Какой город был в блокаде 900 дней. Спорные факты о блокаде Ленинграда, которым мы верим: и очень напрасно

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ФОТОХРОНИКА ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда . К концу этого же года прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и канализация. Горожане черпали воду либо из колодцев, либо из прорубей.

Мало кто знает, что в Петербурге есть памятник ленинградской проруби. Он был установлен в 2001 году на подступе к воде у дома № 21 по набережной Фонтанки . Памятник блокадному колодцу в Петербурге тоже есть. В 1979 году на стене дома № 6 по проспекту Непокоренных появилась мемориальная композиция. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках.


Во время блокады Ленинграда Аничков мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил.

Чтобы спасти скульптуры, их увезли и закопали во дворах Аничкова дворца. На гранитных постаментах вместо скульптур выставили ящики с засеянной травой. Конные статуи вернули на место весной 1945 года.

Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда - чтобы он напоминал о самом ужасном времени в истории города. Надпись на доске, которую повесили рядом, сообщает: след этот оставлен одним из 148 878 снарядов, которые враг выпустил по Ленинграду.


Карточки на хлеб ввели еще до начала блокады. 18 июля 1941 года норма составляла 800 граммов в день. 2 сентября ее снизили: рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали по 600 граммов, служащим по 400 граммов, детям и иждивенцам - по 300.

За время блокады нормы сокращали пять раз. Согласно последней рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а всем остальным по 125. Такая норма действовала с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода. Вследствие рабочим выдавали до 350 граммов хлеба, а остальным жителям - по 200.


Чтобы поддержать силы и улучшить здоровье доноров, Военный совет Ленинградского фронта вынес специальное решение: тех, кто сдает кровь, снабжать спецпайком. С 20 декабря 1941 года доноры начали получать из расчета на день: 200 граммов белого хлеба, 30 граммов сахара , 30 граммов животного масла, пол-яйца, 25 граммов кондитерских изделий, 30 граммов крупы.

Большинство доноров отказывались от денежной компенсации после дачи крови, и эти деньги поступали в фонд обороны.


Доживет ли до победы? За 900 дней блокады умерло от голода более одного миллиона 200 тысяч человек. Каждый день от истощения погибало более четырех тысяч человек, а бывало и по 6-7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.


С первых дней блокады в Ленинграде в целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания.

А с начала 42-ого года по решению бюро горкома заработали стационары и столовые усиленного питания. Дополнительное лечебное питание по повышенным нормам организовали в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых.

Такие меры в первом полугодии 1942 года сыграли огромную роль в борьбе с голодом, восстановлении сил и здоровья значительного числа больных, что спасло тысячи ленинградцев от гибели. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник


В начале блокады хлеб пекли из смеси овсяной, ржаной, соевой, ячменной и солодовой муки. Но уже через месяц в тесто стали добавлять муку из затхлого зерна, отруби и льняной жмых. Позже стали класть хлопковый жмых, а также сосновую кору и березовые почки. Добавляли и так называемую коревую муку, когда удавалось ее достать. Это была измельченная намоченная и затем высохшая хлебная мука, которую доставили в мешках с дна Ладожского озера. В кузовах провалившихся под лед на Дороге жизни машинах с продовольствием вода пропитывала только верхний слой муки в мешке, который высушивали и измельчали. Использование такой муки значительно сократило количество условно съедобных добавок в тесте, из которого выпекали хлеб.


Звено пожарной команды местной противовоздушной обороны. Бойцы МПВО тушили зажигательные бомбы, строили и ремонтировали защитные сооружения, помогали пострадавшим. Они же разбирали завалы, из-под которых за время блокады спасли 4 тысячи человек.

В марте 42-го Военный совет Ленинградского фронта постановил усилить состав МПВО. В военкоматы начали призывать женщин от 18 до 35 лет. Те, кому не удалось попасть на фронт, добровольно шли в военкоматы для пополнения формирований местной противовоздушной обороны. За короткий срок зачислили 16 500 женщин.

В одном из укромных дворов Петроградской стороны есть довольно необычный памятник, посвященный блокаде. Бронзовая фигура женщины, олицетворяющей образ измученной голодом и авианалетами, но не сдающейся блокадницы-бойца МПВО


Жители Колпино и бойцы МПВО на строительстве оборонительных сооружений.

После захвата гитлеровскими войсками села Ям-Ижора в колонии были направлены формирования ижорских ополченцев. Местом ожесточенных боев стала Третья колония. После того как она была освобождена, еще более двух лет линия фронта проходила в непосредственной от нее близости.

Оборонительные сооружения на подступах к Колпину прошли непосредственно по территории финской деревни Лангелово.


Круглые сутки Ленинград вглядывался в небо. Вахту на наблюдательных вышках и специальных пунктах несло около восьми сотен наблюдателей. В постоянной боевой готовности находились 60 тысяч бойцов.


Еще в 1812 году, когда Наполеон захватил Москву , из Петербурга было решено вывезти все самое ценное, в том числе и Медный всадник. Однако накануне отправки к императору Александру I явился некий майор Бутурлин и заявил, что Медного всадника нельзя увозить из города. Будто бы к майору во сне явился сам Петр и велел передать, что пока памятник стоит на месте, город никогда не будет захвачен врагами. Медный всадник оставили в Петербурге.

Стоял монумент и во время блокады Ленинграда. Для защиты от артобстрелов его укрыли мешками с песком и обшили бревнами. Сыграло ли это какую-либо роль - неизвестно. Но город выстоял, пережив самую длительную и страшную в современной истории блокаду.


С первых дней Великой отечественной войны из-за быстрого продвижением немецких войск вдоль побережья Балтийского моря и Финского залива главной задачей Балтийского флота стало участие в обороне Ленинграда и Кронштадта .

30 августа 1941 года эсминцы «Строгий» и «Стойкий» и 406 мм орудия Научно-испытательного морского артиллерийского полигона впервые оказали огневую поддержку сухопутным войскам непосредственно под Ленинградом, что помогло задержать противника у Гатчины до середины сентября.


8 сентября 1941 года врагу удалось выйти к истокам Невы и захватить Петрокрепость (Шлиссельбург ), лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землей. Но защитники крепости Орешек не позволили врагу выйти на правый берег Невы.

В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Потеряв надежду на захват города, немцы решили разрушить его артогнем крупнокалиберных орудий. Во многом благодаря точной стрельбе морских артиллеристов план противника разрушить Ленинград был сорван.


С началом зимы 41-го года водная коммуникация на Ладожском озере прекратилась. Чтобы обеспечить город продовольствием и боеприпасами, оставался один путь - по льду озера. Так появилась ледовая Дорога жизни. Она проходила по трассе мыс Осиновец через остров Зеленцы. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 тысяч тонн грузов.


Фото 1941-го года. Немецкий самолет «Мессершмидт -110», сбитый под Ленинградом. Двухмоторный тяжелый стратегический истребитель, который разработали в Германии в конце 30-х годов.

"ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ СТРАШНЕЙ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ"

22 ноября по ледяной трассе Ладоги прошли первые полуторки с продовольствием. Говорили, в ноябре проложить дорогу невозможно, - в лучшем случае лед окрепнет к началу января. Но город ждать не мог. Предстояло пережить первую голодную зиму 1941/42 года…

«Величие этого дня в городе ощутили через месяц, когда после пятикратного снижения норм выдачи хлеба узнали о первом повышении. Затем было второе, третье… Люди поверили, что для хлеба, посылаемого им страной, сквозь блокаду пробит путь, и назвали этот путь Дорогой жизни».

Ветеран Великой Отечественной войны И. Смирнов .

Рейс в неизвестность

По воспоминаниям командира 389-го автобатальона В. А. Порчунова:

«Дверцы кабин были раскрыты настежь. Так у водителей было больше шансов на спасение, если машина уйдет под лед. <…>

Мы подошли к сараю, где стояли брошенные сани. Они остались от лошадей, погибших, вероятно, после перехода через Ладогу.

Давайте прицепим это! - взволнованно сказал Оспанов . - В кузове у нас семь мешков, на это еще пять - будет уже двенадцать!.. Каждый понимал, что значит перевезти в Ленинград эти пять дополнительных мешков. <…>

В Коккореве нас ждали люди. Из кабин мы видели слезы на их глазах. Но встречавшие нам аплодировали, словно мы были знаменитые артисты».

Осколок мины

По воспоминаниям водителя В. И. Сердюка:

«Каюм Садахумов провалился задними колесами в трещину. Машина стала медленно оседать. Он скинул с себя полушубок, взобрался в кузов и стал сбрасывать мешки с мукой на лед. Каюм задыхался от непосильной работы. Но разогнулся, лишь когда выбросил последний мешок. А затем начал спасать машину. <…>

Николай Рогозин попал под обстрел. А вез он боеприпасы. Несколько снарядов разорвались рядом с кабиной. Рогозина тяжело ранило. Истекая кровью, он все же привел машину к берегу. А когда заглушил мотор, умер в кабине... <…>

У трещины на двенадцатом километре - пост регулировщицы Тани.

Я тебя немного провожу! - сказала она, не слезая с подножки.

Я медленно повел машину по расчищенной грейдером полосе. Так мы проехали вместе метров сто пятьдесят. И вдруг низко перед машиной прошел в крутом повороте «мессершмитт ». Положив самолет на крыло, летчик строчил из пулемета поперек трассы. Пули подняли ледяные фонтаны перед самым радиатором. Я тут же затормозил.

«Недолет!» - с облегчением подумалось мне. Я повернулся к Тане и наткнулся на ее обмороженную щеку. Танина голова упала ко мне на плечо.

С «мессершмитта» сбросили прыгающие мины. Их называли у нас на трассе «лягушками». Осколок мины пробил полушубок со спины и вошел Тане в сердце. Он предназначался мне».

В ночь под Новый, 1942 год

По воспоминаниям шофера 390-го автобата С. И. Матеки:

«Мы делали второй рейс за смену, последний в 1941 году.

Майор строго сказал:

Вы повезете спецгруз особого назначения! - И высветил надпись на одном из ящиков: «Подарок ленинградским детям из Грузии !»

По ночам обстреливали редко. Ночью ехать безопасней…<…>

…Каждый боролся со сном как мог. Миша Ляпкало подвешивал за головой котелок, который стучал в дороге по стенке, как погремушка. Саша Бойкин распевал во всю мочь песни. А я старался вспоминать свою Дубровку. <…>

Два «мессершмитта» прошли в сторону Шлиссельбурга. Возвращаются! Опять заходят сзади!

Где укрыться от самолетов на Ладоге? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за дерево или камень. Некоторые водители залезали во время налетов под кузов. Мешки с мукой спасали от пуль. Но если рядом взрывалась бомба, шофер проваливался вместе с машиной под лед.

В моем звене была иная тактика. Ни один из водителей не останавливался на трассе во время налета. В движущуюся цель труднее попасть.

…резко крутанул руль в сторону. Машина выскочила за снежный бруствер. Самолеты пронеслись на бреющем вдоль трассы. Я спрыгнул на лед, осмотрел кузов. Пули расщепили задний борт. Один ящик упал, из него выпали мандарины…

Я собрал их, забросил ящик в кузов. Злость меня взяла на фашистов! Нет, думаю, будут мандарины у ленинградских ребят! <…>

Я гнал машину на предельной скорости - лишь бы проскочить девятый километр! Вдруг в глаза ударил яркий сноп света. Снова «мессершмитты!» Услышал, как загрохотало по кабине, и от напряжения на какой-то миг потерял сознание.

Когда очнулся, машина моя стояла. Мотор заглох, на ветровом стекле две пробоины. Расстояние между ними такое, что голова не уместится. А сам я цел - лишь поранило осколками стекла руки. Они оставались на руле. <…>



Во второй половине января 1944 года началась операция «Январский гром», когда советские войска пошли на немцев, осаждавших Ленинград.

Враг был отброшен на 60-100 километров от города - и была полностью снята блокада Ленинграда. 27 января в 20.00 в Лениграде был салют - 24 залпа из 324 орудий. О мифах и заблуждениях о блокаде рассказывает Егор Сенников.

1. Блокада шла ровно 900 дней

Не столько миф, сколько яркий образ, закрепившийся в массовом сознании. На самом деле блокада продлилась немного меньше - 872 дня. 8 сентября 1941 года немецкие войска захватили город Шлиссельбург, поставив под контроль исток Невы и блокировав город с суши; с севера Ленинград блокировали финские войска. Первые недели сентября были кризисными: только большими потерями удалось остановить врага на подступах к городу. Начались страшные и невыносимые дни в жизни ленинградцев, которые продолжали сопротивляться врагу.


Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. А спустя ещё год удалось, наконец, полностью снять блокаду с Ленинграда.

Но 872 дня блокады - это вопрос исторической точности, а не образности. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе - причём, что советской, что западной (например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days. The Siege of Leningrad»). В любом случае, 872 или 900 - это не уменьшает значение подвига ленинградцев и защитников города.


2. Если бы город сдали - не было бы стольких жертв и с городом бы тоже ничего не случилось

Этот миф много обсуждали в последние годы из-за опроса, проведённого телеканалом «Дождь», - и последовавшей реакции. Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше. Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада», в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться.


А можно привести примеры, какие настроения были в Ленинграде в первые месяцы блокады, время самого страшного кризиса и самой высокой смертности, - об атмосфере мы знаем из отчётов НКВД, сотрудники которого внимательно следили за общественным настроем. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: (взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»):

»…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Я думаю, если бы провели голосование в Ленинграде, кто за сдачу города немцам, я уверен, что 98% будут голосовать за сдачу, тогда хоть голодать не будем. Токарь одного из номерных заводов».

«В сводке 6 ноября 1941 г., УНКВД приводило слова авторов писем, задержанных военной цензурой, о чрезвычайной степени озлобления людей, о том, что „никто не доволен“, что „народ прямо кричит“, „в массах такое озлобление, что трудно себе представить“, что „на дыбы все встанут“. Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится».

»…Дайте хлеба. Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом».

Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей.

Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном - поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях - это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией (дневники, опубликованные сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли»).


Во-вторых, выводы о том, что происходило с населением, можно сделать посмотрев на другие крупные оккупированные города - в Восточной и Центральной Европе и в Советском Союзе. Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек.

Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города - зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто.

В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи - скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев.



3. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу

Этот миф повторяется в разных видах - от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939–1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город.

Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение.


Да и о любви Маннергейма к Ленинграду говорить не приходится. Вот цитата о намерениях фельдмаршала:

«Тогда (25 июня 1941 года) в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т.-М. Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г. Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет». При этом особо подчёркивалось: Финляндия «может взять и Петербург, который всё-таки, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства».

Из статьи Николая Барышникова «Добиться официально от Германии, чтобы Петербург полностью уничтожить…».

В тот же день Маннергейм издал приказ войскам о начале боевых действий против СССР, в котором говорилось: «Призываю на священную войну с врагом нашей нации… Мы с мощными военными силами Германии, как братья по оружию, с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надёжное будущее»».

Высказывание Маннергейма даёт понять, что во время войны он руководствовался вопросами военной необходимости своей страны и армии. И ни о какой любви к России и к Ленинграду речи не шло, да и не могло идти.

4. Пока ленинградцы умирали от голода, элита и руководство Ленинграда устраивали пиры и ели деликатесы

Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. Вот примеры высказываний, сделанных уже в ноябре 1941 года, вскоре после того как начался голод (первые случаи каннибализма были в начале декабря 1941 года):

»…Население Петербурга, видимо, брошено на произвол судьбы, на вымирание от голода, холода, снарядов и бомб… Счастье - это когда удалось достать какую-нибудь еду, но в магазинах пусто, «заведующие в них говорят, что и на продовольственных базах тоже пусто. Что дальше будет?!.. Некоторые «готовы «уйти» и думают о самоубийстве».

«Контрольный мастер завода им. Марти С. в беседе с агентом заявил: „… Народ доведён до отчаяния и достаточно искры, чтобы он поднялся (выделено нами - Н.Л.). Русский народ победит тогда, когда поймёт, за что он борется, когда его борьбу возглавят новые люди“».

Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада»

Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!