Как преодолеть волнение перед выступлением. Как успокоить нервы перед важным выступлением

Приветствую вас, дорогие любознательные друзья!Сегодня я хочу поговорить о страхе. Но не о неком абстрактном понятии, а о конкретной боязни выступлений перед широкой аудиторией. Сразу скажу, если вы публичный человек или просто любите покрасоваться перед народом, не страшась выделиться из серой заурядной массы, можете дальше не читать. Скорее всего, вам будет неинтересно. Всех остальных я постараюсь научить, как не волноваться перед выступлением на публике, и вы сможете в полной мере проявить свое ораторское искусство и прочие актерские таланты.

Мои страхи начались еще в раннем детстве. Обладая прекрасной памятью, я быстро запоминал детские стихотворения и отлично их декламировал перед родителями. Но в дошкольном учреждении меня считали чуть ли не умственно отсталым. А все из-за того, что вся моя память куда-то улетучивалась, стоило мне только встать перед сверстниками. Я до дрожи в коленках боялся выступать.

В школе мои злоключения продолжились. Выученный назубок параграф домашнего задания моментально забывался под взглядами одноклассников. Спасали только письменные упражнения, где я мог без страха проявить свои способности.

В институте я с неприкрытой завистью поглядывал на сокурсников, без запинки произносящих длиннющие монологи со сцены самодеятельного театра и срывающих аплодисменты многочисленных зрителей.

«Вот бы и мне так!» — эта мысль не покидала меня и стала некой идеей-фикс.

Причины страха

Чтобы наилучшим образом избавиться от рассматриваемой фобии, я рекомендую сначала хорошенько поразмыслить, чем именно она вызвана. Установив реальные причины возникновения этой иррациональной боязни публики, вам будет намного проще определить, как справиться с беспокоящей проблемой:

  • Если вы боитесь опростоволоситься перед аудиторией, забыв необходимые слова и путаясь в замысловатых фразах, окончательно потерять ход мысли – выход очень прост. Подготовьте для себя небольшую шпаргалку, изложите в ней основные тезисы своей речи, запишите самые сложные и труднопроизносимые предложения, и держите в доступном месте. Надеюсь. Она вам не пригодится, однако, такая страховка позволит избавиться от первоначального волнения.
  • Не помешает, разумеется, и тщательная подготовка к предстоящему выступлению. Испробуйте свои силы на людях из ближайшего окружения, друзьях или родственниках, пусть они станут вашими первыми слушателями.
  • Если вас пугают сложные вопросы зрителей и возможность своевременно не найти правильных ответов, поможет детальное изучение темы. Согласитесь, когда досконально владеете материалом, трудно застать вас врасплох.
  • Если вас страшит возможность утратить внимание аудитории, стоит заранее позаботиться о том, чем лучше заинтересовать зрителей. Причем, это может не только интересная тема, но и оригинальный ход, способный разбудить скучающую публику.

По этому поводу вспомнился анекдот. На довольно нудной лекции в медицинском институте профессор регулярно будил засыпающих студентов фразой: «Чтобы не забеременеть, нужно…», после которой, как ни в чем не бывало, продолжал скучное занятие. По окончании урока один из будущих врачей поинтересовался, что же следует делать, чтобы избежать нежелательного зачатия. «Пейте обычный чай!», — ответил лектор-юморист. Студент решил уточнить: «До или после полового акта?» Представьте разочарование аудитории, когда изобретательный профессор сказал:«Вместо!»

Итак, вы решили овладеть ситуацией и навсегда обуздать свои страхи перед публикой! Хотите узнать, какие приемы для достижения поставленной цели использовал я? Тогда читайте дальше и пользуйтесь моими рекомендациями:

Убедите себя в иррациональности страха перед аудиторией

Какой бы многочисленной она не была, никакая неизлечимая болезнь, ни тем более смерть вас не постигнет из-за пары оговорок или досадных ошибок при выступлении. Худшее, что может ожидать неудачливого оратора – это снисходительные улыбки нескольких слушателей. Но даже если вас освищут и с позором препроводят со сцены, никто не умрет.

Не зацикливайтесь на своих опасениях, тем самым многократно усиливая их

Советую вам визуализировать страх, представив его в виде некоего автоматического прибора с рубильником. Подойдите к нему и резко поверните выключатель в нейтральное положение. Чувствуете, как непередаваемый ужас перед публичным выступлением постепенно улетучивается, придавая уверенности и непреодолимого желания блеснуть ораторскими способностями?

Также поможет освободиться от фобии представление пугающей вас многоликой массы народа в нечто трогательное и вполне безобидное. Идеально подойдут знакомые мультипликационные герои или симпатичные крошечные котята.

Срабатывает и прием, проверенный подавляющим большинством начинающих артистов, который заключается в мысленном раздевании зрителей в зале. Обнаженный человек сам нуждается в защите, а, следовательно, не причинит вам существенного вреда;

В процессе выступления очень важно не утратить внимание публики

Выдерживайте уместные паузы, чередуйте различные интонации, и вас станут слушать. Для подчинения аудитории предложите выполнить какое-либо элементарное действие, наподобие одновременного поднятия рук. Чувствуйте настроение каждого отдельного зрителя. А лучше выберите одного, вызывающего наибольшую симпатию, и при выступлении обращайтесь именно к нему, представляя близким другом.

Общение с приятелями не таит в себе никакой реальной угрозы. Советую мысленно превратить пугающее вас публичное выступление в задушевную товарищескую беседу, и результаты порадуют;

Если, несмотря на прилагаемые усилия, вы все же страшитесь выходить на сцену, отвергая даже мысль остаться один на один с многоликой аудиторией, следует ожидать панической атаки. Бороться с таким своеобразным протестом организма против стрессовой ситуации можно чередованием коротких вдохов с продолжительными выдохами совместно с самовнушением.

Постарайтесь убедить себя в отсутствии реальной опасности, используя предыдущие советы. С улыбкой и веселой песней взгляните в лицо своему страху, преуменьшите его до размера горошины, которую легко спрятать в коробочку, и тогда осознаете, как справиться с ситуацией без помощи профессионального психоаналитика.

Надеюсь, я смог вас убедить, что выступать на публике вовсе не страшно. Проверьте практикой приведенные рекомендации, и все получится!

  • Отдельное внимание хочу уделить правильной постановке самого выступления. От его организации многое зависит, начиная вашим состоянием и заканчивая вниманием аудитории.
  • Начните с разработки детального плана с подробным указанием всех ключевых моментов выступления. Для удобства и облегчения задачи запишите видео, которое необходимо внимательно просмотреть перед выходом на публику.
  • Не насыщайте свою речь чересчур заумными фразами и сложно произносимыми словами. Запомните, что даже сухой научный доклад, изобилующий массой специфических терминов, воспринимается гораздо лучше, если он изложен доступным языком. Даже при проблемах с памятью не стоит читать текст на публике. Забытую часть можно передать своими словами, знакомыми основной массе слушателей.
  • Удерживая внимание зрителей, старайтесь вовлечь их в живой диалог, тем самым принуждая принять участие в выступлении.
  • Рискуя наскучить слушателям, не затягивайте свою речь. Помните, что краткость изложения всегда считалась родной сестрой ораторского мастерства.
  • При работе «на публику» ориентируйтесь на наиболее слабое звено, не блистающее особым интеллектом. Если сможете его заинтересовать, то остальные зрители воспримут ваше выступление «на ура».
  • Совершенствуйте свою дикцию. Пользуйтесь специальными упражнениями для начинающих актеров. Согласитесь, что негромко произносимую невнятную речь вряд ли станут внимательно слушать.
  • Играйте различными интонациями, не забывая про уместные паузы, позволяющие зрителям осмыслить услышанное.

Рекомендуемые книги и курсы по теме выступления на публике

  • TED Talks. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступления.
  • Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

Видео от Радислава Гандапаса: как не волноваться перед выступлением на публике


Использование перечисленных советов, разумеется, после длительной практики, позволит вам стать настоящим оратором и навсегда побороть неоправданный страх перед выступлениями на публике.

Обновления моего блога ждут вас после подписки, а я с нетерпением жду новых встреч со своими преданными друзьями!


  • 9 способов саморазвития и самосовершенствования…


Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

- Значит был кузнецом?

- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

- Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

Прием № 3. Добавь энергии.

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка! (можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !

We are the champions, my friend!

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!

Подключаем воображение

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

Итоги. Как подковать блоху

1. Знакомство со страхом.

2. Физическая встряска.

3. Энергетическая зарядка.

4. Работа с дыханием.

5. Позитивная фраза.

6. Позитивный жест.

7. Улыбка.

8. Позитивный сценарий.

9. Смена фокуса внимания.

Что делать, если при мысли о публичном выступлении у вас потеют ладони, пересыхает во рту, а в желудке начинаются спазмы? Как справиться с непреодолимым желанием убежать и как убрать волнение перед выступлением? Для вас есть 2 положительные новости. Первая: многие известные ораторы испытали аналогичные чувства и вторая, эта проблема решаема.

Нервничать вас заставляет мощный выброс адреналина в ответ на угрозу. Угроза — это мысль, о том, что придется говорить нечто разумное и последовательное перед аудиторией, которая не сводит с вас глаз. Однако всплеск гормона, вызывающий волнение и тревогу, может стать вашим активным помощником. Именно он отвечает за скорость реакции, остроту мысли и концентрацию внимания. Главное, направить энергию адреналина в правильное русло.

Несколько способов, чтобы унять волнение перед выступлением:

1 Самодисциплина

Не важно, неделя или месяц вам отведены на подготовку, не откладывайте это на потом. Определитесь, что вы скажете и в какой манере преподнесете информацию. Даже если владеете материалом на отлично, практика необходима. Доведенная до автоматизма речь, избавит от лишней тревоги, что вы забудете текст. Репетируя вслух перед зеркалом, вы контролируете свои жесты и мимику и получаете представление, как выглядите в момент выступления.

2 Разумный подход

3 Воображение в помощь

Вы когда-нибудь слышали выражение «представить свою аудиторию в нижнем белье»? Интересный психологический трюк поможет преодолеть барьер между вами и публикой. Не только вы, словно обнаженный стоите на сцене, но и ваши зрители в равном положении. Другой эффективный прием: представьте, что в помещении находятся ваши родственники и вы обращаетесь непосредственно к ним. Воображаемая картина создаст впечатление домашней обстановки, в которой едва ли приходится нервничать.

4 Физические нагрузки

Мышечное напряжение – непосредственный спутник страха. Если возможно, прогуляйтесь перед выступлением на свежем воздухе или сделайте несколько элементарных физических упражнений, чтобы сбросить избыток адреналина.

Втяните медленно воздух носом, задержите дыхание, мысленно посчитав до 5, а затем выдыхайте через рот. Сосредоточьтесь на процессе дыхания, пока не почувствуете облегчение. Это простое, но действенное упражнение. Научно доказано, что практика глубокого дыхания снижает частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Сожмите пальцы в кулаки, прижав руки к телу и максимально напрягите брюшной пресс. Затем выбросите руки вперед, разжимая пальцы. Этот прием снимает напряжение в мышцах.

Зачастую страх сковывает скулы. Побороть эту напасть легко – зевайте, широко открывая рот. Кроме расслабляющего эффекта, это полезное упражнение улучшит голос и дикцию.

Итак, убрать волнение перед выступлением можно с помощью здравого смысла, аутогенной тренировки и физических упражнений. Но правильнее комбинировать все эти методы. Помните, что тревожные чувства — просто побочный эффект адреналина, и это отчасти потому, что вы в восторге от перспективы выступления даже если отказываетесь признаться в этом себе!

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.

Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления . В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры , к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

Физическая активность для общего тонуса артиста

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо : подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Как побороть волнение перед выступлением?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!

Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии

Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!

Упражнение 2. Ролевая подготовка

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!

Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи , внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт ! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться . Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив !

Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться : расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку . До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).

Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд ! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь . Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!

У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Выступления перед аудиторией - источник серьезного стресса. Волноваться перед ним и во время произнесения речи нормально, это заложено в человеческой природе. Но любой страх - рычаг, активизирующий инстинкт «нападай или беги». Гормональный всплеск заставляет сердце биться быстрее, а дыхание - учащаться, мы дрожим, мысли путаются. По результатам исследований, страх публичного выступления - второй по распространенности после ужаса, который вызывает смерть. Существуют способы побороть его и стать уверенным, спокойным и убедительным оратором.

Причины и основные пути борьбы с волнением

Корень проблем кроется во все тех же инстинктах. Направленное на себя внимание мы неосознанно воспринимаем как угрозу, буквально оружие, которое смотрит нам в лицо. Это порождает физически неприятный стресс и закрепляет боязнь. На когнитивном уровне мы страшимся неизвестности, направленного на человека внимания всех присутствующих, негативного принятия аудиторией, опасаемся не достичь цели. Все это - абсолютно нормальные психоэмоциональные проявления, свойственные людям всех возрастов и профессий. Осваивайте упражнения, которые помогут справиться со стрессом. Их условно делят на группы:
  • практики по принятию и осознанию страха;
  • психологическая и аналитическая подготовка к выступлению, уменьшающая волнение;
  • физические упражнения, направленные на снижение стресса и внешних проявлений страха - тренировка дыхания, голоса, жестов;
  • приемы подготовки непосредственно перед выступлением (за полчаса до него и меньше);
  • способы снять волнение во время произнесения речи на публике.
Отдельный вопрос - препараты-стимуляторы, которые якобы помогают не волноваться, и прочие средства «с недоказанной эффективностью». Если вы придаете значение психологии цвета, нет ничего плохого в использовании красных аксессуаров и белья - они, по утверждению хромотерапевтов, борются со страхами. Поклонники античности и символизма могут активизировать энергии Гермеса, греческого бога красноречия, с помощью кольца на мизинце - пальце, посвященном «проводнику душ». Чего стоит избегать, так это алкоголя, седативных препаратов (даже валерианы) - их действие не контролировано и приводит к печальным последствиям. Не стоит плотно наедаться перед произнесением речи, иначе вас потянет в сон. Кофе тоже не стоит злоупотреблять, оно вызывает беспокойство и делает вас нервным. Если хотите успокоиться, съешьте 20-50 гр. шоколада или банан. Содержащиеся в них нутриенты уменьшают волнение и стресс.

Подготовка к выступлениям

Первый этап - принятие страха. Нужно осознать, что чувствовать его не стыдно, он преодолеваем и кроется только в нас самих. Учась справляться с волнением при выступлениях, оратор приобретает незаменимый навык и преодолевает важную ступень развития мастерства. Стать менее скованным, перестать нервничать не так трудно, как кажется - это лишь наши мысли, и их можно обуздать:
  • напомните себе, что небольшое волнение перед произнесением речи полезно - оно тренирует сосудистую систему (многие даже находят его приятным);
  • откажитесь от стремления быть совершенным и признайте за собой право на ошибку;
  • примите факт о том, что аудитория не обязательно будет критиковать вас, как вы сами это делаете - зачастую ошибки, которые мы считаем вопиющими, слушатели просто не замечают.
При подготовке уделите внимание проработке текста, это уменьшит тревогу перед неизвестностью. Сделайте план, выстройте структуру доклада, отрепетируйте речь перед зеркалом, запишите себя на видео или диктофон. Подумайте, какие вопросы вам могут задать зрители, узнайте, в каком месте вам предстоит выступать. Поработайте над тремя каналами восприятия выступления: что говорит оратор, как он это делает, и что показывает невербально. Продумайте свой имидж, подготовьте одежду заранее. Она, а также обувь, прическа и лицо (макияж или груминг) должны быть безупречны. Образ должен быть гармоничным, даже модным, но не чрезмерно. Важно и удобство: при произнесении речи нельзя беспокоиться о натирающей обуви, неудобных каблуках или тесном пиджаке. На этот важный день не стоит планировать иных стрессовых мероприятий (визит к стоматологу или налоговому инспектору), а перед ним лучше выйти на прогулку и пораньше лечь спать. Психологические упражнения на преодоление страха:
  • формулирование: четко дайте определение источнику страха и месту его «расположения» в теле, причине беспокойства;
  • экстраверсия: настройка на открытость, контакт с аудиторией;
  • «самое страшное»: ответьте себе, что произойдет, если вы провалитесь, вас публично осмеют - утрируйте, чтобы вам самому стало весело (смех - лучшее средство от боязни).

Физиологические упражнения - управление дыханием и телом

Если выступление вас страшит, проявляются физиологические признаки волнения - взгляд бегает, голос и руки дрожат, появляются ненужные, хаотичные жесты, вы начинаете говорить слишком тихо или кричать. Повысившийся адреналин и учащение сердцебиения приводят к покраснению лица, расширению зрачков. Признаки волнения заметны аудитории, она неосознанно их ощущает и теряет расположение к оратору. Чтобы справиться с физиологическими проявлениями стресса, нужно убрать мускульные зажимы и научиться контролировать свои мышцы и связки. Прежде всего, займитесь дыханием. Оно напрямую связано с нашим эмоциональным состоянием, «выдает» волнение из-за выступления - становится прерывистым, учащенным, поверхностным. Глубокое дыхание помогает выровнять голос, убрать из него дрожание и скрипы из-за нехватки кислорода в легких. Бороться со стрессом помогает выполнение специальных упражнений в течение 5-10 минут. Классический прием - чередование глубокого плавного вдоха и резкого выдоха или двойной вдох/двойной выдох. Полезно дыхание «квадратом»: по две секунды удерживайте вдох-паузу-выдох-паузу. Упражнение «шарик», разработанное профессором Х. Херминсоном для подготовки спортсменов-экстремалов, снимает страх и концентрирует внимание. Нужно закрыть глаза, представить себе мячик для пинг-понга - он поднимается на медленном вдохе от живота к гортани и также плавно опускается на выдохе. Расслабиться и успокоиться вам помогут и физические упражнения:
  • «сжигание» адреналина: приседания, взмахи руками, отжимания;
  • гормональная стабилизация: мелкие движения-удары (не сильные) по грудине в области вилочковой железы;
  • снятие нервного напряжения - пройдитесь быстрым шагом (хватит 10 минут).

Как успокоиться непосредственно перед выступлением

Если вам предстоит публичное произнесение речи, доклад, презентация перед коллегами, постарайтесь быть на месте заранее. Вы оцените ситуацию, познакомитесь с новой для вас локацией, увидите, как помещение заполняют слушатели. Это поможет успокоиться и переключить внимание. За полчаса до выхода к слушателям стоит выпить натурального цитрусового сока - он немного понижает кровяное давление и расслабляет. Медитация помогает сконцентрироваться и унять сильное волнение. За час до публичного выступления или раньше найдите тихое место, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Руки должны лежать на коленях, ноги - быть согнутыми. Постарайтесь на 15-20 минут убрать из сознания мысль о том, что вам необходимо выступать. Можно прибегнуть к даосским практикам - например, несложному и полезному мимическому упражнению «Смеющийся цигун». Посмотрите в зеркало и в течение минуты поулыбайтесь себе, а затем засмейтесь, даже если совсем не хочется. Смейтесь около 3-5 минут и закончите упражнение легкой улыбкой. Среди физических способов снятия напряжения непосредственно перед публичным произнесением речи полезны:
  • разминка плеч и шеи - медленно наклоняйте их, вращайте из стороны в сторону;
  • «встряхивание» рук и ног - поднимайте каждую конечность по очереди и резким движением опускайте вниз (как будто хотите избавиться от капель воды на коже);
  • разминка пальцев ног - интенсивно сжимайте и разжимайте их;
  • махи ногами в воздухе (без опоры под ступнями): если поблизости есть турник, повисите на нем, если нет - сядьте на стол или подоконник, свесьте ноги, переплетите их и немного помашите вперед и назад.
Объединить физиологическую и психологическую тренировку можно, используя «заводящие» жесты. Это движения, напоминающие о позитивных, приятных моментах, они служат триггерами и «крючками» для снятия эмоционального напряжения. Перед выступлением потрите ладони одна о другую, вытяните вверх руки. Можно согнуть их в локтях и резко опустить вниз (жест yes). Попробуйте кулаком одной руки несколько раз ударить о раскрытую ладонь другой, приложите кисти к груди. Полезен так называемый «корсет уверенности» - выпрямите спину, расправьте плечи, поднимите вверх подбородок и улыбнитесь.

Как снять стресс во время публичного выступления

Учитесь во время выступления думать не о своем волнении, а о сути доклада и цели, которой хотите добиться. Чтобы снять стресс, можно прибегнуть к шутке (это полезно и для установления контакта с аудиторией). Рекомендацию публично признать свой страх и сказать о нем слушателям, как правило, берут на вооружение начинающие ораторы. Опытные выступающие неохотно пользуются ею, предпочитая осваивать техники «масок» уверенности Воспроизводите позами, мимикой и жестами признаки, присущие спокойным, умелым, хорошо держащимся на людях ораторам. Даже если вы сильно волнуетесь, держите это в секрете и сыграйте уверенность. Демонстрируйте ее признаки:
  • зрительные - ровную осанку, расправленные плечи, улыбающееся лицо, прямой, фиксирующийся взгляд;
  • слуховые - громкий, ровный голос, произношение без запинок, нелогичных пауз;
  • жесты - они должны быть плавными, четкими, не слишком медленными и не суетливыми (успокойте нервозность, держа в руке карандаш), синхронизированными с речью;
  • движения - их необходимо упорядочить, следить, чтобы вы не «играли» рукой с волосами или микрофоном, не метались по сцене.
Справиться с волнением помогают незаметные упражнения. Быстро подвигайте пальцами ног, это снимет мышечные зажимы. Несколько раз надавите на мочку уха, чтобы сконцентрироваться. Если вы нервозно двигаетесь, прибегните к хитрости - уроните что-нибудь на пол. Пока вы поднимаете карандаш или буклет, вы сможете успокоиться. Уверенность оратора зависит, прежде всего, от опыта работы перед аудиторией. Нужно говорить много, перед разной аудиторией, и к вам придет внутреннее спокойствие. Приглашаем вас на индивидуальные и групповые курсы в школу Антона Духовского. С Oratoris вы научитесь справляться с волнением и станете убедительным и красноречивым оратором.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!