Итоги и значение опричнины. Результаты и последствия опричнины

Опричнина

ОПРИ́ЧНИНА -ы; ж. Ист.

1. Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 - 1572 гг., осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой.

2. Часть Московского государства, выделенная в 1565 г. Иваном Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении, удел с особым административным аппаратом и особым войском. Вся земля разделилась на земщину и опричнину.

3. Особое войско Ивана Грозного, служившее ему опорой в борьбе с княжеско-боярской оппозицией.

4. В удельной Руси 13 - 15 вв.: часть удела, выделенная в особое владение (например: часть, выделенная вдове князя в пожизненное владение).

опри́чнина

1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-1572 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

ОПРИЧНИНА

ОПРИ́ЧНИНА (опришнина, от древнерусского опричь - особо), наименование внутренней политики Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный) в 1565-1572 годах. В 14-15 веках опришниной называли особое удельное владение членой великокняжеской семьи, обычно женщин. В 1565 году Иван Грозный выделил себе опричнину - государев удел с особой территорией, войсками, учреждениями. Политика опричнины была направлена на искоренение предполагаемой измены в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации).
Учреждение опричнины было подготовлено событиями начала 1560-х годов. Иван Грозный стремился к активному продолжению Ливонской войны (1558-1583), но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной радой и опалы на княжат и бояр в 1560-1564 годах вызывали недовольство знати, руководителей приказов и высшего духовенства; некоторые представители знати, не согласные с политикой Ивана IV, бежали за границу (А.М. Курбский). В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу под Москвой и 3 января 1565 года объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыли депутации от бояр и духовенства, а также от посадских людей Москвы, которые согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий. Был подготовлен указ, которым Иван IV объявил об учреждении «особного» двора с особой территорией, войском, финансами и органами управления. Целью опричнины провозглашалось искоренение «крамолы»; создавались специальный аппарат управления и послушное царю войско (первоначально в тысячу человек). В опричнину вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль; на юго-западе - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь; на севере - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, а также дворцовые владения. Доходы с опричной территории поступали в казну и шли на содержание опричного войска и аппарата управления. Численность опричного войска достигала 5-6 тысяч человек. Позднее в состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины. В опричнине действовали опричная дума, финансовые приказы - Чети. Опричное войско возглавили в основном выходцы из государева двора. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства получила наименование земщины. Она продолжала управляться Боярской думой, вынужденной по всем важнейшим вопросам испрашивать согласия царя. На устройство опричнины земщина была обложена единовременным налогом в 100 тысяч рублей.
С территории опричнины выселялись многие местные землевладельцы, не зачисленные в «особный» двор, а их земли передавались дворянам-опричникам. Взятые в причнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крестьянами, получали щедрые льготы. Этими земельными перераспределениями было в некоторой мере подорвано экономическое и политическое значение крупной земельной аристократии. С началом опричнины усилились опалы и казни. Проводниками опричных репрессий были боярин А.Д. Басманов, оружничий князь А.И. Вяземский, М.Л. Скуратов-Бельский. Учреждение опричнины и действия Ивана IV Грозного, направленные на физическое уничтожение подлинных и мнимых политических противников и конфискацию их земельных владений, вызвали протест части дворянства и духовенства. На Земском соборе 1566 года группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были казнены. Недовольство опричниной выразил митрополит Афанасий (покинул престол 19 мая 1566), против опричнины выступил и новый митрополит Филипп Колычев (задушен М.Л. Скуратовым в 1569). С 1568 года началась большая волна репрессий (дело боярина И.П. Федорова), завершившаяся ликвидацией Старицкого удела (1569) и разгромом Новгорода (1570). По делу И.П. Федорова было казнено более 400 человек. Во время новгородского похода в Твери, Торжке (в городах, через которые шли опричники) и в Новгороде опричники только по донесению Скуратова-Бельского убили 1505 человек (на самом деле казненных и убитых было во много раз больше). Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Среди погибших в Новгороде большую часть составляли черные посадские люди. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых опричники применяли пытки и казни.
В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Политика опричнины стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В годы опричнины царское правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, черные и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не по сроку. Увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся затяжной войной в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на опричнину и земщину таило в себе гибельные последствия. В 1572 году опричнина была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Возрождение опричнины под названием «удела» произошло в 1575-1576 годах, когда Иван IV поставил во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам приступил к новым земельным переделам.
Начиная с 16 века высказывались различные суждения о причинах введения опричнины и ее сущности. Прогрессивная российская историография в целом склонилась к негативной оценки последствий опричнины для развития Российского государства. Исследования советских историков (П.А. Садикова, С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, И.И. Полосина, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Р.Г. Скрынникова, В.Б. Кобрина, С.М. Каштанова, Н.Е. Носова) рассматривали опричнину как комплекс военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV, направленных на преодоление пережитков феодальной раздробленности в стране, возвышение дворянства и усиление крестьянского закрепощения, но признавали, что политика опричнины сопровождалось массовыми репрессиями, которые затронули не только княжат и бояр, но и дворян, а также широкие народные массы. Историки постсоветской России не видят в опричной политике положительных сторон, полагают, что размах репрессий Ивана Грозного ничем не оправдан и во сного связан с маниакальными чертами характера самого царя. Опричнина подорвала экономику и производительные силы России, что стало одной из причин кризиса Смутного времени.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "опричнина" в других словарях:

    ОПРИЧНИНА, 1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565 72 … Русская история

    ОПРИЧНИНА, опричнины, мн. нет, жен. (ист.). 1. В древней Руси удельного периода земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и… … Толковый словарь Ушакова

    1) в XIV XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 1572 гг … Юридический словарь

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи2)] Название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом3) Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с п … Большой Энциклопедический словарь

    ОПРИЧНИНА, ы, жен. 1. В России в 1565 1572 гг.: система чрезвычайных мер, осуществлённых Иваном IV для разгрома боярско княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 опричина (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с … Политология. Словарь.

    Опричнина - (от древнерусск. «оприч» кроме, отдельно, особо) название системы мероприятий, проведенных Иваном IV в целях укрепления централизованного государства и ликвидации экономического и политического влияния боярства и княжат (бывших удельных князей).… … Энциклопедия права

Формирование личности Ивана Васильевича.

В 1572 году перед лицом неудачи опричной политики, Иван IV вынужден был отменить опричнину. Правление Ивана 4. Опричнина, ее сущность и последствия. Россия в 16 веке. От политики реформ к опричному террору.Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, продолжалась в XVI столетии. Последствия опричнины, усугубленные неудачами в Ливонской войне , были трагичны для страны.

Ливонская война имела затяжной характер, что значительно осложнило внутриполитическую обстановку в России. В среде бояр и дворян стало расти недовольство политикой Ивана IV, продолжением войны. К ним присоединились и некоторые люди из ближайшего окружения царя. В1564 г. на сторону противников России - поляков перебежал князь А. Курбский, до этого командовавший русскими войсками. Измена князя еще больше усугубила неудачи России в Ливонской войне. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Россия во времена опричнины:

1) страна была поделена на две части. В Опричнину (часть страны, подвластную царю), вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;

2) в Земщине - на остальной территории - сохранялись старые порядки с той же Боярской думой , приказами;

3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В свой удел (опричнину) царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре России, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Опричный корпус - тысяча специально отобранных дворян - получил поместья в опричных уездах, при этом все земцы из них выселялись. В опричнине была создана своя Дума, свой двор, внутренние приказы. Иван Грозный сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами, от текущего управления он устранился, а все тяготы Ливонской войны лежали на земщине. У опричного корпуса было только две обязанности: охрана царя и истребление изменников.

Борьба с возможною изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только лишь отдельные боярские или дворянские семьи, но даже целые города. Множество казней прошло в Новгороде (по минимальным подсчетам, жертв было около 3 тыс. чел.). Поводом к этому были подозрения Ивана Грозного об изменнических связях новгородцев с польским королем.


Опричный террор принимал ужасающий размах, менялись главари опричнины (когда А. Басманов был казнен, на его место встал Малюта Скуратов), но расправы над «изменниками» не прекращались. Жертвами репрессий становились и именитые бояре со всеми близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем «маленькие» люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась целых 7 лет - до 1572 г.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены. Отмена опричнины была связана с полным экономическим упадком страны - разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

Опричнина - период в конце 16-го в. на Руси, характеризующийся террором и кровавыми преступлениями дружинников царя Ивана Грозного .

Характеристика опричнины

Под словом «опричнина» обычно понимается несколько явлений. Слово происходит от древнерусского «опричь», что значит «особенный», именно так Иван Грозный назвал своих личных дружинников, которые охраняли его и совершали зверства по его указу. Отсюда пошло и название всего исторического периода. Кроме того, Иван Грозный и его опричники отнимали земли и деньги у народа в пользу царя и царской свиты, это явление также называют опричниной.

Таким образом, суть опричнины - изъятие имущества у граждан в пользу государства путем особо жестоких методов.

Опричнина стала результатом государственных реформ 1565 г., проводимых Иваном Грозным.

Начало опричнины, причины возникновения

Создание особой гвардии и опричников было связано с Ливонской войной . Иван Грозный славился своим суровым нравом и подозрительностью. В 1558 г. он начал Ливонскую войну, целью которой было завоевание новых земель на Прибалтийском побережье. К сожалению, война шла не так быстро и успешно, как того хотел царь, поэтому он неоднократно выражал свое недовольство и упрекал воевод в том, что они неправильно ведут военные действия.

Неудачи копились, и это вызывало подозрения у Ивана 4-го. Довольно скоро он пришел к выводу, что против него существует тайный заговор, в котором участвуют бояре (которые никогда не поддерживали его военных решений) и воеводы. В подтверждение слов царя во время Ливонской войны один из воевод () предал его и перешел на сторону противника.

В результате измученный подозрениями царь решает, что его хотят убить и занять его место. Чтобы защитить себя, Иван Грозный создает особую свиту, состоящую из тысячи человек, которую он нарекает опричниками. Иван 4-й приказывает им следить за его безопасностью и нерушимостью царской власти. В число опричников входили бояре и простые воины, а также представители других слоев населения. Со временем опричники стали представлять собой аналог царского двора.

Основные события опричнины

Иван Грозный очень боялся за свою власть и жизнь и всюду подозревал измену, поэтому довольно часто заставлял опричников казнить людей. Действия царских воинов иногда выходили за рамки его приказов и становились крайне зверскими: опричники убивали, грабили и отнимали имущество, причем зачастую у невиновных. Царь закрывал на это глаза, беспокоясь лишь о собственной безопасности.

Огромную свиту надо было как-то содержать. Иван Грозный вместе с опричниками решает уехать в Александровскую слободу и организует там поселение, откуда управляет государственными делами и совершает казни предполагаемых государственных изменников. В этот же период был принят указ, согласно которому в пользование государства должны были поступать средства и земли, направляемые затем на содержание опричников. Несмотря на указ, зачастую земли отбирались силой. К этому моменту бояре, князья и простой народ уже были крайне недовольны зверствами царя, однако все, кто пытался ему помешать, погибали.

В 1569 г. до Ивана 4-го дошли сведения, что Новгород якобы готовит поход против него с целью цареубийства. Иван собирает огромное войско, состоящее из опричников, и движется к Новгороду, чтобы урезонить государственных изменников. Пока царь, войдя в город, пытался найти виноватых, его опричники грабили и убивали жителей, забирая себе их имущество.

После Новгорода царь двинулся на Псков, где увидел новый заговор. Во Пскове опричники ограничились немногочисленными казнями жителей, которых царь назвал изменниками.

Наступила эпоха разгула опричнины. В 1570-1571 гг. Иван Грозный возвращается в Москву. К этому моменту царь видит заговоры практически везде, поэтому в Москве начинается настоящий террор. Казнили практически всех, в том числе самых приближенных к царю. Опричники по приказу Ивана 4-го, а иногда и по собственной воле жестоко избивали людей, калечили их, отбирали у них имущество и деньги. Москва погрязла в хаосе и крови.

Конец опричнины

В 1571 г. на Русь нападает крымский хан. Иван Грозный посылает против него своих опричников, но те отказываются идти на войну, продолжая заниматься грабежом простых граждан. Видя, к чему привели его реформы, Иван Грозный отменяет опричнину и заменяет ее более мягким вариантом - земщиной (выделяет боярам и приближенным часть государства для управления). Однако, как утверждают историки, сменилось лишь название, а суть осталась прежней. Но, к счастью, террор пошел на убыль.

Последствия опричнины

Итоги опричнины 1565-1572 гг. крайне печальны. Свита опричников создавалась для того, чтобы обезопасить царя и избежать раздробления государства, однако вместо пользы принесла лишь беды. Русь, измученная террором, оказалась в трудном экономическом и политическом положении, множество людей было убито, пострадала также обороноспособность государства. Опричнина разделила страну на части и привела ее к серьезному упадку.

Опричнина Ивана Грозного и ее последствия для Российского государства.

Введение________________________________________________3

1. Введение опричнины____________________________________4

2. Причины и цели опричнины______________________________6

3. Результаты и последствия опричнины______________________9

Заключение_____________________________________________ 13

Список использованной литературы________________________ 15

Введение.

Центральное событие истории России XVI в.- опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет! «Пожар лютости», разгоревшийся в те годы (1565-1572), унес многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. В наше просвещенное время мы привыкли считать жертвы миллионами, но в грубом и жестоком XVI в. еще не было ни такого количества населения (в России жило всего 5-7 миллионов человек), ни тех совершенных технических средств уничтожения людей, которые принес с собой научно-технический прогресс.

Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия содержит в себе ключевые моменты становления Российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным мерам. Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми. Иван Грозный продолжил свою опричную политику, но уже под другим названием, и с несколько измененным руководящим составом, практически не поменяв её направления.

Цель работы исследовать опричную политику Ивана Грозного, каковы же были ее причины, на какие цели она была направлена и к каким объективным результатам привела?

Введение опричнины

Итак, декабрь 1564 г., последний доопричный месяц. Ситуация в стране была тревожной. Нелегка внешнеполитическая ситуация. Еще в правление Избранной рады началась (1558) Ливонская война - против властвовавшего в Прибалтике на территории современных Латвии и Эстонии Ливонского ордена. В течение двух первых лет Ливонский орден был разгромлен. Немалую роль в победах русских войск сыграла татарская конница из покоренного в 1552 г. Казанского ханства. Но плодами победы воспользовалась не Россия: рыцари перешли под покровительство Великого княжества Литовского, которое и развернуло военные действия против России. Выступила и Швеция, не хотевшая упустить свою долю в Прибалтике. Два сильных противника вместо одного слабого оказались перед Россией в этой войне. Первое время ситуация еще складывалась благоприятно для Ивана IV: в феврале 1563 г. после долгой осады удалось взять важную и хорошо укрепленную крепость Полоцк. Но, видно, слишком велико было напряжение сил, и военное счастье стало изменять русскому оружию. Меньше чем через год, в январе 1564 г. в битве у реки Улы, недалеко от Полоцка, русские войска потерпели жестокое поражение: множество воинов было убито, сотни служилых людей попали в плен.

Таков был канун опричнины. 3 декабря 1564 г. началось стремительное развитие событий: в этот день царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, увезя с собой всю свою казну, а заранее отобранным многочисленным сопровождающим было приказано ехать с семьями.

Задержавшись под Москвой из-за внезапно наступившей распутицы, помолившись у Троицы, царь к концу декабря добрался до Александровой слободы (ныне - г. Александров Владимирской области) - села, где не раз отдыхали и «тешились» охотой и Василий III, и сам Иван IV. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковные иерархи их покрывают. Потому он, «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, иде же его, государя, бог наставит». Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы; в ней царь заверял простой московский люд, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».

Это был блестящий политический маневр талантливого демагога: царь выступал в тоге радетеля за интересы посадских низов, против ненавистных посадскому люду феодалов. Все эти гордые и знатные вельможи, по сравнению с которыми простой горожанин - человек третьего сорта, оказывается,- гнусные изменники, прогневавшие царя-батюшку, доведшие его до того, что он бросает государство. А «посадский мужик», ремесленник или купец - опора трона. Но как же теперь быть? Ведь государство тем и государство, что во главе государь. Без государя «х кому прибегнем и хто нас помилует и хто нас избавит от нахождения иноплеменных?»- так, по словам официозной летописи, толковали московские люди, выслушав царские грамоты. И они решительно потребовали, чтобы бояре упросили царя вернуться на царство, «а хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят».

Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровой слободе. Царь смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: «изменников», в том числе и тех, кто всего лишь «в чем ему, государю, были непослушны», «на тех опала своя класти, а иных казнити», а во-вторых, «учинити ему на своем государъстве себе опришнину».

В опричнину (от слова «опричь», «кроме» всей остальной «земли» - отсюда - земщина или земское) царь выделил часть уездов страны и «1000 голов» бояр и дворян. Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, у тех, «которым не быти в опришнине», царь приказал забирать вотчины и поместья в опричных уездах и давать взамен другие в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума («бояре из опришнины»), были созданы свои особые войска, возглавлявшиеся воеводами «ис опришнины». Опричная часть была выделена и в Москве.

С самого начала в число опричников вошли многие отпрыски знатных и старинных боярских и даже княжеских родов. Те же, кто не принадлежали к аристократам, тем не менее, и в доопричные годы в основном входили в состав «дворовых детей боярских» - верхушки феодального сословия, традиционной опоры русских государей. Внезапные возвышения таких малознатных, но «честных» людей неоднократно случались и раньше (например, Адашев). Дело было не в якобы демократическом происхождении опричников, потому будто бы вернее служивших царю, чем знать, а в том, что опричники стали личными слугами самодержца, пользовавшимися, кстати, и гарантией безнаказанности. Опричники (их число за семь лет выросло примерно в четыре раза) были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций. И все же палаческие функции для многих из них, особенно для верхушки, были главными.

Причины и цели опричнины

Каковы же были ее причины, на какие цели она была направлена и к каким объективным результатам привела? Был ли все же какой-то смысл в этой вакханалии казней и убийств?

В этой связи необходимо остановиться на вопросе об отношениях боярства и дворянства, о политических позициях этих социальных групп класса феодалов. Все историки единодушны в том, что вся правительственная политика XV-XVI вв. была направлена на централизацию страны, а воплощалась она в указах и законах, оформленных как «приговоры» Боярской думы - высшего правительственного учреждения. Аристократический состав думы известен и твердо установлен, ее подчас считают неким советом знати, ограничивающим власть монарха. Итак, именно бояре принимают меры, направленные на централизацию.

Экономически бояре не были заинтересованы в сепаратизме, скорее наоборот. Они не владели крупными латифундиями, расположенными компактно, «в одной меже». Крупный землевладелец имел вотчины и поместья в нескольких - четырех-пяти, а то и в шести уездах. Границы же уездов - это рубежи бывших княжеств. Возврат к удельному сепаратизму серьезно угрожал земельным владениям знати.

Титулованные бояре, отпрыски старых княжеских родов, утративших свою независимость, постепенно сливались с нетитулованной знатью. Обломки собственно княжеских вотчин, где их права еще в первой трети XVI в. носили некоторые следы прежней суверенности, составляли все меньшую часть их владений, расположенных столь же чересполосно, как и у нетитулованных бояр.

В социальном составе помещиков и вотчинников не было существенной разницы: и среди тех и других мы встречаем и аристократов, и служилых людей среднего ранга, и «мелкую сошку». Нельзя противопоставлять вотчину и поместье как наследственное и ненаследственное владения: и вотчину можно было конфисковать в опале, за служебную провинность или за политическое преступление, и поместья фактически с самого начала передавались по наследству. Да и размеры вотчин и поместий не дают основания считать вотчину крупной, а поместье мелким. Наряду с крупными вотчинами было много мелких и даже мельчайших, где землевладелец наряду с эксплуатацией труда зависимых крестьян вынужден был сам пахать землю. Вместе с тем одновременно с небольшими поместьями (но таких микроскопических, как мелкие вотчины, первоначально не было) встречались и весьма крупные, не уступающие по размерам большим вотчинам. Все это очень важно, ибо как раз противопоставление крупной «боярской вотчины» «мелкому дворянскому поместью» - главная опора концепции противоборства боярства и дворянства, борьбы боярства против централизации.

Не была антибоярской и опричнина. И дело здесь не только в том, что переселения, в которых видели главный социальный смысл этого мероприятия, не были столь массовыми и всеобъемлющими. С. Б. Веселовский тщательно изучил состав казненных при Иване Грозном. Разумеется, среди погибших немало бояр: они стояли ближе к государю, а потому на них чаще обрушивался царский гнев. «Кто был близок к великому князю, тот ожигался, а кто оставался вдали, тот замерзал»,- писал Генрих Штаден. Да и казнь знатного боярина была куда заметнее, чем гибель рядового сына боярского, не говоря уже о крестьянине или «посадском мужике». В Синодике опальных, куда по приказу царя Ивана были записаны для церковного поминовения его жертвы, бояре названы по именам, а люди из низших слоев общества - часто цифрой с добавлением: «ты, господи, сам веси знаешь имене их». И все же, по подсчетам Веселовского, на одного боярина или человека из государева двора «приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного представителя класса привилегированных служилых землевладельцев приходился десяток лиц из низших слоев общества». Дьяки и подьячие, незнатные государственные чиновники - основа складывающегося аппарата государственного управления, опора централизации. Но сколько их погибло в годы опричнины! «При царе Иване,- писал Веселовский,- служба в приказном аппарате была не менее опасным для жизни занятием, чем служба в боярах».

Итак, острие опричного террора было направлено вовсе не только и даже не главным образом против боярства. Выше уже отмечалось, что и состав самих опричников был не менее аристократичен, чем состав земщины.

Таким образом, уничтожая аристократический строй служилого землевладения, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», как говорит В.О. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо белее орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.

Результаты и последствия опричнины

Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным и даже гибельным для России. Централизация двинулась вперед, но в таких формах, которые просто нельзя назвать прогрессивными. Дело здесь не только в том, что протестует нравственное чувство (что, впрочем, тоже немаловажно), но и в том, что отрицательно сказались на ходе отечественной истории последствия опричнины. Рассмотрим ближе её политические последствия:

Одно из политических последствий опричнины Ивана Грозного заключалось в необыкновенно энергичной мобилизации землевладения, руководимой правительством. Опричнина массами передвигала служилых людей с одних земель на другие; земли меняли хозяев не только в том смысле, что вместо одного помещика приходил другой, но и в том, что дворцовая или монастырская земля обращалась в поместную раздачу, а вотчина князя или поместье сына боярского отписывалось на государя. Происходил как бы общий пересмотр и общая перетасовка владельческих прав.

Годы опричнины явились новым этапом в истории антифеодальной борьбы крестьянства. В отличие от предшествующего времени ареной классовых битв были уже широко охвачены не отдельные села и деревни, а вся страна. Голос стихийного протеста слышался в каждом русском селении. В условиях опричного террора, роста государевых и владыческих податей и других совсем уже нежданных бедствий (мор, голод) основной формой борьбы сделалось массовое бегство крестьян и горожан, приводившее к запустению центральных районов страны. Конечно, эта форма крестьянского сопротивления феодалам еще носила пассивный характер, свидетельствовала о незрелости крестьянства, задавленного нуждой и невежеством. Но крестьянские побеги сыграли огромную и еще не вполне оценимую роль в дальнейшей истории России. Оседая на севере и «за камнем», в далекой Сибири, в Поволжье и на юге, беглые крестьяне, ремесленники и холопы своим героическим трудовым подвигом осваивали эти территории. Именно они, эти безвестные русские люди, обеспечивали экономический подъем российских окраин и подготавливали дальнейшее расширение территории Русского государства. Вместе с тем беглые крестьяне и холопы составляли основной контингент складывающегося донского, яицкого и запорожского казачества, которое сделалось в начале XVII в. наиболее организованной активной силой крестьянской войны.

Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали само понятие опричнины синонимом произвола и беззакония.

Постепенное обезземеливание крестьян, переход черносошных земель в орбиту эксплуатации светскими и духовными феодалами сопровождались в годы опричнины резким ростом податей, взимаемых государством, и земельной ренты в пользу светских и духовных землевладельцев. В годы опричнины происходили серьезные сдвиги в формах феодальной ренты. Усилился процесс развития барщины, наметившийся уже в середине XVI в.

Разорение крестьянства, обремененного двойным гнетом (феодала и государства), дополнялось усилением помещичьего произвола, что подготавливало окончательное торжество крепостного права.

Одним из наиболее важных последствий опричнины является то, что взаимоотношения центральной власти и церкви стали очень сложными и напряженными. Церковь оказалась в оппозиции к режиму Ивана Грозного. Это означало ослабление идеологической поддержки царской власти, что в то время грозило серьёзными последствиями как для царя, так и для государства в целом. В результате опричной политики, независимость церкви в российском государстве была подорвана.

Опричнина была очень сложным явлением. Новое и старое переплеталось в ней с удивительной причудливостью мозаичных узоров. Её особенностью было то, что централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Так, ликвидации последних уделов правительство стремилось добиться путем создания нового государева удела – опричнины. Утверждая самодержавную власть монарха как непреложный закон государственной жизни, Иван Грозный в то же время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине, т.е. основных территориях России, в руки Боярской думы и приказов, фактически усиливая удельный вес феодальной аристократии в политическом строе Русского государства.

Кульминацией опричного террора стали конец 1569 - лето 1570 г. Вероятно, летом 1569 г. царь получил давно желанный донос. Новгород Великий, город, который всегда был под подозрением, задумал изменить: царя извести, на его место посадить старицкого князя Владимира Андреевича и передаться под власть короля польского (в 1569 г. королевство Польша и Великое княжество Литовское превратили личную унию в государственную, создав объединенное государство - Речь Посполитую). Перед этим он в сентябре 1569 г. вызвал к себе Владимира Андреевича с женой и младшей дочерью и заставил их принять яд. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей, были уничтожены содержавшиеся там ливонские и литовские пленные. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. Погибло от трех-четырех тыс. (по подсчетам Р. Г. Скрынникова) до 10-15 тыс. человек (как полагает автор настоящего очерка). Были ограблены новгородские церкви. В селах и деревнях Новгородской земли свирепствовали разбойничьи шайки опричников, опустошавшие и помещичьи усадьбы, и крестьянские дворы, убивавшие жителей, вывозившие насильно крестьян в свои поместья и вотчины. Несколько тысяч человек погибло и в Пскове. Опричнина из мрачного карательного механизма выродилась в шайку убийц с княжескими и боярскими титулами.

Таким образом, в ходе карательных походов Ивана Грозного были разорены крупные торговые и ремесленные центры страны, что подорвало хозяйство и торговлю державы. Также следует отметить, что была уничтожена их экономическая самостоятельность. Новгород после погрома 1570 г. превращался из соперника Москвы в рядовой город Русского централизованного государства, всецело подчиненный московской администрации.

Заметим, что Иван IV , борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Иван Грозный расправился с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами.

Внутренние потрясения не могли не отразиться на внешней политике. Была проиграна Ливонская война (1558-1583 гг.). Существуют несколько причин поражения в этой войне, в том числе и просчеты в выборе главного направления во внешней политике, но главной причиной, я считаю, является истощение сил и средств русского государства, экономическая отсталость России, которую повлекла за собой опричная политика Ивана Грозного. Россия не могла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Хозяйство страны было подорвано в значительной степени в результате карательных походов на торговые и ремесленные центры страны. Достаточно сказать, что во всей Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей. В условиях опричнины крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду. «Из-за кусочка хлеба человек убивал человека»,- писал Штаден. К тому же Московское государство, подвергшееся опричному террору, оказалось практически необороноспособным. В результате этого в 1571 г. центральные районы пожег и разграбил крымский хан Девлет-Гирей. Упал также и международный авторитет России.

Заключение

Опричнина - это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. В этих условиях свою реальную слабость власть пытается компенсировать террором. Она создает не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий, окутывает страну атмосферой страха.

Одним из существенных последствий опричнины было то, она способствовала установлению крепостного права в России. Крепостное право нельзя считать прогрессивным явлением. Дело не только в том, что наша мораль не в состоянии признать прогрессом превращение в рабов (или хотя бы в полурабов) более чем половины населения страны. Не менее существенно, что крепостничество консервировало феодализм, задерживало возникновение, а потом и развитие капиталистических отношений и тем самым стало мощным тормозом прогресса в нашей стране. Его установление, возможно, было некоей иммунитетной реакцией феодального общества восточноевропейских стран на развитие капитализма в сопредельных государствах.

Варварские, средневековые методы борьбы царя Ивана со своими политическими противниками, его безудержно жестокий характер накладывали на все мероприятия опричных лет зловещий отпечаток деспотизма и насилия.

Здание централизованного государства строилось на костях многих тысяч тружеников, плативших дорогой ценой за торжество самодержавия. Усиление феодально-крепостнического гнета в условиях растущего разорения страны было важнейшим условием, подготовившим окончательное закрепощение крестьян. Бегство на южные и восточные рубежи государства, запустение центра страны были также ощутимыми итогами опричнины, которые свидетельствовали, что крестьяне и посадские люди не желали мириться с выросшими поборами и «правежами» недоимок. Борьба угнетенных со старыми и новыми господами из опричной среды постепенно и непрерывно усиливалась. Россия стояла в преддверии грандиозной крестьянской войны, разразившейся в начале XVII века.

Опричный террор и его последствия представляют огромную историческую ценность, которая должна служить назиданием последующим поколениям. Чтобы в будущем знать, к чему могут привести столь радикальные методы, которые применил в свое время Иван Грозный.

Список используемой литературы

1. Зимин А.А. Опричнина. М., Территория, 2001. – 448 с.

2. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?/ История Оте-чества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. XX в. сост.: Козлов. М., Издательство политической литературы, 1991. – 536 с.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб., Кристалл. 1997. – 396 с.

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1975. – 499 с.

5. Соловьев С. М. Об истории древней России. Том 1. М., Москва,1992 – 544 с.

В 1560 г. Иван Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на ее руководителей. Ухудшение отношений с соратниками начинается после 1553 г., когда во время болезни царя они договорились посадить на престол не его сына, а князя Владимира Андреевича Старицкого.

Начинается постепенный переход к опричнине.

Причины опричнины:

1. Неудачи в Ливонской войне.

2. Наличие относительно сильной оппозиции бояр и удельных князей.

3. Стремление царя к укреплению собственной власти.

4. Борьба с сепаратизмом, прежде всего, новгородским.

5. Некоторые особенности личности Ивана Грозного (жестокость, подозрительность и т.д.)

Видимо, опричнина задумывалась как модель идеального, с точки зрения Ивана Грозного, государства.

В декабре 1564 г. Иван Грозный уехал на богомолье в Александровскую слободу. Оттуда в январе 1565 г. (дата начала опричнины) он прислал в Москву два письма. В первом – он «наложил хулу» на бояр – обвинил их в измене. Во втором – обращался к народу, говоря, что зла на него не держит, но на престол не вернется из-за боярских измен. По требованию москвичей бояре вынуждены были поехать к царю на поклон. Иван согласился вернуться на престол с условием, что ему разрешат ввести опричнину .

Основное содержание политики опричнины:

1. Вся земля России делилась на две неравные части – земщину и опричнину.

2. Опричнина (древний термин, обозначающий надел вдовы князя) становится собственностью Ивана и находится под его безраздельной властью.

3. Земщиной управляли Земские соборы, Боярская Дума и приказы, однако в этот процесс вмешивался и царь.

4. Опричное войско боролось с оппозицией внутри опричнины и совершало карательные и грабительские походы в земщину. Апофеозом опричнины стал поход на Новгород 1569 г., поводом к которому послужил ложный донос, обвиняющий новгородцев в измене.

5. Развернут массовый террор против инакомыслящих. Главным палачом стал Малюта Скуратов. Во время Новгородского похода им был задушен митрополит Филипп, осудивший опричнину. Вместе с семьей был убит Владимир Старицкий.

Поскольку политика опричнины не дала желаемых результатов, царь принял решение о ее свертывании. Поводом для этого послужила неспособность опричного войска защитить Москву от походов крымского хана Девлет-Гирея в 1571и 1572 гг. Он был побежден земским войском под командованием Михаила Воротынского. В 1572 г. опричнина была отменена. Однако репрессии продолжались (убит М. Воротынский).

В 1575 г. идея опричнины получила неожиданное продолжение. Иван на год покинул Москву, посадив на царский престол татарского хана Симеона Бекбулатовича. Подлинный смысл этого мероприятия так и остался неизвестным.


Незадолго перед смертью (в 1581 г.) Иван в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана Ивановича, единственного полноценного претендента на престол.

В 1584 г. Иван Грозный умирает. Царем стал слабый и болезненный Федор Иванович, при котором фактически правил брат царицы, бывший опричник, Борис Годунов. При нем основан ряд городов (Архангельск, Саратов, Царицын и т.д.). В 1589 г. Русская православная церковь окончательно становится автокефальной (самоуправляющейся) – избран первый русский патриарх Иов .

Продолжается закрепощение: в 1581-82 гг. вводятся «заповедные лета» - временный запрет на переход крестьян в Юрьев день; в 1592 г. проведена перепись населения (составление «писцовых книг»); в 1597 г. введены «урочные лета» – пятилетний сыск беглых крестьян.

В 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного 14-тилетний царевич Дмитрий. Народная молва обвинила в его смерти Бориса Годунова.

В 1598 г. умирает Федор Иванович и на этом прерывается династия Рюриковичей.

Значение правления Ивана IV:

1. Грабительские походы опричников привели к разорению русских земель.

2. Экономический кризис вызывает массовое бегство крестьян на окраины страны. Идет быстрый рост численности казачества.

3. Бегство крестьян, в свою очередь, приводит к кризису феодального хозяйства – поместья остаются без работников. Желая удержать крестьян на земле помещиков, государство делает новые шаги к их закрепощению.

4. В результате террора уничтожен слой свободных частных собственников (бояр). Таким образом, Россия лишилась социальной базы для развития демократических начал в обществе.

5. Заметно выросла роль в обществе чиновников и дворян. Бояре и удельные князья сильно ослаблены.

6. Растет недовольство народа властью.

7. Возникает непреодолимый династический кризис. Можно утверждать, что глобальным последствием правления Ивана Грозного стало Смутное время.

Культура периода создания Российского централизованного государства (вторая половина XIII – XVI в.)

События, связанные с борьбой против монгольского ига, возвышением Москвы и созданием единого централизованного государства оказали значительное влияние на развитие русской культуры.Главной темой литературы второй половины XIII века стало Батыево нашествие. Первый отклик на это событие – «Слово о погибели русской земли» - проникнуто подлинным трагизмом описываемого. Другое произведение – Повесть о разорении Рязани Батыем» – уже содержит призыв к борьбе против врага. Одним из действующих лиц Повести является рязанский боярин Евпатий Коловрат , ведущий партизанскую войну против монголов. Ему же посвящено отдельное произведение: «Песня о Евпатии Коловрате».

С первыми победами над грозным врагом в русскую литературу приходит оптимизм и гордость за свой народ. Создан целый ряд произведений, посвященных Куликовской битве, которая становится одной из главных тем в культуре этого периода.

Центральное место в литературе этого времени занимают «Задонщина» (кон. XIV века, автор – Сафоний Рязанец) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая пол. XV века, автор неизвестен).

С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV веке в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и даже римских императоров (от Августа). Другим произведением такого рода становится послание монаха Филафея Василию III, в котором утверждалось, что Москва – это «третий Рим» (теория «Москва – третий Рим» ). «Первый Рим» (собственно Рим) пал из-за ересей, «второй Рим» - из-заунии (союза) с католичеством (Флорентийская уния). «Два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не бывати». Теория Филафея превращала Москву в столицу православия и возлагала на нее обязанности по его защите.

Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр«хождений» - описание путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором описывается путешествие в Иран и Индию (1469 – 1472гг.).

В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи» . «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения.

Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. В этой книге с патриархальной точки зрения описывалось, какие порядки должны царить в семье и в доме вообще.

Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол» .

Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация , т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики . Виднейшими публицистами того времени были Федор Карпов и Иван Пересветов (возможно, под этим псевдонимом писал сам Иван Грозный). Одним из ярчайших памятников публицистики XVI века стала переписка Ивана IV с Андреем Курбским.

Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движениежидовствующих , направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения:нестяжательство , вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием; и иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшие за материально сильную церковь. Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики.

Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается: она удивительно пластична и выразительна (церковь Николы на Липне). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор , мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты.

Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рв у, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником.

В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

В XIV -XV вв. высшего развития: достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Другим выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.). Самая знаменитая его икона – «Троица» . Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV-начале XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

Раздел 6. Россия в XVII веке



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!