В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.
Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.
На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).
Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).
Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).
Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).
В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.
Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.
На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).
Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).
Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).
Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).
Последнее обновление: 04/05/2015
«Люди с твёрдой уверенностью в своих возможностях рассматривают сложные задачи как вызовы, которые нужно принять, а не как угрозы, которых следует избегать».
Альберт Бандура
Наибольшую известность Альберту Бандуре принесли:
- изучение ;
- 1949 - окончил Университет Британской Колумбии со степенью в области психологии;
- 1952 - получил степень доктора философии в области клинической психологии в Университете
- штата Айова;
- 1953 - начал преподавать в Стэнфордском университете;
- 1974 - возглавил АПА;
- 1980 - получил премию АПА за выдающийся вклад в развитие науки.
Ранние годы жизни
Альберт Бандура родился в небольшом канадском городке, расположенном примерно в 50 милях от Эдмонтона. Он был младшим из шести детей, школьное образование его заключалось в посещении небольшой школы, в которой работали всего два учителя. Как говорил сам Бандура, из-за столь ограниченного доступа к образовательным ресурсам «студенты должны были взять на себя ответственность за собственное образование» (Стоукс, 1986).
Он понял, что тогда как «содержание большинства учебников устаревает… инструменты самонаправлености служат человеку и с течением времени» (Стоукс, 1986). Эти ранние переживания, возможно, способствовали его дальнейшему вниманию к важности личной деятельности.
Bandura вскоре после зачисления в Университет Британской Колумбии увлекся психологией.
Сначала он специализировался в области естественных наук, и его интерес к психологии проснулся совершенно случайно. Работая по ночам, он догонял программу вместе с группой студентов; он заметил, что стал приходить в университет задолго до начала занятий. Чтобы скоротать время, он начал заниматься дополнительно в эти утренние часы, и, в конечном итоге, заинтересовался психологией.
Бандура вспоминал: «Однажды утром я проводил время в библиотеке. Кто-то забыл сдать перечень курсов, и я полистал его, чтобы найти факультатив, который можно было бы посещать рано утром. Я заметил курс психологии, он бы подошёл идеально. Я загорелся интересом; так и я выбрал свою профессию».
Отучившись всего три года, он пошёл в аспирантуру при Университете штата Айова. Это учебное заведение подарило миру Кларка Халла и других именитых психологов - Кеннета Спенса и Курта Левина. Основной акцент программа делала на теории социального научения, и Бандура считал, что она была слишком сосредоточена на бихевиористской точке зрения.
Степень магистра Альберт Бандура получил в 1951 году, а степень доктора наук - в 1952.
Карьера
После получения докторской степени он получил предложение занять должность в Стэнфордском университете. Бандура принял это предложение (хотя это обстоятельство и означало отставку с должности, которую он уже занимал в то время) и продолжает работать в Стэнфордском университете по сей день. Именно в период, когда он занимался изучением подростковой агрессии, Бандура особенно заинтересовался вопросами викарного научения (обучения на чужих ошибках), моделирования и имитации.
Теоретические взгляды Альберта Бандуры
Теория социального научения Альберта Бандуры подчеркивает важность обучения через наблюдение, подражание и моделирование. «Обучение было бы чрезвычайно трудоёмким, не говоря уже об опасности, если бы люди полагались исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы определить, что им следует делать, а чего нет», - объяснил Бандура (1977). Его теория подразумевает постоянное взаимодействие поведения, познания и окружающей среды.
Его самый известный эксперимент - « » (1961). Для исследования он смонтировал видеозапись, на которой женщина била куклу Бобо и выкрикивала агрессивные слова. Затем плёнку показали группе детей, после чего детям разрешили поиграть в комнате, в которой была также кукла Бобо. Дети сразу же начали бить куклу, имитируя действия и слова женщины в записи, созданной для исследования.
Данное исследование имело большое значение, поскольку оно позволило отойти от бихевиористских представлений о том, что абсолютно все проявления поведения обусловлены подкреплением или наградой. Дети не получали поддержку или стимул, избивая куклу; они просто подражали поведению, которое они наблюдали. Бандура назвал это явление обучением через наблюдение и охарактеризовал элементы эффективного обучения через наблюдение, к которым причислил внимание, память, моторику и мотивацию.
Альберт Бандура - бихевиорист?
В большинстве учебников по психологии теории Бандуры помещаются в один раздел с идеями бихевиористов, однако сам Бандура отметил, что он «…никогда не соглашался с базовыми идеями ». Даже в своих ранних работах Бандура утверждал, что описание поведения через цикл стимул-реакция является слишком упрощённым. Хотя в своих работах он и использует такие бихевиористские термины, как «обусловливание» и «подкрепление», как объяснил сам Бандура, он «…рассматривал эти явления через призму когнитивных процессов».
«Авторы учебников по психологии продолжают неправильно интерпретировать мой подход, загоняя его в рамки бихевиоризма», - объяснил Бандура, описывая свою собственную точку зрения как «социальный когнитивизм».
Вклад в развитие психологии
Идеи Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на развитие психологии личности, когнитивной психологии, обучения и психотерапии.
Есть что сказать? Оставть комментарий!.
Смещение ответственности позволяет уменьшить в сознании последствий действий с помощью возложения ответственности на внешние причины.
Моральное оправдание - когда, по сути, преступное поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным.
Использование словесных ярлыков .
Искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями может осуществляться различными путями:
б) игнорирование последствий
г) дегуманизация жертв
Вопросы для самопроверки:
1. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: отец бьет ребенка так жестоко, что у того остаются синяки, и объясняет свое поведение тем, что ребенку необходима дисциплина, чтобы вырасти порядочным человеком
а) преуменьшение последствий своего поведения
б) игнорирование последствий
в) неправильное истолкование последствий
г) дегуманизация жертв
Ответ: в) неправильное истолкование последствий своего действия
2. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: продавец может обсчитывать покупателей и утверждать, что те сами виноваты в своей доверчивости.
а) преуменьшение последствий своего поведения
б) игнорирование последствий
в) неправильное истолкование последствий
г) дегуманизация жертв
Ответ: г) дегуманизация жертв
Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.
Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.
Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.
Научная деятельность
Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.
Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.
Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.
В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.
Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.
После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.
Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда .
В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.
Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.
Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».
В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.
В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.
Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».
Награды и достижения
За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.
В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.
В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.
В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».
В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.
Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».
За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.
Личная жизнь и наследие
В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.
Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.
Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.