Как погиб город помпеи. Гибель Помпеи

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы — землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год — на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год — археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Помпеи изучается в школьных учебниках , а древние находки в местах раскопок не перестают удивлять уже не одно столетие ученых и простых современных людей. История данного города действительно достойна пристального внимания.

Вулкан Везувий

Везувий - действующий вулкан в окрестностях Неаполя, высотой 1281 метр. Это один из самых опасных континентальных вулканов Европы, и один из самых известных, во многом благодаря тому, что почти 2000 лет назад он похоронил несколько древних городов и ближайших селений. Среди них такие города как Стабии, Геркуланум, и самый знаменитый из них - Помпеи, который располагался ближе всех остальных поселений к Везувию.

Город Помпеи

Помпеи был типичным древнеримским городом, вплоть до трагических событий 79 года нашей эры, когда в течение суток весь город был завален пеплом и покрыт раскаленной лавой вулкана. Раскопки города начались с конца XVI века, когда при создании от реки Сарно и строительстве колодца, были обнаружены фрагменты городской стены, а также нескольких зданий под землей.

Однако вплоть до середины XVIII века раскопки там не проводились. Первоначально ученые, участвовавшие в раскопках, предполагали, что это город Стабии, а не Помпеи. И лишь раскопка античной статуи с надписью, сохранившейся в отличном состоянии, доказала, что это именно Помпеи. Основной упор в раскопках приходился на соседний Геркуланум, а в самих Помпеях были раскопаны лишь три участка.
Во время катаклизма большая часть жителей покинула свои дома, но более 2000 человек были заживо погребены под многометровой толщей вулканического пепла.

Стоит отметить, что благодаря именно этому факту, в городе все сохранилось таким, каким было до извержения. Сложно ответить на вопрос, люди не ушли, видя масштабную катастрофу. Возможно, жители думали, что это очередное землетрясение, которое неоднократно ранее случалось, или просто не осознавали всего масштаба катастрофы. В любом случае, этого наверняка уже никто не узнает. Город в какой-то степени «законсервировался», поэтому в настоящее время туристы имеют возможность собственными глазами увидеть быт древних людей. Там даже можно наблюдать гипсовые тела людей в их последние мгновения жизни.

Были раскопаны многие городские сооружения, сохранившиеся в потрясающем состоянии. В частности, базилика, здание муниципалитета, храм Ларов, храм Веспасиана, рынок Мацеллум, комиции, храм Аполлона, храм Юпитера, Большой и Малый театры, множество статуй и скульптур, а также других сооружений.

Раскопки ведутся и сегодня, остается не раскопанной около 20% территории, а сам город - музей под открытым небом и

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Жертва вулкана

Сейчас - музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 году до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 году до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

Комиции

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Дом Фавна принадлежал семейству Кассиев. Но есть также версии,что он был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Небольшие мозаичные панно вмонтированы в полы жилых комнат. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей. По фасаду дома располагалось несколько лавок. В этой же части были сосредоточены хозяйственные помещения и комнаты, куда допускались посторонние. Перистиль с колоннами предназначался для гостей и людей, пришедших с визитами.

Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!