Какое из данных предложений побудительное. Работа над новой темой

Итак, если к вам обратились с побудительным («Вася, быстро домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася уже дома») или с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» или «Васька, ну ты идёшь?» - то этот пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, вероятнее всего, будет стоять в : «Иди отсюда, Петя!» (Ну, сколько уже можно склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме : «А не пошёл бы ты отсюда!» И даже в форме : «Пошёл отсюда!» Последнее звучит не очень вежливо, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого используют инфинитив: например, строгое «Не курить!» - то такие предложения называют «отрицательно-побудительными».Верные помощники побудительного предложения - особые частицы. По- они еще называются модально-волевыми. Все они нам прекрасно : «Пусть!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И просто незаменимая частица «бы». Но иногда достаточно всего лишь одного в именительном , чтобы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» - мгновенно догадаетесь, к чему побудить вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пусть же проблемы с определением побудительных отныне будут вам неведомы! И пусть эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а исключительно в виде вежливых и деликатных просьб. Например: «Не выпить ли нам чайку?». Или «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася...»

Источники:

«Infinitivus» - в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 века, «» определяли как «неопределенное наклонение глагола». При чем здесь наклонение, и какое правильное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?

Современные словари трактуют инфинитив просто – «неопределенная форма глагола» (такие , как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это понятно, но так как язык – понятие материальное, есть ли у инфинитив а содержание? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием содержания), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклонение». Есть также и сторонники «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не активного и не пассивного – опять же в старой традиции или в других языков, например, английского). Самая версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Трудно сказать, нулевое наклонение или нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это точно. Инфинитив же, напротив, может входить в состав (глагольных). Например, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные некоторыми исследователями также причисляются к инфинитив ам, хотя это мнение представляется ошибочным, так как постфикс –ся (себя) уже несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сих пор остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки к тому, что это флексия (то есть морфема, связывающая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, необходимо отметить, что в разговорной речи инфинитив может в со значением сообщения, движения, речи, направления, начала или продолжения выполнять функцию нулевого сказуемого. Например, «Мы ужинать», «Пора » «Дети – !».

Видео по теме

Наклонением называется непостоянный морфологический признак глагола, существующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к реальности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.

Видео по теме

74. Сколько предложений можно выделить в тексте? Разделите его на предложения и запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропу-щенные буквы.

Зимняя ночь.

Наступила ночь. В лесу по стволам и сучьям толс-тых деревьев постукивает мороз. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо и беззвучно в зимнем лесу.

И. Соколов-Микитов

Подчеркните в записанных предложениях сочета-ния имён существительных с именами прилагатель-ными

75. Прочитайте. Можно ли сказать, что вы про-читали предложения?

1. Много, лесах, наших, живёт, лосей, в. 2. Краси-вых, охраняют, зверей, люди, заботливо. 3. Людей, почти, умные, не, лоси, страшатся.

Что нужно сделать, чтобы получились предложе-ния? Составьте и запишите предложения из данных слов.

76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.

1. На горизонте показался большой клин журавлей. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? 3. Воз-вращайтесь весной, журавли!

Спишите предложения. Выпишите из первого предложения сочетание имени существительного с именем прилагательным.

1) Большой клин. Повест., невоскл.

2) Вопрос., невоскл.

3) Побуд., воскл.

77. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Запишите сначала побудительные предложения, а потом повествовательные предложения.

1. От неумелого лесоруба деревья плачут. (Якут-ская пословица.) 2. Кончил дело — гуляй смело. (Русская пословица.) 3. Готовь сани летом, а телегу зимой. (Русская пословица.) 4. Гуляй, да заботу знай. (Белорусская пословица.) 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Русская пословица.)

Побудительные : 2, 3, 4, 5.

Повествовательные : 1.

78. Попробуйте вопросительные предложения пе-ределать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложе-ния. При этом нельзя ни добавлять, ни исключать, ни изменять ни одного слова. Какие предложения не удастся переделать таким образом?

1. За деревней есть пруд? 2. Вероника уехала в лагерь? 3. Когда же наступит жаркое лето? 4. Кто обитает в этом озере? 5. Я могу вам верить? 6. Вы сможете помочь мне? 7. Где же мы встретимся?

Не удастся переделать: 3, 4, 7.

79. Определите тип предложений по цели выска-зывания. Попробуйте сделать эти предложения во-просительными, добавив, где это необходимо, вопроси-тельные слова. Полученные предложения запишите, подчеркните в них главные члены.

1. Наступят долгожданные каникулы. 2. Сестра спрятала свои игрушки. 3. Пешеходы должны перехо-дить улицу. 4. Можно переходить улицу на зелёный свет светофора.

1. Скоро ли наступят (сказуемое) долгожданные каникулы (подлежащее)? 2. Где сестра (подлежащее) спрятала (сказуемое) свои игрушки? 3. Как пешеходы (подлежащее) должны переходить (сказуемое) улицу? 4. Можно ли переходить (сказуемое) улицу на зеленый свет светофора?

80. Запишите предложения, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания.

1. Как талантлива эта маленькая балерина! 2. Да-вайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджа-ва.). 3. На заре по высокой траве одиноко бродит бе-лый конь. 4. Что вы делаете зимой в деревне? 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки. 6. Не-ужели никто не сможет мне помочь?

1. _! 2. _! 3. _. 4. _? 5. _. 6. _?

81. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Во-просительный знак». Попробуйте дополнить его не-достающим вопросом.

Разные вопросы
Задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- ...?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Вопросы для выбора: куда? где? какая? зачем? отчего? о ком? что? кому? который? чья? какой? о чём?

82. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак». Обратите внимание, с ка-кой интонацией надо прочитать восклицательные предложения. Прочитайте эти же предложения ещё раз, представив, что в конце каждого предложения стоит точка. Есть ли разница в интонации?

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

Выпишите слова с пропущенными буквами, подбе-рите к ним, если это возможно, проверочные слова.

Друзья, стою - стой, торжество - торжественный, рождения - род, тишины - тихо, должны - должен.

83. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглави-ли? Что будет отражать заглавие текста: тему или главную мысль?

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.

Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Коневский

Придумайте сказку о том, для чего нужны зна-ки препинания в конце предложений.

Рыцари мыслей и чувств (отражает главную мысль).

84. Составьте из данных слов предложения, по-ставьте в конце каждого из них нужный знак пре-пинания. Запишите полученные предложения, в скобках укажите их тип по цели высказывания и по интонации.

Укажите все имена существительные, прилага-тельные и глаголы.

1. Когда перелетные (прил.) птицы (сущ.) вернутся (гл.) в наши края (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

2. Расскажите (гл.) мне о вчерашнем (прил.) цирковом (прил.) представлении (сущ.). (побуд., невоскл.)

3. Ребята (сущ.) нашего класса (сущ.) смотрели (гл.) спектакль (сущ.) в кукольном (прил.) театре (сущ.). (повест., невоскл).

4. Какая прекрасная (прил.) погода (сущ.) стоит (гл.) на улице (сущ.)! (повеств., воскл.)

5. О чем вы хотите (гл.) рассказать (гл.) своим друзьям (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

6. Как хорошо уметь (гл.) писать (гл.)! (повеств., воскл.)

85. Прочитайте отрывок из произведения С. Ак-сакова. Озаглавьте его. Разделите текст на части. Поставьте к каждой части вопрос. Что у вас полу-чилось?

Краса природы — так можно сказать о лесе. Пол-ная красота местности состоит в соединении воды с лесом. Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

В соединении леса с водою заключается великая цель природы. Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

Сосну, ель, пихту... называют красным лесом или краснолесьем. Они вместо листьев имеют иглы, кото-рых зимою не теряют, и встречают зиму во всей кра-се и силе. Лес, состоящий из одних сосен, называ-ется бором.

Дуб, вяз, липу, берёзу, осину, ольху называют чёр-ным лесом или чернолесьем. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

Я не люблю красного леса, его вечной, однообраз-ной и мрачной зелени. Я с малых лет привык любо-ваться весёлым разнолистным чернолесьем.

Выпишите выделенные предложения, подчеркни-те в каждом из них главные члены.

Какими новыми словами обогатил ваш словарь С. Аксаков?

Краса леса.

1) Краса природы... В чем состоит полная краса местности?

2) Сосну, ель, пихту... Какой лес называют краснолесьем?

3) Дуб, вяз... Какой лес называют черным?

4) Я не люблю... Какой лес любишь ты?

Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения. Например: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.



Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?(Л).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); - А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

2. В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); - Поехали, - сказал он (Казак.).

3. В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа - ни-ни! (М. Г.).

4. Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! - Еще! Она приходит в себя (Бл.).

6. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!