Комплекс индивидуальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Постановка и автоматизация звука К

Вид занятия: коррекция звукопроизношения + изодеятельность.

Тема занятия. Закрепление Звука Л в слогах, в словах. Рисование дома.

Цель: автоматизировать звук Л в слогах и в словах в середине слова и на конце слов.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально - волевую сферу.

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «строительство»;
  • уточнить артикуляцию звука Л;
  • формировать навыки чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: зеркала, профиль артикуляции звука Л, игрушка - клоун, картинки с изображением строительных инструментов и домов, бумага, карандаши, тренажер Базарного, слоговая таблица со звуком Л.

Ход занятия

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, коррекция психофизических функций.

2.1. Проверка домашнего задания.

Произнесите стихотворение, которое учили наизусть дома.
Приложение 1.

Дети читают стихотворение.
Логопед следит за правильным произношением.

Выяснить, на сколько скорригировано произношение звука л в словах.

2.2 Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.
Приложение 2

Какие звуки встречались в отгадках? (л и ль).
В каких словах звук Л твердый?

Отгадывают загадки. Четко произносят отгадки.

Называют слова: молоток, пила, сверло

Привлечь детей, вызвать интерес к занятию.

Развивать фонематический слух.

2.3. Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.

Чтение слоговой таблицы.

Сегодня у нас необычное занятие.
Угадайте, кто пришел к нам в гости.
В цирке он смешнее всех.
У него - большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун.)
Будем помогать нашему герою Клоуну - Чудаку
(Приложение 3)
строить дом и нам понадобятся инструменты.
Чтобы у нас все хорошо получалось, сначала произнесем слоги со звуком Л.
(Приложение 4)

Какие бывают строительные инструменты (Приложение 5) и для чего они нужны?

Дети вспоминают артикуляцию произношения звука Л, читают слоговые таблицы.
Дети отвечают.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука Л.

Закрепляют артикуляцию звука, правильное произношение.

Изображение дома.

Физминутка.
Упражнение на синхронизацию движений со словом.

Клоун - Чудак собрался строить дом. Расскажите, какие материалы и инструменты ему могут пригодиться?

Давайте вспомним, как называется украшение на крышу?
- Как называется украшение под крышу?
- Как называется украшение на окна?
- Посмотрите внимательно на дом. Как вы думаете, в какой стране строили именно такие дома? Почему?
- Верно. Только в России. Только в России придумали такие красивые названия для элементов украшения домов: наличники, полотенца, конек.
Нарисуйте дом.

«Строим дом»

Движения с речевым и мимическим сопровождением
Приложение 6

Дети вспоминают, какие бывают дома (одноэтажные и многоэтажные).
С чего нужно начинать строительство?
Из чего строят дома?

Дети рисуют дом, соблюдая правила наброска, штриховки, изображения контурных линий.
Дети выполняют упражнения.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Развивать мелкую моторику,
чувство цвета, формы, композиции, чувство прекрасного, художественные способности детей,
воспитывать любовь к изобразительной деятельности, пополнять активный словарь новыми словами: наличники, полотенца, конек.

Преодолевать речевые нарушений путем развития восприятия и коррекции речевой патологии, двигательной сферы, координации движений.

2.4. Закрепление изученного материала.

Автоматизация звукопроизно-шения Л в конце слова.

Зрительная гимнастика по тренажеру Базарного
Приложение 7

Какие бывают строительные инструметы? (демонстрирую изображение различных инструментов). В каких словах есть твердый звук Л, в каких мягкий. Распределите картинки в группы.

Я буду называть слова - действия, а вы произносить слова действия мужского рода, единственного числа.
я строила-
я пилила
я колола
я мерила
я копала
я сверлила
я смотрела

Дети называют предметы, правильно проговаривая слова.
Работают в парах, распределяя предметы в 2 группы:

  1. С мягким л;
  2. С твердым л.

Дети произносят:
я строил
я пилил
я колол
я мерил
я копал
я сверлил
я смотрел

Дети направляют взгляд по указанным стрелкам и слушают инструкцию.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Закрепляют правильное произношение

Закрепить правильное произношение звука Л в конце слова.

Соблюдать режим охраны зрения.

2.5. Контроль знаний и умений.

Посчитаем молотки и пилы до 6.

Дети считают:
1 пила, 2 пилы и т.д
1 молоток, 2 молотка и т. д

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Л в словах.

3. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Какому герою мы помогали строить дом?
Какие инструменты нам понадобились?
Какие новые слова мы узнали?

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

Чепоруха Екатерина Владимировна

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

г. Ростова-на-Дону

Учитель-дефектолог

Итоговая работа «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения»

Вид интегрированного занятия: коррекция звукопроизношения + развитие речи.

Учитель-дефектолог - Чепоруха Е.В.

Конспект занятия

Тема : «Весна. Звук С в слогах, словах и словосочетаниях».

Цель : автоматизировать звук С в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи :

коррекционно-развивающие:

корригировать произношение;

корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпические правила произношения, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическую и монологическую речь) через формирование ответа на вопрос полным предложением;

корригировать речевое дыхание;

корригировать и развивать зрительное восприятие;

корригировать и развивать слуховое восприятие;

корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей).

образовательные:

продолжать знакомить детей с признаками весны;

расширять пассивный и активный словарь по теме урока;

систематизировать знания по теме «Весна».

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе и всему живому).

здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

следить за правильной посадкой ребенка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения;

чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: символы звуков, таблички со словами, картинный материал, компьютер, презентация по теме «Весна», гнездо с птенцами (макет).

Ход занятия :

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I . Оргмомент. Традиционный.

Логопед приветствует ребенка в стихотворной форме.

Ребенок отвечает на приветствие.

Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II . 2. Актуализация знаний.

Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку, где изображено время года и весна.

Ребенок складывает картинку и называет изображенное время года

Актуализировать знания по теме занятия.

Привлечь внимание и вызвать интерес у ребенка.

III . 3. Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает, что сегодня на занятии он и ребенок будут правильно говорить звук С.

Логопед предлагает посмотреть на компьютере изображение весны и послушать пение птиц, а затем вспомнить названия перелетных птиц.

Логопед предлагает ребенку образовать однокоренные слова от слова скворец и подобрать к ним признаки (с опорой на таблички).

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук С.

Ребенок слушает пение птиц.

Ребенок называет перелетных птиц.

Ребенок называет новые слова: скворчонок, скворчиха, скворчата. К словам подбирает определения: черный скворчонок, заботливая скворчиха, голодные скворчата.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука С.

Развивать связную устную речь.

Развивать слуховое восприятие. Расширять активный и пассивный словарь.

Формировать навык словообразования и составления словосочетаний.

Игра «Угадай, где предмет»

Учитель-логопед

МБДОУ № 172 г. Иркутска

Милашевская Надежда Валерьевна

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».

Тема: Звук Р

Этап: автоматизация звука в словах (в начале слова)

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;

Упражнять в выделении звука из состава слова;

Совершенствовать умение определять место звука в слове;

Развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;

Развивать навык слогового анализа;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;

Развивать память, внимание, мыслительные процессы;

Коррекционно — образовательные:

Продолжить знакомить детей со звуком Р ;

Развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;

Продолжить учить делению слов на слоги;

Работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;

Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р

1. Орг. момент.

–Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

(звук Р )

2. Объявление темы занятия.

Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р .

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка» ,

потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.

Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

«Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)

«Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)

в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»

г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»

д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.

е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….

ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим,как колеса стучат громко ттттттт……

з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»

4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

–Как рычит тигр ррррр….

Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,

Воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),

Звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,

Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)

5.Автоматизация звука в словах.

а) Д/и «Повтори, не ошибись»

Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-

Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).

Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р )

Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р ? (в начале слова)

б)Д/и «Слушай и называй»

Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке

в)Д/и «Прошагай слово»

Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.

г)Д/и «Угадай, где предмет»

На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.

Что над рукой? (Над рукой радуга)

Что под рукой? (Под рукой роза) и т.д.

Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)

Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)

Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.

д) Д/и «Замени слово»

Логопед называет слово,ребенок меняет первый звук на звук Р

Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.

По ходу идет объяснение,уточнение значения слов.

е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).

Логопед называет слова со звуком Р в начале, намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.

(«рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)

7. Итог занятия.

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Молодец, у тебя очень хорошо получалось.

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

(коррекция звукопроизношения + развитие речи)

Провела:

учитель- логопед

Синявская Виктория Александровна

2014 г.

Санкт-Петербург

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С’ в предложениях»

(изучение нового материала)

Цель: научить дифференцировать звуки С и С в предложениях.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать связную устную речь через составление рассказа – описания по схеме;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • коорегировать и развивать слуховое и фонематическое восприятие;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие соразмерности движений) ;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу
  • (навык самоконтроля, усидчивости).

    Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме: « Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме.» ;
  • Уточнить произношение и правильную артикуляцию звуков С и С’;
  • Дифференцировать звуки С и С’ в предложениях.
  • Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
  • Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статистические и динамические задания.
  • Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением зимующих птиц и диких животных (Н.В. Нищева « Зимующие птицы» , « Дикие животные» Книжка- раскраска.- СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003);
  • Игра « У кормушки», фланелеграф;
  • Буквы С(2 шт.), синяя и зеленая фишки для обозначения твердости- мягкости;
  • Сигналы синего и красного цветов;
  • Схема для составления рассказа – описания (Т.А. Ткаченко « Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» , серия « Практическая логопедия», М. 2001);
  • Тетрадь №1 по количеству детей (Н.В. Нищева Тетрадь №1 для подготовительной логопедической группы», СПб, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012)
  • Цветные карандаши
  • Корзинки синего и зеленого цветов,
  • Предметные картинки (сова, лиса, синица, снегирь, гусь, лось)
  • Интерактивный стол.
  • Маски- шапочки диких животный и птиц.
  • Магнитофон (компьютер) с аудиозаписью « Звуки леса».
  • Этапы занятия

    Виды работы на этапе

    Деятельность педагога

    Деятельность ребенка

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  • Организацион - ный момент
  • Организовать детей. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного климата.

  • Основной этап
  • Повторение материала
  • Логопед предлагает назвать первый звук по картинкам и дать характеристику звуков С и С’

    Дети отвечают

    Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звуков и их различии

  • Актуализация знаний
  • «Сигналы»

    Педагог предлагает детям вспомнить, какие животные и птицы со звуками С и С’ живут в лесу, произнести их название, определить, какой звук они услышали и поднять сигнал: твердый звук С- синий сигнал, мягкий звук С’- красный сигнал).

    Дети повторяют слова, определяют звук по твердости- мягкости и поднимают сигнал.

    Закреплять правильное произношение звуков С и С’ в словах. Развивать фонематический слух.

  • Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
  • Интерактивная игра « Дорисуй картинку»

    Составление рассказа – описания о диком животном или зимующей птице через театрализацию

    Логопед сообщает, что вместе они отправятся в лес, где им встретятся дикие животные и зимующие птицы; просит вспомнить названия этих птиц и животных, и дорисовать картинку.

    Логопед предлагает детям «превратиться» в животных и птиц, надев атрибуты.

    Логопед демонстриру-ет схему для составления рассказа – описания задает вопросы.

    Логопед предлагает детям послушать рассказ о своём животном, а затем просит детей попробовать рассказать о животном- птице, которое ему досталось по очереди.

    Дети вспоминают названия диких животных зимующих птиц и дорисовывают картинку.

    Дети надевают маски- шапочки и вспоминают названия животных и птиц.

    Дети отвечают на вопросы, знакомятся со схемой.

    Дети слушают рассказ логопеда, а затем, по очереди составляют свои рассказы.

    Актуализировать знания по теме занятия. Привлечь внимание детей к занятию. Формировать ручную умелость.

    Развивать воображение, внимание, память.

    Развивать связную речь. Формировать навык ответа на вопросы полными предложениями.

    Развивать связную речь. Обогащать словарь по теме. Развивать память.

  • Динамическая пауза.
  • Речедвигательная гимнастика.

  • Закрепление изученного материала
  • Подвижная игра

    « Медведь»

    Д/И «Корзинки»

    Логопед предлагает детям выполнить упражнение вместе, показывая, как следует правильно выполнять движения

    Педагог предлагает детям разложить в корзинки: в синюю корзинку – картинки в названии, которых твердый звук С, в зеленую корзинку – картинку, в названии которых мягкий звук С’.

    Дети проговаривают стихотворе-ние и выполняют движения вместе с педагогом

    Дети отбирают картинки со звуками С и С, называют их и раскладывают по корзинкам

    Развивать общую моторику, кооординиро-вать речь с движением. Развивать творческое воображение.

    Развивать дифференциацию звуков С и С в словах с опорой на картинку. Закрепить правильное произношение этих звуков. Формировать навык ответа полными предложениями

  • Зрительная гимнастика
  • Д/И « Птички»

    Логопед просит детей проследить взглядом за снегирем- « куда села птичка?»

    Дети следят за снегирем, описывая взглядом предметы со звуками С и С’, называют их

    Соблюдать режим охраны зрения. Закрепить правильное произношение звуков С и С’

  • Контроль знаний и умений
  • Работа в тетради (тетрадь №1)

    Логопед раздает детям тетради и просит послушать стихотворение о снегире; просит разукрасить снегиря цветными карандашами.

    Дети выполняют задание в тетради.

    Развивать мелкую моторику.

  • Итог занятия
  • Подведение итогов.

    Оценка деятельности детей

    Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось на занятии, чей рассказ о снегире им больше всего понравился.

    Дети вспоминают, о каких птицах и диких животных шла речь на занятии, с какими звуками играли, в какие игры играли, чей рассказ им понравился больше всего.

    Обобщить полученные знания. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей.


    Синявская Виктория Александровна

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!