Как изображает автор генералов. Характеристика мужика из “Повести как мужик двух генералов прокормил”

«Повесть о генералах и мужике» – социально-бытовая сказка Салтыкова-Щедрина. В этом сатирическом произведении автор рассказывает читателю о двух неприспособленных к жизни генералах, которых поит и кормит простой мужик. Образ мужика - это олицетворение миллионов простых крестьян России, большинство из которых обладали уникальной смекалкой, были невероятно трудолюбивые, однако мирились со своим рабским положением.

Два генерала в отставке оказываются на необитаемом острове. Несмотря на то, что на острове огромное количество живности и всевозможных фруктов генералы не могут добыть себе еду. Отставники решают проблему наилегчайшим способом: находят спящего неподалеку мужика и заставляют его их кормить и поить, а после доставить их по морю в Петербург. Мужик добывает еду для господ и переправляет их морем в Петербург.

Характер мужика

Щедрин рассказывает о мужике, как о человеке смекалистом и трудолюбивом. Мужик без труда выполняет поручения генералов: достает яблоки с дерева, копает картофель, ловит всевозможную добычу. Щедрин восхищается универсальностью мужика, а также показывает насколько ограничены и беспомощны генералы.

Автор с некоторой иронией рассказывает о рабском мировоззрении главного героя. Мужик беспрекословно выполняет поручения старых бездельников, старается всячески им угодить и раболепствует перед ними. Несмотря на то, что мужик делает всевозможное для своих «хозяев», генералы его постоянно критикуют и называют лентяем.

Своим произведением автор показывает читателям насколько трудолюбив и находчив простой народ в России. В лице мужика автор указывает на большой потенциал, скрытый в обычных людях. Однако, народ в самодержавной России был бесправен, терпелив и пассивен, что также отчетливо подчеркивает Щедрин.

Образ мужика в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это рассказ о положении обычного крестьянина в России второй половины XIX века. В лице мужика автор воплотил образ всего простого народа, бесправного, безвольного и угнетенного высшим дворянским обществом.

Вариант 2

С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом. Цель его повествования не в том, чтобы следить за противостоянием добра и зла, а в сатирическом изображении реального мира.

Творчество писателя пришлось на сложный период отмены крепостничества. Обнародованный манифест, в сущности, никак не повлиял на быт простых людей. Этот факт нашел отражение в сказках Салтыкова-Щедрина.

Писатель делает центральной фигурой своих произведений мужика. Для описания героя он стремится найти подходящие образы, которые бы помогли читателю разобраться в существующем мире.

В самом названии сказки о мужике и двух генералах содержится ирония. Определяя точное количество генералов, автор бросает вызов: мужик всего один, а прокормить сумел двоих.

Уже в начале произведения обозначена бездна, разделяющая миры мужиков и генералов. Для генералов писатель находит лишь ироничные краски. Эти господа живут, как тепличные растения, находясь постоянно дома или на службе, где о них заботятся. Жизненным опытом, помогающим выживать в трудных ситуациях, они не обладают. Тут и начинается сказка – генералы оказываются на необитаемом острове.

В каждой фразе писателя содержится едкая сатира. Он описывает уже не молодых людей, которые так и не научились о себе позаботиться. На острове полно еды, но генералы не догадываются, как ее подобрать и подать. Показывая внутреннюю убогость богатых, писатель подготавливает почву для контрастного изображения находчивости мужика, появляющегося на острове.

Главный герой описан словами, которые подходят для былинного богатыря, способного защитить слабых и покарать обидчика. Но вместо этого ему придется заботиться о двух беспомощных генералах.

Писатель грустно наблюдает за готовностью мужика угодить своим тиранам. Читателю становится ясно, что в психологии простых людей содержится раболепство и пройдет много времени, прежде чем трудовой народ почувствует свободу.

Портрет мужика выписан очень красочно. Смекалистый мужчина творит чудеса, чтобы выпутаться из безвыходной ситуации, но не способен понять простой вещи: он не обязан обслуживать генералов. Он не бежит от них, а наоборот свивает веревку, которая будет его удерживать. Крепостничество хоть и отменили, но духовного раскрепощения народ не обрел.

Автор показывает преимущества простого человека над ничтожностью генералов. Мужик трудолюбив, находчив, смекалист. Без него генералы умерли бы от голода. Не удивительно, что богатые не спешат отпускать труженика на свободу.

Описание героя произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

  • Характеристика и образ Ситникова в романе Отцы и дети Тургенева с цитатами сочинение

    Виктор Ситников – один из приятелей Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова Он - сын богатого купца, но своего происхождения стыдится. Виктор считает себя нигилистом, придерживается либеральных взглядов.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс (описание)

    Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

  • Сочинение-рассуждение Моя идеальная школа

    Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.

Вопрос о том, каким изображает Салтыков-Щедрин генералов, нетруден, так как идет непосредственно от самого текста: Читатели, опираясь на текст, устно рисуют портреты генералов («Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену... генералы уже состарились...»), характеризуют их, обращая внимание на речь, поступки, отношение друг к другу и к мужику («Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, так как всю жизнь провели в регистратуре... трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков. Когда им особенно трудно, они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга...»).

Выясняя, как поняли читатели, против каких социальных явлений направлена сказка Салтыкова-Щедрина, оттолкнемся от самых простых вопросов о том, какими они представляют себе генералов, мужичину, и выйдем к вопросам несколько более сложным, чтобы помочь школьникам осознать гнев и боль, горечь и иронию писателя, заключенные в сказке, осмеивающей пороки тогдашней России.

Чтобы Читатели увидели смешные фигуры генералов, представили себе одну за другой картины их нелепых поисков, поняли характер смеха, который обличает представителей класса эксплуататоров, важно помогать школьникам постоянно, внимательно вчитываться в отдельные фрагменты текста, усиливающие обличительный смысл сказки, настроить у себя на серьезное чтение, которое облегчит верное понимание текста.

Например, Читатель может спросить нас: какая была регистратура, в которой служили генералы, что о ней говорит автор? Пусть сначала прозвучат самые элементарные ответы нас («Служили генералы всю свою жизнь в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали»,- пишет автор. Регистратура никому не была нужна. Она была упразднена за ненадобностью. В этом слышится насмешка автора. В никому не/нужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать, даже слов знали немного: «Примите уверение,..») Читатели постепенно начинают понимать важность каждой детали: не случайно автор говорит о регистратуре, которую упразднили за ненадобностью. Он как бы подготавливает читателя к встрече с героями, которые служили в такой регистратуре.

Не менее важны вопросы: могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знали, как определить, «где восток и где запад», и пр. Читатели говорят о том, как ничтожны генералы, как невежественны они, однако менее всего задумываются над тем, насколько преувеличено все это автором и зачем понадобилось такое преувеличение.

В результате анализа читатели начинают понимать обличительный смысл сказки, горький смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, утонувшее в праздности и сытости, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Обратим внимание школьников и на разговоры генералов, характер и облик которых раскрывается не только тогда, когда они стараются определить, «где восток и где запад», или добыть себе пищу, но и во время их бесед. Прислушаемся к содержанию их разговоров: о чем они говорят? Как объясняют смену дня и ночи? Как объясняют вавилонское столпотворение и потоп? Что радует их, когда они вспоминают о Петербурге? генералов не будет полным, если мы не выясним их отношение к мужику.

Объясняя слово «тунеядец», читатели находят наиболее верное интонационное решение для произнесения этого слова в каждом случае: «Не дать ли и тунеядцу частичку?» - пришло на мысль генералам; «Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались!»- размышление мужичины; «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство» - из рассказа автора.

Обратим внимание школьников на то, что генералы и в самом деле считают мужика тунеядцем, он привык к такому отношению и мысленно называет себя так, как обращаются к нему генералы, но все-таки здесь уже появляются иные интонации - покорного и жалкого смирения, самоуничижения. А в интерпретации авторской речи звучит горечь, ирония, как бы завершающая круг, через который прошло это слово - «тунеядец», которое, по справедливости, должно было быть отнесено к генералам.

Как отблагодарили генералы мужика? Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику? Перечитаем по ролям текст, в котором происходят его разговоры с генералами. Именно теперь Читатели смогут сделать выводы о том, какими предстают генералы в сказке, кого так зло высмеивает в их лице Салтыков-Щедрин.

(1 вариант)

Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.

Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».

Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

(2 вариант)

Итак, оказавшиеся на необитаемом острове по воле автора генералы чуть не умерли с голоду, но одного из них осенило: «А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?.. Ну да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков наловил, и рыбы!» Хорошая характеристика мужика. Обыкновенный, не семи пядей во лбу, а работящий, все умеет. Правда, еще не найдя, уже начали ругать: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Поискали – нашли. Нашли по запаху мякинного хлеба и кислой овчины. Мужик чужой, хозяева не его, но с молоком матери впитанное послушание одержало верх: не сбежал, начал работать, счастлив услужить. Мужик на острове не просто большой, он громаднейший, как и его роль в судьбе генералов: полез на дерево – нарвал яблок, покопался в земле – добыл картошки, потер куски дерево – развел огонь и т.д. Образы генералов и мужика противопоставлены, но как неискоренима привычка ничего не делать и пользоваться плодами чужого труда, так неискоренима и привычка жить чужим умом и волей, подчиняться приказам, выслушивать ругань, самому себе плести веревку-цепь и веселиться на полученный за труды рубль в ближайшем кабаке.

Мужик на острове огромен, а на Подъяческой «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит». Здесь он один, без него генералы умрут с голоду, а там таких миллионы, все готовы к услугам за грошовую плату и даже без нее, в силу привычки, генетически. Мужик гордится тем, что генералы «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». А ведь чаще всего генералы его называют «лежебокой», «тунеядцем», «канальей». Они не испытывают благодарности, такое положение вещей, когда один почему-то приказывает, а другой почему-то беспрекословно подчиняется, для них и для него естественное, привычное. Генералы не могут обойтись без мужика, мужик не пропадет. Тогда почему он подчиняется их воле, выполняет, как золотая рыбка, их желания?

Именно психологическая, а не физическая, зависимость интересует автора сказки.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» , «имели каждый свою кухарку и получали пенсию» . Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет» , думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» . Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает! » – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются» . Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит! » У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.
Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. «Веселись, мужичина! » Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе.
Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны.
М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.
Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным. Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. Например, тот факт, что «набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег… »
Фантастика Салтыкова Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

(1 вариант)

Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.

Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».

Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

(2 вариант)

Итак, оказавшиеся на необитаемом острове по воле автора генералы чуть не умерли с голоду, но одного из них осенило: «А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?.. Ну да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков наловил, и рыбы!» Хорошая характеристика мужика. Обыкновенный, не семи пядей во лбу, а работящий, все умеет. Правда, еще не найдя, уже начали ругать: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Поискали – нашли. Нашли по запаху мякинного хлеба и кислой овчины. Мужик чужой, хозяева не его, но с молоком матери впитанное послушание одержало верх: не сбежал, начал работать, счастлив услужить. Мужик на острове не просто большой, он громаднейший, как и его роль в судьбе генералов: полез на дерево – нарвал яблок, покопался в земле – добыл картошки, потер куски дерево – развел огонь и т.д. Образы генералов и мужика противопоставлены, но как неискоренима привычка ничего не делать и пользоваться плодами чужого труда, так неискоренима и привычка жить чужим умом и волей, подчиняться приказам, выслушивать ругань, самому себе плести веревку-цепь и веселиться на полученный за труды рубль в ближайшем кабаке.

Мужик на острове огромен, а на Подъяческой «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит». Здесь он один, без него генералы умрут с голоду, а там таких миллионы, все готовы к услугам за грошовую плату и даже без нее, в силу привычки, генетически. Мужик гордится тем, что генералы «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». А ведь чаще всего генералы его называют «лежебокой», «тунеядцем», «канальей». Они не испытывают благодарности, такое положение вещей, когда один почему-то приказывает, а другой почему-то беспрекословно подчиняется, для них и для него естественное, привычное. Генералы не могут обойтись без мужика, мужик не пропадет. Тогда почему он подчиняется их воле, выполняет, как золотая рыбка, их желания?

Именно психологическая, а не физическая, зависимость интересует автора сказки.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!