Китайцы языковая семья. Изучение китайско-тибетских языков

Китайско-тибетская (она же сино-тибетская) семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Около 300 китайско-тибетских языков распространены в Восточной и Южной Азии. Общее число говорящих на них оценивается в 1,3 млрд человек, в т.ч. на китайском - 1,1 млрд.

Китайско-тибетские языки подразделяются на китайскую ветвь, состоящую из китайского и дунганского языков, и тибето-бирманскую ветвь (все остальные языки).

Китайский язык фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками. Дунганский, распространенный помимо КНР в Киргизии и Казахстане, является единственным китайским "диалектом", за которым признан статус отдельного языка.

Морфема, а зачастую и слово , в «идеальном» китайско-тибетском языке обычно равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях. При этом широко распространена конверсия. Служебные морфемы чаще бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.

Реально многие китайско-тибетские языки от этого эталона в той или иной степени отличаются - в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).

Синтаксис китайско-тибетских языков достаточно разнообразен . Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» («тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (т.н. ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше.

В русском языке таковы просторечные конструкции с «именительным падежом темы» типа Универмаг «Москва» я доеду? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва»?). А в китайско-тибетских языках (по крайней мере в некоторых из них: китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.

Письменность на китайском языке (иероглифическая) используется с XIV–XIII вв. до н.э.

Для тангутского языка с 1036 года использовалась также иероглифическая письменность (самый ранний памятник – 1094 г.).

Для тибетского языка с VII в., а для бирманского - с XI в. используются слоговые письменности индийского происхождения, в свою очередь послужившие основой для ряда других письменностей, в частности письменности ронг, известной с конца XVII в.

С XII в. известно письмо невари; в прошлом существовала письменность на мейтхей.

Дунганский язык использует алфавит на базе кириллицы.

МОНГОЛЬСКАЯ ЯЗ СЕМЬЯ

одна из языковых семей Старого Света. Несмотря на небольшое число говорящих (ок. 6,8 млн. человек) и малое количество входящих в состав семьи языков, ареал их распространения охватывает обширную территорию от северо-восточных провинций КНР до междуречья Дона и Волги.

Рассмотрим кратко каждый из языков монгольской языковой семьи.

Бурятский язык (бурят-монгольский) – язык республики Бурятии, которая входит в состав России. На этом языке говорят не только в Бурятии, но и в Агинском Национальном округе, (Читинская область в Российской Федерации), Усть-Ордынском Национальном округе (Иркутская область РФ), в двух округах на севере Монголии, в Хулунбуирском округе Внутренней Монголии. Число носителей языка на территории России по данным 1989 года составляет 417 425 человек, из них считают бурятский язык родным более 2/3 числа всех носителей. В Монголии и Китае проживают примерно по 65 000 бурят.

Калмыцкий язык (ойратско-калмыкий, монгольско-калмыцкий) распространен в Калмыцкой республике (РФ), в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях России. Калмыцкие поселения существуют в Соединенных Штатах Америки, в Германии, на Тайване, в Киргизии (р-н озера Иссык-Куль). Калмыки (ойраты) пришли на правый берег Волги с северо-запада Китая (Джунгарии) в XVII столетии. Существуют три основных диалекта: сарт-калмк (Киргизия), торгутский и дербетский.

Баоаньский язык – язык мусульман, проживающих на территории Баоаньско-Дунсянского уезда автономного округа провинции Ганьсу и уезда Тунжень, находящегося в провинции Цинхай. Люди в этих областях говорят соответственно на дахэцзянском и тунжэньском наречиях. В этом языке также отсутствует письменность, и используются китайские иероглифы.

Дагурский (даурский, дахурский) язык распространен в Китае, в провинции Хэйлунцзян (центр древней Маньчжурии) и в Хулунбурском р-не Внутренней Монголии. Этнических дагуров по данным 1990 года около 121 000, причем около 85 000 из них говорят на дагурском языке. Язык подразделяется на 4 диалекта – бухтарский, хфйларский, синцзянския и цицикарский. Язык не имеет письменности. Было несколько попыток создать ее, но ни одна не увенчалась успехом. Для письменных целей используется китайский язык.

Дунсянский язык (санта, саньта) употребляется в Баоаньско-Дунсянском уезде автономного округа Линься и на юго-западе провинции Ганьсу Китайской Народной республики. Диалектов языка нет по одним сведениям, а по другим – существуют 3 диалекта, почти не отличающиеся друг от друга. Для письма используется китайский письменный язык. В лексике дунсянского языка почти 1/3 часть заимствований составляют китайские слова, и молодые представители этой народности даже в разговорной речи часто пользуется китайским языком.

Монгорский язык (широнгол-монгольский) – язык, на котором говорят жители двух провинций Китая Цинхай и Ганьсу. Язык подразделяют на два диалекта – хуцзу и минхэ, – которые очень сильно отличаются друг от друга. В языке нет письменного варианта и, поэтому используется китайская письменность.

Могольский язык считали исчезнувшим языком в 50-е годы XX века. На сегодняшний день существует небольшая группа людей в Афганистане (около двухсот человек), говорящих на нем. Моголы являются потомками могольских воинов, которые поселились в этой стране в XIII столетии. Письменности как во многих языка монгольской языковой семьи нет.

Шира-югурский язык принадлежит народности, которая носит название юйгу, которая занимает территорию на северо-западе провинции Ганьсу в Китае. Более 12 000 человек принадлежит к этой народности и только 3 000 из них – «восточные» юйгу употребляют шира-югурский язык, остальная часть говорит на тибетском и китайском языках. Последний принят как письменный язык.

Киданьский (кидании или китайцы) и сяньбийский (племя сяньби) языки являются «мертвыми» языками. Киданьский язык был распространен в северо-восточной части Китая, где была основано провинция Ляо, затем после войны с чжурчженями кидании перекочевали в Семиречье, расположенное на юго-востоке нынешнего Казахстана. Там они образовали государство, которое исчезло во времена нашествия Чингисхана (1211 год).

Сяньбийский язык существовал при китайской династии Тоба в области, расположенной на землях нынешней Внутренней Монголии. Диалектом языка считается табгачское наречие.

Языков и языковых групп в монгольской языковой семье насчитывается не много, но все они объединены общими корнями и имеют одну многовековую историю, связывающую их между собой.


Похожая информация.


), в том числе дунганского языка и языка бай , и тибето-бирманскую (все остальные языки). Число носителей китайских языков превышает 1 млрд человек.

Согласно одной из дискуссионных теорий, предполагается, что сино-тибетские языки входят в гипотетическую сино-кавказскую макросемью .

Генетическая общность сино-тибетских языков

Учитывая большие типологические различия в синитской и тибето-бирманской ветвях, а также в подгруппах тибето-бирманских языков, представляют ли сино-тибетские языки генетическую общность, т. е. происходят ли они из единого прото-сино-тибетского языка? Все современные ученые, профессионально занимающиеся сино-тибетскими языками, в своих работах (Benedict 1972, Hale 1982, van Driem 2001, Matisoff 2003, Thurgood 2003) единогласно подтверждают: сино-тибетские языки представляют собой генетическую общность . Многие сино-тибетские протоформы поддаются реконструкции. Общий лексический материал чрезвычайно богат и все больше уточняется благодаря исследованиям все большего количества языков (см. таблицу лексических соответствий). Помимо лексического материала, у этих языков есть много общих черт в фонологии и грамматике, подтверждающих их родство. Подробный обзор сравнительного материала (как лексического, так и фонологического) см. Matisoff 2003.

Ниже представлены общие фонологические, грамматические и лексические черты сино-тибетских языков.

Структура слога и фонемы

Прото-сино-тибетский язык был односложным языком. Реконструкция его слоговой структуры выглядит так:

(С)-(С)-С(G)V(С) -(s) (С согласный, V гласный, G переходный звук /l,r,y,w/)

(в скобках обозначены дополнительные звуки, которые могут присутствовать в этих местах). Первые две согласные изначально были смыслоразличительными „приставками“, собственно корень имеет форму С(G)V(С) , конечный согласный ограничен группой /p, t, k, s, m, n, ŋ, l, r, w, y/, гласный в конце слога встречается редко. Гласный может быть долгим и кратким, его долгота фонематически значима. Между приставочными согласными и начальной согласной может стоять редуцированный гласный /ɘ/ (шва). Эта изначальная структура слога прослеживается в классическом тибетском и в некоторых современных западнотибетских и гьялронгских языках (благодаря чему эти языки особенно важны для реконструкции), в менее полном виде – в качинском языке и языке мизо. Многочленные сочетания согласных звуков в начале слога во многих языках подверглись редукции, а китайский язык утерял бóльшую часть смычных согласных в конце слога. Подобное упрощение структуры, очевидно, привело к появлению смыслоразличительной тональности.

Согласно Benedict 1972 и Matisoff 2003, набор согласных в прото-сино-тибетском языке – который в полном объеме использовался прежде всего для начальных согласных корня – состоял из следующих фонем:

p, t, k; b, d, g; ts, dz; s, z, h; m, n, ŋ; l, r, w, y.

В разных языковых группах в качестве начальных согласных корня слова эти фонемы имеют следующие звуковые соответствия:

Сино-тиб. Тиб . Качин . Бирм . Гаро Мизо
*p p(h) p(h), b p(h) p(h), b p(h)
*t t(h) t(h), d t(h) t(h), d t(h)
*k k(h) k(h), g k(h) k(h), g k(h)
*b b b, p(h) p b, p(h) b
*d d d, t(h) t d, t(h) d
*g g g, k(h) k g, k(h) k
*ts ts(h) ts, dz ts(h) s, ts(h) s
*dz dz dz, ts ts ts(h) f
*s s s s th th
*z z z s s f
*h h ø h ø h
*m m m m m m
*n n n n n n
ŋ ŋ ŋ ŋ ŋ
*l l l l r l
*r r r r r r
*w ø w w w w
*y y y y ts, ds z

Исключения в этих соответствиях, как правило, второстепенны, придыхание появляется лишь при определенных условиях и не является фонематически значимым. Данная таблица составлена по данным Benedict 1972, где для этих звуковых соответствий также приводятся лексические сравнения.

Сино-тибетская система гласных реконструируется как /a, o, u, i, e/. Гласные могут быть в середине или в конце слога, но не в начале. Следует заметить, что в протоязыке все гласные, кроме /а/, крайне редко можно встретить в конце слога. А окончания на /-Vw/ und /-Vy/, напротив, встречаются наиболее часто.

Морфология словообразования

По общему мнению исследователей протоязыка, классической синтаксической морфологии (а также системных морфологических изменений существительных и глаголов по таким категориям, как падеж, число, время, лицо, залог и др.) в нем не было. Прослеживаемую в современных тибето-бирманских языках синтаксическую морфологию существительных и глаголов следует понимать как нововведение, которым они обязаны местному влиянию соседних языков, а также языков-субстратов. В силу большого разнообразия подобных влияний могли формироваться совершенно разные морфологические типы.

Тем не менее, можно с уверенностью говорить об элементах словообразовательной морфологии, общих для многих сино-тибетских языков. Среди них следует выделить консонантные приставки и суффиксы, а также изменения в анлауте, меняющие значение глаголов и существительных. Существование общих словообразовательных аффиксов и чередования в анлауте, имеющие одинаковый или похожий семантический эффект почти во всех группах сино-тибетских языков, является убедительным признаком их генетической общности. (Примеры взяты из Benedict 1972, Matisoff 2003 и Thurgood 2003; в транскрипции слов из немецкоязычных источников вместо /j/ используется /y/.)

Приставка s-

Приставка s- имеет каузативную и деноминативную функцию, которой изначально соответствовало директивное значение. Например:

· Древнекит . myang „уйти“, smangs „терять“, букв. „позволить уйти“ (каузатив)

· Древнекит. mɘk „чернила“, smɘk „черный“; класс. тиб. smag „темный“ (каузатив)

· Древнекит. tyuʔ „веник“, stuʔ „мести“ (деноминатив)

· Древнекит. lyek „обменивать“, slyeks „давать“ (директив)

· Класс. тиб. grib „тень“, sgrib- „затенять, затемнять“ (деноминатив)

· Класс. тиб. gril „валик“, sgril- „скатывать, сматывать“ (деноминатив)

· Класс. тиб. riŋ- „быть длинным“, sriŋ- „удлинять“ (каузатив)

· Качинск . lot „быть свободным“, slot „освобождать“ (каузатив)

· Качинск. dam „заблудиться“, sɘdam „вводить в заблуждение“ (каузатив)

· Лепча nak „быть прямым“, nyak < *snak „выпрямлять“ (каузатив, метатеза sK > Ky )

В других тибето-бирманских языках (напр., в бирманских, лолойских языках и языках лаху) приставка s- исчезла, но сохранилось ее влияние на изменение в начальных согласных или на тональные различия. В случае слабых начальных согласных приставка s- может быть различима также и в этих языках, например:

· Бирм . ʔip „спать“, sip „усыплять“

· Бирм. waŋ „входить“, swaŋ „вносить“

Изменения в анлауте

Почти во всех сино-тибетских языках есть пары семантически связанных слов, которые в своем звучании отличаются друг от друга лишь звонкостью или глухостью начального согласного. Звонкий вариант, как правило, имеет переходное значение, а глухой – непереходное . Есть теория, согласно которой изменения в анлауте обусловлены существовавшей когда-то приставкой *h – неслоговым фарингальным переходным звуком (Edwin G. Pulleyblank 2000).

· Древнекит. kens „видеть“, gens „быть видимым“

· Древнекит. prats „побеждать“, brats „быть побежденным“

· Тиб. kril- „оборачивать“, gril- „быть обернутым“

· Бахинг kuk „согнуться“, guk „быть согнутым“

· Бодо pheŋ „выпрямлять“, beŋ „быть прямым“

Суффикс -n

Суффикс -n (а также /-m/) выполняет преимущественно номинализирующую, а иногда собирательную функцию. Примеры:

· Класс. тиб. rgyu „течь“, rgyun „поток“

· Класс. тиб. gtsi „мочиться“, gtsin „моча“

· Класс. тиб. rku „красть“, rkun-ma „вор“ (номинализация усиливается окончанием -ma )

· Класс. тиб. nye „(быть) близко“, nyen „родственник“

· Лепча zo „есть“, azom „еда“ (номинализация усиливается звуком /a-/ в анлауте)

· Лепча bu „везти“, abun „воз“

Суффикс -s

Суффикс -s тоже имеет преимущественно номинализирующую функцию, а также функцию изменения направления. Примеры:

· Класс. тиб. thag- „ткать“, thags „ткань“; это слово родственно

· Древнекит. tyɘk „ткать“, tyɘks „тканый платок“

· Древнекит. mreʔ „покупать“, mres „продавать“

· Древнекит. dyuʔ „получать“, dyus „давать“

Другие словообразовательные суффиксы

Помимо упомянутых, есть также другие словообразовательные суффиксы, постулируемые для сино-тибетских языков, например, /-t/, /-y/ и /-k/. Однако их функции не поддаются удовлетворительному описанию, которое подтверждало бы хоть какую-то общность их в сино-тибетских языках. Подробнее см. LaPolla (цит. по Thurgood 2003) и Matisoff 2003.

Общая лексика

Приводимые ниже лексические сравнения есть лишь малая часть из надежных этимологий, установленных в результате исследований, проводимых с 1940 г., и они наиболее явно представляют генетическое родство сино-тибетских языков. Их основой является исследование Peiros-Starostin 1996, Matisoff 2003 и сетевая база данных Старостина . Подборка слов выполнена в соответствии с перечнем «стабильных этимологий» Долгопольского и дополнена несколькими словами из списка Сводеша , тем самым исключая из их числа заимствованные слова и ономатопею . Каждое из слов представлено в нескольких языках или языковых общностях числом до семи: древнекитайском или прото-синитском (реконструкция Старостина), классическом тибетском, классическом бирманском, качинском, мизо (лушей), лепча, прото-киранти (реконструкция Старостина), прото-тибето-бирманском (Matisoff 2003) и прото-сино-тибетском (Starostin 1989, Matisoff 2003).

Синотибетские лексические сравнения

Значение Др.- Класс. Класс.

бирм.

Качинск. Мизо

(лушей)

Лепча Прото-

киранти

Проти-

тибето-

бирм.

Прото-

сино-

язык (орган) *laj lce hlja lei li *lja *laj
глаз *muk mig myak myiʔ mit mik *mik *mik *myuk
сердце snyiŋ hnac niŋ *niŋ *niŋ *niŋ
ухо *nhɘʔ (rna) nah na kna nyor *nɘ *na *nɘH
нос sna hna naʔ hna *nɘ *na:r *naʔ
нога (или подобное) *kak rkaŋ kraŋ kraŋ keŋ kaŋ *kaŋ *kaŋ
рука (или подобное) *lɘk lag lak lak lyok *lak *lak *lak
кровь *swhit swiy, swe sài thi (t)vi *hi *s-hywɘy *ʔ w iy(s)
дядя *guʔ khu "uh gu "u ku *ku *khu *quH
мужчина *pa pha phaʔ *ba *p w a *pa, *ba
вошь *srit s(r)ig ciʔ hrik *srik *r(j)ik *srik
собака *kh w in khyi lhwiy gui "ui *khlɘ *k w ey *qh w iy
солнце, день *nit nyi(n) niy ʃa-ni ni nyi *nɘy *nɘy *niy
камень *nlaŋʔ nluŋ luŋ luŋ *luŋ *luŋ *(n)laŋ, *(n)luŋ
река lu luaiy lui lui *lwiy *luy
дом *kuŋ khyim "im ʃe-kum "in khyum *kim *yim, *yum *qim, *qiŋ
имя *mheŋ miŋ miŋ mjiŋ hmiŋ *miŋ *miŋ *mieŋ
убивать *srat gsod sat gɘsat that *set *sat *sat
мертвый *smɘŋ . mhaŋ maŋ maŋ mak *maŋ *(s)maŋ
длинный *pak "phag paŋ pak *pak, *paŋ *pak
короткий *tonʔ thuŋ tauŋh ge-dun tan *toŋ *twan *toŋ
два *niys gnyis ŋi hni nyi *ni(k) *ni *niy
я *ŋha ŋa ŋa ŋai ŋei *ŋa *ŋa
ты *nhaʔ naŋ naŋ naŋ *naŋ *naŋ

Притяжательность

Притяжательность (посессивность) в сино-тибетских языках выражается с помощью притяжательных послелогов (частиц) стоящих после определяемого слова. Для тибетского и бирманского совпадение этих частиц является одним из проявлений их отдалённого родства.

СИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ, иначе называемые китайско-тибетскими, – языковая семья в Азии. Занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейских языков . Сино-тибетские языки распространены прежде всего в КНР, на северо-востоке Индии, в Мьянме, Непале и Бутане, а также в Бангладеш, Лаосе и Таиланде; кроме того, десятки миллионов китайцев, сохраняющих свой язык, живут практически во всех странах Юго-Восточной Азии (на Сингапуре они составляют более 75% населения); значительная китайская диаспора распространена по всему миру.

Число языков, входящих в сино-тибетскую семью, оценивается по-разному, чаще всего примерно в 300. Неопределенность связана не только с традиционной проблемой разграничения языка и диалекта, но и с социолингвистической и культурно-исторической неоднородностью семьи. С одной стороны, в нее входит крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родном и имеющий многотысячелетнюю культурную традицию, письменность и литературу китайский язык, а также два других достаточно крупных старописьменных языка – бирманский и тибетский. С другой стороны, к сино-тибетской семье относится множество мелких и совершенно не изученных племенных языков.

В литературе представлено несколько классификаций сино-тибетских языков, значительно отличающихся друг от друга. Генеалогические связи внутри сино-тибетской семьи изучены недостаточно, что обусловлено рядом причин: дефицитом эмпирического материала, отсутствием у большинства сино-тибетских языков сколь-нибудь долгой письменной традиции и, следовательно, сведений об их состоянии в прошлом, а также структурными особенностями этих языков: неразвитостью морфологии и широким использованием тонов, до недавнего времени плохо фиксировавшихся в описаниях, – и все это на фоне значительного типологического сходства их фонологической структуры. Такое сочетание типологического сходства (которое сино-тибетские языки разделяют с рядом географически соседствующих языковых семей) с недостаточной разработанностью исторической реконструкции имело следствием неясность самих границ сино-тибетской языковой семьи. В ее состав довольно долго включали тайские языки (в состав которых входят, в частности, тайский и лаосский) и языки мяо-яо , признаваемые ныне самостоятельными языковыми семьями; дискуссионным остается вопрос о принадлежности к сино-тибетским языка бай, или миньцзя в китайской провинции Юньнань (ок. 900 тыс. говорящих из 1,6 млн. этнических бай; китайские заимствования в словаре этого языка доходят до 70%).

Первая получившая известность в европейской науке классификация сино-тибетских языков принадлежит норвежскому ученому С.Конову (1909), одному из авторов фундаментального многотомного Лингвистического обзора Индии . Две других стандартных классификации принадлежат соответственно американским ученым Р.Шейферу и П.Бенедикту, под руководством которых в 1934–1940 в Калифорнийском университете в США осуществлялся проект по сравнительному изучению фонетики сино-тибетских языков. Результаты этого проекта были опубликованы: Введение в изучение сино-тибетских языков Р.Шейфера (в 5-ти частях) увидело свет в 1966–1974, а книга П. Бенедикта Сино-Тибетские языки. Конспект – в 1972. В конце 1970-х годов появились также классификационные схемы Г.Майера и Б.Майер, С.Е.Яхонтова; имеются и другие классификации.

Генетическая общность сино-тибетских языков в настоящее время общепризнана, хотя материальные (в облике морфем, имеющих общее происхождение) различия между ними велики. Глоттохронологический анализ показывает, что время их расхождения может достигать 10 тыс. лет (рядом исследователей эта цифра считается завышенной).

Во всех классификациях, начиная с коновской, выделяются и противопоставляются друг другу китайская ветвь, состоящая из китайского и дунганского языков и тибето-бирманская ветвь. (Китайский фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не сильная национальная идентичность китайцев, общность культуры и наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками; дунганский как раз и является тем единственным китайским диалектом, за которым признан статус языка.) К тибето-бирманской ветви, число говорящих на которой превосходит 60 млн. человек, относят все сино-тибетские языки за вычетом китайского и дунганского . Иногда наряду с этими двумя ветвями в составе сино-тибетской семьи выделяют как самостоятельную также каренскую ветвь (входящие в нее языки с общим числом говорящих несколько более 3 млн. распространены на юге Бирмы и в прилегающих районах Таиланда). У Бенедикта каренская группа объединяется с тибето-бирманской подветвью в противопоставленную китайской тибето-каренскую ветвь; у Шейфера т.н. «каренский раздел» входит в состав тибето-бирманской ветви наряду с тибетским, бирманским и разделом бара (бодо-гаро). Тибето-бирманские языки во всех классификациях имеют сложное внутреннее членение.

На промежуточных ярусах классификации расходятся настолько сильно, что сколь-нибудь определенные соответствия между ними не устанавливаются или не отличаются наглядностью. Можно лишь указать несколько генетических группировок, выделяемых более или менее однозначно, но по-разному (а иногда и под разными именами) встроенных в различные классификации. К их числу относятся следующие.

Лоло-бирманская группа – наиболее изученная группировка сино-тибетских языков, для которой имеются реконструкции праязыка (в частности, реконструкция Дж.Матисоффа). Языки этой группы распространены в основном в Бирме и на юге Китая, несколько языков – также в Лаосе , Таиланде и Вьетнаме . В лоло-бирманскую группу помимо бирманского входят такие относительно крупные языки, как хани в китайской провинции Юньнань и соседних странах (численность «официальной национальности» ок. 1,25 млн. человек; число говорящих на собственно хани меньше); близкородственный предыдущему язык акха (ок. 360 тыс. человек в том же районе); распространенные на стыке КНР, Бирмы и Таиланда языки лаху (имеет два сильно различающихся диалекта: диалект «черных лаху» – ок. 580 тыс., по данным 1981, и диалект «желтых лаху» – ок. 14,5 тыс.) и лису (численность которого оценивается примерно в 657 тыс.). Последние два языка, особенно лаху, хорошо описаны, и их материал в свое время сыграл важную роль в синтаксической типологии.

Группа бодо-гаро, в которую входит около десятка языков, распространенных на востоке Индии и в Бангладеш, в частности, собственно языки бодо (ок. 1 млн. говорящих) и гаро (до 700 тыс.) Для бодо-гаро имеется реконструкция фонетики праязыка, опубликованная в 1959 Р.Берлингом.

Группа куки-чин (около 40 языков), в основном в Индии и Бирме, в которую входят, среди прочих, языки мейтхей, или манипури (второе – по названию штата Манипур; мейтхей выполняет роль лингва франка и на нем говорит ок. 1,3 млн. человек практически во всех штатах на востоке Индии), лушей (не менее 517 тыс. человек на востоке Индии и отчасти в Бирме) и ронг, или лепча (ок. 65 тыс. в основном в Индии и Бутане; некоторые авторы выделяют лепча в отдельную группу).

Генетически распределены между этими двумя группами языки народов нага, живущих на северо-востоке Индии (штаты Нагаленд, Минипур, Мизорам, Ассам, союзная территория Аруначал-Прадеш и соседние районы Бирмы). Южные нага (около полутора десятков племен каждое со своим языком, крупнейшие – ангами, лхота, или лотха, сема, ренгма) говорят на языках, близких языкам куки-чин, а еще примерно столько же племен на севере этого района – на так называемых языках коньяк (крупнейшие – ао и собственно коньяк; применительно к нага «крупнейшие» означает численность порядка 100 тыс. человек). Языки куки-чин объединяются с языками южных нага в группу нага-куки(-чин), а языки бодо-гаро с языками коньяк – в группу коньяк-бодо-гаро. Последняя иногда объединяется с качинской группой, в которую фактически входит один качинский язык, или цзинпо (свыше 650 тыс. говорящих, в основном в Мьянме и отчасти в КНР) в барическую подветвь.

Наиболее противоречивы имеющиеся классификации языков северо-западной части тибето-бирманского ареала – условно говоря, тибето-гималайских, распространенных на севере Индии, в Непале, Бутане и КНР (в Тибете). Иногда их объединяют под названием «бодских» (Bodic – от самоназвания Тибета). Здесь выделяется тибетская группа, в которую входит ок. 30 языков, в том числе собственно тибетский с рядом близкородственных ему языков (по другим трактовкам – тибетских диалектов), носители которых официально включаются в «тибетскую национальность»; амдо (ок. 800 тыс. человек в различных автономных образованиях провинций Цинхай, Ганьсу и Сычуань; иногда этот язык рассматривают как тибетский диалект, сохранивший архаические черты); не слишком многочисленный, но хорошо известный в мире по причинам экстралингвистического характера шерпский язык (ок. 34 тыс. человек); язык ладакхи (ок. 100 тыс. человек в индийском штате Джамму и Кашмир) и др. В эту группу, естественно, включается и классический тибетский язык. Выделяются также группа гурунг (в Непале), в которую входят, среди прочих, довольно крупные языки гурунг (два сильно различающихся диалекта, ок. 180 тыс. человек) и таманг (четыре сильно различающихся диалекта, св. 900 тыс. человек: на таманг говорят гуркхи, известные своей службой в британской армии); несколько «гималайских» групп с довольно большим числом входящих в них языков, среди которых наиболее значительным является язык невари (св. 775 тыс. человек в Непале); а также ряд более мелких групп, состоящих порой из одного языка.

В различных классификациях выделяются также и другие группы; место некоторых языков в классификации, при уверенности в принадлежности их к числу сино-тибетских, остается неясным.

Помимо перечисленных живых языков хорошо известен также входивший в тибето-бирманскую ветвь тангутский язык, бывший официальным языком государства Си Ся (10–13 вв.), уничтоженного монгольскими завоевателями. Язык был реконструирован в результате дешифровки памятников, обнаруженных экспедицией П.К.Козлова в мертвом городе Хара-Хото в 1908–1909. В текстах 6–12 в. сохранился ныне мертвый язык пью в Мьянме.

С.А.Старостиным была выдвинута гипотеза о дальнем родстве сино-тибетских языков в целом с северокавказскими (абхазо-адыгскими и нахско-дагестанскими), а также енисейскими языками (из всей енисейской языковой семьи в настоящее время сохранились только кетский язык, на котором говорит около тысячи человек в Красноярском крае, и 2–3 последних носителя югского языка; другие енисейские языки вымерли в 18–19 вв.) и предложен ряд реконструкций.

Структурная характеристика сино-тибетских языков обычно отсчитывается от китайского, который представляет собой фактически эталонный слоговой изолирующий язык; знакомство с ним как раз и привело к формированию понятия изолирующего языка (см . ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ). Слог в языках такого типа является основной фонетической единицей, строение которой подчиняется строгим закономерностям: в начале слога следует шумный согласный, затем сонант, промежуточный и основной гласные и конечный согласный, причем все элементы, кроме основного согласного, факультативны. Число возможных конечных согласных меньше числа начальных, а в ряде языков вообще допускаются только открытые (оканчивающиеся на гласный) слоги. Во многих языках имеется несколько смыслоразличительных тонов (см . ПРОСОДИЯ ЯЗЫКОВАЯ).

Всегда ли и все ли сино-тибетские языки были устроены так – вопрос не вполне ясный. Данные тибетского языка, для которого с 7 в. имеется слоговая письменность, в принципе способная к точной передаче звукового состава слова, заставляют подозревать, что по крайней мере в этом языке на момент создания письменности структура слога была существенно более сложной. Если предположить, что все знаки тибетского письма использовались для обозначения звуков (аргументы в пользу такой точки зрения имеются, в частности – данные языка амдо), то приходится считать, что в тибетском имелись многочисленные структуры типа brgyad "девять" или bslabs "он изучал науки" (они получаются при транслитерации тибетских слов). Впоследствии начальные и конечный сочетания согласных сильно упростились, а репертуар гласных расширился и появились тоны. Типологически это похоже на то, что имело место в истории английского или французского языка, где тоже велика дистанция между орфографией и произношением, а гласных фонем имеется значительно больше, чем обозначающих их специальных букв. В некотором отношении (конкретный способ влияния плавных r и l на предшествующий гласный) в тибетском налицо даже материальное сходство с процессами, имевшими место в истории английского языка.

Морфема, а часто и слово в «идеальном» сино-тибетском языке обычно бывает равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях; например, прилагательное – это слово, способное служить определением. При этом широко распространена конверсия: безо всяких изменений формы слово может менять свои синтаксические функции и тем самым относиться к разным частям речи. Служебные морфемы чаше бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.

Реально многие из сино-тибетских языков от этого эталона в той или иной степени отличаются, и в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).

Синтаксис сино-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» (или, в другой терминологии, «тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (так называемых ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше. В русском это конструкции с «именительным темы» типа Универмаг «Москва » я доеду ? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва »?), являющиеся принадлежностью разговорной речи; в сино-тибетских языках (по крайней мере в некоторых из них: в китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.

Социолингвистический статус большинства сино-тибетских языков невысок; они используются в основном в разговорно-обиходной функции. Исключение составляют китайский и бирманский (государственные языки с полным набором функций, причем китайский – в нескольких странах), а отчасти также тибетский (язык межнационального общения и делопроизводства), невари (включающий в себя престижный диалект катманду, названный так по столице Непала, в которой он используется), мейтхей.

Письменность на китайском языке (иероглифическая) используется с 13–14 вв. до н.э. Для тангутского языка с 1036 использовалась также иероглифическая письменность (самый ранний памятник – 1094). Для тибетского языка с 7 в., для бирманского с 11 в. используются слоговые письменности индийского происхождения, в свою очередь послужившие основой для ряда других письменностей, в частности, письменности ронг, известной с конца 17 в. С 12 в. известно письмо невари; в прошлом существовала письменность на мейтхей. В относительно недавнее время разработан ряд алфавитов на латинской основе; для дунганского используется алфавит на основе кириллицы.

История изучения сино-тибетских языков – это прежде всего история изучения китайского и тибетского языков. Китай относится к странам, создавшим национальную лингвистическую традицию, а Тибет наследовал лингвистической традиции Древней Индии, принесенной вместе с буддизмом. Что же касается типологического и сравнительно-исторического изучения сино-тибетских языков, то оно началось лишь в конце 19 в.; основные его этапы упомянуты в начале статьи. В России исследованиями в данной области занимались, в частности, С.А.Старостин и С.Е.Яхонтов.

Павел Паршин


В состав сино-тибетской семьи входит около 300 языков, что сразу ставит под сомнение возможность их исследования без предварительной классификации методами чисто лингвистическими. Эта задача до сих пор окончательно не решена, однако в проекте «Вавилонская башня » из состава этих языков выделено семь, для которых составлена этимологическая база данных в табличной форме. Такое представление родственных связей позволило составить графическую систему родства. Всего в базе данных включено 2775 корней для следующих языков: китайский, тибетский, бирманский, качинский, лушей, лепча и киранти. При этом 91 корень можно считать общим для всех этих языков, а 174 встречается только в одном из них. Все они были исключены из списка, который был использован для подсчета количества общих слов в парах языков. Эти данные приведены в таблице.

Таблица 1. Количество общих слов между сино-тибетскими языками


Язык китайский тибетский качинский бирман лушей киранти лепча
китайский 1704
тибетский 920 1393
качинский 716 548 1262
бирманский 736 621 595 1254
лушей 546 445 440 240 1036
киранти 296 270 234 242 231 454
лепча 264 253 222 106 209 94 425

В таблице по диагонали показано все количество слов каждого из языков, взятых к анализу. Сразу видно, что оно для языков киранти и лепча несоизмеримо мало по сравнению с другими языками. Причины этому могут быть разные. Возможно, эти языки недостаточно изучены, но может быть предки их носителей проживали на достаточно большом расстоянии от остальной группы сино-тибетцев в окружении иноязычного населения у утратили какую-то часть древней лексики. Возможны и другие причины, но так или иначе, эти два языка не вписываются в схему родства сино-тибетских языков, хотя, безусловно, они генетически с ними родственны. Графическая модель родства сино-тибетских языков подана ниже.


Как можно видеть, точки для каждого из языков расположены достаточно компактно, что свидетельствует и о корректности лексического материала и о адекватности представления системы родства. Предполагалось, что прародина сино-тибетцев находилась где-то в Центральной Азии или на Дальнем Востоке. Однако найти тут место на географической карте, на которое можно бы было наложить эту схему, не удалось. Судя по всему, такого места в этой части Азии нет вообще.


Конфигурация схемы напоминает схему родства ностратических языков , и может быть ей аналогична, если ареал какого-либо из языков (лепча или киранти) находился ниже (южнее) ареалов бирманского и качинского языков. Основания для такого предположения есть, поскольку исследования показали, что расположение мест поселения родственных народов в определенной мере соответствует расположению их прародин на момент формирования их языков.

В настоящее время носители языков лепча и киранти проживают ближе к бирманцам, чем к китайцам. Народ лепча является коренным народом штата Сикким в Индии, который расположен между Непалом и Бутаном. Народ киранти проживает в Непале. Все это недалеко от Бирмы, но и от Тибета тоже. Это дает основание предположить, что родство сино-тибетских языков с гипотетическим расположением языков лепса и киранти графически может быть отражено так, как это показано на схеме вверху. Если сравнить эту схему со схемой родства ностратических языков, то их сходство не вызывает возражений (см. рис. ниже).



Соответственно, мы имеем основания разместить прародину сино-тибетцев на тех же в районе трех озер Ван, Севан и Урмия (Резайе) в Передней Азии (см. карту ниже).



Таким образом, тибетский язык сформировался на Карском плоскогорье в долинах верхней Куры и Чороха. Китайский – в долине Аракса у озера Севан. Далее по течению Аракса была прародина народа Лушей. У озера Ван формировался бирманский язык, а у озера Урмия (Резайе) – качинский. Ареал в долине Большого Заба скорее всего заселяли не предки народов лепча или киранти, места поселений которых могли быть где-то в восточной части Малой Азии, если иметь в виду их современные места поселений и их отдаленное родство с остальными сино-тибетскими языками. Вопрос размещения прародин народов лепча и киранти, так же как и других народов сино-тибетской языковой семьи, еще следует выяснить

Идея о прародине сино-тибетцев в Западной Азии отнюдь не нова. Французский ученый Терьен де ла Куперье (Terrien de la Couperie, 1845-1894), автор книги "Ранняя история китайской цивилизации" нашел хорошо выраженное сходство между китайскими и ранними аккадскими иероглифами. Кроме того, он продемонстрировал лексические соответствия между китайским языком и вавилонским диалектом аккадского, которым пользовались халдеи. И другие признаки подобия, найденные им, позвляют говорить о соответствии цивилизаций Китая, Элама и Халдеи. Эти открытия лежат в основе его теории о эламском происхождении предков китайцев. Он нашел много топонимов, по которым можно проследить путь каких-то племен, пришедших из Западной Азии в долину Желтой реки. Ч.Дж. Болл (Charles James Ball, 1851 – 1924) развил и дополнил исследования де ла Куперье и попытался убедить научный мир о западном происхождении китайской системы письма и о связи между китайским и древним аккадским языками. Впоследствии появилось несколько теорий, которые определяли прародину китайцев в Вавилонию или даже в Египете. Однако другие ученые, например, Герберт А. Джайлс определял теорию де ла Куперье как нонсенс (Aylmer Charles , 1997, 25) и Э.Г. Паркер ничего не видел общего между китайской и аккадской или египетской формами письма (Williams E.T ., 1918, 208).

Э.T. Уильямс подробно рассматривал теорию о прародине китайцев в Центральной или Западной Азии наряду с двумя другими в своей статье "Истоки китайцев", опубликованной в "Американском журнале антропологии" в 1918 году. Он отметил, что трудно отделить факты, приведенные де ла Куперье, от его догадок, но он был уверен, что теория де ла Куперье "позволяет дать довольно удовлетворительное объяснение поразительному сходству между языком древнего Китая и шумеров и еще более поразительное сходство между идеографических символами этих двух народов" (Williams E.T ., 1918, 207).

Антропологические различия очевидно противоречат идее какой-либо связи между китайцами и вавилонянами, но Л.В. Кинг отметил косо посаженные глаза фигур в ранних шумерских рельефах.


Слева: Статуя знатного шумера. Лагаш. Около 2500 г. до н.э. .


Статуя знатного шумера, действительно, демонстрирует неколько суженные глаза мужчины. Это может быть остаточным признаком метисации европеоидов с монголоидами. То, что этот признак выражен довольно слабо, можно объяснить тем, что монголоиды оставили Шумер несколько тысячелетий назад.

Совершенно очевидно, что шумеры не были семитами и E.T. Уильямс, как и другие ученые, считал, что у них были некоторые туранские черты, и поэтому пришел к такому выводу:


Таким образом, мы имеем факты в пользу того, что различные китайские племена появляются там, где сейчас находится сейчас Китай, прийдя из какой-то области на северо-западе этой страны, и что шумеры появляются в долине Евфрата, прийдя из какого-то места на северо-востоке Вавилонии; что шумеры были очевидно туранской расы, и что их язык и их письмо поразительно похоже на древнее китайское и что значительные изменения в климате Центральной Азии гнали в разные периоды немалое число жителей, мигрировавших в различных направлениях. В целом не кажется невероятным то, что предки китайцев предки и предки шумеров, возможно, были родственны между собой и, возможно, мигрировали из соседних регионов, китайцы на восток, а шумеры на запад (Williams E.T ., 1918: 211).


В наше время ученые, сравнивая китайские и шумерские системы письма, более обращают внимание на их различия, чем на сходства, и теории о западноазиатском происхождении китайцев почти не имеет сторонников. Очевидно общее отношение к этой проблеме выразил Джон Дефренсис, американский синолог:


… Мне кажется, что, хотя некоторые из принципов, лежащих в основе китайской письменности, на самом деле похожи на лежащие в основе шумерского письма, по всей вероятности, причиной этого является не то, что они находились под влиянием одного или другого. Расстояния в пространстве и времени, в отличие от шумеро-египетской и финикийско-греческой ситуациях.., препятствуют такой гипотезе. Более разумное объяснение в том, что два народа независимо друг от друга придумали несколько аналогичных решений для нескольких подобных проблем (DeFrancis John. 1989).


Однако эти расстояния могут быть короче, если часть китайских предков осталась на своей прародине в Западной Азии после того, как большинство из них мигрировало на восток. Время пребывания китайско-тибетского населения на прародине следует отнести к верхнему палеолиту, потому что позже это место было заселено носителями ностратических языков, которые прибыли сюда с запада, оттесняя коренных жителей на восток и ассимилируя или уничтожая их остатки. Сино-тибетцы переселились в Центральную Азию, где они стали создатели местных мезолитических культур. К нынешним местам своего обитания они прибыли уже в неолите или принесли его с собой, так как ни в Китае, ни Бирме надежные следы мезолита не были найдены. Неолитическая культура Яншао в среднем течении реки Хуанхе существовала в V-II тыс. до н. э.



Справа:
Статуя бородатого жреца из Мохенджо-Даро .

Очевидно, люди монголоидной раси оставались в Центральной Азии до прихода сюда дравидийцев. Именно они могли быть создателями цивилизаций бронзового века, таких как Хараппская (центры – Ракхигархи, Мохенджо-Даро, Хараппа, Лотхал, Дхолавира в Пакистане и Индии) и Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (центры Гонур-депе, Намазга-Тепе и Алтын-Депе в Туркменистане). Хараппская цивилизация существовала примерно в 3300-1300 гг. до н.э., а Бактрийско-Маргианская, возникнув одновременно с Хараппской, прекратила свое существование на полтысячелетия раньше. Можно предполагать, что их упадок связан с прибытием в Центральную Азию индоарийских племен. Наличие монголоидных черт в скульптурных портретах, найденных при раскопках памятников этих цивилизаций может свидетельствовать, что люди монголоидной расы после миграции из Передней Азии нашли места для поселений в долине Инда и на берегах Мургаба, Амударьи и Сырдарьи. Очевидно под давлением индоариев они должны были мигрировать дальше на восток.



Женские скульптурные портреты из памятников Бактрийско-Маргианского археологического комплекса.
Фото из Википедии.


Сино-тибетцы принадлежат к желтой расе, к которой также относятся индейцы Америки, народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп. Поскольку языки этих последних не содержат явных признаков родства с сино-тибетскими, то есть они были сформированы очень далеко от поселений сино-тибетцев, мы должны предположить, что люди желтой расы населяли обширную территорию Азии во времена, когда человеческий язык проходил только начальный этап свеого формирования.


Мы придерживаемся гипотезы моноцентризма, согласно которой тип современного человека сформировался в Передней Азии и Средиземноморье как результат смешения разных представителей неандертальского типа. Типологическая неоднородность людей разных рас в позднем палеолите была меньшей, чем теперь. (Щокін Георгій , 2002, 77). Иначе говоря, разница между прототипами людей европеоидной и монголоидной рас была незначительна и проживали они в одинаковых природных условиях Передней Азии. После того, как монголоиды мигрировали по широким просторам Азии, их первоначальные фенотипические черты были развиты различным образом под влиянием природных условий разных мест обитания. В результате их отличие от людей белой расы возросло, но одновременно развились два отличных расовых типа, давших начало как современным монголоидам, так и американоидам.

Китайско-тибетская (она же сино-тибетская) семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Около 300 китайско-тибетских языков распространены в Восточной и Южной Азии. Общее число говорящих на них оценивается в 1,3 млрд человек, в т.ч. на китайском - 1,1 млрд.
Китайско-тибетские языки подразделяются на китайскую ветвь , состоящую из китайского и дунганского языков, и тибето-бирманскую ветвь (все остальные языки).
Китайский язык фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками. Дунганский, распространенный помимо КНР в Киргизии и Казахстане, является единственным китайским "диалектом", за которым признан статус отдельного языка.
Наряду с этими 2 ветвями в составе семьи выделяют самостоятельную каренскую группу .
Лоло-бирманская группа – наиболее изученная в тибето-бирманской ветви, для нее имеются реконструкции праязыка (Дж. Матисофф). Языки этой группы распространены в основном в Мьянме и на юге Китая, несколько языков – также в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме. В лоло-бирманскую группу помимо бирманского входят относительно крупные языки: хани в китайской провинции Юньнань и соседних странах (численность «официальной национальности» 1,3 млн человек; число говорящих на собственно хани меньше); близкородственный предыдущему язык акха (400.000 человек в том же районе); распространенные на стыке КНР, Мьянмы и Таиланда языки лаху (имеет 2 сильно различающихся диалекта: диалект «черных лаху» – 600.000 носителей, и «желтых лаху» – 15.000) и лису (численность которого оценивается в 700.000).
Группа бодо-гаро включает около десятка языков, распространенных на востоке Индии и в Бангладеш, в частности собственно языки бодо (1 млн говорящих) и гаро (700.000). Для бодо-гаро имеется реконструкция фонетики праязыка, опубликованная в 1959 г. Р. Берлингом.
Группа куки-чин (около 40 языков), в основном в Индии и Бирме, в которую входят языки мейтхей, или манипури (выполняет роль лингва франка и на нем говорит 1,3 млн человек практически во всех штатах на востоке Индии), лушей (не менее полумиллиона человек на востоке Индии и отчасти в Мьянме) и ронг, или лепча (70.000, в основном в Индии и Бутане; иногда выделяется в отдельную группу).
Генетически распределены между этими 2 группами языки народов нага, живущих на северо-востоке Индии (штаты Нагаленд, Манипур, Мизорам, Ассам, союзная территория Аруначал-Прадеш) и в соседних районах Мьянмы. Южные нага (около 15 племен, каждое со своим языком: крупнейшие – ангами, лхота (он же лотха), сема, ренгма) говорят на языках, близких куки-чин, а примерно столько же племен на севере этого района – на т.н. языках коньяк (крупнейшие – ао и собственно коньяк, каждый насчитывает порядка 100.000 носителей). Языки куки-чин объединяются с языками южных нага в группу нага-куки , а языки бодо-гаро с языками коньяк – в группу коньяк-бодо-гаро . Последняя иногда объединяется с качинской группой , в которую входит один качинский язык, он же цзинпо (700.000 говорящих в Мьянме и КНР), в барическую подветвь.
Наиболее противоречивы имеющиеся классификации языков северо-западной части тибето-бирманского ареала – тибето-гималайских, распространенных на севере Индии, в Непале, Бутане и КНР (в Тибете). Иногда их объединяют под названием бодских (Bodic – от самоназвания Тибета). Здесь выделяется тибетская группа, в которую входит около 30 языков, в т.ч. собственно тибетский с рядом близкородственных ему языков (по другим трактовкам – диалектов), носители которых официально включаются в «тибетскую национальность»; амдо (800.000 человек в автономных образованиях провинций Цинхай, Ганьсу и Сычуань; иногда этот язык рассматривают как архаичный тибетский диалект); хорошо известный по причинам экстралингвистического характера шерпский язык (40.000 человек); язык ладакхи (100.000 человек в индийском штате Джамму и Кашмир) и др. В эту группу, естественно, включается и классический тибетский язык.
Выделяются также группа гурунг (в Непале), в которую входят довольно крупные языки гурунг (2 сильно различающихся диалекта, 200.000 человек) и таманг (4 сильно различающихся диалекта, 1 млн человек: на таманг говорят гуркхи, известные своей службой в британской армии); несколько «гималайских» групп с довольно большим числом входящих в них языков, среди которых наиболее значителен невари (800.000 человек в Непале); а также ряд более мелких групп.
Помимо перечисленных живых языков хорошо известен входивший в тибето-бирманскую ветвь тангутский язык, бывший официальным языком государства Си Ся (X–XIII вв.), уничтоженного монгольскими завоевателями. Язык был реконструирован в результате дешифровки памятников, обнаруженных экспедицией П.К. Козлова в мертвом городе Хара-Хото в 1908–09 гг. В текстах VI–XII в. сохранился ныне мертвый язык пью в Мьянме.
В состав китайско-тибетской семьи довольно долго включали тайские языки и языки мяо-яо. Спорным остается вопрос о принадлежности к данной семье языка бай, или миньцзя, в китайской провинции Юньнань (0,9 млн говорящих из 1,6 млн этнических бай; китайские заимствования в вокабуляре бай доходят до 70%).
Китайский представляет собой фактически эталонный слоговой изолирующий язык. Слог в языках такого типа является основной фонетической единицей, строение которой подчиняется строгим закономерностям: в начале слога следует шумный согласный, затем сонант, промежуточный и основной гласные и конечный согласный, причем все элементы, кроме основного согласного, факультативны. Число возможных конечных согласных меньше числа начальных, а в ряде языков вообще допускаются только открытые слоги. Во многих языках имеется несколько смыслоразличительных тонов.
Всегда ли и все ли китайско-тибетские языки были устроены так – неясно. Данные тибетского языка, для которого с VII в. имеется слоговая письменность, в принципе способная к точной передаче звукового состава слова, заставляют подозревать, что по крайней мере в этом языке на момент создания письменности структура слога была существенно более сложной. Если предположить, что все знаки тибетского письма использовались для обозначения звуков (аргументы в пользу такой точки зрения имеются, в частности данные языка амдо), то приходится считать, что в тибетском имелись многочисленные структуры типа brgyad "девять" или bslabs "он изучал науки". Впоследствии начальные и конечный сочетания согласных сильно упростились, а репертуар гласных расширился и появились тоны. Типологически это похоже на то, что имело место в истории английского или французского языка, где тоже велика дистанция между орфографией и произношением, а гласных фонем значительно больше, чем обозначающих их специальных букв. В некотором отношении (конкретный способ влияния плавных r и l на предшествующий гласный) в тибетском налицо даже материальное сходство с процессами, имевшими место в истории английского яз.
Морфема, а зачастую и слово, в «идеальном» китайско-тибетском языке обычно равна слогу . Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях. При этом широко распространена конверсия. Служебные морфемы чаще бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.
Реально многие китайско-тибетские языки от этого эталона в той или иной степени отличаются - в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).
Синтаксис китайско-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» («тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (т.н. ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!