Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

Эмоции человека: мир жестов и мимики

Эмоции человека – это субъективные, очень сильные переживания, касающиеся важных событий или ситуаций. Они проявляются в виде ярко выраженного неодобрения или одобрения происходящего, и отражаются в форме переживаний.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать противоположные чувства. Все мы разные и отношение к происходящему зачастую кардинально отличается, именно его мы и выражаем с помощью эмоций.

В основе данной функции лежат потребности, взгляды, интересы, а значит то, что нам безразлично не сможет затронуть или вызвать каких-либо чувств и изменить наше настроение. До тех пор, пока люди будут чем-то интересоваться, их будут сопровождать эмоции. Удивительно, но для нормального существования человеку нужны как положительные, так и отрицательные эмоции, вызванные чувством отчаяния, обиды, злости, неудовлетворенности.

Эмоции – это вид психологического состояния людей, они могут проявляться в форме чувств, а также настроений и глубоких переживаний. Можно даже утверждать, что они сопровождают все процессы и состояния психологического характера. Основная роль эмоций заключается в налаживании определенной связи между реальным миром и тем, как он воспринимается человеком. Суть эмоций в возможности отражения окружающего мира не с помощью рациональных выводов и мыслей, а спонтанными ощущениями. Кому-то это мешает, а другим, наоборот, помогает принимать верные решения.

Если бы эмоций не было в природе, люди оставались бы безразличными ко всему происходящему вокруг, их бы ничто не волновало. А ведь ничего не может быть хуже равнодушия!

С помощью эмоций, человек может давать оценку происходящему. Даже не владея языком, на котором говорит собеседник, мы можем получить немало информации о нем, всего лишь наблюдая за мимикой, проявлением чувств, повадками, поведением. Все дело в том, что с рождения все мы наделены «талантом» считывания эмоций.

Суть эмоций в данном случае можно охарактеризовать фразой «контакт налажен”. Малыш еще в утробе матери чувствует ее настроение, а значит, он уже владеет техникой считывания.

Развитие эмоций

Развитие эмоций человека начинается с рождения. Главным условием для воспитания положительных чувств является забота и любовь взрослых. Зачастую дети, которые в детские годы были обделены лаской и любовью вырастают равнодушными и холодными. Также малышей необходимо приучать к чувству ответственности и заботе о близких. Если нет младших сестер и братьев, можно завести домашнего питомца и позволить крохе за ним ухаживать: кормить, купать, играть и т. д.

Еще одним важным условием для развития эмоций у детей является контроль над их волнениями и чувствами. Они не должны быть ограничены субъективными переживаниями. Подобные ощущения необходимо реализовывать в действиях, поступках, занятиях. Иначе ребенок может вырасти слишком сентиментальным, и ему придется с большим трудом воплощать свои мечты и желания в реальность.

К основным свойствам эмоций относят:

  • Динамичность.

Выражается в изменении фаз протекания: напряжение сначала нарастает, а затем разрешается и убывает.

  • Универсальность.

Эмоции абсолютно независимы: на них не влияет сфера деятельности или потребности людей.

  • Пластичность.

Эмоциональные переживания могут видоизменяться и приобретать различный окрас. К примеру, страх иногда вызывает не только негатив, но и удовольствие от острых ощущений.

  • Адаптация.

Проявляется в притуплении яркости переживаний, которые многократно повторяются и вызывают одни и те же чувства.

  • Суммация.

Выражается особенно сильными ощущениями при повторных воздействиях на психику человека. Выходит, что яркие эмоции суммируются, отчего их интенсивность возрастает.

  • Пристрастность, также можно охарактеризовать как субъективность.

Проявление чувств зависит от особенностей личности и темперамента. Одна и та же ситуация у разных людей может спровоцировать противоположные эмоции.

  • Иррадиация.

Эмоциональный фон человека оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Если мы счастливы, нам все вокруг кажется радостным и красочным, и наоборот, испытывая чувство горести, мы все воспринимаем в темных тонах.

  • Двойственность.

Нередко одно и то же событие или человек может вызывать в нас разные эмоции. Отличным примером служит ненависть и любовь, которые иногда «находятся» так близко.

Функции эмоций

Чувства и эмоции играют важную роль в развитии и существовании людей, так как на них возлагается немало положительных функций.

  • Мотивационная функция.

Ее также можно назвать регулирующей или побуждающей, так как именно эмоции направляют и побуждают к действию, заменяя продуктивное мышление.

  • Сигнальная функция.

Согласно утверждениям Дарвина, эмоции зародились в процессе эволюции. Они помогали всему живому определять важность различных условий для удовлетворения насущных потребностей. На выразительные яркие движения: (пантомимику, мимику, жесты), возлагается роль сигналов. Они указывают на потребности людей.

  • Коммуникативная функция эмоций.

Выражается в ярком проявление внутреннего состояния, которое позволяет лучше понимать окружающих, а им давать оценку нашему настроению. Оценивая эмоциональные изменения, мы делаем выводы о психике человеке, его волнениях, чувствах. Люди, которые никогда не находились в прямых контактах, благодаря наблюдениям могут понять чувства друг друга.

  • Защитная функция эмоций.

Моментальная реакция на то, что произошло в данный момент, может защитить от беды и опасности.

Эмоции человека характеризуются специфическими телесными выражениями. Психическое состояние зачастую проявляется в мимике, изменение дыхания, интонации, сосудистых реакциях, жестах…

  • Изменения речи.

Трудно представить полноценное общение без речи. Ее существенная роль в жизни человека, а также его взаимоотношениях с окружающими, ведет к тому, что для выражения эмоций используется понижение, еле заметное ослабление, чрезмерное повышения голоса. Удивительно, но динамичность речи может противоречить содержанию сказанных слов. Огромное значение играет тембр голоса, темп, ритмичность, поставленные ударения.

  • Изменения кровообращения.

Данное выражение эмоций проявляется изменениями силы, а также частоты пульса, сужением или расширением сосудов, уровня кровяного давления. Данные факторы влекут за собой замедление и убыстрение кровяного тока, вследствие которого мы можем наблюдать отток крови от одних частей тела и прилив к другим.

  • Изменения дыхания.

Выражение эмоций проявляется изменениями дыхательных движений. На них возложено несколько функций: пропускание через голосовую щель достаточного количества воздуха и гарантирование вибрации связок; снабжение организма кислородом и усиление газообмена, которые способствуют повышению мускульной работы.

Под воздействием выраженных эмоций и чувств дыхательные движения меняют не только скорость, но и на амплитуду. Согласно данным американского психолога Р. Вудвортса при неудовольствии их значения уменьшаются, а при удовольствии – увеличиваются. Возбуждаясь, мы дышим глубоко и очень часто, а напрягаясь – слабо и медленно. При ощущениях сильной тревоги дыхание становится слабым и ускоренным, при страхе – заметно замедляется и т. д.

  • Изменения мимики.

Эмоциональные состояния, которые мы испытываем, зачастую сразу же отображаются на лице: на его сложную мускулатуру возложена функция мимических движений. Разнообразными движениями глаз, губ, лба, носа люди выражают даже самые волнительные и сильные внутренние состояния.

Эмоции очень трудно описать словами, так как их разнообразие поражает воображение. Их нужно чувствовать, проживать каждый миг, и только после этого приходит осознание того, что же они на самом деле означают. Несмотря на большое количество испытываемых человеком ощущений, все же психологи смогли выделить основные виды эмоций. Мы будем говорить о самых распространенных, так как их все, так же как и песчинки на берегу моря, невозможно пересчитать.

Пытаясь «прочитать» внутреннее состояние человека, учитывайте, что с помощью одних только эмоций у вас это вряд ли получится. Например, эмоция радости может быть пропитана упоением счастья, надеждой на лучшее будущее, или сладостными воспоминаниями. Условно их делят на отрицательные, положительные или нейтральные.

Нейтральные эмоции

  • Апатия – характеризуется полным равнодушием к событиям, происходящим вокруг.
  • Чрезмерное любопытство – мелочность, проявление повышенного интереса к чужим проблемам и делам, подробностям жизни других людей.
  • Удивление – чувство изумления от увиденного.

Положительные эмоции

  • Любовь – представляет собой безграничную привязанность к определенному человеку. Дарит ощущение крыльев за спиной, радости и счастья.
  • Нежность – рождает чувство привязанности, понимания и принятия. Она удивительным образом скрепляет отношения людей.
  • Восторг – чувство неимоверного подъема, когда положительные эмоции зашкаливают.
  • Гордость – одобрение, позитивная оценка действий окружающих или своих собственных заслуг.
  • Радость – эмоции, указывающие на чувство удовлетворенности.
  • Симпатия – чувство, испытываемое к человеку, основанное на общих интересах, взглядах на жизнь, ценностях.
  • Удовольствие – чувства, которые ощущают люди, при полном удовлетворении своих потребностей.
  • Благодарность – испытывается при сильном желании показать свою признательность от полученной пользы.

Также к положительным эмоциям можно отнести блаженство, трепет, удивление и т.д.

  • Горе – отрицательные эмоции, которыми живет человек, потерявший близких или родных людей.
  • Страх – чувство, которое люди испытывают при ощущении опасности.
  • Тоска проявляется чувством опустошенности, непонимании и неприятии окружающей действительности, душевной тревогой, ощущением душевной внутренней тревожности.
  • Отчаянье – отрицательная эмоция, указывающая на состояние безысходности, потере веры в собственные силы и лучшее будущее.
  • Гнев – желание побороть существующую несправедливость.
  • Месть – надежда на скорую расплату за причиненное горе или обиды.
  • Злорадство – неспособность смириться с удачей и везением других людей. Радость, испытываемая при чужих неудачах.

Отрицательные эмоции – это также стыд, ярость, отвращение, гнев и т. д. Другими словами, все, что вызывает в нас чувство неудовлетворенности, недовольства и апатии.

И напоследок стоит упомянуть о таком виде эмоций как аффект. Люди, в данном случае, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно в этом состоянии человек способен на необдуманные поступки.

Мир эмоций: круговорот чувств и мыслей

Мир эмоций – глубокая, интересная, неисчерпаемая, и достаточно сложная тема. Каждый из нас подвержен эмоциям, и порой так непросто с ними совладать. Получается, что в какой-то мере они управляют нами, нашими решениями и поведением.

Мы каждый день сталкиваемся с изменениями эмоционального фона. Привычные бытовые проблемы оказывают воздействие на наше настроение. Мы можем расстраиваться, кричать, возмущаться, восхищаться, радоваться и т. д. Все это происходит помимо нашей воли, и даже при большом желании так трудно скрыть свой внутренний настрой от глаз окружающих. Эмоции всегда находят выход, и зачастую в абсолютно неприемлемой для нас форме.

Какими бы ни были эмоции они нужны человеку. Если люди перестанут что-либо ощущать и выражать свои чувства, они начнут испытывать эмоциональное голодание. Данное состояние подобно пустоте: ничего не радует и ничто не вызывает интереса. Эмоциональное насыщение – это пожизненная врожденная потребность. С его помощью организм поддерживается в тонусе и осуществляется гормональный обмен.

Положительные хорошие эмоции люди называют по-разному. На самом же деле они все являются отголосками, оттенками одного чувства – радости. Это ощущение рождает в каждом из нас приятные переживания, дарит веру в свои силы, позволяет ощутить внутреннюю энергию и гармонию.

Позитив может быть активным и пассивным. В первом случае его можно охарактеризовать желанием творить и действовать, создавать и делиться идеями. Человек чувствует мощный прилив энергии и жизненных сил. Это ощущение зачастую испытывают активные люди, у которых энергия бьет ключом и требует выхода.

Пассивный позитив представляет собой полную гармонию, чувство ублаготворения. Подобное умиротворение позволяет ощутить истинное счастье и покой. Это настоящий отдых для тела и души.

Хорошие эмоции оказывают благотворное воздействие на организм человека, заряжая нас силой, энергией, здоровьем. Они необходимы для позитивного восприятия окружающего мира, способности бороться с трудностями и не обращать внимания на горести и невзгоды.

Негативные эмоции

С негативными эмоциями совладать совсем непросто. С ними нужно постоянно работать, развивая навыки управления негативом.

Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, ощущаем внутреннее беспокойство, попадаем в стрессовые ситуации. Но живя долгое время в режиме «нон-стоп» можно довести организм до морального истощения. И поэтому мы должны научиться управлять эмоциями или, по крайней мере, максимально их контролировать.

Среди всех известных негативных эмоций и пороков, которые на протяжении жизни испытывает человек, можно выделить жажду ярких переживаний, эгоизм, моральную слабость.

В христианстве грехом считают слабости, которые проявляются безвольностью, отсутствием собственного мнения, постоянной нервозностью, трусостью, ленью, пассивностью и др. Зависимость от острых ощущений заключается в жажде к физическому удовлетворению (чревоугодие, похоть). Также осуждается чрезмерная увлеченность компьютерными играми и просмотром телевизионных передач, участие в конфликтах, а тем более их создание. Никогда христианство не поощряло эгоизм: признание своего превосходства над остальными людьми. Это чувство является источником переживаний. К нему также можно отнести гордыню, зависть, честолюбие, злорадство.

Без эмоций жить невозможно, но в любом случае нужно стремиться держать их под контролем. Мудрым можно назвать только того человека, который выработал в себе способность не поддаваться порывам и противостоять соблазнам, не согласующимся с его разумом.

Во избежание проблем со здоровьем и нервных расстройств, нужно попытаться внести коррективы в свое поведение.

  • Занимайтесь самовнушением.

В любых неприятных конфликтных ситуациях разговаривайте с собой. Проговаривайте фразы: «Я абсолютно спокоен», «Я способен управлять своими чувствами» и т. д. Некоторым людям самовнушение помогает отрицательные эмоции сменить положительными. С его помощью подавляют страх, становятся смелее и выносливее.

  • Пытайтесь себя сдерживать.

Не обращайте внимания на мнение окружающих, не отвечайте на провокации. Даже при сильном желании рассказать обидчику все, что вы о нем думаете, сначала посчитайте в уме до десяти. Думайте и размышляйте, и только после этого говорите. Следите за тем, чтобы ваша речь была ровной, старайтесь дышать глубоко и спокойно.

  • Медитируйте.

С помощью техник концентрации можно успокоиться и расслабиться, а самое главное, научиться легко расставаться с негативными эмоциями, разбираться в себе и анализировать свой гнев и обиды.

  • Учитесь переключаться.

Не всегда и не у всех получается достойно ответить оппоненту. В данном случае можно отвлечь его внимание внезапным вопросом, сменить тему. Или же просто «включите» воображение и представьте, что с губ обидчика слетают не обидные слова, а льется забавная песня. Вообразите, что вокруг вас высокая стена, которая отделяет и защищает вас от реальности. Успокоившись, вы сможете дать достойный ответ, или ввести оппонента в тупик своим хладнокровием.

  • Занимайтесь спортом.

Физические упражнения помогают выплеснуть накопившийся негатив. Занятия в спортивных секциях или тренажерном зале, утренние или вечерние пробежки, помогут укрепить здоровье, и успокоить душу.

  • Занимайтесь йогой.

Особенно полезны дыхательные упражнения, которые помогают подавить негативные эмоции и достичь внутренней гармонии.

Любые, даже самые необычные методы контроля эмоций и чувств человека достойны вашего внимания и имеют право на существование.

Научиться сдерживаться и подавлять свои чувства не так сложно, как кажется. Советы психологов помогут достичь желаемого за короткое время. С первого взгляда вы можете не заметить связь между данными рекомендациями и вашим эмоциональным состоянием, но со временем поймете, что все перечисленное чрезвычайно важно для душевного спокойствия.

  • Ваше жилище должно быть уютным и комфортным.

Дом – это место, где вы восстанавливаете силы и заряжаетесь энергией. А значит в нем обязательно должна присутствовать зона, где вы сможете расслабиться, отдохнуть, предаться мыслям и мечтаньям.

  • Стремитесь к новым знакомствам и расширяйте круг интересов.

Общение, встречи, свидания, новые люди – не оставят места мрачным мыслям и негативу.

  • Старайтесь быть предельно аккуратными в вопросах финансов: не берите в долг и не взваливайте на свои плечи непосильные кредиты.

Как только вы начнете тратить, учитывая свои возможности, раздадите все долги, ваше эмоциональное состояние сразу же улучшится.

  • Учитесь, развивайтесь, занимайтесь самореализацией.

Стремление узнать как можно больше, продвинуться по карьерной лестнице увлечет вас с головой. Постоянная занятость и желание самосовершенствоваться занимает слишком много времени и сил, а если все задуманное сбывается, то внутренняя удовлетворенность и гармония помогают побороть все невзгоды.

Такие психические явления как эмоции и чувства человека представляют собой разные формы отражения окружающей реальности.

Эти два компонента делают людей уязвимыми или несокрушимыми, злыми или добрыми, счастливыми или несчастными. Они оба отражают действительность, которая нас окружает, переживаниями. С их помощью выражается субъективное отношение людей к явлениям и предметам. Давайте попробуем разобраться в чем же разницами между чувствами и эмоциями человека?

Эмоция представляет собой кратковременное явление, которое зарождается под влиянием различных факторов и ситуаций. Она как вспышка, мгновенно загорается, но быстро гаснет.

Чувства отличаются стабильностью, они долговременны и зачастую возникают под воздействием ярких эмоций. Они могут рассказать о характере человека, его взглядах, привычках, а не только об отношении к конкретной ситуации или личности.

Все мы зависимы от чувств и эмоций. Очень часто люди идут на поводу у них: получается, эмоции правят нами, а не наоборот.

Последствия неумения контролировать яркие эмоции

Часто не контролированные яркие эмоции приводят к необдуманным действиям с печальными последствиями. У каждого из нас эмоциональные переживания выражаются по-разному. Неумение остановиться вовремя может повлечь за собой:

  • Болезни сердечно-сосудистой системы.

Переживания нередко становятся причиной серьезных проблем со здоровьем, и чаще всего страдает сердце. Не стоит также забывать, что в состоянии стресса организм становится беззащитным перед любыми заболеваниями, так как снижаются его защитные силы (снижается иммунитет).

  • Депрессии.

Длительные моральные страдания ведут к депрессии. Выйти из нее не так просто: зачастую требуется серьезное медикаментозное лечение, беседы с психологом и большое желание вернуться к нормальной жизни.

  • Разрыв дружеских отношений.

Доверительные отношения строятся годами, а то и десятилетиями, а разрушить их можно за несколько минут, перестав контролировать ярко выраженные эмоции гнева.

Психологи уверены, что людям необходима психологическая разрядка. Самая глубокая депрессия ослабевает после того, как человек выплеснет наружу яркие негативные эмоции, сможет выплакаться, «выбросить» весь накопившийся негатив наружу.

Всплески сознания, которые не находят выхода накапливаются. А значит, у каждого из нас есть выбор, подавлять эмоции, или выплескивать, но при этом держать их под строгим контролем.

Если мы попробуем отключить чувства и прожить какое-то время без эмоций, то ощутим пустоту, которую трудно описать словами. Безразличие ко всему: вокруг пустынно, ничего не заботит и не беспокоит. Но мозг не спит, и, отключив чувства, он включает инстинкты. Люди живут, удовлетворяя свои земные потребности: ищут пищу, заботятся о самосохранении. Перестает волновать вопрос: «А что может произойти, если я поступлю именно так?». Минимум мыслей, максимум действий.

На первый план выходят инстинкты. Общение с людьми не приносит удовольствия, так как они не вызывают каких-либо чувств. А ведь жизнь – это в первую очередь способность получать наслаждение от каждого прожитого дня, каждой встречи. Жизнь без эмоций делает мир человека серым и бессмысленным.

Подавление негативных эмоций зачастую связано с игнорированием насущных проблем, по причине неспособности с ними справиться.

Но порой все же полезно отключать эмоции и предоставлять себе возможность отдохнуть от мрачных мыслей, глубоких размышлений или для того, чтобы легче и спокойнее пережить не самый приятный период своей жизни. Лучше всего справляется с задачей отключения разума медитация: освоить эту технику совсем несложно.

Можно сделать вывод, что жизнь без эмоций возможна. Но открытым остается вопрос: насколько изменится наше сознание, отношения с людьми и как долго человек сможет находиться в подобном состоянии?

Эмоции детей

Очень часто мы с трудом понимаем, что ощущают взрослые люди, а разобраться в ощущениях и эмоциях детей еще сложнее. Переживания мальчиков и девочек напрямую зависят от ситуации, они очень часто меняются, и обычно не оказывают влияние на настроение крошки.

Малыш может испытывать как положительные, так и негативные эмоции. Чувство негатива в нем вызывают громкий и строгий голос, угрозы, злое выражение лица взрослых, обвинения. Порой даже не очень приятная ситуация, происходящая на глазах малыша, может спровоцировать плач и обиду.

Положительные чувства и переживания ускоряют физиологические процессы, в то время как отрицательные их угнетают. Наверное, именно поэтому педиатры не советуют кормить малыша, который расстроен или плачет. Еда в данном случае плохо усваивается, ослаблено соковыделение и процессы обмена, а значит, у крохи может выработаться негативное отношение к пище.

Каждый человек начинает жизнь громким криком. Первый крик вырывается из груди новорожденного вследствие спазма голосовой щели. Что же это на самом деле – эмоциональное состояние или мышечная реакция? На этот вопрос сложно ответить, но в любом случае можно сделать вывод: с первых дней кроха уже ощущает и реагирует на то, что ему доставляет дискомфорт: он чувствует потребность в тепле, еде, сне. Негативные эмоции у детей вызываются мокрыми пеленками, холодом, усталостью, стеснением движений, голодом…

Первые пару месяцев эмоции детей являются всего лишь рефлекторными явлениями. На третьем месяце жизни они уже могут демонстрировать положительные чувства: машут руками, издают звуки радости, улыбаются. Крохи как будто «оживают» и родные должны постоянно стимулировать эти новые чувства, осознавая, что малыш обязательно начнет повторять их жесты и мимику.

Примерно с пяти месяцев ребенок уже начинает различать незнакомых и знакомых людей. При виде незнакомца кроха может насторожиться или даже заплакать. Эмоции становятся более разнообразными и ярко выраженными. Родители в этот период должны быть осторожными и внимательными, так как те установки, которые получит от них ребенок, окажут влияние на эмоции детей школьного и дошкольного возраста.

У малышей нужно развивать чувство симпатии и любви к людям, любовь к животным, учить восхищаться окружающим миром. Мама должна понимать, если она не будет никого подпускать к малышу, то он вырастет очень осторожным и недоверчивым. Будет запугивать собаками – чувство страха к четвероногим братьям у него останется и в старшем возрасте. Дети прислушиваются и присматриваются ко всему, что говорят и делают взрослые, и эти составляющие окажут большое влияние на формирование характера ребенка в будущем.

В шесть-семь месяцев кроха уже с удовольствием познает окружающий мир, играя с родными, повторяя их движения, и даже выполняя несложные просьбы. Веселые игры вызывают у него море хороших эмоций, он бурно реагирует на все, что происходит вокруг.

Также в этом возрасте мальчики и девочки начинают стесняться, расстраиваться, ревновать. Они радуются, когда видят родных и хорошо знакомых, и робеют в присутствии чужих людей.

Углубление и расширение эмоционального мира дает возможность родителям не только больше узнавать своего малыша, но и начинать понемногу заниматься развитием и воспитанием.

По мнению психологов, развитие эмоционального мира детей можно разделить на четыре этапа:

  • первый год жизни;
  • от года до трех лет;
  • от трех до четырех лет;
  • с четырех до двенадцати.

Первый этап включает в себя формирование основных (главных) эмоций. Затем дети учатся налаживать контакт с окружающими их людьми. Третий этап отличается тем, что эмоции детей перестают полностью зависеть от потребностей. И только после этого, происходит формирование выраженных эмоций, в основе которых лежат логические выводы, а также здравый смысл.

В разном возрасте реакция на одну и ту же ситуацию или проблему может кардинально отличаться.

Родители детей старшего возраста должны, в первую очередь, научить их одолевать негативные переживания. Сделать это совсем несложно: общение и разговоры по душам позволят понять чувства и ощущения ребенка. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда детям приходится сталкиваться с новыми эмоциями.

Ребятишки должны понять, что любые переживания носят временный характер, и главное, уметь переключаться на позитивную волну. Но в любом случае они будут учиться на примере родителей и чаще всего поступать, так как поступают мама и папа. Так что взрослые должны пытаться сдерживать свои негативные эмоции, контролировать чувства и не позволять себе грубых высказываний и криков в присутствии детей.

В этой статье использованы материалы из статей, размещенных в Интернете, в частности из статей А.Н. Занковского "Психология деловых отношений" и И. Пирога " Тайны внутреннего мира человека. Эмоции" и мой личный врачебный опыт работы.

В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется, стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга.Итак, что такое эмоции?

Эмоции человека – это особые психические явления, которые субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме переживаний и чувств.

Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или неважности.

Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к возникающим у него эмоциям.

В структуре эмоций три компонента:
-предмет;
-эмоциональное переживание;
-потребность (мотив)
.

Предмет эмоции – любое значимое для человека событие, явление, эпизод, в связи, с которыми возникает эмоциональное переживание. Это – оценка на экзамене, разговор с начальником, пребывание в автомобильной пробке, чей - то поступок, собственные мысли, природное или общественное явление. Такие события и явления называются эмоциогенн ыми. Они могут возникать очень часто или создаваться кем – то преднамеренно.

В ответ на эмоциогенные события возникают различные эмоциональные переживания: радость, гнев, удивление, страх, недоумение и т. п.

Эмоциональные переживания возникают непроизвольно и всегда влияют на сознание человека, его внутренний душевный мир (внимание, мышление, память, воображение, восприятие, настроение), а также на его физиологические процессы (на сердечно – сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную и другие системы и органы тела).

Потребность или мотив - определяет значимость происшедшего явления, поступка, эпизода для человека, определяет его актуальность.

Значимость всегда связана с потребностями. Если потребности нет, то эмоции не проявляются, их просто нет. Например, если человек голоден, то у него множество, связанных с этим эмоций. Но как только человек утолил голод, ситуация голода перестаёт быть значимой, эмоции не проявляются.

Эмоции - важный психологический инструмент, обеспечивающий социальное бытие человека. Они воздействуют на физиологические и познавательные процессы.

Эмоции быстро и надёжно ориентируют человека в жизненных событиях, ситуациях, в людях, в самом себе, в предметах и явлениях. Эмоциональная оценка для человека представляется более важной, чем интеллектуальная.

Например, человек с избыточным весом, страдает обжорством, много ест. Он знает о вреде переедания, но пренебрегает этим. Знание его является абстракцией, не касающейся его. Чтобы изменить отношение человека к избыточному потреблению пищи необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции дают сигнал человеку о его потребностях. Если человек в чем - то нуждается, то у него возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса, беспокойства и т. д.), которые называются потребностными.

Эмоции обладают побудительными функциями, выступают как мощные источники активности. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Например, сильный страх позволяет человеку убежать от злой собаки, которая бросилась на него.

Эмоции бывают положительными и отрицательными.

Положительные эмоции побуждают к действию на победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т. п..

Отрицательные эмоции обладают антипобудительными свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от сближения, прерывание контакта и т. п..

Эмоции влияют на физиологические процессы человека, его состояние здоровья.

Негативные эмоции вызывают множество различных заболеваний, в том числе тяжелых, ведущих к преждевременному старению и преждевременной смерти.

Обычно негативные эмоции возникают у человека, как реакция на несоответствие его ожиданий, с тем, что происходит в действительности.

Обычно люди сдерживают свои негативные эмоции, не проявляют на людях свой гнев, или раздражение. Но сдерживание негативных эмоций заставляет человека зацикливаться, прокручивать неблагоприятную ситуацию.

Возникают мышечные спазмы, артериальная гипертензия, могут развиться инфаркты миокарда, инсульты, язвенная болезнь органов пищеварения, онкологические заболевания, нарушение половой функции, сахарный диабет, неврозы и психозы.

Положительные эмоции могут привести к избавлению от различных тяжёлых хронических заболеваний, выздоровлению и омоложению.


Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут улучшаться или ухудшаться.

Под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, у него рассеивается внимание, нарушается сознательный контроль над своими действиями.

Положительные эмоции стимулируют творческое мышление и воображение.

Эмоции человека – внутренние психические процессы. Однако они довольно хорошо выражаются в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонациях речи. Это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей и более эффективно общаться с ними.

Положительные эмоции благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию.

Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, указывают на вредность для человека соответствующих ситуаций.

Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей человека и побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций.

Основные виды и формы эмоций по данным американского психолога К.Изарда

Кэррол д. Изард

1.Интерес – возбуждение возникает, как чувство
захваченности, любопытства по отношению к чему – то
или кому – то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Это сильный эффективный мотив в познавательной деятельности. Эмоция интереса активизируется при встрече человека с соответствующим предметом или информацией.


2.Противоположной интересу является эмоция скуки. Она проявляется, когда жизнь человека становится монотонной, однообразной, неинтересной.

3.Удивление – эмоция близкая к интересу. Возникает в ситуациях новизны, необычности, противоречивости. Это быстротечная является сильным познавательным мотивом, побуждает выяснить, узнать, уточнить, удостовериться.

4.Радость – возникает в ситуациях реализации основных потребностей и возможностей человека. Переживается, как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущениями прилива сил, расширения возможностей и чувством оптимизма.

5.Страдание, тревога противоположна эмоции радости.

Может переживаться, как состояние уныния, пассивности, упадка духа, одиночества, депрес сии или просто горя.

Возникает в состоянии депривации – лишения или значительного ограничения удовлетворения основных жизненных потребностей и устремлений человека, при потере близких людей.


Страдание может быть причиной развития тяжелых соматических и психических заболеваний у человека.

6.Гнев, возбуждение возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей, при невозможности самореализации.

Причинами гнева могут быть личное оскорбление, унижение человека и его близких, обман, шантаж, надругательство над идеалами и жизненными ценностями. Гнев вызывает прилив сил, желание расправиться с обидчиком.


Сильный гнев может привести к ярости, аффекту. При этом человек может потерять самоконтроль и перестанет управлять своими действиями.В таком состоянии человек может совершать тяжкие преступления, даже убийства.

Гнев чаще всего направлен на других людей, но может быть направлен на себя.

7.Стыд – проявляется при несоответствии своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, внешнего облика нравственно – эстетическим нормам, которые разделяет сам человек.

Он представляет себя плохим, никчёмным, беспомощным, слабым, недостойным, глупым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его.

Легкий стыд – это застенчивость. Стыд парализует работу интеллекта, нарушает действия и поступки человека, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения позволяет решать серьёзные личностные проблемы.

8.Гордость – эмоция противоположная стыду.

Человек представляет себя важным, значительным, достойным, ценным, стремится показать это другим людям.

При этом он представляет себя на высоте нравственно – эстетических требований.

На основе стыда и гордости развивается самооценка, отношение к своей личности.

9.Отвращение – возникает по отношению к людям, объектам, явлениям, не соответствующим нравственно – эстетическим требованиям человека. Они представляются, ка уродливые, отвратительные, омерзительные.

Отвращение вызывает желание изменить соответствующий объект, улучшить его, усовершенствовать, уничтожить или дистанцироваться от него.



Страх переживается, как неуверенность, тревога, предчувствие беды, незащищенность, опасность.

Может быть сильный ужас, который может перейти в неконтролируемый аффект.


Преодоление страха расценивается, как сила, смелость, храбрость человека.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный склад, в котором проявляются определённые эмоции. Набор эмоций каждого человека неповторим как отпечатки пальцев. И каждая эмоция у отдельно взятого человека ощущается по - своему.

Например, радость. Как она ощущается? Сколько её вариантов? Сколько людей на Земле, столько существует вариантов радости. Это касается каждой эмоции.

Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые этого не умеют, или делают это неправильно.

Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Так, если человек получил травму и ему больно, то адекватной реакцией будет крик, стон, боль, слёзы и т.п.. Но если он при этом засмеётся или сдержит адекватные данной ситуации чувства в себе, то это плохо отразится на нём в дальнейшем.

Если хочется смеяться - смейтесь, если хочется плакать – плачьте. Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье человека. Могут развиться неврозы, нарушения психики и различные психосоматические заболевания.

Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь, чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над отрицательными эмоциями. Это будет залогом здоровья, счастья, благополучия и увеличения продолжительности жизни каждого человека.

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно его радует, другое печалит, третье - возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

  • связь с ситуацией, с объективным миром;
  • связь с субъективными состояниями - потребностями, мотивацией.

Эмоции - это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания - удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект . Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин неуправляемости этим состоянием).

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По сравнению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов - более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потребности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом актуальной в данный момент для человека потребности, а также и значения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции - выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразующей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, - следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции - это «психическое отражение мотива к целям действия и условиям его выполнения» (А. Н. Леонтьев).

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

  1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.
  2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.
  3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:
    • на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
    • интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);
    • эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);
    • практические (связанные с деятельностью человека).

Таблица 4.1

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-либо называется страстью.

Таблица 4.2

Настроение - это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдельным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния могут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения - «рая», и страдания - «ада». Эмоциональные состояния - это психосоматическое единство, сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональных состояний:

  • удовольствие/неудовольствие;
  • возбуждение/успокоение;
  • напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием приятного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжается, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

  1. любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);
  2. удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольствия);
  3. страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);
  4. решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);
  5. отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);
  6. презрение (непринятие объекта).

Страсть - еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

  1. индикация, или оценка (эмоции - оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций - благоприятных или неблагоприятных, опасных);
  2. образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);
  3. объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);
  4. предвосхищение будущего события;
  5. активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);
  6. побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);
  7. регуляция - организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);
  8. связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);
  9. экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);
  10. символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).
Внутренний мир человека

Внутренний мир человека это набор жизненных взглядов, ценностей через которые формируется его система восприятия. Если выразится более научно, то внутренний мир человека это энергоинформационная матрица, которая формируется электрохимическими процессами взаимодействия нейронов головного мозга.

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности - это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир - это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции - личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение - ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Виды интелекта

Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

  1. Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
  2. Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
  3. Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
  4. Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
  5. Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
  6. Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
  7. Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
  8. Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
  9. Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Все виды интеллекта можно тренировать и развивать в любой период жизни, а не только в юности. Люди с развитым интеллектом дольше сохраняют работоспособность и жизнелюбие.

Внутренний и внешний мир человека
Внешний мир человека это его социальная жизнь, его взаимодействие с другими людьми, его жизнь в обществе. Как известно, мы управляем нашей реальностью лишь в некоторой степени, ей управляют разные внешние силы, но мы можем управлять своей собственной энергией, направляя эти внешние силы в пользу либо во вред себе. Отсюда становится очевидным, что наибольшее влияние на окружающий мир сможет оказать тот, у кого больше развита способность, контролировать мир внутренний. Человек, который способен взять под контроль себя, постепенно сможет взять под контроль часть окружающей реальности. Почему это так, мы разберем далее.

Внутренний духовный мир человека
Понимание достигается путем развития своего внутреннего мира, и каждый раз, когда вы будете выходить на новый уровень осознанности, вы будете испытывать настоящее удовлетворение, так как эти процессы вызывают приток жизненной энергии, и повышают внутреннюю силу. Появившаяся внутри гармония постоянно увеличивается, и проецируется на внешний мир, благодаря этому человек начинает получать больше удовольствия от взаимодействия с окружающими, это дает новые силы и так продолжается вновь и вновь. Развитие внутреннего мира человека, напрямую ведет к усилению его взаимодействий с духом. У человека повышается способность чувствовать силу духа, и взаимодействовать с ней, и поэтому часто внутренний мир называют духовным миром человека.

Развитие внутреннего мира человека
Развитие внутреннего мира человека представляет собой осмысленный практический процесс, и целью этого развития должно стать повышение осознанности и увеличение внутренней силы. Повышение осознанности достигается путем самопознания. Осознанность без внутренней силы лишь приведет к тому, что к человеку будут относиться как к школьному отличнику, которого никто не принимает всерьез, поэтому необходимо развивать внутреннюю силу. Внутренняя сила нарабатывается путем реальных действий.

Внутренний мир человека план развития
По сути, развитие внутреннего мира, это есть саморазвитие, но с уклоном больше в сторону себя, поэтому можно использовать указанный ниже план. Замечу, что данный план является условным, и сделан лишь для удобства восприятия материала.

  • Самоанализ, выявление того что мы считаем своими проблемами (понимание себя)
  • Расстановка приоритетов, корректировка образа жизни (понимание ситуаций)
  • Избавление от вредных программ, ментальное очищение (внутренняя свобода)
  • Самопрограммирование, создание необходимых жизненных привычек (свой путь)
  • Наработка внутренних качеств путем движения по намеченному пути (действие)

Самоанализ помогает понять куда двигаться и откуда. Избавление от вредных программ позволяет иметь достаточно энергии и времени для более глубокого анализа и размышлений, это позволяет повысить качество мышления, так как избавляет от отвлекающих внешних программ и мыслей. Расстановка приоритетов даст четкий план действий, которые нужно внести в свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями. Наработка внутренних качеств путем реальных действий, позволяет взять свою жизнь под контроль, и жить в согласии с духом. Это прямой путь к повышению внутренней силы, это повышение таких качеств как самоконтроль, дисциплина и сила воли. Этот пункт по сути и создает результат, создает образ жизни человека, его цельность.

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

Чувства величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство это внутреннее отношение человека к чемуто, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции радость, нежность, удовольствие и другие являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств дружба появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь " (К. С. Льюис).

Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (1416 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я ".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто ".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед ". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их всетаки можно, и лучший советчик в этом время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить " не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть ", сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общемто верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь? " это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной ". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (1315 лет) нередки "грязные " разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить ", "снизить " волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным " мальчикам. На самом деле и "грязный " секс, и "возвышенный " идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных " вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные " разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить " волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить ", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит ". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем ".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины это сильный пол, а женщины слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!