Как хорошо ответить на уроке. Ребенок боится отвечать на уроке

БОЮСЬ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ

«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске - сразу все из голове вылетает... Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю... Не представляю, как буду экзамены сдавать». С такими жалобами школьники часто обращаются к психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски - это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. у одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду - и весело, и страшно» Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться, и, наконец, третья сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот ют иной предмет, с тем, насколько ой уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так. Ты действительно хорошо знаешь урок и когда, на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос ~ ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, - и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то единое, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто(и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что, - ответишь ты, - волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справится с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress – напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

Начнем с подготовки уроков.

Во-первых, надо правильно готовить уроки.

Но почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (например, учит уроки) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

Прежде всего для этого надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся себе очень четко, во всех подробностях представить, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что, - когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать состояния. Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не больше 10 минут в день. Когда ты научишься легко его выполнять, можешь перестать его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно трудными ситуациями, тогда, когда тебе особенно трудно овладеть своим состоянием.

При подготовке уроков, выучив домашнее задание, обязательно пересказывай его (даже если тебе кажется, что ты все очень хорошо знаешь). Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски). Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь. Пусть он сядет сзади тебя так, чтобы, смотря в зеркало, ты видел не только себя, но и его. Следи за его реакцией. Потом в классе во время ответа снова смотри на него. Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату. Важно, чтобы с помощью зеркала ты мог следить и за собой и за реакцией слушателя.

Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, - возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.). очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедился, что хорошо его знаешь. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

Учи наизусть план ответа, и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайся придерживаться этого плана. Всегда, когда это возможно, готовь для ответа «изюминку», которой ты мог бы порадовать учителей и удивить одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т.п.). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.

Приготовив урок, постарайся дать себе отчет, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.

Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.

Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах. Например, у космонавтов, находящихся на космическом корабле, основной контроль за их эмоциональным состоянием осуществляется по голосу. Но голос (также как и жесты) не только «выдает» наше состояние, но может и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность. Поэтому, если ты будешь стараться говорить уверенно, то можешь и почувствовать себя более спокойно. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель. Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.

Некоторым помогает, когда они при ответе как бы «играют роль» – «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.

После ответа (лучше дома). Постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Прежде всего подумай, правильно ли ты сформулировал цель ответа и сумел ли достичь ее. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал (помнишь, ты записал ее). Раздели листок на две части. В одной части (поставь сверху +) пиши, что в ответе, с твоей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху поставь -) – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставил бы ее другому человеку. Сравни ее с той отметкой, которую ты записал ранее, и с той, которую поставил учитель, и постарайся понять, за счет чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывал заранее, постарайся понять, в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. Если выше – проанализируй, за счет чего ты добился успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.


Давайте ответим на несколько вопросов:
Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?
В горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: отвечать перед классом очень страшно. Мы очень часто слышим такие фразы: борись! А в данном случае будем действовать другим: дружить со страхом.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Первым делом: моё тело .
Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. На перемене перед сложным уроком поделайте разминку, это можно делать играючи, приседать, махи руками, ногами под предлогом что-то у меня мышцы застоялись, хочется движения, устрою я себе физру.

Вторым делом: где моя энергия.
Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Третьим делом: а я дышу?
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? И комок? Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. Он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».
Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
Именно играем со страхом. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Шестым делом. Позитивный жест .
Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!
Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!Вот некоторые идеи подобных.Рубануть рукой воздух как шашкой.Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).
криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.
Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Седьмым делом: улыбаемся.
Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.
Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Смени фокус внимания
Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации?
Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья.
Несколько минут – и все у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Измени значимость.
Вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Одна из странностей российской школы состоит в том, что ученикам дают множество разнообразных заданий, некачественно выполнение которых, как правило, весьма строго оценивается, - и в то же время никто не учит школьников тому, как, собственно, эти задания следует выполнять. Особенные трудности у школьников, да позже и у студентов, вызывает необходимость отвечать устно на уроках или семинарских занятиях. Даже понимая, в общем и целом, изучаемую тему, часто ученики не способны внятно выразить свои мысли.

Это очень напоминает пресловутый индейский способ обучения плаванию. Бросили ребенка в воду посреди бурной реки: выплывет - молодец! Не выплывет? - туда ему и дорога!

«Выплывают» у нас, по большей части, способные, уверенные в себе ученики, достаточно много (в смысле развития, в том числе и развития речи) получающие в семье. Впрочем, даже они могли бы учиться еще лучше, если бы владели некоторыми элементарными техническими навыками работы с учебными текстами и подготовки устных ответов по ним.

Работа по подготовке устного ответа состоит:

    Работа с текстом;

    Работа над содержанием ответа (путем составления опорных конспектов);

    Работа над формой (речевым оформлением ответа).

    Тот, кто хочет этому научиться, поначалу будет тратить на подготовку каждого задания несколько больше времени, чем раньше. Однако уже через месяц-полтора обнаружится, что работа движется даже быстрее, чем при привычной зубрежке, а ее результаты гораздо лучше. Но на сегодня, для большинства учеников, даже старшеклассников, давать устные ответы и уметь работать с учебным текстом (а не зубрить), не просто трудно, а порой даже непосильно.

    Ученики не могут:

    1. Отобрать из текста то, что необходимо, отсеяв ненужное;

    2. Отобранное как-то скомпоновать, выстроив в определенной последовательности;

    3. Связать это самостоятельно придуманными фразами;

    4. Грамотно изложить в соответствующем стиле;

    5. Запомнить все, что нужно, включая даты, названия, имена.

    Учителя обычно советуют своим ученикам не зубрить, а стараться понять материал. Но для большинства учеников невыполнимый. Понять можно только то, с чем ты что-то сделал. Произвел определенные интеллектуальные операции по обработке материала и соответствующие этим операциям действия: что-то подчеркнул в тексте, что-то выписал и т.д.

    Значит, чтобы понять текст и усвоить его, надо с ним что-то сделать, а вызубренное забывается очень скоро - сразу же после того, как тему «прошли».

    Еще один эффективный метод работы с содержанием - опорные конспекты. В настоящее время это самый интересный и в тоже время самый компактный способ предоставления учебной информации. Опорный конспект - это что-то вроде шпаргалки, но очень необычной. Опорный конспект это сокращения, или символы, а может быть, даже рисунки. Он напоминает ребус, непонятный для непосвященных. Самостоятельное составление опорных конспектов - интересная творческая работа. Сейчас довольно популярны «карты памяти» (mindmaps) - это предоставление материала по теме с помощью понятий, главное из них располагается посередине, а вокруг - все остальные, причем связь между ними показывают стрелки. Составлять любые - даже наипростейшие, вовсе не опорные конспекты, может быть полезно.

    Таким образом, все это относится к работе с текстом. Нужно уметь «прорабатывать» определенный учебный материал, понять его и запомнить. А для этого надо найти ту форму работы, которая больше подходит, а если ничего не делать, то вряд ли можно добиться больших успехов.

    Что касается выполнения конкретных заданий, подготовки к устному ответу, то обычно работа над содержанием ответа включает в себя такие этапы:

    Понять задание;

    Отобрать нужный материал, отсеяв ненужный;

    Каким-то образом его выстроить в определенной последовательности: решить, о чем говорить сначала, о чем потом;

    Продумать систему утверждений (тезисов) и доказательств (как вы будете аргументировать свои утверждения: какими-то примерами, фактами, чисто логически);

    Запомнить все, что необходимо специально запоминать, то есть термины, даты, цифры, имена, названия;

    Можно составить конспект, в том числе и опорный: этот метод одинаково пригоден и для работы с текстом, и для работы с содержанием ответа.

    Кроме проблемы, что говорить, есть и проблема как это сказать. Это тоже немаловажно.

    Правда, в школе оценивается, в основном, содержание ответов, но не стоит думать только о школе: ею жизнь не кончается. Для любого человека важно уметь литературно правильно, свободно, интересно и уверенно говорить. Косноязычный человек не получает настоящего удовольствия от общения, не чувствует уверенности в общении - а ведь это так важно для каждого из нас.

    Конечно, невозможно продумывать каждый свой устный ответ с точки зрения его формы. Нужно научиться ясно, правильно и интересно говорить без какой бы то ни было специальной подготовки: речь по природе своей импровизационна. И если пока не все в порядке с речью - нужно поработать над собой. Необходимо научиться говорить, с одной стороны, ясно, понятно и грамотно и, с другой стороны, интересно. Говорить правильно - это значит не допускать речевых ошибок. Чтобы не допускать их в своей речи, нужно научиться их замечать в речи других людей, и не просто замечать, а воспринимать как нечто ненормальное, а может быть и смешное. Учиться слышать речевые ошибки - это значит достаточно внимательно слушать то, что говорят ваши одноклассники на уроках, вернее, как они говорят - и замечать неправильности в их речи. Если это постоянно делать, то постепенно начнешь обращать внимание и на свои подобные же ошибки и исправлять их, а затем - говорить все более «чисто». На это нужно конечно время, но это совсем не так сложно.

    Вот некоторые примеры речевых ошибок на уроках истории: Ермак и его товарищи захватили ихнюю столицу - Сибирь. Спартаку не хватало время, чтобы обучить свою армию. Братья Строгановы были сильно богатые. Колизей, представляет из себя, очень большой римский цирк в городе Риме, в Италии.

    Есть такое понятие - чувство языка, которое включает в себя и умение слышать все речевые дефекты. С этим чувством никто не рождается - оно появляется со временем у того, кто внимателен к ясности, правильности, чистоте языка: как у себя, так и у других. Чувство языка подобно музыкальному слуху, который тоже можно развивать. Но для этого нужно слушать и слышать то, что говориться на уроках. К сожалению, не может научиться хорошо говорить тот, кто никого никогда не слушает: а наши школьники не слушают ответов своих одноклассников, считают, что это скучно. А попробуйте слушать не столько то, что говорят, сколько - как это говорится. Все люди разные, все говорят по-разному. И это совсем будет не скучно. Итак, чтобы говорить ясно, понятно и правильно надо:

    Стараться выражать свои мысли как можно лучше, слышать себя и не удовлетворяться первым попавшимся словом, случайно пришедшим на язык;

    Внимательно слушать, как говорят другие, и замечать их недостатки.

    Выражаться как можно более просто и кратко;

    Научиться говорить и выразительно. Тогда и слушать вас будет интересней, и вам самим будет интересно отвечать на уроке.

    Если вы будете работать по подготовке устного ответа по всем трем этапам: 1 - с текстом;

Здравствуйте. Мне 19 лет. Так получилось, что по семейным обстоятельствам после 9-го класса 2 года я училась экстернатом и отвечать устно не надо было. Потом полгода заочно в колледже и сейчас перевелась на очную форму. И начались очень большие проблемы т.к. я совершенно разучилась отвечать устно. Мне очень стыдно это признавать и видеть у себя такую проблему и я не понимаю с чего она, я понимаю, что ничего страшного нет в устных ответах, но когда меня спрашивают бывает, что мое тело словно не слушается меня, я начинаю волноваться, сердце бешено стучит, голос немного дрожит и мысли скомкиваются, что я могу ответить неправильно хоть и знаю ответ. Особенно так получается когда мне говорят «все готовься сейчас будешь отвечать» и сердце бешено бьется и я жду когда меня спросят. Причем это не зависит от количество людей в классе, такое бывает даже один на один с учителем. До 9 класса никогда не любила отвечать перед классом или говорить на публике, всегда волновалась, но выступала хорошо. В жизни я довольно общительных человек, открытый и я не понимаю откуда такая проблема. Занимаюсь танцами перед выступлениями волнуюсь, но выступаю хорошо. Но когда нужно говорить, накатывает страх и тело перестает слушаться на физическом уровне. Как мне побороть этот страх, что мне делать? Спасибо, заранее.

Здравствуйте, Ирина.

Действительно страх публичных выступлений есть у многих людей. Здесь замешано все: страх быть недооцененной, неуверенность в своих способностях. НО в отличие от других людей у вас есть потрясающий ресурс - вы танцуете перед публикой и преодолеваете свой страх . То есть когда вы уверены в себе и своих действиях и знаниях, вы способны преодолеть страх. Просто помните, что люди, которые вас слушают простые и обычные, они так же бояться говорить публично вслух. И многим из них все равно, что вы скажете, но есть и такие, которые за вас могут волноваться. Перед тем как начать отвечать сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Говоря вслух обратите внимание на человека, которому вы рассказываете или отвечаете, заметьте в его лице что-то живое, найдите общее, заметьте интерес, живые глаза. Мысленно украшайте слушателя чем-то красивым: одежной, цветами, красками. Чем больше вы будете замечать в человеке человеческого, тем проще вам будет говорить, слова будут сами литься в красивые формы. Больше читайте, учите новые слова, возможно ваша неуверенность из-за не очень большого словарного словаря. Помните, что речь - это тот же "танец", чем больше "элементов", тем больше возможностей.

С уважением Людмила Цхай, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!