Как найти определение обстоятельство дополнение. Дополнение и обстоятельство: виды этих членов предложения

В русском языке части речи в составе словосочетания и предложения играют свою определенную синтаксическую роль. Они могут выступать в качестве его главных членов предложения (подлежащего или сказуемого), а также второстепенных, а именно: определения, дополнения и обстоятельства.

Место второстепенных членов в предложении

Главные члены предложения – подлежащее (субъект) и сказуемое (предикат). Они выполняют логико-коммуникативную функцию, определяют синтаксическую организацию высказывания и являются грамматической основой. Предложение может состоять только из главных членов, а то и лишь одного из них. Такое предложение называется нераспространенным. Для большей информативности и эмоциональной наполненности в состав подлежащего и сказуемого вводятся дополнительные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и определение.

Определение

Определение поясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего или другого второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его признак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают преимущественно имена существительные.

«Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных падежах, местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные местоимения, имена прилагательные в простой сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания.

Разновидностью определения является приложение, которое всегда выражается именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (у врача-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на который направлено действие, или этот предмет сам является результатом действия, или с его помощью действие совершается, или по отношению к которому совершается какое-то действие. «Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в косвенном падеже, местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством называется второстепенный член предложения с пояснительными функциями, который относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает признак действия, признак признака, указывает на способ совершения действия или на время, место, цель, причину либо условие его свершения. «А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом (обстоятельства цели).

Все зависит от вопроса. Если можно задать НЕ падежный вопрос (например, не "от чего?", а "как?") - значит, обстоятельство.
"На деревьях" - строго говоря, определение, да: "листья какие? - (которые) на деревьях".

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения. (Из справочника)

Во фразах "от речки" и "на деревьях" их существительные являются дополнениями предлогов "от" и "на". Существительные, управляемые предлогами, являются дополнениями этих предлогов.

Глагол "налететь" - совершенный, по смыслу он может быть с дополнением (налететь на...) и без дополнения (С улицы налетело много пыли. Налетел ураган). По этой причине "от речки" не является дополнением глагола "налететь". Этот глагол его не требует по смыслу.

Является ли "от речки" дополнением существительного "ветер"? Нет. Ветер - не отглагольное существительное. Отглагольные существительные иногда имеют/требуют дополнения: сдал город -> сдача города.

Так что фраза "от речки" - обстоятельство, не восполняющее никакой смысловой недостаточности никаких других слов. Ни слово "ветер", ни слово "налетел" не требуют этой фразы по смыслу. Она всего лишь выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события "налетел ветер", его причину, условие, цель и т.п.

Чем является "на деревьях" - определением, обстоятельством или дополнением, зависит от смысловой нагрузки, имхо.

Если говорящий эту фразу может двигать (На деревьях листья пожелтели. Листья пожелтели на деревьях.), сохраняя при этом смысл сказанного, то это обстоятельство. Имеется в виду, что листья пожелтели, когда они были ещё на ветке, а не после того, как они облетели.

Если "листья на деревьях" - смысловой эквивалент фразы "листья деревьев пожелтели", то "на деревьях" - определение существительного "листья", точно так же, как "деревьев" - определение существительного "листья" во фразе "листья деревьев".

"На деревьях" и "деревьев" - определение, потому что и без него слово "листья" имеет полноценное словарное значение. Мы лишь уточняем о каких листьях идет речь - листьях деревьев, кустарников, травы и т.п.. "Листья" не нуждается в дополнении, ибо это не отглагольное существительное.

Конечно, если вам для ребенка, то статья по ссылке слишком лаконична и "техническая". Главный вопрос, который вы задаете, - это как отличить обстоятельство от дополнения.

Если ребенок уже научился выделять подлежащее и сказуемое, то объяснение такое:

Дополнение нужно для понимания глагола (сказуемого), без него смысл глагола непонятен. Дополнение завершает глагол. Оно - часть его смысла.

Коршун налетел на цыпленка. "на цыпленка" завершает смысл глагола налететь. Оно - дополнение глагола/сказуемого налетел. "Автомобиль налетел на тумбу". Невозможно сказать "Коршун налетел". "Автомобиль налетел". Нужно дополнение.

Если дети уже изучают предлоги, то дополнение нужно для завершения смысла предложной фразы: с [речки], на [дереве]. Никто не говорит "С налетел ветер", "Листья на пожелтели", "Автомобиль налетел на.", "Коршун налетел на."

Итак, дополнение дополняет одно слово, одну часть предложения. И это слово управляет дополнением.

Обстоятельство всего лишь поясняет в с е предложение, подлежащее вместе со сказуемым. Обстоятельство можно убрать или поставить в предложении куда угодно - в начале, середине, в конце. Без разницы. Предложение это не испортит, смысл события останется понятным: налетел ветер, листья пожелтели.

Дополнение дополняет одно слово и оно обязательно. Без него получится не по-русски. Оно управляется глаголом или предлогом, идет после глагола или предлога.

Обстоятельство необязательно, стоит где угодно и характеризует все предложение, подлежащее вместе со сказуемым, СОБЫТИЕ. Само по себе подлежащее со сказуемым прекрасно себя чувствует и без упоминания обстоятельств. Смысл события будет понятен и без уточняющих его обстоятельств. Налетел ветер. Листья пожелтели.

Так что в ваших примерах фразы "от речки" и "на деревьях" - это обстоятельства. Их можно убрать или поставить в предложении где угодно и все будет все равно по-русски и вполне понятно.

Но внутри этих предложных фраз существительные "речка" и "деревья" являются дополнениями предлогов "от" и "на". Без них предложная фраза некомплектна, не имеет полного смысла. Проверка: От налетел ветер. Листья на пожелтели.

Когда детям дают тесты, то они на какую-то часть грамматики, какую-то подтему.

Чтобы назвать оба ваши примера тестами на дополнение, нужно чтобы дети уже изучили предложные дополнения.

В противном случае, эти тесты учат детей вычленять обстоятельство, двигать его внутри фразы, убирать его вовсе из фразы и видеть, что смысл события при этом остается неизменным и вполне понятным.

А подскажите пожалуйста разбор этого предложения по вашей схеме.
Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду
На бревне, в воду- это обстоятельство или дополнение?
Если придерживаться ваших советов то нельзя же сказать: Лежит кот на, опустил лапу в
Вроде как смысл теряется и это значит дополнение.
Но если же задать вопрос разве кот просто так не может лежать не именно на бревне, а просто лежать и просто опустить лапу в никуда, а не в воду? Вопрос лежит где? На бревне. Опустил куда? В воду.
Какими членами предложения являются эти слова?

Сергей, когда вы разбираете предложения, ищете члены предложения, то различайте уровни анализа. Членами предложения могут быть отдельные слова, фразы или даже предложения внутри предложения.

- На бревне , в воду - это обстоятельство или дополнение?
- Обстоятельства в обоих случаях, Сергей.

Их можно как убрать совсем, так и переместить внутри предложения.

Лежит кот, опустил лапу. В данном случае "опустил лапу" понятно будет только в контексте бревна, конечно, или какого то другого предыдущего предложения. Это потому, что голову можно опустить просто так, а лапы и так ниже всех, их опускают с положения свыше, с какой-то поверхности на более низкую поверхность.

На бревне лежит кот, в воду лапу опустил/лапу в воду опустил . Это перемещение фраз внутри предложения окончательно доказывает, что мы имеем дело с обстоятельствами. Дополнение невозможно отодрать от глагола, оно всегда хвостом идет за за ним, никогда не идет впереди глагола.

Фразы на бревне и в воду - обстоятельства. Они характеризуют действие, происходящее в предложении. Они - признаки действия.
Слова бревне и воду - дополнения к предлогам на и в внутри предложных фраз. бревне - дополнение предлога на , воду - дополнение предлога в . Это анализ синтаксиса внутри обстоятельства, внутреннего синтаксиса обстоятельства. Другой уровень анализа. Его наглядно изображают так.

ПРАВИЛО Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? который? Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.

Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули — дополнение). Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым.

Он увидел (кого?) меня и замер (меня — дополнение). По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Согласованные определения.

Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Мы пели и плясали. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами.

Обычно мы говорим: обстоятельство со значением дополнения. Если же вопрос задаётся от существительного (кроме отглагольных), словоформа не может быть обстоятельством, зато можно перепутать определение и дополнение.

Прямые и косвенные дополнения

В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.

Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка - второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка - второй член предложения, обозначающий симптом предмета.

Дополнение и обстоятельство

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией. Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного. Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного.

Если это слово — существительное, то перед нами определение. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным.

Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Сказуемое вопросы Что делать? Подлежащее вопросы Кто? Что? части речи сущ. в И.п. мест. в И.п. числит. И.п. н. ф. г. (инфинитив) неделимое словосоч. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния.

Дополнения, выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы — доставка грузов; ра­ботать над статьёй — работа над статьёй. Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога.

Как отличить дополнение от определения?

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они отвечают на вопрос при каком условии? В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода про­яснилась и обещала нам тихое утро… 2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти…

Следовательно, это обстоятельство. В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение. ПРАВИЛО Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом?

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!