История ульяновска. Славкинское сельское поселение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ульяновская область вчера, сегодня, завтра….

История образования Ульяновской области Ульяновская область была образована 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. В состав области вошли 24 района Куйбышевской области и 2 района Пензенской области. Создание Ульяновской области было предопределено логикой военного времени.

Ульяновская область лежит на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь Ульяновской области составляет 37.18 тыс. км². По площади Ульяновская область находиться на 37 месте среди 49 областей Российской Федерации.

История нашего края представлена в 31 музеи области Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова

Музей-мемориал В.И.Ленина Дом-музей В.И.Ленина

Литературный музей "Дом Языковых" Дом-музей И.А.Гончарова

Музей современного изобразительного искусства им.А. А. Пластова Музей- усадьба народного художника СССР А. А.Пластова (село Прислониха)

Музей " Симбирская фотография" Музей "Мелочная лавка"

Гербы Симбирской губернии Первый герб Симбирский Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за: "двукратную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина: в первый раз при воеводе Иване Милославском от самого Стеньки Разина, а во второй раз через год от есаула разинской шайки Федьки Шелудяка " . Так звучит одна из версий происхождения первого герба города. Герб представляет собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком, и мечем в левой лапе, над головой льва - трехлепестковая корона. Такое изображение есть на сохранившейся печати Симбирска, стоящей под выписью с переписных и отказных книг 1695 года.

Флаг Ульяновской области Герб Ульяновской области

12 интересных фактов: Две реки – Волга и Свияга, протекающие по территории Ульяновской области формируют в центральной части города Ульяновска «междуречье» - уникальную по энергетике территорию. Дело в том, что Свияга, хотя и является притоком Волги, протекает в противоположном направлении. Некоторые считают, что это создаёт уникальную энергетику в городе. На территории Ульяновской области самая широкая часть Волги - до 40 километров. В Ульяновске построен самый длинный в России мост. Ульяновск – «крылатый» город. Здесь производят самые «сильные» АН-124 и «ловкие» ТУ-204 самолёты для нужд гражданской авиации. В городе работает единственный в России центр подготовки кадров для гражданской авиации – Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации…

В Теренгульском районе Ульяновской области расположен уникальный природный сад камней « Скрипинские Кучуры », об истинном происхождении которого до сих пор спорят геологи и уфологи. Ульяновска область – родина любимого всеми с детства «Аленького цветочка» - символа всёпобеждающей любви. В центре города Ульяновска на 174 гектарах расположен единственный в мире музей 19-го века – государственный историко-мемориальный музей «Родина В.И.Ленина». В Ульяновске работает единственный в мире музей, посвящённый эпохе социализма – Ленинский мемориальный центр. Город Ульяновск славится своими ветрами, за городом давно укрепилось второе имя – «Город семи ветров». Поэтому, несмотря на то, что промышленность хорошо развита, воздух даже в центре города всегда чист.

Ульяновск – город пешеходного туризма, музеи расположены в основном в центральной части города. В окрестностях села Ундоры расположен настоящий парк Юрского периода. На огромной территории побережья Волги расположился палеонтологический заказник. На территории трёх районов Ульяновской области – Чердаклинского, Старомайнского и Мелекесского находится уникальная площадка русского фольклора – Красноречье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Приказ Министерства образования Саратовской области от 18.06.2014г №1529 «Об утверждении перечня дошкольных образовательных учреждений Саратовской области, определенных пилотными по введению и реализации федеральных государственных образовательных ста

«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...

Мордва - представители финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Финноязычные народы - первый этнический слой по времени формирования в Среднем Поволжье. Предки мордвы, древнемордовские племена, образовались в начале I века н.э. в междуречьи Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Одни из них на южных границах своего расселения долго контактировали с тюркоязычными племенами, другие, на северо-западе, с восточными славянами.

К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII - XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.

К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.

Наиболее компактно мордва проживает в Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Тереньгульском районах

История заселения края чувашами

Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Название народа - «чуваш», «чаваш» производят от булгарского племени сувар, суваз. Чувашский этнос формировался с конца 1-ого тысячелетия в лесостепных районах Правобережья и Волги. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей - верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). В материальной культуре имели сходство с культурой поволжских татар. Низовые чуваши занимали землю между рек Цивиль и Свияга, верховые - преимущественно лесистую местность междуречья Цивиль и Сура. На территории Ульяновской области живут преимущественно потомки низовых чувашей-анатри. Они являются потомками переселившихся с чувашского края, в XVI - XIX вв. крестьян.

В нашей области они преимущественно проживают в Цильнинском, Майнском, Новомалыклинском, Мелекесском, Ульяновском, Тереньгульском, Сенгилеевском районах

История заселения края татарами

Происхождение татар является сложным и спорным. Ряд учёных считает, что в этнической основе, в частности, поволжских татар имеются различные компоненты: древние тюркские, пришедшие из азиатских степей в 1 тыс. н.э., булгарские, кипчакские и другие. Непосредственными же предками татар являются булгары. Этноним «татары» впервые появилось в VI в. cреди монгольских племён, обитавших к юго-востоку от озера Байкал.

В XIII -XIV вв. после монголо-татарского нашествия это наименование было распространено на некоторые тюркские народы, входившие в состав Золотой Орды.

В XV - XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно потомки татар-мишарей. Массовое расселение мишарей в Симбирском крае начинается с XVI в. В 1578г. Московское правительство строит засечную линию: Темников - Арзамас - Алатырь. Для ведения службы и на постоянное жительство вдоль этой линии переводятся мишари Темниковского уезда Нижегородской губернии.

В начале XVII в. Служилые татары получают земли в Курмышском уезде Симбирской губернии, а при строительстве Карсунско - Симбирской оборонительной черты часть татар Курмышского уезда переводится в г.Карсун. В середине XVII в. в исторических документах служилые татары упоминаются в Симбирском уезде. П.редполагается, что мишарские селения Большая Цильна, Старое Шаймурзино и другие были основаны во второй половине 17 столетия. (П.Мартынов. Селения Симбирского уезда. (Симбирск, 1903, с.121)

В начале XVIII в. татары заселяют земли по реке Терешка, в том числе и территории Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне южные районы Ульяновской области). Только в 1718-1786 гг. на землях Хвалынского уезда возникло 11 мишарских селений. Из правобережных районов Симбирского края татары переводились на вновь строящиеся засечные полосы Заволжья.

Таким образом, основная волна расселения татар в Симбирском крае шла из районов Темниковского уезда по линии: Темников - Арзамас - Алатырь - Курмыш - Симбирск - Карсун; вторая, более поздняя, была направлена на юг и юго-восток в сегодняшние южные и заволжские районы Ульяновского края.

Большая доля татар в настоящее время проживает в Старокулаткинском, Новомалыклинском, Николаевском, Базаросызганском, Чердаклинском, Павловском, Мелекесском, Цильнинском районах

История заселения края русскими

Русские - представители славянской группы индоевропейской семьи. Первые появления их на территории современной Ульяновской области относятся к X - XII вв. Не теряли русские связей с этим краем и в период господства золотоордынских ханов.

С присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к Русскому государству московское правительство начинает активное заселение Среднего Поволжья, в том числе и Симбирского. Заселение симбирской полосы Поволжья происходило не одновременно, причём переселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Первоначально продвижение осуществлялось правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве укреплённых пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской, от Волги на городище Промзино, Карсунско - Симбирской, Закамской, Сызранско - Пензенской и др.) Массовое заселение края происходило «ступенчато», путём перемещения населения из смежных, только что освоенных районов.

Ранее всего (в первой половине XVII в.) оказались заселёнными крайние северо - западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие «служилые люди» московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Проживают русские по всей территории области, но наиболее компактно - в Ульяновском, Тереньгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске и Димитровграде

К XVII в. территория Симбирской губернии была освоена мордвой, татарами, чувашами, русскими. В середине XIX - XX вв. на территорию области переселяются немцы, латыши, эстонцы, украинцы.

История заселения края немцами, латышами, эстонцами, украинцами

«Немцы»- название, дано русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен», а жителей Германии - «германцами». По отношению ко всем остальным народам России - они «немцы», а по отношению к немцам Германии «российские немцы». На территории Симбирского - Ульяновского Поволжья немцы появились в середине XIX в. (в XVI в. произошёл раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII -XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки, Европы, в том числе и в Россию). Это были в основном ремесленники, чиновники и другие служащие лица. На 1896 г. в Симбирской губернии немцев насчитывалось 1040 человек.

В 1941 году по указу И. Сталина немцы Поволжья и европейской части Советского Союза были депортированы в Сибирь, Казахстан и республики Средней Азии; на новом месте всё взрослое население было направлено в трудармию. В Ульяновской области согласно последней переписи населения проживало 2 963 немца. Это люди, возвращающиеся на места прежнего проживания. В 1990 году по инициативе областной организации «Видергебурт» облисполком принял решение об организации работы по расселению в нашей области немцев. В селе Богдашкино Чердаклинского района образован немецкий национальный совет. В трёх районах области - Вешкаймском, Карсунском и Чердаклинском созданы немецкие агрофирмы.

Латыши (латвеиши - само название восходит к имени латгалов) в Ульяновском Поволжье расселяются в 1870-1910 гг.: в 1870-х гг. из Ауцкого уезда Курляндской губернии, первоначально на земли Карсунского уезда, а затем, в 1880-х гг. основная часть переселяется на земли Сенгилеевского уезда. В 1875 г. у села Кивать Сенгилеевского уезда появился латышский хутор из 60 домов. Хутор получил название Чекалино-Латышский (с 1920 г.- посёлке Балтия, с 1945 г. - селе Красная Балтия). В 1909-1910 гг. из Курляндской губернии переселилось ещё несколько латышских семей на земли Никольской волости Сызранского уезда. На 2002 г. в Ульяновской области было зарегестрированно 233 латыша. Основная часть их сельского населения живёт сегодня в селе Красная Балтия Кузоватовского района

Первые эстонские поселения в нашей губернии появились сразу же после отмены крепостного права (70-80-е годы XIX в.) То были безземельные крестьяне, батраки. Своей земли в Эстонии мало. Дожди да ветры. Выращенного хлеба хватало месяца на три. Приехали они из Эстляндской провинции. Селились эстонцы маленькими деревнями, хуторами: Ломм (ныне Ломы), Широкий, Смородина, Светлое озеро, Гремячий Ключ, Никольский, Огибной, Лапшанка. Большинство хуторов располагалось неподалёку от Симбирска (ныне Ульяновский, Сенгилеевский, Теренгульский районы).

Больно ударила по маленькому народу коллективизация. Многих раскулачили, сослали в холодные края. А вскоре - репрессии. Потом - укрупнение. Маленькие процветающие эстонские колхозы вливались в огромные, но отстающие хозяйства. Труд обесценивался. И потянуло хуторян с насиженных мест. Сегодня о существовании многих хуторов говорят только названия. Основная часть эстонцев живёт в Ульяновском районе (посёлок Ломы, посёлок Широкий), а также компактные ареалы расселения в Ульяновском, Теренгульском, Вешкаймском районах. По статистическим данным на 2002 год здесь их 319 .

Украинские поселения на территории Ульяновского Поволжья возникают в конце XIX в. в верховьях реки Малая Терешка Сызранского уезда. Основателями их были переселенцы преимущественно из центральных и южных райнов Украины, что нашло отражение в названии населённых пунктов. Длительное проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего русских? повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени значительная часть украинцев обрусела, некоторые их поселения уже переписью 1979 года отмечены по преобладающей национальности как русские. Немало украинцев мигрировало в Самарскую область и на историческую родину. Однако, несмотря на большие изменения, происшедшие в жизни переселенцев, отдельные видоизменённые черты их традиционного быта прослеживаются ещё и сегодня. Расселены преимущественно в Ульяновском, Мелекесском, Новоспасском, Радищевском и других районах.

История местности

История нашего края – Заволжской части Ульяновской области, берёт своё начало с XII века, хотя и вошла она в состав русского государства в XVI веке при Иване IV, когда были завоёваны Астраханское и Казанское княжества.

Древнейшие обитатели нашей местности – булгары, остатки населений которых найдены около села Андреевка Чердаклинского района. Монгольские орды, напав на волжских булгар, сокрушители их оказали впоследствии – длительное время в нашем краю не имелось постоянного осёдлого населения. Это был дикий край, где бродили орды кочевников, татар нагайских, калмыков. Богатые земли Поволжья не могли использоваться для земледелия, так как не было постоянного заселения. В 1634 году калмыки столкнулись с нагайскими татарами, произошло ожесточённое сраженье, в котором потерпели пораженье нагайские татары. Хозяевами стали от Самарской Луки до Казани – калмыки. Остро нуждаясь в землях для пожалования служилому дворянству, московские цари пытаются укрепиться в Ставропольских степях путём разгрома калмыков и строительства военных укреплений. В 1644 году Самарский воевода Плензеев посылается против калмыков и разбивает их. Московское правительство понимало, что без строительства военных укреплений, земли им не удержать. С этой целью и началось строительство этих укреплений. Первое такое укрепление – Боярский острог в 88 саженях от Волги.

Для заселения этой крепости засылаются 138 семейств, казаки и ссыльные и т. д.. Их наделяют землёй 400 кв. саженей – жалованье – 3 рубля. Второй острог – Ерыклинский, в устье реки Ерыкла – приток Черемшана – 133 двора – пашенные крестьяне. Затем Тменский острог, куда переводятся 30 стрельцов, 100 пашенных крестьян, пленные поляки и т. д.. Таким образом созданы укрепленья Заволжской черты в пределах нашей местности.

Сооружение этой местности явилось поворотным пунктом в заселении нашей местности постоянным оседлым населением. Заслушивает внимания возникновения города Мелекесса. В 1745 году выходцы из Закамской стороны основывают Русский Мелекесс. На месте современного поселения Мелекесса существовало поселение некрещеных чуваш, которых в последствии окрестили. И вот уже выходцы из Русского Мелекесса основывают современный Мелекесс в 1766 году. Возникновение Новой Малыклы следует отнести к I-ой половине XVIII века. Об этом могут подтвердить справки Куйбышевского архива, где говорится, что первое упоминание о Новой Малыкле связано с построением церкви на средства горожан 1779 году. Во-времена Петра I наша местность усиленно раздавалась дворянам. Так помещик Дурасов получает Авраль (Сабакаево), Дадиан Старую Малыклу Куликовку, Новую Бесовку. Карта Симбирского наместничества свидетельствует о том, что в 1780 году существовали населения: Новая Малыкла, Старая, Средняя, Малая и Новая Куликовка, 2 Салавана, Старая и Средние Сантимиры, Абдреево и т. д. в прошлом Новомалыклинский и южная часть Мелекесского района были покрыты лесами, которые сейчас исчезли, т. к. были вырублены под пашнями.

Наша местность богата историческими событиями. Во второй половине XVIII века, когда крепостное право достигало наивысшего своего развития, возникла самая крупная в России – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (1773 – 1775 г.) Восстание начавшееся на Урале, охватило Поволжье. Народы Поволжья чуваши, татары, мордва влились в эту войну. Всё Поволжье было объято пламенем войны.

Первые отряды Пугачёва появляются 27 октября 1773 года на северной стороне Черемшана в сёлах: Кротково, Городище, Бригадировке, Николаевском. Собирая фураж и продовольствие для главной армии под Оренбургом, 30 ноября, повстанцы появляются в районе Письмеря, Старой и Новой Сахчи. Местное население охотно делилось продуктами с повстанцами, помогали разорять помещичьи имения. По этому поводу генерал-майор царских войск Фрейман писал царице Екатерине II-ой что Пугачёвцы свободно разъезжают группами по 50 человек подле пригорода Ерыклинска, разоряют помещиков и крестьяне им помогают. Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в конце 1773 года. В 1974 году пугачёвский атаман Илья Арапов захватил Ставрополь и Самару. Оплотом царских войск становится 12 января. Восставшие – мордва, чуваши, татары захватывают Лебяжье, закрывают подступы с юга к Мелекессу. Но подошедшая Мелекесская воинская команда нанесла им серьёзное поражение. Разбитые под Бригадировкой пугачёвцы отступают в Старую Бесовку, где к ним присоединятся крестьяне близлежащих сёл. Отряд достигает 100 человек. Но подошедшая воинская команда орудийным – оружейным огнём разметала колонны пугачёвцев, благодаря хорошему вооружению и военному обучению. В феврале 1774 года приводят в смирение наш край. Царские войска безжалостно истребляют восставших, кровью мстят помещики за свой страх побеждённым крестьянам. Висилицы устанавливаются в сёлах: Лебяжье, Ст. Малыкле, Авралях, Сантимире, на которых отдали жизнь последние участники Пугачёвского бунта.

Возникновение нашего села.

Возникновение нашего села следует отнести к 1-ой половине XIX века. Его основали выходцы из села Старая Бесовка. Село со дня основания называется Александровка в честь жены старого барина, владельца села Шишкова – Александры. Что из себя представляет наше село до 1917 года? Это было типичное крестьянское село довольно – таки большое, с беспорядочно распложенными друг другу домишками. Маленькие деревянные домишки были покрыты соломой. Печных труб не было, когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым заполнял помещение. Узенькие окошки без стекол пропускали мало света, в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы скот и птицу от холода зимой, их держали в том же помещении, где жили люди. Тесно, грязно и сыро было в крестьянских избах. Вся обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола и несколько скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе застланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в лапти. Опутанные поборами и повинностями, крестьяне жили в страшной нужде.

Усадьба Шишкова занимала километров 20. Было 3 хутора. Первый хутор – наше село «Александровка», Второй за железной дорогой и третий хутор был расположен около Черемшана. Андрей Николаевич Шишков являлся в усадьбу с семьёй только летом, в остальное время жил в Москве. В усадьбе Шишкова очень красиво. Тропинки были зацементированы. Сад был огорожен изгородью. Низ изгороди был орнаментный из кирпича, а сверху стояли каменные столбы. Промежуток между столбами был метров 5. Между столбами была изгородь из штакетника и покрашена жёлтой краской. В селе был управляющий Василий Никитич, выходец из села Грязнуха. Главным занятием жителей села было земледелие. Трудно жилось крестьянам села Александровка до революции. Крестьяне жили большими семьями, так как для строительства нового дома (для сына) барин земли не давал. Крестьянин брал участок земли у барина, его обрабатывал, сеял, потом жал хлеб, молотил, а затем собранный урожай и солому делили пополам. Половину брал барин, а другую половину – крестьянин. В стороне недалеко от Якушки, около лесопосадки был хутор немца Петра Борисовича. Перед революцией он объявил торг своей усадьбы. Интересно проходил торг. Выставляется около башни вещь, которая продаётся и один из покупателей даёт ей цену. В усадьбе была построена башня, и один человек вставал на башню и начинал торг. Если кто-то давал больше за эту вещь, то этот человек её забирал. Он распродал всю усадьбу и ушёл.

У Андрея Николаевича Шишкова было 4 сына. После его смерти владение села перешло к младшему сыну – Тихону Андреевичу Шишкову.

До Великой Октябрьской социалистической революции культура нашего села находилась крайне на низком уровне. Не было ни одного лечебного учреждения, ни одного врача, или фельдшера. И население вынуждено было обращаться за медицинской помощью в посад Мелекесс и платить за лечение и медикаменты большие суммы, что приводило к большой смертности нашего села. Культура населения села в области просвещения, также находилась на низком уровне. Не было ни одной библиотеки, население страдало сплошной безграмотностью. Дети в абсолютном большинстве не посещали школу. Обучение вели полуграмотные люди – дьячки, священники. Школа сначала возникновения располагалась в часовне (одна классная комната, небольшая по объёму), не было учебных письменных принадлежностей. Эта первая школа возникла в 1905 году, она была церковно-приходской. Первым учителем являлся Сергей Алексеевич, затем Виряськин Иван Никитич. В 1907 году построили земское училище, в котором было 3 года обучения. Ученики заучивали множество молитв, учились чтению, письму, счёту, и церковному пению. Детей за провинности часто наказывали, били и ставили на колени в угол на горох.

Становление Советской власти.

В 1917 году началась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Тернист был путь становления Советской власти в нашей местности. Удалённость от крупных промышленных центров, отсутствие рабочего класса, слабость влияния большевиков – всё это оттянуло провозглашение Советской власти до весны 1918 года. В марте 1918 года Советская власть устанавливается в Новой Малыкле и в соседних сёлах. Образуется волостной сельский совет крестьянских депутатов. Было решение аграрного вопроса на основе Ленинского декрета о земле. Земельный вопрос был самым злободневны вопросом, наиболее жизненно важным для крестьянина, так как жизнь крестьян по воспоминаниям старожил, сплошь и рядом – нищета. Ленинский декрет был горячо встречен и одобрен трудящейся частью нашего села.

Гражданская война

Внутренняя контрреволюция и иностранные интервенты посягнули на завоевание Октябрьской революции. Наше Поволжье стало ареной классовых битв, классовыми врагами. Русская белогвардейщина в союзе с белочехами начали душить молодую Советскую власть. В защите социалистического Отечества приняло участие и население нашего села. Много добровольцев ушло в ряды молодой Красной Армии и приняло активное участие в борьбе с врагами. Основной ареной войны стала железная дорога и прилегающие к ней участки. Белочехи вынуждены были всерьёз залпами артиллерии обстреливать Новую Малыклу. Благодаря мужеству и героизму Советских людей наша территория была очищена от врага. Участниками гражданской войны нашего села являются: Волков Дм., Учаев И. И., Долгов В. И., Бурмистров В., Долгов А, Макаров Д., Нуянзин К. М., Тюрин К., Аиряськин Григ., Бурмистров Д, Безумнов И., Мочалкин Т., Торговкин А.,Долгов К. И., Жарков В. А. и другие.

Образование колхоза.

Приступая к социалистической реконструкции народного хозяйства Коммунистическая партия начала с перестройки промышленности. Однако экономика СССР не могла развиваться успешно дальше без социалистической реконструкции сельского хозяйства. Необходимо было создать в деревне крупные механизированные коллективные хозяйства (колхозы). В нашем селе колхоз был организован в 1929 году. Первым председателем колхоза был Явушкин Михаил Терентьевич, бригадиром – Явушкин Григорий. Вторым председателем был Явушкин Василий. Крестьяне занимались животноводством, земледелием. Поначалу землю пахали на лошадях. Беднейшее крестьянство сразу записалось в колхоз, более зажиточные – раздумывали. Затем в колхоз вошли все жители села. Колхоз назывался «12 лет Октября». Постепенно колхоз набирал силу: увеличивались посевные площади, тягловой скот, создали машинно-тракторный парк, повышалась урожайность сельскохозяйственных культур. Первые колхозники села: Григорьев Иван Сергеевич, Кудашов Алексей Максимович, Чернов Алексей Д., Базяева Марфа Даниловна, Кияткина А. Е. и другие.

Организация комсомола

Основание Коммунистического Союза Молодёжи на селе относится к 1925 году. Коммунистический Союз Молодёжи насчитывал 12 комсомольцев. Первые комсомольцы села Александровка: Кузнецов Пётр Д., Салмин Серафим Канофевич, Нуянзин Илья Петрович, Куразеев Пётр Васильевич. Комсомольская организация проводила очень большую работу на селе. Конфискация помещичьих земель, борьба с кулачеством, борьба с безграмотностью, организация колхозов. Для борьбы с безграмотностью был создан «Ликбез» в составе 20 человек. Активными комсомольцами по борьбе с безграмотностью были: Куразеев Пётр В., Назаркин Ипполит Несторович, Учаев Николай А. Для этой цели была создана изба-читальня, где проводились занятия с населением. Первым секретарём комсомольской организации была девушка – Антонина Ивановна, присланная специально для основания комсомола. Она проработала 4 года. Вторым секретарём был Кузнецов.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Империалисты многих стран думали, что фашисты уничтожат единственное в мире социалистическое государство. Трудные задачи пришлось решать работникам сельского хозяйства. С временной потерей плодородных земель Украины и многих других районов Европейской части СССР, вся тяжесть снабжения Армии и страны продовольствием легла на наши районы Европейской части СССР. Наш колхоз как и вся страна помогала фронту. Колхозники собирали масло, хлеб, мясо, вязали перчатки, носки, валяли валенки и всё это отсылали на фронт. Неоценимую роль в годы войны сыграли женщины нашего села. Из нашего села много ушло на фронт (более 200-от наших односельчан ушли на фронт), но многие не вернулись. Погибли за Родину в Великой Отечественной войне 148 человек, вернулись живыми 57 солдат.

Погибли за Родину:

  1. Алькаев Фёдор Сергеевич
  2. Безумнов Евдоким Егорович
  3. Безумнов Василий Прохорович
  4. Безумнов Николай Васильевич
  5. Безумнов Пётр Николаевич
  6. Барышников Александр Фёдорович
  7. Виряскин Пётр Николаевич
  8. Виряскин Егор Афанасьевич
  9. Виряскин Алексей Афанасьевич
  10. Виряскин Василий Афанасьевич
  11. Волков Тимофей Куприянович
  12. Грызин Сергей Павлович
  13. Грызин Иван Павлович
  14. Грызин Фёдор Павлович
  15. Григорьев Михаил Корнилович
  16. Григорьев Фёдор Корнилович
  17. Дружинин Василий Петрович
  18. Дружинин Василий Ильич
  19. Дружинин Алексей Ильич
  20. Дружиниин Илья Константинович
  21. Дикин Алексей Фомич
  22. Жарков Сергей Александрович
  23. Жарков Николай Александрович
  24. Жарков Дмитрий Иванович
  25. Жарков Александр Иванович
  26. Жарков Кузьма Алексеевич
  27. Каргин Фёдор Иванович
  28. Каргин Пантелей Иванович
  29. Каргин Пётр Иванович
  30. Каргин Андрей Кузьмич
  31. Каргин Василий Кузьмич
  32. Каргин Прохор Николаевич
  33. Каргин Иван Николаевич
  34. Каргин Кирилл Михайлович
  35. Каргин Василий Давыдович
  36. Каргин Егор Ильич
  37. Каргин Анатолий Егорович
  38. Кудашов Корнил Максимович
  39. Кудашов Пётр Корнилович
  40. Кудашов Дмитрий Егорович
  41. Кудашов Андрей Егорович
  42. Кудашов Алексей Иванович
  43. Кудашов Андрей Александрович
  44. Кудашов Егор Филиппович
  45. Кудашов Иван Филиппович
  46. Кудашов Пётр Ильич
  47. Кудашов Василий Иванович
  48. Кудашов Сароафим Иванович
  49. Куразеев Алексей Фёдорович
  50. Корнилов Иван Алексеевич
  51. Козлов Иван Егорович
  52. Крымкин Егор Васильевич
  53. Кияткин Фёдор Дмитриевич
  54. Кияткин Александр Кириллович
  55. Кияткин Пётр Петрович
  56. Макаров Владимир Анисимович
  57. Мочалкин Николай Яковлевич
  58. Москвин Егор Герасимович
  59. Москвин Николай Афонасьевич
  60. Москвин Матвей Афонасьевич
  61. Москвин Григорий Евдокимович
  62. Москвин Иван Евдокимович
  63. Москвин Михаил Фёдорович
  64. Илаев Михаил Семёнович
  65. Виряскин Пантилей Афанасьевич

Вечная память погибшим.

Артемий Елисеевич Сурцев родился в 1888 году в селе Александровка Ставропольского уезда в крестьянской семье. В 1908 году женился, через год родился сын Степан, мой отец, а в 1911 году Артемия призвали на военную службу. На призывной пункт в Ставрополь (ныне г.Тольятти) новобранцев отправили на лошадях. Когда стали выбирать молодцев для службы в столице, а точнее, для охраны императора и его семьи, из наших сельчан попал туда один Артемий Сурцев. Так оказался он в Санкт-Петербурге. Не знаю, в какой год службы дед получил приз – карманные часы – за бег на лыжах и меткую стрельбу (вероятно, это был биатлон). Это сельский-то парень, от сохи! Нёс дед свою почётную службу шесть лет, до самого отречения царя от престола, после чего попал в окопы первой мировой войны. Прожил Артемий Елисеевич 62 года. Когда он умер, я училась в 1-м классе. Чаще всего память воскрешает его в молитвенной позе перед иконами. Помню его осанку, взгляд, обращённый к лику Спасителя, шевеление губ при молитве, его трёхперстные крестные знамения.

Всегда с большим интересом слушала я рассказы отца о деде. Один из эпизодов – здорованье цесаревича Алексея, когда его выводили гулять (это в Царском Селе). При мальчике была собачка (или щенок). И сколько раз собачка пробегала около охраны, столько раз мальчик говорил: «Здраствуй, солдат!». И каждый раз следовал ответ, подобающий по этикету для Великого князя и наследника престола.

Ещё один эпизод, известный мне. Наш барин Андрей Николаевич Шишков постоянно жил в Петербурге, только летом приезжал в деревню. И поныне стоит барский сад на окраине села, имение же разорили после революции. Артемий Елисеевич дружил с кем-то из обслуживающего персонала барского дома. Вместе они решили отпраздновать день Пасхи. Выехали за город, уселись на лужайке недалеко от кладбища. В это время ехал мимо генерал. Увидел издали служивых и приказал кучеру подъехать к ним. Молодые люди испуганно вскочили. Он посмотрел на них и миролюбиво сказал: «Ради Святого Христова Воскресения прощаю». И уехал.

После отречения Николая II дед попал на фронт. Он рассказывал, как среди них работали агитаторы-большевики. Они призывали не воевать, бросать оружие, обещали дать землю. Вспоминал он и приезд на автомобиле Александра Керенского. Говорил глава Временного правительства хорошо, горячо убеждал воевать до победного конца – «иначе немец опять к нам придёт». Так оно и случилось…

Потом дед попал на гражданскую войну и вернулся домой в 1918 году, в самую распутицу – Пасха в тот год была ранняя. В ночь с Великой субботы на Светлое Христово Воскресение отец деда Елисей Степанович с сыновьями ушёл на церковную службу, а женщины занимались праздничной стряпнёй. И вдруг, уже за полночь, вошёл человек в бараньей шапке, в мокрой шинели, страшно худой. «Христос Воскресе», - прозвучал родной голос. Это бывший охранник императора после болезни тифом возвратился домой с войны. Сойдя с поезда, он шесть километров добирался до своего села по разбитой половодьем дороге. Обессиленный, он нёс в руках доску, когда падал, опираясь на неё, поднимался. А было время, когда он, охранник царя, приезжал домой в отпуск из столицы, удивляя односельчан своей статью и обмундированием. Об этом в нашем роду передаются рассказы из поколения в поколение.

Землю большевики дали. С каким рвением братья взялись за дело! Построили просторный дом, амбары и сараи, на поле работали от зари до зари. Имели хороших лошадей, скот. Рабочих рук хватало, хозяйство было крепкое всегда, и дом прадеда был одним из лучших. Мой отец мальчишкой хорошо запомнил обшитую кожей карету (или возок), которая стояла у них во дворе.

Сурцевы не хотели вступать в колхоз, у них отняли дом, лошадей, коров. Царский охранник построил дом из самана. Когда началась война, деду было за 50 лет, поэтому его мобилизовали на оборонный завод в Самару. Оба сына его Степан и Фёдор оказались на фронте. Фёдор был танкистом, погиб. Степан, мой отец, остался жив. Дед скончался в 1950 году.

Елена Сурцева,

внучка А. Е. Сурцева и

бабушка участницы конкурса

Маргариты Ивановой

Общие сведения

Центральная усадьба расположена в с. Александровка.

Расстояние от центральной усадьбы:

  • Ø до ближайшей железнодорожной станции Якушка – 7 км.
  • Ø пристани г. Димитровград – 35 км.
  • Ø шоссейной дороги Куйбышев – Саранск – 17 км.
  • Ø районного центра Новая Малыкла – 12 км.
  • Ø областного центра г. Ульяновск – 130 км.

Пункты сдачи сельскохозяйственной продукции:

  • Ø зерна – ст. Якушка – 7 км.
  • Ø картошки – ст. Якушка – 7 км.
  • Ø мяса – Димитровградский мясокомбинат – 35 км.
  • Ø молока – Новомалыклинский молокозавод – 12 км.

Адрес почтовый:

433570 с. Александровка

Новомалыклинский район

Ульяновская область

колхоз «Красный Октябрь»

Телеграфный:

с. Александровка

Новомалыклинский район

Ульяновская область

колхоз «Красный Октябрь»

Для грузов:

ст. Якушка

Куйбышевская железная дорога

колхоз «Красный Октябрь»

Рельеф

По характеру рельефа территория колхоза относительно спокойная равнина, расчленённая на несколько водораздельных частей: центральная часть, более выровненная, лежит южней и юго-восточней Александровки. Северо-западная часть более изрезана оврагами. Овраги делят её на более мелкие водораздельные участки.

В целом, рельефные условия колхоза благоприятные и не препятствуют механизированной обработке почвы, хотя эрозионный процесс развит довольно интенсивно.

Водные ресурсы хозяйства довольно скудны. Гидрографическая сеть хозяйства представлена рядом мелких безымянных ручьёв, протекающих по днищам оврагов. В летнее время эти ручьи пересыхают, в весеннее время в половодье эти овраги (шириной до 5-6 метров, глубиной до 2-3 метров) наполняются талыми водами. В селе Александровка овраг запружен, сооружён искусственный пруд, используемый для водопоя: для питьевых целей населения используют водонапорные башни, артезианские скважины.

Местоположение и краткая характеристика природных условий

Колхоз «Красный Октябрь» расположен в северо-восточной части Новомалыклинского района. Хозяйство компактное расположено в населённом пункте село Александровка, в 12 км. от районного центра села Новая Малыкла, в 130 км. от областного центра города Ульяновска.

С районным центром хозяйство связано дорогой районного значения с асфальтовым покрытием.

Основными пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции являются: станция Якушка, Новая Малыкла, город Ульяновск, Якушкинский элеватор.

Колхоз «Красный Октябрь» организован в 1930 году.

По многолетним данным Димитровградский метеорологической станции среднегодовая температура воздуха составляет 3,2 ◦ С, самый тёплый месяц июль 20,2 ◦ С, с максимумом температуры +37 ◦ С - 38 ◦ С, самый холодный январь, февраль с минимумом температуры -13,7 ◦ С, абсолютный минимум - 47 ◦ С.

Село Александровка расположено на территории Новомалыклинского района Ульяновской области. Оно находится в центральной части землепользования, в 107 км. от областного центра г. Ульяновска, в 7 км. от районного центра села Новая Малыкла. В колхозе имеются 2 бригады, которые обслуживают население двух посёлков: Владимировки и Александровки.

Село Александровка – перспективный населённый пункт, с. Владимировка – неперспективный. Численность населения с. Александровка – 1306 человек. Транспортная связь села с районным центром и с городом Ульяновском осуществляется по шоссе Ульяновск – Мелекесс. Новомалыклинский район находится в зоне континентального климата.

По данным Мелекесской метеорологической станции средняя температура самого холодного месяца января составляет – 17,6 ◦ С, а самого тёплого июля +26,7 ◦ С.

Село чётко разделено на жилую и производственную зоны.

Из культурно-бытовых зданий имеется кирпичный клуб на 200 мест, магазин на 2 рабочих места.

Производственная зона представлена фермой КРС, свинотоварной фермой и складским сектором.

Растительность

Земли хозяйства приурочены к лесостепной зоне. Растительный покров землепользования складывается из естественной растительности сельхозугодий и полевых фитоценозов, возделываемых человеком.

Из типов кормовых угодий преобладает суходольные чистые пастбища – 312 гектаров, которые размещены преимущественно на плоскостных участках, также на склонных землях оврагов и балок.

Землепользование колхоза «Красный Октябрь» находится в северо-восточной части Новомалыклинского района, центральной усадьбой колхоза является деревня Александровка, которая находится в 5 км от районного центра Новая Малыкла. Направления хозяйства – зерново-животноводческое.

Район характеризуется ясно выраженным континентальным климатом: холодной зимой, жарким летом, со значительным количеством осадков в тёплый период года. Среднегодовая температура довольно низкая (3,2 ◦ С). Продолжительность безморозного периода – 125 дней. В районе очень интенсивных суховеев не наблюдается. Более часто повторяются слабые суховеи, увеличивающиеся с северо-запада на юго-восток. В течении вегетационного периода высока вероятность длительных суховеев и засух. Зимой часто дуют сильные ветра, которые сдувают снег с полей в овраги, балки и другие понижения, что приводит к неравномерному распределению снежного покрова. Таким образом, в зоне расположения колхоза достаточно тепла для произрастаний сельскохозяйственных культур, но мало влаги. Поэтому самой эффективной мерой борьбы за урожай является накопление влаги зимой.

Высота снежного покрова на полях достигает 45 см с глубиной промерзания почвы от 55 до 142 см в зависимости от высоты снежного покрова и температуры.

Среднее количество осадков является достаточным (400 – 500 мм).

Наибольшая глубина промерзания почвы за зимний сезон – 142 см, наименьшая – 55 см. Продолжительность снеготаяния в среднем составляет 19 – 22 дня.

Таким образом, климатические условия района довольно благоприятны для производства товарного зерна, технических культур, картофеля, для развития животноводства, садоводства, овощеводства

Почва

Почвенный покров территории хозяйства представлен в основном чернозёмами типичными (54%) и выщелочными (39%), также размываемыми и слабосмытыми (18,7%) почвами среднего и тяжёлого механического состава.

Средний бонитировочный балл пахотных земель колхоза составляет 83 единицы, что превышает среднерайонный показатель на 6 единиц.

Специализация

Согласно специализации колхозов и совхозов Новомалыклинского района Ульяновской области колхозу предусматривается специализироваться на производстве мяса, зерна и молока.

…Неразрывна связь времён. Так должно быть в настоящем обществе: жить настоящим, помнить о прошлом, мечтать о будущем.

Из двухсот наших односельчан вернулись живыми пятьдесят семь солдат. После войны все приступили к мирному труду. Надо было поднимать сельскохозяйственное производство на селе, образование, здравоохранение, культуру.

В нашем колхозе «Красный Октябрь» люди работали вначале за трудодни. Деньгами зарплату не выдавали.

В 1962 году наш район объединили с Мелекесским. В январе 1965 года Новомалыклинский район организован вновь.

В начале колхоз называли «12 лет Октября». Постепенно колхоз набирал силу, его переименовали и назвали «Красный Октябрь», увеличивались посевные площади, создали машинно-тракторный парк, повышалась урожайность сельскохозяйственных культур.

В 1963 году первым председателем был Черенев Ефим Иванович. При нём в колхозе уже получали очень высокие урожаи, и зарплату людям выдавали зерном. Вместо трудодней колхозникам постепенно стали выдавать зарплату деньгами.

Правление колхоза находилось на улице Заречной. В 1978 году построили двухэтажное административное здание по улице Центральной. В нём уместились фельдшерско-акушерский пункт, правление колхоза, а также Администрация сельского Совета.

В 1982 году сельский Совет, который находился в селе Старая Бесовка перевели в Александровку, и назвали Станционно-Якушкинским сельским Советом

Магазин

Здание самого первого магазина на селе находилось на месте, где сейчас находится отделение связи по улице Центральной.

Первыми продавцами были:

  • Учаев Архип Михайлович
  • Волков Александр Куприянович

Каменное здание магазина построили в 1967 году. В нём продавцами работали:

  • Торговкин Фёдор Васильевич
  • Пиалкина Наталья Фёдоровна
  • Кудашова Татьяна Степановна
  • Куразеева Мария Ивановна

В 1980 году построили новый просторный магазин на улице Центральной. Здесь свободно разместились отделы промтоваров и продуктов.

Больница

Первый медицинский пункт на селе находился на территории школы. В нём работали медсёстрами:

  • Ершова Валентина Егоровна,
  • Додаев Анатолий Фёдорович,
  • Салмин Алексей Фёдорович
  • Баскакова Надежда Ильинична

В 1959 году построили новое деревянное здание больницы. Здесь работали: Варивода Тамара Алексеевна и Утяганова Татьяна Анатольевна, которая в настоящее время работает главным врачом в районной больнице.

В 1978 году фельдшерско-акушерский пункт переезжает на новое место – в здание администрации села. Здесь работали Чернова Антонина Степановна и Кияткина Ольга Николаевна, которая работает и в настоящее время.

Дом культуры

В 1949 году построили первый клуб на селе. Рядом с клубом была изба-читальня, где проходили все выборы.

В 1968 году был построен новый просторный Дом культуры на улице Центральной. Здесь разместился кинозал на 150 мест. Фильмы показывали как для взрослых, так и для детей. Первым завклубом был Учаев Виктор Васильевич.

Библиотека

Первая изба-читальня была открыта в 1949 году, заведующим которой был Некрасов Юрий Михайлович. Он проработал недолго и передал книги Жаркову Николаю Васильевичу, нашему односельчанину.

Самая первая библиотека была открыта в 1964 году 14 ноября. Здесь работала библиотекарем Кудашова Нина Ивановна.

В 1974 году книжный фонд переводят в сельский дом культуры

В 1987 году была построена новая сельская библиотека, рядом с сельским домом культуры.

В 2004 году книжный фонд переводят в администрацию здания правления колхоза, где и находится по настоящее время.

Школа

В начале была церковно-приходская школа. В 1886 году была построена новая деревянная школа. В ней было печное отопление, но зимой в школе было очень холодно.

В 1976 году построили новую Александровскую среднюю школу, двухэтажное кирпичное здание, где очень светло и просторно. Раньше котельная школа топилась углём, а в настоящее время провели газовое отопление.

Детский сад

В 1978 – 1979 гг. был построен детский сад «Солнышко». В садике работали две группы: старшая и ясельная.

В 1997 году детский сад «Солнышко» закрыли.

В 1983 году при правлении колхозом Давыдовым Николаем Митрофановичем, на дорогах внутри села проложили асфальт.

В 1984 году построили гараж для ремонта техники, который отапливался. Это был первый тёплый гараж в районе.

Были построены новые свиноводческие фермы, коровники для выращивания крупнорогатого скота, новый дом для животноводов, где было тепло и уютно, каждую пятницу здесь проходили санитарные дни. Также здесь был пункт выдачи книг и журналов животноводам, проводились обзоры книг, читательские конференции, беседы.

В 1990-х гг. началась перестройка.

В 1992 году произошла реорганизация колхозов, их переименовали и назывались они сельскохозяйственными кооперативами (СХПК «Красный Октябрь»).

Зарплату колхозникам не выдавали, или очень редко. Вместо денег расплачивались продуктами. Последним председателем СХПК «Красный Октябрь» был Кияткин Александр Григорьевич (т.е. управляющий). В хозяйстве была распродана вся техника, за счёт этого выдавали зарплату колхозникам.

В 2006 году в ноябре прошли местные выборы главы поселения и местных депутатов. Весь район разделили на 5 поселений. Село Александровка вошло в МО «Новомалыклинское сельское поселение», главой которого был избран Нуянзин Сергей Анатольевич. Кроме нашего села сюда вошли сёла: Эчкаюн, ст. Якушка, Новая Малыкла и Ст. Куликовка. Все сельские Советы передали свои полномочия в МО «Новомалыклинское сельское поселение», в сёлах остались администраторы. В селе Александровка администратором села односельчане избрали Пятайкину Галину Александровну.

В 2008 году СХПК «Красный Октябрь» полностью оказался банкротом. Землю раздали людям, и так как у сельчан нет средств для обработки земельных участков, то их стали сдавать в аренду местным фермерам и другим организациям (например: «Химмаш» - ООО «Нива».)

Село Старая Грязнуха… Старинное поселение, в котором находился один из самых старинных храмов современного Старомайнского района – Николаевский, возведённый в 1712 году (конечно, впоследствии он не раз перестраивался). Оно относится к разряду сёл, об истории которых сохранилось до обидного мало сведений. Почему? Да потому, что и самого села нет уже 60 лет, а в новом селении Волжское (первые годы после переселения жители по старой памяти называли его Грязнухой), в которое переехали бывшие жители Старой Грязнухи и близлежащей деревни Новая Грязнуха, осталось только два старожила. Остальные или умерли, или разъехались.


Село Волжское – вымирающее, здесь сейчас живут преимущественно дачники, да и то в основном летом. Даже в капитальном труде старомайнского краеведа Ю.Н. Мордвинова ему посвящены всего лишь три листа текста. И это одно из немногих сёл, по которому так и не удалось найти хотя бы одной фотографии до 1955 г. Правда, зато в Национальном архиве Республики Татарстан я обнаружил уникальный документ – чертежи проекта Николаевского храма 1887 года! Но подробнее об этом позже.

Итак, село Волжское (до 1955 г. Старая Грязнуха) находится на берегу Куйбышевского водохранилища, в 8 км к северу от районного центра Старая Майна (по прямому водному пути, а по сухопутной дороге 42 км). Оно входит в состав муниципального образования «Жедяевское сельское поселение» (Ульяновская область). С 1861 по 1920 гг. относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии (с 1920 по 1943 гг. – к Мелекесскому и Старомайнскому районам Самарского (Средневолжского, Куйбышевского) края (области).

Расположение Волостниковки и Волжского на границе Ульяновской области и Республики Татарстан (если брать современные административно-территориальные понятия) и переход из состава одной территории в другую и обратно привели к тому, что документы по этим сёлам откладывались в разных региональных архивах. Другое дело, что документов до настоящего времени дошло очень мало. Так, в Государственном архиве Ульяновской области село отрывочно упоминается в документах преимущественно 1930 – 1954 гг. (4 дела). Клировые ведомости Николаевской церкви за 1815 – 1910 гг. хранятся в Национальном архиве Республики Татарстан.

Согласно уникальному документу, обнаруженному в Российском архиве древних актов, село Никольское (Грязнуха) появилось в 1670-е гг., а в 1716 г. в нём у 4 владельцев (среди них А.А. Головкин, видимо, родственник известного политика Г.И. Головкина, основателя с. Головкино (Урень) было 7 дворов и 84 крепостных. По данным Ю.Н. Мордвинова, его основали в 1674 г. выходцы из Нижегородского уезда.

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» мне удалось два раза побывать в Волжском – в марте и июле 2014 г. Большую помощь в поиске исторических сведений оказали местные жители, в частности Светлана Николаевна Чуваева и бывшие обитатели сёл Старая Грязнуха и Новая Грязнуха – Владимир Иванович Маслов (последний житель Новой Грязнухи, живущий в Волжском), Зоя Васильевна Калачёва и Анатолий Алексеевич Зубарев.

В современном селе есть пять улиц: Лесная, Отрадная, Прибрежная, Полевая и Юбилейная. История Волжского (Старой Грязнухи) в них не отражается никак. Печальна демографическая статистика села. В 1795 г. в нём было 65 дворов и 447 душ, в 1897 г. – 88 дворов и 408 жителей, в 1959 г. – 482 человека, и в 2014 г. – 28 дворов и 57 жителей, а также 26 дачных построек и в них 53 человека. Коренные обитатели Волжского – носители культурных традиций и исторической памяти о Старой и Новой Грязнухе, скоро исчезнут. Нужна ли будет дачникам история села?

Грязнухинские артефакты

Свидетельства о древней истории местности весьма отрывочны и противоречивы. Самые ранние из них относятся к концу XIX – началу XX в. В VI томе (Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье, 1901 г.) полного географического описания России указывалось: «Между сёлами Старой Грязнухой (500 ж. – жителей – Е. Б.) и Новой Грязнухой (400 ж. – жителей – Е.Б.) находилось древнее городище». Древности отмечались и в окрестностях близлежащих селений: Маклашеевки (татарское городище, где обнаружен клад арабских монет X – XI вв.), недалеко от Зеленовки нашли металлическое восточное зеркало, и т.д.

Перед затоплением села, в 1930-е и 1950-е гг. археологическая экспедиция под руководством А.В. Збруевой выявила и обследовала поселение «Старая Грязнуха» (находилось у южной околицы села), датируемое концом II – началом I тыс. до н.э. Интересно, что особенности найденной керамики позволили отнести этот памятник к числу одного из немногих объектов приказанской культуры позднего бронзового века в Ульяновском Поволжье. А орудия из кремня могли принадлежать и более раннему времени.

В официальном списке памятников археологии Старомайнского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) Комитета Ульяновской области по культурному наследию сейчас содержится 4 объекта в районе Волжского: 1) поселение «Грязнуха-1» (3-я четверть I тыс.); 2) поселение «Грязнуха-2» (3-я четверть I тыс.); 3) поселение «Грязнуха-3» (3-я четверть I тыс.); 4) поселение «Грязнуха-4» (3-я четверть I тыс.). Все эти одновременно существовавшие памятники располагаются на расстоянии от 600 м до 3 км от села и относятся к позднему именьковскому и раннему болгарскому времени, когда происходило слияние местного славянского и финско-угорского и пришлого тюркского населения.

Думаю, нельзя не упомянуть и о таком значительном памятнике, как так называемое Старомайнское (Грязнухинское) городище. Несмотря на название, оно находится ближе к современному селу Волжскому (около 2 км) – преемнику бывшей Старой Грязнухи, чем к Старой Майне. На городище работало несколько археологических экспедиций (1939, 1954, 1961), но самые масштабные раскопки производились экспедицией Самарского государственного университета под руководством Г.И. Матвеевой в 1984 – 1987, 1990 – 1991 и 2005 гг., причём в итоге было изучено более 2500 квадратных метров культурного слоя. Отмечу, что оно упоминается в «Памяти Макарию Кисловскому» 1659 г., статье С.М. Мельникова (1859), книге К.И. Невоструева (1871) и трудах других, более поздних исследователей.

Г.И. Матвеева рассказывала: «Четырнадцать веков назад на мысу, расположенном в 2 км к югу от деревни Грязнуха, стояла небольшая, надёжно защищённая крепость. Площадка мыса со всех сторон была обнесена высоким бревенчатым частоколом, а с северной стороны защищена четырьмя высокими валами и четырьмя глубокими рвами, которые хорошо заметны по сей день. Подобные крепости служили для укрытия в случае нападения врагов». Не так давно там был найден объёмный древнерусский медный крестик с шариками на концах предположительно XII-XIII вв. Также памятник интересен тем, что на его территории раскопано несколько длинных прямоугольных домов (длина до 12 м), которые пока не найдены ни на одном из известных именьковских поселений. Вероятно, они служили жилищами для больших патриархальных семей либо являлись общественными зданиями. Аналогии таких построек известны у германцев и западных славян.

После многих лет изучения стало ясно, что Старомайнское городище, расположенное напротив современной Старой Майны, являлось одним из важнейших городищ данного района, крупным племенным центром именьковского времени, а позже – болгарского. Вокруг него находились неукреплённые поселения, жители которых занимались земледелием, скотоводством и рыболовством.

До нашего времени в Старомайнском районе дошла легенда о нашествии иноземцев. Когда здесь жили древние племена, их земли решил завоевать хан Батый. Но сражение он проиграл, и многие воины из его войска попали в плен. За каждого бойца Батый предложил мешок золота или серебра, но победители потребовали барана за каждого пленника. Завоеватель рассердился на то, что его войско сравнивали со стадом баранов, и вновь напал на эту территорию, но так и не смог захватить её. Как знать, не связана ли средневековая крепость (Старомайнское городище) с этой легендой?

Почему Грязнуха, да ещё и старая?

Происхождение названия села не вызывает вопросов. Совершенно очевидно, что оно происходит от вязкой, топкой местности или реки. По мнению авторитетного историка В.Ф. Барашкова, Грязнухой часто назывались небольшие реки с вязкими берегами и грязной, мутной во время дождей водой, а по ним и некоторые селения. Кроме ныне затопленных Куйбышевским водохранилищем села Старая Грязнуха и деревни Новая Грязнуха Старомайнского района на территории современной Ульяновской области так в прошлом называли село Приморское (Мелекесский район) и село Луговое (Ульяновский район). По воспоминаниям старожилов, рядом с селом и церковью протекала речка Грязнушка, а в сторону Волги местность понижалась, поэтому была болотистой, сырой и топкой, особенно после дождей. Думаю, что грязь в этих местах фактически являлась синонимом плодородия.

Но почему Грязнуха – старая? На карте Спасского уезда Казанской губернии начала XX в. (и других дореволюционных) село обозначено как «Никольское Грязнуха». Первое название – по Николаевскому храму. Здесь надо напомнить, что рядом с селом находилась деревня Новая Грязнуха – по той же карте – «Выселок села Никольского». Если село известно как минимум с 1674 года, то деревня – примерно с начала XIX века. Ю.Н. Мордвинов писал: «Интересно, что Поливанову (один из владельцев села – Е.Б.) что-то не понравилось в селе, и он переселяет своих крестьян на другое место, образовав выселок, названный по селу Никольским (Новую Грязнуху), потому основное село Грязнуха с начала 19 века стало называться Старой Грязнухой…». Тем не менее, на картах эти новые названия стали отображаться уже после 1917 года.

Забытый храм: «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу»

Долгое время я не мог найти изображение Николаевской церкви, стоявшей на окраине села у реки Грязнушки. Кропотливые поиски в архивах, музеях и фотоальбомах бывших жителей села не приносили результата. Но во время работы в Национальном архиве РТ мне удалось обнаружить чертёжи проекта деревянного храма на каменном фундаменте 1887 года. Однако было известно, что в 1906 г. в селе построили новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца. Почему же проект деревянного храма, одобренный строительным отделением Казанского губернского правления, так и не состоялся? Этот вопрос частично прояснился во время поездки в Волжское в июле 2014 г., когда я разыскал там бывшего жителя Старой Грязнухи Анатолия Алексеевича Зубарева. Мне исключительно повезло, так как в 81 год он не только сохранил хорошую память, но и в молодости жил около церкви. Поэтому, посмотрев на распечатанную копию проекта, Анатолий Алексеевич сразу определил, что он совпадает с внешним обликом каменного храма.

По неизвестной нам причине, проект 1887 года переформатировали под каменный храм, сохранив при этом основные архитектурные черты сооружения. Неясно, построили всё-таки новую деревянную церковь (по архивным документам, в 1890 г. её перестраивали), или же просто подновили старую, а затем решили возводить кирпичную по старому проекту. А.А. Зубарев вспоминал, что церковь была сложена из красного кирпича, белёного, без штукатурки. Бывший житель соседней Новой Грязнухи В.И. Маслов рассказывал: «В Старогрязнухинском храме перед затоплением находился склад зерна, я туда заходил – она была пустая. Кирпич от церкви пошёл на фундаменты домов и силосные ямы в новом селе (Волжском – Е.Б.). Храм взорвали в 1953 или 1954 году. Вода стала прибывать осенью 1956 г. Когда я в 1958 г. приехал из армии, уже была вода». По сведениям З.А. Калачёвой, жившей в Старой Грязнухе, «на окраине селе была церковь – хорошая, три купола, возле неё находилось кладбище, а позади – речка. В церкви всё разорили ещё до затопления, икон уже не было. Нас сюда выселили (в Волжское – Е.Б.) в 1953 году, а церковь взорвали после нас. Говорят, что просверливали стены, куда закладывали взрывчатку. Из нашего села было видно Головкинскую церковь». За неимением других изображений и свидетельств пока остаётся довольствоваться тем, что есть.

Первую однопрестольную деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построили в 1712 году, через 38 лет после основания поселения выходцами из Нижегородского уезда. В 1750 и 1890 годах храм перестраивали и ремонтировали. В 1842 г. в его клир входили священник Александр Дмитриев Предтеченский и дьячок Павел Стефанов Лентовский, а в 1858 г. – священник Василий Яковлев Смелов и дьячок Иван Голосницкий.

В Национальном архиве Республики Татарстан хранится уникальный документ по истории Николаевской церкви – её главная опись, сделанная в 1899 году. Она интересна не только описанием существовавшей на этот момент деревянной церкви, покрытой железом и обшитой тёсом, длиной 19,2 м и шириной 6,4 м (с восемью окнами, двумя дверями, одной печью, без стенной живописи и т.д.), но и упоминанием строящейся новой каменной с железной крышей, длиной 32 м и шириной 21,4 м (по длине в 1,7 раза больше прежней, а по ширине – в 3,3 раза), с двадцатью окнами, четырьмя дверями, трехъярусной колокольней и двумя железными вызолоченными крестами. Деревянный храм был обнесён деревянной оградой на каменном фундаменте, а также имел 5 колоколов. Только на самом большом из них указывался вес (32 пуда 20 фунтов, или 533,2 кг) и содержались надписи следующего содержания: «завода Саратовских купцов, в городе Саратове братьев Гудковых, мастер Василий Кеменев, 1881 года» и «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу; благовестите день ото дня спасение Бога нашего; возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы Твоея». Кроме того, на колоколе сверху были изображены херувимы, в середине – Божья Матерь, святитель Архангел Михаил и святители бессребреники Косьма и Дамиан.

При описании алтаря храма отмечалось, что он покосился от давности, а шёлковый жёлтый антиминс (четырёхугольный платок – Е.Б.) на престоле был освящён в 1885 г. Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Казанским. Там же находилась икона Тихвинской Божией Матери, а на горнем месте – икона нерукотворного образа Спасителя и другие предметы культа. Всего в алтаре насчитывалось 17 икон. В предалтарном трёярусном икононостасе, украшенном вызолоченными карнизами и резьбой, имелось 15 икон, в том числе весьма древняя икона Пророков с 4 ликами и стёршимися надписями. В других местах висели 27 икон, причём некоторые отличались древностью и богатым оформлением. Также в описи упоминаются 9 лампад, 12 подсвечников, 1 паникадило, 2 аналогия, 9 напрестольных крестов, 17 различных богослужебных сосудов, 32 наименования дарохранительниц и сопутствующих предметов, 4 кадила и другая обрядовая утварь. В ризнице хранились 6 Евангелий, самое старое из которых отпечатали в 1694 году в Москве, а остальные – в период с 1875 по 1896 годы. Особый интерес вызывает опись книгохранилища, в которую входили: 1) одна Библия; 2) богослужебные книги: Праздничная минея 1767 г. и 3 писания святых отцов; 3) 14 книг духовного содержания; 4) периодические издания: журнал «Православный собеседник» за 12 лет (1863 – 1899 гг.), Церковные ведомости за 1889 – 1899 гг., Известия Казанской епархии за 1868 – 1899 гг. и т.д. Кроме того, в церкви находились метрические книги за 1782 – 1899 гг., духовные росписи за 1828 – 1899 гг., клировые ведомости за 1829 – 1899 гг. и другие документы. Жаль, что из всех перечисленных культурных ценностей до нас дошли лишь крохи…

Через 194 года после сооружения первого храма, в 1906 г. на средства прихожан построили новую однопрестольную каменную церковь, что говорит о неплохом благосостоянии сельчан в начале XX века. Должность священника исполнял Гаврила Александрович Троицкий.

Следующие документы по церковной истории Старой Грязнухи относятся к 1930 году. В апреле властями было решено снять с Николаевского храма 5 колоколов общим весом 1710,5 кг. В это время в нём числилось два служителя. Вскоре по постановлению Старомайнского райисполкома от 15 мая, по причине неуплаты страхового сбора в размере 544 рублей 82 копеек его закрыли. Однако верующие жители села активно боролись с произволом властей. 22 июня 1931 г. члены президиума районного исполкома слушали ходатайство Старогрязнухинского церковного совета о разрешении открыть церковь. В итоге они постановили возвратить её сельскому обществу верующих, предложив сельскому совету сдать здание и культовое имущество согласно имеющейся описи в аренду. Когда окончательно закрыли храм, установить не удалось, но в 1935 г. в Старомайнском районе действовали только две церкви – Александро-Невская в Старой Майне и Знаменская в Волостниковке.

Одно из последних упоминаний о Николаевском храме содержится в протоколе заседания Старомайнского исполкома за 11 февраля 1952 г., на котором обсуждался вопрос о передаче здания бывшей церкви в с. Старая Грязнуха районному пункту «Заготзерно»:

«Кирпичное здание бывшей церкви в селе Старая Грязнуха попадает в затопляемую зону, в связи со строительством Куйбышевской ГЭС и подлежит сносу.
Учитывая большую потребность в строительных материалах Старомайнского пункта Заготзерно, складские помещения которого переносятся из затопляемой зоны… на новую площадку, исполком районного Совета депутатов трудящихся решает:
1. Передать кирпичное здание бывшей церкви в селе Старая Грязнуха, подлежащее сносу… Старомайнскому пункту Заготзерно для разборки и использования кирпича и щебня, как строительного материала, при переносе складских помещений из затопляемой зоны на новую площадку.
2. Просить исполком ульяновского областного Совета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение
».

Но позднее, в августе 1953 г. районные власти решили с целью обеспечения Старомайнского участка треста «Ульяновсксельстрой» кирпичом для переноса и нового строительства зданий школ, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений передать ему бывшее церковное здание в с. Старая Грязнуха для разборки на кирпич.

Новая жизнь села?

В начале 1952 года жители Старой Грязнухи узнали о том, что их село попадает в зону затопления Куйбышевской ГЭС, и на его месте в 1957 г. будет плескаться рукотворное море.

В феврале 1952 г. Старомайнский райисполком постановил: «Села Старая Грязнуха (колхоз имени Калинина) и Новая Грязнуха (бригада колхоза имени Калинина)… переселить на новую площадку, как населенные пункты, в которых находятся бригады одного укрупненного колхоза имени Калинина». Но, судя по всему, сельчане отказались переселяться на новые земли около деревни Арчиловки, и решили поселиться в урочище «За порубом» – там, где сейчас находится Волжское. Причём мнение жителей Старой и Новой Грязнухи было единодушным, а постановление общего собрания от 21 декабря 1952 г. было утверждено райисполкомом, что в то время случалось редко. Впрочем, по архивным данным жители должны были переехать в посёлок Волжский (сначала новый хозяйственный центр назывался Старая Грязнуха), деревню Арчиловку и село Базарно-Мордовский Юрткуль. Председателем сельсовета в эти трудные годы был Владимир Иванович Авдеев.

По словам А.А. Зубарева, в Старой Грязнухе в начале 1950-х гг. был сельский совет, школа, два магазина, клуб и фельдшерский пункт. В архивных документах в селе указываются 15 каменных зданий (в Новой Грязнухе стояло семь каменных домов), в том числе здания сельсовета, клуба, кладовой и частные, а также начальная школа (деревянная, перенесли в 1953 г.), сельский совет, медпункт, родильный дом и магазин Волостниковского сельпо.

Зоя Александровна Калачёва вспоминала: «В Старой Грязнухе было несколько улиц, основная – улица Большая, ещё «Ктора» («Хутора»?), Зады. Село большое, в длину около 1,5 – 2 км, народу жило много – около 600 человек или больше. Сельсовет и правление колхоза располагались в отдельных каменных зданиях. Из села ходили на остров на Волге за ягодами (примерно за 2 км), шиповником, гоняли туда скотину. Рядом текла речка Грязнуха, было два озера – Большое и Грязнушка. Условия были хорошие, местность замечательная – рядом располагались луга, лес, ягоды. Не знали, что такое ветер (особенно в Новой Грязнухе), рыбы ловили много – работала специальная рыболовецкая бригада, много озер. Вот чем было знаменито село! В нём находились каменная мельница (паровая, построена до революции), масло били, две школы – на одном конце каменная, на другом – деревянная, для того, чтобы ребятишкам ходить было недалеко, ведь село длинное. Учились в них 4 класса, потом учились в Старой Майне. Было развито пчеловодство, рыболовство и обычное хозяйство – все держали много скотины. Переселили нас в голое поле, за лес, в так называемое «рыбацкое поле», отсюда до Новой Грязнухи – 4 км, до Старой – 6 км. Это было решение жителей села – поселиться в одном месте, поближе к затопленным селениям. Жили дружно, ни воровства, ничего такого не было, никто скотину не трогал». Ещё в начале 1990-х гг. в Волжском были школа, столовая, пекарня, клуб и производство (фермы), сейчас же не осталось ничего…

Как правило, кирпичные дома в зоне затопления сносились и разбирались на кирпич и щебёнку для сооружения новых построек в новых населённых пунктах, которые испытывали острейший дефицит практически всех строительных материалов. Деревянные здания переносились либо сжигались.

По инициативе Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова коллективом Научно-исследовательским института истории и культуры Ульяновской области им. Н.М. Карамзина совместно с Историко-Архивной Комиссией Ульяновской области проводится работа по созданию комплексного научно-популярного труда, посвящённого истории городов, посёлков, сел и деревень Ульяновской области.

Настоящая проблема актуальна как для современной исторической науки, так и для каждого из нас, ибо только знание истории своего родного населённого пункта рождает зримое представление о людях, которые здесь жили и творили в минувшие эпохи, запечатлевает образы животворных народных традиций и поверий, увековечивает имена и дела наиболее известных земляков, сохраняет в памяти уникальные события в жизни этих населённых пунктов, дает неоценимую возможность использовать полученные знания при воспитании новых поколений.

На сегодняшний день уже накоплены некоторые материалы по истории населённых пунктов Ульяновской области, но они пока раздроблены по различным статьям и книгам, и, как правило, не дают возможности объёмного, целостного восприятия истории конкурентного села, посёлка, деревни. В уже имеющихся публикациях по истории поселений часто отсутствуют какие-либо сведения по целым эпохам, не всегда должным образом описаны его памятные места, уровень экономического, демографического, социального развития, объекты культурного наследия и выдающиеся уроженцы, чьи имена прославили Симбирский-Ульяновский край и Россию. Между тем история страны складывается из истории каждого в отдельности её деревни, села, рабочего посёлка, района и города.

Не секрет, в современное время, когда процесс урбанизации значительно увеличил отток людей из сельской местности, многие поселения остаются на карте только в качестве названий. В таких случаях тем более важно не допустить, чтобы вместе с этими населёнными пунктами исчезла и их история.

К настоящему моменту в основном сложился авторский и редакторский коллективы, которые работают над будущим изданием. Среди авторов – ведущие краеведы, профессиональные историки-исследователи, архивные и музейные работники, служащие библиотек. Но возможность принять участие в этом проекте мы готовы предоставить каждому, кто поделится своими воспоминаниями о родном поселении, предоставит исторические или современные его фотоснимки, подскажет где можно найти о нем важную информацию. Такой вклад будет отмечен упоминанием фамилии участника этой работы в каждой конкретной статье о поселении.

Работа над изданием будет продолжаться в течение 2015 – 2017 годов.

Ждамеркино – село Лапшаурской сельской администрации Базарносызганского района, находится в 5 км к юго-востоку от районного центра.

Май 04 2017

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!