Когда появились первые правила дорожного движения. История правил дорожного движения

Огромный поток автомобилей на улицах российских городов уже давно стал привычным, никого не пугающим и не удивляющим. Сегодня подавляющее большинство жителей страны любого пола стремится получить водительские права и усердно изучает правила дорожного движения. При этом мало кто знает, что первым урегулировать поведение извозчиков и всадников на дорогах России еще в пятнадцатом веке попытался царь Иван III. Он упорядочил движение на перекладных лошадях по почтовым трактам для тех, кто следовал на большие расстояния. А в конце семнадцатого века в его правила внес лепту Петр Первый, запретивший быстро ездить по Москве. Он же ввел правостороннее движение и учредил отделение полиции, которое контролировало соблюдение ПДД в России.

Немногим позже царица Анна Иоановна создала указ, согласно которому извозчиков, превышающих положенную скорость, в наказание за это штрафовали, секли розгами и даже ссылали на каторгу. Потом правила постоянно изменялись, дополнялись, обрастая все новыми подробностями. Количество частных извозчиков в больших городах России росло, их нужно было контролировать, в связи с чем были придуманы лицензии на извоз. На улицах появились конки с номерами, которые разрешалось водить только людям в трезвом и опрятном виде, обладавшим соответствующим разрешением. Возникли новые правила пересечения перекрестков, сопровождающиеся запретом оставлять повозки где попало.

В девятнадцатом веке на дороги вышли первые автомобили, изначально называющиеся «самодвижущимися экипажами». Они не были способны развивать приличную скорость, передвигались не быстрее трех километров в час, но дорожное движение после этого стало нуждаться в более тщательной организации. В итоге, в 1900 году в Санкт-Петербурге власти утвердили новый свод правил ПДД, часть которых существует и сегодня. Их обязательными пунктами стала регистрация авто, снабжение транспорта государственными номерами и его ежегодный осмотр специальной комиссией. Номера тогда действовали всего год. Водители постоянно оплачивали их новую регистрацию, а деньги шли в казну и считались транспортным налогом. Интересно, что в различных городах номера на авто имели разные габариты.

Права на вождение автомобиля могли получить российские граждане, достигшие двадцати одного года и хорошо владеющие грамотой. Они сдавали экзамен в учебных заведениях, готовивших водителей. Правила ПДД в те времена предусматривали подачу звуковых сигналов при приближении к железнодорожным переездам, снижение скорости или остановку при проезде перекрестов, которые в это же время пересекаются конными экипажами. Во время остановки автомобили должны были ставиться возле тротуаров так, чтобы они выстраивались в ряд по направлению движения. Ездили авто с правой стороны, обгонять разрешалось с левой стороны, но долго ехать по ней запрещалось.

Максимальная скорость при езде легковых автомобилей по Москве ограничивалась 25 километрами в час, в Санкт-Петербурге - 20 километрами в час, грузовые машины могли ездить по большим городам России со скоростью не более 12 километров в час. При этом на особенно оживленных улицах они передвигались только со скоростью 10 километров в час. За нарушение правил полагался штраф до ста рублей либо арест на 14 дней. За вождение в нетрезвом виде лишали водительских прав. На дорогах с заставами за проезд необходимо было платить сбор, то есть они являлись платными.

Первые «гаишники» появились в Санкт-Петербурге в начале двадцатого века. Полицейским выдавали белые трости, которыми подавались сигналы водителям. Когда трость поднималась вверх, останавливались и вагоновожатые, и владельцы авто, и велосипедисты. Знаки на дорогах России стали устанавливать примерно в то же время в соответствии с конвенцией, принятой во Франции в 1909 году. Она определяла внешний вид знаков, обязанности и права пешеходов и водителей.

С тех пор ПДД неоднократно дополнялись. В 1940 году были приняты единые уставы для СССР по правилам дорожного движения, а в 1957 годы они изменились, исключив некоторые ограничения и установив правила езды автотранспорта по отдельным республикам. Появились регламенты по внешнему виду авто и порядку проведения экзаменов, который определен в последний раз в марте 2016 года. Теперь комплект задач на этих экзаменах определяется госинспектором по безопасности дорог РФ. Согласно таким регламентам, заявление на сдачу экзаменов могут подать все, кто имеет гражданство РФ и те, кто временно проживает на территории России. Они имеют право заявить об этом через федеральную государственную систему www.gosuslugi.ru или www.gibdd.ru. Заявка на региональном уровне подается тоже через сайт www.gibdd.ru, а проверить свои знания и определить степень подготовленности к экзаменам позволяет наш сайт. Мы предоставляем целый ряд услуг, дающий пользователям возможность пополнить запас знаний и досконально изучить все нюансы вождения автомобилей по дорогам России и за рубежом.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

История светофора

А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.

Навести порядок в городах одним из первых попытался Гай Юлий Цезарь. Будучи древнеримским правителем, Цезарь на последних годах своего правления издал указ, согласно которому на улицах Рима вводилось одностороннее движение. Проезд частных колесниц и повозок был под запретом с восхода солнца и почти до его захода. Гости города были вынуждены оставлять свой транспорт за пределами Рима и перемещаться пешком. За соблюдением этого предписания следила особая служба.

Представители римской «дорожной инспекции» имели право регулировать споры и конфликты, нередко возникавшие между владельцами повозок.

В средневековые времена движение в городах стало более оживленным. Даже простые конные повозки, разъезжавшие по узким улицам городов, нередко сталкивались между собой. Средневековые правители своими указами вводили определенные правила для конных и пеших горожан. Вводились ограничения на скорость передвижения и определялась очередность проезда. Существовали и меры наказания, которые жестко применялись к нарушителям. Однако правила эти касались лишь отдельных местностей и не были всеобщими.

Новое время – новые решения

Те правила дорожного движения, какими все привыкли их представлять сегодня, зародились в Англии лишь в конце XIX века. В 1868 году на одной из площадей Лондона был установлен механический семафор, имевший в своем составе цветной диск. Семафор мог управляться только вручную. Его крылья были устроены так, что могли принимать два положения. Если крыло горизонтально, движение было запрещено. Опущенное крыло давало возможность двигаться, но с предельной осторожностью.

Этот прообраз современного светофора был весьма далек от совершенства. Конструкция устройства была неудачной. Один лишь скрежет цепи, приводившей в движение семафор, был настолько ужасен, что от него в испуге шарахались в стороны. Ко всему прочему, через некоторое время семафор попросту по неизвестной причине, ранив находящегося поблизости блюстителя порядка.

Первыми дорожными знаками вполне можно назвать особые таблички, где указывалось направления движения и расстояние до определенного пункта.

Как создавались современные правила движения на дорогах

В 1909 году в Париже состоялась конференция, на которой было принято решение о введении единых для Европы правил дорожного движения. Этому событию способствовало резкое увеличение числа механических транспортных средств, возрастание интенсивности движения и скорости автомобилей. Принятая на международном форуме Конвенция по автомобильному движению ввела некоторые .

Первые унифицированные знаки указывали на неровную или извилистую дорогу, а также на наличие железнодорожного переезда и пешеходного перехода.

В последующие десятилетия правила дорожного движения существенно обогатились и дополнились новыми положениями. Главной целью разработчиков правил было создание единообразия и обеспечение безопасности для всех участников движения. Постепенно появились те правила дорожного движения, которые сегодня знает каждый грамотный водитель и пешеход.

Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования. В те времена это осуществлялось царскими указами.

История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме . Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.

Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города..

Уже в то время существовала служба надзора , следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных

В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения.

Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла . Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующий шаг развития организации дорожного движения – на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» . Участником этой конференции был также и Советский союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностях» . Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году.«Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения – 8 ноября 1968 года . В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии в венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в постоянно вводятся корректировки и дополнения.

Последние изменения на день написания данного материала вступили в силу 24 ноября 2012 года и всегда в государственной думе находятся на рассмотрении законопроекты направленные на адаптацию правил к реальной обстановке сложившейся на дорогах.

Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) - свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу - они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

Когда появились конные повозки, то при движении по дорогам навстречу друг другу они иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, царские Указы требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Указы определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель - Дж. П. Найт - был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное - сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов - можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.

Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах.

В России первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 г. Его сконструировали инженеры Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе. В этом же году были разработаны и первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. А в 1900 г. было утверждено "Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях". Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново.

В 1909 г. в Париже была принята международная Конвенция по автомобильному движению, в соответствии с которой были введены первые дорожные знаки, указывающие на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровности на проезжей части.

Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

В современных Правилах дорожного движения изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.

Поскольку дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности.

Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нарушений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители и пассажиры.

Рассчитано, что если бы участники дорожного движения 100-процентно соблюдали Правила дорожного движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27% (±18%), а погибших - на 48% (±30%)

Сводка с официального сайта ГИБДД (www.gibdd.ru)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!