Концепция личности в теории самоактуализации а маслоу. Дефициентвые и бытийные ценности

Часто многие отождествляют понятия «самореализация» и «самоактуализация». Однако, если первая продиктована желаниями, исходящими извне, то самоактуализация, о которой говорил Абрахам Маслоу, касается самой природы личности. Вместе со Скотти Хендриксом разбираемся, что кроется за этим понятием и почему самоактуализация — не результат, а бесконечный процесс.

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, высшая потребность человека — самоактуализация. Но достичь этой ступени — задача не из легких.

Сама по себе самоактуализация — благородная цель. Именно ею мотивировано создание гуманистической психологии и благодаря ей издатели ежегодно выпускают миллионы книг по личностному росту.

Тогда как большинство людей знакомы с основными позициями «пирамиды Маслоу», далеко не все в курсе того, с какими проблемами психологу пришлось столкнуться во время ее «выстраивания». Оказалось, что многие люди ошибочно полагали то, что уже прошли стадию самоактуализации.

Как Маслоу узнал о них?

По словам психолога Барри Стивенса, друга Маслоу, когда идея о самоактуализации вышла в свет, произошло кое-что необычное:

«Он (Маслоу) был недоволен реакцией многих людей, когда те узнали о «самоактуализирующихся личностях». Реакция была странной. Я получал множество писем, в которых люди писали: «Я самоактуализированный человек». Маслоу казалось, что он что-то упустил».

Изучив работы психолога, люди стали убеждать своих терапевтов, что они достигли вершины пирамиды. Но сам Маслоу в книге «По направлению к психологии бытия» отметил, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Так что, если бы вы сообщили Маслоу, что вы уже самоактуализировались, это наверняка рассмешило бы его.

Насколько сложно стать самоактуализированным человеком?

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении концепции Маслоу о самоактуализации заключается в том, что она, по-видимому, ограничивается теми, кому выдалось испытать счастье в своей жизни. Рассмотрите его иерархию потребностей: самый низкий уровень — это базовые потребности, а второй уровень — потребность в безопасности для создания комфортных условий жизни. Если вам не достает финансов для удовлетворения первых — вы не можете подняться на второй уровень. О последней ступени тут и говорить не стоит.

Wikimedia Commons

Данный вопрос встал еще задолго до появления «пирамиды Маслоу». Аристотель, чья концепция эвдемонизма Философское учение о том, что человеческое счастье является высшим благом и основанием нравственности человека. имеет очевидные оттенки самоактуализации, открыто говорил о том, что только состоятельный греческий мужчина, который имел достаточную удачу в своей жизни, может «хорошо жить». Другие психологи, обсуждающие вопрос самоактуализации, сталкиваются с подобными проблемами.

Сам Маслоу считал, что любой способен на самоактуализацию. Тем не менее, критериям самоактуализации, по словам Маслоу, соответствовал только один процент учащихся колледжей и образцовые исторические личности. Он понимал, что такое количество людей, заявляющих о своей состоявшейся самоактуализации, указывает на то, что ему не удалось раскрыть концепцию этой потребности должным образом.

Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»?

Многие из них — несомненно, да. Психолог Фриц Перлз, однако, считал, что это недоразумение также может быть связано с понятием самореализации. Самоактуализация — это процесс становления тем, кем вы на самом деле являетесь. Но многие люди думают, что самоактуализироваться — значит стать тем, кем вы себя считаете себя или кем вы хотите стать Но это уже самореализация. Вполне вероятно, что многие из знакомых Стивенса просто реализовали идеальные представления о самих себе.

Маслоу же говорит нам:

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»Козлов Н. «Психологос. Энциклопедия практической психологии». .

Психолог также предупреждал, что самоактуализация не означает, что вы действуете в соответствии с собственными желаниями. Такие действия можно назвать самовыражением, а не актуализацией. Так что едва ли те люди были правы.

Какой итог можно подвести?

Ну, во-первых, вероятно, вы еще не самоактуализировались.

Зато сейчас вы лучше понимаете сложность этой концепции. Людям стоит не только удовлетворять все потребности последовательно, но и быть открытыми и готовыми сделать себя психологически уязвимыми, чтобы встретиться с «настоящим я» и постоянно стремиться к психологическому росту.

Однако о конкретных методиках развития личности в процессе самоактуализации, по представлению психологов гуманистической направленности, говорить не стоит. Что значительно усложняет задачу.

Это действительно нелегко. Самоактуализации невозможно достичь за пару дней, да и в ваш прогресс всегда могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Карл Роджерс, американский психолог, который также работал с концепцией самоактуализации, считал ее не конечной стадией, а бесконечным процессом.

Маслоу пишет:

«…Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации»Маслоу А. «Мотивация и личность» .

Маслоу (50-60-е годы ХХ века): “наиболее высокая потребность человека - потребность в самоактуализации. По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать.

Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен.

Существуют самоактуализированные люди, их черты:

Стремление к реализации своего творческого потенциала

Доброжелательность

Философское невраждебное чувство юмора

Адекватная самооценка

Опыт внешних переживаний.

Пути достижения самоактуализации:

1. неравнодушие к себе, самопознание.

2. умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой.

3. умение делать адекватный жизненный выбор.

4. умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.

5. отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.

Структура потребностей по Маслоу:

Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации

1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.

По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Способы удовлетворения потребностей.

А. Маслоу (1908-1970) родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он окончил Висконсинский университет и после получения докторской степени вернулся в Нью-Йорк, где занимался с психотерапевтами различных школ - А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом, М. Бортхаймером и др.

Маслоу долго болел, и в это время он занимался делами семейного бизнеса, а впоследствии стал теоретиком применения психологии в менеджменте. Сам Маслоу не любил ограничений. И когда говорили, что он - создатель гуманистической психологии, он предлагал убрать определение «гуманистическая». Нужно говорить о психологии. «Не думайте, что я - антибихеви-орист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации. А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

Маслоу писал: «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть человечество». Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Получается, что человеком в полном смысле слова можно назвать только того, кто в максимальной степени развил свои способности. А процесс обучения - это и есть процесс очеловечивания. Ведь ребенок - это то, что сможет стать человеком. А станет он человеком или нет - вот в чем вопрос.

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адаме, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.). В общем, неплохая компания. Других не перечисляю. Они мало известны нашему читателю. Он дал признаки самоактуализирующихся личностей. Их стоит здесь перечислить:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило на основании этого признака. Со сложным человеком просто, с простым - сложно. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему так просто не подойти, то для меня это означает, что он психологически примитивно устроен, раз приходится к нему приспосабливаться, а сам он не может приспособиться к другим. Сложный самоактуализировавшийся человек в общении прост, как японская техника. Нужно только нажать на кнопку.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
А иначе и быть не может. Свойство развивается по механизмам идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
Очень важный признак! Изучая его, я выработал правило, которое не раз выручало меня и моих пациентов: лучше пусть будет неправедная цель, чем неправедное средство. Если средство праведное, оно приведет к коррекции неправедной цели.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
Изучая эту проблему, я пришел к выводу, что лучше иронизировать над собой, а не над другими, и даже разработал методику психосмехотерапии.
14. Самоактуализирущееся творчество.
Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирова-ние любой части культуры.

Маслоу писал: «Нет совершенных людей! И самоактуализирующиеся люди <...> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности на себя - моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними, а не полагаться на то, что принято в обществе. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр.

6. Постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим делать. Большой талант - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.
7. Переходные моменты в самоактуализации - «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит - завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

Жизнь довольно часто скучна. «Пик переживания» - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации - это обнаружение «защит» и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Мой молодой друг, прочтите несколько раз эти положения. Вы сейчас на этапе выбора пути. Я вас агитирую за психологию. Выслушайте меня, но поступите по-своему. Ведь счастье возможно только на пути к самоактуализации. А дальнейшее тоже очень важно.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.
3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.
4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», - говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.
5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и неплохая должность не приносят счастья. Вот тогда и развивается невроз. Кто-то сказал: «Если ангела не выпустить на волю, он становится дьяволом». Я знаю одного врача, которому следовало бы быть поэтом. Это неплохой врач, но поэтический дар рвется наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дня и всем, кто его попросит. Поэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских занятий, что сдерживает его квалификационный рост и не позволяет ему занять более высокую должность.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда они жалуются на то, что не могут прокормить семью.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

Мой молодой друг! У вас сейчас проблема очень высокого уровня! Вы сейчас думаете, куда пойти учиться, т. е. как вам самоактуализироваться. Примите решение сами. Не бойтесь ошибиться. Если вдруг такое случится, исправьте ошибку. Кто-то из великих сказал: «Ошибка - тогда ошибка, когда не исправлена». Примером этому может быть жизнь К. Роджерса.

Самоактуализация

(от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В нек-рых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму , считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора (см. ). Подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Самоактуализация

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. ).

Согласно К. Роджерсу, она - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек - «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

см. Маслоу А . Х .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Самоактуализация

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии - самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация - процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках - по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества... В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что - поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность - «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того - наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме - в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии... Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией - не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Самоактуализация

Термин имеет два главных значеншя. Вопервых, сго можно использовать в контексте мотиваиии, т. е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во вторых, это завершающая стадия развития соигласно теории личности Абрахама Маслоу. Когда человек удовлетворяет все основные потребности (физиологические, потребшость в безопасности и т. д.), он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окруужающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуалшзации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограншчениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектгах своей жизни.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "самоактуализация" в других словарях:

    самоактуализация - самоактуализация … Орфографический словарь-справочник

    Самоактуализация - (от лат. actualis действительный, настоящий) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается… … Википедия

    самоактуализация - сущ., кол во синонимов: 2 актуализация (2) переадаптация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Самоактуализация - процесс развития человеком своих потенциальных способностей. * * * (self actualization) – 1. термин, первоначально введённый автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Американский психолог А. Маслоу (1907-1970) - один из основоположников гуманистической теории, главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражению, к творчеству и любви, в основе которых лежит гуманистическая потребность нести людям добро. Он утверждал, что человеку не свойственны врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд. Напротив, в них заложено инстинкт сохранения своей популяции, что заставляет людей помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присуща здоровому человеку, а в наибольшей степени - выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностях. Прогресс общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовольствием гуманистических потребностей человека.

По А. Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать при определенных условиях. Однако, эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при удовлетворении других потребностей и прежде всего физиологических. Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархия потребностей, согласно Маслоу, включает:

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности;

Потребности в любви и привязанности;

Потребности в признании и оценке;

Потребности в самоактуализации - реализации способностей и талантов.

1. Физиологические потребности. Потребности этого уровня - это потребности физической выживания: в пище, воде, кислородные, сне, активности, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции. Это основные, наиболее сильные и неотложные нужды. Если человек не удовлетворит этих потребностей на каком минимальном уровне, она не будет заинтересована в потребностях высших уровней иерархии. Указанные потребности имеют и такую характерную черту: если одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности отходят на задний план.

2. Потребности безопасности и защиты. К этому уровню относятся потребности в организации, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в отсутствии таких угрожающих сил, как хаос, болезни, страх. Следует подчеркнуть, что условия стабильности, надежности, предсказуемости чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Не менее существенными потребности безопасности является для взрослых здоровых людей. Здоровый человек стремится надежности в работе, условиях зарплаты. Поисками безопасности мотивированы такие действия людей, как создание накопительных счетов, приобретение страховых полисов.

3. Потребности принадлежности и любви Люди остро переживают муки одиночества, отсутствие друзей и близких или социальное отчуждение. Для здорового чувства собственного достоинства человеку очень важно, чтобы ее признавали другие и считали достойным уважения. Любовь является основной предпосылкой здорового развития личности. Маслоу сделал выводы о существовании существенной корреляции между счастливым детством и психическим здоровьем взрослого человека.

4. Потребности самоуважения. Потребности самоуважения Маслоу разделил на две группы: самоуважение и уважение других. Личности важно осознавать, что она достойна самоуважения, может справляться с задачами и требованиями жизни. Второй тип потребностей характеризуется таким категориям, как престиж, признание, репутация, статус, оценка, принятие в социальном окружении. В таком случае для личности важно знать, что то, что она делает, признано и высоко оценивается значимыми людьми. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство уверенности в себе, развивает чувство собственного достоинства и осознание, что личность является полезной и необходимой в этом мире. Маслоу подчеркивал, что здоровая самоуважение основывается на заслуженном уважении других людей, а не на славе, лести или социальном статусе.

5. Потребности самоактуализации, или потребности личного самосовершенствования. Самоактуализация определяется Маслоу как желание человека максимально развить свои способности, вполне развернуть заложенный природой потенциал. В процессе самоактуализации личность становится именно такой, какой она может быть, и достигает вершины своих возможностей.

Одним из самых слабых положений в теории Маслоу является то, что данные потребности находятся в заданной иерархии и "выше" необходимости (например, в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например, физиологические потребности. Не только критики, но и последователи Маслоу доказывают, что очень часто потребность в самоактуализации доминирует и определяет поведение личности, несмотря на то, что ее физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, считает Маслоу. Самоактуализированный личности присущи следующие черты:

o полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

o одобрения других и себя ("Я делаю свое, а ты - свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");

* Профессиональное увлечение любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

* Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

* Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

* Постоянная новизна, свежесть оценок;

* Различия цели и средств, зла и добра (не будь средство подходит для достижения цели);

* Спонтанность, естественность поведения;

* Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, са-моактуализуюча творчество в работе, любви, жизни;

* Готовность к решению новых проблем, к осознанию собственного опыта, настоящего понимания своих возможностей.

Фундаментальной позицией гуманистической психологии является признание приоритетности творческого потенциала человека. Маслоу первый высказал тезис, что творчество является универсальной характеристикой человека, его неотъемлемой сущностью. Творческие способности присущи человеку от рождения. Это естественно для человека в такой же степени, как птицам летать, а деревьям - покрываться листьями. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, для творчества не нужны какие-то особые дарования или навыки. Чтобы быть творческими, нет необходимости писать книги, картины или компоновать музыку. Так делает только небольшое количество людей. Творчество - универсальная функция человека, предусматривает все виды самораскрытия. Творческими могут быть люди любых профессий в своей деятельности и быту. Однако, большинство людей в течение жизни теряют способность к творчеству. Особенно разрушительные факторы творческого потенциала связаны с официальной образованием. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности по теории Маслоу:

o формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "беспомощности");

o создание дефицита благ, в результате чего они становятся первичными потребностями в пище и выживании;

o создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", ощущение вины и стыда за себя;

o создание культа "самокритики";

o сохранение "священных основ" (запрещено даже задумываться над ведущей идеологией)

o формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются в короткие, очень простые выражения, которые легко запомнить).

Теория Маслоу отвечает потребностям современного человека, его стремление к творчеству, к раскрытию своего потенциала, она принимает во внимание положительные аспекты личной жизни и утверждает, что каждый человек обладает потенциалом внутреннего развития и самосовершенствования.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!