Какой пират. Пираты: мифы и реальность о "джентельменах удачи"

Так все‑таки: кто же такие пираты? Пират (лат. Pirata; греч. πειρατηζ, производное от слова πειραω - «пробовать, испытывать»)- пытающий счастья. Это понятие, возникшее еще в IV-III вв. до н. э., относилось к тем, кто пробавляется разбоем на море.

Впоследствии появилось несколько других определений: капер, приватир, корсар, флибустьер, буканир, буканьер.

Капер (приватир) - понятие вошло в обиход в 80-67 гг. до н. э. Так называли пиратов, имеющих особые государственные полномочия. Естественно, первоначально ни о каких свидетельствах и речи не шло. Свидетельства появились много позднее. Пираты со статусом каперов могли заходить в дружественные порты, а также частенько привлекались в качестве дополнительного стратегического ресурса при военных противостояниях.

К употреблению этого понятия активно вернулись в 1200-1856 гг. Любопытно, что ему был придан смысл «возмездия». То есть, если капитан чувствовал себя обойденным или обобранным, если он полагал, что имеет право на возмещение ущерба, он мог получить свидетельство и на полном государственном основании выходить в море и творить возмездие, решая свои имущественные проблемы. Однако по закону реализовано это право могло быть лишь во время войны и применительно к кораблям страны, являющейся противником государства, выдавшего лицензию. Другое дело, что капитаны могли при виде богатой добычи вмиг забыть обо всех налагаемых ограничениях.

Корсар - это понятие распространилось примерно в XIV столетии (1300-1330 гг.), и обозначало оно лицо или корабль, обладающий статусом капера , то есть имеющего позволение правительства на совершение грабежей. По идее, корсара отнюдь нельзя считать пиратом, поскольку пират присваивает добычу себе, а капер и корсар доставляют ее на родину для отдачи властям. Но это по идее. На самом же деле грань между понятиями весьма тонкая. Подавляющее большинство каперов и корсаров пытались получить свидетельство лишь для того, чтобы были прощены их прегрешения как пиратов! По получении же свидетельства они, как правило, возвращались к своему прежнему ремеслу. Впрочем, здесь, как и везде, были свои исключения. Наиболее примерными считались, например, берберские корсары, неукоснительно соблюдавшие условия соглашения с правительством. Самыми же злостными нарушителями принято считать мальтийских корсаров, привыкших грабить всех подряд.

Буканиры, буканьеры (от фр. boucanier - «жарящий тушу целиком») - исходно понятие относилось к охотникам, незаконно охотившимся на Гаити. Вообще же «буканом» называлось место, где солилось и коптилось мясо убитых ими животных. Нередко охотникам становилась в тягость их жизнь, исполненная тягот и лишений, и они, соблазняясь дурным примером, начинали заниматься пиратством. Со временем, а именно с XVII столетия буканьерами стали называть всех без исключения пиратов Карибского моря. После 1684 года, когда была опубликована знаменитая книга пирата Александра Эксквемелина «Пираты Америки», слово «буканьер» прочно вошло в обиход.

Флибустьер (от фр . filibuster) - морской грабитель и разбойник. Это понятие тесно прилежит к понятию «буканир». Таким образом, вчерашний охотник, презревший свое ремесло и занявшийся пиратством, - это и есть флибустьер. Понятие распространилось в XVII-XVIII столетиях.


История пиратства в Древние века.

В переводе с латинского, слово «пират» переводится как «морской разбойник пытающий счастья». История пиратства берёт свое начало с древних времён, и грань между разбойником и мореплавателем, была практически не видна.


Большая часть жителей побережья стран мира, занимались пиратством, нападая на проходящие мимо по морю торговые корабли. Они похищали людей, забирали товары перевозимые на кораблях и даже убивали. Пленных людей продавали рабство, с целью получить прибыль, особенно если в плен попадали знатные персоны.

Действия пиратов ярко описывались в великими поэтами в поэмах, стихотворениях и мифологии. По мере того как развивалась цивилизация и морская торговля, между странами континентов, развивалось и пиратство, с каждым днём становясь все более преступней и кровожадней. Попытки бороться с морским разбоем, редко заканчивались успехом.

Периодом самого большого пика расцвета пиратства, стал период Гражданских войн в Римской империи. Войны, отсутствие монархии поспособствовало тому, что морские торговцы перестали выполнять только торговые действия. Алчность сделала торговлю источником лёгкой наживы. Главное место сбора всех древних пиратов располагалось на острове Крит и горных местностях, на которых находились крепости.

Особенно быстро пиратство начало набирать обороты, когда Митридат VI Евпатор, подписал договор и киликийскими пиратами, и выступил против Римского правительства. Морские разбойники совершали набеги на порты Рима.

Основная техника ведения боя пиратов: пиратские корабли подплывали как можно ближе к своей жертве, находясь параллельно, перебрасывали на корабль специальные снасти и «кошки» благодаря которым корабли держались рядом и разбойники переходили на корабль который захватывали.

В 67 году до н.э. чиновник Гней Помпей, предпринял решительные действия по ликвидации пиратов, своим флотом загнав пиратские корабли на их базу, в киликийские крепости. Но тишина на море не продлилась долго. Новые гражданские войны, разожгли новую волну набегов, и только после полной стабилизации правительства и окончания гражданских войн, прохождения по морю стало безопасным.

Тех же пиратов которых поймали, были казнены через распятие.

История пиратского флага

Пиратские корабли всегда ходили под собственным флагом, который обычно известен под названием «Весёлый Роджер». Основная идея создания отличительного знака, была цель напугать и морально воздействовать на свою жертву.

На флаге изображаются символы смерти, скелеты, черепа и кости. Каждая команда переделывала иллюстрацию флага на свой лад, но суть всегда сохранялась.

Череп изображался с довольно весёлой ухмылкой, возможно именно поэтому флаг и стали называть «весёлым Роджером». Самый первый флаг пиратов был красного цвета, и согласно закону вышедшем в Англии, в 1694 году обозначал английские корабли.

В стратегических целях пиратские корабли плавали под обычными флагами, и только перед боем выставляли флаг с черепом и костями.

Первоначально такое изображение на флаге свидетельствовало о том что на данном судне началась эпидемия, и чтоб другие корабли держались от них подальше. Но с прошедшим временем пираты стали использовать его в своих целях, чтоб избежать нападения со стороны других более мощных военных судов.

Каждая пиратская команда имела свой флаг, который отличался не только рисунком, но и цветом. Классический известный черный флаг и изображением черепа и двух скрещенных костей впервые появился на борту корабля французского пирата Эммануила Винна, в XVIII веке. После первого упоминания классического флага, Роджер получил большую популярность среди известных пиратов мира.

То что, на флаге изображена символика смерти, ещё не говорит о жестокости пиратов, но давал полное право брать захваченных в плен.

Были и такие пираты которые использовали символику песочных часов, что служило символом, что пленных не берут.

Вообще есть много версий происхождения «весёлого Роджера», но чаще всего пираты поднимали флаги тех стран к которой принадлежали или выгодные со стратегической стороны на тот момент.

Современные пираты не используют отличительные флаги, так как сейчас это считается преступлением международного уровня.

Определение «пират» включает в себя несколько видов пиратов, отличающихся родом деятельности и местом расположения. Все они носят своё собственное название, которое и отличает их друг от друга. Давайте обсудим каждого из них по отдельности.

Пиратом называют практически всех морских разбойников, занимающихся грабежом.

Ближневосточных пиратов XV-XI веков до н.э. называли тевкрами. Российских пиратов промышлявших в территориальных водах России в шестнадцатом веке. В Эгейском море орудовали долопийцы, живущие на территории Греции.

Самыми известными и грозными пиратами считались пираты Северной Африки — берберы. Их свободно можно было узнать по отличительной особенности — быстроходным судам, таким как шебеки. Основной территорией курсирования берберов являлось Средиземное море. Они стали нападать не только на море, но и на прибрежные зоны, захватывая пленных. Встреча с береберами, практически всегда заканчивалась поражением. Не даром их считают «грозой моря».

Тех разбойников которые совершали набеги на колонии и корабли Америки в XVII веке называют флибустьерами. Это нахвание происходит от голландского слова означающего «вольный добытчик».

В команду флибустьеров обычно входили люди разного происхождения, которые выступали против основополагающих законов и правительства. У них были свои законы и традиции, а так же управляющая комиссия, которая решала на какие корабли стоит нападать, а на какие нет. Отсутствие правления, делало флибустьеров обычными морскими разбойниками. Перед выходом на «дело» команда заранее обсуждала правила дележа и систему действий. Каждый пират имел разрешение на совершение грабежа.

Корсары — это полноправные пираты, имевшие законное разрешение от правительства на грабеж вражеских кораблей.

В период Османской империи, греческие пираты — хайдуты, завоёвывали турецкий флот.

В команды пиратов нередко входили и женщины, что придавало колоритности и разнообразия морским похождениям. Но до сих пор не найдены исторические доказательства их подлинного существования.

В наше время сложно себе представить как можно проплывать такие расстояния без средств связи и навигации.

Главный остров пиратов

Постоянная борьба за новые земли и власть на море побуждало различные народы использовать свои военные силы как на суше, так и на море. Главная часть военных действий происходила на воде, так и стала развиваться структура морского разбоя. Появились первые флибустьеры - «вольные добытчики».

Как и любая структура, пираты имели своё определённое место сбора. В XVII веке, такая база расположилась на антильском острове Тортуга , и им активно пользовались вплоть до окончания века. Тортуга играла важную роль в соперничестве и боях происходивших на территории Карибского моря. За это место боролась не одна колония.

После своего открытия Христофором Колумбом, в 1492 году, остров был обьявлен испанской колонией, хотя более ста лет являлся нейтральной территорией. Со временем рыбаки соседних островов стали приходить и на Тортугу, а потом здесь начали останавливаться и проплывающие по близости контрабандисты и пираты.

С 1630 года остров начали колонизировать. Иностранные захватчики стали завоёвывать испанскую Тортугу, в 1631 году разрушив поселение колонии. Новые владельцы знали, что самостоятельно они не смогут потянуть развитие колонии, поэтому стали заключать соглашения с влиятельными покровителями и правителями моря.

Была образована специальная комиссия которая вела переговоры с колонизаторами Тортуги, и заботились об укреплении острова. Отношения мужду этими двумя структурами складывались довольно сложно, так как ни один не хотел мириться с торговлей которая велась между Лондоном и Тортугой.

Француский авантюрист Э. Хилтон, начав покупать рабов, превратил остров в пиратское логово, принимая здесь контрабандистов, и заключая с ними зделки. И так, на протяжении многих веков «правительство» Тортуги неоднократно менялось.

В виду быстрого развития флибустьерства, испанские власти стали наводить справки о том что происходит на острове. В попытке забрать власть в свои руки, французы потерпели огромные потери. Для того чтоб предотвратить использование острова как пиратскую базу, испанские власти расположили на Тортуге военный гарнизон состоящий из 150 воинов. Несколько колоний Франции, Англии и Голдандии, поспособствовали полной ликвидации пиратского убежища.

О пиратах средневековья знают все – их романтические образы в книгах и фильмах знакомы каждому. Однако и в наши дни чрезвычайно актуальной остается проблема захвата торговых судов и экипажа с целью получения выкупа или продажи груза. жестоки и безжалостны, и в их занятиях нет ничего романтичного. Как они выглядят и чем промышляют сегодня – далее в обзоре.




Сомалийские пираты – пожалуй, одни из самых известных и опасных в современном мире. Пиратство в сомалийских водах начало процветать начиная с 2005 г., после гражданской войны. До этого большинство теперешних пиратов были обычными рыбаками. Бандитизм провоцировала перенаселенность, бедность и нехватка продовольствия. Учитывая доступность боеприпасов в Йемене, мужчины вооружаются до зубов по сравнительно низкой цене. Большинство пиратов – молодые люди, в возрасте до 30 лет, бывшие рыбаки или даже полицейские. Учитывая распространенные в их среде алкоголизм и наркоманию, сомалийские пираты часто теряют адекватность и проявляют особую жестокость. Они грабят не только рыболовецкие суда и частные яхты, но даже другие пиратские корабли.




Пираты Карибского моря занимаются грабежом уже несколько столетий. Но это не единственный и не основной источник дохода современных пиратов – наркоторговля приносит им еще большие барыши. А коррупция в среде государственных чиновников способствует процветанию незаконного бизнеса. Карибские пираты не менее опасны, чем сомалийские – они не гнушаются грабежом магазинов на суше и убийством свидетелей.




Небезопасным для грузовых судов считается также Малаккский пролив между Суматрой и Малайзией. Налеты пиратов в этом районе составляют 30-40% от всех нападений ежегодно. Они действуют очень быстро, нападают на корабль, проводят перевалку груза на свои судна, забирают деньги и личное имущество членов экипажа.


В 2000 г. достигло пика пиратство в юго-восточной Азии: 242 случая из общего числа 460 нападений за год. Однако в Сингапуре, Индонезии и Таиланде правительство предпринимает усилия по борьбе с пиратством, поскольку доставка товаров на грузовых судах остается одним из основных способов импорта и экспорта в юго-восточной Азии.




Одним из самых удобных для пиратства регионов остается Индонезия, которая насчитывает около 17500 островов. Индонезийские пираты вооружены ножами, пистолетами и гранатами, они прячутся среди островов и всегда нападают неожиданно. Ранее необитаемые острова теперь стали прибежищем для пиратов, где они хранят награбленное имущество. И хотя количество нападений здесь значительно сократилось с 2011 г., индонезийские воды остаются одним из самых опасных регионов для грузовых судов.

Пират

Нападение флибустьеров на испанский корабль

Пира́ты - морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata ) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής , однокоренного со словом πειράω («пробовать, испытывать» ). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья» . Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Слово вошло в обиход примерно в -III веках до н. э. , а до того применялось понятие «лэйстэс» , известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.

Античное пиратство

Пиратство в своей примитивной форме - морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали и самые искусные торговцы древнего мира - финикийцы . В поэме «Одиссея » упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее также стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство отражено в античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса , изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера). По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит . Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь . Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима - Остию - и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия. В 67 г до н. э. Гней Помпей получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей; разделив Средиземное море на 30 районов и направив в каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии, которые затем взял; в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея - Секст Помпей , который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.

Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.

Весёлый Роджер

Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп . Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер », (англ. Jolly Roger ) от фр. Joli Rouge , «Красивый Красный». Англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа. Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как «Старый Роджер», и флаг символизировал гнев дьявола. Некоторые авторы скоропалительно развенчивают саму возможность «пиратского флага» тем очевидным возражением, что, плавая под флагом с костями и черепом, пираты попросту «подставлялись» бы под пушки любых военных кораблей, а корабли, которые предназначались «в жертву», обращались бы в бегство, не дав пиратам подойти. Но разумеется, пираты не «плавали» под Веселым Рождером (или его вариацией), используя для маскировки любые другие флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком) поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника и из простого «куража», вообще свойственного антисоциальным элементам. Изначально, флаг был международным, он показывал, что на борту корабля эпидемия.

Способ ведения боя

Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов .

Виды пиратов

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Тжекеры

Тжекеры - ближневосточные пираты в XV-XI веках до нашей эры. Встречается несколько различных латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray .

Долопийцы

Примерно в 478 до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.

Ушкуйники

Ушкуйники - новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани , главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.

Берберские пираты

Пираты Северной Африки курсировавшие на щебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря , но нередко появлялись и в других морях. Помимо нападения на торговые корабли совершали рейды и на прибрежные земли с целью захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко , порой являясь их фактическими правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Особенно отличились в борьбе с ними мальтийцы , длительное время выполнявшие антипиратскую функцию.

Буканьеры

Буканьер (от фр.- boucanier) - это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» - решетки из сырого зеленого дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.

Голландские, французские и английские суда часто заходили в заливы острова Эспаньола (Гаити), на берегах которых жили буканьеры, чтобы выменять их букан и шкуры на ружья, порох и ром. Поскольку Сен-Доменг (французское название острова Гаити), где проживали буканьеры, был испанским островом, то хозяева не собирались мириться с несанкционированными поселенцами, и часто нападали на них. Однако, в отличие от местных индейцев араваков, которых испанцы полностью истребили за сто лет до этого, буканьеры были куда более грозными бойцами. Ими была выведена особая порода больших охотничьих собак, которая могла загрызть несколько испанских, а их ружья имели такой большой калибр, что могли одним выстрелом остановить бегущего быка. К тому же буканьеры были людьми вольными и смелыми, всегда отвечавшими нападением за нападение, и не только на суше. Вооруженные ружьем (4 фута), тесаком, двумя или более пистолетами и ножом, на утлых лодках и каноэ они бесстрашно нападали на испанские корабли и поселения.

Свои особенные модели ружей большого калибра буканьеры заказывали себе во Франции. Управлялись они с ними весьма ловко, быстро перезаряжая и производя по три выстрела, в то время как солдат колониальной армии делал только один. Порох у буканьеров также был особенный. Его делали на заказ только во французском Шербуре, где для этого были построены специальные фабрики. Этот порох так и назывался «poudre de boucanier». Буканьеры хранили его во флягах, сделанных из тыкв, или в трубках из бамбука, залепленных с обоих концов воском. Если в такую тыкву вставить фитиль, то получалась примитивная граната.

Буканиры

Буканир (от англ.- buccaneer) - это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже - синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский "ученый пират" Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского "буканьер" (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.

Флибустьеры

Флибустьер - морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски - freebooter) - «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».

Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились ее раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.

Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение - по-английски agreement, по-французски - chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пти-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10% с добычи, на Ямайке (в 1658-1671 годах) - 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть - в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры - на англичан и голландцев.

Корсар

Корсар - слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер . В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих "морских партизан", так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер , а в англоязычных странах - приватир (от латинского слова private - частный).

Каперы

Капер - частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque - каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern - захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар , а в англоязычных странах - приватир.

Приватиры

Приватир (от англ.- privateer) - это английское название капера или корсара . Слово «приватир» не столь древнее, его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.

Печелинги (флекселинги)

Печелинг или флекселинг - так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования - Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.

Пираты современности

В международном праве пиратство - это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Восточной и Западной Африки и в районе Бразилии. Самые известные современные пираты действуют около полуострова Сомали . В настоящее время самый популярный вид пиратства - захват танкера, или корабля с ценным грузом, например, оружием, c дальнейшей целью получения выкупа.

См. также

Литература

  • В. К. Губарев. Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М.: Эксмо, Яуза, 2009.
  • В. К. Губарев. Буканьеры // Новая и новейшая история. - 1985. - № 1. - c. 205-209.
  • В. К. Губарев. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. - Донецк, 2005. - № 3. - С. 39-49.
  • В. К. Губарев. Братство «Весёлого Роджера» // Вокруг света. - 2008. - № 10. - С. 100-116.

Ссылки

  • Клан Корсары Проект, посвященный пиратской тематике и духу.
  • Весёлый роджер - история морского разбоя
  • Пиратское братство - самое справедливое общество в мире.
  • Клан Gamestorm - Крупнейший в Рунете проект, посвященный пиратской тематике.

01. 19 сентября во всем мире широко отмечается «International Talk Like A Pirate Day»! Буквальный перевод названия праздника – «международный день, в течение которого нужно разговаривать как пират». Два молодых человека из Орегона очень уж любили пиратский слэнг – например, «Ahoy, matey!» вместо скучного «привет!». Маялись дурью лет десять, пока вдруг круто не попали на ТВ, где и предложили общественности каждое 19 сентября пить ром, грязно материться и, по возможности, менять свои конечности на деревянные протезы и железные крюки.

Кстати, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли»

Какой же праздник без песен! Правда, из пиратского фольклора у нас только – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца», да и то – авторства писателя Стивенсона. Кстати, «Сундук мертвеца» – это вовсе не деревянный ящик, а название острова, куда легендарный Черная Борода высадил мятежников, поднявших на корабле бунт. А во-вторых, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли». Все вместе это называется морскими песнями шанти, с которыми легче и якорь поднять, и шкоты травить.

03. Пиратство – одна из древнейших профессий. Еще Гомер (не Симпсон!) в своей «Одиссее» писал о морских разбойниках. Правда, античные пираты нападали не на корабли, а на прибрежные города и села – добычей было мирное население, которое потом продавалось в рабство.

04. Собственно, и само слово «пират» – из древнегреческого языка. В переводе это что-то вроде «пытающий счастье» или «джентльмен удачи», что свидетельствует о том, что в те времена пиратов не особенно отличали от мирных мореплавателей. Иначе говоря, уже до нашей эры сей промысел был вполне обычным делом. Хотя и не самым законным.

05. Ты наверняка слышал/смотрел/читал о капитане Бладе. Отважный, благородный, красавец-мужчина! На самом же деле, Сабатини писал своего героя с Генри Моргана. Добрейшей души был человек! Разграбил и спалил дотла Панаму, что по закону должно было стоить ему жизни. Но полсотни мулов, нагруженных золотом, и несколько сотен рабов чудесным образом повлияли на решение суда: вместо виселицы пират получил титул сэра и пост вице-губернатора и главнокомандующего ВМС Ямайки.

06. Вообще, пираты были всегда и везде. Даже в Африке. Например, берберы несколько веков держали в страхе всю Европу, и однажды наехали (точнее, наплыли) даже на Америку! Правда, получили достойный отпор, зато какая дерзость! Кстати, именно берберы могли бы называться корсарами, ибо «корсо» – это лицензия на право грабить белых неверных соседей с севера.

07. На севере тоже были свои пираты. Например, виталийские братья, которые «держали» всю Балтику. В средние века товары, выброшенные на берег после кораблекрушения, автоматически становились собственностью того, кому принадлежал этот участок берега. Но с условием, что никого из команды затонувшего судна не оставалось в живых. Вот виталийская братва и помогала кораблям садиться на мель, а морякам отправляться в мир иной. Неудивительно, что от желающих вступить в братство отбоя не было.

08. У нас тоже были пираты. Ушкуйники. Они ходили по Оби, Каме, Оке, по Волге. Не щадили никого. Иногда даже татарам и шведам перепадало. А Кострому почистили так, что город пришлось переносить на новое место. Центр русского пиратства находился в Новгороде, где до 15 века разбой и захват новых земель было делом государственной важности. Подготовка, оснащение и вооружение были соответствующими – бывало, в рейд выходило по две-три сотни ушкуев!

09. У них, у заграничных пиратов, вообще все было предельно скромно – никаких флотилий, только одиночные небольшие суденышки. Дело в том, что долгое время даже у военных кораблей не было никакого вооружения на корме. Поэтому даже самая хлипкая пиратская развалюха была способна захватить большой корабль – главное, зайти с тыла. Потом на корме тоже появились пушки. Но и пираты стали отважнее. Побеждает наглейший!

10. Да, дорогой друг, настоящие пираты вовсе не были похожи ни на веселых персонажей «Острова сокровищ», ни, тем более, на Джонни Деппа. В реальности пираты – это отборные гопники. Четкие пацаны. Правда, и с четкой дисциплиной. Преступность у них была крайне организованной. Все сурово и по понятиям. И никакой тебе романтики.

11. Бандитским понятиям порой завидовали королевские матросы. Например, по неписаным законам пираты выплачивали своим товарищам компенсации за ранения и увечья. Не бросали и ветеранов, списанных на берег – на пенсию морских волков отправляли с солидным выходным пособием. Впрочем, до «дембеля» дотягивали немногие. Вредная все-таки работа...

12. Со временем, некоторые морские державы частично легализировали пиратскую деятельность, превратив разбойничий беспредел в серьезный бизнес. Самые достойные получали так называемую каперскую грамоту – официальное разрешение грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего данный документ. Не за красивый глаз, конечно. Но было за что продаваться властям. За небольшой процент такой пират мог совершенно легально сбывать награбленное!

13. Самый яркий пример пирата в законе – Френсис Дрейк. По заказу Елизаветы Первой освобождал испанцев от лишних кораблей, золота и серебра. После одного из таких походов капитан пополнил государственную казну суммой, равной двум годовым бюджетам Англии. За что был удостоен рыцарского звания и возведен в ранг национального героя. Обделался лишь раз в жизни. Причем, в буквальном смысле – умер от дезентирии. Не по-пиратски как-то…

14. То ли дело мадам Вонг! Персонаж столь безупречный в плане дерзости и везения, что так и непонятно – а была ли девочка-то? Когда родилась, когда умерла, и умерла ли вообще – неизвестно. В лицо атаманшу тоже никогда не видели. Только в советском кино. Но кто-то ведь крышевал территорию, равную целому государству; кто-то держал десятки ресторанов и публичных домов; кто-то руководил целым флотом от Персидского залива до Шанхая! Даже если мадам Вонг никогда и не было, ее стоило придумать. Как идеал пиратского ремесла.

15. А вот точно реальная фигура: китайская разбойница Чжэн Ши. Может, на каком-то судне женщина и олицетворяет беду, но только не на двух тысячах кораблей этой мадам. А ведь начинала рядовой проституткой! Затем удачно вышла замуж – за известного пирата. Прямо китайские Бонни и Клайд! Тот, правда, вскоре погиб, но место отца занял сын, с которым Ши достигла еще больших успехов в пиратском бизнесе. На пенсии, чтобы не скучать, она открыла публичный дом и притон для азартных игр.

16. Кстати, об азартных играх. Говорят, что пиратский кодекс строго-настрого запрещал их на судне. А какие еще развлечения могут быть в море? Так, по легенде, появились бег в мешках и «конные бои». Мешков на любом корабле навалом, а в качестве коней, как правило, использовали пленников, которых у пиратов тоже всегда было в достатке. Вот, оказывается, откуда пошли «Веселые старты»!

17. Киношный пират просто немыслим без попугая на плече! Эту шикарную деталь придумал Роберт Стивенсон. Нет, попугаи, конечно, были. Но запросто посадить на плечо такое богатство с крыльями – это вряд ли. У разбойников не было времени и желания заниматься дрессировкой попугаев.

18. Еще одна деталь, без которой немыслим настоящий пират – повязка на глазу. Было дело. Но откуда такой повышенный глазной травматизм? А не было никакого травматизма. Повязка была нужна для того, чтобы один глаз всегда был готов к темноте, особенно в бою, когда пираты врывались в каюты и трюмы. Может, это и байка, но других версий никто еще не предлагал. Да и «Разрушители мифов» как-то проверили пиратское ноу-хау. Сработало.

19. «Ненавижу докторишек!» – любил повторять пират и злой разбойник Бармалей. А ведь именно люди в белых халатах придумали черный флаг с черепушкой и костями. Из добрых побуждений, разумеется. Это был сигнальный флаг: «Близко не подплывать! На корабле – эпидемия!» Так что пираты поначалу просто маскировались и подстраховывались – а вдруг предполагаемая жертва окажется хитрее?

20. А вот бутылка рома – это уже для красного словца, ибо пьяный за штурвалом не менее опасен, чем пьяный за рулем. Да и дороговат был напиток, чтобы глушить его литрами, как это нам показывают в пиратских фильмах и мультфильмах. Но ром на борту всегда был. В качестве лекарства – для дезинфекции или как обезболивающее.

Представления о пиратах у большинства людей имеют источниками либо книги о них (среди бестселлеров здесь, конечно же, "Остров сокровищ" Р. Л. Стивенсона и "Одиссея капитана Блада" Р. Сабатини), либо фильмы (здесь вне конкуренции "Пираты Карибского моря" с великолепным Джонни Деппом в роли капитана Джека Воробья).

Разумеется эти представления имеют очень мало общего с реальностью.

Предлагаю разобраться с мифами о пиратах. Думаю это будет и интересно, и познавательно.

Миф №1: Пиратами добровольно становились разочаровавшиеся в честном образе жизни моряки.
Реальность: На самом деле очень многих превращали в пиратов насильно. Специально обученные головорезы рыскали по окрестностям портов, выискивая молодых, здоровых на вид мужчин. Платили им меньше, чем добровольцам, а часто бывало, что и не платили вообще. При этом сообразительный и сильный духом мужчина мог даже в таких обстоятельствах сделать своеобразную карьеру. Например, Черный Барт , захваченный пиратами, уже через полтора месяца стал капитаном судна своих захватчиков.


Миф №2: Пиратская "черная метка" - клочок бумаги с пятном, нарисованным сажей, - означала обвинение, выдвинутое пиратским сообществом одному из своих членов. Получение "черной метки" говорило о том, что приговор уже вынесен и обжалованию не подлежит.
Реальность: Никакой пиратской "черной метки" не существовало на самом деле до тех пор, пока её не придумал и описал в своем романе "Остров сокровищ" Р. Л. Стивенсон.
Миф №3: Каждый уважающий себя пират владел "пиратским акцентом" - ррррраскатисто рррррычал, как настоящий и очень кровожадный Баррррмалей. Реальность: Не существовало никакого особенного пиратского акцента. Шайки морских разбойников были настолько разношерстными и многонациональными и говорили на таком количестве языков и диалектов, что при всем желании было бы совершенно невозможно заставить всех разговаривать одинаково. Пиратское "рычание" придумал ни кто иной как Уолт Дисней. В 1950 г. он создал мультфильм "Остров сокровищ" и пригласил на озвучивание одной из пиратских ролей актера Роберта Ньютона, а тот слегка переусердствовал с раскатистым "р". Еще через пару лет Нюьтон снялся в главной роли в фильме "Пират Черная Борода" - и опять использовал ту же манеру произношения. Ему поверили и верят до сих пор.

Миф №4: Если вы решили стать пиратом, то готовьте заранее повязку на глаз, поскольку высока вероятность того, что в ближайшем бою как минимум один из них вы точно потеряете.

Реальность: Конечно же, корабли XVII - XVIII веков были не самым безопасным местом и некоторые пираты часто лишались и рук, и ног, и глаз. Однако, черная повязка на глазу пирата, с которой у нас ассоциируется его образ, к боевому ранению не имеет прямого отношения. Дело в том, что повязку на глаз не только пираты, но и вообще военные моряки использовали из практических соображений - чтобы держать зрение постоянно приспособленным к темноте. В трюмах кораблей было очень темно, а искусственное освещение почти не использовалось, чтобы случайная искра не попала к бочкам с порохом, что грозило неминуемой гибелью всему кораблю. Спуститься во время боя в трюм и ждать, пока привыкнешь к полумраку, - терять драгоценное время. А сняв повязку, пират (и любой моряк) сразу же хорошо видел хотя бы одним глазом.
Миф №5: Пираты раскладывали награбленное добро по сундукам, закапывали их и рисовали карты, чтобы не забыть, где спрятаны сокровища. Реальность: Создается такое впечатление, что все пираты отличались крайней забывчивостью и именно поэтому сундуки с сокровищами до сих пор зарыты по всему миру. На самом деле достоверно известно только о трех пиратах, закопавших сокровища, при этом необходимости в рисовании карт у них не возникало: драгоценности выкапывали практически сразу же. Так что, увы, похожих карт в природе вообще не существовало.
Подробнее о трех закопанных сокровищах.

1. В 1573 году Фрэнсис Дрейк и его команда напали на испанский вьючный караван и захватили столько серебра и золота, что не смогли его увезти за одну ходку. Тогда они вырыли яму около дороги, сложили в нее часть награбленного и присыпали землей. Вернувшись за трофеями, они увидели раскопанную яму: испанцы уже выкопали унесли большую часть драгоценностей.
2. В следующий раз не повезло пирату по имени Рош Базильяно . Пытки испанской инквизиции заставили его признаться, что он закопал более 100 тысяч песо недалеко от Кубы. Мучители поблагодарили пирата за наводку, разумеется тут же казнили и отправились за деньгами (кстати, деньги они нашли).
3. Капитан Уильям Кидд зарыл в 1699 году увесистый сундук с сокровищами возле Лонг-Айленда (современный штат Нью-Йорк). Клад тут же нашли местные власти. Кидда отдали под суд, а найденные богатства использовали против него в качестве вещественных доказательств. Правда, слухи о том, что на самом деле сокровища капитана Кидда до сих пор не найдены, до сих пор будоражат умы искателей сокровищ во всем мире.

Впрочем, некоторым пиратам удалось сказочно разбогатеть.

Вот ТОП-3 самых богатых пиратов в мире.

Первое место занимает Самюэль Беллами (1689 - 1717), он же Черный Сэм и Принц Пиратов.
Награбил около 120 млн. $!!!

Достижения Беллами вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти: его карьера капитана пиратского брига продолжалась всего один год, в течение которого он со своей командой взял на абордаж свыше 50 судов, захватив добычу на колоссальную сумму в 120 миллионов долларов. Самым дорогим трофеем Черного Сэма стал 18-пушечный трехмачтовый английский фрегат "Уайда" водоизмещением в 300 тонн и груженный слоновой костью, сахаром, хной и индиго. Кроме того на нем было около 5 тонн (180 мешков) золота и серебра, вырученных за продажу африканских рабов. Принц Пиратов погиб в 28 лет во время шторма; тогда же затонула и "Уайда" со всеми сокровищами.

На втором месте всем хорошо известный Сэр Фрэнсис Дрейк (1540 - 1596).
Награбил около 115 млн. $.

Дрейк в 20 лет стал капитаном собственного корабля. За долгую (по тем меркам) жизнь получил множество титулов: английский морской капитан, навигатор, корсар, работорговец, пират, вице-адмирал и видный политический деятель эпохи Елизаветы Первой Английской. За набеги на испанские колонии в Южной Америке и Карибском море испанцы, испытывающие настоящий ужас при одном лишь упоминании этого имени, звали его Драконом. На самом деле злодеяния Дрейка преувеличены. Испанские чиновники, используя репутацию Дрейка, списывали на него все, что сами воровали из королевской казны, дряхлеющей Испании.

Почетное третье место занимает Томас Тью (? - 1695).
Награбил около 105 млн. $.

Этот английский пират промышлял в Атлантике и в Красном море. Обладая талантом располагать к себе людей, он уговорил нескольких состоятельных господ скинуться на покупку приличного фрегата, который назвал "Эмити", установил на нем всего 8 пушек и предложил 46 морякам переквалифицироваться в пираты. Они согласились и стали его командой. В результате, поучаствовав всего лишь в двух крупных пиратских вылазках, Тью вошел в тройку самых удачливых пиратов в истории. И его удача не окончилась на море: свои последние дни Томас Тью посвятил тихой семейной жизни, воспитывая с любимой женой двоих детей.

Как ни странно, среди пиратов прославились и женщины .

Самыми известными из них являются Анна Бонни и Мэри Рид.

Будущая морская разбойница Анна Бонни родилась в 1700 году в семье ирландского адвоката, который, став вскоре владельцем плантации в Южной Каролине, перевез туда и всю семью. Жизнь в полном достатке и прекрасное образование не помешали юной бунтарке в 17 лет выскочить замуж за нищего матроса и сбежать с ним на Ямайку, бросить его, сойтись с богатым землевладельцем и оказаться замешанной в убийстве родственницы губернатора. Бросив вызволившего ее из тюрьмы землевладельца, она влюбилась в пирата Джона Рэкхема, переоделась мужчиной и ушла с ним в море. Вместе они грабили суда и однажды захватили корабль, на котором находилась переодетая в мужское платье девушка по имени Мэри Рид. Она была единственной из пассажиров, которая не сдалась сразу, а пыталась сражаться. Джон и Анна пригласили её пиратствовать вместе с ними.

Троицу арестовали в 1720 году. Джон сразу отправился на виселицу, а вот с казнью дам пришлось повременить: обе были беременны от своего предводителя.


Анна снова оказалась в тюрьме, после чего её имя таинственно исчезло из официальных документов (поговаривали, что её влиятельному отцу удалось освободить её и даже выдать замуж за очень уважаемого человека, от которого она родила 10 детей, дожила до 82 лет и была похоронена на кладбище графства Йорк в Вирджинии). О судьбе Мэри вообще ничего не известно.

Напоследок о пиратах античности и Юлии Цезаре (это можно рассматривать как исторический анекдот).

"Когда пираты захватили в плен Юлия Цезаря, тому было 25 лет и он путешествовал по Эгейскому морю. За него потребовали выкуп: 20 талантов серебра (620 кг., в современном исчислении около 600 тысяч $). Цезарь рассмеялся и предложил попросить за себя как минимум 50 талантов (1550 кг. серебра). Пираты ничего не имели против большей суммы, и Цезарь отправил своих помощников на землю. Сбор средств занял 38 дней. За это время Цезарь установил на корабле свои порядки. С пиратами он обращался как со своими подчиненными, им даже было запрещено разговаривать между собой, когда он отдыхал.
После уплаты выкупа Цезарь вернулся на сушу, собрал флотилию и отправился обратно к острову, где его удерживали пираты. Забрав у них не только свое серебро, но и всю их собственность, он бросил всех в тюрьму, а затем лично присутствовал при казни каждого".

На самом деле, все, что мы сегодня знаем о пиратах, имеет один-единственный источник .
В 1724 году в Лондоне была издана "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами".
Никто не знает, кто написал эту книгу. Но есть версия, что под псевдонимом Чарльз Джонсон мог скрываться Даниэль Дэфо. Так это или нет, вряд ли мы когда-нибудь узнаем. К сожалению.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!