Как правильно поставить речь упражнения. Самые эффективные упражнения для дикции

Основные этапы работы над речью

(в классических риториках)

Как видно из изложенного, в классической риторике боль­шое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое под­тверждение и развитие.

Выбор проблемы и темы выступления;

Определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалами выступления.

Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благо­состояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».

Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней опреде­ленный круг вопросов для освещения.

Если же оратору дана возможность самостоятельного выбо­ра проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:

1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответс­твуют знаниям и интересам оратора;

2) выбранные проблема и тема должны соответствовать инте­ресам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в дан­ный момент, что вызовет у них наибольший отклик.

Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная форму­лировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможнос­ти кратко. Длинные формулировки, включающие незнако­мые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отно­шение к предстоящему выступлению;

2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

3) эта формулировка также должна привлечь внимание слуша­телей, заинтересовать их.

Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую про­блему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, подде­ржать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с нега­тивным отношением к ним окружающего населения.

Подбор материалов для выступления . Содержание выступ­ления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерп­нуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:

Официальным документам;

Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедичес­ким словарям, словарям по различным отраслям знаний);

Научной и научно-популярной литературе;

Статьям из газет и журналов;

Материалам, помещенным в Интернете;

Передачам радио и телевидения;

Результатам социологических опросов;

Художественной литературе;

Личным контактам, беседам, интервью;

Размышлениям и наблюдениям.

6. Наиболее распространенной структурой устного публично­го выступления считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие части: вступление, основную часть и заключение .

Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слуша­телей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.

Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, при­влечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные при­меры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить ауди­торию с пунктами плана.

Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходи­мым выводам.

Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традици­онно используются следующие методы изложения материала:



Индуктивный

Дедуктивный

Аналогии

Концентрический

Ступенчатый

Исторический.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных слу­чаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.

Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событи­ями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.

Концентрический метод ‒ расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одно­го вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический метод ‒ это изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.

Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуника­тивной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слу­шателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффек­тивности публичной речи.

Завершающая часть выступления - заключение - в зна­чительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставят­ся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают пос­ледние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, при­звать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.

7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единствен­ная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.

Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митин­ге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль­ное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.

Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подгото­вить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .

Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:

1) Составить полный текст.

2) Осмыслить и пересказать его своими словами.

3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.

4) Пронумеровать основные вопросы.

5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Пав­лов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступле­ния. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести про­пущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчи­вость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии ауди­тории к говорящему.

4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпар­галку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ разверну­тый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффек­ту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запо­минания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушате­лями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет полу­чаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответс­твующий раздел. На основной части листка напишите фактичес­кую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».

Центральную роль при произнесении речи играет установ­ление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, ока­зания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:

1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.

2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.

3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит эффективность ораторской речи?

2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?

4. Что относится к основным навыкам оратора?

5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?

6. Какова структура устного публичного выступления?

7. Как освоить текст публичного выступления?

8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

    Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

    Поставленная дикция помогает:

    • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
    • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
    • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

    Развитие произношения у взрослых

    Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

    • произношение скороговорок;
    • прослушивание своего голоса;
    • тренировка дыхания.

    Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

    Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

    Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

    При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

    Текст для развития дикции

    Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

    Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

    Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

    Самая длинная скороговорка

    «В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

    Как улучшить дикцию за короткий срок

    Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

    • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
    • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
    • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
    • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

    После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

    Стоит ли посещать курсы по развитию речи

    Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

    • правила артикуляции;
    • изучение основ правильного дыхания;
    • развитие диапазона и силы голоса;
    • правила построения интонации;
    • изучение орфоэпии;
    • освоение основ жестикуляции.

    Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

    Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

    Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

    • сонорных звуков;
    • шипящих;
    • свистящих.

    Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

    Как исправить невнятную речь

    Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

    • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
    • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

    Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

    Как поставить голос

    Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
    Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

    • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
    • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
    • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

    Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

    сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

    1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

    • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
    • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

    • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
    • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

    3. Отработка звука «Ц»

    • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
    • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

    4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

    5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

    6. Тренировка произношения согласных:

    • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
    • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

    7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

    • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
    • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
    • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

    8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

    В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

    9. Отработка звуков:

    • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
    • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
    • Рододендроны из дендрария даны родителями.
    • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
    • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
    • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
    • Интервьюер интервента интервьюировал.
    • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
    • Четверть четверика гороха без червоточинки.
    • Яшма в замше замшела.

    10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

    • (В, ш) - воспользовавшемуся
    • (К) - мелкокалиберными
    • (П, в) - опубликовывать
    • (П, р) - опосредованному субсидированию
    • (Р, т, с) - территориальная целостность
    • (Р, т) - проиллюстрировала
    • (Р, в) - ревербератор
    • (С, ф) - средств
    • (Ч, в) - четырехсотдолларового
    • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

    Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
    Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

    Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

    Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

    Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

    Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

    Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
    Упражнение 2.Скороговорки.
    Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
    Ниже привожу подборку скороговорок.

    1) Интервьюер интервента интервьюировал.

    2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
    Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
    Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
    Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
    И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

    3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

    4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но заскороговошившись, выскороговорил,
    что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
    И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

    5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

    6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

    7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

    Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

    9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

    11) Течет речка, печет печка.

    12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

    13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

    14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

    15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

    Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

    Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
    Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
    Упражнение 4.Чтение вслух.
    Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
    Упражнение 5.Пересказ.
    Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

    Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

    С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!