом, и в своем краю. Он знал, что судьба людей, простого народа – скорее всего, будет трагична и печальна. Но все равно остался, вопреки своей судьбе.

В стихотворении недаром проведена параллель со знаменитой битвой на Куликовском поле. Ведь снова придется Росси обороняться, и причем – еще сильнее. Ведь в стране еще существуют люди, которые до безумства покорились своей идее – сделать страну просто немыслимой, и только из-за идеи великой. Они готовы на все, а потому – страна может быть уничтожена своим же народом.

В своем произведении Блок как бы говорит о прошлом, но вспоминает на самом деле – настоящее, и говорит даже о будущем, которое так неотвратимо. Он также подчеркивает, что Родине придется долго после этого – как бы лечиться.

Стихотворение обширное, и имеет как бы разделения, которые нумерованы.

Анализ стихотворения На поле куликовом по плану

Возможно вам будет интересно

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Произведение представляет собой небольшой цикл из пяти стихотворений. Александр Блок затрагивает здесь множество поэтических аспектов – историческое прошлое России, наступающие перемены, описание русской природы, образ жены и т.д.

Победа в Куликовской битве в свое время изменила ход истории, освободила россиян от векового татаро-монгольского ига. Именно эту символику Блок выбрал в своих раздумьях о современной ему России и о надвигающихся переменах. Его очень волнует судьба страны, судьба народа и интеллигенции и исход революции.

Стихотворение было написано поэтом в 1908 году, революция только назревала, и у Блока освобождение от ига монархии ассоциировалось с освобождением от ига татаро-монгол.

В сюжете произведения лежат полностью реальные исторические события – военные походы, кровавые битвы, страшные пожары, при этом событийная канва пронизана необычайным лиризмом и эпичностью.

Цикл открывается задумчивой пейзажной зарисовкой, но уже со второй строфы повествование оживляется, изобилует восклицаниями и обращениями героя, динамика сюжета подчеркивается разностопным ямбом.

Эпиграфом к пятому стихотворению цикла поэт выбрал строки Владимира Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло». Именно благодаря влиянию В.Соловьева во всем творчестве А.Блока присутствует мистический и одновременно очень узнаваемый образ вечной женственности. Поэт сравнивает Россию с женой, и обращается к ней, как к жене.

Древнерусская топонимика продолжает патриотический настрой – «Непрядва», «поле Куликово», «орлий клекот», «татарский стан». Как и в других древнерусских патриотических произведениях, русская природа оживает и тоже помогает борьбе с врагом.

Поэт включает в стихотворение образ степной кобылицы, которая летит вперед на фоне заката, и этот образ символизирует Россию, которая также устремлена в будущее.

Произведение полно контрастов: добро и зло, покой и динамика, темное и светлое начало. Россия побеждает, потому что добро должно победить, потому что она находится под светлым началом. Неспроста автор использует такие слова, как «лик нерукотворный», «святое знамя» и другие.

Поэт уверен, что такое знаковое событие, как Куликовская битва, России еще не раз придется пережить, чтобы в тяжелой безвыходной ситуации вновь повернуть ход истории.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!