Кем и когда создан кодекс русского офицера. Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь


Ирина Ушакова


Ныне, когда наша школа бьётся в новых реформах, а уровень подготовки учащихся тем временем падает, пора вспомнить настоящих деятелей русского образования, заботников о своём народе.

Учителем века называют Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор московского университета С. А. Рачинский создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами), в которых обучались более тысячи крестьянских детей, организовал общества трезвости, которые спасли тысячи людей от гибели. Ценный литературный и педагогический материал составляет его переписка со многими писателями и государственными деятелями, письма простым крестьянам.

Будущий педагог родился в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). Окончил естественный факультет Московского университета, а в 1859 г. первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете, впоследствии стал ординарным профессором Московского университета и членом научного общества, к которому принадлежали А. Г. Столетов, Н. Я. Лясковский, С. А. Усов.

Работы молодого учёного публиковались в «Вестнике естественных наук» и «Русском вестнике», с 1863 г. он был постоянным сотрудником журнала «Русский архив», издаваемого П. И. Бартеневым, а также состоял негласным редактором «Русского вестника» во время печатания там «Отцов и детей» И. С. Тургенева. В доме Рачинского на Малой Дмитровке часто бывали Ф. Лист и П. Чайковский, К. Павлова и Л. Толстой. В круге общения Рачинского были Ф. Тютчев, К. Аксаков.

Сергей Рачинский.

В 1860-х гг. политические волнения в стране коснулись и университета, тогда Рачинский уходит в отставку, а в1872 г. навсегда возвращается в родовое имение Татево. Европейское образование и вращение в интеллигентских кругах не помешали учёному не только с большим интересом, но и с любовью относиться к народной жизни, самобытной русской культуре: он собирал фольклор, произведения кустарных ремёсел.

Рачинский понимал, что вопрос о народном образовании - это «…вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели», - писал педагог-подвижник в своих «Заметках о сельской школе».

Живя рядом с народом, он чувствовал, что дух народный и силы держатся преданием и обычаем, пока народ не образован. Поэтому главным призванием людей образованных Рачинский считал просвещение крестьян: «И если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мёртвому образованию».

Сегодняшнее состояние народной жизни в том селе, где жил Рачинский сто лет назад, тяжелее, чем во время его деятельности. И духовно, и материально - тяжелее. И как никогда нужны руководители, которые помогут своему народу выйти на верный путь национального развития, возродиться духовно, осознать себя…

С 1877 по 1902 гг. «барин» Рачинский жил вместе с крестьянскими ребятами в построенной им школе, содержал их на свои деньги и преподавал арифметику и грамматику, пение и рисование, географию и ботанику. При школе работала лечебница, где бесплатно получали медицинскую помощь все жители окрестных сёл.

Всё, что исполнял учитель, исходило из его глубоко религиозного миропонимания, единого с народом. Жизнь школы была связана с соблюдением постов и всех православных праздников. За одним братским столом перед трапезой собирались учителя, помощники Сергея Александровича и ученики. Школьной братией пелись молитвы. Каждый праздник отмечался с особым торжеством и глубокой радостью. «Тому, кто окунулся в этот мир строгого влияния, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки», - писал Рачинский о богослужении и церковном пении. Крестьяне, бывшие в Петербурге, говорили, что там такого чудного церковного хора не слышали.

Народный учитель воспитал трёх художников из деревенских мальчиков своей школы, обучал их на свои средства: Н. Богданова-Бельского, Т. Никонова и И. Петерсона. Учеником Рачинского был также протоиерей А. П. Васильев (1867-1918), духовник царской семьи. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, стал выдающимся народным проповедником и законоучителем царских детей.

Укрепляя плоды своей деятельности по благоустройству и просвещению населения, Рачинский 5 июля1882 г. создал общество трезвости. Все желающие отказаться от пагубной привычки в день памяти преподобного Сергия Радонежского служили молебен святому и просили его помощи, чтобы преодолеть страшный недуг. Человек давал обещание Богу, и церковь своими обрядами ему помогала. Сотни людей смогли исправить свою жизнь, вступив в общество трезвости. В селе Пречистое Духовищенского уезда обет трезвости дали 250 человек; в селе Дровине Гжатского уезда, где учительствовал любимый ученик Рачинского В. А. Лебедев, в общество трезвости вступили 700 человек. Во многих городах и сёлах, на фабриках и заводах возникли подобные общества. «Трезвенники, - писал В. Г. Георгиевский в своём некрологе о Рачинском, - стали исчисляться десятками тысяч».

К сельскому учителю как человеку образованному и философски мыслящему обращались за советами писатель Лев Толстой, философ Василий Розанов, обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев.

Московский Императорский университет. Акварель. 1911 г.

Прекрасно зная мировую культуру, соприкасаясь с отечественной народной культурой, ведя огромную переписку на нескольких языках, откликаясь на все события, происходящие в мире, С. А. Рачинский чувствовал «пробуждение исторического творчества, культурной индивидуализации более широкое, чем то, которое ознаменовало начало христианской эры в эпоху Возрождения». Одним из театров этого процесса Рачинский, вне сомнения, видел Россию, «столь чуткую к западным влияниям, столь тесно связанную с Востоком своими историческими судьбами».

Сберегая для новых поколений клад мудрости, духовный опыт наших предков, на который так спасительно было бы опереться нам сейчас, Рачинский понимал, какой свет христианская культура несёт всему миру. Учитель старался как можно большему количеству людей передать этот спасительный свет культуры, которая, облагораживая человека, воспитывая его гуманность и нравственность, приближает его к божественной истине и любви. По письмам уже взрослых учеников Рачинского к нему можно увидеть, как заложенные в человеке крупицы духовности делают его причастным к истории, культуре, искусству.

«Цвет русского искусства - впереди, - писал Рачинский. - Вся громадная художественная работа России XIХ века - работа подготовительная. Вся эта дивная выработка языка, все эти смелости и тонкости музыкальной и живописной техники, вся эта горячая и искренняя правдивость в изображении действительности - всё это нас с детства восхищает и изумляет Европу. Это драгоценный материал для воздвигаемого здания искусства. Все наши великие художники кончают жизнь, мучимые жаждой вещей божественных, или замолкают в ужасе перед великими тайнами жизни и смерти. Эта жажда будет утолена, этот ужас рассеется. Неразрешимые логической мыслью вопросы разрешаются только ответами, воплощёнными в жизни, в искусстве. Все это дано нам видеть лицом к лицу - как в зеркале - в искусстве, в том цельном искусстве, которое мы называем религиозным и которое есть единственное, ибо всё прочее - лишь блестящие осколки его».

Революция 1917 года, поглотившая уникальную библиотеку в Татеве и тысячи более значимых культурных и архитектурных ценностей, отодвинула этот «цвет» - рассвет русского искусства не на одно столетие.

Высокопоучительная деятельность Рачинского на благо просвещения была оценена и с высоты царского престола. 14 мая 1899 г. император Николай II подал рескрипт: «Труды ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа».

С. А. Рачинский был дружен со своим земляком, основателем православной миссии в Японии архиепископом Николаем (Касаткиным) (1836-1912). В Татеве проводили каникулы обучавшиеся в Санкт-Петербургской духовной академии японцы, обращённые архиепископом Николаем в православие (Арсений Ивасава и крестник Сергея Александровича самурай Сеодзи). Частыми гостями Татева были граф Д. Шереметьев, философ В. В. Розанов, священник С. В. Смоленский, дочь поэта Е. А. Дельвиг. Писатель В. Ян, побывавший в Татеве, вспоминал, что от всех учительствующих учеников Рачинского веяло чем-то искренним и чистым: «Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, с землёй-матушкой, и мне было отрадно, тепло возле них... Эти люди не собьются с дороги, не пропадут. С ними не оскудеет земля».

Что сегодня в наших силах сделать для сохранения богатого наследия педагога? Писать и говорить о таких многогранно талантливых тружениках, как Сергей Рачинский.

Идеи и методики Рачинского постепенно внедряются в некоторых школах, о выдающемся учёном говорят в своих выступлениях педагоги и журналисты, проходят конференции, связанные с именем Рачинского.

В самом же Татеве отреставрирована Троицкая церковь и возобновлено богослужение. К сожалению, повсеместная картина нашего времени - сёла, пустеющие без молодёжи. Малочисленна стала и татевская школа. Зданию, построенному в 1907 г., нужен ремонт. Необходим уход за остатками парка. Здание можно отреставрировать, но аллеи, которые растут двести лет, в одночасье создать невозможно…

1. Сергий Радонежский - это…

А) русский князь
Б) русский святой
В) священнослужитель
Г) русский богатырь

2.Как звали родителей Сергия?

А) Иван и Ольга
б) Пётр и Марфа
в) Кирилл и Мария

3. Что стало предзнаменованием Богоизбранности будущего ребёнка Марии и Кирилла?

4. Назовите дату рождения прп. С.Радонежского.

5.Какое имя получил мальчик при крещении?

А) Сергий
б) Константин
в) Варфоломей

6. Где родился Сергий?

А) Киев
Б) Новгород
В) Ростов
Г) Муром

7. Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева
Б) из Москвы
В) из Ростова
Г) Из Рязани

8. Куда переехал отец мальчика?

А) В Радонеж
б) В Москву
в) В Коломну
г) Во Владимир

9. Как учился Варфоломей?

А) быстро и легко
б) медленно и не прилежно
в) прилежно, но с трудом

10. Кого встретил Варфоломей?

А) святого старца
б) ангела
в) монахиню

11. Что он спросил у мальчика?

А) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

12. Что ответил мальчик на вопрос старца?

А) что он хочет стать святым
б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь
г) что он хочет знать грамоту

13. Первая благодать от Бога:

А) исцеление от болезни
Б) дарование благополучия
В) дар разумения
Г) чистота помышления

14. О чём просил Варфоломей своих родителей?

А) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом

15. О чём попросили родители юношу?

А) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья

16. Как Варфоломей стал Сергием? Что об этом сказано в «Житии…»?

17. В каком году прп. Сергий принял постриг?

18. Почему прп. Сергия называют Радонежским?

19. Дела Сергия Радонежского:

А) отказ от наследства

Г) писал духовные книги

20. С какими животными дружил прп. Сергий?

21. Кто из русских князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

А) князь Александр
б) князь Дмитрий
в) князь Владимир

22. Как звали монахов - участников Куликовской битвы?

23. Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

А) Успенский собор
б) Духовская церковь
в) Троицкий собор

24. Дела Сергия Радонежского:

А) отказ от наследства
Б) строительство церкви и монастыря
В) чудесным образом исцелял людей
Г) писал духовные книги

25. Какие чудеса прп. Сергия вам известны? Опишите их.
26. Назовите автора приведённого ниже отрывка

Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом -
И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!

27.Какого числа празднуется обретение мощей прп. С.Радонежского?

28. Назовите дату преставления прп. С.Радонежского.

29.«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Когда прп. Сергий произнёс эти удивительные слова?

30.Когда и кем было написано Житие Сергия?

31.Какие монастыри основал прп. Сергий?

32.В каком году прп. Сергия причислили к лику святых?

33.Расскажите о чуде с источником.

На вопрос в какое время жил известный российский учитель сергей александрович и в какой школе он работал заданный автором Евровидение лучший ответ это


Источник: http://file-rf.ru/analitics/519

Ответ от Даша Журавлёва? [активный]
Спасибо за лучший ответ


Ответ от самосожжение [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Даниил любитенко [новичек]


Ответ от тростинка [новичек]
Сергей Александрович Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния - 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.
В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г.
После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уехал в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений» , получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена учёная степень доктора ботаники.
В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодарённым студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838-1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета» . На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).
В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались учёные, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.
В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.


Ответ от Елена Лежнина [новичек]
спасибо за все ответы:)))


Ответ от ЕГОР егор [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Аня Коробейникова [новичек]
апролдж


Ответ от Мансур Гериханов [новичек]
ученик футбола


Ответ от Ѐиана Егорова [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее


Ответ от Алла Климова [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Илья Герасимов [новичек]
огроменнишее спасибо


Ответ от Slava Leonov [новичек]
спасибо ты мне поиог


Ответ от Ирина Вячеславовна [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


В Российской империи звание «русский офицер» было не просто обозначением профессиональной либо социальной принадлежности. Звание «офицер» означало принадлежность к особой касте людей, для которых честь и достоинство были дороже жизни. За честь сражались, за нее же и умирали. Во время Русско-японской войны 1904 года ротмистр Валентин Кульчицкий написал «Советы молодому офицеру», которые, по сути, стали кодексом чести русского офицера. Также в книгу вошли: «Дуэльный кодекс» В. Дурасова, одинаково справедливый как для штатских, так и для военных, и повесть А. С. Пушкина «Выстрел», как самая яркая иллюстрация и офицерской чести, и дуэльной истории. Ибо дуэль – «последний аргумент сохранения чести».

  • Ротмистр В. Кульчицкий. Советы молодому офицеру

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кодекс чести русского офицера (сборник) (А. С. Пушкин, 20156) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Издание. Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

Ротмистр В. Кульчицкий

Советы молодому офицеру

Предисловие к изданию 1916 года

Выпущенные третьим изданием «Советы молодому офицеру» ныне вследствие военного времени еще более необходимы и полезны. Ускоренные выпуски молодых людей в офицеры не дают им возможности и времени усвоить в школах всех тонкостей традиции, правильного взгляда на сущность военного воспитания и дисциплины.

Молодому офицеру предстоит самостоятельная работа над собой. Вот для этой-то работы настоящее руководство каждому офицеру окажет неоценимые услуги. Оно даст ему полезные советы и указания на многие вопросы предстоящей службы. Лаконизм изложения отдельными афоризмами гарантирует быстрое запоминание и возможность найти необходимую справку в любой момент. Если принять во внимание, что проступки мирного времени в военное становятся преступлениями, караются особенно сурово, то станет еще более очевидной ценность собранных здесь в сжатой форме советов. Они дают возможность офицеру избежать многих ошибок, разобраться в том, что законно и что преступно, уяснить все то, что требуется от него, чтобы быть хорошим, не роняющим своего достоинства офицером.

Эти советы одинаково полезны находящимся и на передовых позициях, и в тылу армии, где часто приходится сталкиваться с людьми сомнительных профессий и поведения.

Настоящий справочник избавит молодых офицеров от многих ошибок и промахов на службе и в частной жизни. Офицер, не освоившийся еще со своим новым положением, которое основано на условностях, выдержанности и военном такте, часто теряется и не знает, как ему следует поступать в некоторых случаях, не предусмотренных уставами. А следствием незнания вообще законов (хотя бы важного для военных закона о защите своей чести оружием) происходят непоправимые промахи, заставляющие офицера уходить из полка или попасть под суд.

Повторяем, что здесь изложены сжато те житейские правила, которые, несомненно, каждому офицеру в предстоящей службе принесут только пользу. Эти оригинальные афоризмы заставляют офицера серьезно подумать о военной службе по существу, а не судить о ней поверхностно, по внешней форме и бряцанию оружием.

Ни в каких уставах этих советов офицер не найдет.

Цель этого своеобразного труда – желание предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь. Здесь собраны старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым офицерам – неизвестны.

Выпуск настоящего справочника третьим изданием говорит за себя.


В. М. Кульчицкий «Дисциплина прежде всего».

I. Основание и сущность военной службы

Веруй в Бога, будь преданным Государю Императору, Его Семье и люби Родину.

Первая и главная обязанность солдата – это верность Государю Императору и Отечеству Без этого качества он негоден для военной службы. Целость Империи и поддержание ее престижа основано на силе армии и флота; их качества и недостатки отзываются на всей стране, поэтому не твое дело впутываться в социальные вопросы и политические умствования; твое дело неуклонно исполнять свои обязанности.

Ставь выше всего славу русской армии.

Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Военный должен всегда быть благоразумен и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты низок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.

Повинуйся дисциплине.


Офицер драгун времен наполеоновских войн. 1800–1815

Уважай свое начальство и верь ему.

Бойся нарушить свой долг – этим навсегда потеряешь доброе имя.

Офицер должен быть верен и правдив. Без этих качеств военному почти невозможно оставаться в армии. Верен – человек, исполняющий свой долг; правдив – если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.

Лучшая часть храбрости – осторожность.

II. Приезд в полк

Приехав в полк, офицер поступает согласно Уст. гарн. сл. ст. 400 и 401, т. е. является командиру полка. На практике поступают так: явясь в канцелярию около 11 час, офицер представляется и знакомится прежде всего с полковым адъютантом, который и дает все необходимые советы и инструкции, т. к. в каждом полку существуют свои обычаи – традиции. Если командиру полка офицер является на квартире, то, не застав его дома, следует явиться вторично, стараясь застать: первый раз расписываться или оставлять служебный билет не рекомендуется. Явиться по службе командиру роты (сотни, эскадрона, батареи), в которую состоялось назначение. Взяв в канцелярии у старшего писаря список с адресами гг. офицеров и отметив в нем женатых, сделать всем визиты, не откладывая. Рекомендуется успеть сделать их сразу, в один день. Форма одежды – парадная. В остальное время: при всех официальных случаях, визитах, поздравлениях – обыкновенная, если не отдано в приказе по полку быть в иной. Не застав дома старшего – оставить служебный билет (отнюдь не визитную карточку). Женатым же – служебный билет и визитную карточку. До представления командиру полка и не явившись еще в полк, появляться в общественных местах (театрах, садах, концертах, вечерах) считается нетактично. По приезде в полк первое впечатлите имеет серьезное значение.

Еще не прибыв в полк и находясь в отпуску, встретив офицера своего полка (в том же городе), обязательно следует подойти к нему и первым представиться, а командиру полка явиться.

III. Отношения к начальству и к себе самому

Помни всегда, что ты офицер.

С начальством держись официально.

Помни, что начальник всегда и везде начальник.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще; при ком-либо особенно, и Боже избави – при нижних чинах.

Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание (Реш. Гл. Воен. Суда 1881 г. № 183).

Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинен младшему, обязан исполнять все приказания лица, над тобой поставленного, без всякого пререкания (Св. Воен. П., VII изд. 2,20).

Если приехал в отпуск на три дня или менее, то, не являясь лично, обязан непременно прислать свой отпускной билет в коменд. управление.

Приехав же более чем на три дня, необходимо явиться лично коменданту.

По окончании срока отпуска обязан снова явиться в комендантское управление или сообщить открытым письмом в комендантское управление: «Сего числа выехал к месту своего служения» (подпись).

«Кто хочет уметь приказывать, должен уметь повиноваться!» – сказал Наполеон.

Береги свою честь, честь полка и армии.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Строго относись к своим служебным обязанностям (Дисц. уст. § 1).

Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.


Казак и офицер. 1812

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь учтивым и пред упредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним.

Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.

Заставляй о себе меньше говорить.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

Меньше откровенничай вообще – пожалеешь. Помни: «Язык мой – враг мой».

Не кути – этим лихость не докажешь, а скомпрометируешь себя. Забудь «доброе старое время» и выражение: «Плохой офицер, который не пьет». Теперь иначе: «Плохой офицер, который пьет»… и «такого» офицера в полку не удерживают.

Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

Избегай «ты», дающее повод и право к фамильярностям дурного тона (амикошонство), предлог на правах дружбы выругать тебя, вмешиваться в твои дела, сказать пошлость, грубость и т. п.

Часто старший, подвыпив, предлагает первый перейти с ним на «ты». Тем не менее на другой день будь дипломатичен: или говори ему на «вы», или выжидай, пока он первый обратится к тебе на «ты». Словом, такт – необходимое условие, чтобы не попасть в неловкое положение и впросак.

Избегай историй и скандалов. Не выступай непрошеным свидетелем: поддержав одного – наживешь врага в другом: палка о двух концах. Нейтралитет – средство даже великих держав, чтобы сохранить со всеми добрые отношения.

Человек, наживший врагов, как бы он ни был умен, добр, честен и правдив, гибнет почти неизбежно, т. к. наши враги в обществе бывают всегда деятельны; друзья же всегда бывают пассивны – они только сочувствуют, сожалеют, вздыхают, но не борются за погибающего, боясь за свою собственную участь.


Лейб-гвардии Казачий полк. Казаки в Париже в 1814 году

Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

«Сам если можешь – помоги товарищу денежно, но лично избегай брать, т. к. это роняет твое достоинство».

Не делай долгов, не рой себе ямы. Живи по средствам. Отбрось ложное самолюбие. Безнравственно делать долги, не имея возможности их уплатить, иначе – не залазь в чужой карман… Словом: «По одежке протягивай ножки».

Не кути на чужой счет, не имея средств отплатить тем же, если не хочешь, чтобы страдало твое достоинство и самолюбие. Помни французскую пословицу: «Лучше пить плохое вино из своего маленького стакана, чем хорошее – из чужого большого».

Живи один – спокойнее. Совместная жизнь с товарищем в конце концов ведет к разрыву.

Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди – не проиграешь, а избавишься от скандала.

Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно. «Семь раз отмерь, один – отрежь».

«Будь внимательным до ссоры, чем уступчивым после ссоры».

В критическую минуту друзья не помогут: на военной службе они – бессильны, связанные дисциплиной и повиновением начальству.

Если о ком-либо не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить плохое, если и знаешь.

Ничьим советом не пренебрегай – выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой.

Суметь воспользоваться хорошим советом другого – искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

Избегай разговоров на военные темы, с кем бы то ни было, вне службы, особенно в военное время.


Казаки в Париже в 1814 году

Будь осмотрителен в выборе знакомых; руководствуйся не только их образованием, но и социальным положением в обществе. «Скажи, с кем ты знаком и что читаешь, и я скажу, кто ты».

При денщиках (вообще при прислуге) воздерживайся говорить на щекотливые темы. Эту привычку необходимо твердо в себе вкоренить и всегда о ней помнить. К сожалению, большинством это забывается. Между тем прислуга особенно чутко прислушивается и присматривается к жизни своих господ, все принимает к сведению и часто разносит нелепые сплетни по домам знакомых (через прислугу же).

Лицо, пользующееся денщиком, должно следить за его здоровьем, поведением и не должно допускать незаконного с ним обращения; отдавать денщиков для услуги другому лицу безусловно воспрещается.

Ответственность за несоблюдение формы одежды денщика и его поведение падает на офицера, при котором денщик состоит.

Услугами чужого денщика, без предварительного разрешения, не пользуйся, ничего не приказывай – нетактично.

Окончив училище, продолжай заниматься. В знании военного искусства – твоя сила. В боях некогда учиться, а надо применять то, чему учился. Не упускай из виду, что необходимо знать все роды оружия.

Офицер во всех случаях своей жизни и службы подает письменный рапорт: о прибытии в полк, об отъезде в командировку, отпуск и возвращении из таковых, о вступлении в должность или сдаче таковой, о болезни и выздоровлении, о столкновениях и случаях по службе или вне ее, о всяких ходатайствах и проч.

Рапорты пишутся лаконично, по существу и без титулирования начальника.

Подпись офицера, в каком бы чине он ни был, должна быть всегда разборчива и без всяких росчерков.

Военные чиновники руководствуются теми же правилами, что и офицеры.


Карабинер офицер российской императорской гвардии. 1815

IV. Старые истины

Твердость воли и неустрашимость – два качества, необходимые военному.

Офицеру необходимо выделяться нравственными качествами, на которых основывается личное величие бойца, т. к. с ним связано обаяние над массой, столь необходимое руководителю.

Сила офицера не в порывах, а в ненарушимом спокойствии.

Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость.

Честь – святыня офицера.

Офицер должен уважать человеческие права своего собрата – нижнего чина.

Начальник, не щадящий самолюбия своих подчиненных, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Через ряды армии проходят все возрастные классы населения, влияние офицерского корпуса распространяется на весь народ .

Горе стране, если, уходя со службы, солдат выносит отвращение к солдатским рядам.

Не выдавай за неопровержимую истину то, во что ты или совсем не веришь, или хотя бы сомневаешься. Поступать так – преступление.

Необходимо, чтобы процветала не одна формальная сторона службы, но и моральная.

Армия – это дуб, защищающий Родину от бурь.

V. Правила жизни

За полковыми дамами не ухаживай (в пошлом смысле). Не заводи грязь в своей полковой семье, в которой придется служить десятки лет. Подобные романы всегда кончаются трагически.

Никогда не высказывай мнения о женщинах. Помни – женщины во все времена были причиной раздора и величайших несчастий не только отдельных лиц, но и целых империй.

Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. Порядочный человек вообще, тем более офицер, даже в интимном кругу своих верных и испытанных друзей о подобных вещах никогда не говорит, ибо женщину страшит всегда больше всего огласка.

В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

В интимной своей жизни будь очень и очень осторожен – «полк – твой верховный судья».

Всякие неблаговидные поступки офицера обсуждаются полковым судом чести.


Офицер казачьего донского войска императорской гвардии России. 1815

О службе и о делах в обществе говорить не следует.

Вверенную тайну или секрет, даже неслужебного характера, храни. Тайна, сообщенная тобою хотя только одному лицу, перестает быть тайной.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями полка и жизнью.

Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но вовремя молчать и все слышать.

На военной службе самолюбие не проявляй в мелочах, иначе будешь всегда страдать из-за него.

Будь всегда начеку и не распускайся.

Хотя военнослужащим и разрешается заниматься литературной деятельностью, но они не вправе подписываться под своими статьями с обозначением своего чина и должности (Цирк. Гл. Шт. 1908 г. № 61).

Военнослужащие за напечатание подвергаются не только в общем уголовном порядке, но могут быть привлекаемы к суду общества офицеров, а не подлежащие этому суду – к дисциплинарной ответственности, включительно до увольнения со службы в дисциплинарном порядке (Прик. по Воен. Вед. 1908 г. № 310 )

Уличать во лжи других людей – это значит вредить себе и им.

Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы – тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

Входя в общественное место, будь внимательным, если публика там без верхнего платья или без фуражек, то необходимо сделать то же.

Желая курить, проси разрешения дам, а лучше жди, пока тебе предложат или хозяйка дома, или старший (смотря где и когда).

У всякого свои недостатки: никому нельзя обойтись без помощи других, а потому мы должны помогать друг другу советами и взаимными предостережениями.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.

Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если избежать этого нельзя, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не дает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

Согласно Высочайше выраженной воле необходимо офицеру приветствовать отданием чести, при встречах на улицах, обер-офицеров всех родов оружия, независимо от их чина и не выжидая приветствия от них первых.

Штаб-офицерам (подполковникам, полковникам) и генералам обер-офицеры обязаны отдавать установленную честь. При входе их, если офицер сидел, необходимо встать и поклониться, а не едва привставать или продолжать сидеть.


Офицер российской императорской гвардии. 1815

Неприлично отдавать и принимать небрежно честь (также и нижних чинов) левой рукой (кроме раненых) или с папиросой в зубах, кивать головой, держать при отдании чести левую руку в кармане.

Фуражка должна быть надета согласно уставу, а шинель всегда застегнута на все пуговицы.

Нечего и говорить, что офицер должен подчиняться в общественных местах всем правилам, существующим для публики.

Вообще поведение офицера должно обращать внимание своей корректностью и предусмотрительностью к окружающим.

VI. На службе

Пусть ошибки и ложные приемы не смущают тебя. Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Щади самолюбие солдат. У простых людей оно развито не меньше, чем у нас, и, вследствие их подчиненности, чувствительнее.

Солдаты не безмолвные бараны, а беспощадные судьи, пришедшие из разных концов беспредельной России, уносящие обратно туда же все пережитое на службе: благодарность и озлобленность, уважение и презрение, любовь и ненависть. Молчание солдат сковано суровой и железной дисциплиной, а не происходит от недостатка развития. Справедливость и человечность они ценить умеют.

Бить солдата запрещено законом.

Генерал-адъютант Драгомиров говорил: «Стойку поправлять без прикосновения. Когда поправлять словами – солдат сам себя поправит, а если руками лепить – он и забудет, в чем была ошибка, потому что она не дошла до его сознания».

Даже лошадь любит, чтобы ей говорили, а обучать человека, как бессловесное существо, совсем не подобает.

На занятиях будь всегда бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

«Заигрывать» с солдатом не следует – подорвешь свой авторитет.

Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх, там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.

Будь правдив всегда, и особенно с солдатом. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.

Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

Пьяного никогда не тронь. Если пьян солдат, лично никогда не принимай репрессивных мер, чтобы не подвергнуться оскорблению и протесту, часто бессознательному. Прикажи пьяного взять таким же нижним чинам, как он (но не унтер-офицеру – по тем же причинам), а если их нет – полиции. Этим ты пьяного избавляешь от преступления в оскорблении офицера (унтер-офицера).

При арестовании находящихся в нетрезвом состоянии воспрещается входить с нарушителем порядка в какие бы то ни было личные объяснения.

В трудные минуты тон много значит, ибо что́ сделать – в смысле приказания, а каќ сделать – в тон.

Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.

Уважай законы и научи уважать их своим примером.

Не возражай и не вступай в пререкание по службе со старшим в чине.

Будь осторожен с вверенным тебе по службе казенным имуществом и деньгами. Как бы ни нуждался в деньгах, никогда не заимствуй из них. Всякий недочет – растрата. Ответственность велика.


Офицер императорской гвардии. 1815

VII. На занятиях с солдатами

Унылая монотонность занятий не развивает солдата, а убивает дух.

Солдат, уходя домой, несет с собой отпечаток от тех начальников, которые им руководили.

Офицеру следует знать прежде всего, с кем он имеет дело. В казарм е или в окопах собираются представители всех народностей России. Их убеждения, взгляды, характер, нравственный склад – разные. Вдумайся в эти первые часы солдатской службы. Ободри этого взрослого ребенка.

Скажи новобранцу от сердца несколько хороших, теплых слов. Не говори ему в первые дни ничего о службе. Не пугай его. Исполни это разумно, и ты его покоришь: он твой.

Горе тебе, если новобранец будет недоверчиво относиться и видеть в начальнике своем только строгого формального службиста, способного лишь карать.

Офицер должен добиться доверия разными способами. Один из них – грамотность, русская азбука.

Грамота – сила, самое сильное средство, способное разрушить какое у годно ложное политическое воззрение, с которым может явиться в казарму новобранец.

Не забывай солдатской кухни, т. к. «через желудок солдата идет путь к его сердцу».

Не прибегай к вредному сентиментализму.

Солдат любит, чтобы с ним говорили.

Офицер – старший брат солдат а.

Брат, но не панибрат , иначе дисциплине грозит опасность.

Подразумевай под этим командование разумное, строгое, но человечное, лишенное надменности и жестокости.


Старший офицер императорской гвардии. 1815

Для военно-воспитательной работы одно из средств – частое общение с нижними чинами, разговоры.

Поставь дело так, чтобы часы «словесности» для солдат были приятным и полезным отдыхом.

Идешь на словесность – позанимайся немного дома, составь себе на листке конспект беседы, план.

Не увлекайся лекциями. Важное условие: кратковременность чтения: 1 / 2 – 3 / 4 часа! Опытом доказано, что слушать долго тяжело, люди устают, засыпают.

Чтение следует прерывать; переходить к разговорам, к шуткам – они полезны: при смехе мозг отдыхает и снова будет работоспособен.

Сообщай понемногу: одну-две мысли.

Прибегай к примеру, к показу.

Хороший пример всегда лучше правила.

Создавай солдата по духу, а не по форме.

Игры – важнейший отдел физического воспитания, они укрепляют дух, оздоравливают тело. Люби солдата.

VIII. О суде чести

Не забывай, что для хранения достоинства военной службы офицеры, замеченные в неодобрительном поведении или поступках, несовместимых с понятиями о воинской чести и доблести офицерского звания или изобличающих в офицере отсутствие правил нравственности и благородства, подвергаются суду общества офицеров. Суду этому предоставляется также право разбора случающихся между офицерами ссор.

Суд чести производится при закрытых дверях. На рассмотрение дела в суде чести и постановление приговора полагается не более суток. На приговор суда чести по существу дела жалоб не полагается. Суд чести – полковая тайна, разгласивший ее подвергается суду чести.

В числе поступков, разбирающихся в полковом суде чести, могут быть: драка между офицерами, заем денег в долг у нижних чинов, игра с нижними чинами в карты, на бильярде, привод в офицерское собрание лиц сомнительного поведения, писание анонимных писем, нечестная игра в карты, отказ от уплаты карточного долга, двусмысленное ухаживание за женой товарища по полку, появление в общественном месте в нетрезвом или неприличном виде и т. п.

Дуэли допускаются только по постановлению или разрешению полкового суда чести. Дуэли в военное время запрещены.


Гусар. 1818

IX. Обязанности начальника

Начальник должен развивать и поддерживать в своих подчиненных сознание святости присяги и высокого значения воина, призванного к защите Веры, Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних, быть для них примером в исполнении долга и службы.

Будь справедливым, ровным, настойчивым в своих требованиях, подавая собой пример бодрости, безупречного поведения, точного исполнения всех требований закона и приказаний начальников.

Беспрекословное повиновение начальнику – душа военной службы и залог успеха в бою.

Заботься о сохранении здоровья своих подчиненных, вникай в их быт и нужды, будь их советником, руководителем и ходатаем за них перед начальниками, имей попечение об их благосостоянии, будь доброжелательным.

Младший в чине в присутствии старшего никому замечаний не делает.

Запрещено законом брать взаем у нижних чинов деньги.

По встретившейся надобности должен обращаться всегда к своему непосредственному начальнику. С разрешения этого последнего можешь обратиться к следующему по команде начальнику.

Присутствуя на смотрах и учениях, не должен быть в шинели или накидке, если начальник и старший без них.

Снимать головной убор для приветствия воспрещается.

Отдавая приказание, руководствуйся нижеследующим:

а) приказание должно быть целесообразно;

б) удобноисполнимым для получившего приказание;

в) приказание отдавай твердо, ясно и определенно;

г) обязательно заставь повторить отданное тобою приказание, чтобы убедиться, понятно ли оно. Если солдат не сможет повторить, то не сердись, а растолкуй ему спокойно вторично, пока не поймет.

В помещение чужой роты (манежа, конюшни) не следует входить без ведома командира или офицера этой роты; только дежурный по части офицер обязан быть везде, никому не докладывая, в течение дня или ночи, являясь ответственным лицом за благополучие части.

Воздерживайся что-либо делать и даже приказывать прямо людям, помимо их начальников, коим они подчинены.

В строю не торопиться самому исправить ошибки и не командовать, помимо тех, кому это принадлежит.

При всякого рода промахах и недочетах со стороны людей, где нет только злой воли, браться прежде всего за отдельного и взводного. Солдат знает свое дело – справься, кто его учил; награждай или наказывай прежде всего этого последнего как ответственного за него.

Словом, строго соблюдай субординацию, которая только для того и существует, чтобы был порядок. Никогда не перескакивай ее ступени, как бы ни были они скромны, ибо этим будешь показывать якобы ненужность начальников как таковых.

Все, что способствует развитию товарищества и срастанию отделений и взводов в одно целое, должно быть всячески поощряемо; все же препятствующее этому – немедленно устранять.

X. Сведения для военного времени

Отправляясь на позиции, не бери лишних вещей – придется выбросить.

Полезно запастись шведской кожаной курткой: она дает тепло и предохраняет от сырости зимой и летом.

Необходимо иметь походную аптечку, жидкость от насекомых и персидский (далматский) порошок.

В окопах в свободный период затишья занимайся с солдатами службой и развлечениями.

В военное время вне службы совершенно уклоняйся от разговоров на военные темы и никому не высказывай своих предположений или сведений.

В военное время самовольная, хотя бы и однодневная, отлучка считается побегом.


Офицер лейб-гвардии Егерского полка. Александр Орловский. 1823–1825

В военное время сильно развит шпионаж, поэтому необходимо быть осторожным.

Шпионы противника (мужчины и женщины) носят различные формы. Женщины нередко являются под видом сестер милосердия или беженок.

XI. О защите чести оружием

Имей при себе всегда соответственное оружие.

Оружие – гордость солдата.

Будь осторожен с ним; уважай его; не шути с ним.

Всегда умей владеть оружием – зря не обнажай его! Это рисовка дурного тона, мальчишество или штатская замашка.

Если обстоятельствами принужден прибегнуть к силе оружия, полумер не должно быть.

Высший дар после силы – уменье владеть собою.

Обдумай раньше те случаи, когда приходится прибегать к оружию в частной жизни, чтобы трудные минуты не застигли тебя врасплох. Шаг прибегать к оружию – серьезный, влияющий на службу и изменяющий судьбу, часто бесповоротно. Прибегая к оружию, помни и об оценке общественного мнения… Даже за одно обнажение оружия и угрозу ответишь по суду.


Русский офицер. 1825–1830

Употребление оружия в мирное время, вызываемое крайними обстоятельствами, должно соответствовать воинским достоинству и доблести , охраняя которые каждый солдат обязан помнить, что всякое напрасное, не вызываемое необходимостью и противное закону действие силою в отношении мирных граждан ложится темным пятном на армию и влечет за собой строгую перед судом ответственность.

XII. Когда допускается оборона оружием

Оборона допускается законами для защиты:

б) здоровья;

в) свободы;

г) женской чести и целомудрия;

д) жилища – в случае насильственного в него вторжения;

е) имущества (разбой) или когда преступник, застигнутый при похищении или повреждении имущества, силою противится своему задержанию или отнятию похищенного.

Поэтому, напр., убийство вора прежде, чем он оказал какое-либо сопротивление или нападение, не подходит под понятие обороны и наказуемо как просто убийство (Реш. У. К. Д-та Правит. Сената 1874 г. № 172).

Оборона допускается только в случае действительного нападения, выразившегося уже в каких-либо угрожающих действиях. Одно же предполагаемое или воображаемое намерение произвести нападение, не выразившееся ни в каких действиях, не может считаться условием необходимой обороны.

Оборона допускается для защиты не только себя, но и других находящихся в опасности лиц.

Оборона допускается лишь в случае противозаконного нападения. Поэтому нельзя обороняться от лиц, совершающих хотя и насильственные, но законные действия, напр. от полицейских или патрульных, задерживающих по долгу службы лиц, производящих беспорядок. Это будет уже не оборона, а сопротивление органам власти (106 и 107 ст. XXII кн., Св. В. П. 270 ст. Ул. о наказ, и др.).

При обороне допускается употребление силы и каких бы ни было мер, а следовательно, в случае необходимости, и употребление оружия.

Оборона допускается лишь в мере действительно необходимой для отражения нападения. Поэтому всякий напрасно причиненный нападающему вред, после уже отвращения опасности, признается злоупотреблением обороны и подвергает виновного наказанию, смотря по обстоятельствам, от выговора до восьми месяцев тюремного заключения (заменяемого, конечно, для военнослужащих соответственным воинским наказанием).

Оборона против начальника вовсе не допускается, за исключением лишь того случая, когда действа начальника угрожают подчиненному явной опасностью, но и в этом случае она должна ограничиваться защитой, в мере, необходимой для личного самосохранения. Поэтому, напр., побои, наносимые начальником подчиненному, не дают последнему права на оборону, если только они не угрожают ему явной опасностью (Реш. Гл. В. Суда 1871 г. № 38; 1873 г. № 227; 1887 г. № 15).

При соблюдении всех вышеизложенных условий оборонявшийся от нападения не подлежит ответственности за свои действия, хотя бы последствием их было причинение нападавшему ран, увечья и даже смерти.

Под понятие необходимой обороны не может быть подводима драка. Употребление оружия в драке подвергает виновного ответственности по закону (Ул. о наказ., ст. 1465–1485).

Если обратиться к истории, в военных рядах была введена при Петре I. По его указу было составлено «Юности честное зерцало , или Показания к житейскому обхождению». Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина. При Петре же был выпущен «Устав воинский «, где были прописаны правила построения военных , надлежащего порядка в армии и обязанности военнослужащих .

Документов же, не имеющих отношения к строевому порядку , о чести и совести фактически не было. Только в 1904 году ротмистр Кульчинский В.М. составил «Советы молодому офицеру «, приведенное ниже, собрание Кодекса чести.

Кодекс чести русского офицера

  1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  2. Держи себя просто, с достоинством , без фатовства.
  3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  4. и рапортов сгоряча.
  5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
  6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  8. с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и . Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
  10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  11. Ни чьим — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  13. Береги репутацию , кто бы она ни была.
  14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает .
  16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  17. На публичных офицерам не принято танцевать.
  18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
  19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
  20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым , то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
  21. Ничто так не научает, как . Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
  23. Авторитет приобретается знанием дела и службы . Важно, чтобы подчиненные , а уважали. Где страх - там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
  24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
  25. Тот, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  26. Лучшая часть храбрости - осторожность.
  27. Самые сильные заблуждения - это те, которые не имеют сомнения.
  28. Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!