Какие числительные относятся к разряду целых. Имя числительное

Как часто мы задаёмся вопросом: сколько же дней осталось до каникул? А один из наиболее часто задаваемых вопросов: который сейчас час? Ответить на эти и многие другие важные вопросы мы можем с помощью имён числительных. На этом уроке формируется понятие о данной части речи.

Тема: Имя числительное

Урок: Имя числительное. Разряды числительных

1. Понятие об имени числительном.

Числительное - это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два - четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды - группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, - это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцать три корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных - собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба - форма мужского и среднего рода, обе - женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные - из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные - составные (три десятых ), числительное полтора - простое, числительное полтораста - сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 2.

Определить разряды числительных по значению.

1. 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль. 2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Проверка домашнего задания

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

Какое число получилось? Молодцы!

1.Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

2.На какие 2 группы делятся числительные?(Количес. И поряд).

3.Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

4.Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

Что в них общего? Количественные

Чем отличаются?

Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.

Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три

четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть

сада, шестнадцать книг.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

Контролирует, направляет, корректирует

Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

По структуре числительные подразделяются на простые, сложные и составные.

Простые числительные имеют один корень: пять, десять, сто, миллион .

Сложные числительные имеют два корня: пят’/десят/#, девят’/сот/# .

Составные образованы сочетанием простых или сложных числительных: сто двадцать пять, триста шестьдесят восьмой, две пятых .

При склонении составных количественных числительных по современным нормам должно изменяться по падежам каждое слово: двести тридцать восемь – двухсот тридцати восьми – двумстам тридцати восьми и т. д.

При склонении порядковых числительных изменяется по падежам только последнее слово: тысяча девятьсот пятьдесят восьмой – тысяча девятьсот пятьдесят восьмого – тысяча девятьсот пятьдесят восьмому и т. д., две тысячи третий – две тысячи третьего – две тысячи третьему и т. д.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи

Местоимению свойственны следующие признаки.

1. Категориальное значение (значение лексико-грамматической категории). Местоимения (от лат. pronomen – вместо имени) не называют предметы или признаки, а только указывают на них, то есть имеют общее значение дейксиса (греч. dėixis – указание).

2. Морфологические признаки. Местоимения не имеют специфических морфологических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми они соотносятся. Эти признаки своеобразны в каждом разряде и рассматриваются при описании соответствующих разрядов.

3. Основные синтаксические функции. Употребляясь вместо имен, местоимения выполняют в предложении функции тех частей речи (существительных, прилагательных и числительных), которые они замещают.

Помимо собственно местоимений в лингвистике выделяют более широкий лексико-семантический класс местоименных слов , к которым относятся слова, принадлежащие к различным частям речи и обладающие «местоименным» типом лексического значения. Кроме местоимений в узком смысле к местоименным словам относятся местоименные наречия (тогда, как, потому, зачем, куда и др.) и местоименные глаголы (в русском языке глагол делать в сочетании что делать ). Местоименные наречия будут рассмотрены в соответствующем разделе.

II. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

1. Местоимения-существительные (местоименные существительные): я, ты, кто, некто, себя, что-либо и др.

2. Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные): мой, какой, ваш, чей, свой и др.

3. Местоимения-числительные (местоименные числительные, неопределенно-количественные слова): сколько, столько, несколько и др. Их основные особенности были рассмотрены в разделе «Имя числительное».

III. Лексико-грамматические разряды местоимений

(разряды местоимений по значению)

В зависимости от значения (способа указания) местоимения принято делить на 9 разрядов.

Личные местоимения

К ним относятся местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1) Собственно личные: я – мы, ты – вы .

2)Лично-указательные: он (она, оно) – они .

Собственно личные местоимения указывают на лицо (лица), участвующее в общении. Лично-указательные местоимения – на лицо или предмет, о которых идет речь.

Все личные местоимения склоняются и обладают категорией числа. Категорию рода имеет только лично-указательное местоимение.

Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что автор сообщает о себе (Я вас любил… А. С. Пушкин) или ведет повествование от первого лица (Я считаю, что эта закономерность… ). Однако в некоторых книжно-письменных стилях (официально-деловом, научном) традиционно местоимение я не употребляется,а заменяется «авторским мы»: Мы считаем, что эта закономерность… (см. ниже) или вместо него используются безличные обороты типа: принято считать, что данная закономерность... и т. п.

Значение собственно личного местоимения 1-го лица множественного числа мы – ‘я и другой или другие’. Местоимение мы может также употребляться:

1) В значении 1-го лица единственного числа – а) «авторское мы» (Мы считаем, что данная закономерность… ), б) «монаршее мы» (Мы , Николай II… ), в) «крестьянское мы» (Мы из деревни …).

2) В значении 2-го лица единственного и множественного числа – «докторское мы» (Как мы себя сегодня чувствуем? ).

3) В значении 3-го лица мужского и женского рода (Мы с горки катаемся – реплика о сыне из домашнего разговора по телефону). Такое употребление активизировалось в последнее время и, очевидно, может быть охарактеризовано как «материнское мы».

При употреблении местоимений 3-го лица важно не допускать двусмысленности или искажения смысла, возникающих в результате неясной связи этих местоимений со словами, которые они заменяют: мать Оли, когдаона (?)заболела, стала очень нервной .

Основные функции всех личных местоимений в предложении – подлежащее или дополнение: Мы говорили онём .

Личные местоимения имеют супплетивные формы склонения: я – меня, мне и т. д., мы – нас, нам и т. д.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя указывает на объект действия, тождественный с субъектом, и может соотноситься с любым из трех лиц: я (ты, он ) был не доволен собой (-ою ) . Оно не имеет рода, числа и формы именительного падежа, то есть склоняется только в единственном числе, начиная с родительного падежа: себя, себе, себя, собой (-ою), (о) себе .

При его употреблении также возможно возникновение двусмысленности, которой необходимо избегать: он застал начальника у себя (?) в кабинете .

Необходимо отличать форму дательного падежа местоимения себя (он купил себе пальто ) от омонимичной частицы (а он сидит себе и сидит ; а вы идите себе , идите ).

Имя числительное – это часть речи, выражающая значение количества (числа). Имена числительные отвечают на вопрос «сколько?».

Грамматические признаки числительных :

1) числительные изменяются по падежам (два, двух, двум и т.д.);

2) числительные не изменяются по числам; исключение: один , по грамматическим свойствам приближающееся к прилагательным;

3) у числительных нет категории рода. Исключение: полтора, два, оба (женский род – полторы, две, обе , и общая форма для мужского и среднего рода – полтора, два, оба ).У слова один 3 родовые формы, как у прилагательных – один, одна, одно ;

4) у числительных нет категории одушевленности/неодушевленности; числительные два, оба, три, четыре согласуются по одушевленности/неодушевленности с существительными мужского рода (вижу три стола, но трех слонов );

5) сочетаясь с существительными, числительные в форме именительного падежа (при неодушевленных существительных – в форме винительного падежа) управляют существительными, требуя формы родительного падежа единственного или множественного числа (два стола, пять деревьев ). Формы единственного числа требуют только числительные полтора, два, оба, три, четыре . В формах косвенных падежей числительные согласуются с существительными в падеже (двух столов, двум столам, о двух столах ). Сочетание числительного с существительным является неделимым членом предложения.

Разряды числительных по составу.

Выделяют :

1)простые, которые представляют собой одно слово с одним корнем (непроизводными): два, десять ;

2) сложные, которые представляют собой одно слово с двумя или более корнями: пятьдесят, триста, шестьсот ;

3) составные, состоящие из нескольких простых или сложных числительных: двадцать пять, сто тридцать два с половиной .

В структуру составных числительных включаются слова других частей речи, которые компенсируют отсутствие соответствующих числительных. Н., в составе числительного две тысячи сто использовано слово тысяча , которое имеет грамматические признаки существительного: категории рода, одушевленности/неодушевленности, числа. Но когда слова тысяча, миллион, миллиард, четверть, половина и т.п. входят в состав числительных, они утрачивают функциональную самостоятельность и не вычленяются из структуры составного числительного. В структуру составных числительных могут включаться служебные слова: восемь с половиной.

Разряды числительных по значению.

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлечённые числа (пять ) и количество предметов (пять столов ) и отвечают на вопрос «сколько?». Количественные числительные бывают целые (пять ), дробные (пять седьмых ) и собирательные (пятеро ).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счётными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счётными существительными (две третьих конфет ), так и с несчётными существительными (две третьих воды ), но не могут сочетаться с одушевлёнными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро и т.д . Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость. Они сочетаются только с некоторыми существительными:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

2) с существительными человек, лицо, ребёнок (пятеро людей, лиц, детей);

3) с названиями детёнышей животных (семеро козлят);

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней). С этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо;

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка – это два носка, а двое носков – это четыре носка, т. е. две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос «какой?».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!