Когда родился иван захарович суриков. Суриков иван захарович краткая биография

Суриков, Иван Захарович

Поэт. Род. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С.

В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С. к туберкулезу.

В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы С. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит С. в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжелою тоской», - повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина». Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений С. с казалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников («Эх, ты, доля, моя доля», «Сиротою я росла», «Толокно», «Казнь Разина» и др.).

Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта [6 апреля ] ) - 24 апреля [6 мая ] ) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения . Другое его стихотворение, в народной переработке стало популярнейшей песней « ». На его стихи П.И.Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была ».

Биография

В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой.

В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя несколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок , цель которого - помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Известные произведения

  • «Доля бедняка», 1875
  • «Казнь Стеньки Разина»
  • «Утро»
  • «Нужда», 1864
  • «Осень… Дождик ведром…», 1866
  • «Безработный», 1871
  • «Горе», 1872
  • «В остроге», 1874
  • «Покойник», 1875
  • «У могилы матери», 1865
  • «Умирающая швейка», 1875
  • «Тихо тощая лошадка», 1864

Издания

  • Стихотворения И. З. Сурикова. М., 1877
  • Стихотворения. М., 1881;
  • Стихотворения. М., 1884;
  • Стихотворения. П., 1919;
  • Песни. Былины. Лирика. Письма. М., 1927;
  • Собр. стихотв. Л., 1951;
  • И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Библиография

  • Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;
  • Брусянин В. В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;
  • Друг народа. 1916. № 1;
  • Прямков А. Встречи моего современника. Писатели из народа. Ярославль, 1958;
  • Ерзинкян Е. В. Художественное мастерство И. З. Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;
  • Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков, Ярославль, 1966;
  • Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.
  • Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные архивы. 2001. № 5. С. 98.

Напишите отзыв о статье "Суриков, Иван Захарович"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Суриков, Иван Захарович

Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.

Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841(18410406) в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 года вместе с матерью переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал - поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас - автор уничтожил их.

В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову опубликовать стихи в журнале «Развлечение», затем последовали публикации в таких изданиях, как «Воскресный досуг», «Иллюстрированная газета», «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».

В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой.

В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографскским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя несколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого - помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Поэт умер в Москве от чахотки 24 апреля (6 мая) 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.

Сочинения

  • «Доля бедняка»
  • «Казнь Стеньки Разина»
  • «Горе», 1872
  • «Покойник», 1875
  • «Утро»
  • «Нужда», 1864
  • «Осень… Дождик ведром…», 1866
  • «Безработный», 1871
  • «В остроге», 1875
  • «У могилы матери», 1865
  • «Умирающая швейка», 1875
  • «Тихо тощая лошадка», 1864

Издания

  • Стихотворения И. З. Сурикова. М., 1877
  • Стихотворения. М., 1881;
  • Стихотворения. М., 1884;
  • Песни. Былины. Лирика. Письма. М., 1927;
  • Собр. стихотв. Л., 1951;
  • И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Библиография

  • Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;
  • Брусянин В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;
  • Друг народа. 1916. № 1;
  • Прямков А. Встречи моего современника. Писатели из народа. Ярославль, 1958;
  • Ерзинкян Е. В. Художественное мастерство И. З. Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;
  • Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков, Ярославль, 1966;
  • Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.
  • Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные архивы. 2001. № 5. С. 98.

Суриков - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Даргомыжский, П.Чайковский.


Иван Захарович Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.

В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И.Дмитриева, Н.Цыганова, А.Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.

Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.

В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А.Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.

Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».

Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А.Кольцова, Т.Шевченко, Н.Некрасова, И.Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы…

Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).

В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).

После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).

Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.

Иван Захарович был женат на М.Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.

Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Суриков В.И. знаменитый российский живописец, родившийся 24 января 1848 года. Родной город известного человека – Красноярск. Он рисовал великолепные, просто шедевральные портреты. Был академиком. Проходил свое обучение сначала в училище родного города, затем состоял при школе Общества поощрения художников, а после, окончил Академию художеств, расположенную в Петербурге. Именно его рукой и кистью был расписан Храм Христа Спасителя. Огромное признание принесли художнику его исторические картины. Отец его был казачьим офицером. Мать прекрасно вышивала, ей просто равных не было.

С младенческих лет Василий увлекался книгами по истории и с огромным интересом слушал о старинных преданиях. Вероятнее всего, что именно такое увлечение историей определили его будущее направление в художестве. Суриков также обладал универсальными музыкальными способностями. Будучи подростком, Суриков научился играть на гитаре, а проходя обучение в Петербурге, близко познакомился с фортепиано и стал прекрасно владеть им.

В 1859 году умирает отец парня и семейство начинает испытывать сильные материальные трудности. Сам же Василий, чтобы хоть немного поправить финансовое положение, решил бросить учебу и устраивается на работу канцелярским писцом. Но денег по прежнему не хватало и молодой человек был вынужден брать подработки. Он превосходно расписывал пасхальные яйца и даже, под заказ писал иконы.

В 1867 году его рисунки были оценены самим губернатором родного города Замятиным, который похлопотал, чтобы молодого человека приняли в Академию художеств. 11 декабря 1868 года Василий уезжает на учебу в Петербург.

Широкую известность и огромную популярность художнику приносит его историческое полотно под названием «Утро стрелецкой казни», которое было предоставлено зрителю в 1881 году.

В 1888 году умирает его любимая супруга. После такой трагедии художник впадает в глубочайшую депрессию. Мать и брат приглашают его в родной Красноярск, куда он отправляется со своими дочерьми. Здесь он снова вернулся к жизни и написал превосходную картину «Взятие снежного городка».

Читать биографию Сурикова

Биография практически каждого знаменитого и выдающегося русского человека, который смог внести свой вклад в то или иной дело всегда является знакомой и доступной многим. Большинство людей, знают и любят каждого из них. Не стал исключением и Суриков Василий Иванович, русский художник, человек, который практически в каждой своей картине старался отобразить русский дух и настроение. Его картины очень часто называют живыми, их любят и признают даже в наши дни.

Родился данный художник в Российском городе Красноярске, в 1848 году, в зимнее время. Его семья по праву относилась к тем, которые считались выходцами из казачьего рода, людям осваивавшим Сибирь. Отцом маленького мальчика был губернский служащий.

Нужно отметить, что ещё с самого раннего детства мальчик постоянно рассматривал людей, изучая черты строения их лица, то как они выглядят, как себя ведут. Несмотря на совсем юный возраст ему всё было интересно и он подмечал каждую мелочь и деталь. Он мог проводить не то, что часы дни на пролет за копированием различных икон и портретов.

Вот именно с этого момента начиналась его самостоятельная художественная судьба. Взрослые, видя усилия своего ребенка, понимали, что в нем будет толк, самое главное - это постоянно развивать его талант.

В 8 возрасте мальчик начинает учиться в приходском училище. Естественно его тяга и его талант к живописи не могли остаться не замеченными. Видя, что мальчик является действительно талантливым, преподаватели начинают заниматься с ним отдельно. Этим поступком они вселяют веру в маленького мальчика, надежду на то, что он обязательно станет настоящим художником, самое главное - это много работать и усердно заниматься.

После смерти его отца для их семьи начинаются не самые лучшие времена, они начинают жить довольно бедно, не имея лишних денежных средств на какие-то либо приобретения.

Но, мальчик не отчаивается. Уже в возрасте 11 лет он начинает давать уроки акварели в приходском училище для других детей самостоятельно. В одном из губернаторских домов, где мальчик так же преподавал живопись, его талант замечают и решают помочь юному дарованию, направляя его на учебу в Северную столицу нашей страны. Такие образом настоящая биография будущего художника начинается с весьма крутого поворота судьбы, а именно с отъезда в чужой город.

Надо отметить, что там его поджидали и неудачи, мальчику не удалось сразу же поступить в Академию искусств, так как естественно не хватало различных знаний, однако Василий не расстраивается и изо всех сил старается убрать все пробелы в своей памяти, занимаясь на различных курсах. После этого ему всё-таки удается поступить в данную Академию.

Закончив Академию Суриков переезжает в Москву. И нужно отметить, что этот город ему очень понравился, он полюбил его все своей душой. Именно с этого отрезка времени он начинает всерьез заниматься живописью, применяя все свои полученные знания и умения. В этот период времени появляются знакомые и любимые многим художественные произведения данного автора.

После такого большого и сложного пути, Василий будучи уже достаточно известным художником понимает, что ему необходимо отправиться на родину, в Красноярск. Это было нужно для того, чтобы набраться сил и новых впечатлений.

Вернувшись в свои места детства вдохновение не заставляет себя долго ждать и художник тут же приступает к работе над новыми картинами.

Художник не бывалого, редкостного таланта именно так можно охарактеризовать этого человека. Нужно отметить, что его любят и помнят и в наши дни, ведь память о таких людях живет вечно.

годы жизни для детей

Интересные факты и даты из жизни



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!