Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.
Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:
Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.
Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.
Виды ощущений
- Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
- Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
- Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
- Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
- Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
- Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
- Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
- Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
- Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
- Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.
Развитие ощущений и восприятия
Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.
«Наблюдение за деревом»
Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.
В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.
«Кто громче поёт?»
Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.
«Угадай – ка»
Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.
«Что я чувствую прямо сейчас?»
Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.
Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.
Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.
ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека
Ощущение и восприятие человека.
Ощущение и восприятие человека необходимы в повседневной его жизнедеятельности. Они поддерживают активную работу . Резкое ограничение ощущений человека вызывает сон - полное или почти полное головного мозга. Вместе с тем ощущения служат человеку орудием ориентировки в окружающей среде. Животные не могли бы удовлетворить свои биологические потребности, не ориентируясь в среде при помощи ощущений. Если бы не обладал слухом, зрением, осязанием и другими видами ощущений, он тоже не смог бы практически ориентироваться в окружающем мире и совершать целесообразные действия. Таким образом, ощущение является одним из психических процессов, регулирующих жизнедеятельность и поведение человека.
К ощущению есть «субъективный образ объективного мира» . Это означает, во-первых, что вне мозга субъекта ощущений не существует. Каждое ощущение есть результат , который имеет своего обладателя. Это означает также, что интенсивность, длительность и другие особенности ощущения зависят не только от свойств объекта, но и от состояния и жизненного опыта субъекта. Так, например, чувствительность зрения значительно снижается под влиянием утомления и повышается при легкой мышечной работе. Чувствительность слуха заметно повышается под влиянием специальных упражнений и определенных видов трудовой (у музыкантов, радистов) .
ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | ощущение и восприятие человека
Виды ощущений у человека.
Все виды ощущений у человека - «человечны», т. е. являются продуктом их исторического развития. Ощущения человека существенно отличаются от ощущений животных. В процессе труда и социального общения у людей развилось очень тонкое и точное осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.
Научному, материалистическому взгляду на ощущения издавна противостоят взгляды ненаучные, идеалистические. Субъективные идеалисты Беркли, Мах и их последователи отрицают материальный источник происхождения ощущения. Отрицая вообще существование материи, они утверждают, что окружающие нас предметы - это не более как комбинации или комплексы наших ощущений. Получается, что, кроме субъекта и его ощущений, ничего в мире не существует.
Идеалистичны взгляды и так называемых агностиков, которые, не отрицая существования материального мира и его воздействия на органы человека, сомневаются, однако, в истинности отражения реальных свойств предметов посредством ощущений. Так, ученый Гельмгольц, исходя из того факта, что ощущение какого-либо свойства и само свойство предмета это не одно и то же, назвал ощущения символами, условными знаками вещей. Символ может обозначать как то, что реально существует, так и то, что вовсе не существует в действительности. Теория символов неизбежно приводит к агностицизму, к сомнению в правильности отражения человеком окружающего мира. На самом деле ощущение есть верное отражение действительности.
Широко известны взгляды другого ученого Иоганна Мюллера, который утверждал, что мы ощущаем не свойства реальных предметов, а лишь состояние собственных органов чувств. В подтверждение своего взгляда И. Мюллер ссылался на следующие общеизвестные факты: при действии разными раздражителями на один и тот же орган чувств всегда возникает одинаковое ощущение, специфичное для этого органа чувств. Так, если действовать на глаз светом, электрическим током или механическим (давление, удар), во всех случаях возникает зрительное ощущение. С другой стороны, при действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств всегда возникают разные ощущения, опять-таки специфичные для этих органов чувств. Так, если действовать электрическим раздражителем на глаза, уши, кожу, возникнут соответствующие для этих органов ощущения: зрительное, слуховое, тактильное. Следовательно, по Мюллеру, наши ощущения порождены не действием материальных предметов, существующих независимо от сознания людей, а «специфической энергией органов чувств» человека. Другими словами, они являются отражением не свойств объектов материального мира, а отражением состояния собственных органов чувств. Один из критиков И. Мюллера шутливо сказал, что если бы это было так, то кошка вместо того, чтобы схватить увиденную ею мышь, вцепилась бы в собственные глаза. Вывод Мюллера из упомянутых фактов ложен. Эти факты имеют иное объяснение. Из истории развития животного мира мы знаем, что специфичность органов чувств, как и органов движения, является результатом длительного биологического приспособления животных к изменяющимся условиям их существования. На низших ступенях эволюции ее не было.
ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека
Роль ощущений в жизни человека.
Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.
Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.
ощущения мозга человека | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека
Свойства ощущений человека в психологии.
Свойства ощущений человека в . Физиологической основой ощущений и чувств является работа анализаторов. Как известно, анализатор представляет собой сложную анатомо-физио-логическую систему нервных приборов: рецепторов, т. е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части. Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, проводящим путем - зрительные нервы, соединяющие сетчатки с корой головного мозга, центральной частью - скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга. Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого анализатора, через которые осуществляется связь анализаторов друг с другом. Функции анализаторов состоят прежде всего в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов - оптических, акустических и т. д. Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях - низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществляется рецепторами и имеет безусловнорефлекторную природу. Глаза новорожденного сразу, после рождения реагируют на свет (зрачковый ); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем уровне обеспечивается коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т. е. имеет условнорефлекторную природу.
Свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека
Ощущения мозга человека.
Ощущения мозга человека . Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом. Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь). От коры в ответ на раздражение после новой переработки импульсов идет обратный поток их к исполнительным приборам органа чувств: к мышечно-секреторному и сенсорному его аппаратам. Но на этом рефлекторная деятельность анализатора не кончается. От указанных приборов органа чувств тут же идет в кору новый поток импульсов, приносящий ей информацию о выполнении или невыполнении нужной функции (обратная связь, обратная афферентация). В коре происходит уточнение анализа раздражителей и новые «приказы» исполнительным и чувствующим приборам органа чувств и так далее до тех пор, пока не наступит точное отражение действующего на анализатор объекта, точное его ощущение.
В нервной системе на разных ее уровнях происходит не только анализ, но и синтетическая деятельность. Ни один из анализаторов не работает изолированно от других анализаторов. Кора представляет собой единый комплексный анализатор, осуществляющий одновременно процессы анализа и синтеза; мозг работает как сложная функциональная саморегулирующаяся система.
ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека
Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.
Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.
Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.
Что вызывает чувства и эмоции
Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.
Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.
Врожденные эмоции человека
Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.
Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.
Читайте и удивляйтесь:-)
А
Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.
Виды азарта:
- Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.
Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.
- Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.
Азарт игрока в казино.
Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.
Б
Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.
Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.
Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.
Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.
Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.
Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.
Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.
Бешенство - состояние крайней степени раздражения.
Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.
Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.
Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.
Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.
Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).
В
Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.
Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.
Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.
Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.
Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .
Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.
Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.
Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.
Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…
Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.
Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.
Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.
Г
Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.
Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.
Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».
Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.
Д
Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.
У
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.
Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).
Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.
Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.
Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.
Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.
Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).
Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.
Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.
Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.
Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.
Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.
Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».
Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.
Ф
Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Ш
Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.
Психологи, различают:
- слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
- шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
- шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.
Э
Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.
Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.
Сегодня говорим об эмоциях и удовольствии: от еды,...