Из сочинения историка В.О. Ключевского

В истории России недостаточно известен период, в ходе которого русский народ фактически создавал свою цивилизацию наново после гибели древнерусской (Киевской) цивилизации, наступившей в результате удельных стремлений князей и татаро-монгольского нашествия. В то время этот период истории русской культуры является самостоятельным, так как он отличается от древнерусской цивилизации по многим параметрам культурно-цивилизационного процесса. Однако очень часто этот период формирования великоросского этноса и его культуры не выделяется и не рассматривается в качестве самостоятельного, так как заслоняется или сливается с третьим периодом истории отечественной культуры - Московским. В то время как именно в период заселения Верхневолжского региона закладывались основы нового политического и социального порядка: удельно-княжеского (частнособственнического, с прямой линией наследования от отца к детям); свободно-захватного землевладения, сыгравшего особую роль в характере последующих процессов отечественной истории и культуры. Здесь же, в условиях нового «космоса» - природно-климатических условий, - будут вырабатываться специфические черты характера и тип мышления русского чело-

века, которые будут устойчиво проявляться даже в изменившихся условиях: терпеливость, наблюдательность, способность к интенсивному труду в короткое время, знаменитое русское «авось», целостность видения и др.

Прежде всего надо иметь в виду, что складывающийся в верховьях Волги в XII - XIV вв. великоросский этнос имеет иной генотип, чем представитель Днепровской Руси. Славянский генотип изменится как под воздействием природно-климатических условий, так и в результате смешения с местными финскими племенами, которых русские собирательно называли «чудью». В связи с этим В. О. Ключевский отметит, что «наша великоросская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты».

По мнению того же Ключевского, над характером и типом мышления великоросса много поработала природа этого края, резко отличающаяся от природы Поднепровья, с его устойчивым климатом, жарким летом, плодородными черноземами и т. п. благоприятными для земледелия чертами.



В верховьях Волги землепашцу приходилось осваивать новые земли в мало пригодных для земледелия условиях: короткое лето, густая сеть рек и речушек, идущих в разных направлениях, малоплодородный суглинок, покрытый лесными дебрями. Для того чтобы здесь вырастить хлеб, крестьянин должен был вырубить лес, сжечь его и удобрить почву, плодородие которой истощалось через 4-5 лет и это заставляло великоросса передвигаться на восток, осваивать новые участки. Для того чтобы обеспечить освещение и прогревание полю, землепашец должен был расчищать от леса территорию в три раза больше, чем та, которую он засевал. Эту тяжелую работу, постоянные перекочевки земледельцу приходилось осуществлять в условиях очень неустойчивого климата, с заморозками в мае и в августе, с оттепелями в январе. Тысячи мелких непредвиденных трудностей и опасностей создавали речки, озерца, болота, сырой климат. Эти обстоятельства изменили характер переселенца из Поднепровья.

Изменчивость, неустойчивость климата, малоустранимые препятствия выработали у великоросса терпеливость и изворотливость в преодолении препятствий.

Капризная природа, неустойчивый климат развили в нем удивительную наблюдательность, которая нашла отражение в народных приметах. В них раскрывается ум, знания природы, План и календарь сельскохозяйственной деятельности верхневолжекого землепашца. В них схвачены все характерные, трудно уловимые явления годового цикла природы, каждый месяц,

чуть ли не каждое число месяца имеет свои особые приметы. В приметах - метеорология великоросса, его хозяйственный учеб ник, его бытовая автобиография.

Как выявил В. О. Ключевский, природно-климатические истоки имеет и любовь к риску, склонность дразнить счастье, играть наудачу, рисковать.

Неустойчивая природа, обманчивая почва заставляли чело века здесь выбирать подчас самое что ни есть безнадежное, не расчетливое решение, противопоставляя капризу природы свою отвагу, риск. «Была не была!» Это и есть истоки великороссксго «авось!».

Лишь в одном был четко уверен великоросс: лето будет коротким, прохладным и дождливым. Надо дорожить каждым погожим днем. Как показывают исследования ученых, русский земледелец имел в три раза меньше времени для всего цикла сельскохозяйственных работ, чем западноевропейский крестьянин. Это заставляло его спешить, усиленно работать. «Так великоросс приучился, - пишет В. О. Ключевский, - к кратко временному напряжению сил, привык работать лихорадочно, интенсивно, а потом отдыхать в период вынужденного осеннего и зимнего безделья». «Ни один народ в Европе, - продолжает он, - не способен к такому напряженному труду в короткое время, какой может развить великоросс. Он не привык к ровному, уме ренному, размеренному и постоянному труду!» Таковы истоки черт характера русского человека, в которой наши недоброжелатели стремятся выделять лишь оборотную сторону, которую они называют ленью и т. п. характеристиками.

Верхневолжский «космос», с лесными дебрями и паутинной сетью речек заставлял переселенцев располагаться на редких возвышенных и сухих местах небольшими деревнями, часто в 2-3 крестьянских двора. Это обстоятельство также сказалось на характере русского человека. В отличие от жителей Поднепровья, образующих большие селения и привыкших работать на виду у жителей чуть ли не всего села, верхневолжский крестьянин трудился в одиночку, в глуши леса. «То была молчаливая черная работа в одиночку, - писал В. О. Ключевский, - не над собой, не над своими приемами работы, не над своими чувствами и отношениями к людям, а над диким лесом и полем». Отсюда - замкнутость, нерешительность и даже робость великоросса, неумение работать большими коллективами. Поэтому русский человек лучше работает, когда он один, когда на него никто не смотрит, и трудности лишь возбуждают его силы, а успех - роняет их. «Ему легче одержать препятст-

вие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех».

Природа страны, которую осваивал великоросс, сказалась и на типе мышления. Невозможность рассчитать вперед и сообразовать цели и средства, прямо идти к намеченной цели выработали склад ума великоросса. Непостоянство природы и случайности жизни научили его больше обсуждать пройденный путь, чем рассчитывать и планировать будущее.

В борьбе с неожиданными оттепелями и заморозками он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, ему доводилось больше замечать следствия, чем ставить цели. Это уменье его и было названо «задним умом», которым «русский мужик крепок». Но это не то же, что задняя, скрытая мысль, коварство и хитрость.

Вынужденный колебаться, лавировать среди тысячи неустранимых препятствий, русский человек приучился максимально учитывать все возможные изменения, обстоятельства, случайности. Отсюда специфика русского «логоса» - широта охвата обстоятельств, проистекающая от привычки колебаться и лавировать среди неровностей и случайностей жизни, идти к цели оглядываясь по сторонам.

Таковы истоки особенностей национального характера великоросского народа. Однако природно-климатические факторы имеют огромное влияние не только на характер народа, его генотип, но и на формирование форм экономической жизни, тип государственности, систему ценностей и культурную доминанту народов. Природный фактор сыграл значительную роль и в формировании культурной доминанты России - соборности, наряду с его исторической судьбой и православной верой. Отечественный ученый Л. В. Милов в результате глубокого научного исследования роли различий природно-климатического фактора России и Европы пришел к выводу, что именно бедные почвы, неблагоприятный климат и короткий цикл сельскохозяйственных работ - с середины апреля до середины сентября (всего 125-130 дней в году), и в силу этого более низкая урожайность, чем в Западной Европе, обусловили отставание России от Запада. На западе Европы ни в средневековье, ни в новое время не требовалось такого напряжения сил, с которым был вынужден работать русский земледелец, который должен был в 21-25 рабочих дней в каждом сезоне вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях требовал около 40. Эта работа на пределе физических сил человека препятствовала развитию интенсивных форм хозяйствования. Мало что изменилось в России и в

XIX в., в историческом центре Российского государства урожайность была очень низкой.

В Западной же Европе, в силу значительно более благоприятных климатических условий, перерыв сельскохозяйственных работ в некоторых странах до удивления короткий - декабрь- январь. То есть западный земледелец в течение 10 месяцев может, равномерно распределяя свой труд, обрабатывать землю, восполняя тем самым ее естественные недостатки.

Проясняет факт российской бедности и то, что прирост биомассы в России с одной и той же единицы площади в 2,5-3 раза ниже, чем на западе Европы, и в 3-6 раз ниже, чем во влажных субтропиках Дальнего Востока и Атлантического побережья США. Последнее обусловлено сроками возможности вегетации растений: в России 5-6 месяцев, а на Западе Европы- 7-8 месяцев в году.

Эти особенности природных условий сказались и на возможностях индустриализации. Прибавочный продукт для индустриализации буквально выдирался из русского крестьянина, за счет которого модернизировалась страна и Петром I , и в советский период. Так, А. Н. Энгельгардт описывает систематическое недоедание российской деревни в пореформенной России и тягостные картины умирания трудоспособных, полных сил людей лишь потому, что питание было ниже требований биологического выживания, в хлеб подмешивались различные суррогаты: полова, кора деревьев и т. п.

В свете сказанного требуется иначе взглянуть на причины столь упорного тяготения бедных и средних слоев крестьянства к общинной форме землепользования. Нам представляется, что в ее формировании участвовала система взаимосвязанных факторов: православное миропонимание, бедность природно-климатических и почвенных условий России, ее огромные просторы.

Известно, что к XV в. освоение русской равнины землепашцами закончилось, леса вырублены и великоросское крестьянство должно было перейти к пахотному землепользованию с регулярным паровым трехпольем. Это сразу снизило урожаи и изменило структуру посевов в сторону так называемых «серых хлебов». С этого периода во всех регионах России: в Сибири, на Великоросском юге, в казачьих областях, в Северном Полесье - захватная форма землевладения перешла в чисто общинное, связанное с уравнительно-душевым перераспределением земли. Только в Малороссии, напротив, захватный способ разлился в чисто подворное землевладение. Последнее обстоятельство можно объяснить лишь более благоприятными природно-кли-

матическими условиями в Поднепровском крае, так как религиозные воззрения здесь и у населения Верхневолжской Руси были одинаковыми.

Первым истоком формирования русской крестьянской поземельной общины с переделом пахотной земли по количеству живых душ в семье было конечно же православная вера в то, что земля, как и реки, леса, солнце, - «дар божий» и поэтому не может принадлежать отдельному человеку на правах частной собственности. Таковыми могут быть лишь плоды его труда. Поэтому каждая крестьянская душа имела право кормиться от земли.

Вторым фактором становления общинного землепользования на территории России стала бедность природных условий. Поэтому из недр крестьянского общества, из потребностей его стабильного существования возникла община как верховный собственник и распорядитель земли. Крестьянская же семья была владельцем пахотной земли. Однако роль общины собственническими функциями далеко не исчерпывалась. Наряду с ними община распоряжалась недоимочными участками; решала спорные вопросы наследования; выполняла роль администратора и судьи, при этом решения ее выполнялись неукоснительно; организовывала коллективные помощи и работы для общих целей (расчистку новых угодий, строительство дорог, мостов и т. п.). Но что особенно важно - община, а не отдельная семья выполняла податную функцию. Налог, полученный от государства, распределялся миром с учетом состояния каждой семьи, количества трудоспособных, состояния здоровья и т. д. Следовательно, российский крестьянин, в отличие от западного, не в одиночку противостоял превратностям судьбы, стихиям природы, князю и государству, а через мир, общину, которые были для него самой близкой частью русского общества и культуры. Община знала его состояние и входила в положение, подстраховывала крестьянина, гарантировала его выживание в критические периоды его истории. Община являлась для великоросского земледельца той микро-Россией, за пределы которой он часто и невыходил, здесь формировалась его культура, знания, здесь он чувствовал себя уверенным, был мудр и рассудителен, здесь был его родной дом и земля, с которыми он с трудом мог расстаться.

Самым главным актом функционирования русской крестьянской поземельной общины, проливающим свет на формирование соборных архетипов его сознания и чувства, является акт перераспределения пахотной земли, которого не знала община западноевропейских крестьян - марка. В последней крестьяне совместно владели угодьями, пашня же находилась в част-

ной собственности земледельцев. Но частная собственность имеет свое уязвимое начало - «ахиллесову пяту» - ее можно потерять. Известно, что это утратившее связь с землей бывшее крестьянство и составило социальную основу, зародыш развития западной промышленно-торговой цивилизации.

Нужно вдуматься и вчувствоваться в действие этой периодически проводимой акции на душу крестьянина-великоросса, чтобы понять ее роль в формировании общинной, соборной его души. Многократно за евою жизнь русский крестьянин, индивидуально обрабатывавший свое поле, самостоятельно хозяйствовавший, на нем и в своем подворье, шел добровольно на самоограничение, жертвуя своими привязанностями и, может быть, выгодами ради высшей справедливости, божьей, - молодых отделившихся семей и «народившихся душ». Так в этом процессе отдавания своей уже возделанной земли вырабатывалось особое, уникальное мировоззрение и привычка русского крестьянина, - постоянно помнить, что он часть целого, жизненно важного и дорогого для него общества. Так в российском крестьянстве накапливалась общинная потенция, способность ограничивать свои интересы ради мира, общины, блага других людей-общинников.

Таким образом, не только православная вера, но и природа России своей бедностью, скудостью формировала кенотические черты характера русского народа - скромность, умеренность, смирение, иногда доходящие до самоуничижения. Эти факторы и защита Русской земли действовали в одном и том же направлении, формируя способность и готовность ставить общие интересы выше индивидуальных, приучая русского человека к отдаванию, излучению, а не стяжанию и удержанию материальных благ. А так как излучение, изливание, отдавание себя для существования мира есть действие Бога, Духа, то отечественные мыслители XIX в. и называли русский народ богоносцем, он ближе, чем другие народы мира, приблизился к качествам, проявляемым Духом, а не материей. А культурную миссию России усматривали не в том, что она повторит западный вариант функционирования частной собственности, наоборот, подчинит деятельность частного собственника более высоким началам: религиозным, нравственным, научно-осмысленным и государственно-правовым.

О том, что такова тенденция развития частнособственнических начал в России свидетельствует судьба ее в истории России и, в частности, в период существования в качестве исходного центра Российской цивилизации Верхневолжской Руси.

В первую очередь следует напомнить, что как великое бедствие Киевской Руси расценивали современники частнособственнические, удельные распри князей, которые заставили их уклониться от выполнения своего долга - соединяться, сплачиваться и подчинять индивидуальные интересы и выгоды общему благу, защите Русской земли. Наказание за уклонение от своего долга вскоре пришло в виде разгрома и гибели древнерусской цивилизации под монголо-татарским нашествием. Однако в Северо-Восточной Руси, где уже в IX - XI вв. располагались младшие, бедные и отдаленные от Киева уделы князей, каждый князь получал не возделанную землю и обустроенное общество, а пустыню, которую надо было заселить, на которой надо было организовать и устроить общественную жизнь. Поэтому здесь князь становился не столько защитником, воином, сколько непосредственным устроителем экономической и культурной жизни края. Он распределял земли, лесные угодья, налаживал связи между селениями и т. д. Князь устраивает переселенцев с юга России, поддерживает порядок между ними и старыми жителями этих краев. На глазах князя осваивались новые земли, росли села и города, развивались промыслы, строились церкви и соборы. Такое изменение содержания деятельности князя, который стал собственником, организатором, устроителем земли, вызывали в нем новое чувство и отношение к своему уделу - чувство собственника и стремление передавать его по наследству своим детям, а не вводить в общий круг княжеского правления. Так зародился новый порядок наследования уделов, передача их по прямой линии, от отца к детям. Эта новая деятельность, новые чувства к обустроенной земле вызвали у целого поколения князей Верхневолжской Руси охлаждение и враждебность к Киеву. Из частной собственности произойдет и целый ряд изменений в социально-экономическом и политическом положении правящей элиты: начнется дробление уделов между сыновьями-наследниками, их обеднение и ослабление, что и приведет их позже под руку московских князей. Вместе с изменением содержания деятельности произойдет утрата широких общественных итересов и понятий, из сознания князей постепенно исчезнет мысль о «Русской земле». Каждый будет заботиться лишь о своем «гнезде», о своих «птенцах». Конечно, не только удельная раздробленность, но и падение военного и политического значения князей в результате татарского нашеетвия будет способствовать изменению психологии и сознания, ценностей иргравшей элиты в данный период.

Таким образом, период удельной, частной разобщенности и личной власти князей Верхневолжской Руси будет иметь несколько разветвленных следствий в истории России. Во-первых, из частнособственнических прав и порядков наследования ведет свое начало образование централизованной государственной власти московских князей, на службу к которым устремятся разорившиеся, обедневшие владельцы частных уделов.

Во-вторых, здесь находятся истоки превращения князей - частных собственников, хозяйственников в служилое сословие России - дворянство, которое получало теперь свое же поместье из рук московского князя не для обогащения и наживания состояния, не в личную собственность, а для защиты ее границ от врагов.

В-третьих, из частной собственности князей на уделы разовьются черты специфически русских политических порядков - самодержавной, личной, не ограниченной никаким правом власти царей, которые до начала XX в. будут считать себя «хозяевами русской земли».

Следовательно, как и в древнерусской цивилизации, так и здесь социокультурное окружение России обусловит причину иного пути развития России, чем тот, которым шли страны Западной Европы. Частная собственность не займет в России господствующего положения, все сословия российского общества будут осуществлять с XIV - XV вв. не труд, а служение целому, России. Отсюда становится понятным, почему психология частного собственника, предпринимателя западного типа так и не сформируется у российского правящего класса и к концу XIX в.

Однако надо отдать должное этапу удельной деятельности князей. Именно частная собственность князей и вольное землепашество крестьян, затерявшихся в лесах и болотах, психология и этос бережливости, скопидомства, обеспечат предприимчивость в развитии, освоении новых промыслов, чтобы через посредничество московских князей выплачивать дань Орде. Успехи этой самостоятельной хозяйственной деятельности, мудрая политика московских князей, начиная с Ивана Калиты; и деятельность православного духовенства создадут на 40 лет «тишину на русской земле» -освободят Русь от татарских.набегов. За это время русский народ соберет силы, вырастут, окрепнут поколения русских людей, не знающих ужасов татарских погромов. Они и выйдут на Куликово поле с ожившей в их сознании идеей защиты Русской земли. Эта защита на Куликовом поле, как пишут наши историки, превратит их из еди-

ного христианского народа в единую русскую нацию. С таким самосознанием они вернутся с поля Куликова.

Таковы социально-политические, экономические и культурные особенности верхневолжского периода становления российской цивилизации и культуры, становления характера великоросской народности. Историческая судьба России, ее «космос» и вера предопределили иной путь развития, становление иных ценностей и культурной доминанты - соборности.

Литература

Кауфман А. Л. Русская община в процессе ее зарождения и роста. М., 1908.

Кочаровский К. Р. Русская община. Т. 1. Что такое община. СПб., 1900.

Кулъпин Э. С. Путь России. Кн.1., М., 1995.

Ключевский В. О. Курс Русской истории. Т. 1. М., 1989.

Милое Л. В. Природно-климатические факторы и особенности исторического процесса // Ахиезер А. Почему мы такие бедные? //Знание-сила. 1995. № 4.

Платонов О. Русский труд. М., 1992.

Платонов О. Русская цивилизация. М., 1997.

Успенский Г. И. Крестьянин и крестьянский труд. Власть земли//Избр. соч. М., 1990.

Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем 1872-1837 гг. М., 1960.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Ключевский Василий Осипович

Часть вторая. Верхневолжская Русь XIII–XV века

Из книги История России в рассказах для детей автора

Русь удельно-вечевая *XII–XIII века* Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года Олеговичами называют в нашей истории потомков Олега, Мономаховичами - потомков Мономаха, двух знаменитых князей, ссоры которых причинили столько несчастий Русской земле. Несчастия еще более

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Русь покоренная *XIII–XIV века*

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XXIII На пороге XIII века Русь рассыпалась на многочисленные уделы За Александром вскоре ушел и князь Андрей. Князь Ярослав их клана занял престол скорей. Признав своим, новгородчане прислали князю уговор, Где все условия назвали (его правленья - договор.) Князь дал

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПАРИЖ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ. XIII–XV ВЕКА Вначале рассмотрим пространство, определенное сооружением городской стены, и людей, преобразовавших это пространство в большой город. Благоустройство средневековой столицы в основном завершилось в XIII веке, в первой

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ II. XIII век. ЗРЕЛОСТЬ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ Очертания XIII века XIII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты

автора Коллектив авторов

РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них - Волынской и Галицкой,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV века Веселовский С.Б. Очерки по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. М., 1996.Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до

автора

Часть первая. Днепровская Русь IX–XIII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Часть первая: Киевская Русь (XI–XII века)

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

Из книги Русь: от славянского расселения до Московского царства автора Горский Антон Анатольевич

Часть III РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII В. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многими красотами удивлена еси… Из «Слова о погибели Русской земли» Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору деюще? Из речей князей на Любечском съезде 1097 г. (по

автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть IV Нищенствующие ордена. XIII – XVI века. В начале XIII столетия католическая церковь оказалась в очень сложном положении, лицом к лицу встав с угрозой не меньшей, с какой она столкнулась во время реформации XVI века. Массовый религиозный подъем XII – XIII веков породил и

Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УКРАИНА И РУСЬ Мифы современной украинской истории Увы и ах, но современная украинская история в значительной мере построена на мифах, домыслах и весьма вольных трактовках. Несмотря на то, что многие современные украинские историки были живыми свидетелями

Часть 3

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

C1


C2


C3


C4


C5


C6


C7


Примечание.

Общее

    ………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

ЧАСТЬ 1

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

№ задания

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким открытым ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В9, В10, В11 ставится
1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

Ответ

ВБАГ

Калита<или>ИванКалита

славянофилы

нэпа<или>нэп

оттепель

АГВБ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕН к И ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТ о М

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0» .

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов, за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) – от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) – от 0 до 2 баллов.

Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

Ответ :

Баллы

Может быть указано, что:

    название периода – политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная)

    хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) – первая половина XIV в.

Приведено название периода, его хронологические рамки

Приведен 1 любой элемент ответа

Максимальный балл

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

Ответ :

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы такие явления, как:

    отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси

    колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель

2. Могут быть названы причины этих явлений:

потеря Киевом своей исторической роли вследствие :

    перемещения основных торговых путей, падения роли «пути из варяг в греки»

    постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за «киевский стол»

Названы любые 3 положения

Названы 2 положения

Назван 1 любой элемент ответа

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Ответ :

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения:

    усиление и возвышение северо-восточной Руси

    политический и общественный быт северо-восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси

    роль верхневолжской Руси состояла в том, чтов дальнейшем она стала центром объединения всех русских земель

Названы 3 положения

Названы 1 – 2 любых положения

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие задачи внешней политики России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг .):

    решение Восточного вопроса

    укрепление позиций России в Европе

2. Могут быть приведены следующие примеры:

решение Восточного вопроса

    русско-иранская война 1804 – 1813 гг.

    русско-турецкая война 1806 – 1812 гг.

    заключение Бухарестского мирного договора России с Турцией (1812 г.)

    заключение Гюлистанского мирного договора России с Ираном (1813 г.)

    Кавказская война (возможен другой вариант ответа: военные действия на Кавказе)

укрепление позиций России в Европе

    военные действия, связанные с участием России в III и IV антинаполеоновских коалициях (1805 – 1807 гг.)

    русско-шведская война 1808 – 1809 гг.

    заграничный поход русской армии (1813 – 1814 гг.)

    участие в работе Венского конгресса (1814 – 1815 гг.)

    создание «Священного союза» (1815 г.)

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 задачи, которые решались во внешней политике России в 1801 – 1825 гг., и приведены 3 примера событий, относящихся к решению одной из названных задач

Названы 2 задачи и 2 примера

названы 1 задача и 3 примера

Названы 2 задачи и 1 пример

названы 1 задача и 2 примера

задачи не названы, приведены 3 примера

Названа 1 задача, приведен 1 пример

названы 2 задачи, примеры не приведены

задачи не названы, приведены 2 примера

Назван 1 любой элемент ответа

все элементы названы неверно

Максимальный балл

Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

    изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства

    унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»

    меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательства и т.п.)

    усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления

    поддержка развития культуры и образования

При выборе второй точки зрения:

    несмотря на идею главенства законов в обществе, Екатерина II пришла к власти в результате переворота, посягнув на власть законного императора

    было сохранено крепостное право, несмотря на идеи просветителей о недопустимости рабства

    крепостное право было распространено на новые территории (Украина)

    неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссии

    подверглись гонению российские просветители (Новиков, Радищев)

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

Приведены 2 аргумента

Приведен 1 аргумент

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы черты развития общественно-политической жизни в СССР после окончания Великой Отечественной войны:

    была избрана довоенная модель развития тоталитарного режима

    руководством СССР был поддержан курс довоенного развития экономики, со сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжелой промышленности

    для подавления демократических настроений в обществе наряду с проведением мер внешней демократизации возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоев населения, разных народов СССР – система ГУЛАГа достигла апогея своего развития

    был усилен идеологический пресс в обществе, в том числе контроль в сфере культуры (гонения и критика многих деятелей культуры, запрет на издание и исполнение их произведений)

    проводилась борьба с «космополитами» в культуре, в других сферах жизни, был установлен «железный занавес»

    осуществлялся контроль за развитием научной мысли, проводились научные дискуссии с критикой и даже закрытием неугодных властям направлений науки


2. Могут быть названы причины выбора довоенной модели развития:

    избранный путь развития наиболее соответствовал сути созданной в СССР общественно-политической системы

    тяжелая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовало сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики, но и сплочения всего общества на основе господствующей официальной идеологии

    в создавшейся внешнеполитической ситуации, в условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 черты, характеризовавшие общественно-политическую жизнь в СССР после войны, и 2 причины выбора довоенного пути развития

Названы 2 черты и 1 причина

названа 1 черта и 2 причины

Названы 2 черты, причины не указаны

названа 1 черта и 1 причина

черты не названы, названы 2 причины

Назван 1 любой элемент ответа

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл


Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

    ………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

Ответ :

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

    основа идеологии – марксизм

    представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем

    идея мировой революции

    признание промышленного пролетариата как главного революционного класса

    ликвидация самодержавия как ближайшая задача

    создание революционной партии и ведение революционной пропаганды

Приведены 3 общие характеристики

Приведены 1 – 2 общие характеристики

Все общие характеристики названы неверно

Максимальный балл

С7.2 Различия:

Большевики в 1907 – 1916 гг.

Меньшевики в 1907 – 1916 гг.

    представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона уже в период буржуазно-демократической революции

    на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе

    партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии

    партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе

    в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического центра-лизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству

    демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства

    большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую

    большинство заняло оборонческую позицию в 1914 г.

Названы 2 различия

Названо 1 различиесфере образования и науки служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (27)

    Инструкция

    службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... 6 В8 5 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (31)

    Инструкция

    Класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... балл 4 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (32)

    Инструкция

    Класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... балл 2 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (53)

    Инструкция

    11 класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... его часть. © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Задания С1-С3

    10-11 классы.

    Подготовка к ЕГЭ.

    ТЕМА №1

    Древнерусское государство в IX – начале XIIвв.

    №1. Из исторического источника.

    «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

    С1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

    С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.

    СЗ. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.


    Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях С1 - СЗ

    Документ №1

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) название документа - «Повесть временных лет»;

    С2. Ответ:

    1. Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов.

    2. Могут быть приведены следующие причины:

    1) «встал род на род»;

    2) начались распри и усобицы;

    3) это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву.

    СЗ. Ответ:

    Могут быть названы следующие последствия:

    1) в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов;

    2) старший Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске;

    3) призвание варягов положило начало первой княжеской династии - династии Рюриковичей.


    №2. Из договора князя Игоря с греками 945 г.

    «В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир... И привели русских послов, и велели говорить и записывать речи тех и других на хартию:

    Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они раба» навеки в будущей жизни.

    А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них... Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; ес­ли же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...»

    С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Какова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси?

    С2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине X в.

    СЗ. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономиче­ском развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории? Укажите не менее двух выводов.


    Документ №2

    Документ №2

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) период правление Игоря - 912-945 гг.;

    2) договор явился возобновлением мира 911г. между Русью и Византией;

    3) в договоре шла речь о льготных условиях торговли русских купцов в Византии.

    С2. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) наказание для христиан - месть от Бога Вседержителя и осуждение на вечную гибель;

    2) кара для язычников - лишение покровительства бога Перуна;

    3) вывод - среди населения Древнерусского государства были язычники и христиане.

    СЗ. Ответ:

    Могут быть указаны следующие выводы:

    1) в тексте есть ряд указаний на экономическое развитие Руси: торговые связи и отношения с Византией;

    2) упоминание о рабах в тексте не должно служить доказательством существования рабовладельческого строя на Руси, т.к. рабство у славян носило домашний характер, было патриархальным.


    № 4. Из исторического источника.

    «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давай­те сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души...

    А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъез­дах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску...

    И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии... и по пути к Прилуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город...

    И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...

    А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...

    Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от смертельных опасно­стей, и не ленивым меня создал, а на всяческие дела человеческие годным».

    С1. К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

    С2. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит ав­тор произведения. Укажите не менее трёх положений.

    СЗ. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем ко­торые волнуют автора. Какие черты характера он прославляет? Приведите не менее двух черт характера.


    Документ №4

    Документ №4

    С 1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) произведение было создано в XII в.;

    2) название - «Поучение детям»;

    С2. Ответ:

    1) борьба с половцами (организация похода в степь против половцев в 1111г.);

    2) организация княжеского съезда в Любече в 1097 г.;

    3) редактирование «Русской правды»;

    4) восстановление единства Руси.

    СЗ. Ответ:

    1. Могут быть приведены следующие проблемы, которые волнуют автора:

    1) сохранение единства русских земель;

    2) междоусобные войны;

    3) ослабление обороноспособности и внешние угрозы Руси.

    2. Могут быть указаны следующие черты характера:

    храбрость, милосердие, трудолюбие, скромность.


    № 5. Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.

    «Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана - «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I...

    Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии...

    Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали уте­шения в своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпо­хе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху...

    Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».

    С1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владими­ра Мономаха. Какие царские регалии, будто бы им полученные, имел в виду историк?

    С2 . Как вы понимаете утверждение что великий князь в политической борьбе использовал « не только меч рыцаря, но и перо писателя»? Приведите не менее двух положений.

    СЗ. Почему «Слово о погибели Русской земли» воспевает Владимира Мономаха? Назовите не менее трёх заслуг великого князя.


    Документ №5

    Документ №5

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) хронологические рамки княжения - 1113-1125 гг.;

    2) «Шапка Мономаха», которой короновались все русские цари.

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие положения:

    1) Владимир Мономах вошел в историю своими литературными произве­ дениями;

    2) «Поучение детям» является не только образцом древнерусской литера­ туры, но и памятником философской, политической и педагогической мыс­ ли;

    3) значительный интерес представляет составленная Владимиром Моно­ махом «Летопись», содержащая описание военных и охотничьих подвигов великого князя.

    СЗ. Ответ:

    Могут быть приведены следующие заслуги:

    1) при князе Русь усмирила половцев (они на время перестали быть посто­ янной угрозой);

    2) власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древне­ русской народностью;

    3) усобицы мелких князей решительно пресекались Владимиром Мономахом;

    4) Киев был столицей огромного, крупнейшего в Европе государства.


    Тема №2.Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.



    № 6. Из сочинения историка В.О. Ключевского.

    «С этого времени становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хоро­шо заселенная, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то.... В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновре­менно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и сле­ды упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Гали­ции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. ...Другая струя колони­зации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни Верхневолжской Руси. ...Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

    С1. Используя текст документа и знания курса истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

    С2. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе яв­лений? Используя знания из истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла Верхневолжская Русь в дальнейшей россий­ской истории. Назовите всего не менее трёх положений.

    СЗ. О каких явлениях, характерных для данного периода, и их при­чинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания курса истории. Укажите всего не менее трёх положений.


    Документ №6

    Документ №6

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) название периода - политическая (государственная) раздробленность;

    2) хронологические рамки: середина XII в. (30-е гг. XII в.) - первая поло­ вина XIV в.

    С2. Ответ:

    Могут быть приведены следующие положения:

    1) усиление и возвышение Северо-Восточной Руси;

    2) политический и общественный быт Северо-Восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси;

    3) роль Верхневолжской Руси состояла в том, что в дальнейшем она стала центром объединения всех русских земель.

    СЗ. Ответ:

    1. Могут быть названы такие явления, как

    1) отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси;

    2) колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.

    2. Могут быть названы причины потери Киевом своей исторической роли:

    1) постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «Киевский стол»;

    2) перемещение основных торговых путей, падение роли «пути из варяг в греки».


    № 7. Из работы историка Б А. Рыбакова.

    «Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и кня­зей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношения­ми между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти,... то следует признать, что проводимая ими политика кон­центрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

    Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

    С1. Укажите название исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания курса истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

    С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

    СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее двух аргументов для подтверждения указанной вами оценки.


    Документ №7

    Документ №7

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) название периода - «Русь удельная», феодальная раздробленность;

    2) крупнейшие политические центры: Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород (Новгородская земля, или Новгородская боярская республика), Галицко-Волынское княжество.

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие черты:

    1) княжеские междоусобицы;

    2) борьба князей за «Киевский стол»;

    3) обострение отношений между князьями и боярством (политика концентрации земель» ослабление уделов, усиление центральной княжеской власти);

    4) самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях;

    5) ослабление военного потенциала страны, раздробленность и отсутствие единства в русских землях, что стало причиной поражения Руси в борьбе с монголами;

    6) расцвет культуры;

    7) рост и усиление политического и экономического могущества городов.

    СЗ. Ответ:

    Должно быть указано, что данный период можно оценить как противоречивый, неоднозначный, но закономерный для своего времени.

    Могут быть приведены следующие аргументы, например,

    1)наряду с драматичной внешней историей (междоусобицы, отсутствие единства, фактор завоевания, усиление набегов кочевников) налицо и позитивные стороны этого периода;

    2) новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию;

    3) к прогрессивному развитию относятся такие явления, как рост городов, яркий расцвет русской культуры во всех её проявлениях.


    № 8. Из работы Н.М. Карамзина.

    «К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от го­сударственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы герман­ские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной единовластием на завоеваниях. Россия разделилась.

    Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоден­ствия, исчезло и могущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтож­ный городок к своему уделу. Греция, Венгрия, Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопас­ности. Дотоле боялись россиян, - начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные - Мономах, Василько - говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно другие - Боголюбский, Всеволод III - старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную».

    С1. Укажите тенденцию в процессе формирования государства и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.

    С. Используя текст документа и привлекая знания по истории, назовите не менее трёх причин княжеских междоусобиц.

    СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, укажите, какой путь преодоления внутриполитической ситуации предлагали Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. Приведите не менее двух положений.


    Документ №8

    Документ №8

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) тенденция -процесс формирования независимой от центральной государственной власти системы уделов;

    2) хронологические рамки - ХII-ХV вв.

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие причины:

    1)малодушие князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали и губили народ;

    2) стремление удельных князей к политической и экономической независимости;

    3) развитие феодального землевладения;

    4) стремление боярства к укреплению власти на местах.

    СЗ. Ответ:

    1) Владимир Мономах предлагал создать единое государство;

    2) Андрей Боголюбский выступал за подчинение слабых княжеств сильным.


    № 9. Из сочинения историка В.О. Ключевского.

    «От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники за­метили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с ка­призом. «Такой умник во всех делах, - говорит о нём летописец, - такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т.е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом... наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новго­род, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме...

    Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пишу и питье для больных и нищих, отечески нежно любил свой город Владимир, хотел сделать из него другой Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота и хотел неожиданно открыть их к городскому празднику успения Божьей матери, сказав боярам: «Вот сойдутся люди на праздник и увидят ворота»...

    В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным».

    С1. О каком князе Андрее идёт речь в документе? Укажите хронологические рамки его великого княжения.

    С2. Какие события имел в виду историк, говоря о посылке больших ратей «грабить то Киев, то Новгород»? Назовите не менее двух положений.

    СЗ. Как характеризуется князь в документе? Почему, по мнению В.О. Ключевского, первое выступление великоросса на историческую сцену нельзя признать удачным? Приведите не менее двух положений.


    Документ №9

    Документ №9

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) Андрей Юрьевич Боголюбский (великий князь Владимирский);

    2) хронологические рамки княжения - 1157-1174 гг.

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие положения:

    1) в 1169 г. Андрей Боголюбский направил войско на Киев, захватил его и подверг опустошению;

    2) в 1170 г., воспользовавшись неурожаем, князь перекрыл поступление в Новгород продовольствия из своих владений, поэтому новгородцы были вынуждены пригласить на свой княжеский стол ставленника Боголюбского.

    СЗ. Ответ:

    1. Могут быть приведены следующие положения:

    1) князь характеризуется как неоднозначная политическая фигура (были положительные и отрицательные черты);

    2) Андрей Боголюбский не смог установить единовластие (ликвидировать удельную систему) во Владимирско-Суздальском княжестве, т.к. удельные князья ещё были сильны.


    № 10. Из «Слова о полку Игореве».

    «...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами сме­шанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

    А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»...

    Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

    Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стре­мя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!

    Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!».

    С1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»? К какому времени относится это событие?

    Документ №10

    Документ №10

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) в основу «Слова...» лёг поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев;

    2) это событие относится к XII в. (1185 г.).

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие положения:

    1) повод для горьких раздумий о судьбах Русской земли - усобицы между князьями, ставшие причиной военных неудач Руси в борьбе со Степью;

    а) искали себе личной славы;

    б) не согласовали свои действия с другими князьями;

    в) провели поход только своими силами. СЗ. Ответ:

    1) к согласованию всеми князьями действий против кочевников;

    2) к прекращению усобиц между князьями.


    № 11. Из «Жития Александра Невского».

    «...Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».

    Из исторического труда С.М. Соловьёва.

    «Александр Невский, став великим князем Владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; дол­жен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помощи князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в городах. Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».

    С1. Какие две победы Александра Невского имелись в виду при упоминании Новгорода и Пскова? Приведите обоснование, доказывающее, что князь «отдавал живот свой [жизнь] за православную веру.

    С2. Как объяснял С.М. Соловьёв мотивы действий Александра Нев­ского? Как оценивал историк действия князя? Назовите не менее двух положений.

    СЗ. О каких личных качествах Александра Невского свидетельствуют приведенные источники? Укажите не менее трёх качеств


    Документ №11

    Документ №11

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) победы - Невская битва и Ледовое побоище;

    2) борьба против немецких рыцарей была и борьбой против насаждения католицизма.

    С2. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) объяснение - стремление спасти родную землю от гибели;

    2) С.М. Соловьёв действия Александра Невского оценивал положительно.

    СЗ. Ответ:

    Могут быть указаны следующие качества князя:

    гибкость;

    терпение;

    мужество;

    мудрость и т.д.


    12. Из Симеоновской летописи.

    «Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все напол­нились они воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуда, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

    И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по возду­ху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду Суболицкого берега,

    и пало немцев 500, а чуда бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

    С1. В каком году происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель, описанная в тексте? Чем завершилась битва на Чудском озере? Назовите не менее двух итогов.

    С2. Какие действия предпринял князь Александр для отражения

    немецкой агрессии? Назовите не менее двух действий.

    СЗ . Привлекая знания из курса истории, укажите не менее трёх поло­жений, раскрывающих историческое значение побед князя Александра Ярославича.


    Документ № 12

    1176-1212 Правление во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо.
    Был основан город Тверь- будущий соперник Москвы.
    Удачный поход на Волжскую Булгарию, граница была передвинута за Волгу.
    1184, 1186 Удачные походы на болгар.
    1184-1186 Успешно воевал с мордвой.
    1185-1189 Реконструирован Успенский собор во Владимире.
    Были подчинены Киев, Чернигов. Рязань.
    1188-1211 Подчинил Новгород.
    1183-1197 Построен Дмитровский собор во Владимире(впервые применялась скульптурная декорация).
    1192-1195 Построен Рождественский собор во Владимире.
    1194-1195 Построен великолепный Владимирский детинец- Кремль.

    13. За­да­ние 13 № 3322. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

    На­пи­ши­те тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, со­бы­тия ко­то­ро­го изоб­ра­же­ны на карте.

    По­яс­не­ние.

    Дроб­ле­ние рус­ско­го го­су­дар­ства на от­дель­ные кня­же­ства. про­изо­шед­шее в XII в. на­зы­ва­ет­ся пе­ри­о­дом фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти на Руси.

    Ответ: раздробленность

    18. За­да­ние 15 № 4375. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

    Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на карте циф­рой, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

    По­яс­не­ние.

    Рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния су­ще­ство­ва­ла в Нов­го­ро­де и Пско­ве. Циф­рой «2» обо­зна­чен Нов­го­род.(озеро Иль­мень, река Вол­хов).

    Ответ: Новгород

    Из сочинения историка B.O. Ключевского.

    «С этого времени становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная

    полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени

    пустеет, население её исчезает куда-то.... В числе семи запустелых городов Черниговской

    земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч.

    Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы

    упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив

    населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями.

    Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и

    верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья

    возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. ...Другая струя колони-

    зации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-

    восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех


    основных явлений, обнаружившихся в жизни Верхневолжской Руси. ...Из последствий

    этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

    С1. Используя текст документа и знания курса истории, укажите, как назывался период

    в истории России, о котором идёт речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

    С2. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя

    знания из истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла Верхневолжская

    Русь в дальнейшей российской истории. Назовите всего не менее трёх положений.

    СЗ. О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует

    документ? Для ответа используйте текст документа и знания курса истории. Укажите

    всего не менее трёх положений.

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) название периода - политическая (государственная) раздробленность;

    2) хронологические рамки: середина XII в. (30-е гг. XII в.) - первая половина XIV в.

    С2. Ответ:

    Могут быть приведены следующие положения:

    1) усиление и возвышение Северо-Восточной Руси;

    2) политический и общественный быт Северо-Восточной Руси во многом был обусловлен

    притоком населения из Киевской Руси;

    3) роль Верхневолжской Руси состояла в том, что в дальнейшем она стала центром

    объединения всех русских земель.

    СЗ. Ответ:

    Могут быть названы такие явления, как

    1) отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси;

    2) колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.

    Могут быть названы причины потери Киевом своей исторической роли:

    1)постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «Киевский стол»;

    2) перемещение основных торговых путей, падение роли «пути из варяг в греки».

    Из работы историка Б.А. Рыбакова.

    «Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха

    крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством,

    которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если

    отбросить элемент личной выгоды и корысти,... то следует признать, что проводимая ими

    политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской

    власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными

    интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и

    на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские»,

    «милостники»), полностью зависевших от князя.

    Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в

    нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком

    культуры, как можно было бы ожидать,... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким

    расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая

    политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах)

    прогрессивному развитию».

    С1. Укажите название исторического периода, о котором говорится в отрывке.

    Используя знания курса истории, назовите крупнейшие политические центры этого

    периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

    С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх

    характерных черт этого периода.

    С3. Привлекая знания по истории и используя текст документа, дайте оценку этому

    периоду. Приведите не менее двух аргументов для подтверждения указанной вами

    С1. Ответ:

    Может быть указано, что

    1) название периода - «Русь удельная», феодальная раздробленность;

    2) крупнейшие политические центры: Владимиро-Суздальское княжество, Великий

    Новгород (Новгородская земля, или Новгородская боярская республика), Галицко-

    Волынское княжество.

    С2. Ответ:

    Могут быть указаны следующие черты:

    1) княжеские междоусобицы;

    2) борьба князей за «Киевский стол»;

    3) обострение отношений между князьями и боярством (политика концентрации земель,

    ослабление уделов, усиление центральной княжеской власти);

    4) самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях;

    5) ослабление военного потенциала страны, раздробленность и отсутствие единства в

    русских землях, что стало причиной поражения Руси в борьбе с монголами;

    6) расцвет культуры;

    7) рост и усиление политического и экономического могущества городов.

    С3. Ответ:

    Должно быть указано, что данный период можно оценить как противоречивый,

    неоднозначный, но закономерный для своего времени.

    Могут быть приведены следующие аргументы, например,

    1) наряду с драматичной внешней историей (междоусобицы, отсутствие единства, фактор

    завоевания, усиление набегов кочевников) налицо и позитивные стороны этого периода;

    2) новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию;

    3) к прогрессивному развитию относятся такие явления, как рост городов, яркий расцвет

    русской культуры во всех её проявлениях.

    8. За­да­ние 21 № 2052. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1 – С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

    Из «Слова о полку Иго­ре­ве»

    «…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав из­ро­нил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми сме­шан­ное, и ска­зал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Все­во­лод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду тво­рить, а себе славы ис­кать. Но без чести вы одо­ле­ли, без чести кровь по­га­ную про­ли­ли. Ваши храб­рые серд­ца из креп­ко­го бу­ла­та ско­ва­ны и от­ва­ге за­ка­ле­ны. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной се­ди­ны?

    А уже не вижу вла­сти силь­но­го, и бо­га­то­го, и обиль­но­го во­и­на­ми брата моего Яро­сла­ва, с чер­ни­гов­ски­ми бо­яра­ми. Но ска­за­ли вы: «По­му­же­ству­ем сами: про­шлую славу себе по­хи­тим, а бу­ду­щую сами по­де­лим»…

    Ве­ли­кий князь Все­во­лод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть из­да­ле­ка, отчий зо­ло­той пре­стол по­блю­сти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми рас­плес­кать, а Дон шле­ма­ми вы­чер­пать.

    Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд!... Всту­пи­те же, гос­по­да, в зо­ло­тое стре­мя за обиду на­ше­го вре­ме­ни, за землю Рус­скую, за раны Игоря, буй­но­го Свя­то­сла­ви­ча!

    Га­лиц­кий Осмо­мысл Яро­слав!... Грозы твои по зем­лям текут, от­во­ря­ешь Киеву во­ро­та. Стре­ля­ешь с от­цов­ско­го зо­ло­то­го пре­сто­ла сал­та­нов за зем­ля­ми. Стре­ляй же, гос­по­ди Кон­ча­ка, по­га­но­го раба, за землю рус­скую, за раны Иго­ре­вы, буй­но­го Свя­то­сла­ви­ча!»

    Что по­слу­жи­ло ав­то­ру «Слова…»и по­во­дом для горь­ких раз­ду­мий о судь­бах Рус­ской земли? В чём он упре­ка­ет кня­зей Игоря и Все­во­ло­да?

    По­яс­не­ние.

    1. Может быть ука­за­но, что по­во­дом для горь­ких раз­ду­мий о судь­бах Рус­ской земли ав­то­ру по­слу­жи­ло:

    Усо­би­цы между кня­зья­ми став­шие при­чи­ной по­ра­же­ния Руси в борь­бе со Сте­пью («по­га­ны­ми»)

    Славы себе ис­ка­ли

    Стре­ми­лись про­ве­сти поход толь­ко си­ла­ми своей земли, не со­гла­со­ва­ли свои дей­ствия с дру­ги­ми кня­зья­ми.

    ЕГЭ. История. Эпоха феодальной раздробленности (материал к историческому сочинению)

    Новгородское вече.
    Художник-передвижник Лебедев К.В.(1852-1916)

    Задание ЕГЭ: 12-13 вв.

    Этот период в истории Древней Руси – начальный период феодальной раздробленности

    В данный период правили князья:

    § 1125-1157 – Юрий Долгорукий

    § 1157-1174 - Андрей Боголюбский

    § 1176-1212 – Всеволод Большое Гнездо

    § 1216-1218 – Константин Всеволодович

    § 1218-1238 – Юрий Всеволодович

    § 1238-1246 – Ярослав Всеволодович

    § 1153-1187 – Ярослав Осмомысл

    § 1199-1205 – Роман Мстиславович

    § 1221-1246 – Даниил Романович



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!