Князь красное солнышко крещение руси. Князь Владимир Красное Солнышко - почему его так назвали? Биография, годы правления

May 13th, 2016 , 01:21 pm

Есть старый анекдот:

Молодая служанка спрашивает:

Великий князь,вот почему тебя все называют Владимир Ясно Солнышко?

Та-а-а-к...Чтобы сегодня ночью была у меня в опочивальне. Ясно,солнышко?

Итак, годы правления древнерусского князя Владимира: 980 - 1015гг. Известен он прежде всего тем,что крестил Русь в 988 году

В народе этот князь получил ласковое прозвище Красное Солнышко - за свои подвиги по защите Руси от кочевников -печенегов.

Князь Владимир занял киевский престол в 980 году в результате междоусобной войны со своим братом Ярополком.Владимир,как это часто водится,обманул своего брата:зазвал его на переговоры и там же его прирезал.Но это будет позже. А сначала,перед походом на Киев,Владимир решил жестко покарать полоцкого князя Рогвольда,который в этой междоусобной возне принял сторону Ярополка

Войско Владимира захватило Полоцк,а затем Владимир устроил небольшой праздник.для "души" - взял и демонстративно изнасиловал юную дочь Рогвольда Рогнеду. Изнасиловал на глазах всего своего войска и в присутствии ее отца и двух братьев,которые были захвачены в плен живыми. После этого папу и братьев пустили в расход,а Рогнеда пополнила ряды наложниц великого князья.

Кстати,беременную жену - гречанку коварно убиенного брата Ярополка Владимир тоже зачислил в свой гарем.

Вообще,князь Владимир Ясное Солнышко был мужчиной весьма любвеобильным. Вот что писал арабский путешественник Ибн-Фадлан (Х век) о нравах князя Владимира Святославовича:

"Вместе с царем русов в его замке постоянно находятся четыреста мужей,его сподвижников. У каждого из них есть девушка,которой он пользуется как наложницей в присутствии царя... А само ложе царя русов огромно и инкрустировано самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек. иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников. И этот поступок они не считают постыдным. И он не имеет другого дела,кроме как сочетаться с девушками,пить и предаваться развлечениям"

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 - 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.


В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.


Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).


Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.


Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру . Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.


Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.


Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.


Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.


Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.


Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам , чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

– Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

Владимир был сначала очень ревностным язычником : с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога , Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

– Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

– Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

– Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

– Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

Сказание об испытании вер

Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан , было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

– Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету .

– Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

– Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

– Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

Владимир-христианин

Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

– Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

– Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

– Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

– Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль . (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

Много пришлось потрудиться княжей дружине , отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

Князь Владимир - кровавое "Ясно Солнышко". Основой взяты материалы из "Никоновской Летописи", летописи "Повесть Временных лет" и Радзивилловского свода. А родился князь Влодимир Киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его был могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простолюдинка Малуша, бывшая в услужении ключницей у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что Малушка ждёт ребёнка от Святослава, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятине, толи в Гомель, сейчас точно уже не выяснить, так-как разные летописи описывают это по разному. Но факт один - Владимир родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что Владимира, годов трёх отроду, забрала к себе княгиня Ольга. Владимир так и рос под присмотром княгини Ольги и воспитывался старшим братом своей матери - варачем (витязем, т.е. офицером) княжеской охранной дружины Добрыней (что развеивает миф о том, что мать Владимира была рабыней). Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай, который давал право сыну, рождённому от простолюдинки, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. В 969 году, повзрослевший князь Владимир оказался в центре тайного заговора против его отца. За это, был сослан в посёлок Орша, где неожиданно проявил себя, как не по возрасту умный и искусный правитель В том же году, князь Светослав, "сменив гнев на милость" направил на княжение в стратегически важный по тем временам, но весьма свободолюбивый город Новгород. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. Предположительно в начале 972 года, вновь Владимир оказался в центре открытого восстания против князя Светослава, за что был изгнан из страны и буквально милостиво просил убежища в купеческих кварталах Царьграда. За это, в последствии, "расплачивался с купцами щедрой благодарностью. В этом же году, погибает князь Святослав Игоревич и на киевский княжеский престол становится Ярополк. Но Новгород убивает посадников Ярополка и призывает на княжение Владимира. Однако в 977 году, желая заполучить более могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а Владимир бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии Олафа Трюггвасон. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Норвегию, Владимир, заручается поддержкой Новгорода и вместе со своим дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. В этом походе его сопровождает первая его жена Мора (единственная из жён князя, которая по непонятной причине совершенно "забыта" официальной историей). Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, которая ранее была обещана в жены Ярополку. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он "держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю". Современные исследователи установили, что имя "Рогволод" - чисто словянское, двусложное, наподобие имени "Володимер". И означает оно "владелец рога", то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Западную Двину. Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало poг: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, "имяше свою волость в Полотьске" - Рогнеда. Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил Великий Путь "из варяг в греки" - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Светославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду. Владимир был по природе своей жесток до такой степени, что публичные казни, совершавшиеся по его приказу доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно. Ярким проявлением этой черты его характера стала и первая жена Владимира Мора. Перед сватовством Владимира к Рогнеде, она неожиданно становится жертвой клеветы одного из приближённых своего мужа и обвинённая в готовящемся покушении, была публично казнена. Несмотря на то, что Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке Юлии, расстриженной православной монахине, первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: "Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка". Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда стала женой Владимира и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали - князь Владимир зверски убивает Ярополка, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Вступление в княжество киевское князь Владимир также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам. Одной из основных черт князя Владимира была крайнее суеверие. Бич, который часто терзает людей, отказавшиеся исполнять традиции Веры. Владимир ни когда не пытался успокоить преступную совесть, изменив свои цели, но тщательно старался заглушить муки раскаяния исполнением суеверных обрядов, строгими покаяниями и щедрыми дарами. Он воздвиг по всей Руси многочисленные капище и Светилища, реформировал даже сам культ, уничтожал первые зачатки христианства, массовыми убийствами создавая первых словянских "мучеников", и этим даже ввёл практику человеческих жертвоприношений. В "Повести Временных лет" описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращенных девиц и чужих жен (количеством около 800). Но: "... был князь Владимир "ненасытен в блуде" и после крещения...". Самый яркий случай, по некоторым летописям, произошедший уже после принятия крещения, как и само крещение, связан с знаменитым Корсуньским походом Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. И была у этого византийского наместника красавица дочка (чьё имя летописи умалчивают). Решил Владимир отправить послов в Корсунь. Действуя по уже имевшему место плану, Владимир обвинил свою жену Рогнеду в покушении на него (о действительности этого покушения проповедал лишь в своей поэме "Рогнеда" К. Рылеев, но других источников не найдено) и собирался было казнить. Но помешал его планам их сын четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь родителю, Изяслав сказал ему: "...отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне..." Смилостивившись над Рогнедой, "воздвигнул ей отчину", "устроил город и нарече имя городу тому Изяславль" - по имени своего отважного сына. Но Владимир не отказался от своей цели - женитьбы на дочери Корсуньского наместника. Для этого, он решил принять христианство и "отпустить жену язычницу". Но всё равно и Корсуни получил отказ. И тогда Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, как обычно, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал её за предателя замуж. "...а князя Корсуньского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трёх днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за предателя замуж выдал и дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...". Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. И вновь, как будучи язычником, так и приняв христианство, проявилась его суеверная сущность. Летописи повествуют - князь Владимир прошёл "испытание верой". Каждый день ко двору призывались проповедники, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришёл к мысли, что христианской станет верой и его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение по закону "греческому". Однако само действо состоялось год спустя, когда в 988 году (в некоторых источниках 2 годами ранее), а сам Владимир возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие было дано, потому-ка князь Владимир уже принял крещение, и ни чего не мешало ему "...быть с женой одной веры...". С намерением желанием женится на девице от византийских императоров, князь прибыл в Константинополь. Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времён рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Одни утверждают, что год был 986, другие 988. Наречён Владимир был в крещении именем Василий и так совпало, что и у корсуньского князя и у брата Византийской невесты было именно это имя. А иные вообще излагают историю по-своему. Разногласий множество, но факт неизменен князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Так свершилась история!

Многие люди в свои школьные годы не очень любили историю. Поэтому они с удовольствием наверстывают упущенное в более зрелом возрасте. Ведь именно тогда приходит понимание, что наша страна имеет великую историю, которой должен гордиться каждый ее житель. А так как нельзя гордиться тем, чего не знаешь, многие как раз и садятся за учебники, чтобы обогатить свой интеллектуальный багаж. В этой статье мы поможем чуть лучше узнать историю и о Владимире Красное Солнышко. Почему его так назвали, а также интересные факты из жизни князя читайте ниже.

Детство

Точная дата рождения Владимира неизвестна. Официально считается, что год его рождения - 960, но это может быть не так. Он мог родиться и в 945 году, просто в 960 году будущий впервые упоминается в летописи. Его отцом был Святослав, а мать - ключница Ольги. С глаз долой ненужного ребенка бабушка отправила в деревню Будутино. Именно там и воспитывался Владимир Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы узнаем дальше.

Неизвестно, сколько мальчик прожил с матерью, но, по данным летописи, назад в Киев он вернулся в 969 году. Судьба его родительницы дальше неизвестна. По некоторым данным, она счастливо прожила жизнь в деревне, другие источники говорят, что великодушный сын после вступления на престол забрал мать к себе во дворец. Так или иначе, верить можно в любую версию, ведь достоверных сведений просто нет.

Юность

Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева. Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши.

Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика. Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню. Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна. Благодаря этому поступку, который был, скорее всего, подсказан Добрыней, Владимир смог быстро завоевать расположение жителей Новгорода.

Семья и дети

Почему называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Первую - Олофи - он нашел в Скандинавии, вторую - Рогнеду - забрал силой из Полоцка, третья - Адель - была родом из Чехии, Манфреда - из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной.

Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них - мальчики, а значит, наследники престола.

Крещение Руси

988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба Анны и Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения. Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка - княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов.

Прозвище

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются. И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир. Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела.

Перемены в стране

Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя - тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети.

Последние годы жизни

Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк. К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка. Ведь он был не родным сыном князя, а приемным. Настоящим отцом его был Ярослав, которого Владимир, садясь на киевский престол, хладнокровно убил. Но военный поход не увенчался успехом. Войско было разгромлено, а Святополк заключен в темницу.

В 1015 году против отца выступил второй сын - Ярослав. Но он не пошел войной, просто захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной.

След в истории

Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович. Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты. Одна из последних вышла в 2016 году и носит название «Викинг».

Но, конечно, каждый школьник знает Владимира Красное Солнышко именно благодаря тому, что князь крестил Русь. Наше государство было очень отсталым относительно даже соседей, не говоря уже о европейских странах. Именно поэтому христианство не только помогло народу стать сплоченнее, но еще и стало толчком к развитию грамотности.

Владимир Красное Солнышко, годы правления которого - 969-1015, смог существенно повлиять на ход истории. Вот самые интересные факты о князе:

  • Владимира канонизировали как святого только в 1888 г. Событие это было приурочено к 900-летию христианства в России.
  • В 978 г. Владимир убил своего брата Ярополка и таким образом захватил киевский престол.
  • Князь ввел Назывались они златники и сребреники. Несмотря на то что в ходу было византийское золото, чеканка собственных денег позволила поднять государственную экономику.
  • Благодаря принятию христианства на Руси стала распространяться грамотность. Именно потому, что было необходимо читать хотя бы Библию, просвещение в первую очередь затронуло церковь и монахов.
  • Официально признанных сыновей у Владимира было 11.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!