Как уберечь подростка от плохой компании? Как уберечь подростка от вредных привычек. Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ

Суицидальные наклонности у подростков выявить сложно, но возможно. Однако мало кто из родителей знает, как вести себя в этой ситуации, чтобы не усугубить её. Психолог Анна Хныкина дала несколько советов, следуя которым вы сможете помочь собственному ребёнку, если он оказался на грани жизни и смерти.

1. Когда родители подозревают, что их ребёнок связался с какой-то сомнительной компанией, проводит много времени в группах, посвящённых суициду, или у него есть большой интерес к смерти, важно предложить ему альтернативу всему этому. Подростки часто не воспринимают смерть достаточно серьёзно, романтизируют её. Они не думают о том, что это — конец истории. Важно донести, что реальная смерть — никакой не переход. Общий смысл ваших посланий должен быть таким: пока ты живёшь, у тебя есть возможность выбора, может быть так, может быть по-другому. Но на протяжении всей твоей жизни у тебя есть и будет много возможностей, что бы ни случилось. Когда же наступит смерть, ты уже не сможешь выбирать, это точка, за которой больше ничего не будет.

Чаще дети скрывают мысли о смерти и не готовы обсуждать их с родителями, но иногда они всё же могут затрагивать эту тему. Важно поддерживать подобные разговоры, а не пресекать их.

Не надо критиковать ребёнка, даже если он говорит какие-то очень странные вещи, например, что смерть — это красиво, это освобождение. Сначала дайте ему высказаться, не оценивая его. Только потом есть смысл спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти. Даже если тебя сейчас что-то не устраивает, пока ты жив, ты в силах всё изменить.

2. Разговаривайте с ребёнком о том, о чём хочет именно он. Когда к вам обращаются с каким угодно вопросом, поддерживайте тему, смотрите, слушайте, даже если вам кажется, что всё это какая-то ерунда. Только не имитируйте процесс, а будьте в нём.

В ситуации, когда ребёнок не проявляет инициативу к общению, у вас самих есть возможность вызвать его на диалог. Лишний раз ласково и внимательно, с добротой, а не с раздражением можно спросить, как он спал, как дела в школе и т. д. Но делайте это аккуратно и ненавязчиво, с заботой, как будто вы будите спящего человека. Можно задать какие-то вопросы о социальных сетях, в которых сидит сын или дочь, но опять же таким тоном, чтобы вам хотелось ответить. Если подросток не отвечает — не надо брать «крепость штурмом».

3. Оказывайте внимание и поддержку. Беседовать с ребёнком нужно в антидепрессивном ключе, транслируя ему, что все ситуации и вопросы в жизни так или иначе решаемы. Вы рядом, а значит, он всё сможет, у него достаточно внутренних сил, чтобы добиться желаемого. Да, в жизни бывают разные ситуации, но всё же в ней больше хорошего, чем плохого. Опускать руки — последнее дело. Только подобные речи не должны напоминать агитацию, призыв с трибуны, действуйте очень мягко, по-дружески. Старайтесь выражать признание его мнения и поддержку.

Вы всегда можете привести пример из своей прошлой жизни или из жизни ребёнка, как он справлялся с какой-то сложной ситуацией. Таким образом вы напоминаете ему, что у него самого уже есть свой опыт преодоления. То, что сегодня кажется ужасным, невыносимым, через год - два будет выглядеть совсем иначе, и он уже наверняка сталкивался с чем-то подобным.

4. Поскольку в данной ситуации основная задача родителей — помочь ребёнку полюбить жизнь, не надо создавать для него невыносимые условия проживания. Часто, когда взрослые видят, как их дети начинают отвергать жизнь, они впадают в истерику и бросаются фразами: «Ты неблагодарный, мы тебе столько всего дали». Забудьте об этом. Вы должны транслировать только одно: жизнь — хороша и прекрасна, и нужно бороться за неё до последнего. Не повышайте голос, не упрекайте. Подросток находится в своеобразном состоянии, схожем, по сути, с ранимостью болеющего человека. Поэтому с ними нужно общаться очень осторожно. Когда болеют старики, мы стараемся не говорить лишнего, чтобы не расстраивать их, не спровоцировать очередной скачок давления и т. д. Здесь примерно то же самое. Если мы будем устраивать истерики, то он ещё быстрее побежит к своим псевдодрузьям.

5. Некоторые специалисты считают, что проявление суицидальных наклонностей — это повод для шпионажа за собственным ребёнком. И кто-то из родителей приветствует эту тактику. Но в то же самое время подобные вещи подрывают доверие, а это последняя нитка, которая существует между вами и вашим ребёнком. Если вы начнёте резко и жёстко запрещать всё, чем живёт и интересуется подросток (гаджеты, друзей, прогулки, социальные сети и т. д.), то очень быстро станете врагом номер один и заставите подростка врать вам, глядя в лицо. Очень важно уважать своего ребёнка, тогда его жизнь станет безопаснее, в ней будет больше доверия к миру, и не будет причин уходить из неё.

6. Совместный приём пищи — это очень символичный пункт. Совместные ужины, завтраки и обеды здорово сближают, это древний ритуал, который люди всегда использовали для того, чтобы создать и укрепить доверие друг к другу, выразить уважение и создать близкие связи. К сожалению, в современном мире мы постепенно утрачиваем традицию совместного приёма пищи, недооцениваем её. А зря, это знак того, что мы вместе проживаем эту жизнь, у нас есть общие процессы, общие ценности: «мы едим одно и то же».

7. Найдите психолога, к которому ребёнку захочется ходить. Хороший специалист — тот человек, который сможет правильно поговорить о смерти, родителях, друзьях. На эту тему есть хороший фильм «Умница Уилл Хантинг», где главный герой, одарённый подросток, всё-таки находит хорошего психотерапевта, после того как от него отказалось пять специалистов, и это круто меняет всю его жизнь.

Февраль 2012 года принес печальный «урожай» самоубийств подростков 14-15 лет. Сначала мальчик, повесившийся в Якутске. Затем мальчик из Москвы, выпрыгнувший с 14 этажа после ссоры с родителями. Девочки из Лобни, прыгнувшие с крыши. К 11 февраля телеканал РЕН-ТВ сообщал о 10 случаях в разных точках России, но с печальной закономерностью – все это были ученики 8-9 классов. Этим детям, к сожалению, уже не поможешь. С их родителями работают психологи, а некоторые оказались под следствием по обвинению «доведение до самоубийства».

Самое главное, что мы можем сделать сейчас, это ответить на вопросы: можно ли уберечь своего ребенка? И как распознать, что он готов к самому страшному – лишить себя жизни?

Почему подросток может захотеть совершить самоубийство?

1. Трудные взаимоотношения в семье, с родителями и другими близкими людьми.

Как правило, речь идет о многочисленных конфликтах, «непонимании», моральном или даже физическом унижении, неуважении к личности ребенка, его желаниям и стремлениям. Здесь имеет место «конфликт зависимых отношений». Подросток все еще очень эмоционально привязан к родителям, но в то же время уже начинает осознавать необходимость «отделения» от них. Сложный возраст провоцирует конфликтные ситуации, и если родители слишком резки, деспотичны и жестоки, сын или дочь старается обесценить их личности, культивируя враждебное к ним отношение. Но так как идентификация с матерью и отцом еще сильна, это приводит к снижению самооценки подростка. Если процесс идет дальше – обесценивается сама жизнь. Суицид в этом случае может восприниматься как единственный способ восстановить «статус-кво» и через него – собственной ценности. И если взрослый человек в этой ситуации понимает, что самоубийство не исправит отношения, то подросток еще недостаточно реалистично оценивает ситуацию. К тому же у него может присутствовать надежда на то, что его спасут «в последний момент», которая, к сожалению, часто не оправдывается.

ВАЖНО! Старайтесь относиться с пониманием к желаниям и стремлениям своего ребенка. Сохраняйте уважительное отношение. Даже если вы браните его, не употребляйте обидных эпитетов, говорите только о проблемном поведении, о том, что вас беспокоит. Обязательно обсуждайте, какой выход видит он сам из сложившейся ситуации. Не оскорбляйте его личность и чувства! Если видите, что не справляетесь, отправляйтесь на тренинг родительской компетенции.

2. Неразделенная любовь.

Самооценка подростка значительно страдает, если объект симпатии отвергает его, особенно после периода «отношений». Наиболее – когда его «заменяют» кем-то другим. Если привязанность велика, то здесь вступают в силу все те же законы «конфликта зависимых отношений», но только направленные на объект любви.

ВАЖНО! Хорошо, если вы будете в курсе «любовных дел» своего ребенка. Конечно, это возможно при определенном кредите доверия и достаточной степени близости между вами. Поэтому старайтесь сохранить уважительные отношения между вами. В этом случае велика вероятность того, что, поплакав у вас на плече, ваше чадо утешится, и ему не придет в голову прощаться с жизнью.

3. Унижения в учебных заведениях.

Далеко не все подростки остро реагируют на грубость и неуважительное отношение учителей. Чтобы совершить самоубийство по этой причине учебная сфера должна иметь для него первостепенное значение. Сильная эмоциональная привязанность к учителям – скорее исключение. Поэтому данная причина может стать «последней каплей», если в других сферах жизни ребенка есть непреодолимые конфликты. Предсмертные записки, содержащие указание на унижающее поведение учителей, могут быть попыткой прикрыть истинную проблему, приведшую к решению покончить с жизнью, а также местью.

ВАЖНО! Отслеживайте взаимоотношения вашего подростка и учителей. Даже если он является «трудным», не позволяйте его унижать. Порекомендуйте ему тренинг общения, где он сможет повысить собственную социальную компетентность и снизить конфликтность в общении.

4. Реакция острого горя.

Подростки с их эмоциональной неуравновешенностью находятся в большем риске совершить суицид на волне острого горя, чем взрослые. Смерть родного человека, друга, потеря дома, известие о неизлечимой болезни, изнасилование – все это серьезные причины, которые могут привести подростка к невыносимости ситуации и желании «покончить со всем». Попытка лишить себя жизни может произойти практически в любое время в течение первого года после происшествия. Если он «ничего не сделал» в первые часы или дни, это не должно обмануть вашу бдительность.

ВАЖНО! Если ваш подросток пережил психотравмирующую ситуацию, обратитесь за помощью к психотерапевту. В этом случае особенно важно, чтобы ему помогал профессионал, знающий об этапах прохождения горевания и владеющий технологиями помощи. Будьте рядом со своим ребенком, разговаривайте с ним, оказывайте поддержку, обозначайте планы на будущее. Тот, кто видит будущее, не пойдет на самоубийство.

На пути принятия решения

Подросток совершает суицид не сразу, особенно если речь не идет о состоянии острого горя. Во всех остальных случаях он проходит определенный путь, на котором его можно остановить.

Появление суицидальных мыслей

Это первоначальный этап, когда ребенок начинает «примерять» на себя – пока еще робко – возможность покончить с собой. Вы можете обратить внимание на то, что у него появился повышенный интерес ко всему, связанному со смертью, что сюжеты о совершенных самоубийствах не вызывают у него реакцию отторжения. Суицидальные мысли могут проявляться в шутках на эту тему. Конечно, определенное количество «черного юмора» присутствует в речи каждого из нас. Но вот «критическое количество» и особенное удовольствие, получаемое при этом должно насторожить.

Суицидальные намерения

Если подросток пошел дальше, он начинает обдумывать, как именно может произойти его смерть. Например, искать информацию в интернете о том, каким образом совершаются самоубийства. Если для него важна эстетика, может выбирать способ, чтобы после его тело не выглядело отвратительно. Он даже может спрашивать родителей о каких-то вещах, связанных со смертью. Если в его присутствии будет поднята эта тема, то он, скорее всего, может выступить в роли осведомленного теоретика. Это должно насторожить родителей. Будьте особенно внимательны к фразам: «Скоро вам некого будет ругать», «Не будет меня, не будет проблем» и тому подобным.

Подготовка

На этом этапе человек уже принял решение и готовится к его осуществлению, окончательно выбирая способ, место и время. В это время настроение его может улучшиться, что часто обманывает близких, которые могут решить, что «кризис миновал». Но это не так: после того, как решение принято, наступает временное облегчение. Вас может насторожить, что ребенок дарит дорогие ему вещи кому-то из друзей или каким-то иным образом «приводит в порядок дела». У него может быть тайник, в котором он будет хранить нечто, связанное с будущим действием. На этом этапе подросток может еще раз предупредить кого-нибудь о том, что скоро его не станет. Важно не принять это за манипуляцию и отнестись со всей серьезностью!

Осуществление

Будущий самоубийца может ждать «удобного случая», какой-то последней капли, которая переполнит чашу терпения. Например, это может быть даже небольшая очередная ссора с родителями. Они могут потом недоумевать: ничего особенного же не произошло! Не нужно себя обманывать: накопилось все значительно раньше. Иногда, для того, чтобы не было так страшно, подросток вовлекает в действие своего друга или подругу, которые могут решиться на это вследствие эмоциональной привязанности. Но тот же друг или подруга могут остановить решившегося, если не имеют критической массы проблем.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

(Р. Шейдер, 1998 г.)

— большинство самоубийц перед смертью делятся своими намерениями и горестями;
— самоубийство редко является импульсивным актом. Гораздо чаще ему предшествует период подготовки, и существует много признаков повышенного риска суицида;
— самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь, решение может приниматься достаточно долго;
— предрасположенность к суициду не наследуется и не является чертой характера, хотя риск повышается, если такие случаи были в семье или круге общения;
— улучшение, которое вы можете наблюдать, может быть обманчивым, и под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил лишь помогает совершить задуманное.

Завершенным суицидом называют самоубийство, приведшее к смерти. Незавершенным – «неудачную» попытку, в результате которой человека удалось спасти.

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в России и в том числе в Калмыкии произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

Статистика по теме собрания.

Анализируя тематику обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Калмыкия необходимо отметить, что по сравнению с 2011г., когда граждан волновали в первую очередь нарушения прав детей на защиту от всех форм насилия и нарушения жилищных прав несовершеннолетних, в 2012 г. на первое место вышли вопросы нарушения прав ребенка на проживание и общение с родителями.

Тема обращений

Нарушение прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на обращение с родителями и другими родственниками.

22,9

Об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Нарушение прав детей в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, лечебных учреждениях.

Нарушение прав детей от всех форм насилия

Показателем социального неблагополучия общества является наличие преступлений, совершенных в отношении детей. Всего в 2012 г. в Калмыкии зарегистрировано 128 преступлений, совершенных в отношении детей (242 в 2011 г). Как нарушение права на жизнь рассматриваются самоубийства. В 2012 г. уровень их попыток по сравнению с 2011 г. снизился ровно вдвое – 17 против 34 в 2011 г. Завершено две попытки.

Основная причина ухода детей из дома-противоречия с взрослыми. В региональном розыске в 2012 г.находилось 16 детей. Все дети найдены.Несмотря на активные профилактические меры по снижению преступности в отношении детей, криминогенная ситуация в 2012 г. оставалась неблагоприятной. Таким образом, право ребенка на защиту от всех форм насилия, предусмотренное ст.19 Конвенции о правах ребенка, соблюдено не в полной мере.

2. Анализ анкетирования и классного часа по проблеме собрания.

Классный час « Детство без жестокости и насилия» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются в начале с учащимися, а затем с родителями. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в семье, где они могут быть подвергнуты опасности, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки используются в ходе родительского собрания.

Анкеты для учащихся

1 .Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.

Позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 .Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

–Сделаешь вид, что в доме никого нет.

Позвонишь родителям или знакомым людям.

Начнешь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

Будешь ждать того, кто в нее войдет.

Спросишь, кто там.

Сообщишь родителям.

4 .Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

Вступишь с ним в разговор.

Молча отойдешь в сторону.

Подойдешь туда, где есть люди.

Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 . Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

Примешь их предложение.

Откажешь им.

Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

6 .Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Не пойдешь в подъезд.

Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.

Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

7 .Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Немедленно выйдешь из подъезда.

Пойдешь спокойно по лестнице домой.

Позвонишь в любую квартиру.

Начнешь звать на помощь.

Анкетирование родителей

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2 .Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируйте ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием и жестоким обращением к детям?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?

7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию и жестокого обращения, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

3.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2 .Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал.Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4 .Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5 .Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.

Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 г. № 254-IV-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществляется по направлениям:

Организационная работа,

Диагностическая работа,

Профилактическая работа с обучающимися,

Профилактическая работа с родителями и педагогами.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

  • «Профилактика жестокого обращения в семье»
  • «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
  • «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
  • «Права и обязанности семьи»
  • «Причина детских суицидов»
  • «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
  • «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
  • «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
  • «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в

образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

10.Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2012 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яшкульская многопрофильная гимназия»

Республиканский конкурс на

Лучшую методическую разработку

Родительского собрания по

Проблемам противодействия насилию

И жестокому обращению с детьми.

Родительское собрание « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Выполнила: Горяева Баин Бадмаевна

Учитель истории и обществознания,

Классный руководитель 6 класса.

Яшкуль, 2014г


Экология жизни. Дети: Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания...

Многие родители, переезжая на новое место жительства, отдавая ребенка в школу, переживают – не окажут ли на него плохое влияние чужие дети. Ведь, чтобы стать частью группы, ему необходимо приспособиться к правилам и нормам существования этого небольшого сообщества.

В подростковом возрасте мнение сверстников становится очень важным, соперничая с авторитетным родительским или даже отодвигая его на второй план.

Добиваясь одобрения приятелей, ребенок может позволить себе ослушаться близких, а в отдельных случаях – и надерзить. Так он пробует себя в роли самостоятельного и независимого. Эти эксперименты со свободой опасны тем, что подросток может поддаться на уговоры сделать что-то такое, что раньше он сознательно осуждал: выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток, попробовать наркотики, совершить кражу, разбойное нападение.

Такая беда не является неотвратимой. Если у ребенка к этому времени сформировались достаточно стойкие убеждения по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо», он найдет способы противостоять даже очень сильному давлению со стороны сверстников, сумеет соблюдать дистанцию и держаться подальше от тех, кто пытается втянуть его в серьезные неприятности.

В зоне риска оказываются те дети, которые ощущали себя изгоями в прежней компании и даже в родительском доме.

Если ребенка наказывают физическим насилием, оскорблением, унижением, не считаются с его мнением, не дают возможности самостоятельно принимать решения, он чувствует себя человеком третьего сорта. Он привыкает быть ведомым. Поэтому легко поддается как хорошему, так и дурному влиянию. В уличной компании ему уготована роль «шестерки», им манипулируют в своих интересах заводилы. Но зато здесь не критикуют, принимают таким, каков он есть.

Родители не в состоянии контролировать каждый шаг своего взрослеющего ребенка. Это невозможно ни физически, ни психологически. Выход один – к 10-11 годам надо успеть сформировать у него понятия правильного и неправильного, воспитать способность устанавливать личные границы и удерживать их. В таком случае подросток приобретает привычку вырабатывать собственное мнение и доверять ему, принимать самостоятельно важные решения и не поддаваться соблазнам. Становясь самодостаточным, он не побоится противопоставить себя гоп-компании, оставшись в стороне.

Если вашего ребенка игнорируют – бесследно это не проходит. Он переживает, потому что в подростковом возрасте общение со сверстниками очень важно.

Разумно совместить при этом рекомендации психолога и наглядные примеры из художественной литературы, кино- и телефильмов. А уж собственный опыт может оказаться бесценным. Главное избежать сентенций типа «Я бы на твоем месте…».

Следует найти золотую середину между неосуждающим воспитанием и авторитарным руководством. Авторитет родителей, бесспорно, имеет место быть. Но, давящий и безапелляционный, он ограничивает свободу личности, а базирующийся на взаимоуважении, взаимопризнании естественной субординации, наоборот, формирует правильное представление о свободе и самоограничении в случае опасности.

Поэтому, даже зная правильный ответ на решение проблемы, не стоит с ним торопиться. Не стоит рисковать быть неправильно понятым в своем беспокойстве. Надо хорошенько взвесить остроту момента и ответственность за последующие действия, прежде чем ребенок услышит ваши слова.

Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания, действенности шкалы моральных ценностей, принятых в вашей семье. опубликовано

Прогуляйтесь как-нибудь летом по городским улицам. Вы встретите немало компаний подростков лет 10-14, которые курят, пьют крепкий алкоголь, матерятся и хотят всем показать, какие они взрослые. И это далеко не самый худший вариант дурной компании, в которую может попасть ваш ребенок. Как же уберечь его от таких «приятелей» и нужно ли это делать?

Профилактика лучше лечения

Если вы живете в не самом благополучном спальном районе, славящимся своей «великолепной» криминальной обстановкой и обилием гопников, то заботиться о том, чтобы ваш ребенок не попал в будущем в дурную компанию нужно заранее, еще в дошкольном или младшем школьном возрасте. Помните, что профилактика гораздо лучше и выгоднее лечения, и вместо того, чтобы решать проблемы, лучше их не создавать.

Желательно уже в 6-8 лет, пока ребенок еще слушается родителей, создать все условия, чтобы в подростковом возрасте он попал в благоприятную для развития его индивидуальных способностей среду единомышленников, а не в компанию «плохишей». Сделать это не так сложно.

Серьезное увлечение – лучшее средство от дурной компании

Для этого нужно помочь найти ему серьезное увлечение, предоставив возможность протестировать всевозможные секции, кружки, центры развития и т.д. Именно для этого, а не для пустого времяпрепровождения, мелкого хулиганства и преждевременных алкогольно-никотиновых экспериментов, человеку и дается детско-юношеский возраст – чтобы найти свой талант и свое предназначение в жизни. Потом такой возможности, скорее всего, уже не будет.

Если ребенок начнет серьезно заниматься спортом, музыкой, каким-либо видом искусства или интеллектуальной деятельности и общаться с единомышленниками, то шансы связаться с дурной компанией будут у него минимальными. Естественно, выбрать наиболее привлекательное для себя увлечение он должен сам.

Для мальчиков идеальным вариантом профилактики от дурных компаний и многих проблем подросткового возраста являются занятия спортом. Возможно, он и не станет чемпионом, но, по крайней мере, приобретет крепкое здоровье, массу полезных для жизни навыков, и не будет болтаться по улицам с подростками, которые начинают пить алкоголь, курить и «токсикоманить» в 10-12 лет. Тренировки, соревнования, сборы и другие составляющие спортивной жизни не оставляют времени на сигаретно-алкогольные развлечения и прочие подростковые глупости.

Чем более неблагоприятным является район, в котором вы проживаете, тем быстрее нужно отдавать мальчика в спортивную секцию, когда он достигнет соответствующего возраста, чтобы, он мог, если что, дать хороший отпор местным хулиганам, или, по крайней мере, легко от них убежать.

Наверняка, в вашем районе есть какой-то спортивный комплекс, ФОК, бассейн, стадион, секции футбола, единоборств и т.д. Предложите своему мальчику в 6-7 лет попробовать свои силы в нескольких видах спорта. Пусть он сам выберет из них тот, что ему больше всего понравится (свои спортивные вкусы навязывать не нужно). «Для души» можно записать его в какой-нибудь музыкально-вокальный кружок, на курсы английского языка и т.д. Или, может быть, он захочет самостоятельно или с помощью домашнего учителя научиться играть на гитаре, синтезаторе или другом музыкальном инструменте –поддержите финансово это увлечение.

Если подросток будет активно заниматься спортом, музыкой или еще чем-то достойным, то у него просто не будет времени на дурные компании и общаться он будет с увлеченными, позитивными сверстниками, а не с «плохишами».

Это же касается и девочек. Только, возможно, им нужно найти более женственные увлечения (хотя, есть немало «женских» видов спорта, и девочки могут добиться на спортивном поприще не меньших успехов, чем мальчики).

Как правило, те родители, которые провели свой детско-юношеский возраст, занимаясь во всевозможных секциях и кружках, стараются своевременно куда-то «пристроить» своего ребенка. Они знают, насколько это важно для того, чтобы ребенок избежал дурного влияния «улицы». Родители, не занимавшиеся ничем подобным в школьном возрасте, не всегда торопятся это сделать (хотя, иногда бывает и наоборот) и, когда их ребенок превращается в подростка, очень часто получают соответствующие «плоды».

К чему может привести попадание в дурную компанию

Если все-таки родители не позаботились о поиске подходящего увлечения для своего ребенка, или он сам оказался чересчур инфантильным, чтобы чем-то серьезно заниматься, то с наступлением подросткового возраста, когда ребенок наиболее подвержен влиянию сверстников, надо быть настороже, особенно если вы проживаете в не самом благополучном районе.

В худшем варианте все может закончиться криминалом и отправкой в колонию для несовершеннолетних. В не самом худшем, но тоже очень плохом варианте - ранним приобретением вредных привычек и беспорядочным сексом уже в 13-14 лет. «Лучших» вариантов при попадании подростка в дурную компанию не существует (иначе это будет уже не дурная компания).

Кто-то говорит, что в такой компании подросток может научиться отстаивать свое мнение и не обращать внимания на провокации. Поверьте, что есть масса других, более приемлемых вариантов воспитания таких качеств, и развить их можно не только в компании малолетних идиотов.

Кто больше всего подвержен негативному влиянию «улицы»

Больше всего подвержены негативному влиянию улицы подростки, которые не находят общего языка со своими родителями, и будучи незанятым во всевозможных секциях и кружках, проводят большую часть свободного времени на улице.

Если они не умеют отстаивать свое мнение, не слишком хорошо социализированы, и не отличаются самостоятельностью мышления, то они вряд ли смогут противостоять предложениями сверстников пойти выпить, покурить (и не всегда табак), похулиганить и «покриминалить». Далеко не всегда это заканчивается плачевно, но вероятность заполучить большие неприятности у подростка, попадающего в такую среду, значительно увеличивается.

Когда это становится особенно опасным

Если от подростка, приходящего домой, стало пахнуть спиртным и табаком – это очень плохо, но есть вещи и похуже. Если у него обнаружатся какие-то непонятные, явно не его собственные вещи, электронные устройства и техника, денег на которые у него точно нет, или, если он неожиданно часто стал просить немалые суммы денег, то пора поговорить с ним по душам. Надо выяснить, откуда взялось все это богатство, и на какие цели ему нужны деньги.

Если подросток ничего не говорит, и у вас есть подозрения, что он попал в среду малолетних преступников, и это подтвердилось приводом в полицию, надо принимать какие-то экстренные меры.

В идеальном варианте следует переехать в другой район, в другой город, в другую страну с более благоприятной атмосферой и «нормальными» молодыми людьми. Поверьте, на планете Земля есть немало мест, где живут дружелюбные и миролюбивые люди, и где у вашего ребенка никогда не появятся «опасные» дружки.

Если такой возможности нет, нужно предпринимать какие-то «внутренние» экстренные меры, пытаясь переориентировать ребенка на более позитивный стиль жизни.

Что не следует делать

Полностью изолировать ребенка, попавшего под влияние «плохишей», от внешнего мира, конечно же, не нужно. Желательно, чтобы он сам понял, что такая «дружба» не закончится для него ничем хорошим, и не даст ему никаких позитивных перспектив в будущем, и самостоятельно вышел из порочного круга общения.

Если еще не поздно, имеет смысл пристроить ребенка в какую-нибудь секцию или кружок в соответствии с его интересами (чем-то, все-таки, он в этой жизни интересуется!), где он будет общаться с нормальными детьми, а не с какими-то юными «отморозками». Главное – найти взаимопонимание и контакт с подростком в этот крайне непростой для него и его родителей период.

Нужно помнить о том, что запретный плод сам по себе сладок, а в подростковом возрасте – особенно. Поэтому запретами тут не поможешь. Подросток должен сам все понять, и сделать правильный выбор.

Покажите, что является признаком «взрослости»

Если подросток начал курить и пить алкоголь в 10-12 лет, не следует прибегать к наказаниям и физическому насилию. Так невозможно воспитать полноценную, уверенную в себе личность. Лучше докажите ему, что это совсем не является показателем «взрослости», поскольку и курить, и пробовать алкоголь подростки начинают именно для того, чтобы показать, какие они взрослые.

Объясните, ему, что по-настоящему взрослый человек всегда самостоятельно принимает решения и не подвержен стадному инстинкту, из-за которого, как правило, и начинают курить и «алкоголить» тинейджеры. Не поддаваться давлению окружающих и стереотипам поведения, всегда иметь свое собственное, а не навязанное извне мнение - именно это и есть настоящая смелость и «взрослость», а не приобретение в подростковом возрасте набора типичных вредных привычек, чтобы быть «как все». Конечно, чтобы показать подростку, насколько все это вредно, вы сами не должны курить, не увлекаться алкоголем и активно заниматься физкультурой и спортом.

Чтобы ваши антиалкогольные и антитабачные «лекции» были более наглядными, можно посетить с подростком выставку заспиртованных внутренних органов курильщиков и алкоголиков (такие выставки проводятся во многих городах). Для того, чтобы показать в каком ужасном состоянии находятся легкие курильщика и печень алкоголика на таких выставках их можно сравнить с экспонатами аналогичных внутренних органов здоровых людей. Пусть подросток подумает о том, во что он превращает свой организм каждой затяжкой и каждой рюмкой водки.

Может быть, все не так плохо

Если ваш подросток проводит много времени на улице, и вам не дает покоя мысль о том, как бы он не связался с дурной компанией, вместо того, чтобы что-то ему запрещать, пригласите его друзей в гости, и попробуйте найти в них что-то позитивное.

Может быть, все не так плохо, как кажется. Подростки могут быть несколько грубоватыми, иметь вредные привычки, но, при этом, например, увлекаться или заниматься рок-музыкой, электронной музыкой, компьютерами, созданием сайтов и т.д. У таких друзей можно научиться и чему-то полезному, хотя, конечно, здоровье нужно беречь смолоду и от вредных привычек избавляться как можно быстрее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!