К какому направлению относятся труды роджерса. Карл Роджерс: биография, книги, вклад в психологию

Последнее обновление: 12/04/2015

«Самым высоким авторитетом для меня служит опыт. Пробный камень достоверности - мой собственный опыт. Ни мысли других, ни мои собственные мысли не важны так, как то, что я испытываю. Именно к опыту я должен снова и снова возвращаться, чтобы приблизиться к постижению истины, как это происходит и в моем собственном развитии».

Карл Роджерс, «Становление личности».

Карл Рэнсом Роджерс наиболее известен за разработку собственного, недирективного подхода к лечению, известного также как клиент-центрированная психотерапия; кроме того, известность ему принесли концепция тенденции актуализации и концепция полностью функционирующей личности.

Хронология жизни Роджерса

  • 1902 - родился в Оук-Парк, штат Иллинойс;
  • 1919 - поступил в университет штата Висконсин;
  • 1924 - окончил университет штата Висконсин и поступил в Объединенную теологическую семинарию;
  • 1926 - переведен в Колумбию;
  • 1931- получил докторскую степень;
  • 1940 - начал преподавать в университете штата Огайо;
  • 1946 - избран президентом Американской психологической ассоциации (APA);
  • 1951 - опубликовал «Клиент-центрированная терапии»;
  • 1961 - опубликовал «Становление личности»;
  • 1980 - опубликовал «Способ существования»;
  • 1987 - номинирован на Нобелевскую премию мира.

Ранние годы жизни

В 1919 году Карл Роджерс поступил в университет штата Висконсин и своей специализацией избрал сельское хозяйство, однако позже стал изучать религию. Конференция по вопросам христианства, которую он посетил в 1922 году, заставила Роджерса сомневаться в выбранной карьере. В 1924 году он окончил университет штата Висконсин со степенью бакалавра в области истории и поступил в Объединенную теологическую семинарию, а затем перевёлся в педагогический колледж при Колумбийском университете для того чтобы получить степень магистра. Докторскую степень он получил также в Колумбийском университете - в 1931 году.

Карьера

После получения степени доктора философии Роджерс несколько лет преподавал в университетах штатов Огайо, Чикаго и Висконсин. Именно в этот период он разработал свой подход к терапии, который он первоначально назвал «недирективной терапией». Его подход подразумевает, что терапевт выступает, скорее, в качестве посредника, а не «руководителя» терапевтического сеанса.

После серии конфликтов на факультете психологии в университете штата Висконсин Роджерс принял должность в Западном институте поведенческих исследований в Ла-Хойя (штат Калифорния). В конце концов, он и несколько его коллег оставили институт поведенческих исследований, чтобы сформировать Центр изучения личности (CSP). Карл Роджерс продолжал свою работу над клиент-центрированной терапией вплоть до своей смерти в 1987 году.

Вклад в развитие психологии

Обратив пристальное внимание на человеческий потенциал, Карл Роджерс оказал огромное влияние на развитие психологии и образования. Кроме того, он, по мнению многих, является одним из самых влиятельных психологов XX века.

Другие терапевты ссылаются на Роджерса как на учёного, оказавшего на них наибольшее влияние. Как писала Натали Роджерс, его дочь, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в своей жизни и в своей работе - и как педагог, и как писатель, и как терапевт».

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков.

Биография Карла Роджерса

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта.

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры.

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».)

В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству.

Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации. Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю.

В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию, события которой явились важной вехой в становлении его личности. Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии.

Все больше его внимание привлекала психология. Он начал понимать, что его главная жизненная цель - помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, - может быть достигнута и вне церкви. Он также убедился, что работа психолога - вполне достойное занятие, способное к тому же обеспечить достаточные средства к существованию.

Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. Этот курс основывался главным образом на работах Уильяма Джемса, которые Роджерс, по собственному признанию, нашел скучноватыми. Это, однако, не ослабило его интереса к психологии, и он закончил свое образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета.

По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила импровизационный характер. Роджерс не примыкал ни к какой психологической школе. Собственная теория и метод сложились постепенно в годы его работы в Рочестере. От формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии, он перешел к иному, который позже назвал терапией, центрированной на клиенте.

Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Задача терапии - помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта. Согласно Роджерсу, «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Работая в Рочестере, Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939). Книга была встречена одобрительно, и автор получил приглашение занять должность профессора в Университете штата Огайо. Опыт преподавательской работы, а главное, живой отклик студентов на его идеи вдохновили его на более полное и детальное рассмотрение проблем психотерапии в книге «Консультирование и психотерапия» (1942).

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центр. Новаторской тенденцией центра было предоставление клиентам возможности свободного выбора направления терапии. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее полное отражение. Книга была встречена массированной критикой со стороны терапевтов различных направлений, усмотревших в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Основные выводы из этой позиции, далеко выходящие за рамки терапевтической тематики, Роджерс изложил в своей наиболее известной книге «Становление личности» (1961).

С чикагским периодом деятельности Роджерса связано и одно серьезное затруднение личного порядка. Работая с одной клиенткой, страдавшей тяжелым расстройством, он настолько проникся ее состоянием, что почти впал в аналогичную патологию. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и понять необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Висконсинском университете. В профессиональном плане это оказалось нелегким периодом. Возникли серьезные противоречия с руководством, весьма ограниченно понимавшим свободу студентов учиться, а преподавателей - учить.

С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности (Ла Джолла, Калифорния). Здесь, без назойливой опеки администрации, он обрел покой и уверенность, много работал, писал.

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России. Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия. Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии. Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя - 4 февраля 1987.

person-centered psychotherapy ). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году .
Карл Рэнсом Роджерс
англ. Carl Ransom Rogers
Дата рождения 8 января (1902-01-08 )
Место рождения Ок-Парк (штат Иллинойс)
Дата смерти 4 февраля (1987-02-04 ) (85 лет)
Место смерти Сан-Диего (штат Калифорния)
Страна
Научная сфера психология , психотерапия
Место работы
  • Чикагский университет
Альма-матер
  • Висконсинский университет в Мадисоне
  • Тичерс-Колледж [d]
Награды и премии
Сайт nrogers.com/index.html
Карл Рэнсом Роджерс на Викискладе

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов - как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов - как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д. В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит с отдельными клиентами, с всё «более и более глубокой продолжительностью, всё глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности». Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу - 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)». Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

Биография

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Ок-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвёртым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определённого финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провёл юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зависели друг от друга, но не производили впечатления действительно радостных и довольных собой и друг другом людей. Роджерс вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере (Rogers, 1973). Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским религиозным взглядам.

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически он читал всё, что попадётся под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы Роджерс тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения.

В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определённый вид ночных бабочек и прочитал о них всё, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.

После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провёл более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошёл только один курс по психологии - заочно!

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились в Нью-Йорк на автомобиле «Форд-Т» в либеральную Объединённую теологическую семинарию. Роджерс нашёл жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: «Я приобрёл друзей, нашёл новые идеи и совершенно влюбился в жизнь» (Rogers, 1967, р. 353). В Объединённой семинарии Роджерс впервые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья имеют общую цель - помогать обездоленным людям. Однако постепенно он освободился от чар академического курса по религии - разочарование, подкреплённое растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы. В конце второго года учёбы он сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году.

В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр. После опубликования очень успешной работы под названием «Клиническое лечение проблемного ребёнка» в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академическую среду принёс Роджерсу широкое признание в области зарождающейся клинической психологии. Он привлёк много талантливых аспирантов и начал публиковать многочисленные статьи, подробно излагая свои взгляды на психотерапию и её эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге «Консультирование и психотерапия», опубликованной в 1942 году.

В 1945 году Роджерс перешёл в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведённые в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: её современная практика, значение и теория» (1951) - книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провёл несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период личных неудач. Консультируя очень тяжёлую пациентку, Роджерс был поглощён её патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трёхмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: «Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался» (Rogers, 1967, р. 367).

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вёл работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили привычным образом.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре (1987 год). В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования. «Проблема предотвращения ядерной бойни - самая главная для моего ума, сердца и работы» (Rogers, 1984, р. 15).

Роджерс получил много наград за свой вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Он также получил награду Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад в психологию, сказав: "Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь.

Ключевые понятия

  • Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard). Забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической. Такое отношение создаёт условия для того, чтобы человек был тем, кем он является в действительности, независимо от его характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда он наказывается за одни действия и вознаграждается за другие.
  • Значение личности (Personal power). Широко распространённое название личностно-центрированного подхода. Оно включает фокус силы принятия решений и контроля.
  • Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его - понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
  • Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
  • Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
  • Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
  • Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий своё реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
  • Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удаётся сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют всё больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
  • Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
  • Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намёки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
  • Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация - единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
  • Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
  • Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
  • «Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.

Цитаты

  • «…Человек принадлежит к определённому виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях».
  • «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».
  • «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты».
  • «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями».
  • «С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»
  • «Ошибки могут быть и в теориях авторитетов».
  • «Мне мало симпатична довольно распространённая концепция о том, что человек в основе своей иррационален, а следовательно, если его импульсы не контролировать, они могут привести к разрушению его внутреннего Я и причинить вред окружающим. Поведение человека отличается абсолютной рациональностью: он двигается к целям, которых старается достичь, по хитроумной и упорядоченной системе. Трагедия для большинства из нас заключается в том, что защиты, которые мы сами себе выстраиваем, не дают нам осознать эту рациональность, из-за чего мы думаем, будто двигаемся в одну сторону, а на самом деле двигаемся в другую».
  • Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко , Б. Г. Мещерякова . - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты.

Один из основоположников гуманистической психологии, Карл Роджерс (1902—1987), родился и вырос в Америке, в штате Иллинойс, в семье протестантов и фундаменталистов.

Пока он учился в Висконсинском университете, планировал стать священником, но в семинарии начал интересоваться психологией. Далее ученый окончил педагогический колледж в Колумбийском университете. В 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 г. – докторскую степень.

Психолог создал личностно-ориентированную психотерапию. Основным элементом структуры личности, по Роджерсу, является концепция о человеческом «Я», которое формируется в процессе взаимодействия личности и всего того, что ее окружает, и благодаря «Я» регулируется основная составляющая поведения человека.

Много практикуя, от классической психологии он перешел к экспериментальным методам. Свой подход он называл « ». Роджерс никогда не обращался к нуждающемуся в психологической помощи человеку «пациент». По отношению к нему он употреблял только слово «клиент». Клиент-центрированная психотерапия активно используется в наши дни.

В ходе консультаций с клиентами психолог возлагал на них принятие основных решений и умозаключений, касающихся их психологических недугов, а сам он только задавал им нужное направление и помогал разобраться. Ученый был уверен, что лучше всего исправить психологическую проблему и найти ее корни может только сам человек, а сеансы терапии лишь ускоряют этот процесс.

В начале своей профессиональной карьеры ученый посвятил много времени исследованию проблем детской психики. Результаты исследований и свои идеи на эту тему он изложил в одной из первых книг «Клинический уход за проблемным ребенком». Книга пользовалась популярностью в общественных кругах и нашла своих читателей.

Через некоторое время после издания книги о детях Роджерс получил должность профессора Огайского университета, что позволило ему стать более независимым в исследованиях и применении на практике своей психотерапевтической методики. Во время работы в университете. профессор опубликовал следующую книгу — «Клиент-центрированная терапия», в которой он изложил более детально свои основные терапевтические идеи и теорию личности.

В последние годы жизни ученый совмещал свои психологические теории с политической деятельностью. Умер Роджерс на 85-м году жизни, оставив заметный след в психологии.

Основные теории

как отдельное течение в психологической науке возникла в Америке, в середине 20 века, и была противоположна психоанализу. Основоположники этого течения — Ролло Мей, и, конечно, Карл Роджерс. Карл Роджерс — всем известный ученый, исследовавший становление личности человека.

Психология гуманизма объединила многих ученых, которые искали более положительные способы анализа и исследования природы психики и ее формирования у человека. Данное направление психологии не рассматривало личность как нечто нецелостное, состоящее из разных компонентов. Акцент был сделан именно на единство всех элементов психики, благодаря которым формируется личность, «Я».

Для К. Роджерса человек — это главная ценность. Ученый восхищался людьми, их бесконечными возможностями к самопознанию и осмыслению, поэтому в своей практике он раскрывал именно положительную сущность индивида, указывал клиенту на его лучшие стороны. Он полагал, что индивид постоянно эволюционирует и стремится к достижению высших целей. Но данную точку зрения критиковали очень многие психологи.

Основная теория личности Карла Роджерса непосредственно опирается на гуманистическую психологию. Человек с рождения склонен к самоутверждению, то есть к реализации своих потребностей и желаний. В исследовании теории личности ученый в основном использовал феноменологические и холистические техники.

Первый подход опирается на субъективный опыт индивида, который интерпретируется как психологическая действительность. С точки зрения второго подхода, человек состоит из совокупности личностных компонентов, благодаря которым он воспринимается целостно.

Главное определение в теории психолога – «Я-концепция», или «самость», под чем подразумевается осознавание себя и своих связей с окружающим миром. Единое «я» индивида также является ключевым понятием в системе идей ученого. Концепция «Я» подразумевает как реальную «самость» человека (ту, которая формируется и проявляется в действительности, в социуме), так и нереальную (которую человек хотел бы воплотить в жизнь: идеальное «я»).

В своих трудах Роджерс также писал о том, что для полноценного личностного роста и развития индивиду необходима положительная оценка его качеств или деятельности. Потребность в позитивной оценке можно удовлетворить лишь в том случае, если личность чувствует себя гармонично и комфортно в повседневной жизни, если ее поведение сопоставимо с внутренней «Я-концепцией».

Итоги исследований психолога

В биографии ученого можно найти описание многих его трудов и теорий, благодаря которым психология существенно обогатилась. Ученый уделял много внимания личности и ее взаимоотношениям с миром и другими людьми.

Он выявил непосредственное влияние межличностных отношений на развитие и изменение личности. Карл Роджерс подробно описал различные вариации отношений в книге «Психология супружеских отношений». В этой работе основной акцент делается на протекание и выстраивание отношений между мужем и женой, рассматриваемых на примере разных ситуаций. Поднимаются проблемы семейных ценностей и обсуждаются способы решения возникающих проблем.

Таким образом, Карл Роджерс:

  • Известен как автор нового эффективного метода в — клиент-центрированного подхода.
  • Одним из первых стал развивать и распространять техники интенсивной групповой терапии.
  • Является одним из главных представителей гуманистической психологии, которая на сегодняшний день активно практикуется многими психологами и используется во многих областях общественной жизни.

К концу жизни Роджерс начал исследовать измененные состояния человеческого сознания. Он их называл «пространством внутри»- то есть рассматривал как источник сил и возможностей сознания человека. Ученый стал еще более раскрепощённым и эмоциональным.

В 60-е гг. Роджерс создавал и пропагандировал «группы встреч», что на сегодняшний день известно как групповая терапия. Ученый также интересовался новыми молодежными движениями и такими людьми, как хиппи. Автор: Дарья Сергеева

Карл Рэнсом Роджерс (1902- 1987 гг.) родился в городке Оук Парк, в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. В возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности. Рождерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 г. в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе но предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 г. он начал академическую карьеру. Роджерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Основные положения учения Роджерса

Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием, наиболее важным является то, как человек воспринимает свой внутренний мир.

Самость - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. Идеальная самость - представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

К. Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей - это, прежде всего, неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми.

Конгруэнтность. Опыт, который приобретает человек в течение жизни и который называется «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т.к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадает между собой.

Социальные отношения. Только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное - умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.

Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
- постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом (партнерство-динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера по браку);
- выражение чувств (оказывающих позитивное воздействие на партнера);
- неприятии специфических ролей (искренность);
- способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера (основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!