Как возникла библия. Когда был написан ветхий завет

часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеева, книги историч., пророч. и Писания. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророков книг выделяются Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие»; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков - Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэму «Песнь Песней», сборник молитв. песнопений - псалмов Псалтирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как канонические второго порядка; правосл. церковь не считает каноническими, но признает «душеполезными»; протест, церкви приравнивают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в большинстве случаев указываются неправильно. В часта., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр-, за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. оригиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4- нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вульгаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Три-дентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и канонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.

Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать. А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью. В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.

Время написания

Само название - Ветхий Завет и Новый Завет - указывает на то, что составные части Святого Писания были созданы в разные эпохи. Причем священная книга иудеев формировалась в срок поистине эпический. Библеисты указывают, что наиболее древние фрагменты относятся к тринадцатому веку до нашей эры, а самые новые - к 3 ст. до н. э. События, описанные в Новом Завете, связаны с рождением, учением и смертью Иисуса Христа. Эта часть Библии была создана в течение полувека. Написана она на койне. Этот вариант греческого наречия в эллинистическую эпоху служил в Средиземноморье языком межнационального общения, как латынь в Средневековье или английский в современную эпоху. Ветхий Завет у иудеев называется Танах.

Описание Ветхого Завета

Эта первая часть Библии состоит из четырех больших разделов. Предваряет Ветхий Завет Пятикнижие, которое в иудаизме называется Торой. В этом разделе изложен Закон Моисеев. Как видно из названия, Тора состоит из пяти книг (от Бытия до Второзакония). В них излагаются события, произошедшие от сотворения мира до прихода иудеев в Моав. Двенадцать последующих книг (от Иисуса Навина до Есфири) повествуют об истории еврейского народа. Далее следует раздел, который условно можно назвать поэтическим. В него входят пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаст и Песня Песней. И завершает Танах писания пророков. В этом разделе 17 книг (от Исайи до Малахии). Напомним, что Ветхий Завет и Новый Завет, то есть полная Библия христиан включает также одиннадцать неканонических книг (Товит, Сирах и другие).

Описание Нового Завета

Танах одинаково почитаем всеми «верующими Книги». А вот вторая часть Библии является источником веры только для христиан. Если сравнивать священные книги Ветхого и Нового Завета, то по объему последний значительно уступает первому. Он также состоит из четырех разделов. Вначале идут четыре канонических Евангелия, описывающие Рождество, учение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа. Второй раздел посвящен истории Церкви. Он состоит лишь из одной книги - Деяний. Потом идут послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла. Всего таких писем включено в Библию двадцать одно. И завершает Новый Завет Откровение. К слову, существует не только четыре Евангелия. Имеются и другие, написанные апостолами (Иудой, Фомой). Но эти Евангелия Церкви не включают в канон и называют апокрифами.

Ветхий Завет и Новый Завет: различия

Как мы уже упоминали, изучение Библии ставит читателя в тупик: неужели обе части Библии говорят об одном и том же Боге? В книге «Исход» Бог внушает иудеям обокрасть египтян, он требует жертвоприношений (в том числе и человеческих - см. Быт.22:2). Как не вяжется все это с Нагорной проповедью Христа: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И если Ветхий Завет говорит «око за око» (Левит, 24:20), то Новый - «любите ваших врагов, проклинающих вас благословляйте» (Матф.5, Лук. 6). Различия между двумя частями Библии сразу же бросаются в глаза. Давайте конкретизируем их, сопоставив книги Ветхого и Нового Заветов.

Главный посыл двух частей Библии

Особое внимание в Торе уделяется обетованию, которое Иегова дал Моисею. Бог обещал ему и народу израилевому землю, где они поселятся. Пророки предсказывали приход Мессии. Он должен будет воздвигнуть новое царство, которое вовек не разрушится. Новый Завет особое внимание придает приходу Христа как Спасителя. Христиане верят, что Сын Божий вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. В Ветхом Завете нет понятия «Отца Небесного». Бог, которого описывает первая часть Святого Писания, зол, ревнив и жесток. Он требует жертвоприношений животных. Но, как мудро заметил апостол Павел, «кровь козлов и тельцов не смывает грехи» (Евр. 10:4). Вторая часть Библии говорит не о физическом родстве, а о духовном. Иисус говорит: «Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне и мать, и брат». Поэтому христианство - мировая религия, поскольку обращает свою проповедь на всех людей. Иудеи уделяют большое значение святым местам. Если сравнивать Ветхий Завет и Новый Завет, Бог Израиля избрал себе Иерусалим, чтобы там ему приносили жертвы. Истинные христиане не имеют нужды боготворить какие-то места, поскольку Отец Небесный существует в Царствии.

Сходство Ветхого и Нового Заветов

Почему же существует общий сборник святых текстов, называемый Библией? Ветхий и Новый Завет, вместе с многочисленными отличиями, имеют и немало общих посылов к читателю. Во-первых, это писания пророков. Еще до прихода Иисуса на землю, ясновидцы, вдохновляемые Богом, пытались предуготовить своих одноплеменников к прибытию Мессии. Не забываем, что апостолы распространяли учение Христа в иудейской среде. Поэтому им важно было показать родословную Сына Божия (он должен был «восстать из колена Давидова»), признать, что они новой верой не ломают Закон, но дополняют его. В Новом Завете есть немало ссылок на Ветхий. Земная биография Сына Божия часто подтверждает сказанные ранее пророчества. Однако христианство предлагало людям большее. Апостол Павел прямо говорит об этом в Послании к евреям: «Если первый завет был бы без недостатка, тогда не нужно было искать другого». Когда к Христу пришел человек и спросил, что делать, чтобы достичь жизни вечной, Тот сказал: «Ты знаешь Закон (Моисеев), что там написано?» И когда человек перечислил иудейские заповеди, Сын Божий сказал: «Правильно говоришь. Только нужно еще, чтобы ты роздал имущество свое, взял на плечи крест добрых дел и следовал за Мною».

Все ли христианские течения принимали книги Священного Писания (Ветхого и Нового Завета)

Разница между двумя частями Библии настолько разительна, что некоторые конфессии отбрасывали определенные тексты как не соответствующие христианской морали. Это было и в античные времена, и в эпоху Средневековья. Например, диссидентские христианские течения во Франции, Бельгии и Италии, которых верующие называли Добрыми Людьми, а католические оппоненты - еретиками-катарами, поначалу (с Х по XII век) не принимали кодекса Ветхого Завета (кроме Псалмов). Они говорили, что в их противниках, представителях великих церквей, живет «дух Илии», тогда как они сами движимы Духом Святым.

Кто написал Библию? Вопрос, на первый взгляд кажущийся абсурдным, на самом деле имеет вполне четкий ответ. Автор священной книги - сам Бог. А люди, которые записывали его послания здесь, на земле, являются лишь его «соавторами». Понятно, что такой ответ годится только для верующего человека. Но даже если принять его, все равно остается множество вопросов. Конечно, проще всего считать, что Пятикнижие Моисея записал Моисей, Книгу Исайи - пророк Исайя, Песнь песней Соломона - царь Соломон, и так далее. Но Библия - книга, которую вот уже несколько тысяч лет читают, рассматривая каждое слово и каждый знак буквально под микроскопом. За это время накопилась масса вопросов и противоречий, осложняющих буквальное понимание библейского текста. И тут вера уже ни при чем - в дело вступает наука.

Книги Ездры

Книги, которые входят в христианский Ветхий Завет и поиудейский Танах, создавались приблизительно с XIII века до нашей эры. Они ходили по религиозным общинам в разных списках и разных вариантах. Единодушия среди иудейских богословов не было - то, что одни считали священным текстом, другие запросто могли объявить апокрифом. Такая неорганизованность сильно вредила не так уж давно появившемуся монотеизму. Многие, не в силах разобраться в хитросплетениях и запутанных толкованиях книг Танаха, предпочитали вернуться к старому и привычному язычеству, лишенному таких проблем.

Это очень беспокоило иудейских священников. Человеком, который взялся навести порядок в иудейском Священном Писании, стал первосвященник Ездра, живший в V веке до нашей эры. Его, по сути, можно назвать «отцом» иудаизма. А для христиан он - «отец» Ветхого Завета. Ездра собрал книги, определил то, какую редакцию следует считать правильной, и стал внедрять среди иудейского народа закон, посланный свыше, словом и делом.

Однако некоторые книги Ветхого Завета были написаны уже после смерти Ездры, в период с V века до нашей эры по I век после Рождества Христова. Прежде всего это так называемые Маккавейские книги. Их относят к «историческим книгам» Библии, так как рассказывают они уже не столько об отношениях с Богом, сколько об истории иудейского народа. Однако священными все же признаются.

Правда, с ними возникали те же проблемы, что и с древними книгами: какой текст считать боговдохновенным, а какой - просто размышлениями священника об истории? С этими вопросами иудеи разобрались только к концу I века. На заседании синедриона, состоявшемся в городе Явне после того как римская армия разрушила главную святыню иудаизма - Иерусалимский Храм, был официально утвержден иудейский канон. Танах - это 22 (по другому счету - 24) книги: Пятикнижие Моисея (Тора), Книги пророков (Невиим) и писания мудрецов Израиля, а также молитвенная поэзия (Ктувим).

Список книг Библии

В I веке возникла новая религия - христианство, которое унаследовало от иудаизма не только Ветхий Завет (так стали называть книги Танаха, в противоположность Новому Завету, оставленному людям Иисусом Христом), но и все связанные с ним проблемы. Разобраться с тем, что стоит переносить из старой веры в новую, а что лучше оставить в прошлом, было не так-то просто. Тем более что с большинством библейских книг ранние христиане знакомились на греческом языке. А не на древнееврейском, на котором они были написаны изначально. Это вносило определенную долю искажений и недопониманий из-за особенностей перевода.

Пока христиане существовали в виде самостоятельных, разрозненных и, как правило, тайных общин, ни о каком каноне и речи не шло. Каждый дьякон или пресвитер сам определял, какие книги читать своей пастве. Тем более что слова Иисуса интересовали их куда больше иудейского наследия. Окончательно разобраться с Ветхим Заветом христиане собрались только в VII веке, после того как решили самые трудные внутрицерковные споры и определились с важнейшими богословскими понятиями.

На состоявшемся в 692 году Трулльском соборе иерархи восточных церквей (которые позднее станут православными) договорились признать священными 39 канонических книг (то есть тех, что признавали иудеи) и 11 неканонических (из тех, что синедрионом по разным причинам были отвергнуты). Этот список из 50 ветхозаветных книг действует в традиционном православии и по сей день.

Однако римский епископ (который спустя несколько веков станет главой католической церкви) решения Трулльского собора подписать отказался. Дело в том, что среди соборных решений было немало таких, которые осуждали некоторые обычаи, принятые западной церковью, но отвергнутые восточными. Такие, к примеру, как целибат священников или некоторые правила поста. Отказавшись подписывать решения собора, глава римской церкви отказался и от утвержденного списка книг Ветхого Завета. Так что католикам пришлось жить без канона аж до XVI века. Только в 1546 году, на Тридентском соборе, был утвержден список, в который вошли 46 ветхозаветных книг. Кстати, среди восточных церквей тоже согласие длилось недолго. Многие из них позднее пересматривали канон, принятый Трулльским собором. И сегодня у многих из них список книг Ветхого Завета весьма отличается от принятого тогда. Например, у Эфиопской православной церкви в канон входят 54 книги.

Параллельно с католиками над каноном Ветхого Завета думали и появившиеся в XVI веке протестанты. Стремясь очистить христианство от всего лишнего, реформаторы очень критически подошли и к иудейскому наследию. Последователи Мартина Лютера решили, что каноническими стоит признавать только те книги, которые сохранились на языке оригинала. Те же, что дошли до них лишь в греческих переводах, могут претендовать лишь на статус апокрифов. Поэтому в протестантском Ветхом Завете всего лишь 39 книг.

Что касается Нового Завета, то насчет него последователи Иисуса Христа договорились гораздо более организованно. В него вошло 27 книг, которые признают практически все христианские деноминации, за крайне редкими исключениями. Это четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Вот и получается, что в православной Библии вы найдете 77 книг, в католической - 73, а в протестантской - 66.

Кто написал Ветхий Завет

Разобравшись с составом Священного Писания, вернемся к вопросу об авторстве. Эта проблема связана прежде всего с Пятикнижием (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), которое содержит главные постулаты веры в Единого Бога. В том числе и десять заповедей, на которых строилась иудейская, а вслед за ней и христианская мораль. Долгое время тот факт, что эти книги написаны лично пророком Моисеем, не ставился под сомнение. Единственное отступление от этого толкования, которое допускалось строгими иудейскими первосвященниками,- что последние восемь стихов Второзакония, в которых рассказывается о смерти Моисея, записаны Иисусом Навином. Некоторые фарисеи , впрочем, настаивали, что и эти строки написал сам Моисей, которому было послано откровение о том, как он закончит свои дни.

Но чем дольше и внимательнее иудейские и христианские книжники читали Пятикнижие, тем явственнее становились имеющиеся в нем противоречия. Например, в перечислении царей, правивших народом идумеев, упоминаются и те, кто жил после Моисея. Это тоже можно списать на откровение. Но вот почему некоторые сюжеты (причем такие важные, как творение мира или постройка Ноева ковчега) рассказываются в Пятикнижии дважды, причем с явными расхождениями, объяснить уже сложнее.

И все же страх перед обвинением в святотатстве был слишком силен. Только в XVIII веке француз Жан Астрюк и немец Иоганн Айхгорн выдвинули версию, что Пятикнижие - это перемешанные воедино два первоисточника. Различать их они предложили по имени Бога. В одних случаях он именуется Яхве, в других - Элохим. Соответственно, источники получили названия Яхвист и Элохист. В XIX веке их теорию развили, предположив, что первоисточников было еще больше. Современная библеистика полагает, что в основе Пятикнижия лежит как минимум четыре источника. Похожая история произошла с книгами пророков Исайи и Иезекииля. А текстологический анализ Песни песней Соломоновой показал, что написана она была, скорее всего, в III веке до нашей эры. То есть лет на 700 позже тех времен, когда жил исторический царь Соломон.

Кто написал Новый Завет

Не меньше вопросов со временем накопилось и у исследователей Нового Завета. Чем внимательнее они читали строки канонических Евангелий, тем чаще задавались вопросом: а действительно ли это было написано апостолами, спутниками Иисуса? Ведь ни в одном из евангельских текстов (за исключением Евангелия от Иоанна) нет никаких указаний на личность автора. Так, может быть, мы имеем дело лишь с пересказами, записанными теми, кто учился у апостолов и желал сохранить их рассказы для потомков?

Версия о том, что Марк, Матфей и Лука не являются настоящими авторами Евангелий, была впервые высказана тоже в XVIII веке. Особенности языка, на котором были написаны эти тексты, подтолкнули многих теологов к мысли о том, что их не могли создать ранее второй половины I века. Современные библеисты в целом сошлись на мнении, что Евангелия были записаны анонимными авторами, которые имели в своем распоряжении рассказы самих апостолов (или их ближайших учеников), а также некий не дошедший до нас текст, который ученые называют «Источник О». Этот источник не был евангельским рассказом, а скорее чем-то вроде сборника изречений Иисуса, записанных, скорее всего, непосредственными слушателями его проповедей.

Первым, по общему мнению исследователей Библии, было написано Евангелие от Марка. Это произошло ориентировочно в 60-70-х годах. Затем на его основе были созданы Евангелия от Матфея (70-90-е годы) и от Луки (80-100-е годы). Именно поэтому тексты этих трех повествований столь близки. Евангелие от Иоанна же создано, по-видимому, в 80-95 годах и писалось отдельно от всех. Кроме того, автор Евангелия от Луки, скорее всего, написал и Деяния апостолов.

Интересно, что католическая церковь вполне согласна с такой научной трактовкой авторства Нового Завета и совсем не считает ее кощунственной. На Втором Ватиканском соборе, заседавшем с 1962 по 1965 год, западные богословы официально постановили отказаться от формулировки: «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо имен было вписано «святые авторы».

Признают наличие проблемы авторства и православные богословы, подчеркивая при этом, что это никак не может ставить под сомнение само содержание Евангелий. Сегодня Библию уважают как хранилище мудрости и исторический источник люди любых религиозных взглядов и убеждений. И вопрос о настоящих личностях «соавторов» Бога ничуть не умаляет этого уважения. Мы вряд ли когда-то узнаем их имена. Но, по крайней мере, мы можем воздать должное их великому труду.

Ветхий Завет - первая и более древняя из двух частей христианской Библии, наряду с Новым Заветом. Ветхий Завет – это Священной Писание общее для иудаизма и христианства. Считается, что Ветхий Завет был написан с XIII по I в. до н. э. В основном большинстве книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском, однако некоторые из них написаны на арамейском языке. Данный факт связан с изменением политической ситуации.

Читать Ветхий Завет онлайн бесплатно.

Книги исторические

Книги учительные

Книги пророческие

Широкое распространение тексты Ветхого Завета получили после их перевода на древнегреческий. Данный перевод датируется I веком и называется Септуагинта. Септугианта была принята христианами и сыграла ключевую роль в распространении христианства и становлении христианского канона.

Название «Ветхий Завет» — калька c древнегреческого. В библейском мире слово «завет» означало торжественное соглашение сторон, которое сопровождалось клятвоприношением. По христианской традиции разделение Библии на Ветхий и Новый Заветы основано на строках из Книги пророка Иеремии:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет».

Ветхий Завет – авторство.

Книги Ветхого Завета создавались десятками авторов на протяжении веков. Большинство книг по традиции носят имена своих авторов, однако большинство современный исследователей Библии сходятся во мнении, что авторство было приписано много позже и что на самом деле основное большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами.

К счастью текст Ветхого Завета дошел до во многих копиях. Это и оригинальные тексты на древнееврейском и арамейском, и многочисленные переводы:

  • Септуагинта (перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в III-I веках до н. э.),
  • Таргумы - перевод на арамейский язык,
  • Пешитта - перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.
  • Вульгата - перевод на латынь, сделанный Иеронимом в V веке н. э.,

Кумранские рукописи считаются самым древним источником (неполным) Ветхого Завета.

Основой для церковнославянских переводов Ветхого Завета — Геннадиевской, Острожской и Елизаветинской Библий – стала Септуагинта. А вот современные переводы Библии на русский язык – Синодальный и перевод Российского Библейского Общества были выполнены на основе масоретского текста.

Особенности текстов Ветхого Завета.

Тексты Ветхого Завета считаются боговдохновенными. Боговдохновенность книг Ветхого Завета признается в Новом Завете, подобную точку зрения разделяют раннехристианские историки и богословы.

Каноны Ветхого Завета.

На сегодняшний день есть 3 канона Ветхого Завета, несколько различающихся по составу.

  1. Танах – иудейский канон;
  2. Септуагинта – христианский канон;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке.

Канон Ветхого Завета формировался в два этапа:

  1. Формирование в иудейской среде,
  2. Формирование в христианской среде.

Иудейский канон подразделяется на 3 части:

  1. Тора (Закон),
  2. Невиим (Пророки),
  3. Ктувим (Писания).

Александрийский канон отличается от иудейского по составу и расположению книг, а также по содержанию отдельных текстов. Данный факт объясняется тем, что александрийский канон основан не на Танахе, а на протомасоретской версии. Возможно также, что некоторые из тестовых различий объясняются христианским переосмыслением оригинальных текстов.

Структура Александрийского канона:

  1. Законоположительные книги,
  2. Исторические книги,
  3. Учительные книги,
  4. Пророческие книги.

С точки зрения Православной церкви Ветхий Завет состоит из 39 канонических книг, тогда как Католическая Церковь признает каноническими 46 книг.

Протестантский канон появился в результате пересмотра авторитета библейских книг Мартином Лютером и Якобом ван Лисвельдтом.

Зачем читать Ветхий Завет?

Читать Ветхий Завет можно с различными целями. Для людей верующих это сакральный, священный текст, для остальных Ветхий Завет может стать источником неожиданных истин, поводом для философских рассуждений. Читать Ветхий Завет можно наряду с «Илиадой» и «Одиссеей» как великий памятник древней литературы.

Философские и этические идеи в Ветхом Завете богаты и разнообразны. Речь идет и о разрушении ложных моральных ценностях, и о любви к истине, и о понятиях беспредельности и предела. В Ветхом Завете изложен своеобразный взгляд на космологию, обсуждаются вопросы личностной идентификации, вопросы брака и семьи.

Читая Ветхий Завет, Вы будете рассуждать и о каждодневных вопросах, и о вопросах глобальных. На нашем сайте Вы можете читать Ветхий завет онлайн бесплатно. Мы также снабдили тексты различными иллюстрациями на ветхозаветные сюжеты для того, чтобы чтение было еще более приятным и познавательным.

Ветхий Завет - одна из 2-ух (вместе с Новым Заветом) составная часть христианской Библии , содержащая внутри себя базы вероучения, принципы религиозной жизни и сведения об истории населения земли в целом и еврейского народа а именно; общий священный текст иудаизма и христианства. В период с III в. до н.э. по I в. н.э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл не последнюю роль в становлении христианского канона Ветхого Завета.

Язык. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, отдельные куски - на арамейском. (к примеру, Дан. 2:4; 7:28). Оригиналы неких книжек были утрачены, и сохранились только их греч. переводы (Книжка Товита). Две книжки были написаны на греческом языке (2-ая книжка Маккавейская и Книжка Премудрости Иисуса отпрыска Сирахова).

Структура Ветхого Завета. 1-ая часть - Закон (Тора) - состоит из 5 книжек: Бытие, Финал, Левит, Числа, Второзаконие, создателем которых считается пророк Моисей . Предполагаемыми источниками Пятикнижия являются гипотетичные тексты Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и др. Считают, что в Яхвисте Бог обозначается именованием Яхве; в Элохисте о Боге говорится во множественном числе.

В книжки пророков (Небиим) входят книжки исторического и пророческого нрава, при этом различают (по объему) книжки «больших» и «малых» пророков. К историческим относятся: книжки Иисуса Навина, Арбитров израилевых, 1-ая и 2-ая книжки Царств, 1-ая и 2-ая Паралипоменон. Посреди фактически пророческих книжек выделяются: четыре книжки «больших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила) и 12 «малых» (Амоса, Осии и др.). В рукописях «малые пророки» составляли один свиток, и потому числятся в еврейской традиции одной книжкой.

В Писания (Хетувим) объединены 13 книжек, разных по жанру и религиозному содержанию: философские трактаты (Книжка Иова, Книжка Екклезиаста, либо Проповедника), любовная поэма (Песнь песней Соломона), Псалтырь и др.

Есть также 11 неканонических книжек (к примеру, Книжка Товита, Книжка Иудифи и др.), которые включаются в православные и католические издания. Церковная церковь считает их второканоническими, правоверная не считает каноническими, однако признает их «душеполезный» нрав, протестанты относят к апокрифам.

Вероучение. Главными вероучительными мыслями Ветхого Завета являются поочередный монотеизм и мысль богоизбранности . В книжках Ветхого Завета отражен практически тысячелетний период истории еврейского народа, которая осмысляется в свете идеи Завета (контракта) меж Богом и избранным Им народом. Книжки Пятикнижия имеют также пространное нормативное содержание, ядро которого образуют 10 заповедей, по учению, переданных Богом Моисею на горе Синай. Обычно Пятикнижие считается древней частью текста, сделанной одним создателем, но ряд современных исследователей считает, что тексты Пятикнижия содержат внутри себя разные исторические пласты, написанные в различное время и соединенные позднейшими редакторами. Окончательная редакция, как подразумевается, была проведена в период Второго храма, т.е. около 400 г. до н.э.

Канон Ветхого Завета. Процесс канонизации Ветхого Завета растянулся на немного веков. Тора заполучила собственный канонический вид к V в. до н.э. Канон пророческих книжек сформировался, возможно, к началу II в. до н.э. Весь канон был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н.э. Начиная с VI в. до н.э. возникают разные переводы В. З. в связи с расселением евреев за пределами Палестины. Первым значимым переводом Библии на греческий язык является Септуагинта. Этот текст, вместе с древнееврейским, рассматривается христианством как богооткровенный. Позже появились новые переводы В.З. на греческий язык. Более известными переводами стали труды Акилы, Симмаха и Феодотиона. 1-ый перевод на латинский язык был изготовлен в Северной Африке (конец II - нач. III в.), 2-ой - в Италии, Риме (в сер. III в.). Эти ранешние переводы именуются древнелатинскими. В конце IV - нач. V в. н.э. Иероним сделал перевод Ветхого Завета на латинский язык, который получил заглавие Вульгата . Этот перевод был признан богооткровенным на Тридентском соборе церковной церкви (1545-1563).

Огромную роль в сохранении духовного наследства еврейского народа сыграла деятельность масоретов - ученых-раввинов, которые занимались переписыванием текстов для сохранения и передачи их потомкам, также для нужд культовой практики. Ими сотворена и более древняя из узнаваемых на сей день рукописей, содержащих полный текст еврейской Библии (датируется Х в.). Совместно с неканоническими (второканоническими) книжками он составляет Ветхий Завет исторического христианства. Протестанты в собственных изданиях Библии помещают только канонические книжки Ветхого Завета - однако в том порядке, который принят в христианской традиции.

Источники:

  • ru.wikisource.org - перечень книжек и текст Ветхого завета в Викитеке;
  • krugosvet.ru - статья «Ветхий Завет» в энциклопедии «Кругосвет»;
  • scriptura.by.ru - Ветхий Завет (христианская точка зрения);
  • Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. - Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010. ISBN 978-5-222-16479-2
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое Библия?
  • Что такое Тора?
  • Что такое ТаНаХ?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Кто такая Ева (библейский персонаж)?
  • Какова биография Моисея?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Что такое авраамитические (авраамические) религии?
  • Что такое христианство?
  • Что такое иудаизм?
  • Как евреи празднуют субботу?
  • Что такое 7 законов потомков Ноя?
  • Что такое София в философии и религии?


  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!