Когнитивные стили о природе индивидуального ума. Когнитивные стили - О природе индивидуального ума - Холодная М.А

Название: Когнитивные стили. О природе индивидуального ума

СПб.: Питер, 2004.- 384 с.
PDF 1,82 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
ISBN 5-469-00128-8
Серия: Мастера психологии

В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии - психология когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описывается история изучения когнитивных стилей и современное состояние стилевого подхода. Впервые описан феномен "расщепления" полюсов когнитивных стилей, на основе которого предлагается новая трактовка когнитивных стилей как метакогнитивных способностей. Определяется их роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения. Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и педагогов.

Оглавление

Предисловие ко 2-му изданию 5
Введение 8
Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу

индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности 15
1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии 15
1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности 23
1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей 38
Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей 45
2.1. Полезависимость/поленезависимость 46
2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности 60
2.3. Узость/широта категории 65
2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль 68
2.5. Толерантность к нереалистическому опыту 71
2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль 74
2.7. Сглаживание/заострение 78
2.8. Импульсивность/рефлективность 79
2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация 83
2.10. Когнитивная простота/сложность 87
2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных исследованиях 93
Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей 99
3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей 99
3.2. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей... 114
Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности 128
4.1. Традиционные критерии разграничения стилей и способностей 128
4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности 153
Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей 161
5.1. Когнитивный стиль как квадриполярпое измерение 161
5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей 192
Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности? 224
6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности 224
6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей и интеллекта 245
Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности 255
7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей 255
7.2. Когнитивные стили и свойства личности 265
7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей с познавательной направленностью

личности 280
7.4. Объяснение причин индивидуального поведения в контексте стилевого подхода 286
Глава 8. Виды познавательных стилей 294
8.1. Уровни стилевого поведения 294
8.2. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого

поведения 319
Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности 325
9.1. Определение понятия «с гиль учения» 325
9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения 340
Заключение 359
Именной указатель 363
Предметный указатель 364
Список литературы 367

В книге «Когнитивные стили» представлен один из важнейших разделов когнитивной психологии психология когнитивных (шире познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия в способах познания окружающего мира. Описывается история и современное состояние стилевого подхода с учетом его инноваций и противоречий. Предлагается новая трактовка когнитивных стилей как метакогнитивных способностей, принимающих участие в регуляции интеллектуальной деятельности и индивидуального социального поведения. Когнитивные стили рассматриваются как часть персонального познавательного стиля наряду со стилями кодирования информации, стилями постановки и решения проблем, эпистемологическими стилями. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения. Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов по общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и учителей.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Название: Когнитивные стили - О природе индивидуального ума.

    В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии - психология когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описывается история изучения когнитивных стилей и современное состояние стилевого подхода. Впервые описан феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей, на основе которого предлагается новая трактовка когнитивных стилей как метакогнитивных способностей. Определяется их роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения.
    Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и педагогов.

    Психология - одна из самых молодых наук. Неудивительно, что ее становление сопровождается многочисленными концеп туальными катаклизмами: рушатся, казалось бы, ранее незыбле мые постулаты; рождается множество новых теорий, часть ко торых исчезает так же внезапно, как появляется; понятийный аппарат изменяется на глазах у изумленной научной обществен ности, при этом введенные «новые» понятия (схема, ментальная репрезентация, неявные знания, копинг, эмоциональный интел лект, мудрость и т. п.) ошеломляют своей метафорической много значностью; привычные тесты интеллекта и личностные опросни ки сменяются многочисленными и разнообразными методиками, при этом психологическое знание операционализируется до та кой степени, что без знания процедуры уже невозможно понять описанные в научной статье факты; появляются немыслимые ра нее претензии на так называемую психологически обоснован ную «коррекцию» личности, психоаналитическую интерпрета цию индивидуальной судьбы, контроль общественной жизни на основе психологического тестирования и т. п.

    Оглавление:
    Предисловие ко 2-му изданию
    Введение
    Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности
    1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии
    1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности
    1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей
    Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
    2.1. Полезависимость/поленезависимость
    2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности
    2.3. Узость/широта категории
    2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль
    2.5. Толерантность к нереалистическому опыту
    2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль
    2.7. Сглаживание/заострение
    2.8. Импульсивность/рефлективность
    2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация
    2.10. Когнитивная простота/сложность
    2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных исследованиях
    Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
    3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей
    3.2. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей
    Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности
    4.1. Традиционные критерии разграничения стилей и способностей
    4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности
    Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей
    5.1. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение
    5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
    Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности?
    6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности
    6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей и интеллекта
    Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности
    7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей
    7.2. Когнитивные стили и свойства личности
    7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей с познавательной направленностью личности
    7.4. Объяснение причин индивидуального поведения в контексте стилевого подхода
    Глава 8. Виды познавательных стилей
    8.1. Уровни стилевого поведения
    8.2. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения319
    Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности
    9.1. Определение понятия «стиль учения»
    9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения
    Заключение
    Именной указатель
    Предметный указатель
    Список литературы

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Когнитивные стили - О природе индивидуального ума - Холодная М.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    2-ое изд, перераб. и доп., СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

    Предисловие ко 2-му изданию ........................................................................................5

    Введение ..................................................................................................................................8

    Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу

    индивидуальных различий в ..... 15

    1.1. Основные этапы становления понятия «стиль»

    в психологии ............................................................................................. 15

    1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении

    интеллектуальной деятельности ....................................................... 23

    1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей ......................... 38

    Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных

    стилей..................................................................................................................... 45

    2.1. Полезависимость/поленезависимость ........................................... 46

    2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности ................................ 60

    2.3. Узость/широта категории .................................................................... 65

    2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль ............................. 68

    2.5. Толерантность к нереалистическому опыту ................................. 71

    2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль ..................................... 74

    2.7. Сглаживание/заострение..................................................................... 78

    2.8. Импульсивность/рефлективность ................................................... 79

    2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация ............................... 83

    2.10. Когнитивная простота/сложность ................................................... 87

    2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных

    исследованиях .......................................................................................... 93

    Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей ....................................... 99

    3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций

    в изучении когнитивных стилей ....................................................... 99

    3.2. ... 114

    Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов

    интеллектуальной деятельности .............................................................. 128

    4.1. Традиционные критерии разграничения стилей

    и способностей ....................................................................................... 128

    4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых

    и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности ........................................................................................... 153


    4_________________________________________Оглавление

    Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ............. 161

    5.1. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение .............. 161

    5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления»

    полюсов когнитивных стилей .......................................................... 192

    Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие»

    способности? .................................................................................................... 224

    6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности ....... 224

    6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей

    и интеллекта ............................................................................................ 245

    Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности........................ 255

    7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных

    стилей......................................................................................................... 255

    7.2. Когнитивные стили и свойства личности .................................... 265

    7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей

    с познавательной направленностью личности ........................... 280

    7.4. Объяснение причин индивидуального поведения

    в контексте стилевого подхода......................................................... 286

    Глава 8. Виды познавательных стилей ................................................................... 294

    8.1. Уровни стилевого поведения............................................................ 294

    8.2. Персональный познавательный стиль как результат

    интеграции разных уровней стилевого поведения................... 319

    Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности ............................... 325

    9.1. Определение понятия «стиль учения» ......................................... 325

    9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения ...... 340

    Заключение ......................................................................................................................... 359

    Именной указатель.......................................................................................................... 363

    Предметный указатель ..................................................................................................364

    Список литературы ......................................................................................................... 367


    М. А. Холодная

    Когнитивные стили. О природе индивидуального ума

    Учебное пособие

    Некоторые думают, что стиль – это фантазия. В действительности стиль – это правда. Даже если моя правда заключается в том, чтобы слушать, как кричат динозавры…

    Рэй Брэдбери

    © М. А. Холодная, 2002

    Введение

    Эта книга посвящена одной из наиболее актуальных в современной психологии проблем – проблеме природы когнитивных стилей, под которыми принято понимать присущие человеку индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении. По сути дела, стилевой подход – это первая в истории психологии попытка анализа особенностей устройства и функционирования индивидуального ума. Каждый человек, о котором можно сказать, что он умен, умен на свой лад – эта констатация бесспорна, ибо она очевидна (достаточно бросить внимательный взгляд на окружающих нас людей). Но что мы знаем о психических механизмах индивидуального своеобразия склада ума? К сожалению, таких знаний пока слишком мало. Именно поэтому проблематика когнитивных стилей – ее история, идеология, феноменология, характер эволюции основных теоретических представлений и т. д. – представляет особый интерес для современной психологии.

    Несмотря на достаточно длительную историю стилевого подхода, психология когнитивных стилей остается мало разработанной областью исследований, до сих пор находящейся скорее в стадии своего становления. И как растущий ребенок каждый раз удивляет родителей неожиданно появляющимися новыми чертами характера или способностями, так и психология когнитивных стилей по мере своего развития поражает исследователей развертывающимися новыми ракурсами анализа психологических основ человеческого познания (как, впрочем, и острейшими противоречиями – о них также пойдет речь в этой книге).

    В психологической науке изучение познавательной деятельности традиционно связывалось с исследованием особенностей работы человеческого интеллекта – единственного психического механизма, который отвечает за переработку информации об окружающей действительности и ее воспроизведение в индивидуальном сознании в виде познавательных образов той или иной степени полноты и сложности.

    На протяжении последних ста лет психологические теории интеллекта разрабатывались в рамках общей психологии. Соответственно они были ориентированы на выявление и формулирование общих закономерностей познавательной психической деятельности. Именно эти закономерности были предметом дальнейшего психологического анализа. Что касается индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности (индивидуальной специфики приемов переработки информации, своеобразия способов решения задач, присущих конкретному человеку, и т. д.), они долгое время игнорировались, ибо рассматривались как своего рода артефакты, досадные отклонения от «закономерного» хода познавательного отражения и интеллектуального развития в целом.

    Например, в теории интеллекта Ж. Пиаже, описывающей стадии интеллектуального развития в дошкольном и школьном возрастах, индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности не учитывались в силу того, что в этом не было концептуальной необходимости. Более того, с точки зрения общих закономерностей формирования интеллекта, индивидуальные различия между детьми одного и того же возраста вообще не должны иметь места, поскольку на одной и той же стадии интеллектуального развития разные дети должны демонстрировать одни и те же способности. На самом деле дети одного возраста, находящиеся на определенной стадии развития, по-разному проявляли свои интеллектуальные возможности по отношению к решению разных задач. Не менее странными в рамках теории Пиаже выглядели индивидуальные различия между детьми разного возраста: некоторые дети более старшего возраста не проявляли «теоретически ожидаемых» способностей, тогда как дети более младшего возраста порой обнаруживали способности, которые у них еще не должны были сформироваться.

    Индивидуальная динамика интеллектуального развития – вот та феноменология, которая оказалась за границами описанной Пиаже объективно существующей последовательности стадий формирования интеллекта.

    Аналогично, в теории интеллекта Г. Айзенка в качестве основного выступало положение о том, что скорость переработки информации является условием успешности интеллектуальной деятельности в ситуации решения задач. Эта общая закономерность действительно подтверждается на уровне корреляционного анализа показателей «ментальной скорости» и результативности выполнения тестов интеллекта. Однако анализ результатов отдельных испытуемых показывает, что на правильные ответы – сравнительно с неправильными – затрачивается больше времени (Hunt, 1980). В ряде исследований было продемонстрировано, что испытуемые, склонные к замедленному темпу поиска решения (представители рефлективного когнитивного стиля) – в отличие от испытуемых, склонных быстро принимать решения (представителей импульсивного когнитивного стиля), – характеризуются бо́льшей интеллектуальной продуктивностью, в том числе в условиях решения тестовых задач (Холодная, 1992).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!