Мадина Ризванова
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Программное содержание :
1. Развивать фонематический слух и внимание;
2. Развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами
3. Развивать логическое мышление, сообразительность.
4. Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
5. Закрепить понятие, что такое предложение;
6. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
7. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
8. упражнять в подборе слов с заданным звуком;
9. Упражнять в звуковом анализе слов;
10. Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
11. Составлять предложения с помощью схемы;
12. Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию :
1. Звукозапись «звукового письма» , магнитофон.
2. «Волшебный мешочек» с буквами.
3. Плакат со схемами предложений и нарисованным гномом.
4. Посылка.
5. Игрушки : мяч, кубик, машина, кукла, паук.
6. Медальки в форме букв.
7. Сундучок.
8. Карточки : синие, красные, зеленые.
9. «Волшебный карандаш» .
Раздаточный материал :
1. Карточки : синие, зеленые, красные;
2. Листочки для записи схемы предложения и слов;
4. Карточки со словами :Ноль, капля.
Воспитатель (к детям) : Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте . В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями,и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель : Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,
Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом) . Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным) .
Воспитатель : ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель : Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята,а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание,
Королева Знаний посылку прислала,
А в ней предметы
Но вы не ждите подсказки :
Названия прдметов на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
(воспитатель достает из посылки и показывает детям : куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель : Посмотрите, ребята, какие интересные предметы! Сколько слогов в слове «Кукла» (2) . А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков) . Сколько в этом слове гласных звуков? (2) . Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов) .
1. Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
2. Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель : Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание. Выполнять его мы будем сидя за столами. Проходите садитесь за столы. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель : Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений) .
3. |___ ___ ___ .
Воспитатель : Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) . А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы) . Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Ребята,вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами!
Переходим к следующему заданию. Это,ребята,загадка.
4 задание :
Отгадайте загадку
Сели на страничку,
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
(Азбука)
Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова "азбука»(дети работают самостоятельно, один ребенок у доски) .
5 задание :
Составьте предложение со словом «алфавит» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
6 задание :
Ребята, давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз) . Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна) .
Сколько слогов в слове весна? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня умницы, мне очень приятно с вами работать!
7 задание :
Переходим к седьмому заданию :
«Веселые вопросы – шутки» .
Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
Можно ли ноль превратить в соль?
Воспитатель : Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка.
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу и с нею я
Вывешиваю на магнитной доске по очереди ребусы, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Королева Знаний : Молодцы,ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!
Ребята, нам предстоит последнее,но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй.
Ответ : Алфавит
Ребята, сколько букв в алфавите?
Все ли буквы имеют звуки?
Какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите?
Почему они называются хитрыми?
Правильно, вы умницы!
Ребята,а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!
Итог занятия
На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей) . Ребята,а что вам больше всего понравилось?А что для вас оказалось самым трудным?
А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!
Программное содержание:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;
-закреплять представление о смыслоразличительной функции звука;
-упражнять в подборе слов с заданным звуком;
-составление и анализ предложения; овладение способом чтения;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал:
-демонстрационный: картина-схема «книга», фишки, кассы букв, предметные картинки, плакат с надписью «грамоте учиться – в жизни пригодится».
Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по этой книжке, она называется «Азбука».
Давайте, вспомним, что за ужасное событие произошло в начале года в Стране Знаний? (Ответы). Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, кроме того он зарыл глубоко в земле много звуков и все буквы. Мы с вами освободили все звуки и буквы и сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
1 задание:
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
2 задание:
Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали букет и цветов, а сейчас мы поиграем:
3 задание:
-К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок. Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.
Например: жук – мак;
Пчела – нарцис, тюльпан;
Бабочка – ромашка.
-Молодцы, справились и с этим заданием. Мы все ближе подходим к замку злого волшебника.
4 задание:
Игра «Назови слово». Нужно придумать слова со звуком [Т] и [Т’] и определить его место в слове. (за каждое слово получают фишку)
Физкульт минутка.
А сейчас сделаем массаж рук мячиком – ежиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
5 задание:
-Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
6 задание:
-Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
7 задание:
-У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна).
8 задание:
«Какое слово лишнее и почему?»
Ваня, Таня, Сеня, Соня, Женя, баня; (баня)
Ворона, воробей, голубь, сова; (голубь, потому что в нем нет звуков [В] и [В’]).
9 задание:
«Веселые вопросы – шутки».
-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
-Можно ли ноль превратить в соль?
-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея свободна. Ребята, подсчитайте свои фишки, а я пойду встречу Фею Грамоту.
Дети подсчитывают звездочки – фишки, в группу заходит воспитатель (в мантии с буквами).
-А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями.
-Сегодня мы провели наше итоговое последнее занятие. Давайте прочитаем, что здесь написано?
Плакат с надписью «Грамоте учиться – всегда пригодится».
-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!
алла иванина
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе .
Цель : выявление уровня знаний детей; готовность к школе.
Задачи :
1. Закрепить знание букв русского алфавита.
2. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове) .
3. Учить детей определять место звука в слове
4. Продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять самостоятельно предложения из 3 – 4 слов.
5. Формировать умения составлять целое из частей.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
Оборудование : мягкие игрушки инопланетяне 3 шт, изображение ракеты на каждого ребенка, схемы предложений, буквы - алфавит и два домика красный и синий, лист со словами – (Кукла, машина, лук, каша, дом, коса, лиса, телефон, штриховка на каждого ребенка, конверт с обозначениями – начало середина конец, дидактическая игра «составь слова из 2 слогов» , сундучок с медалями для каждого ребенка.
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычное занятие . Мы с вами отправимся в путешествие и придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети : да
Восп.: А на чем мы туда отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Возьмите лист на краю стола и приступаем. Начинаем с цифры 1.
1 задание. У детей листик А4 на котором, если соединить цифры по порядку получиться ракета.
Восп.: итак что же у вас получилось?
Дети : ответы детей. Ракета.
Восп.: Как вы думаете куда же мы можем отправится на ракете?
Дети : в космос, на планету.
Восп.: правильно. Сейчас мы с вами отправимся путешествовать по волшебным планетам. И так усаживаемся поудобнее. Закрываем глаза. (звучит музыка – звук ракеты) . А пока мы летим скажете, кто нас может встретить на планетах.
Дети : ответы детей.
Восп.: да конечно же инопланетяне. Ну вот я вижу мы уже подлетаем к 1 планете. Глаза закрываем и мы приземляемся. (музыка останавливается) ну вот мы и приземлились. Посмотрите кто это? (мягкая игрушка инопланетянин у него в руках конверт) .
Дети : пришелец, инопланетянин.
Восп.: а что это у него? Давайте посмотрим. (открываем конверт там буквы и 2 дома красный и синий) . Ребята посмотрите буквы, а вот и домики. Ой у него буквы выпали из домика, а он не знает какие буквы где живут. Поможем?
Дети : да.
2 задание. 2 домика красный и синий. Нужно разложить буквы, которые живут в красном домике и синем. Дети берут буквы и раскладывают буквы возле красного и синего домика).
Восп.: молодцы а теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Какие буквы живут в красном домике? Почему они так называются? Назовите гласные звуки.
Дети. Они живут в красном домике. Гласные. Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Дети называют гласные звуки.
Какие буквы живут в синем домике? Почему они так называются? Назовите согласные звуки.
Дети : Они живут в синем домике. Согласные. Когда мы их произносим, воздух встречает преграду : зубы, язык, губы. Дети называют согласные звуки.
Восп.: молодцы какие. А теперь давайте отправляться дальше. Закрываем глаза. И полетели. (звучит музыка) . А пока мы летим ответьте чем отличается буква от звука?
Дети. Букву пишем, видим. Звук слышим и говорим.
Восп.: правильно. А вот мы подлетаем к следующей планете. Смотрите, нас встречает житель этой планеты. И в руках у него тоже конверт.
(открываем конверт и читаем следующее задание, там нарисованы схемы предложения на каждого ребенка)
3 задание.
Посмотрите внимательно на схемы и придумаете предложение, к данным схемам.
(Проверяем правильно ли выполнено задание. Сколько слов в твоем предложении? Сколько нарисовано слов у тебя на схеме)
Восп.: молодцы вы составили, хороши предложения и правильно выполнили свои задания. Но нам пора отправляться дальше. Усаживаемся поудобнее и закрываем глаза. (звучит музыка) . Ну вот я вижу следующую планету. Открываем глаза и кто же это? Нас встречает житель следующей планеты. Ребята у него нет конверта с заданием. А знаете почему? Он хочет с вами поиграть.
Физкультминутка.
Восп.: поиграли, но а теперь пора отправляться в путь. Усаживаемся поудобней и закрываем глаза (звучит музыка) . Вот и планета следующая. Нас встречает следующий инопланетянин и у него есть для нас письмо. (открываем конверт и читаем следующее задание)
4 задание. Определи сколько слогов в словах. Кукла, машина, лук, каша, дом, коса, лиса, телефон.
Восп.: молодцы справились с заданием. И усаживаемся пора отправляться дальше. Нас ждет еще одна планета (звучит музыка) . Ой, а встречает нас уже знакомый нам инопланетянин и опять без конверта. Он опять хочет поиграть. А давайте поиграем в игру «Где спрятался звук» .
5 задание. Игра «где спрятался звук»
Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине. У вас на краю стола лежат карточки возьмите их и будете показывать где спрятался звук (начало середина конец) .
И так будьте внимательны ищем звук
А – арбуз, шар, юла, аист
С – собака, кастрюля, коса, сыр, ананас.
Ш – камыш, шапка, кошка.
Р – торт, тир, рыба, ведро.
Восп.: хорошо поиграли, но нас ждет следующая планета. Пора отправляться. Закрываем глаза (звучит музыка) . Ну вот мы приближаемся к следующей планете и сейчас увидим, кто же нас ждет. И конечно же нас встречает житель этой планеты, а в руках у него да письмо. (в конверте на каждого ребенка листы с изображением фигурок, которых надо заштриховать).
Задание 6. штриховка.
Ребята вы уже взрослые и скоро пойдете в школу. Наш инопланетянин хочет проверить вы готовы к школе, и он приготовил для вас задание. Здесь нужно выполнить штриховку. Нужно заштриховать фигурки не выходя за контуры.
Восп.: вы очень старались, поэтому выполнили аккуратно и очень красиво. Молодцы. Ну, что нам пора отправляться в путь. Закрываем глаза (звучит музыка) . И встречает нас уже знакомый нам инопланетянин и у него что то есть. Посмотрим, что он нам приготовил. Ребята это игра «составь слово» Он опять хочет поиграть. Вы хотите поиграть? Давайте разделимся на 2 команды.
Задание 7. игра составь слова.
Дети делятся на 2 команды и каждая команда получает по 12 карточек. Из этих карточек составить слова. (дети составляют слова, потом проверяем – читаем и смотрим картинка совпадает или нет).
Восп.: молодцы. Посмотрите, а здесь сундучок. Давайте откроем (в сундучке медали) . Ребята инопланетянам вы очень понравились вы отлично справлялись со всеми заданиями, и они приготовили вам награду. (награждение детей, но к сожалению нам уже пора и возвращаться в детский сад. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза (звучит музыка)
Ну вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Дети : да
Восп.: Вы сегодня просто молодцы : помогли буквам найти их домики, находили звук в слове, определили количество слогов в словах и количество слов в предложениях. Всем спасибо.
Воспитатель
МБОУ СОШ № 43 города Белгорода, Россия
Публикации по теме:
«Я рубашку сшила мишке». Итоговое занятие по обучению грамоте Программное содержание: Образовательные цели: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «мишка» и «игла» с определением ударного.
Цель: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Итоговое занятие по обучению грамоте «Школьный урок» Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Задачи: закрепить умение детей определять место звука.
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Буратино» Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Поможем Буратино» Воспитатель: Бубнова С. Л. Интеграция образовательных.
5 «Кораблик»
Итоговое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Фея Грамота и Звукомор».
Воспитатель: СелютинаГ.В.
г.Балашиха.
Программное содержание:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;
-закреплять представление о смыслоразличительной функции звука;
-упражнять в подборе слов с заданным звуком;
-составление и анализ предложения; овладение способом чтения;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал:
-демонстрационный: картина-схема «книга», фишки, кассы букв, предметные картинки, плакат с надписью «грамоте учиться – в жизни пригодится».
Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по этой книжке, она называется «Азбука».
Давайте, вспомним, что за ужасное событие произошло в начале года в Стране Знаний? (Ответы). Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, кроме того он зарыл глубоко в земле много звуков и все буквы. Мы с вами освободили все звуки и буквы и сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
1 задание:
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
2 задание:
Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали букет и цветов, а сейчас мы поиграем:
3 задание:
-К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок. Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.
Например: жук – мак;
Пчела – нарцис, тюльпан;
Бабочка – ромашка.
-Молодцы, справились и с этим заданием. Мы все ближе подходим к замку злого волшебника.
4 задание:
Игра «Назови слово». Нужно придумать слова со звуком [Т] и [Т’] и определить его место в слове. (за каждое слово получают фишку)
Физкульт минутка.
А сейчас сделаем массаж рук мячиком – ежиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
5 задание:
-Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком. (Книга)
-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
6 задание:
-Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
7 задание:
-У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна).
8 задание:
«Какое слово лишнее и почему?»
Ваня, Таня, Сеня, Соня, Женя, баня; (баня)
Ворона, воробей, голубь, сова; (голубь, потому что в нем нет звуков [В] и [В’]).
9 задание:
«Веселые вопросы – шутки».
-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
-Можно ли ноль превратить в соль?
-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея свободна. Ребята, подсчитайте свои фишки, а я пойду встречу Фею Грамоту.
Дети подсчитывают звездочки – фишки, в группу заходит воспитатель (в мантии с буквами).
-А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями.
-Сегодня мы провели наше итоговое последнее занятие. Давайте прочитаем, что здесь написано?
Плакат с надписью «Грамоте учиться – всегда пригодится».
-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Золотой ключик»
Конспект открытого занятия
по подготовке детей к обучению грамоте
детей группы общеразвивающей направленности
7-го года жизни №14 «Радуга»
Тема «Итоговое занятие»
Подготовила воспитатель: Р.Р.Меленик
г.Нижневартовск 2016
Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Задачи: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождения места звуков в слове. Развивать мышление и речь детей.
Образовательные: Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.
Развивающие: Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.
Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово».
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.
Демонстрационный материал: карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН. Картинка с изображением гуся.
Раздаточный материал: Карточки зеленые, красные, синие для обозначения звуков, цветные карандаши, ручки, чистые листы в клетку, конверты с карточками - заданиями для индивидуальной работы, ребусы.
Оборудование: напечатанные слова, схемы к предложению, ребусы, карточки с заданиями для индивидуальной работы детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Здравствуйте ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Хорошее, радостное, веселое.
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся им, пожелаем им хорошего дня.
А теперь присаживайтесь на ковер. Начнем наше занятие.
Беседа о времени года.
Какое сейчас время года? (Весна).
А кто назовет признаки весны?
Я тоже хочу назвать признаки весны, вернее спеть, а вы со мной?
Припев из песни С. Никитина «Весна»
Какие пословицы о весне вы знаете?
Много воды - много травы
Зима весну пугает, да сама тает;
Сегодня не тает, а завтра кто знает;
Весной сверху печет, а снизу морозит;
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Весна - замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.
Заносят конверт .
В: Интересно, для кого это письмо?
Читаю: для детей группы №14. Скорее откроем его!
В конверте письмо от Звуков и Букв.
Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте желтый портфель. В нем конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы сможете собрать слово, обозначающее предмет - сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи! Даём подсказку: Портфель лежит там, где у вас хранятся шумящие, гремящие, свистящие инструменты. Вы любите на них играть».
Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск чемоданчика.
Какие вы молодцы! А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. В качестве пропуска задание - нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
Задание №1 «Составить звуковые схемы слов».
Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
Гласные звуки это, какие? (Поются)
А согласные? (произносятся с преградой)
Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.
Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?
Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные - в синих. Твердые согласные - в зеленых! Посмотрим, все ли это знают.
Достаньте из конверта карточки трех цветов.
В.: Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук обозначить.
К. С, О, Р, А…
Молодцы! Достаньте из конверта карточки с картинками. В них нужно будет вписать буквы и звуки. - сделать буквенную, звуковую схему слов.
Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем: расстояние между столом и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечо. И так приступим:выполнение детьми задания.
Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, - нарисуйте тучку. (Самооценка)
Один-два ребенка демонстрируют свои задания у доски.
Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова гусь .
Назовите все гласные звуки в этом слове
Теперь назовите согласные.
Назовите первый звук.
Какой это звук?
Каким цветом мы его обозначим?
Какой второй звук в слове?
Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим
Какой третий звук в слове? Какого цвета его домик?
Какой это звук?
Какой следующий звук?
Какой это звук?
Ь - это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы го не обозначаем.
Какой последний звук в слове?
Какой это звук?
Сколько всего букв в этом слове?
Сколько всего звуков в этом слове?
Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! БУКВА Р.
Кинезиологическая физминутка:
Упражнение «Часики»
Упражнение на расширение бокового зрения.
Задание №2 «Собери буквы»
Вам даны элементы разных букв. Достройте их у себя в листочках. Вы конструкторы букв.
На втором листе задания буквы рассыпались. Напиши в клеточках названия этих картинок.
Кто уже выполнил задание - поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга. Если все верно - нарисуйте солнышко. .Если есть ошибки - нарисуйте тучку.
Вы получаете вторую букву названия предмета - сюрприза!
БУКВУ У помещаем на доске.
В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.
Игра : «"Поймай звук"
Проходите на свои места.
Задание №3 « Подели слова на слоги»
А можно ли слово поделить? Как можно поделить слово на части,-слоги?
Достаньте из конвертов карточки с заданием. А для примера давайте разделим слово рыба.
Индивидуальная работа детей. Взаимопроверка.
Хорошо потрудились. Давайте отдохнем.
Выходите ко мне.
Физминутка: Земля - вода - небо - огонь.
Дети присаживаются на ковер.
В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)
Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК
КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)
Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА
КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)
Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ
ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)
Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА
УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)
Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.
В. Молодцы! Получите третью букву: Ч
Присаживайтесь на свои места.
Задание №4 «Составить схему предложения».
Первая часть задания: в карточке соединить нужную схему предложения с портретом автора письма.
Молодцы, справились! Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга работы. Солнышко или тучка покажут результат.
А теперь вторую часть задания надо выполнить.
Наступила весна.
Саша рисует красивый цветок.
Посадил дед репку.
Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. _______ _____ ______ ________.
Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)
Лера, какое предложение придумала ты?
В. Молодцы! Выходите ко мне. (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно) произнесите это предложение.. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.
Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
(Антонимы)
Веселый - грустный,
Много - мало,
Холодно-жарко,
Снизу - сверху
Старый-молодой, медленно - быстро, широкий - узкий, далекий -близкий.
Слабый мороз - сильная жара;
Взять много - отдать мало; Веселый дедушка - грустная бабушка.
Молодцы, вы справились с этим заданием.
Кинезиологическая разминка.
«Ленивые восьмёрки» Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.
Присаживайтесь на свои места
Вы так хорошо потрудились.! Молодцы! Четвертая буква: К ваша!
Задание №5 « Разгадать ребусы».
Давайте подготовимся, сделаем упражнения, которые улучшат наше внимание, способность ясно мыслить.
А теперь разгадываем ребусы. Прочитайте слово, составленное из первых звуков картинок.
Дорогие умники и умницы! Прикрепите последнюю букву слова, которое скажет нам - где сюрприз, приготовленный звуками и буквами для вас. Буква А. Что вам приготовили Звуки и Буквы? РУЧКИ!
Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в портфель. Да вот же они!!!
Ребята! Понравилось вам занятие?
Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?
Какие задания показались вам интересными?