Какой жанр ночь перед рождеством. Сказка «Ночь перед Рождеством»: главные герои

«Ночь перед Рождеством» — сказочная опера в четырёх действиях. Композитор - Николай Андреевич Римский-Корсаков . Либретто автора.

Премьера оперы состоялась в Мариинском театре 28 ноября 1895 года.

Сюжет. В основе пьесы лежит одноименная повесть Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки ». История начинается с того, что на помеле из хаты вылетает Солоха (мать Вакулы). На крыше соседней хаты сидит сам Черт. Он страшно зол на кузнеца: тот так обрисовал его фигуру в церкви, что даже в аду черти хохотали. Черт задумал месть - украсть месяц с неба и раздуть метель. Тогда Чуб, отец Оксаны - возлюбленной кузнеца, останется дома, а Вакуле не удастся повидать любимую. Месяц пропадает с небосвода, начинается вьюга. Сквозь нее пробираются кумы, Чуб и Панас. Они направляются к Дьяку в гости. Но метель так разгулялась, что каждый из них уже и вовсе не понимает, где он. Чуб решает вернуться домой. Запутавшись в потемках, вместо собственной хаты он попадает к Солохе. Вакула тем временем пробирается в хату Оксаны. Его грызут сомнения: сможет ли он добиться расположения девушки? Кузнецу открывается удивительная картина - Оксана собирается на колядки, ждет подруг, крутится перед зеркалом. Воображает встречу с подругами и славными парубками. А вот они и пришли! Одна девушка похвасталась красивыми новыми сапожками. Оксана тоже пожелала такой подарок. Вакула вызвался исполнить желание девушки. Но, смеясь ему в лицо, девица дерзко потребовала те черевички, что носит сама царица. Если достанет кузнец царские черевички - выйдет за него замуж, а нет - то пусть уходит прочь.

В доме у Солохи переполох - один за другим в хату стучатся незваные гости. Чтобы не быть замеченными друг другом, им приходится прятаться в мешках из-под угля да помалкивать. В итоге в мешках оказываются сам Черт, Голова, Дьяк и Чуб. Расстроенный кузнец решает вынести три ненужных мешка из хаты, оттащив их к кузнице. Слышны народные гуляния. Среди девушек и ребят - Оксана. Вакула прощается с ней - он решил покинуть родное село. Оксана, было, начала переживать за него, но всеобщее веселье увлекло ее больше, чем тоска влюбленного в нее парубка. Вакула уходит, а молодежь принимается разглядывать мешки. Что же там наколядовал кузнец? А из мешков один за другим выходят Чуб, Дьяк и Голова. Молодежь встречает их россыпью шуток и заливистым смехом.

Вакула же решает пойти за советом к знахарю Пацюку. Он хочет связаться с нечистыми духами, чтобы справиться со своим горем. Пацюк невозмутимо говорит Вакуле, что у того черт итак прямо за плечами. Кузнец удивленно сбрасывает оставшийся мешок с плеч, а оттуда и вправду выскакивает Черт. Вакула ловко приручает его, и они летят к самой царице за черевичками.

Убранство дворца поразило кузнеца до глубины души. Не отойдя от таких красот, Вакула встречает на петербургском балу царицу в окружении придворных дам и кавалеров. Кузнецу терять нечего. Он прямо заявляет царице о своих намерениях. Царская особа впечатлена смелостью и отвагой молодого парня и решает подарить ему свои драгоценные черевички. Воодушевленный, мчится кузнец обратно. Его сопровождают добрые духи, проплывают Коляда, Овсень, их свита… Светает.

По селу пошла молва, что погубила славного кузнеца любовь к Оксане. А девушка уже и сама не рада тому, что произошло. Поняла она, наконец, что влюблена в Вакулу. И вдруг перед ней появляется кузнец. А в руках у него - те самые царские черевички. Но не нужны Оксане они - и без них она желает выйти замуж за доброго парубка. Все в селе рады возвращению Вакулы. C благословения Чуба решено готовиться к веселой свадьбе

История создания. Сюжет повести «Ночь перед Рождеством» много лет волновал композитора. Но так как эта история уже была использована в опере Петра Ильича Чайковского «Черевички», совесть и честь не позволяли ему браться за разработку этой идеи. В 1893 году Чайковский скончался, а Николай Андреевич, наконец, смог приступить к работе над оперой, не опасаясь угрызений совести. Он задумал произведение совершенно иного рода, нежели у Чайковского. Ему хотелось создать настоящую сказку, связать ее со старинными славянскими поверьями. В 1894 году композитор начал работу над оперой, а уже через год пьеса была завершена. Но не все было так уж легко - цензура не хотела выпускать произведение в первозданном виде, ведь среди прочих знаковых ролей в опере фигурировала сама царица Екатерина II . А подобные переигрывания представителей царской семьи были запрещены в то время. Тем не менее, Римский-Корсаков смог убедить дирекцию Мариинского театра оставить все как есть, и в ноябре 1895 года мир увидел волшебную оперу.

«Ночь перед Рождеством» - своего рода уникальное произведение. Композитор явно шел впереди своего времени. Фантастические сцены довольно ярко отражены как в либретто, так и в музыкальном сопровождении, благодаря чему зритель полностью окунается в невероятную атмосферу рождественского круговорота. Силы добра и зла так перемешаны, что порой и не различить кто на чьей стороне. Но вместе с рассветом все становится на свои места и торжествует любовь.

Занимательные факты:

Римский-Корсаков определил жанр оперы как «быль-колядка», что указано в подзаголовке произведения.

Композитору была близка славянская культура. Известно, что зимние рождественские обрядовые песни тесно связаны с Колядой и Овсеней. В старину праздновалось не рождество, а рождение солнца. Это время обычно совпадало с самыми крепкими морозами, снегами и ветрами, а также с невероятным разгулом нечистых сил. Композитор хотел передать эту удивительную атмосферу, а потому большая роль в произведении отведена народным гуляниям и природным чудесам.

Несмотря на большой успех у публики, опера была отвергнута придворными и снята с постановок после восьмого представления.

На сегодняшний день опера «Ночь перед Рождеством» все еще ставится в Мариинском театре и пользуется большим успехом у зрителей.

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

В Викитеке

«Ночь пе́ред Рождество́м» - повесть , написанная великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем . Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки » Герои: Вакула, Оксана, Солоха, Екатерина, Голова, Дьяк, Черт.

История

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному - хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831-1832 гг. .

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение - 31 января 1832 г.).

Сюжет

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II - последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи .

Сюжет произведения разворачивается в Диканьке , на территории современной Украины . Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт , который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью , и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.

К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть в мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.

Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и угрожая его перекрестить, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петербург, прямо к царице» .

Оказавшись в Петербурге , кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Потемкина, а Вакуле дарит башмачки.

В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевичков».

Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.

Прослушать произведение (аудиокнига ) можно или

Лекция по произведению с телеканала "Бибигон" (лектор Дмитрий Бак) смотреть

Видеоуроки:

  • Видеоурок "Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Пейзаж" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Юмор" смотреть

Экранизация повести:

  • Советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имен и М.Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу, смотреть

Тест по произведению "Ночь перед Рождеством" с ответами:

1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.)

2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу.)

3. Кто и зачем украл месяц?(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)

4. За что чёрт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били, чем ни попадя.)

5. Сколько лет было Оксане? (16-17 лет.)

6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)

7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)

8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и немолод был, но ещё в добром здравии, а самоё главное – был вдовец.)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)

10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождеством: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами.)

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, Чуб, дьяк.)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался по всеобщему мнению, с нечистой силой.)

14. За что Пузатого Пацюка ценили уважали в селе? (За знахарство.)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».)

16.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулай? (Галушки, вареники со сметаной.)

17. Как можно укротить чёрта? (Крестным знамением.)

24. Что стало с Оксаной, когда пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца».)

25. Как кузнец сватался? (Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану».)

26. Как кузнец отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь (рис. 1) очень тре­пет­но от­но­сил­ся к куль­ту­ре сво­е­го на­ро­да. Он ро­дил­ся в 1809 г. в ме­стеч­ке Ве­ли­кие Со­ро­чин­цы Пол­тав­ской гу­бер­нии, самом серд­це Ма­ло­рос­сии, как тогда на­зы­ва­ли Укра­и­ну.

Рис. 1. Отто Мол­лер. Порт­рет пи­са­те­ля Н.В. Го­го­ля

Окон­чив Нежин­скую гим­на­зию выс­ших наук, он при­е­хал в Пе­тер­бург, меч­тая «сде ­лать жизнь свою нуж­ною для блага го­су­дар­ства». Им вла­де­ла пыл­кая мечта: при­не­сти поль­зу че­ло­ве­че­ству, по­сту­пить на служ­бу, ко­то­рая могла бы дать «про ­стор­ный круг дей­ствий».

Зна­ком­ство с Пуш­ки­ным и его дру­зья­ми по­мог­ло Го­го­лю найти свою до­ро­гу – об­ра­тить­ся к за­ня­ти­ям ли­те­ра­ту­рой, на­пи­сать «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки».

Вско­ре после при­бы­тия в Пе­тер­бург, зимой 1829 года, Го­голь в пись­мах к ма­те­ри и сёст­рам про­сил при­сы­лать ему всё, что имеет хоть ка­кое-ни­будь от­но­ше­ние к укра­ин­ским на­род­ным обы­ча­ям, ко­стю­мам и ле­ген­дам: «Вы име­е­те тон­кий, на­блю­да­тель­ный ум, вы много зна­е­те обы­чаи ма­ло­рос­си­ян наших… В сле­ду­ю­щем пись­ме я ожи­даю от вас опи­са­ния пол­но­го на­ря­да сель­ско­го дьяч­ка, от верх­не­го пла­тья до самых са­по­гов с по­име­но­ва­ни­ем, как это всё на­зы­ва­лось у самых за­ко­ре­не­лых, самых древ­них, самых на­и­ме­нее пе­ре­ме­нив­ших­ся ма­ло­рос­си­ян… Ещё об­сто­я­тель­ное опи­са­ние сва­дьбы, не упус­кая наи­ма­лей­ших по­дроб­но­стей… Ещё несколь­ко слов о ко­ляд­ках, о Иване Ку­па­ле, о ру­сал­ках. Если есть, кроме того, ка­кие-ли­бо духи или до­мо­вые, то о них по­дроб­нее с на­зва­ни­я­ми и де­ла­ми…». Он и сам тогда не знал, для чего ис­поль­зу­ет по­лу­чен­ные с ро­ди­ны све­де­ния. Ка­рье­ра чи­нов­ни­ка пока не скла­ды­ва­лась, так, может быть, хоть пи­са­тель­ство могло бы при­но­сить доход? Ведь пом­нил он с са­мо­го дет­ства неза­бы­ва­е­мые рас­ска­зы ба­буш­ки Та­тья­ны Се­мё­нов­ны, ко­то­ры­ми она ба­ло­ва­ла его вся­кий раз, как он при­хо­дил в её ком­на­ты в Ва­си­льев­ке: о за­по­рож­цах и слав­ном ата­мане Оста­пе Го­го­ле, о страш­ных ведь­мах, кол­ду­нах и ру­сал­ках, под­сте­ре­га­ю­щих пут­ни­ка на тём­ных троп­ках.

Пер­вая часть «Ве­че­ров…» была го­то­ва летом 1831 года, когда Го­голь жил в Пав­лов­ске в доме княж­ны Ва­силь­чи­ко­вой. Об­ще­ство в то лето спа­са­лось за го­ро­дом от эпи­де­мии хо­ле­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Пуш­кин сни­мал дачу в Цар­ском селе, а для Го­го­ля вы­хло­по­та­но было место до­маш­не­го учи­те­ля для сына княж­ны. В доме было полно при­жи­ва­лок, и у одной из них, ста­руш­ки Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны, лю­би­ли со­би­рать­ся её по­друж­ки, чтобы вме­сте по­вя­зать чулки да по­слу­шать мо­ло­до­го ав­то­ра, чи­тав­ше­го от­рыв­ки из своих со­чи­не­ний. Од­на­ж­ды в ком­на­ту за­гля­нул пле­мян­ник княж­ны, сту­дент Дерпт­ско­го уни­вер­си­те­та В.А. Сол­ло­губ: «Я раз­ва­лил­ся в крес­ле и стал его слу­шать; ста­руш­ки опять за­ше­ве­ли­ли сво­и­ми спи­ца­ми. С пер­вых слов я от­де­лил­ся от спин­ки сво­е­го крес­ла, оча­ро­ван­ный и при­сты­жен­ный, слу­шал жадно; несколь­ко раз по­ры­вал­ся я его оста­но­вить, ска­зать ему, до чего он по­ра­зил меня, но он хо­лод­но вски­ды­вал на меня глаза и неуклон­но про­дол­жал своё чте­ние… И вдруг он вос­клик­нул: «Да гопак не так тан­цу­ет­ся!..» При­жи­вал­ки же, сочтя, что чтец дей­стви­тель­но об­ра­ща­ет­ся к ним, в сою оче­редь вспо­ло­ши­лись: «От­че­го не так?» Го­голь улыб­нул­ся и про­дол­жил чте­ние мо­но­ло­га пья­но­го му­жи­ка. При­зна­юсь от­кро­вен­но, я был по­ра­жён, уни­что­жен. Когда он кон­чил, я бро­сил­ся ему на шею и за­пла­кал».

А книга уже пе­ча­та­ет­ся в Пе­тер­бур­ге в ти­по­гра­фии на Боль­шой Мор­ской улице. Вер­нув­шись в ав­гу­сте в город, мо­ло­дой автор спе­шит на­ве­дать­ся туда, чтобы са­мо­му удо­сто­ве­рить­ся в том, что всё идёт хо­ро­шо. На­бор­щи­ки ти­по­гра­фии, за­ви­дев его, от­во­ра­чи­ва­ют­ся и прыс­ка­ют в кулак – так рас­сме­ши­ла их книга, от­дан­ная им в ра­бо­ту.

На­ко­нец, в на­ча­ле сен­тяб­ря 1831 года книга вы­хо­дит из пе­ча­ти и по­сту­па­ет в книж­ные ма­га­зи­ны (рис. 2). Хва­леб­ные от­зы­вы, «Ве­че­ра…» идут на­рас­хват. А.С. Пуш­кин ска­зал об этом про­из­ве­де­нии: «Вот на­сто­я­щая ве­сё­лость, ис­крен­няя, непри­нуж­дён­ная, без же­ман­ства, без чо­пор­но­сти».

Рис. 2. Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка Н.В. Го­го­ля «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», 1831

Го­голь по­сы­ла­ет эк­зем­пляр книги ма­те­ри и тут же про­сит сест­ру Марию про­дол­жать при­сы­лать ему за­пи­си укра­ин­ских ска­зок и песен. Те­перь, после та­ко­го успе­ха, можно го­то­вить к пе­ча­ти и вто­рой том. На этот раз в своих прось­бах Го­голь не огра­ни­чи­ва­ет­ся од­ни­ми за­пи­ся­ми и на­блю­де­ни­я­ми: «Я помню очень хо­ро­шо, что один раз в церкве нашей мы все ви­де­ли одну де­вуш­ку в ста­рин­ном пла­тье. Она, верно, про­даст его. Если встре­ти­те где-ни­будь у му­жи­ка ста­рин­ную шапку или пла­тье, от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-то необык­но­вен­ным, хотя бы даже оно было изо­рван­ное – при­об­ре­тай­те!.. Всё это скла­ды­вай­те в один сун­дук или че­мо­дан, и при слу­чае, когда встре­тить­ся ока­зия, мо­же­те пе­ре­слать ко мне».

Вто­рой том вы­хо­дит в марте 1832 года – автор на седь­мом небе от сча­стья, о чём пишет сам в пись­ме Да­ни­лев­ско­му. Чуть рань­ше, в фев­ра­ле 1832 года, про­ис­хо­дит и ещё одно зна­чи­тель­ное со­бы­тие – Н.В. Го­голь зван на обед, ко­то­рый дал из­да­тель и кни­го­тор­го­вец А.Ф. Смир­дин, чтобы от­празд­но­вать от­кры­тие но­во­го ма­га­зи­на на Нев­ском про­спек­те. Среди при­гла­шён­ных А.С. Пуш­кин, К.Н. Ба­тюш­ков, Ф.В. Бул­га­рин, Н.И. Греч. Ещё год назад о по­доб­ном и меч­тать было невоз­мож­но.

Пе­ре­ска­зы­вать чуд­ные го­го­лев­ские ис­то­рии – дело небла­го­дар­ное. Ска­жем толь­ко, что ве­сё­лое в «Ве­че­рах…» со­сед­ству­ет с жут­ким, ле­де­ня­щим кровь. Один кол­дун из «Страш­ной мести» чего стоит! Зло в этих ис­то­ри­ях может быть за­бав­ным, как чёрт в «Ночи перед Рож­де­ством» или в «Со­ро­чин­ской яр­мар­ке», а может быть от­вра­ти­тель­ным и ко­вар­ным, как ведь­ма, за­став­ля­ю­щая влюб­лён­но­го юношу убить мла­ден­ца, дабы за­по­лу­чить же­лан­ную неве­сту в «Ве­че­ре на­ка­нуне Ивана Ку­па­ла». Со­сед­ство это, неуди­ви­тель­ное для на­род­ных ска­зок, всё же на­во­дит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Ав­тор­ской ис­по­ве­ди» Го­голь писал об этом так: «При­чи­на той ве­сё­ло­сти, ко­то­рую за­ме­ти­ли в пер­вых со­чи­не­ни­ях моих, по­ка­зав­ших­ся в пе­ча­ти, за­клю­ча­лась в неко­то­рой ду­шев­ной по­треб­но­сти. На меня на­хо­ди­ли при­пад­ки тоски, мне са­мо­му необъ­яс­ни­мой, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла, может быть, от моего бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния. Чтобы раз­вле­кать себя са­мо­го, я при­ду­мы­вал себе всё смеш­ное, что толь­ко мог вы­ду­мать. Вы­ду­мы­вал це­ли­ком смеш­ные лица и ха­рак­те­ры, по­став­лял их мыс­лен­но в самые смеш­ные по­ло­же­ния, вовсе не за­бо­тясь о том, зачем это, для чего и кому из этого вый­дет какая поль­за. Мо­ло­дость, во время ко­то­рой не при­хо­дят на ум ни­ка­кие во­про­сы, под­тал­ки­ва­ла».

«Ве­че­ра…», несмот­ря на всю свою ска­зоч­ность, по­лу­чи­лись уди­ви­тель­но ре­а­ли­стич­ны­ми: в дело пошли не толь­ко све­де­ния, при­слан­ные род­ны­ми, но и труды по эт­но­гра­фии, линг­ви­сти­че­ские ста­тьи и даже трак­та­ты по кол­дов­ству. Сам Го­голь при­зна­вал­ся, что не может при­ду­мы­вать сю­же­ты из ни­че­го, ему необ­хо­ди­ма была некая канва, ко­то­рую он с уди­ви­тель­ной точ­но­стью и ма­стер­ством раз­во­ра­чи­вал в за­во­ра­жи­ва­ю­щее по­вест­во­ва­ние.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь об­ра­ща­ет свои взоры к милой его серд­цу сол­неч­ной Укра­ине. В жизни ее на­ро­да, в ее пес­нях и сказ­ках видит он под­лин­ную по­э­зию и вос­со­зда­ет ее в своих по­ве­стях. Го­голь пре­крас­но знал жизнь и на­род­ное твор­че­ство Укра­и­ны. Впе­чат­ле­ния укра­ин­ской де­рев­ни окру­жа­ли его с са­мо­го дет­ства. Отец пи­са­те­ля был ав­то­ром ко­ме­дий, в ко­то­рых ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся укра­ин­ский фольк­лор и изоб­ра­жа­лись быт и нравы укра­ин­ской де­рев­ни. Видел Го­голь в дет­ские годы и вер­те­пы (ку­коль­ные те­ат­ры) с их пред­став­ле­ни­я­ми, пол­ны­ми за­дор­но­го укра­ин­ско­го юмора. Его сверст­ни­ки по Нежин­ской гим­на­зии рас­ска­зы­ва­ли, что Го­голь в празд­нич­ные дни от­прав­лял­ся в пред­ме­стье Нежи­на, к своим зна­ко­мым кре­стья­нам, бывал за­все­гда­та­ем на кре­стьян­ских сва­дьбах. Ин­те­рес бу­ду­ще­го пи­са­те­ля к Укра­ине от­ра­зил­ся и в мно­го­чис­лен­ных за­пи­сях фольк­ло­ра, ко­то­рые он за­но­сил в «Книгу вся­кой вся­чи­ны», за­ве­ден­ную им в гим­на­зии.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь со­здал глу­бо­ко ли­ри­че­ский, пре­крас­ный образ Укра­и­ны, про­ник­ну­тый лю­бо­вью к ее на­ро­ду. Этот образ рас­кры­ва­ет­ся пи­са­те­лем и в пле­ни­тель­ных по­э­ти­че­ских пей­за­жах, и в опи­са­нии на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра на­ро­да, его сво­бо­до­лю­бия, храб­ро­сти, юмора, ли­хо­го ве­се­лья. Укра­и­на в книге Го­го­ля впер­вые пред­ста­ла во всей чу­дес­ной кра­со­те, яр­ко­сти и вме­сте с тем неж­но­сти своей при­ро­ды, с ее воль­но­лю­би­вым и му­же­ствен­ным на­ро­дом.

По опре­де­ле­нию В. Г. Бе­лин­ско­го, «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» – это «по­э­ти­че­ские очер­ки Ма­ло­рос­сии, очер­ки, пол­ные жизни и оча­ро­ва­ния. Все, что может иметь при­ро­да пре­крас­но­го, сель­ская жизнь про­сто­лю­ди­нов обо­льсти­тель­но­го, все, что народ может иметь ори­ги­наль­но­го, ти­пи­че­ско­го, – все это ра­дуж­ны­ми цве­та­ми бле­стит в этих пер­вых по­э­ти­че­ских грё­зах Го­го­ля».

Фан­та­сти­ка на­род­ных ска­зок и ле­генд в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

По­весть «Ночь перед Рож­де­ством» Го­голь на­пи­сал в 1831 г. Она за­во­ра­жи­ва­ет чи­та­те­ля сво­и­ми фан­та­сти­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми и живым теп­лым юмо­ром. В по­ве­сти есть все: за­гад­ки, страх перед неве­до­мым, лю­бовь, при­клю­че­ния. Имен­но по­это­му по­весть Го­го­ля чи­та­ет­ся с боль­шим ин­те­ре­сом, при­чем как детьми, так и взрос­лы­ми.

С ран­не­го дет­ства Н.В. Го­го­ля окру­жа­ла ат­мо­сфе­ра на­род­ных ле­генд, по­ве­рий, ска­зок и былей. Пре­крас­ны­ми рас­сказ­чи­ка­ми ин­те­рес­ных ис­то­рий были его ро­ди­те­ли. А отец бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, Ва­си­лий Льво­вич, на ос­но­ве этих рас­ска­зов даже ста­вил пьесы. Не мень­ше ле­генд о раз­ных чу­де­сах и пер­со­на­жах укра­ин­ско­го фольк­ло­ра Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич слы­шал на зна­ме­ни­тых яр­мар­ках, на ве­чер­ни­цах, во время ве­се­лых на­род­ных гу­ля­ний. Здесь каж­дый хотел по­ве­дать свою ис­то­рию. В таких рас­ска­зах стал­ки­ва­лись добро и зло, че­ло­век и нечи­стая сила. Враж­деб­ные людям пер­со­на­жи – черти, ведь­мы, кол­ду­ны и др. – все­гда стре­ми­лись им на­вре­дить. Но че­ло­век пы­тал­ся одо­леть и по­бо­роть злую силу. Одно из таких столк­но­ве­ний изоб­ра­же­но в по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством». Пер­вые же стро­ки поз­во­ля­ют чи­та­те­лю оку­нуть­ся в ска­зоч­ную ат­мо­сфе­ру:

По­след­ний день перед Рож­де­ством про­шел. Зим­няя, ясная ночь на­сту­пи­ла. Гля­ну­ли звез­ды. Месяц ве­ли­ча­во под­нял­ся на небо по­све­тить доб­рым людям и всему миру, чтобы всем было ве­се­ло ко­ля­до­вать и сла­вить Хри­ста. Мо­ро­зи­ло силь­нее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мо­ро­за под са­по­гом слы­шал­ся за пол­вер­сты. Еще ни одна толпа па­руб­ков не по­ка­зы­ва­лась под ок­на­ми хат; месяц один толь­ко за­гля­ды­вал в них украд­кою, как бы вы­зы­вая при­на­ря­жи­вав­ших­ся де­ву­шек вы­бе­жать ско­рее на скры­пу­чий снег. Тут через трубу одной хаты клу­ба­ми по­ва­лил­ся дым и пошел тучею по небу, и вме­сте с дымом под­ня­лась ведь­ма вер­хом на метле.

Со­бы­тия в ней раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в ночь перед боль­шим хри­сти­ан­ским празд­ни­ком. Как из­вест­но из ска­зок и ле­генд, ночь перед Рож­де­ством – это со­вер­шен­но уди­ви­тель­ное время. В эту ночь по свету раз­гу­ли­ва­ет вся нечисть. Вовсе не слу­чай­но чёрт чув­ству­ет себя так сво­бод­но. Чёрт – это пол­но­стью вы­мыш­лен­ный пер­со­наж. На­род­ная фан­та­зия на­де­ли­ла его осо­бым об­ли­ком. В по­ве­сти порт­рет черта дан рас­сказ­чи­ком очень де­таль­но. Как вся­кий чужой для укра­ин­цев че­ло­век, он на­зван нем­цем. Своей узень­кой мор­доч­кой и пя­тач­ком черт похож на сви­нью. Но боль­ше рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет черта с лю­дь­ми. То с ярес­ков­ским го­ло­вой, то с гу­берн­ским стряп­чим в мун­ди­ре. В этом про­яв­ля­ет­ся го­го­лев­ский юмор. С его по­мо­щью автор доб­ро­душ­но вы­сме­и­ва­ет недо­стат­ки людей:

Спе­ре­ди со­вер­шен­но немец: узень­кая, бес­пре­стан­но вер­тев­ша­я­ся и ню­хав­шая все, что ни по­па­да­лось, мор­доч­ка окан­чи­ва­лась, как и у наших сви­ней, круг­лень­ким пя­тач­ком, ноги были так тонки, что если бы такие имел ярес­ков­ский го­ло­ва, то он пе­ре­ло­мал бы их в пер­вом ко­зач­ке. Но зато сзади он был на­сто­я­щий гу­берн­ский стряп­чий в мун­ди­ре, по­то­му что у него висел хвост, такой ост­рый и длин­ный, как те­пе­реш­ние мун­дир­ные фалды; толь­ко разве по коз­ли­ной бо­ро­де под мор­дой, по неболь­шим рож­кам, тор­чав­шим на го­ло­ве, и что весь был не белее тру­бо­чи­ста, можно было до­га­дать­ся, что он не немец и не гу­берн­ский стряп­чий, а про­сто черт, ко­то­ро­му по­след­няя ночь оста­лась ша­тать­ся по бе­ло­му свету и вы­учи­вать гре­хам доб­рых людей. Зав­тра же, с пер­вы­ми ко­ло­ко­ла­ми к за­ут­рене, по­бе­жит он без огляд­ки, под­жав­ши хвост, в свою бер­ло­гу.

За чер­том чис­ли­лось много про­де­лок. В на­ча­ле по­ве­сти мы видим его ле­тя­щим по небу. Нечи­стый кра­дет месяц, чтобы ото­мстить Ва­ку­ле за свои му­че­ния в кар­тине Страш­но­го суда. Чтобы Чуб с кумом не по­па­ли к Со­ло­хе, он устра­и­ва­ет силь­ную ме­тель. В на­ро­де же верят, что нена­стья и вьюги на­сы­ла­ют­ся нечи­стой силой, ко­то­рая хочет за­пу­тать че­ло­ве­ка. Так и Чуб с кумом сби­лись с пути. Ме­тель была такой сер­ди­той, что они не ви­де­ли ни од­но­го дома и в конце кон­цов по­те­ря­ли друг друга. А Чуб так за­блу­дил­ся, что даже не узнал соб­ствен­ной хаты. Но глав­ная цель черта, по по­ве­рьям, – за­вла­деть душой че­ло­ве­ка. В обмен на по­мощь Ва­ку­ле он тре­бу­ет его душу. Но куз­нец «со­тво­рил крест» и за­ста­вил черта по­ви­но­вать­ся. Ночью Ва­ку­ла летит на черте в Пе­тер­бург. Это время буй­ства нечи­стой силы. По­это­му в небе куз­нец видит все живым. Звез­ды, как дети, иг­ра­ют в жмур­ки. Духи клу­бят­ся це­лы­ми об­ла­ка­ми. Ле­та­ет метла ведь­мы; сидя в горш­ке, несет­ся кол­дун. В это же время черт обо­ра­чи­ва­ет­ся в дру­гих жи­вот­ных. В самом Пе­тер­бур­ге он пре­вра­ща­ет­ся в коня и ведет Ва­ку­лу по ули­цам го­ро­да. А перед по­хо­дом во дво­рец ца­ри­цы он сде­лал­ся таким ма­лень­ким, что по­ме­стил­ся у куз­не­ца в кар­мане. Но все силы черта ис­че­за­ют, когда на­сту­па­ет утро. Новый день на­чи­на­ет­ся с крика пе­ту­ха. По­это­му воз­вра­ща­ет­ся Ва­ку­ла из сто­ли­цы перед его пе­ни­ем. Вме­сто того чтобы по­сме­ять­ся над че­ло­ве­ком, черт сам ока­зал­ся на­ка­зан. Это ро­га­тое со­зда­ние на по­вер­ку ока­зы­ва­ет­ся очень глу­пым, и после пу­те­ше­ствия в Пе­тер­бург вме­сто души куз­не­ца чёрт в на­гра­ду по­лу­ча­ет хо­ро­шую взбуч­ку (рис. 3):

И мигом очу­тил­ся Ва­ку­ла около своей хаты. В это время про­пел петух. «Куда? - за­кри­чал он, ухва­тя за хвост хо­тев­ше­го убе­жать черта. - По­стой, при­я­тель, еще не все: я еще не по­бла­го­да­рил тебя».

Рис. 3. Кость Лавро. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

Черт не слу­чай­но по­ка­зан в по­ве­сти таким жал­ким и глу­пым. Во мно­гих сказ­ках и ле­ген­дах сме­лые и от­важ­ные герои легко одер­жи­ва­ют верх над тем­ны­ми си­ла­ми зла. Бла­го­род­ство, от­ва­га и на­ход­чи­вость по­мо­га­ют им в этом. Куз­нец Ва­ку­ла тоже смог про­ти­во­сто­ять чёрту, в этом куз­не­цу по­мог­ла еще и вера в Бога. Ведь при об­ще­нии с чер­том куз­не­цу при­ш­ла в го­ло­ву мысль со­вер­шить крест­ное зна­ме­ние, а после этого черт уже не имел над ним ни­ка­кой вла­сти.

Но неко­то­рые люди, по на­род­ным по­ве­рьям, могли всту­пать в союз с нечи­стой силой. В по­ве­сти это ведь­ма Со­ло­ха и зна­харь Пацюк.

Со­ло­ха (рис. 4) вер­хом на метле ле­та­ет по небу, пря­чет в рукав звез­ды. Она тоже может пре­вра­щать­ся в жи­вот­ных. Кто-то из жи­те­лей Ди­кань­ки видел, как Со­ло­ха «чер­ною кош­кою пе­ре­бе­жа­ла до­ро­гу» . К по­па­дье она яви­лась в об­ли­ке сви­ньи, «за­кри­ча­ла пе­ту­хом, на­де­ла на го­ло­ву шапку отца Кон­дра­та и убе­жа­ла назад». А па­ру­бок Ки­зя­ко­лу­пен­ко «видел у нее сзади хвост» . Несмот­ря на все эти про­дел­ки, среди од­но­сель­чан Со­ло­ха была обыч­ной жен­щи­ной и доб­рой хо­зяй­кой. От роду ей не боль­ше со­ро­ка лет и была она «ни хо­ро­ша, ни дурна собою». Но от дру­гих жен­щин от­ли­ча­лась осо­бой хит­ро­стью и смет­ли­во­стью. Имен­но эти ка­че­ства по­мог­ли ей пе­ре­хит­рить ка­за­ков, ко­то­рые при­шли к ней на ве­че­рю. Она спря­та­ла их в мешки, и гости долго не могли выйти на сво­бо­ду.

Рис. 4. Кадр из мульт­филь­ма «Ночь перед Рож­де­ством». Со­юз­мульт­фильм, 1951

Ва­ку­ла, от­прав­лен­ный Ок­са­ною за че­ре­вич­ка­ми (по ска­зоч­но­му прин­ци­пу «пойди туда, не знаю куда, при­не­си то, не знаю что»), дол­жен об­ре­сти вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка, ибо в оди­ноч­ку ему не спра­вить­ся. Доб­рые по­мощ­ни­ки в по­ве­стях цикла прак­ти­че­ски от­сут­ству­ют, по­то­му куз­нец пря­ми­ком на­прав­ля­ет­ся к Пу­за­то­му Па­ц­ю­ку, ко­то­рый тоже зна­ет­ся с нечи­стой силой («знает всех чер­тей и всё сде­ла­ет, что за­хо­чет»). Его счи­та­ли зна­ха­рем, по­то­му что он умел за­го­во­ра­ми ле­чить людей (рис. 5).

Рис. 5. Фе­до­ров­ский Ф.Ф. Пацюк ест га­луш­ки. Эскиз де­ко­ра­ции к те­ат­раль­ной по­ста­нов­ке по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

– Ты, го­во­рят, не во гнев будь ска­за­но... – ска­зал, со­би­ра­ясь с духом, куз­нец, – я веду об этом речь не для того, чтобы тебе на­несть какую обиду, – при­хо­дишь­ся немно­го срод­ни черту.

Пацюк без труда опре­де­лил, что за спи­ной у Ва­ку­лы уже сидит черт:

– Тому не нужно да­ле­ко хо­дить, у кого черт за пле­ча­ми, – про­из­нес рав­но­душ­но Пацюк, не из­ме­няя сво­е­го по­ло­же­ния.

Кроме того, Пацюк не со­блю­да­ет пост и в вечер го­лод­ной кутьи ест ва­ре­ни­ки со сме­та­ной. Уви­дев это, на­бож­ный куз­нец вы­бе­жал из его хаты.

Кра­са­ви­ца Ок­са­на и куз­нец Ва­ку­ла – пер­со­на­жи, ко­то­рые имеют много об­ще­го с ге­ро­я­ми раз­лич­ных на­род­ных ска­зок. Сме­лый и бла­го­род­ный юноша влюб­ля­ет­ся в юную, но очень над­мен­ную кра­са­ви­цу. Дол­гое время она осы­па­ет влюб­лен­но­го на­смеш­ка­ми, но потом, на­ко­нец-то, со­гла­ша­ет­ся выйти за него замуж, прав­да, при одном усло­вии. Кра­са­ви­ца Ок­са­на же­ла­ет, чтобы влюб­лен­ный в нее куз­нец при­нес че­ре­вич­ки, ко­то­рые носит сама ца­ри­ца.

Пу­те­ше­ствие ока­зы­ва­ет­ся для героя нелег­ким, но успеш­ным. Ему уда­ет­ся под­чи­нить себе черта и даже сле­тать на нем к ца­ри­це. За время от­сут­ствия от­важ­но­го Ва­ку­лы кра­са­ви­ца Ок­са­на по­ни­ма­ет, что все-та­ки любит его. Счаст­ли­вая раз­вяз­ка еще боль­ше при­бли­жа­ет по­весть к сказ­ке.

В по­ве­сти «Ночь перед Рож­де­ством» Н.В. Го­голь со­еди­ня­ет на­род­ные сказ­ки и ле­ген­ды и укра­ша­ет их соб­ствен­ным ху­до­же­ствен­ным вы­мыс­лом.

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те ху­до­же­ствен­ный пе­ре­сказ наи­бо­лее смеш­но­го, на ваш взгляд, эпи­зо­да.

Сло­вар­ная ра­бо­та. Вы­пи­ши­те из тек­ста по­ве­сти незна­ко­мые вам слова. Най­ди­те по сло­ва­рю их лек­си­че­ское зна­че­ние.
На­при­мер, ПА­ЛЯ ­НИ­ЦА – неболь­шой хлеб, несколь­ко плос­кий.

Уст­ное сло­вес­ное ри­со­ва­ние. «На­ри­суй­те» устно порт­рет укра­ин­ско­го па­руб­ка или де­вуш­ки (на выбор). Пе­ре­дай­те осо­бен­но­сти ко­стю­ма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!