Какие компоненты входят в структуру личности. Иерархическая структура личности(по К.К

  • 13. Характеристика процесса развития высших психических функций по л.С.
  • 14. Концепция личности л.С. Выготского
  • 15. Стадии развития личности по л. С. Выготскому. Зона ближайшего развития.
  • 16. Сущность историко-эволюционного подхода а. Г. Асмолова к проблеме личности, уровни системообразующих качеств личности.
  • 17. Концепция личности а.Ф. Лазурского, уровни развития личности.
  • 18. Структура личности по а. Г. Ковалеву
  • 19. Структура личности по к.К.Платонову.
  • 20. Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
  • 21. Структура личности по в.С.Мерлину.
  • 22. А.В. Петровский о личности как системном качестве человека. Структура личности.
  • 23. Развитие личности по а. В. Петровскому, стадии развития личности
  • 24. Диспозиционная концепция в. А. Ядова
  • 25. Основные характеристики человека как индивидуальности
  • 27. Типы высшей нервной деятельности по и.П.Павлову.
  • 28. Темперамент и его характеристика.
  • 29. Характер личности, проблема типологизация характеров.
  • 30. Потребности личности.
  • 31. Мотивация личности
  • 32. Способности личности
  • 33. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности.
  • 34. Топографическая и динамическая модели личностной организации в психодинамическом подходе и их характеристика.
  • 36. Защитные механизмы эго и их характеристика.
  • 37. Индивидуальная психология а.Адлера. Ведущие элементы и тенденции в структуре личности.
  • 38.Типы личности по а.Адлеру.
  • 40. Структура личности по к.Юнгу.
  • 3. Сознание. Персона и Эго
  • 41.Эпигенетический принцип развития личности по э.Эриксону.
  • 42. Психосоциальные стадии развития личности по э. Эриксону.
  • 43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения
  • 44. Типы личности по к.Хорни и их характеристика.
  • 45. Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности и диспозиции по г.Олпорту.
  • 46. Основные характеристики зрелой личности по г.Олпорту.
  • 47. Структурная теория черт р.Кеттела: общая характеристика
  • 48. Теория типов личности г.Айзенка.
  • 49. Личность с точки зрения бихевиористического подхода.
  • 50. Концепция личности б.Скиннера.
  • 51.Режимы подкреплений в теории оперантного научения Скинера
  • 52.Основные положения теории социального научения Дж. Роттера.Понятие локуса конроля.
  • 53.Социально-когнитивная теория личности а.Бандуры. Самоэффективность в личностном функционировании и механизмы её приобретения
  • 54. Основные процессы научения и их характеристика.
  • 55.Когнитивная теория личности Дж.Келли
  • 56. Виды личностных конструктов по Дж.Келли и их характеристика.
  • 57. Гуманистическая теория личности э.Фрома: основные положения.
  • 58.Гуманистическая теория личности а.Маслоу
  • 59.Иерархия потребностей а.Маслоу
  • 60. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.
  • 61.Тенденция актуализации в структуре теории личности к.Роджерса.
  • 62.Я-концепция, её развитие и функционирование
  • 63. Основные характеристики полноценно функционирующего человека по
  • 64.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации
  • 65.Типология личностей Кречмера
  • 66.Соматотипы у.Шелдона их характеристика
    1. Проблема теоретического определения личности в психологии .

    Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

    Основные подходы в изучении определений личности:

      Биологический - изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

      Экспериментальный - в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

      Психометрический - изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

      Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

      Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

    Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

      Рост умения : на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

      Появление новых особенностей : это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

      Ощущение удовлетворенности жизнью : удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

      Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

    4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

    1.ответственность

    2.терпимость

    3.саморазвитие

    4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Критерии наличия и степени зрелости личности:

    Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

    Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

    Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

    Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

      Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

    В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

      Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

      Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

      Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

    В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры :

      Динамика ее психических процессов – темперамент

      Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

      Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

    Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

    Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности,желания, стремления

    Группы черт личности:

    Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

    Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

    Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

      Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

    деятельностного подхода в психологии.

    Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

    Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

    Методологические принципы :

      Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

      Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

      Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

      Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно - исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

      Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

      Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

      Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

    Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

    Основной принцип субъектно-деятельностного подхода :

    принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

    Личность - исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

    Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

    Этапы развития личности:

      Овладение собственным телом , возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

      Начало ходьбы , самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

      Развитие речи , являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

      Начало собственной трудовой деятельности , делающей личность материально независимой.

    6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

    Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

    Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей :

    чего хочет личность , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

    что может личность ? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности",

    что личность есть , что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

    Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Структура деятельности :

      Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

    Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

    Экзистенциальные (потребность в самореализации)

    Социальные.

      Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

      Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

    Конечная (к чему стремимся)

    Промежуточная (условия достижения цели)

      Условия и соотносимые с ними мотивы – фактор определенной характеристики деятельности.

      Действие – целевой акт поведения в поле знаний субъекта. Действие состоит из:

    Операций

    Функций (психофизиологический уровень деятельности)

    8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

    Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность .

    Структура деятельности : потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

    Потребности . (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

    Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

    Мотив . Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

    Цель . Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

    Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

    Действия . Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

    Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

    Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

    Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

    Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

    Сколько стоит написать твою работу?

    Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

    Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

    Хотите промокод на скидку 15% ?

    Получить смс
    с промокодом

    Успешно!

    ?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
    Промокод можно применить один раз при первом заказе.
    Тип работы промокода - "дипломная работа ".

    Структура личности и поведенческие типы

    Московский институт сферы социальный отношений

    Реферат

    «Структура личности и поведенческие типы»

    по курсу:

    «Социология»

    учащейся группы 02-98

    Степановой Юлии Валерьевны

    Москва

    1999 г.


    Список литературы

    Введение 4

    Социальные системы и личность 5

    Понятие личности в социологии 5

    Компоненты структуры личности 6

    Поведенческие типы 10

    Социальное поведение 10

    Ролевая концепция личности 11

    Социальное поведение в представлении психологов и социологов 11

    Заключение 15

    Список литературы 16

    Введение

    Элементами любых социальных систем, как говори­лось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифициру­ет: социальные группы, социальные институты, соци­альные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество соци­альных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной систе­мы, но и сам он представляет систему, имеющую слож­нейшую структуру. Социология не рассматривает лич­ность по всем со многообразий, т, е. как продукт приро­ды, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.

    Социальные системы и личность

    Понятие личности в социологии

    Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выра­жает значимые черты данного общества. Непременными характери­стиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответ­ственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

    Личность является не только следствием, но и причи­ной социально этических действий, совершаемых в дан­ной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявля­ются по-разному, определяя социальное качество каждо­го человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружаю­щей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально оп­ределенная цель его деятельности; занимаемые социаль­ные статусы и выполняемые социальные роли; ожида­ния в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценно­сти (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-пси­хологические особенности; активность и степень само­стоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющих­ся, существенных социальных качеств личностей, входя­щих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к ана­лизу личности, сведение индивидуального к социально­му позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкрет­но-исторической системе социальных отношений, в рам­ках определенного класса или социальной группы, соци­ального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных органи­заций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, опре­деляющие содержание и характер его поведения.

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе обществен­ных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специ­фическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отноше­ние к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынуж­денное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизнен­ных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры тако­го поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,-это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), авто­номия - это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нрав­ственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограниче­ний достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стра­тегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимо­сти, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

    Компоненты структуры личности

    Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
    Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
    Подструктура опыта Умения, знания навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
    Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
    Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

    Иерархическая структура личности
    (по К.К. Платонову)

    Важнейшие компоненты структуры личности - па­мять, культура и деятельность. Память - это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность - это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности - это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы - социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации - это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,- это про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

    В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характе­ристика человека и личность как его сущностная характерис­тика. Первая концепция опирается на понятие социальной функ­ции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действитель­ную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскры­вает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстети­ческих и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра - «я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с обще­ственными, уровень притязаний, основу формирования убежде­ний, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он - процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв­шегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывает­ся и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определен­ность». Признается, что великим характе­ром обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обосно­ванных и социально значимых идеалов, служа маяком для дру­гих. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых це­лях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство - это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Таким образом, личность - это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.

    Поведенческие типы

    Социальное поведение

    C термином «поведение» в науке связывается активность, систе­ма действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осу­ществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергают­ся пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действитель­ности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее осно­вании программ. Люди высту­пают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригиналь­ные решения в рамках ее осуществления,- а создателями, творца­ми принципиально новых программ действий. В случае адаптив­ного поведения при всей его возможной активности и оригиналь­ности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целе­направленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную про­грамму действий, которая позволяла бы выйти за рамки пред­писываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю проти­воречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и соци­ально-культурной среды, то его нельзя считать и челове­ком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, авто­матически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Индивидуальное и соци­альное действия соотносятся как контролируемое и кон­тролирующее. Акт социального (группового) действия, высту­пая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивиду­альных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраня­ются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в пра­ве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивиду­альное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих соци­альных групп.

    Ролевая концепция личности

    Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъяв­ляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как началь­ник, т. е. выступать в разных ролях.

    Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - часть процесса соци­ализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осу­ществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оце­нивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использо­вать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американ­ской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных со­циологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.

    Социальное поведение в представлении психологов и социологов

    Чарлз Кули считал, что личность формируется на ос­нове множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:

    1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

      2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

      3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других (Видимо, я буду всегда так причесываться)

    Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполне­ние определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у де­тей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общест­ва, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, ког­да дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что глав­ный, или интегральный, статус обусловлен его до­лжностью (например, директор, профессор). Социаль­ный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутрен­ней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.)

    Социологи отличают предписанные и приобретен­ные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий" и заслуг лич­ности. Он обусловливается этническим происхождени­ем, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессиональ­но-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчи­вые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Професси­онально-должностной - это базисный статус личнос­ти, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется со­циальное, экономическое и производственно-техничес­кое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной сис­теме. Совокупность требований, предъявляемых инди­виду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, при­близительно знает схему и последовательность дейст­вий и строит свое поведение в соответствии с ожида­ниями окружающих.

    Социальное поведение попытался систематизировать Тол-котт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

      Эмоциональность . Некоторые роли (например, ме­дицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно со­провождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

      Способ получения . Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юно­ши или взрослого гражданина; они определяются воз­растом человека, исполняющего роль. Другие роли за­воевываются; когда мы говорим о профессоре, мы име­ем в виду такую роль, которая достигается не автома­тически, а в результате усилий личности.

      Масштаб. Некоторые роли ограничены строго оп­ределенными аспектами взаимодействия людей. Напри­мер, роли врача и пациента ограничены вопросами, ко­торые непосредственно относятся к здоровью пациен­та. Между маленьким ребенком и его матерью или от­цом устанавливаются отношения более широкого пла­на; каждого из родителей волнуют многие стороны жиз­ни малыша.

      Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установлен­ными правилами. Например, библиотекарь обязан вы­дать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается осо­бое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

      Мотивация. Разные роли обусловлены различны­ми мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчи­вый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить макси­мальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

    Теория ролей хорошо описывает адаптационную сто­рону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

    Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личнос­ти возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривав­шего человека как стремящегося к удовольствию, а об­щество - как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности об­разуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естес­твенно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать ком­промисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматрива­ется Фрейдом как история нарастающего психоза.

    В соответствии с концепцией классического бихеви­оризма Уотсона Скиннер исследует поведение организ­ма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантноц. На основе анализа поведения Скиннер формулиру­ет свою теорию научения. Главным средством форми­рования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «по­следовательного наведения на нужную реакцию". Для разрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу создания тех­нологии поведения. Технология поведения призвана осу­ществлять контроль одних людей над другими. По­скольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средст­вом управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипули­ровать людьми. Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и дру­гие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» лич­ность современного общества - это невротик. Давно распались системы общностей, где были общеприня­тые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять ам­плуа и социальные «маски»).

    Заключение

    Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно об­учиться социальной роли по книжкам или методам де­ловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли вос­питывают окружение, практика принятия управленчес­ких решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и сте­реотипов поведения, незримыми социальными нитя­ми - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обу­чение», а «освоение». Он шире по содержанию и вклю­чает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ро­лей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принад­лежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вто­ричную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

      Социализация взрослых выражается главным обра­зом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

      Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

      Социализация взрослых часто предполагает пони­мание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".

      Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотива­цию их поведения.

    Список литературы

      Курс лекций по социологии. Издательский центр «МарТ» 1998.

      Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра социологии Реферат на тему: "Роль личности в развитии общества" Выполнила: студент группы ПБС-41

      Концепции личностей. Социальная роль как модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Понятие социализации личности, социальная типология. Личность и общество в переходный период.

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ По дисциплине: «Социология»

    Основными составляющими личности являются:

    1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде;

    2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение);

    3. эмоционально-волевая сфера;

    4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект;

    5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

    6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

    Структура личности

    Структура личности включает в себя следующие стороны , такие как:

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности, которая отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

    Она включает в себя:

    – психические процессы – это явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

    – психические свойства – устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые определяют поведение в деятельности личности (направленность, темперамент, характер и способности);

    – психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени;

    – психические образования – явления, которые формируются в процессе приобретения человеком опыта (навыки, знания, умения);

    МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Она включает в себя:

    – мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;

    – моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе;

    – нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей занимать определенное положение среди других людей.

    Она включает в себя:

    – отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми;

    – социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей;

    – социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми;

    – социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

    Факторы формирования


    Психические свойства
    Психические состояния
    Психические образования

    8.Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

    Виды памяти

    1. По характеру преобладающей психической активности . В этом случае память делят на:

    – двигательную;

    – эмоциональную;

    – словесно-логическую;

    образную , которая в свою очередь бывает:


    а) зрительная,

    б) слуховая,

    в) осязательная

    г) обонятельная,

    д) вкусовая


    2. По наличию цели запомнить:


    – непроизвольная,

    – произвольная


    3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

    – кратковременная,

    – долговременная,

    – оперативная.

    Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

    Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

    Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

    Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

    Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами – это виды особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

    Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эндемической (яркие образы) памятью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.

    Словесно-логическая память – наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

    В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольной и произвольной

    Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

    В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

    Любая информация запечатлевается, прежде всего в кратковременной памяти, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память.

    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации; в ней хранится весь наш опыт, все приобретенные значения.

    Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти. Всякая мыслительная деятельность состоит из ряда «операций». Допустим, вы хотите умножить 17 на 13. Сначала вы умножаете 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоминаете. Затем, умножаете 17 на 3, получаете 51 и этот результат тоже запоминаете. Затем складываете 170 и 51. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. Для промежуточных операций и нужна оперативная память.

    9.Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

    Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
    Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень, биологического почти нет
    Подструктура опыта Умения,знания,навыки,привычки Социально-биологи-ческий уровень зна-чительно больше со-циального
    Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, вни-мания); Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень Биологического больше, чем со-циального
    Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства. Биологический уровень, социальный практически отсутствует

    1.2.Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

    Важнейшие компоненты структуры личности - память, культура и деятельность.

    Память - это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыденных знании.

    Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности.

    В широком смысле деятельность - это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта.
    Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения.

    Убеждения личности - это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества.

    В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека.

    Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

    Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра -
    «я».

    Таким образом, личность - это мера цельности человека , без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

    Существует множество классификаций личности и теорий её структуры. Основными составляющими личности являются ХАРАКТЕР и ТЕМПЕРАМЕНТ.

    Характер.

    Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он - процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность». Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство - это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я».

    Характер - (греч. character – черта, признак, примета, особенность) - достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.

    Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
    Одним из ведущих показателей характера выступает

    Воля (лат. vоluntas – воля) - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

    В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

    Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

    1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

    2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

    3. В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

    4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

    5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

    Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

    Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

    1.4.Темперамент
    Темперамент
    (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанное с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.

    Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), древнегреческий врач, предложил типологию темпераментов, основанную на постулировании того, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как:
    - сангвиник,
    - холерик,
    - флегматик,
    - меланхолик.

    Сангвингвиник

    Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабли-вается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, вы -разительность, иногда поверхностность, непос-тоянство. Способны мгновенно принимать решения в экстремальных ситуациях. В конфетно - букетный период ориентированы в первую очередь на себя, не способны на траты во имя романтики, между рестораном и пельменной выберут вторую. Не имеют душевных и родственных привязанностей, в семье эгоистичны и не могут хранить верность. Климат семьи либо «командировачный» либо «коммунальный» При скандале раскрывшейся измены легко покидают её и тут же заводят новую. Склонны к насилию в семье. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д"Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма

    Холерик.
    Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. В период ухаживаней фейерический романтик. Может завоевать королеву. В семье нарущает обет верности, но тайно, покидает семью ради новых увлечений крайне редко. Климат в семье крикливый, театральный, скоротечные скандалы и сладостное примирение. При уличении в измене найдёт способ загладить свою вину и сохранить брак.Быстро устают и впадают в апатию. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.

    Флегматик
    Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, но очень глубокими внутренними. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. В период ухаживаний очень практичен, всё с пользой дела и заботой, что часто раздражает партнёра. Незаменимый семьянин. Изменяет крайне редко и мучается этой изменой всю жизнь. Развод для него невозможен, а если случился, то повторный брак встречается нечасто. Климат в семье спокойный, радостный, предсказуемый. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.

    Меланхолик

    Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. В период ухаживаний либо полёт от любви либо пропасть, середины не бывает. В семье исполняет роль ребёнка или непризнанного гения. Изменяет редко, по очень большой привязанности, не может самостоятельно порвать с прежней семьёй, но и не имеет сил бросить новую. Климат семьи как правило тревожный, капризный, неустойчивый. Очень часто меланхолик имеет одновременно две семьи, потеря любой из них переживает как личную трагедию. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.


    Похожая информация.


    Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

    Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека .

    Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

    Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников .

    Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

    Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей .

    В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе .

    Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов .

    В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений .

    Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

    Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

    Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса :

    · физическую личность,

    · социальную личность

    · духовную личность.

    В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова.

    Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление .

    Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами .

    Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

    Для того, чтобы более четко представлять место личности в системе координат психологической науки, рассмотрим определения личности, сформированные известными психологами.

    По мнению Леонтьева "личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях" .

    Рубинштейн определяет личность как "совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия" .

    Ганзен полагает, что личность это "общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении" .

    Для И.С. Кона понятие личности обозначает "человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты" .

    По Б.Г. Ананьеву личность - "субъект общественного поведения и коммуникации" .

    А.В. Петровский считал, что личность "общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности" .

    К.К. Платонов полагал, что личность "носитель сознания" .

    Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

    А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур :

    Темперамента (структуры природных свойств),

    Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

    Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

    Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

    В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни) .

    С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

    Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности :

    1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

    2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

    3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

    4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

    При этом считается, что 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все четыре стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

    Рассмотренные выше определения позволяют сделать вывод о том, что личность это многогранное понятие, которое прежде всего выделяется общественно-социальной значимостью.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!