Как помочь ребенку в адаптации к школе. Адаптация детей к школе

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям . Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам - и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок - самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка - только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи - не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, .
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайте и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:


Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Многие родители недоумевают, почему их дети с поступлением в школу становятся агрессивными, остро реагируют на любую критику и очень быстро устают. Это связано с изменениями условий, в которых развивается ребенок. Адаптация к увеличению нагрузки и требований у каждого длится по-разному: все зависит от внутреннего резерва малыша и помощи взрослых.

Виды адаптации

Само слово «адаптация» обозначает перестраивание организма на развитие в изменившейся среде. Она происходит на физиологическом и психологическом уровнях.

Физиологическая адаптация

Связана с приспосабливанием к новым условиям всех физиологических процессов и систем организма.

Она обычно проходит 3 этапа:

  • Острая адаптация: длится 2-3 недели и является самой тяжелой для первоклассника. В это время меняют «рабочие настройки» почти все системы организма, что связано с изменением режима дня, труда и отдыха, активной деятельности. В результате ослабляется иммунитет, и увеличивается риск заболеваний.
  • Неустойчивая адаптация: реакция организма на нагрузки становится более устойчивой, но оптимальный вариант еще не найден.
  • Относительно устойчивая адаптация: организм реагирует на изменившиеся условия практически без напряжения.

До момента полного приспособления к школьной среде обычно проходит 2-6 месяцев. Успешность адаптации зависит в первую очередь от .

Последствия могут быть разными:

  • Потеря аппетита, снижение веса.
  • Изменение артериального давления.
  • Появление головных болей.
  • Снижение работоспособности усталость.
  • Плохой сон.
  • Неврозы и депрессия.

Социально-психологическая адаптация

Связана с приспособлением ребенка к окружающей среде и его психоэмоциональным состоянием, что неизбежно приводит к стрессу.

Причем, он может проявляться по-разному:

  1. Ребенок, до этого не отличавшийся организованностью, самостоятельно встает утром, заправляет кровать и идет в школу. Родители радуются, что их чадо стало более ответственным. Такой тип поведения не нужно корректировать, но когда ребенок приспосабливается к новым условиям, он чаще всего становится таким же как был.
  2. Еще один вариант (более частый): всегда собранный малыш становится рассеянным, отказывается соблюдать режим дня, грубит и капризничает. И вот здесь уже нужно быть внимательным.

Стресс сам по себе сильно действует на организм, но не переходит границ его адаптивных возможностей. Он стимулирует к положительным изменениям, к более быстрой адаптации. Длительное воздействие имеет разрушительные последствия: нервные заболевания, срывы (стадия дистресса).

От поступков взрослых в этот период зависит, сможет справиться ребенок с таким состоянием, или же стресс скроется в глубине подсознания и станет проявляться в нестандартных ситуациях, заставляя своего «хозяина» действовать импульсивно и неожиданно. И уже в эти моменты важно понять, что физическими наказаниями добиться послушания и желания хорошо учиться невозможно .

Предварительная работа

Легче всего ребенку приспособиться, когда он знаком с тем, что его ждет и тут помощь взрослых неоценима:

  • Положительные рассказы о школьной жизни : как вместе ходили в поход, каким интересным был учитель, как интересно было на уроках и весело на переменах. Не нужно заранее запугивать строгими учителями и плохими отметками. Ведь вполне возможно, что и учителя ему попадутся хорошие, и учиться он будет с удовольствием.
  • Совместное приобретение товаров для школы : канцелярские принадлежности, одежда портфель. Ведь это не просто нужные вещи, а еще и положительные эмоции, которые так или иначе связаны со школой!
  • Постепенный переход на новый распорядок дня : к концу лета приучать детей к раннему отбою и подъему.

Помощь ребенку в физиологической адаптации

Чтобы малышу легче было приспособиться к изменившимся условиям, нужно учесть следующие нюансы:

  1. Витамины : можно, но по рекомендации специалиста, ведь их избыток может оказаться гораздо хуже недостатка. Лекарства без консультации с врачом принимать не следует.
  2. Завтрак – обязательно. Ведь не всем детям нравятся завтраки в школьной столовой, и порой им приходится голодать до обеда. Хорошо бы еще дать малышу с собой небольшой перекус и бутылочку с водой или соком.
  3. Продленка – не выход, ведь ребенку требуется полноценный отдых после учебной нагрузки. Лучше договориться с родственниками или неработающими знакомыми, которые будут находиться с учеником после школы.
  4. Домашние задания первоклассники выполняют только по желанию. Делать лучше в период с 16 по 18 часов (в это время наблюдается второй пик активности мозга), но не вечером, когда малыш устал. Нужно приучить его к самостоятельности, но нельзя отказывать, если просит о помощи.
  5. Зрение с увеличением нагрузки может ухудшиться, поэтому нужно свести к минимуму время нахождения ребенка за компьютером или телевизором.
  6. Полноценный сон (не меньше 11 часов) просто необходим. Поэтому отбой – в 21 ч. Выспавшись, малыш сделает зарядку, позавтракает, а к началу занятий окончательно проснется. Невыспавшийся школьник будет«спать» на первых двух уроках и не сможет усвоить необходимый материал.

Немаловажную роль играют организация пространства, соблюдение режима дня и двигательной активности.

С поступлением в школу, такой привычный распорядок меняется. И эти перемены не все дети воспринимают положительно. Поэтому важно составить такой режим, который позволит избежать переутомления и удовлетворить все потребности ребенка. Расписание должно быть четким и наглядным, чтобы первокласснику было легче воспринимать его.

Что нужно учесть при составлении режима дня:

  • Строгое соблюдение всех пунктов каждый день!
  • Смену видов деятельности (для предупреждения переутомления).
  • Включить только основные этапы: урочное время, дополнительные занятия и выполнение домашнего задания. Все остальное время ребенок играет, поэтому указывать его нецелесообразно.
  • Расписание следует делать гибким, чтобы карточки можно было менять местами.

Организация рабочего пространства

Ребенок легче приспосабливается к школьной жизни, если дома у него имеется свое рабочее пространство.

При его организации важно учесть следующие моменты:

  • Хорошая освещенность комнаты.
  • Мебель подбирают в соответствии с ростом ученика.
  • При работе свет должен падать спереди или слева, если ребенок правша, справа – если он левша.
  • На столе должен быть организован порядок: каждой вещи – свое место.

Нужно следить за правильностью положения ребенка за столом, во время чтения или письма. От этого зависит не только осанка, но и острота зрения.

Двигательная активность

Многие первоклассники недосыпают 1,5-2 часа, мало двигаются, не соблюдают режим питания, несколько часов подряд сидят за компьютерным столом, а потом и перед телевизором. Все это приводит к уменьшению двигательной нагрузки (практически в 2 раза!) и, как следствие, торможению роста и развития ребенка, повышению риска заболевания организма.

Кто-то может понадеяться на уроки физкультуры, но они проводятся, во-первых, всего 3 раза в неделю, а во-вторых, их продолжительность составляет лишь полчаса. Как утверждают специалисты, они компенсируют лишь десятую часть необходимой двигательной активности первоклассников и не позволяют восстановить силы в полном объеме.

Для нормализации процессов важно обеспечить полноценную активность малыша (не менее 3-х часов в сумме), включив в его режим дня:

  • Утреннюю зарядку.
  • Прогулки.
  • Подвижные игры на свежем воздухе.

Прививая культуру активного отдыха, можно нормализовать процесс развития организма. Заинтересовать ребенка можно собственным примером: совестные утренние пробежки и вечерние прогулки не только сблизят, но и помогут успешно преодолеть адаптационный период.

Помощь ребенку в социально-психологической адаптации

Пока малыш не привык к новой роли, ему необходима поддержка со стороны родителей. В первое время желательно провожать его в школу и забирать домой: ребенок еще успеет побыть самостоятельным, а в это время ему нужна поддержка и осознание собственной «нужности».

Еще несколько правил поведения родителей для успешной адаптации детей в школьной среде:

  • Первые 1,5-2 недели ребенка нельзя наказывать! Ведь это время – самое тяжелое для него, он меняется и не может справиться со своими эмоциями, поведением. Поощрять грубость и агрессию также не следует. Но добиться своего можно спокойным тоном и проявлением внимания, а не унижением и угрозами.
  • В день делать не более трех замечаний (в крайнем случае!) . Ведь ребенок еще ничего про себя не знает, поэтому вынужден верить взрослым. Негативные высказывания способствуют развитию заниженной самооценки.
  • Хвалить ребенка за успехи и радоваться вместе с ним , мотивировать на преодоление трудностей, поощрять любые начинания.
  • Когда ребенок капризничает, сердится или у него что-то не получается, он нуждается в поддержке и ласке . Не нужно наказывать его прерыванием эмоциональной связи или оставлением наедине с самим собой – не всегда малыш может справиться сам, ему требуется помощь.
  • «Видеть» ребенка всегда! Психологи утверждают, что констатация самого факта присутствия ребенка (незначительное высказывание, типа «Читаешь книгу?») вызывает у малыша радость от того, что его заметили, о нем помнят, его видят, значит, он нужен. Только при таком отношении у него может сформироваться нормальная самооценка.
  • Помочь разобраться с правилами поведения и взаимоотношения в классном коллективе . Если малыш поймет, зачем нужно поднимать руку во время урока или почему нельзя грубить одноклассникам, ему станет легче их соблюдать.
  • Стараться быть в курсе всей школьной жизни ребенка . А для этого – беседовать с учителем и ребенком. Вот только не следует спрашивать у первоклассника, как он себя вел на уроке или перемене. Подобные вопросы могут усилить напряженность и тревожность ребенка.
  • Помнить, что учитель для первоклассника – авторитет . Поэтому не следует о нем отзываться негативно. Лучше решить вопрос с педагогом наедине, без ребенка.

Любое неадекватное поведение первоклассника – это не всегда каприз, который . Ребенок так выражает свое состояние, неумение справиться с конфликтом. И задача родителя – поддержать его, помочь, а не предъявлять требования. Ведь здоровый ребенок – успешный ученик.

Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!