Какие есть значимые части слова? Правописание суффиксов существительных. Может ли слово состоять только из суффикса

77. Прочитайте. Назовите сказку.

      Корабельщики дивятся,
      На кораблике толпятся,
      На знакомом острову
      Чудо видят наяву:
      Город новый, златоглавый,
      Пристань с крепкою заставой.
      Пушки с пристани палят,
      Кораблю пристать велят.
      (А. Пушкин)

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
  • Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

ко ра́бль

78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, верхний, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.

  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
  • Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.

Значимые части слова

Часть слова

Определение

Пример

Корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

сол ь
сол ить
сол ёный

Приставка

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

по солить
до солить
пере солить

Суффикс

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

солонк а
солён ый
солян ой

Окончание

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова

соль - без соли
солит - солят
соленый - соленая

Основа

Часть слова без окончания

безсолев ой

79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».

80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.

  1. Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
  2. Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
  3. Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.

81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.

Горизонт - горизонтальный , журнал - журналист , октябрь - октябрьский , рисовать - нарисовать , костюм - костюмчик , город - пригород , звонить - перезвонить , свистеть - засвистеть , звезда - беззвёздный , осина - подосиновик .

  • Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.

ко стю́м

82. Прочитайте.

83. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.

(Е. Носов)

  • Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
  • Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
  • Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.

84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?

Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.

  • Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
  • Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.

85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.

Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.

  • Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
  • В однокоренных словах выделите корень.

86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

  1. Со сна, со греть,
    со весть.
    По ездка, по ехали, по беда.
    На града, на ушники, на лим.
  2. Чеснок , цветок .
    Майк а, лапк а.
    Садик , веник
  • Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

87. Прочитайте.

На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке - поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
  • Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
  • Выделите в глаголах приставки.
  • Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:

88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:

  • Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

1.Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова»

2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова.

3.Задачи урока: формировать умение

воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитание культуры общения в группах;

4. Планируемые результаты

предметные: познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

метапредметные:

познавательные:

регулятивные:

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

5. Оборудование : компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, электронное приложение к учебнику «Русский язык 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.

6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

о рганизационная структура (сценарий) урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    I . Мотивация к деятельности

1. Приветствие: Благоприятный климат.

Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Я желаю вам удачи!

Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? Проверьте свою готовность к уроку.

Что вы ждёте от этого урока? Наклейте тот смайлик, который вам больше понравился. Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.

Положительный эмоциональный настрой на урок.

Отвечают на вопросы, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей, наклеивают смайлики

Л – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке

II . Актуализация имеющихся знаний

1.Проверка домашнего задания.

Прочитайте задание 74. Объясните значения устойчивых сочетаний слов.

Прочитайте составленные предложения с фразеологизмом.

Прочитайте стихотворение А. Арсирия в задании 75.

2.Минутка чистописания.

Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».)

3. Работа над словами с непроверяемым написанием.

Отгадайте загадку:

Ходит город-великан

На работу в океан.

(Корабль . )

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль»

1.Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют толкование фразеологических оборотов,читают составленные предложения.

Читают восстановленное стихотворение.

2.Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

офф фоф ффо

Федя филина боится –

Филин может рассердиться.

3. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом. Составляют предложения

П - Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Л - Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Р - Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    III . Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

1.Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе .

Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

2.Формулировка темы и задач урока

Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке?

Что значит разобрать слово по составу?

Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу? Верно: если знаешь части слова, то напишешь их толково!

Дети анализируют и находят лишний значок - !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.

Определяют темы, цели и задачи, стоящие перед каждым учеником.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

    IV . Совместное открытие знания

1. Наблюдение над языковым материалом. Работа

по учебнику

(упражне-

ние 77)

Физкультминутка

Организация работы по теме урока.

Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.)

Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают?

Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему ? (Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного

и того же слова.)

Спишите, выделите корень в однокоренных словах.

А сейчас представьте, что вы качаетесь на волнах(музыка).

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Объясняют значения однокоренных слов.

Корабельщик (устар.) тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк.

Корабль многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

Кораблик уменьшительно-ласкательное название слова «корабль».

Выполняют движения под музыку

П - Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

    V . Первичное закрепление во внешней речи

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 80

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему. (Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению.)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень.

П

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

VI . Самостоятельная работа с проверкой

Самостоятельная индивидуальная работа. Разбор слов по составу.

Проверим, как вы примените знание алгоритма разбора слова по составу.

Кто считает, что он справился с заданием? Как себя оценили? Обоснуйте свою оценку.

- Сравните с работой соседа по парте. Не спешите исправлять. Обменяйтесь тетрадями. Проверим. У доски разбирает 1 ученик: остальные проверяют, сигнализируя большим пальцем.

Самостоятельно разбирают слова по составу.

Самопроверка по ключам – образцам.

А: умеют аргументировать правильность разбора слов по составу, вести продуктивный диалог.

В: умеют самостоятельно разбирать слова по составу; делают выводы.

С: знают алгоритм разбора слов по составу.

Работают индивидуально.

Р – учитывают правило в планировании способа
решения

К - сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); критично относятся к своему мнению

    VI . Включение в систему знаний и повторений

Работа в группах

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Писать нужно аккуратно, без ошибок и красиво.

Задание 1.

Составить постеры «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.

Проверьте в группах правильность составления алгоритма по ключам. - Кто желает озвучить данный алгоритм?

А сейчас проверим, как вы выполнили работу? Каждый из вас должен оценить свою работу, т.е. поставить себе оценку.

Кто желает прокомментировать свою работу?

2. Тест «Верные и неверные утверждения».

Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним задание. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем ещё придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

3. Основа – это часть слова с окончанием. (-)

4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (-)

5.Окончание – это изменяемая часть слова. (+)

Взаимопроверка по интерактивной доске. Взаимооценивание

Составляют алгоритм.

Взаимодействуют «ученик – ученик».

Выступает одна из групп, выполнивших первыми.

Остальные внимательно слушают.

Пр. – умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части слова.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

    VII . Рефлексия

Организация и инструктирование процесса оценивания

Наш урок подошёл к концу. Скажите, чему мы учились на уроке? Что вам удалось? В чём были затруднения? Как бы вы оценили работу класса, свою работу на уроке?

Во время групповой работы ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    VIII. Домашнее задание

Дома нужно выполнить задание интересное, творческого характера. Сочините о своей части слова синквейн, интересный рассказ, сказку, можно стихотворение.

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Приложение 1. Разбор слова по составу(ключ к заданию)

Порядок разбора

_________

__________

___________

_________

Части слова

приставка

______

корень

______

суффикс

_______

окончание

______

Что делаю?

Подбираю однокоренные слова

Изменяю

форму

слова

с приставками и

без приставок

с приставками и

без приставок, с суффиксами

и без суффиксов

с суффиксами

и без суффиксов

    по числам

    по падежам

    по родам

    по числам

Приложение 2.

Оценочный лист группы

0 ошибок-3б.

1 ошибка-2б.

2ошибки- 1б.

Больше 2-х ошибок – нужно поработать.

2 задание

«Верные и неверные утверждения »

Критерии :

5 «+» - 3б.,

4 «+» - 2б.,

3 «+» - 1б.

Меньше 3-х – 0б.

3 задание

Разбор

слова по составу

Критерии:

Верно корни-3б.

Верно окончания-3б.

Верно суффиксы-2б.

Верно приставки-1б.

Итог:

17-18 б . -«5»

15-16б . -«4»

13-14б . -«3»

Самоанализ урока русского языка

Класс: 4

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных знаний (базовые понятия): «состав слова», уточняются понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание».

Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.

В классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 . Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.

Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению.

На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:

Образовательный: формировать умение выделять значимые части слова, выполнять разбор слова по составу, составлять схему слова;

Развивающий: развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, коммуникативные навыки через диалоговое обучение, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.

Воспитательный: воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитывать культуру общения в группах.

На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

    Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

Дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;

Создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;

Разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в группах) позволяли раскрыть содержание нового материала и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.

2. Принцип индивидуального и личностного подхода:

Осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Принцип гуманистичности:

Ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

На уроке использовался учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий для 4 класса, карточки с алгоритмом разбора, мультимедийный проектор; интерактивная доска

Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.

На организационном этапе было проведено быстрое включение обучающихся в деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.

Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован субъективный опыт детей. Через анализ языкового материала была выведена тема урока, поставлена цель.

«Открытие» нового знания,

Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.

Новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.

Первичное закрепление,

(понимание, структурное оформление нового знания).

Выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.

Проговаривание способа выполнения в громкой речи.

Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ языкового материалаи схем учебника посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.(вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).

На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,

задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний(теоретические знания, практические умения):

- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.

- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.

- самопроверка по эталону.

Создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:

- узкая направленность,

- индивидуальность,

- небольшой объём.

Результат: индивидуальная рефлексия.

- навык самоконтроля

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным учебным действиям.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.

Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

Класс:4

Тема урока:_ «_______________»

Тип урока и его структура: ______________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Примечание: К самоанализу прилагается развернутый конспект урока

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

§ 1 Что такое морфемы?

В этом уроке вы узнаете, что такое морфема, какие бывают морфемы, узнаете о новом разделе языка - морфемике.

Морфемы - это части слова. Мы можем разделить слова на буквы, звуки или на слоги, например, произнести или написать слово весна [в’-э-с-н-а], называя каждый звук, или разделить на слоги слово капель - ка-пель, тем не менее, звуки, буквы и слоги не являются морфемами. Что это за части слова?

Морфемы - это части слова, имеющие своё смысловое значение. В звуках и в слогах мы не замечаем никакого смысла: ка-пель. Что такое «ка», а что обозначает - «пель», «в» или «э». Но если мы выделим в слове наименьшие значимые единицы или части слова:

замечаем, что они имеют самостоятельное значение. Мы только что выделили в словах приставку, корень, суффикс, окончание. Это морфемы. Обозначаются знаками:

Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке морфемике. Морфемы бывают многозначными, Так, приставка при- обозначает присоединение (припаять), неполноту действия (приоткрыл) и законченность действия (приплыл). Есть и другие значения приставки при-. Морфемы бывают синонимичными, например приставки вы- и из- (выгнать и изгнать), антонимичными, например, хвостик и хвостище.

§ 2 Смысловое значение морфем

Разберем смысловое значение морфем на примере слова «безоблачный».

Приставка без-, также как и приставка бес- обозначает лишение чего-либо, отсутствие или недостаток чего-либо; мы находим её и в таких словах, как безоконный (без окон), безветренный (без ветра), бессмысленный (нет смысла), бескровный (отсутствие крова), безлесье (отсутствие или недостаток леса).

В корне -облач- (-облак-) заключено лексическое значение слова: скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе. Такое же лексическое значение мы находим и в слове облако, облачко, оно заключено во всех однокоренных словах.

Суффикс -н- образует прилагательные со значением признака или свойства какого-то предмета или явления, такой же суффикс мы находим в словах весенний, дальний.

Окончание -ый говорит нам о том, что это прилагательное мужского рода единственного числа, это окончание указывает на именительный или винительный падеж имени прилагательного и помогает связать слова в словосочетании (безоблачный день).

Благодаря морфемам, мы многое узнали о слове безоблачный. Безоблачный, значит не закрытый облаками, без единой тучки, совершенно ясный. Кроме того, мы узнали не только лексическое, но и грамматическое значение слова: это имя прилагательное, мужского рода единственного числа, в именительном или винительном падеже. Все части, на которые мы разделили слово безоблачный значимые, на более мелкие значимые части слово разделить нельзя. Итак, морфема - наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.

§ 3 Назначение морфем в слове

Морфе́ма (от греч. morphе «форма»). Понятие морфемы в науку ввёл русский учёный Иван Александрович Бодуэн де Куртене в конце XIX века. Он писал, что «считать термин морфема лишним - то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться только частными названиями: «дуб», «берёза», «ель» и т.д.

У каждой морфемы своё назначение в слове. Без корня не будет и слова. В нём заключено общее значение всех однокоренных слов (мороз, морозный, заморожу, изморозь).

При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова, например при помощи суффикса -ок образовалось слово кружок, а при помощи приставки вы- слово выход (такие морфемы называют словообразующими морфемами). Иногда приставки и суффиксы служат для образования формы слова (неслучайно слово морфема переводится как «форма»). При помощи суффикса -ее образовалась сравнительная форма прилагательного быстрее, а при помощи приставки наи- превосходная степень прилагательного, например прилагательное наикрасивейший.

Окончания - это формообразующие морфемы, они не участвуют в словообразовании, окончания меняют только форму слова: дом-дома-дому-домов; слышу-слышишь-слышат, здесь мы имеем дело с формами одного и того же слова.

Очень важно знать, из каких морфем состоит слово, правильно их определять. Морфемы помогают понять смысл каждого слова и верно его записывать. В случае затруднений следует обратиться к специальным словарям, например к «Школьному морфемному словарю русского языка» Н.А. Николиной, «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.

Важно запомнить:

· Морфема - наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.

· Морфемика - раздел науки, который изучает морфемы.

· У каждой морфемы своё назначение в слове.

· Морфемы важно знать и уметь определять, чтобы понимать значение слов и правильно их записывать.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  9. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  10. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  11. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  12. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  13. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  1. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.
  2. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. - Саратов: Лицей, 2006. - Ч.1.- 64 с.
  3. Никитина Е.И. Русский язык.Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  5. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1993. - 287 с.
  6. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.
  7. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Что значит значимые части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!