Колонна марка аврелия в риме, италия. Колонны рима

Рим – это поистине «вечный город». С каждым годом он становится все более красивым, изящным и популярным. Люди со всего мира мечтают хотя бы несколько дней провести в обстановке, где со всех сторон веет древностью. Практически каждое сооружение и каждая достопримечательность в этом городе – это цела история, достойна внимания. Кроме того, количество таких мест увеличивается, ведь историки и археологи находят все новые и новые памятки истории и культуры.

Одной из таких памяток является Колонна Марка Аврелия, которую не оставляют без внимания почти все туристы. Это достопримечательность уже с первого взгляда захватывает дух. Чем же она такая удивительная? Поговорим об этом в этой статье.

Историческая справка Колонны Марка Аврелия в Риме

Колонна Аврелия (Columna de Marco Aurelio) «родилась» в 180 году в память об императоре и философе Марке Аврелие, который правил Римской империей на протяжении более 20 лет. Инициатором сооружения данной памятки стал Сенат, который хотел увековечить память об Аврелие. Также некоторые источники указывают на то, что колонну соорудили по приказу его сына Коммода. Прототипом этой колонны стала Колонна Траяна, вот только новая памятка не была такой изящной.

В свое время Марк Аврелий одержал победу в Марокканской войне над сарматскими и германскими племенами, и в честь этого события была установлена эта памятка. Кстати, иногда можно услышать, что ее называют Колонной Антонинов, ведь Марк Аврелий был из этого рода.

Вверху новосооруженной достопримечательности установили статую Марка Аврелия, но спустя полтора тысячелетия ее потеряли. Тогда в 1589 году в период реставрации вместо ее установили статую Апостола Павла по инициативе Папы Сикста V. Скульптуру Святого Павла создал известный скульптор Доменико Фонтана. После этого на пьедестале изменили надпись и назвали ее Колонной Антония Пия. При этом ее опустили в землю примерно на 3 метра.

В древние времена, когда колонна была не такая старая, существовало развлечение, кто быстрее всех выберется на верхушку колонны с помощью винтовой лестницы, которая состоит из 203 ступенек. Позже, в период Средневековья, подъем на лестницу стал настолько популярным, что в городе проводили аукционы, где продавали право подъема площадку обозрения.

Описание Колонны Аврелия в Риме

Высота дорической колонны Марка Аврелия составляет почти 42 метра вместе с пьедесталом, а ее диаметр – 3,7 метра. Колонну построили из 27 блоков каррарского белого мрамора, привезенного в Рим из Америки.

К сожалению, на сегодняшний день лестница внутри колонны закрыта, но освещение происходит через маленькие прорезы между блоками. Туристы и местные жители не могут увидеть безумно красивую панораму, которая открывается с нее.

По сравнению с Траянской колонной, Колонна Аврелия обладает большей экспрессивностью. На ней четко выражена игра света и тени благодаря более углубленной резьбе. На барельефах можно увидеть эпизоды из походов и сражений великого императора, при этом головы более увеличены, что позволило как можно точнее передать выражение лиц. Соответственно, туловища, одежда и оружие менее прорисованы.

Где находится Колонна Аврелия и как к ней добраться

Колонна Аврелия находится на площади Пьяцца Колонна. Она является наиболее высокой колонной в Риме, поэтому ее видно со многих улиц. Колонна Аврелия расположена неподалеку от и Палаццо Людовизи, поэтому если будете где-то неподалеку от этих мест, то вы ее обязательно увидите.

Как добраться:

  • Добраться до колонны можно на , выйдя на станции Spagna линии В.
  • Также можно заказать или поймать такси и доехать до этого места максимально комфортно и быстро.

Адрес: Piazza Colonna, Roma, Италия

Колонна Марка Аврелия на фото

Ниже вы можете посмотреть колонну и ее рельефы на фото.

2,931 просмотрели

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и . Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и . Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?


Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена императора Траяна (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus ). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

  • Адрес: (лат. Forum Traiani), Via dei Fori Imperiali
  • Сайт: www.stoa.org

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).


В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и .

  • Официальный сайт: mv.vatican.va
  • в музеи Ватикана

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)


Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna) , названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)


Колонна Фоки - это завершающая точка в строительстве (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)


Данный монумент является частью достопримечательностей (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini), а построенный - Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить и .

Начиная с декабря 1953 г. ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу Сонькин Виктор Валентинович

Колонна Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия

Район Рима, включающий Пьяцца Капраника, площадь с обелиском Августа и Палаццо Фиано, где был найден Алтарь мира, называется «Колонна». Такое название он получил в честь колонны, которая стоит на Пьяцца Колонна. Это триумфальный памятник, воздвигнутый в конце II века н. э. в честь побед императора Марка Аврелия над варварскими племенами в северных краях.

Образцом для колонны Марка Аврелия, разумеется, служила колонна Траяна. Но историки искусств не устают подчеркивать различие между этими двумя монументами. Они похожи: обе сделаны из гигантских барабанов каррарского мрамора, поставленных один на другой; по обеим вьется рельефная лента, изображающая сражения римской армии с варварами в ходе двух кампаний. Внутри обеих - винтовая лестница, освещенная узкими окошками; на обеих стояли бронзовые статуи соответствующих императоров, а в конце XVI века папа Сикст V установил на каждой статую апостола: святого Петра на колонне Траяна, святого Павла на колонне Марка Аврелия. На колонне Марка Аврелия, как и на ее образце, первая и вторая кампании разделены фигурой богини Победы со щитом (на десятом завитке, со стороны Корсо). Обе пострадали от времени, но колонна Марка Аврелия - больше: в нее ударяли молнии, ее трясли землетрясения, и, поскольку металлические скрепы давно пропали, «барабаны» сдвигались относительно друг друга, образуя в ряде мест несовпадающие изображения.

На этом сходства заканчиваются, и начинаются различия. Технологические: рельеф на колонне Марка Аврелия гораздо более высокий, чем на колонне Траяна. Художественные: изображения более схематичные, у персонажей головы слегка увеличены по сравнению с телом. Наконец, главные, тематические: колонна Марка Аврелия показывает войну как гораздо более жестокое и кровавое занятие. На Траяновом рельефе едва ли не самый распространенный мотив - строительство: моста через Дунай, оборонительных сооружений, лагерей. На Аврелиевой колонне сцен строительства всего две, а битв - несравненно больше. Если Траяновы варвары-даки показаны как слабые, но достойные противники, то германцы и сарматы почти нигде не оказывают осмысленного сопротивления: они в панике бегут, сжимаются от страха, им отрубают головы (в том числе один раз - явно по личному приказу императора). Насилие по отношению к мирному населению - тема, которой почти нет на колонне Траяна, - тоже занимает важное место: римские легионеры тащат за волосы варварских женщин, вырывают из их рук детей, жгут деревни. Наконец, если долгая череда картин на колонне Траяна заканчивается изображением мирно пасущегося оленя, на колонне Марка Аврелия в конце тоже высечено четвероногое животное, но такое несуразное и причудливое, что его видовую принадлежность определить невозможно.

Пьяцца Колонна. Гравюра XVIII века.

Романтические искусствоведы прошлого пытались объяснить эти эстетические различия разницей характеров двух императоров, но сталкивались с определенными сложностями. В конце концов, Марк Аврелий был единственным властелином Рима, который оставил потомкам большое философское сочинение на греческом языке. В западной традиции оно обычно называется «Медитации», а по-русски его принято переводить по греческому подзаголовку, который придумали позднейшие переписчики, - «К самому себе» (иногда также «Размышления»). Из этих довольно темных записок вырисовывается портрет императора-стоика, который заботится лишь о том, чтобы не нарушить нравственный закон.

Но к концу II века н. э. Римская империя была уже не так благополучна, как сотней лет раньше. Впервые со времен Ганнибала варвары угрожали вторжением в Италию. Границы, которые Траян расширил, а Адриан зафиксировал, стали постепенно проседать. По всей империи прокатилось несколько эпидемий, по совокупной силе почти сопоставимых с «черной смертью» середины XIV века, когда в Северной Европе вымерло до половины населения. Налаженная система коммуникаций - дорог, морских путей, перевалочных пунктов, военных лагерей, - которой римляне по праву гордились, в сложной эпидемиологической обстановке работала на болезнь, а не против нее. В общем, времена были жестокие, и Марк Аврелий, несмотря на философские занятия и общее благодушие, провел значительную часть своего правления в военных походах. Один из биографов, отмечая великодушие императора, пишет, что ни один сенатор не был казнен по его прямому приказанию - комплимент довольно сомнительный.

Тем не менее, пытаясь разрешить противоречие между кровожадностью рельефов и характером императора, исследователи предполагали, что колонна была возведена после смерти Марка Аврелия его сыном Коммодом, которого в мягкосердечии заподозрить было трудно. Не исключено, что так и было: сохранилась надпись 193 года н. э. (то есть после смерти не только Марка Аврелия, но даже и Коммода), в которой императорский вольноотпущенник гордо сообщает о том, что его назначили смотрителем колонны и для этой цели разрешили построить домик на общественной земле рядом с памятником. С другой стороны, объяснять художественные особенности чего бы то ни было личными свойствами заказчика - идея очень романтическая, но не всегда плодотворная.

Рельефы на колонне Марка Аврелия ознаменовали переход от классического стиля к стилю поздней античности - а от него уже оставался лишь шаг до средневековых канонов, когда реализм и знание анатомии отступили на задний план перед символизмом и благочестием.

В каком архитектурном соседстве колонна стояла в античности - совершенно неизвестно. Возможно, за ней располагался храм обожествленного Марка Аврелия и его жены Фаустины (Фаустина следовала за мужем в ходе военных кампаний, получила от солдат прозвище «Мать лагерей» - Mater castrorum - и умерла тоже в походе, в Каппадокии). Во всяком случае, под Палаццо Ведекинд на Пьяцца Колонна обнаружили остатки мраморного потолка, который мог быть потолком храма.

Пьедестал колонны к эпохе Возрождения частично погрузился в землю, и когда его расчищали, рельеф на нем стесали полностью, заменив надписью о реставрации времен папы Сикста V. Часть пьедестала по-прежнему скрыта под землей, а еще ниже, вероятно, к нему ведут каменные ступени - но их с античных времен еще никто не видел.

Буквально в двух шагах от этого памятника стояла еще одна колонна, посвященная апофеозу, то есть обожествлению, императора Антонина Пия. В отличие от колонн Траяна и Марка Аврелия, она не была украшена рельефом, а представляла собой простой гранитный ствол на резном постаменте, увенчанный статуей императора. К XVIII веку постамент погрузился глубоко под землю и только обломок колонны торчал над мостовой. В ходе строительных работ постамент раскопали и колонну хотели восстановить, но не успели - она пострадала от пожара и оставила память о себе только в виде материала, пошедшего на реставрацию Августова обелиска.

Между тем постамент произвел на публику сильное впечатление. С одной стороны он был украшен надписью, с двух других - весьма динамичной сценой, на которой римские всадники совершали торжественный объезд погребального костра (такая процедура называлась decursio ). На четвертой стороне разместилось изображение апофеоза - вознесения духа императора на небо. На земле за этим наблюдала аллегорическая фигура, изображающая Марсово поле - в обнимку с обелиском Августа.

Ватиканский Кортиле делла Пинья - часть Бельведерского дворца - хранит несколько знаменитых древних артефактов. Во-первых, это, конечно, сама гигантская бронзовая шишка (pigna) . Когда-то она украшала фонтан на Марсовом поле, возле храма Исиды, - в честь нее тот небольшой квадратный район Рима, в котором находится Пантеон, по сей день называется «Пинья». До того как прописаться в Бельведерском дворце, она некоторое время простояла перед старой базиликой Святого Петра, где ее видел Данте («Лицом он так широк и длинен был, / Как шишка в Риме близ Петрова храма» 1 ).

Павлины - копии птиц, стоявших перед входом в Мавзолей Адриана (оригиналы - внутри Ватиканских музеев). Львы - наоборот, подлинные египетские скульптуры, копии которых украшают фонтан Аква Феличе неподалеку от Терм Диоклетиана.

Кортиле делла Пинья. Рисунок XIX века.

Пьедестал некоторое время простоял на Пьяцца Монтечиторио рядом с тем самым обелиском, а потом его забрали в Ватиканские музеи. Там он долго занимал почетное место в знаменитом Кортиле делла Пинья («дворике шишки»), откуда был перемещен ко входу в Ватиканскую картинную галерею.

Аква Вирго

Большинство фонтанов Марсова поля подсоединены к акведуку, который называется «Аква Вирго». Это один из немногих акведуков Рима, действовавших на протяжении всего средневековья. К эпохе Возрождения его напор превратился в тоненькую струйку, но когда в xv веке папа Николай V решил возобновить работу акведука, он смог это сделать без особых усилий. Акведук был построен Агриппой около 19 года до н. э., чтобы обеспечить водой комплекс новых бань неподалеку от Пантеона. По легенде, источник воды его солдатам подсказала юная девушка, в честь которой водопровод и был назван. При общей протяженности в 20 километров разница в уровне между исходной и конечной точкой составляла всего четыре метра - свидетельство невероятной точности и мастерства римских инженеров. Большая часть акведука пролегала под землей. Одну из его поддерживающих арок можно увидеть - намного ниже современного уровня земли - за решеткой во дворе дома № 14 по Виа дель Назарено. Арка сделана из травертина в нарочито грубой манере, характерной для времен императора Клавдия. Мощь Аква Вирго хорошо видна в бурных водах самого известного римского фонтана - фонтана Треви. На правой части его фасада есть рельеф с изображением солдат Агриппы и той девушки, которая указала им источник.

Один из резервуаров Аква Вирго рядом с Испанской лестницей. Гравюра XVII века.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Колонна Траяна (113 г.) Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Конная статуя Марка Аврелия (170 г.) На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию - единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Пятая колонна С испанского: Quinta columna.Принято считать, что это выражение из выступления по радио (осень, 1936) испанского генерала Эмилио Мола (1887-1937), который в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) возглавлял наступление мятежников-франкистов на республиканский Мадрид.

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Железная колонна Сторонники теорий, по которым земляне неоднократно контактировали с инопланетянами, в качестве одного из примеров, подтверждающих их правоту, часто упоминают колонну V века из чистого железа, стоящую в индийской столице. Они утверждают, что, используя

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Вандомская колонна Вандомская площадь (Place Vendome), ранее площадь Людовика Великого (Place Louis le Grand) – одна из «пяти королевских площадей» Парижа. Она была сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовика XIV, а название получила от дворца Сезара

Из книги автора

Колонна Фоки Последним античным памятником Форума традиционно считается Колонна Фоки - хотя год ее возведения, 608-й, можно уже отнести к раннему средневековью. Эта одиноко стоящая коринфская колонна всегда была заметным ориентиром на Форуме, даже когда он служил

Из книги автора

Колонна Траяна Зато колонна Траяна хорошо сохранилась и стала одной из главных достопримечательностей Рима. Она представляет собой гигантский двухчастный комикс, посвященный завоеванию Дакии - причерноморской области в нижнем течении Дуная, что примерно

Из книги автора

Из книги автора

От Марка святое благовествование (Евангелие от Марка) 761 Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Мк. 1:7 (Иоанн Креститель об Иисусе); также: Ин. 1:27 762 Суббота для человека, а не человек для субботы. Мк. 2:27 В Талмуде.

Колонна Марка Аврелия – одна из нескольких триумфальных колонн в Риме. Расположена на площади Пьяцца Колонна. Это дорическая колонна со спиральным рельефом – она была построена в честь римского императора Марка Аврелия. Но, поскольку оригинальная посвятительная надпись не сохранилась, неизвестно была ли колонна создана в период правления императора или уже после его смерти в 180 году. Достоверно известно лишь то, что в 193 году она уже существовала.

Колонна Марка Аврелия некогда стояла в центре площади в северной части Марсова поля. Площадь эта располагалась либо между храмами Адриана и Марка Аврелия (от последнего ничего не сохранилось), либо в пределах храма последнего. Неподалеку находится место, где состоялась церемония кремации императора.

Ствол колонны достигает 29,62 м в высоту и стоит на основании высотой чуть больше 10 м. основание в свою очередь изначально покоилось на еще одной платформе высотой в 3 м (после реставрации 1589 года эта платформа оказалась погребенной под землей). Сама колонна состоит из 27 или 28 блоков каррарского мрамора. Внутри она полая. Спиральный рельеф иллюстрирует историю Маркоманских войн, в которых Марк Аврелий принимал участие со 166 года вплоть до своей смерти. История начинается с переходом армии через Дунай. Точная хронология тех событий неизвестна. Здесь же можно увидеть сюжет так называемого «чудесного дождя», когда боги в ответ на молитву императора о спасении армии посылают ужасный шторм. В Средние века попытки взобраться на колонну были столь популярны, что за это даже брали деньги. Правда, сегодня так делать уже нельзя.

В 1589 году по приказу Папы Римского Сикста V была проведена реставрация колонны, в ходе которой на ней была установлена бронзовая статуя апостола Павла. В ходе той же реставрации были убраны поврежденные рельефные изображения. Ныне колонна Марка Аврелия служит центральным элементом площади перед Палаццо Киджи.

С 176 по 193 годы Римской империей правил император Марк Аврелий. Кроме политической славы он стал известным благодаря его стремлению к размышлениям и философствованию. С подобным увлечением ему удалось даже написать книгу, где он выразил свои взгляды на сущность мира. Среди основных мотивов его мыслей видна тревога за скорый развал великой империи.

История и описание колонны Марка Аврелия

«Время человеческой жизни миг; ее сущность - вечное течение: ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа - недостоверна»

В честь победы над маркоманнами и германцами была возведена колонна Марка Аврелия в Риме, называемая также колонной Антонина, так как император принадлежал к роду Антонинов.

Колонна напоминает знаменитую колонну Траяна , но в ее беломраморных рельефах замечен мотив упадка, как бы переданный мастерам от идей императора. Рельефный рассказ вроде бы и повествует об истории славной победы, но образы предвещают будущее крупное поражение. Римляне хоть и победили, но выглядят уставшими, а в глазах поверженных германцев видна искра ненависти и желания мести. Через какую-то сотню лет этим варварам удастся совершить задуманное, и Великая империя падет, навсегда потеряв свое могущество. Сам рельеф за счет более глубокой резьбы точнее отражает игру света и тени. Лица увеличены и детальнее отражают состояние героев, а вот детализация оружия и брони по сравнению с траянским прототипом упала.

Рельеф

До 1588 года вершину колонны украшала статуя самого Марка Аврелия из бронзы. Позже по инициативе папы Сикста V ее заменили статуей Св. Павла. Во время этой же реставрации в надписи на пьедестале была сделана ошибка - работу назвали колонной Антонина Пия.

Пьедестал

За много веков колонна Марка Аврелия просела в землю на целых 5 метров, причиной этому стала и описанная выше реставрация. Но даже в таком виде она является самой высокой колонной в Риме. Высота этого сооружения составляет 42 метра, из них 10 метров занимает пьедестал. Диаметр ствола, выполненный из каррарского мрамора, достигает почти 4 метров. Внутри колонны расположена лестница с 200 ступенями, ведущая на обзорную площадку, с который открывает красивый вид на великий город.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!